атажукинский сад в нальчике история
Атажукинский сад
Самое прекрасное украшение нашего города – это парк. Парк занимает четверть площади города. Сам парк скорее похож на ботанический сад. Не даром в 2002 году Нальчикский парк был заслуженно признан лучшим парком России. Для горожан Городской парк «Атажукинский сад», является гордостью. Он представляет собой зеленое чудо, расположенное в центре города и сливающееся с курортной зоной.
– Что в нем такого особенного? Но каждый горожанин удивится такому вопросу.
Изначально на месте города была казачья крепость и домик графа Воронцова, который все еще радует своим видом, правда уже и реставрации требует, но мы его любим. И только позже вокруг крепости стала вырастать слобода, которая и стала потом городом, Который был назван – Нальчик. Свое название город получил из-за его расположения. Город с трех сторон окружен горами и только с одной стороны имеет въезд в город. Если посмотреть с высоты птичьего полета, то вы увидите перевернутую подкову. Нальчик в переводе означает – подкова.
В 1850 году Никитский ботанический сад (Крым) прислал в Нальчикскую крепость, садовода Иванова, и в течении 15 лет был разбит и выращен фруктовый сад, посажена знаменитая липовая аллея.
В 1865 году командование крепость подарило сад князю Атажуко Атажукину.
В 1920году исполком Нальчикского округа принял решение об охране и реконструкции парка. И к 7-му ноября 1923 года основные работы были окончены. В том же году была реконструирована главная аллея парка. На площади свыше двухсот гектаров раскинулся лесопарк, с различными породами деревьев, привезенных из Северной, Южной Европы, Америки и Азии, саженцы туи, сосны, клена.
Наш парк – это зеленый музей. В парке произрастает пятьдесят пять видов деревьев и кустарников, встречающихся в природных условиях Кабардино – Балкарии. Двадцать девять видов из Северной Америки, семнадцать видов из Средней и Южной Европы, пятнадцать видов из Японии, Китая и Кореи, восемь – растущих в лесах Северной Европы и Сибири, семнадцать видов из Средней и Малой Азии. Здесь можно увидеть каштанолистные японские дубы, растущие в Китае, Японии и Кореи. Можно встретить древнее дерево юрского периода гинго, росшее раньше в Китае, но сейчас нигде больше не встречающееся, а так же адамовые деревья или павлонии, росшие раньше в Японии.
В парке можно увидеть оригинальное дерево хмелеграб, соцветия которого очень похожи на сережки хмеля.
Целые аллеи состоят из лип, часть которых очень крупные столетние деревья. Дубовые рощи, сосновый лесок, поднимаются по нижним террасам от реки, плавно переходя в аллеи парка.
Естественная природа с пышной флорой создают хорошие условия для разнообразных птиц, которые гнездятся в кронах деревьев. С ранней весны в ветвях деревьев распевают певчие и черные дрозды, скворцы, иволги, зяблики и синицы. Во время перелетов здесь устраивают привал стаи диких голубей и вальдшнепов. В высокой траве прячутся перепела, коростыли и рыжие цапли.
Все аллеи парка покрыты песчаной плиткой охристого оттенка, которая даже в дождливую погоду создает эффект солнечной погоды. В самом центре Главной аллеи находится прекрасная клумба – визитная карточка парка. «Клумба мира», ее высота шесть метров, диаметр двадцать метров, окружность семьдесят пять метров. Она выдержана в стиле национального кабардинского орнамента. Ежегодно на ней высаживается семьдесят пять тысяч растений. На верху вазы – клумбы искусно размещены цветы и большие пальмы, а в самом центре стриженая туя.
На всех аллеях парка оформлены с большим вкусом различные клумбы и рабатки, альпийские горки и розарии, пестреющие ярким цветочным ковром. То там, то там группами, словно стайками, можно увидеть кустарники жасмина, сирени и штамбовых роз.
Центральная аллея имеет протяженность с Севера на Юг более двух километров до центральной части, где расположена зона развлечений. От зоны развлечений до центра курортной зоны протянулись аллеи еще на два километра. Дорожки разбегаются по рощицам, подбегают к кафе выполненным в национальном стиле, озерам возникающим среди зелени деревьев.
Липовая аллея начинается от входа в парк и идет вдоль обрывистого каньона горной реки и заканчивается у «Дворца торжеств». Архитектор Г.Д. Мусулишвили весьма остроумно использовал природный рельеф надпойменной террасы реки для устройства здесь «Зеленого театра», построенного в 1957 году.
С кресел амфитеатра помимо сцены открывается великолепный вид на уходящую вдаль пойму реки, прекрасное озеро «Трек», обрамленное великолепными ивами, склоненными к воде, покрытые лесом горы в туманной сиреневой дымке и пики снежных вершин Главного Кавказского хребта.
У «Дворца торжеств» с прекрасной балюстрады можно полюбоваться на неповторимую панораму гор и «Долину роз».
Жители города всегда стремятся в парк в любой день и в любую погоду, и любое время года.
Он действительно прекрасен этот сказочный парк.
Женский взгляд из Нальчика
В минувшие выходные дни холод из неотапливаемой пока еще квартиры выгнал меня на осеннее солнышко в Нальчикский парк, он же Атажукинский сад. С читателями поделюсь краткой историей парка и своими фотографиями, хотя редкий нальчанин старшего поколения не знает его историю.
Первоначально в 1847 году парк был заложен как фруктовый сад. А в 1865-м перешел во владение кабардинского князя Атажукина, и с того времени назывался Атажукин сад. В 20-х годах парк реконструировали, разбили на аллеи, посадили саженцы разнообразных деревьев, горожане и жители близлежащих сел участвовали в воскресниках по благоустройству парка.
Справа от Главной проходит Комсомольская аллея, самая длинная. Ее протяженность составляет почти 2,5 километра и тянется до курортной зоны Долинска.
С левой стороны от Главной тянется старейшая Липовая аллея. Посаженные по обе стороны аллеи деревья выросли за сто с лишним лет так, что их высоченные кроны слились. Летом солнечные лучи едва пробиваются сквозь сплошную листву. По этой аллее гуляют люди, которые любят тишину.
Сразу от входа в парк с правой стороны имеется кафе «Арабика», где можно выпить чашку кофе и перекусить.
Слева от входа расположен мемориал «Вечный огонь» в честь павших в ВОВ жителей республики с обелиском. Здесь 9 мая проходят торжественные мероприятия.
Слева от входа также установили цветочные часы.
Ближе к Долинску расположилось знаменитое кафе «Бочка» и павильон «Источник Нальчик» с целебной минеральной водой, которая подается сюда прямо из скважины.
В конце Липовой аллеи расположен ресторан «Эльбрус». Дальше озеро «Трек», кафе с национальной кухней.
Отсюда же на канатке можно подняться к ресторану «Сосруко» на гору «Малая Кизиловка».
Для детей имеется городок аттракционов и зоопарк.
Больше всего отдыхающих гуляет по Главной аллее парка, где по обеим сторонам растут клены. Отдыхающие с детьми больше задерживаются у разноцветного фонтана. Детям нравится наблюдать как струи воды журчат и меняют свой цвет во все оттенки радуги.
В Атажукинском саду находится еще не мало красочных мест и отдельных деталей с интересными историями.
Князь Атажукин сад своего имени не губил
В редакцию поступило письмо с откликом на мою статью, опубликованную в прошлом номере газеты «МК в КБР». Приятно, что у нас есть обратная связь с читателем, что наши публикации не проходят незамеченными.
Хотя в данном случае автор письма, доктор филологических наук, заслуженный деятель науки КБР Борис Бижоев выступил с критикой моей статьи. Приведу полностью цитату из письма, чтобы читателям была ясна суть полемики.
«Уважаемая редакция «МК в Кабардино-Балкарии»! Я являюсь одним из постоянных ваших читателей, поскольку считаю, что на ваших страницах жизнь нашей республики находит наиболее взвешенное и объективное освещение.
Именно поэтому мне стало обидно за незрелую, на мой взгляд, публикацию в последнем вашем выпуске (№26), посвящённую Атажукинскому саду (Олег Лубан. «Давайте спросим у любого о нашем парке»). По словам автора, к написанию статьи его побудило сообщение в прессе о намечаемых торжествах, посвящённых 90-летию парка. Нельзя так сужать его историю, он был заложен гораздо раньше. В этом я абсолютно солидарен с ним. Однако, прочитав статью целиком, невольно пришёл к мысли, что главной её целью является желание автора поставить под сомнение целесообразность возвращения городскому парку его исторического имени, связанного с князем А. Атажукиным. Для этого он опирается на книгу В. Я. Пеннер и Н. В. Пеннер «Нальчик глазами современников», откуда приводит искажённую цитату из статьи Я. В. Абрамова, на основе которой делает такой вывод: «Парк переименован в честь того человека, при котором он пришёл в полное запустение». Далее он спрашивает «А инициаторы от общественности тогда знали это?».
Ну что ж, уважаемый Борис Бижоев, я привык отвечать за всё высказанное мной в печати. Так уж нас учили преподаватели родного журфака. Я готов признать, что действительно допустил некоторые ошибки, слишком положившись на некоторые краеведческие источники. Я очень люблю мудрое высказывание, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Нашёл в Интернете и прочитал полностью статью известного русского публициста XIX века Якова Васильевича Абрамова «Кавказские горцы». В ней он пишет о тех невзгодах, которые выпали на долю кавказских горцев, о проблемах, связанных с их интегрированием в современное для него российское общество. Это делает честь автору и лишний раз доказывает, что в России было немало передовых, прогрессивных людей, которым была небезразлична судьба горских народов. Приведённая в книге «Нальчик глазами современников» цитата не искажена, она передана точно. Но она вырвана, тут я с вами согласен, из контекста общей сути статьи Я.В. Абрамова. Потому, возможно, и складывается мнение, что нальчикский парк пришёл в запустение во время владения им князем Атажукиным. Почему распространилось такое мнение в советской краеведческой литературе, не знаю, но думаю, что сыграла роль идеологическая подоплёка. Вот и в книге А.Х. Кушхова и А.И. Ругузова «Нальчикский парк. Деревья и кустарники», вышедшей в 1979 году в издательстве «Эльбрус», есть такое высказывание: «В 1865 году вместе с прилегающими землями площадью около 32 гектаров его (казённый сад) передали во владение кабардинскому князю Атажукину и с того времени стали называть «Атажукиным садом». Владелец сада не проявил о нём должной заботы, запустил его, и в начале нашего столетия в саду осталась только аллея из липы кавказской да дикорастущие плодовые (яблони, мушмула, груши и др.)».
На самом деле Атажукино Атажукин к последующему запустению сада непричастен. Хотя бы по той простой причине, что в 1868 году князь умер от лихорадки. И знать не мог, что к началу ХХ века сад придёт в полное запустение. Так что я готов извиниться перед памятью многоуважаемого князя. А он в своё время действительно был достаточно уважаем и отмечен правительственными наградами – поискал я тут сведения о его биографии.
Князь Атажуко Касаевич Атажукин родился в 1813 году, умер в 1868-м. С 1830 года служил в составе Закубанских экспедиционных войск отдельного Кавказского корпуса. С 1847 г. поручик Закавказского конно-мусульманского полка. Переведён в 1849 г. офицером в лейб-гвардии Кавказско-Горский полуэскадрон собственного Его Императорского Величества конвоя. Награждён орденами Св. Анны 3-й степени с бантом, Св. Станислава 2-й степени, Св. Станислава 2-й степени с короной. К 1858 году «состоял по кавалерии и находился при Главнокомандующем Кавказской армией по политическим видам». Военную карьеру завершил в чине полковника. Проживал в Большой Кабарде в собственном ауле «полковника князя Атажуко Атажукина» на реке Баксан.
Кстати говоря, у нас в республике в последнее время стало хорошим тоном говорить о дореволюционном периоде, как о времени «проклятого царского режима». При этом почему-то забывается, что многие кабардинские горские дворяне служили в российской царской армии, получали высокие чины и звания. Я об этом уже писал в нашей газете в статье «Давайте вспомним о забытых защитниках Отечества». Касался судеб таких людей, как генерал-майор Тембот Жанхотович Бекович-Черкасский; полковник Даутоков-Серебряков, произведённый в Деникиным в генерал-майоры посмертно; генерал-майор Мудар Анзоров и другие. Но это так, к слову пришлось.
Итак, в своей ошибке я перед князем Атажукиным печатно покаялся. Но некоторые вопросы у меня, уважаемый Борис Бижоев, тем не менее остаются. У нас сейчас усиленно пропагандируется мнение, что князь Атажуко Атажукин был основателем нальчикского городского сада-парка. Но ведь это не так! Согласно архивным данным в его создании и развитии активное участие приняли начальник Центра Кавказской линии князь В.С. Голицын, сменивший его на этом посту грузинский князь Эристов. Есть сведения и о том, что полковник российской армии кабардинский князь Атажуко Атажукин принял активное участие в закладке нальчикского казённого сада. Но он не был его единоличным основателем. Как мы уже знаем, в 1865 году казённый сад был передан князю Атажукину во владение. И владел им Атажуко Атажукин всего три года до своей смерти. А затем сад был выкуплен обществом нальчикской слободы у сына князя. В дальнейшем его запустении виновны сами жители слободы, которые больше использовали его для своих хозяйственных нужд. Это правда.
И всё же утверждение о том, что «роль князя Атажуко Атажукина в сохранении Нальчикского природно-культурного комплекса трудно переоценить», как вы пишете в своём письме, достаточно спорно. К тому же если в XIX веке название «Нальчикский казённый сад», «Атажукин сад» соответствовало своей сути – в нём было высажено много фруктовых деревьев, виноградники, то сейчас слово «сад» не очень вяжется с реальным положением дел. Сейчас это парк, а не сад, один из крупнейших и уникальнейших парков страны. И во многих туристических буклетах и справочниках он называется именно Нальчикским парком культуры и отдыха. Я уже сталкивался, например, в Интернете с тем, что люди из разных регионов России, которые раньше бывали в нашем городе, восхищались нашим парком, когда слышат название «Атажукинский сад», не понимают, о чём идёт речь. Они думают, что нальчикский парк и какой-то «новый Атажукинский сад» – это разные природно-культурные комплексы. В моём блоге в Живом Журнале после выхода обсуждаемой статьи задавали вопросы типа такого: «Давно я не был в Нальчике. А Атажукинский сад – это у вас теперь где?». Вот потому я и затронул тему целесообразности переименования парка в 2007 году. О возвращении исторического названия в данном случае говорить не приходится, учитывая вышеупомянутые факты.
Еще несколько строк из письма:
«Инициаторы знали гораздо больше, чем может предполагать О. Лубан. Ведь возвращению парку его исторического имени, данного народом, предшествовала длительная дискуссия. Были и другие противники этого, которые, кстати, ссылались на тот же источник, что и О. Лубан. Поэтому городские власти создали специальную авторитетную комиссию, которая собрала все публикации, архивные документы, касающиеся истории Нальчика и конкретно Атажукинского сада. Изучив их, члены комиссии пришли к выводу, что роль князя Атажуко Атажукина в сохранении Нальчикского природно-культурного комплекса трудно переоценить».
Вы, Борис, говорите в письме, что в своё время была создана авторитетная комиссия, которая собрала все публикации, архивные документы и на их основании пришла к выводу о возможности переименования парка. Может, всё-таки лучше, если бы такие вопросы решала не только группа специалистов и представителей общественности? Может, неплохо было бы и саму общественность ввести в курс дела, немного просветить? Вероятно, тогда и нынешних споров не было бы. А я что-то не помню, чтобы в 2007 году в республиканской прессе этот вопрос широко обсуждался, чтобы проводились социологические опросы жителей города на эту тему. Когда речь идёт о переименовании таких знаковых объектов, как нальчикский парк, известный далеко за пределами республики, можно было бы шире интересоваться общественным мнением, а не только мнением «представителей общественности».
То же самое касается и перемены привычных для нальчан названий улиц, ставшей одно время каким-то стихийным процессом. А ведь есть законодательные нормативные акты, регламентирующие механизм таких переименований. Сбор определённого количества подписей, учёт мнения людей, проживающих на данной улице и т. д. Уверяю вас, никто и не думал опрашивать людей, живущих на переименованных «по просьбе общественности» улицах (сам живу на одной из них). А эти люди потом сталкиваются с некоторыми бытовыми проблемами, связанными с переименованиями. Но это уже отдельная тема.
Заканчивая ответ на ваше письмо, Борис, приношу также личные извинения за досадную ошибку в подписи к фотографии памятника народным просветителям Бекмурзе Пачеву и Кязиму Мечиеву. Я не обратил внимания на неверное название файла фотографии, где вместо Бекмурзы Пачева был указан Шора Ногмов. Все они были уважаемыми, достойными людьми, вечная им память!
А ваша солидарность с тем, что история нашего парка насчитывает много больше, чем 90 лет, очень радует! Искусственно снижать возраст нальчикского парка, гордости столицы КБР, вовсе незачем. Хотя отметить 90-летие со времени его возрождения в 1923 году можно, что нам в этом мешает?
Зеленое сердце города
Атажукинский сад если не ровесник города, то его младший брат. Крепость Нальчик основана в 1818 году (по некоторым данным — в 1822), а история парка началась в 1847 году. Именно тогда начальник центра Кавказской линии полковник Эристов получил от наместника Кавказа указание об организации при Нальчикском укреплении казенного фруктового сада. Для помощи в этом деле из Крыма пригласили садовода, обучавшегося в Никитском ботаническом саду.
Фруктовые саженцы, черенки и виноградные чубуки были привезены из Крыма и Грузии в 1850 году. В это же время была посажена липовая аллея — та самая, по которой мы гуляем сейчас. Большая часть посадок принялась, и через некоторое время парк превратился в очень красивое место, которое современники описывали как сад-лес, с террасами, пышными виноградниками и многочисленными ухоженными деревьями.
В 1860-х годах крепость потеряла свое стратегическое значение, а сад стал приходить в упадок. В 1865 парк и прилегающие земли, занимавшие площадь около 32 гектаров, передали князю Атажукину, и этом место стало носить название «Атажукин сад».
К сожалению, сад недолго оставался пышным и цветущим. Уже в начале восьмидесятых годов девятнадцатого века он стал запущенной и дикой территорией, часть посадок вырубили, а канал, снабжавший водой его нижнюю часть, оказался заброшен.
Новый век подарил парку новую жизнь. В 1913 году акционеры Владикавказской железной дороги стали попечителями Долинска и занялись запущенным садом. Благодаря их поддержке здесь построили здание ванн, бассейн, а также тогда же заложили фундамент курортного зала. Правда, последний проект завершен не был.
Считается, что именно в 1913 году появилось одно из первых искусственных озер парка, которое мы сегодня называем Трек. Позже, уже с приходом советской власти, оно на какое-то время стало водохранилищем. На месте современного гостиничного комплекса располагалась гидроэлектростанция.
От фруктового сада к городскому парку
Значительные изменения парк претерпел с приходом советской власти. В 1921 году слобода Нальчик стала городом, а власти активно занялись благоустройством.
Инициатором изменений историки называют председателя облисполкома Кабардино-Балкарской автономной области Бетала Калмыкова. Ученые обследовали территорию и приняли решение устроить на месте сада большой курортный парк.
Разработку проекта поручили архитектору Владимиру Казину — именно благодаря ему парк начал приближаться к тому облику, который мы можем наблюдать сейчас. Для того, чтобы претворить проект в жизнь, нужно было проделать колоссальную работу, а сил не хватило. Поэтому в марте 1923 года в газете «Красная Кабарда» опубликовали обращение Бетала Калмыкова к жителям Нальчика и соседних селений с призывом помочь в обустройстве парка. Люди откликнулись — на воскресники приезжали сотни и даже тысячи человек. Основную часть работ завершили довольно быстро, к ноябрю 1923, а официальную церемонию закладки парка провели 7 ноября.
В это время появились три основные аллеи — Центральная, с которой в ясную погоду открывается замечательный вид на Главный Кавказский хребет, Липовая (слева) и Комсомольская (справа). Парк в очередной раз сменил название, став «Интернациональным». Позже он значительно разросся и соединился с курортной зоной.
Говоря о центральной аллее и главном входе в парк, расположенном со стороны улицы имени Лермонтова, нельзя не упомянуть об аллее голубых елей, которая начинается от здания медицинского факультета (бывший Ленинский учебный городок). Она появилась в тридцатые годы прошлого века, благодаря селекционеру и садоводу-декоратору Ивану Ковтуненко.
Во второй половине двадцатых годов перед главным входом появилась небольшая, высотой примерно в 5 метров арка. В 1930 году парк снова переименовали, на этот раз в «Кабардинский», а еще через три года — в парк «Парк имени Сталина».
Неказистую арку решено было заменить на что-то более презентабельное — для этих целей объявили конкурс среди архитекторов, в котором приняли участие около двадцати проектов. Победила идея известного советского архитектора Владимира Веснина. Так перед входом в парк появились знакомые постаменты с колоннами и декоративные бассейны с львиными мордами. Вход с того времени почти не изменился, разве что исчезли фонари, венчавшие композицию.
Изначально фонтан располагался почти сразу же за входом, но чуть позже его убрали — он перекрывал вид на горы и ломал перспективу. Какое-то время на центральной аллее стоял памятник Сталину, но уже чуть дальше от входа.
От идеи с фонтаном все-таки не отказались, его просто переместили вглубь аллеи. Основательный, немного вычурный, с рыбами, прихотливо изгибающими хвосты на его бортиках, фонтан стал местом притяжения для нескольких поколений горожан, которые полюбили фотографироваться на его фоне.
Конец двадцатого века парк встретил, по-прежнему оставаясь одной из главных городских достопримечательностей. В девяностые годы в парке было два городка аттракционов, а над Комсомольской аллеей дугой выгибалась арка с названием. Фонтан на Центральной к тому времени был перекрашен в немного скучный бело-голубым цвет и лишился хвостатых хранителей. Позже его опять перекрашивали — в темно-синий и совсем уж непривлекательный бежевый.
Смена столетия снова принесла перемены. В 2002 году Нальчикский парк культуры и отдыха был признан лучшим зеленым парком России. В 2007 его переименовали в Атажукинский сад, с этого же времени началась активная реконструкция.
Если начать прогулку от центрального входа, то по левую сторону можно увидеть комплекс, посвященный героям Великой Отечественной войны — у Вечного огня и мемориальной стелы оставляют цветы благодарные потомки. Чуть дальше расположен памятник жертвам политических репрессий.
Продолжая путь по главной аллее, нельзя не заметить весьма необычную скульптуру — «Звездный камень», созданный по проекту народного художника Кабардино-Балкарии Алима Пашт-Хана в 2017 году. Камень весом в 47 тонн привезен из Безенги и украшен бронзовыми вставками с орнаментом.
Несмотря на то, что «Звездный камень» установлен относительно недавно, скульптура успела обрасти легендами. Некоторые экскурсоводы говорят туристам, что прикосновение к узорчатому металлу принесет счастье в личной жизни, здоровье и долголетие. Так что, бронзовые вставки регулярно полируются теми, кто верит в добрые приметы. А еще у «Звездного камня» любят играть дети, очарованные громадной глыбой и мелкими белыми камешками, которыми усыпана круглая площадка-основание.
Еще одна достопримечательность аллеи — отреставрированный фонтан, на который вернулись стилизованные рыбы. Теперь сооружение вновь приобрело благородный темный оттенок, а по вечерам водяные струи подсвечивают. Как и следовало ожидать, это место снова облюбовали ценители живописных фотографий.
Конечно, отдельными произведениями искусства можно назвать клумбы, на которых извиваются необычные цветочные узоры. Центральная аллея — людная и шумная, здесь бегают и смеются дети, выступают музыканты, устраиваются на изящных скамейках веселые компании. Она завершается городком аттракционов, который за последнее время стал ярче и интересней, обзаведясь новым колесом обозрения (самым высоким на Кавказе).
Не доходя до парка аттракционов, вы сможете увидеть взбегающую вверх и влево дорожку — это Аллея поэзии. На клумбе наряду с цветами выстроились в ряд каменные книги со стихами поэтов, живших в Кабардино-Балкарии или писавших о нашем крае. Замыкает композицию памятник просветителям Бекмурзе Пачеву и Кязиму Мечиеву, расположенный на возвышении. От него можно пройти к Липовой аллее.
Она гораздо тише, степенней, чем главная, наверное, сказывается почтенный возраст. Здесь бегают спортсмены, гуляют влюбленные. В ветвях старых лип можно увидеть множество различных птиц: дроздов, соек, синиц, воробьев, зябликов и поползней, а иногда даже сов. Это не единственные жители аллеи — на деревьях и на земле то и дело мелькают любопытные белки. Извилистая дорожка тянется вдоль линии обрыва и выглядит очень контрастно, на фоне абсолютно прямых Центральной и Комсомольской. Начинаясь на улице Лермонтова, за Вечным огнем, Липовая аллея упирается в дворец торжеств «Эльбрус», под которым раскинулся Зеленый театр. А чуть дальше и ниже катит своим воды река Нальчик и плещется озеро Трек, над которым проплывают разноцветные кресла канатной дороги, ведущей прямиком к ресторану Сосруко.
Гуляя по аллее, вы непременно увидите скамью примирения и цветочный календарь. Недалеко от них, среди кустарника, прячется скульптура матери и ребенка. Существует версия, что это работа Лео Мола, но документальных подтверждений этому найти не удается.
Крайняя правая аллея — самая длинная в парке. Она начинается недалеко от площадки, где строится Театр трех народов, пересекает городок аттракционов и ведет любителей пеших прогулок в курортную зону. Идя по ней, можно выйти к питьевой галерее, зданию водогрязелечебницы и Курортному залу.
С этой же аллеи открывается вид на еще одно рукотворное озеро — Курортное. Оно было создано в 1960 году у подножия Большой Кизиловки. Раньше на вершину горы вела канатная дорога, но со временем она пришла в негодность и ее демонтировали