астор пьяццолла биография кратко

Астор Пьяццолла: «Аргентинский Отец Танго»🇦🇷

астор пьяццолла биография кратко. Смотреть фото астор пьяццолла биография кратко. Смотреть картинку астор пьяццолла биография кратко. Картинка про астор пьяццолла биография кратко. Фото астор пьяццолла биография кратко

Астор Пьяццолла (исп. Astor Piazzolla) — известный аргентинский музыкант, яркий композитор второй половины ХХ в., вписавший оригинальную страницу в развитие музыкального искусства; родоначальник стиля, получившего название «Танго нуэво» (исп. Tango Nuevo).

Прославился, как непревзойденный мастер игры на бандонеоне (исп. Bandoneon — музыкальный инструмент, разновидность гармоники), свои произведения он часто исполнял с различными музыкальными коллективами. В Аргентине Пьяццолла более известен, как «El Grand Astor» («Великий Астор»).

Являясь аргентинцем по национальности, А. Пьяццолла смог поднять Танго до уровня высокохудожественного музыкального произведения; его талантливые сочинения значительно обогатили танцевальный жанр, представив его в современном ключе, вобравшем элементы классической и джазовой музыки. Пьяццолла прожил яркую творческую жизнь (1921-1992 гг.), к концу своего жизненного пути он приобрел огромную популярность как композитор и исполнитель в Америке и во многих странах Европы.

Если Россия, то Пушкин, если Буэнос-Айрес, то Хорхе Луис Борхес, если Танго, то – Пьяццолла!

Биография. Детские годы

Астор Пьяццолла родился 11 марта 1921 г. в курортном аргентинском городе Мар-дель-Плата (исп. Mar del Plata), в семье итальянских эмигрантов: его дед переселился из Трани (итал. Trani; небольшой город на Адриатическом побережье юга Италии) в конце XIX в., а родители, Асунта Манетти и Висенте Пьяццолла, родились уже в Аргентине.

астор пьяццолла биография кратко. Смотреть фото астор пьяццолла биография кратко. Смотреть картинку астор пьяццолла биография кратко. Картинка про астор пьяццолла биография кратко. Фото астор пьяццолла биография кратко

В 1925 г. семья переехала в Нью-Йорк в поисках лучшей жизни в большом городе. Они поселились в Гринвич-Виллидж (англ. Greenwich Village; район на западе Нижнего Манхэттена), затем в 1930 г. перебрались в Маленькую Италию, где отец семейства открыл ломбард.

Позже Астор Пьяццолла вспоминал: «Это было время разрухи и мафии: я больше болтался по улицам, чем посещал школу. Тогда моими кумирами были Дюк Эллингтон (англ. “Duke” Ellington; пианист, аранжировщик, композитор, представитель джазового искусства) и Кэллоуэй (англ. Cabell Calloway; американский джазовый певец), которых я ходил слушать у дверей «Cotton Club», не имея возможности попасть внутрь. А отец любил ностальгические танго Карлоса Гарделя (исп. Carlos Gardel; аргентинский певец, композитор и актер)».

Несмотря на строгое родительское воспитание, в школьные годы Астор стал членом одной из подростковых банд. Во время одной из драк он был схвачен полицией и исключен из школы. От карьеры «Дона Корлеоне» подросток фактически был спасен своим отцом Висенте, который решил отвлечь сына от сомнительной компании, приобщив его к музыке. Отец за 19 долларов купил в магазине подержанных вещей старенький бандонеон и подарил сыну на девятилетие – это был первый музыкальный инструмент Астора. С того дня мальчик стал заниматься с учителем, постигая основы классической музыки.

Начало музыкальной карьеры

Уже в 11 лет Астор принял участие в большом концерте вместе с известными латиноамериканскими музыкантами. Несмотря на то, что уроки музыки мальчик частенько прогуливал, на концерте он продемонстрировал настоящий талант, заслужил симпатии публики, и даже завоевал приз местной газеты. В 1933 г. Астор начал обучаться у венгерского пианиста Белы Вильда (Bela Wilda), одного из учеников Рахманинова, о котором Пьяццолла позже сказал: «Благодаря ему я на всю жизнь полюбил Баха». Периодически Астор играл на различных местных мероприятиях, исполняя классическую и народную музыку, и много слушал джаз.

Вильда порекомендовал своему ученику освоить исполнение Баха на бандонеоне. В те же годы юноша познакомился с Карлосом Гарделем, по приглашению которого снялся в эпизодической роли в фильме «День, когда ты меня полюбишь» (1935 г).

В 1937 г. Пьяццолла вернулся в Аргентину, в свой родной город, где играл в ночных клубах с разными музыкантами и брал уроки у аргентинского композитора Альберто Хинастеры (исп. Alberto Evaristo Ginastera; 1916 —1983). Семнадцатилетнего музыканта все больше захватывала музыка Танго, вскоре он принял решение переехать в Буэнос-Айрес и продолжить музыкальную карьеру, как исполнитель Танго.

Вообще, Танго изначально рассматривалось публикой и исполнителями исключительно как музыка, предназначенная для сопровождения танцев. Пьяццолла дал мощный толчок к развитию эволюционисткого направления этой музыки, поэтому заслуженно считается «Отцом танго».

До 1939 г. музыкант играл традиционное Танго в небольших оркестрах, а затем, реализовав свою мечту, стал играть на бандонеоне в одном из лучших оркестров того времени — оркестре Анибала Тройло (Anibal Troilo), который сам был одним из лучших в мире исполнителем-бандонеонистом. Этому поспособствовал, как часто бывает, случай: Астор дружил с одним из оркестрантов, когда один музыкант, играющий на бандонеоне, серьезно заболел, Астора приняли сначала на временную, а затем и на постоянную работу в оркестр.

В июне 1946 г. Пьяццолла, твердо решив идти своим путем, создал свой собственный музыкальный коллектив «Астор Пьяццолла и его характерный оркестр», который среди фанов именовался просто «Группа 1946». Хотя оркестр Пьяццоллы и исполнял традиционные мелодии, он делал это особым образом: аранжировки были сложными и изысканными, Танго впервые предназначалось не для танцев, а для серьезного прослушивания. В результате, группу никуда не хотели приглашать, так как публика жаждала танцев. В 1946 г. Пьяццолла сочиняет «El Desbande», свое первое Танго, а вскоре начинает на заказ писать музыку к фильмам, чтобы продержаться на плаву.

В 1949 г. он распустил оркестр и на долгих 10 лет оставил пылиться свой бандонеон. Одержимый поиском другой музыки, своего стиля, он начал писать академическую музыку для аккордеона, загоревшись идеей превратить аккордеон из эстрадно-оркестрового инструмента в полноценный классический. Одно из первых таких произведений, «Портовая рапсодия», которое вышло в США в 1950 г., было удостоено специальной премии.

Расцвет творчества

В 1950 — 1954 гг. музыкант создал ряд произведений, которые не имеют ничего общего с концепцией традиционного Танго: «Para lucirse», «Preparense», «Tanguango», «Triunfal», «Contrabajeando».

В 1953 г. его симфония «Буэнос-Айрес» была удостоена премии Фабиана Севицкого (англ. Fabien Sevitzky), а в 1954 г. он участвовал в конкурсе молодых композиторов, послав на конкурс сочинение «Sinfonietta», выиграл первый приз и получил возможность исполнить свое произведение в Буэнос-Айресе вместе с симфоническим оркестром «Radio del Estado».

Еще одна награда, которой Астор был удостоен в этом состязании, стала для него наиболее значимой: французское правительство предоставило победителю стипендию для годичного обучения в Париже у Нади Буланже (фр. Nadia Boulanger; 1887–1979) — французского композитора, выдающейся пианистки, дирижера, одного из лучших музыкальных педагогов того времени. Под руководством Нади Пьяццолла начал создавать собственный музыкальный стиль.

В 1955 г. музыкант возвратился в Аргентину, где продолжал записываться со струнным оркестром, а также сформировал группу « Октет Буэнос-Айреса » (исп. Octeto Buenos Aires), с которой, собственно и начинается эра современного Танго. С использованием 2-х бандонеонов, 2-х скрипок, баса, виолончели, фортепиано, электрогитары, Астор создавал революционные композиции и аранжировки, которые не имеют ничего общего с классическим Танго с использованием стандартного танго-оркестра («orquesta tipica»), и создает чисто камерную музыку, без танцоров и певцов.

Не собираясь сворачивать со своего революционного пути, в феврале 1958 г. Пьяццолла распустил оба ансамбля и со своей семьей отправился в Нью-Йорк, где продолжил карьеру в качестве аранжировщика, экспериментируя с собственной версией джазового Танго. Он встретился с великим Диззи Гиллеспи (англ. Dizzy Gillespie), джазовым трубачем-виртуозом, и плодотворно сотрудничал с музыкантами оркестров Гленна Миллера (англ. Glenn Miller) и Тома Дорси (англ. Tommy Dorsey). Однако, финансовое положение Пьяццоллы и его семьи продолжало ухудшаться. Многие промоутеры наперебой советовали музыканту перейти к классическому исполнению, однако он мечтал покорить сердца слушателей Нью-Йорка своей версией Танго. Возможно, Астор опережал свое время.

Рождение «Tango nuevo»

В начале 1960-х музыкант укрепился в своем убеждении, что Танго является полноправным музыкальным направлением. Он записывает пластинки, дает концерты и совершает ряд турне по странам Южной Америки и США.

В 1963 г. он завоевал музыкальную премию Hirsch и написал произведение «Три симфонических движения»; с 1965 г. сотрудничает с Хорхе Луисом Борхесом, создавая музыку к его стихам; в том же году выходит диск «Танго».

Тем временем, в 1966 г., когда ширилось и росло поклонение фанов, а вместе с ним конфликты с традиционалистами достигли апогея, Пьяцолла ушел от жены Деде Волфф, (исп. Dede Wolff), на которой женился в 1942 г. и от которой имел двоих детей. Композитор окунулся в жизнь, полную доступных женщин и экспериментов с кокаином. К счастью, этот «вираж» не особо помешал творчеству. В 1967 г. в сотрудничестве с поэтом Орасио Феррером (исп. Horacio Ferrer) композитор написал «Operita Maria de Buenos Aires» (оперита «Мария из Буэнос-Айреса»), поставленную в театре «Planeta» в 1968 г., где была заложена основа нового направления — «Tango nuevo».

В конце 1960-х гг. была написана пьеса «Тангасо» для оркестра «Музыкальный ансамбль Буэнос-Айреса», «Танго шесть» для «Мелос-ансамбля» и «Милонгу в ре» для скрипача Сальваторе Аккардо; к этому же периоду относится музыкальный цикл «Estaciones en Buenos Aires» («Времена года в Буэнос-Айресе»).

Именно в этот период музыкант познакомился с популярной фолк-певицей Амелитой Балтар (исп. Amelita Baltar) — выбрал ее изумительный глубокий голос для исполнения партии главной героини своей «опериты». Вскоре у Амелиты и Астора начался бурный роман, продлившийся 7 лет. В ноября 1969 г., на фестивале песни и танца, организованном Муниципалитетом Буэнос-Айреса, А. Балтар исполнила «Balada para un loco» («Баллада о сумасшедшем»), созданную тандемом Пьяццолла — Феррер. Песня была восторженно встречена публикой и заняла на фестивале почетное II место.

астор пьяццолла биография кратко. Смотреть фото астор пьяццолла биография кратко. Смотреть картинку астор пьяццолла биография кратко. Картинка про астор пьяццолла биография кратко. Фото астор пьяццолла биография кратко

В 1970 г. Амелита и Астор отправились в Париж, где в 1971 г. Пьяццолла формирует новую группу, которая стала воплощением снов Пьяццоллы: изысканная симфоническая музыка в ее исполнении была поистине совершенна! Однако же, экономические обстоятельства (муниципалитет Буэнос-Айреса прекратил спонсорскую помощь оркестру) неизбежно привели ее к переформированию: Пьяццолла был вынужден уменьшить группу до квинтета. В 1972 г. Астор Пьяццолла начинает свою работу в Театре Колон (исп. Teatro Colon) и пишет музыку к фильмам: «Последнее танго в Париже», «Джин и Поль», «Предпоследний», «В Сантьяго идет дождь».

В то же время карьера Амелиты резко пошла «в гору». Пьяццолла откровенно завидовал ее успеху, ревновал, и в паре наметился раскол. В 1973 г. напряжение достигло своего пика, и у музыканта случился сильнейший сердечный приступ. Но самое страшное, что после расставания с Амелитой Пьяццолла испытывал депрессию и полное творческое опустошение.

Вскоре он принял решение поехать в Италию, чтобы сделать серию звукозаписей, в числе которых была и известная композиция «Либертанго» («Libertango»).

В 1974 г. Астор сделал потрясающую запись с легендарным джазовым саксофонистом Джерри Маллиганом (Gerry Mulligan). В 1976 г. во время телевизионного интервью он познакомился с Лаурой Эскаладой (Laura Escalada), вскоре ставшей его последней любовью и второй женой.

В 1978 г. Пьяццолла вторично создает свой знаменитый квинтет (этот оркестр просуществовал практически до самой смерти своего основателя). Следующие 10 лет творчества были очень плодотворными и финансово успешными. Музыкальная группа активно гастролировала: Южная Америка, Европа, Япония и США. В этот период (до 1990) Астор Пьяццолла дал множество концертов, в основном со своим квинтетом, а в последний год творчества — с секстетом и струнным квартетом. К 1982 г. было написано «Le Grand Tango» для фортепиано и виолончели, посвященное знаменитому российскому виолончелисту Мстиславу Ростороповичу, представленное публике в 1990 г. в Новом Орлеане (New Orleans).

В июне 1983 г. в Театре Колон Астор дал один из лучших своих концертов. Он представил программу посвященную музыке его жизни – «Танго Нуэво»

В 1986 г. маэстро получает престижную премию «Cesar» в Париже за музыку к фильму «El exilio de Gardel» (реж. Pino Solanas) и выступает вместе с известнейшим джазовым вибрафонистом Гэри Бертоном на фестивале в Монтре (Jazz Festival Montreux, Switzerland). В 1988 г., вскоре после последней записи («La Camorra»), сделанной его квинтетом, Пьяццолла в очередной раз совершает крутой поворот — снова расформировывает группу и работает соло со струнными квартетами.

Пьяццолла совместно с Лало Шифрин и коллективом «St Lukes Orchestra» записал «Концерт для аккордеона», «Три танго для аккордеона с оркестром» и «Сюиту Пунта дель Эсте». С Kronos квартетом музыкант записал сюиту Five Tangos Sensations, которая стала его последним произведением и в течение нескольких лет занимала ведущие позиции в рейтинге произведений классической музыки.

В последние годы своей жизни Пьяццолла предпочитал участвовать в концертах в качестве солиста в сопровождении симфонических оркестров, иногда давал концерты с собственным квинтетом. Музыкант с триумфом выступал в Японии, Франции, Италии, Германии, США, странах Латинской Америки.

Последние годы

Во второй половине 1980-х годов совместно с Лало Шифриным и «Оркестром Святого Луки» записал «Концерт для бандонеона», «Три танго для бандонеона с оркестром» и «Сюиту Пунта-дель-Эсте»; с «Кронос-квартетом» — сюиту «Пять танго-сенсаций», которая стала его последним произведением и в течение нескольких лет занимала ведущие позиции в рейтинге произведений академической музыки.

4 августа 1990 г. Астор Пьяццолла перенес обширный инсульт, в результате последствий которого 4 июля 1992 г. музыкант скончался в Буэнос-Айресе.

Источник

Пьяццолла, Астор

А́стор Пьяццо́лла (исп. Astor Piazzolla ; 11 марта 1921 — 4 июля 1992) — аргентинский музыкант и композитор второй половины двадцатого столетия, чьи сочинения в корне перевернули традиционное танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки. Родоначальник стиля, получившего название нуэво танго (nuevo tango). Пьяццолла также известен как мастер игры на бандонеоне; свои произведения он часто исполнял с различными музыкальными коллективами. На родине в Аргентине он известен как «El Gran Ástor» («Великий Астор»).

Содержание

Биография

Детство провёл с родителями в Нью-Йорке, где влюбился в джаз. Там же в 1930 г. начал учиться игре на аккордеоне. В 1933 г. Астор начинает брать уроки у венгерского пианиста Белы Вильда, ученика Рахманинова, о котором Пьяццолла позже скажет: «Благодаря ему я полюбил Баха». Затем берёт уроки игры на фортепиано с целью аранжировки произведений, написанных для фортепьяно, к аккордеону. Познакомился с Карлосом Гарделем, который пригласил юношу попробовать себя в кино, Астор снялся в эпизодической роли в фильме «День, когда ты меня полюбишь» (1935). В 1937 он вернулся в Аргентину, играл в ночных клубах с разными музыкантами, в том числе — с Анибалом Тройло. Пьяццолла продолжает брать уроки у Альберто Хинастеры, и в 1946 г. создаёт свой первый собственный оркестр «Астор Пьяццолла и его характерный оркестр». Но его цели этим не ограничиваются. Мечта Пьяццоллы заключается в превращении аккордеона из оркестрового инструмента, используемого в качестве музыкального сопровождения танцев, в инструмент для исполнения классической музыки. Пьяццолла начинает писать классическую музыку для аккордеона. В 1950 г. в США его произведение «Портовая рапсодия» было награждено специальной премией.

астор пьяццолла биография кратко. Смотреть фото астор пьяццолла биография кратко. Смотреть картинку астор пьяццолла биография кратко. Картинка про астор пьяццолла биография кратко. Фото астор пьяццолла биография кратко

астор пьяццолла биография кратко. Смотреть фото астор пьяццолла биография кратко. Смотреть картинку астор пьяццолла биография кратко. Картинка про астор пьяццолла биография кратко. Фото астор пьяццолла биография кратко

В 1953 г. его симфония «Буэнос-Айрес» удостоена премии Фабиана Севицкого, а в 1954 г. «Синфониета» номинируется на премию Ассоциации музыкальных критиков Буэнос-Айреса. В 1952 г. Пьяццолла удостоен премии композиторов Франции, и французское правительство предоставляет ему стипендию для обучения в Париже у Нади Буланже. Надя вдохновляет Пьяццоллу на поиски и создание своего собственного музыкального стиля.

По окончании французского периода Пьяццолла создаёт два ансамбля: Октет Буэнос-Айреса и Струнный оркестр. Творчество ансамблей совершает настоящую революцию в мире городской музыки, но против неё поднимается волна безжалостной критики. Пьяццолла не отчаялся, а продолжил свою линию. Музыкальные фирмы его бойкотируют, и Пьяццолла вынужден уехать в Нью-Йорк, где работает в качестве аранжировщика. Два года спустя Пьяццолла возвращается в Буэнос-Айрес и создаёт квинтет. С каждым днём музыкант приходит к убеждению, что танго является музыкой, предназначенной для прослушивания, а не для танцев. Пьяццолла даёт концерты, записывает пластинки и несколько раз совершает турне по Аргентине, Бразилии и США.

В 1963 г. Пьяццолла завоевал музыкальную премию Hirsch и написал произведение «Три симфонических движения», которое в том же году было исполнено оркестром под руководством Поля Клецки. В 1965 г. Пьяццолла сотрудничает с Хорхе Луисом Борхесом, сочиняя музыку к его стихотворениям. Диск «Танго» выходит в том же году. В 1967 г. в сотрудничестве с Орасио Феррером Пьяццолла пишет опериту «Мария из Буэнос-Айреса». Затем по просьбе маэстро Кальдерона, руководителя Музыкального Ансамбля Буэнос-Айреса, сочиняет пьесу «Тангасо», которая была исполнена оркестром во время турне по США. Пьяццолла пишет «Танго Шесть» для Мелос Ансамбля и «Милонга ет Рэ» для скрипача Сальваторе Аккардо.

В результате сотрудничества с Феррером Пьяццолла приобретает новый опыт: танго-песня. В 1969 г. произведение «Баллада для безумца» завоёвывает всемирное признание. Этот, более коммерческий, жанр делает Пьяццоллу известным широкой публике. Его публика, до этого дня состоявшая в основном из узкого круга посвящённых, становится всё более многочисленной, и Пьяццолла получает признание как подлинный выразитель музыки Буэнос-Айреса. В 1970 г. Пьяццолла уезжает в Париж и совместно с Феррером создает ораторию «Молодой народ», премьера которой состоялась в Сарбруке.

В 1971 г. Пьяццолла создает группу «Ансамбль Девяти». Муниципальный совет Буэнос-Айреса подписывает с группой контракт на 2 года для проведения концертов в Аргентине и за рубежом. Пьяццолла имеет большой успех в странах Латинской Америки. В 1972 г. состоялся концерт в Италии в Итало-Американском институте, где прошла премьера «Ансамбля Девяти». Пьяццолла записывает ряд программ для телевидения Италии. 17 августа 1972 г. Пьяццолла начинает работать в Театре Колон. Репетиции мешают музыканту принять предложение Бернардо Бертолуччи о написании музыки к кинофильму «Последнее танго в Париже». Пьяццолла пишет музыку к кинофильмам «Джин и Поль» и «Предпоследний». В августе 1972 г. в Буэнос-Айресе состоялся «Перламутровый концерт».

В 1974 г. по просьбе величайшей фигуры в мире джазовой музыки Джерри Маллигана, Пьяццолла и Маллиган записывают альбом «Саммит» с оркестром итальянских музыкантов (Астор Пьяццолла: бандонеон, Джерри Маллиган: баритоновый саксофон, Ангел Гатти: клавишные, Туллио Де Пископо: ударные, Джузеппе Престипино: бас, Альберто Балдан и Джиани Цилоли: маримба, Филиппо Дакко и Бруно Де Филиппи: электрогитара, Умберто Бенедетти Микеланджели: скрипка, Ренато Риццио: альт, Эннио Миори: виолончель). Изначально планировалось, что будет поровну композиций Маллигана и Пьяцоллы, но в окончательный вариант вошла только одна композиция Маллигана: Aire de Buenos Aires.

В 1976 г. пишет музыку для фильма В Сантьяго идет дождь. В 1986 г. вместе с Гарри Бартоном Пьяццолла записывает «Сюиту для вибрафона и новый квинтет танго».

В последние годы Пьяццолла предпочитал участвовать в концертах в качестве солиста в сопровождении симфонических оркестров, иногда он давал концерты со своим квинтетом. Пьяццолла выступал в США, Японии, Италии, Германии, Франции, Латинской Америке и т. д., расширяя, таким образом, рамки публики на каждом континенте во имя славы музыки Буэнос-Айреса.

Пьяццолла совместно с Lalo Schiffrin и St Lukes Orchestra записал «Концерт для аккордеона», Три танго для аккордеона с оркестром и «Сюиту Пунта дель Эсте». С Kronos квартетом музыкант записал сюиту «Five Tangos Sensations», которая стала его последним произведением и в течение нескольких лет занимала ведущие позиции в рейтинге произведений классической музыки. В 1990 г. маэстро Ростропович исполнил в Новом Орлеане музыку для виолончели и фортепиано «Большое танго». Это же произведение было исполнено Ростроповичем на сцене Театра Колон на концерте памяти Пьяццоллы в 1994 г.

Астор Пьяццолла — один из немногих композиторов, который смог записать и исполнить на концертах почти все свои произведения. В последние 10 лет своей жизни композитор сочинил более 300 танго, 50 мелодий к кинофильмам, среди которых такие фильмы, как «Пираньи» (Луис Берланга), «Генрих IV» (Марко Белоккьо), «Свет» (Жанна Моро), «Армагеддон» (Ален Жесуа), «Юг» и «Ссылка Гарделя» (Фернандо Соланас), а также музыку к театральным спектаклям и балетам. В Италии жюри премии критиков единогласно удостоило Пьяццоллу Первой Премии за Лучший диск инструментальной музыки, отметив в своём решении: «За смелость композиций и за поразительное творчество в создании аранжировок, придающих танго новое звучание».

В феврале 1993 г. в Лос Анжелесе Астор Пьяццолла был номинирован на премию Грэмми 1992 за произведение Oblivion в категории «Лучшая инструментальная композиция». Международная критика охарактеризовала Oblivion как одно из лучших произведений Пьяццоллы.

Астор Пьяццолла умер в Буэнос-Айресе 4 июля 1992 г. в результате тромбоза мозговых сосудов, наступившего 4 августа 1990 г.

Источник

Пьяццолла Астор

Астор Пьяццолла

Пронзительная, чувственная мелодия «Либертанго» с грустными, почти тоскливыми нотками сменяется взрывными аккордами на грани приличия, сама жизнь звучит в потрясающей музыке, заставляя желать невозможного и верить в исполнение мечты. Это легендарное произведение Астора Пьяццоллы напоминает историю жизни композитора, революционную борьбу с закостенелыми предрассудками традиционного исполнения, жертвенность во имя цели и веру в грядущие перемены — его нуэво танго.

Краткая биография Пьяццоллы

11 марта 1921 года в семье потомственных эмигрантов Асунты Маннетти и Висенте Пьяццоллы родился сын, мальчика назвали Астор Панталеон Пьяццолла. Аргентинский курорт Мар дель Плато стал родиной будущего композитора. Именно там были посеяны первые семена ритмов танго в трепетную душу мальчика, любовь к зажигательной мелодии сопровождала Астора всю жизнь.

В поисках лучшей участи, Висенте вместе с женой и четырёхлетним сыном переезжает в Нью-Йорк, где семья устраивается в бедном районе Манхеттена, в окружении таких же эмигрантов из Италии. Подрастая, маленький Астор учится зарабатывать деньги, помогая в соседней синагоге и вслушиваясь в оригинальные напевы еврейской музыки, при этом успевает участвовать в полукриминальной жизни «маленькой Италии». От настоящих проблем с законом мальчика спасает отец: Висенте покупает восьмилетнему Астору первый в его жизни бандонеон, с которым тот уже не расстанется до конца жизни. Великая депрессия заставляет семью ненадолго вернуться в Аргентину, но отсутствие работы и общий упадок страны не оставляют выбора, Пьяццолла возвращаются в Америку.

Отец прививает подростку тягу к концертному исполнительству, поощряя публичные выступления, на которых юный Астор демонстрирует свои достижения. Попытки систематизировать музыкальное образование не приносят успеха, мальчик в течение года обучается у Андреаса д’Акуила владению бандонеоном, берёт уроки у Белы Вильды, венгерского пианиста (ученика Рахманинова), благодаря которому полюбил Баха. Возобновившаяся дружба с приятелями из неблагополучного района приводит к закономерным последствиям, Астора выгоняют из очередной школы, в тринадцатилетнем возрасте он прекращает получение классического образования. Появляется свободное время, которое юноша проводит в музыкальных клубах Гарлема, слушает джаз в исполнении Д. Эллингтона и К. Кэллоуэя, впитывает как губка новые звуки и ритмы, открывая для себя возможности аранжировки.

Знаковая встреча в 1931 году с аргентинской легендой Карлосом Гарделем навсегда определила путь, которому последует Астор, национальный символ страны — Гардель сумел возвести народный танец в ранг настоящего искусства. Впечатление, которое произвёл великий артист на юного музыканта, помогло определить цель, собрало воедино разрозненные знания и доказало реальность воплощения дерзкой мечты. Мальчик влюбился в танго, не испытывая фанатичного поклонения своих земляков, отдалённость от Родины помогла ему избежать традиционного благоговения, позволяя смешивать стили, экспериментировать с направлениями, в попытках вывести танец на уровень академического исполнения. В семнадцатилетнем возрасте Пьяццолла возвращается в Аргентину, секстет Эльвино Вардаро с оригинальным исполнением танго, услышанный по радио, вдохновляет парня развивать музыкальную карьеру в качестве бандонеониста. Благодаря случаю он попадает в знаменитый на всю страну оркестр Анибала Тройло, что даёт ему возможность выступать в самых известных концертных залах Буэнос-Айреса и совершенствовать игру на бандонеоне, обучаясь у маэстро Тройло.

Биография Пьяццолла гласит, что получив финансовую стабильность, Астор женится на Деде Вольф, в браке появляются дети, Диана в 1943 году и Даниэль Уго в 1945. Годы работы в коллективе Тройло помогли композитору изучить досконально стиль аргентинского танго, но этого мало для требовательного ума, рамки традиционного исполнения мешают реализоваться. Встреча с Артуром Рубинштейном в 1940 году, которому Астор продемонстрировал свои произведения, привела к знакомству с аргентинским композитором Альберте Хинастере. Пьяццолла в течение 6 лет обучается у маэстро созданию композиции, всё глубже погружаясь в мир симфонической музыки и академического исполнения. В 1943 году он берёт дополнительные уроки игры на фортепиано, учителем стал Рауль Спивак, появляются первые классические произведения, положено начало первому этапу творчества – «традиционному».

Первые шаги навстречу судьбе

Новые знания Астор применяет в оркестре Тройло, создавая необычные аранжировки к привычному танго, показательный случай произошел на площадке футбольного клуба «Бока Хуниорс», где проводился очередной фестиваль танца. Исполнение оркестром Тройло традиционного танго «Inspiracion» в обработке Пьяццолла, произвело эффект разорвавшейся бомбы, танцоры и зрители разделились на два непримиримых лагеря, одни в гневе покинули площадку, другие подошли поближе послушать непривычную музыку. «Великое преобразование танго» началось, вместе с несколькими другими музыкантами Астор покидает оркестр Тройло, молодые люди создают свой коллектив «Франсиско Фиорентино и его оркестр». Осенью 1944 года записывают первые студийные произведения и выступают на публике, Пьяццолла активно включается в работу и в скором времени берёт на себя управление оркестром. Здесь он пытается реализовать своё видение исполнения танго, создаёт оригинальные аранжировки, используя сложные ритмы, необычные трактовки партий для различных инструментов и обязательное присутствие бандонеона. У коллектива музыкантов прогрессивные методы Пьяццолла вызывают негативные эмоции, обстановка накаляется и Астор вынужден покинуть оркестр для создания собственного ансамбля. Публика, десятилетиями воспитанная на танцевальном танго, не готова была принять новаторские идеи Пьяццолла, коллектив перебивался случайными заработками, и даже написание собственного танго «El Desbande» не спасало ситуации. Астор пишет музыку к фильмам, пытаясь заработать, всё больше разочаровывается в танго, и в 1949 году распускает коллектив, на долгие 10 лет забросив бандонеон и непокорный танец.

Недостаток музыкального образования подталкивает Астора к поиску новых знаний, в попытках найти свой стиль Пьяццолла сочиняет пьесы для камерного исполнения, изучает композиции Стравинского и Бартока, учится дирижировать у Эрамана Шершена, слушает джаз. Произведения Астора начала пятидесятых годов ближе к симфонической музыке, аргентинское танго практически исчезло, но уже виден уникальный стиль будущего «Великого Астора». 1953 год принёс музыканту долгожданную возможность восполнить провалы в образовании: Хинастера буквально заставил его участвовать в конкурсе молодых исполнителей, где Пьяццолла представил на суд жюри свой «Буэнос-Айрес». Произведение завоевало первый приз, и окрылённый автор исполнил его с симфоническим оркестром «Radio del Estado» под управлением Севицки и парой приглашенных бандонеонистов. Включение в академический оркестр простонародного инструмента шокировало публику, грозила повториться история с непринятым танго, но для Астора уже не имела значения обывательская косность. Уникальная манера исполнителя была признана профессиональным жюри, и в качестве дополнительного приза Пьяццолла досталась возможность обучаться композиции у знаменитого французского педагога Нади Буланже.

Летом 1954 года супруги Пьяццолла оказались в Европе, Астор с трепетом вспоминал знакомство с Надей, сравнивая её с агентом ФБР, она с удивительной проницательностью вытянула из музыканта все подробности личной жизни, карьеры и будущих планов. Необходимость выбирать одно из направлений отпала, Пьяццолла возвращается к бандонеону, пишет академическую музыку, в основе которой лежит аргентинское танго. Несколько произведений сочиняет ещё в Париже, делает студийные записи танго, в сопровождении струнного оркестра, во время записи ставит ногу на стул, закрепляя необычной позой свой, известный всему миру, сценический образ.

Бунтарский дух, как неизбежность победы

Уверенный в победе, окрылённый надеждой и с желанием реванша, в 1955 году композитор возвращается в Буэнос-Айрес, где создаёт «Octeto Buenos Aires» для воплощения своих идей. Астор приглашает в коллектив джазового гитариста Орасио Малвисино, совместная работа с которым станет характерной чертой во многих составах оркестров маэстро. Звучание электрической гитары в ритмах танго стало оригинальной находкой, Пьяццолла продолжает эксперименты с аранжировками, подвергаясь нещадной критике и раздражая традиционных исполнителей. Угрозы физической расправы, отказ студий от записи и истерия газет, вынуждают его в очередной раз покинуть Родину, в разгар 1958 года Пьяццолла покидают Буэнос-Айрес и устремляются в Америку, Астор собирает свой первый состав квинтета, пытается объединить танго и джаз. Музыкант заводит знакомства с известными джазовыми исполнителями из команд Гленна Миллера и Тома Дорси, сотрудничает с легендарным Диззи Гиллеспи, создаёт новые аранжировки и пытается покорить публику необычными интерпретациями танго. В очередной раз артиста постигает разочарование, он явно опережает время, Америка охвачена бибопом, сложные джазовые импровизации исключают мелодию, без которой немыслимо танго Пьяццолла. Поздней осенью 1959 умирает отец композитора Висенте Нонино, Астор создаёт памятную пьесу «Adios Nonino» и возвращается на Родину.

Долгожданный успех и признание публики

Третья попытка оказывается успешной, Пьяццолла формирует коллектив, который соответствует всем его требованиям, бандонеон, скрипка, электрогитара, фортепиано и контрабас. Вместе с квинтетом он реализует свои идеи, выступает с концертами, гастролирует по стране, успешно гастролирует по штатам и Бразилии. В 1963 его награждает «Hirsch» за исполнение «Трёх симфонических танго», на стихи Луиса Борхеса создаёт и записывает «El Tango» и «Piazzolla at the Philarmonic Hall New York». Противостояние поклонников и противников Пьяццолла накаляют обстановку, публичные конфликты приводят к распаду семьи, в 1966 году пара расстаётся. Личная трагедия не мешает творчеству, Орасио Феррер вдохновляет Астора своими стихами на создание оперетты «Мария из Буэнос-Айреса», маэстро работает над созданием своего «нуэво танго», заводит страстный роман с А.Балтар, известной фольклорной певицей. В 1969 году «Баллада сумасшедшего», созданная соавторами и исполненная Амелитой под аккомпанемент оркестра под управлением Астора, завоевала вторую премию на Первом Иберо-Американском музыкальном фестивале и сердца благодарных слушателей. Триумфальное шествие продолжается, в 1971 году Пьяццолла представляет аудитории Германии ораторию «Молодой народ», созданную в соавторстве с Ферреро, тогда же обновляет состав «Conjunto 9», с которым подписывают двухгодичный контракт городские власти Буэнос-Айреса.

Личная драма и создание легендарного «Либертанго»

Нонет успешно гастролирует по странам Латинской Америки, снимается для Итальянского телевидения, новый состав оркестра позволяет маэстро воплощать свои самые смелые мечты, но внезапное прекращение финансирования ансамбля приводит к вынужденному сокращению численности участников. Пьяццолла возвращается к привычному квинтету, карьера Амелиты устремляется ввысь, Астор откровенно ревнует её к достижениям, в отношениях зреет разлад. Возвращение домой приносит хрупкую стабильность, Пьяццолла устраивается в столичный «Колон», где регулярно выступает с концертами, создаёт музыку к кинолентам «Предпоследний» и «Джин и Поль», выпускает диск «Популярная современная музыка Буэнос-Айреса». Летом 1972 года состоялся знаменитый «Перламутровый концерт», ставший легендой. Сложные отношения с Амелитой привели к расставанию и внезапному сердечному приступу, ненадолго приостановившему развитие творчества. Эмоции Астора опустошили душу, в попытках забыться, в 1973 году мужчина отправляется в Италию, где записывает на студии ряд произведений, среди которых впервые звучит всемирно известная композиция автора «Libertango». Там же знакомится с молодым коллективом «Conjunto Electronico», с которым экспериментирует над новыми возможностями электронной музыки.

Последние годы жизни

Согласно биографии Пьяцолла, в 1978 году Астор возвращается к своему любимому составу пятерки. Коллектив теперь востребован в странах Европы, Южной Америки, даёт концерты в Японии и США, зрители с удовольствием принимают оригинальную манеру исполнения, признавая в Пьяццолла автора новой концепции. Музыкальная элита приняла Астора в свои ряды, его общества ищут признанные легенды джаза и авторитетные классические звёзды, в честь легендарного виолончелиста Мстислава Ростроповича, в 1982 году Astor рождает «Великое танго» для фортепиано с виолончелью. В 1983 году произошло знаменательное событие, Пьяццолла выступил в Буэнос-Айресе со своей программой «нуэво танго», демонстрируя у себя на Родине своё революционное танго. Астор представил публике «Концерт для бандонеона с оркестром», где солировал под аккомпанемент классического коллектива под управлением Педро Калдороне, для этого мероприятия он возродил «Conjunto 9». Но полное признание земляков пришло в 1985 году, когда Астор Пьяццолла был назван почётным жителем Буэнос-Айреса, Аргентина склонилась перед талантом маэстро.

Закат жизни Пьяццолла прошел под неумолкаемые аплодисменты публики: постоянные гастроли, бесконечные концерты с мировыми звёздами джаза, престижная премия «Сезар», боевое крещение на Бродвейской сцене и студийная работа над старыми записями. В 1987 маэстро аплодировал Нью-Йорк, в центральном парке состоялось памятное концертное выступление. Город восхищался композитором, который вырос здесь, полюбил джаз и Баха, узнал горечь поражения и всё-так сумел добиться успеха. 1988 год принёс потрясение поклонникам творчества, Астор распустил свой квинтет, записав «La Camorra», что бы уже в начале следующего года создать свой последний коллектив «The New Tango Sextet». Вместе с обновлённым секстетом Пьяццолла демонстрирует достижения в театре «Колон», после чего отправляется на гастроли по США, Англии, Голландии и Германии. К концу года вновь распускает группу, и до конца жизни выступает соло, в сопровождении струнных квартетов и симфонических оркестров. Великого композитора не стало 4 июля 1992 года вследствие обширного инсульта, перенесённого за два года до этого, дерзкий бунтарь так и не смог преодолеть роковые последствия болезни.

Интересные факты о Пьяццолле

Из биографии Пьяццолла мы узнаём, что первым музыкальным инструментом, которым овладел маленький Астор, оказалась губная гармоника, подаренная отцом в возрасте 4х лет;

Маэстро мечтал сделать бандонеон академическим инструментом для симфонического оркестра: идея, которую он с успехом воплощал в жизнь, создавая произведения для своего любимца и симфонических оркестров;

Сын Пьяццолла Даниэль Уго, после смерти отца воссоздал его знаменитый ансамбль, где с удовольствием играл сам (синтезатор), и привлек к нему своего сына Даниэля Астора (ударные);

Мстислав Ростропович сыграл «Великое Танго», написанное в его честь Пьяццолло, в Новом Орлеане в 1990г., а так же в 1994 году, на сцене театра «Колон» в Буэнос-Айресе в честь памяти великого музыканта;

Произведение композитора «Oblivion» в 1993 году было заявлено претендентом на получение «Грэмми», среди лучших инструментальных композиций;

Во время последних гастролей Пьяццолла в штатах, всемирно известный джазовый журнал «Down Beat» назвал маэстро одним из выдающихся музыкантов мира;
Середина прошлого века, когда накал страстей по танго был особенно высок, Астор с досадой высказывался о косности слушателей: «…В Аргентине можно сменить сотню президентов, поменять одну религию на другую, но танго – вещь неприкосновенная…»;

В 1972 году, из-за усиленных репетиций перед «Перламутровым концертом», Астор упустил возможность сочинить саундтрек к фильму «Последнее танго в Париже» знаменитого Бертолуччи;

Пьяццолла — один из редких счастливчиков на музыкальном Олимпе, ему удалось при жизни сыграть практически все свои сочинения;

За свою жизнь Пьяццолла сочинил около 750 произведений: танго, сюиты, концерты для симфонического оркестра, музыку к фильмам и многие другие.

Музыка Пьяццоллы в кино

Музыка Астора Пьяццоллы всемирно известна: в современном кинематографе страстные мелодии маэстро звучат в огромном количестве картин. Только при жизни композитор написал более 50 произведений для кинолент, приведем в пример лишь наиболее известные фильмы.

«Люмьер» (2016), «Ссылка Гарделя» (2010), «Прощай» (2007), «Уроки дыхания» (2006), «Любые вопросы» (1996), «Лев в седой бородой» (1995), «Правдивая ложь» (1994), «Запах женщины» (1992), «Паула Каутива» (1963), «Армагедон» (1977), «Аргентинское танго» (1969), «Генрих IV» (2009), «Sucedio en Buenos Aires» (1954)

Творчество Пьяццоллы – это постоянное внутреннее противоречие, революционные перемены и тяга к академическому исполнению, чувственные ритмы танго и классические симфонические сюиты, глубокая любовь к традициям и желание их изменить. Быть может, это и есть причина, по которой слушая бунтарское танго Астора Пьяццоллы, хочется грустить в одиночестве, страстно восхищаться музыкой и жить вопреки всему, как это делал El Gran Astor.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Астор Пьяццолла
Astor Piazzolla
астор пьяццолла биография кратко. Смотреть фото астор пьяццолла биография кратко. Смотреть картинку астор пьяццолла биография кратко. Картинка про астор пьяццолла биография кратко. Фото астор пьяццолла биография кратко
с бандонеоном (1971)
Основная информация
Дата рождения