аусфальские ворота в калининграде история
В поисках Кёнигсберга. Городские ворота. Часть 2 (38 фото)
Аусфальские ворота (Ausfalltor Tor)
Но я не буду ограничивать себя формальными признаками и постараюсь рассказать про все 12, из которых 8 существуют и поныне, а 4 были уничтожены, причём не в результате бомбардировок и обстрелов города в войну, а самими же немцами, практичность которых во многих случаях переходила в цинизм и вандализм. Да что там немцы, в российских городах происходило то же самое, да и сейчас происходит.
Во второй день мы направились на поиски ворот по Гвардейскому проспекту вдоль западного участка бывшего Второго вального укрепления.
Аусфальские ворота подверглись наибольшей перестройке из всех сохранившихся. Они же находятся в самом заброшенном состоянии. Ворота находятся ниже уровня земли, и поэтому можно пройти мимо них и не заметить. Они включали в себя не только собственно ворота, но и оборонительные сооружения (каземат с бойницами в правой части кадра) и гидротехнические (плотина с пропуском воды).
В середине 1990-х сверху ещё взгромоздили часовню, как-будто нельзя было найти для неё другого места.
В воротах был единственный проход. Это вид со стороны рва.
Рядом с воротами находится плотина, по верху которой сейчас проходит улица Горная. Через арку плотины течёт ручей, наполняющий бывший ров, а теперь пруд парка Победы. Для контроля моста, перекинутого через ров, в стене плотины сделаны амбразуры.
Сверху устроена площадка. Скорее всего, её уровень был поднят. Не знаю, имела ли эта площадка оборонительную функцию, но на ней вполне можно было бы расположить пушки.
Но черепица на ограждении площадки оригинальная, сделанная на века.
В 2007-м году ворота были переданы историко-художественному музею. Но, похоже, до восстановления ворот руки у руководства музея всё никак не дойдут. Пройдя вдоль пруда через парк Победы, мы вышли к следующим воротам.
Железнодорожные ворота (Eisenbahnhof Tor).
По верху ворот проходит Гвардейский проспект. По бокам от арок ворот находятся казематы
Через ворота проходила железная дорога на Пиллау (Балтийск). В обратную сторону она шла до малого подъёмного моста через Преголю.
Сначала ворота были с одной аркой, но быстро спохватились и перестроили.
Вид в сторону города на новые жилые дома на улице генерала Буткова.
На переднем плане видны ниши в стенах. Это тоже своего рода защитные сооружения. В эти пиши можно было вставить брусья и сложить их горизонтально на высоту около двух метров, перегородив таким образом проход и проезд через ворота. Правда, для артиллерии это не слишком серьёзное препятствие.
Дата постройки ворот выбита на верхней части арки. Правда, когда ворота эксплуатировались по прямому назначению, этот участок был самым закопчёным дымом паровозов.
Вид в «полевую» сторону. Столбы, которые видно в проём, были частью створчатого механизма закрывания ворот.
Идём дальше. Если бы мы шли здесь лет 120 назад, нам бы попались Холлэндербаумские ворота, но увы, их уже давно нет.
Фридрихсбургские ворота ( Friedrichsburg Tor).
Именно эти ворота не входят в «классическое кольцо» ворот Второго вального обвода.
Мотивируется это тем, что это не сами по себе городские ворота, а остатки крепости Фридрихсбург. Крепость была основана в 1657 году по приказу великого курфюрста Фридриха Вильгельма для контроля движения по Прегелю. Фридрихсбург был крепостью бастионного типа. В плане крепость имела форму квадрата с четырьмя земляно-каменными бастионами по углам. Крепость строилась по проекту придворного математика П. Х. Оттера.
В 1697 году крепость посетил и изучал здесь бомбардирское дело Пётр I. В учителях у «Петра Михайлова» был бранденбургский полковник фон Штернфельд. После возвращения в Россию по приказу Петра на острове Котлин было построено несколько фортов (Кроншлот, Цитадель и Александр-шанец), образцом для которых служила крепость Фридрихсбург. В крепости располагались казармы, тюрьма, продовольственные и оружейные склады, таможня служба и небольшая кирха.
В середине 19-го века крепость была модернизирована и включена в состав Второго вального обвода Кёнигсберга. В ходе модернизации и были построены ворота, которые мы видим сейчас. После модернизации крепость стала считаться фортом. За всю свою историю крепость ни разу не принимала участия в активных боевых действиях.
В начале 20-го века оборонительные сооружения Второго вального обвода были признаны устаревшими. Они были выкуплены городскими властями, которые снесли большую часть этих оборонительных сооружений. В 1910 году крепость Фридрихсбург перестала быть военным объектом и вскоре была полностью снесена. Её рвы были засыпаны, а бастионы и валы — срыты. Сохранились только ворота.
Мне показалось немного странным, что на «полевую» сторону сделано меньше амбразур в среднем ярусе башен, чем во внутреннюю. (Фото 1945-го года с сайта Pastvu)
А это 1938-й год, внешняя сторона.
Сейчас повторить кадры, приведённые выше не получится, мешает забор. Поэтому только верхушки башен.
А мы возвращаемся на Железнодорожную улицу и движемся дальше на юг к следующей цели.
Бранденбургские ворота (Brandenburger Tor).
Единственные, через которые сейчас осуществляется движение транспорта.
Не так давно через них даже ходили трамваи. (автор фото Charles ‘Chip’ Hires, сайт Pastvu). Брусчатка и рельсы сохранились до сих пор, но уже через 100 метров их скрывает асфальт.
Названы ворота в честь замка Бранденбург, в который вела проходящая через них дорога. Первые ворота построили в составе первого вального укрепления в 1657-м году, и были они деревянными. Через сто лет по распоряжению прусского короля Фридриха II обветшавшее строение было снесено, и на его месте сооружена массивная кирпичная постройка с двумя проездами, имеющими стрельчатое завершение. Новые прочные ворота полностью перекрыли дорогу на юг (ныне улица Суворова) и служили надежной защитой города. Толстые стены хорошо укрывали небольшой гарнизон караульных, которые размещались во внутренних казематах. Защищал ворота Брандебургский бастион (не сохранился). Здесь также имелись служебные, подсобные, складские помещения и подъемники.
Боковые помещения служили казематами, затем таможней. Сейчас в правом размещается музей марципана. Так себе музей, честно сказать.
Во время реставрационных работ 1843 года ворота были значительно перестроены (почти что построены заново на том же месте) и украшены остроконечными декоративными фронтонами, крестообразными цветами из песчаника, стилизованными листьями на навершиях, гербами и медальонами. Это сделало Брандебургские ворота «самыми готическими» из всех Кёнигсберских ворот.
На воротах установлены скульптурные портреты двух выдающихся прусских военачальников.
Фельдмаршал Бойен (1771—1848), военный министр, участник проведения реформ в прусской армии
Генерал-лейтенант Эрнст Людвиг фон Астер (1778—1855), шеф инженерного корпуса, один из авторов Второго вального укрепления Кёнигсберга.
После реставрации генералы стали похожи как братья-близнецы.
Фридландские ворота (Friedländer Tor)
расположены в северо-восточном углу Южного парка, на пересечении проспекта Калинина и улицы Дзержинского.
Название своё они получили в честь города Фридланда (ныне Правдинск), к которому вела дорога, проходящая через ворота. Построены были в 1862-м году. В 1910-м, когда военное ведомство продало все сооружения Второго вального укрепления городу, часть вала срыли, дорогу пустили мимо ворот, а через ворота остался вход в парк. Во время войны ворота почти не пострадали и после войны использовались для хозяйственных нужд. В 1980-х ворота отреставрировали на пожертвования граждан и организаций и сделали внутри музей. Первыми экспонатами стали вещи, найденные при очистке рва.
Через Фридланские ворота, как и через Бранденбургские, когда-то давно ходили трамваи.
На фотографии 1928-го года, сделанной с южной стороны, стороны рва, трамвайных путей уже нет. Не только наши нынешние городские власти борятся с трамваями. А может трамваи пустили по дороге в обход ворот.
Здесь хорошо видно, что ворота служили не только местом пропуска через вал, но и пропускали тех, кто проходил по мосту через ров. На фото эскарповая стена с амбразурами.
К сожалению, сейчас пройти по мосту к воротам не получится, территория огорожена, там сейчас частный музей. К северному фасаду ворот пришлось идти через улицу Дзержинского.
Северный фасад ворот был украшен статуей великого комтура Фридриха фон Цоллерна,
На фотографии 1991-го года видно, что рыцарь отсутствует. Но скульптура была восстановлена. Не знаю уж, насколько достоверно.
Трагхаймские ворота
стояли в Мельничном переулке, который проходил вдоль Вальгассе и вёл в Палвехоф и Марауненхоф.
Эти ворота были небольшими, и особого значения не имели.
А это в процессе сноса. Разобрали по кирпичику.
Штайндаммские ворота (Steindammer Tor)
были расположены на Каменной плотине и дороге в Пиллау. Если не ошибаюсь, сейчас это южная оконечность площади Победы. Они были снесены в 1912 году. А жаль, красивые были ворота. Статую короля Фридриха Вильгельма IV пернесли в музей. А ведь в этих воротах было разделено движение транспорта в двух направлениях, и пешеходы ходили через свои арки. Через ворота ходили и трамваи.
Холландербаумские ворота
находились в районе перекрёстка нынешних улицы Генерала Буткова и набережной Маршала Баграмяна, рядом с двухъярусным мостом через Преголю. Ворота получили название по району, в котором они были расположены (Холландербаум, «голландское дерево»). Рядом находилась железнодорожная станция с таким же названием. Ворота были снесены в начале 20-го века. Фотографий ворот я не нашёл.
Зелёные ворота
располагались в районе Кнайпхоф. Герб района Кнайпхоф изображает на зелёном поле выступающую из лазурных волн руку в лазурном рукаве, держащую золотую корону. Зелёный цвет является символическим цветом Кнайпхофа, поэтому ворота, ведущие в этот район и были названы зелеными. Кроме этого, в Кнайпхофе существовали Зелёный мост, Зелёный кран и Зеленые весы. Через Зелёные ворота осуществлял проход с Зеленого моста на Длинный переулок. Зелёные ворота стали одновременно окончанием улицы и началом южной стороны Кнайпхофа.
В разговорной речи название Зелёные ворота использовалось уже в 1764 году. Ворота к Длинному переулку были известны с 1322 года и представляли собой простое здание с аркой внутри. В 1592 году они были перестроены в «замечательное здание эпохи Возрождения мастера Вильгельма». Новые ворота представляли собой здание с высокой восьмиугольной колокольней и флюгером. Башня была украшена часами, гербом Кна́йпхофа, прусским орлом и скульптурами. На Зеленых воротах, в своё время, играли городские музыканты.
В 1851 году дно ворот углубляли на два фута, чтобы перевезти через них конную статую короля Фридриха Вильгельма III. В 1864 году, ворота мешавшие возросшему уличному движению, несмотря на протесты горожан и художника Фердинанда фон Кваста, были снесены.
Зеленый мост через реку Преголя, ведущий к Зелёным воротам, был построен 1322 году, в 1582 году он сгорел. На его месте в 1590 году был построен разводной мост. Он существовал до 1907 года. В настоящее время на месте, где находились Зелёные ворота, проходит Ленинский проспект по эстакадному мосту над островом Канта.
Из-за того, что ворота эти были построены в другую эпоху, имели другое назначение, другую архитектуру, они и не входят в общеизвестное ожерелье кёнигсберских ворот.
Чтобы проиллюстрировать расположение ворот в городе, приведу наглядную картинку, которую я нашёл на этом сайте. Железнодорожные ворота, которые находятся между Аусфальскими и Холландербаумскими, они как-то пропустили, а Зелёные, похоже, и не собирались наносить.
Картинкой этой мы ещё попользуемся, когда будем искать другие фортификационные сооружения Кёнигсберга.
Аусфальские ворота
Из всех сохранившихся ворот Аусфальские были перестроены в большей степени.
Содержание
История
Первые ворота приблизительно на месте нынешних были построены в двадцатых годах XVII, во время строительства оборонительно вала вокруг города. Позднее, в 1866 году, ворота были построены заново, в стиле кирпичной готики. Построенные в XIX веке Аусфальские ворота пропускали только пешеходов, и были менее значимы по отношению к остальным городским воротам (о чём говорит, например, более бедное архитектурное оформление). Проектировал новые Аусфальские ворота архитектор Людвиг фон Астер.
Ворота с самого начала врезались в вал и находились фактически ниже уровня земли. В XX веке единственный проезд ворот был заложен. Как и все остальные городские ворота, в 1910 году Аусфальские ворота были проданы военным ведомством городу.
Во время войны Аусфальские ворота были переоборудованы под пункт управления воинскими частями. Обширные внутренние помещения ворот были разделены на отдельные отсеки бетонными стенами. Проходы между отсеками закрывались герметичными защитными дверьми.
После войны ворота использовались как склад, позднее — как бомбоубежище расположенной рядом школы милиции, а позднее в них был расположен коллектор сточных вод.
В 1993 году на верхнем покрытии ворот, которое расположено вровень с уровнем проезжей части Гвардейского проспекта, была построена православная часовня Св. Георгия, посвящённая советским солдатам, погибшим при штурме Кёнигсберга.
Весной 2007 года Аусфальские и Железнодорожные ворота были переданы Калининградскому историко-художественному музею. Планируется реставрация ворот, и размещение в их помещениях музейных экспозиций. Вместе с памятником 1200 гвардейцам и Парком Победы, ворота должны стать частью военно-исторического комплекса.
Архитектура
Аусфальские ворота имеют только один проезд, к которому с внешней стороны вели лестница и довольно узкий мост (следы которых сохранились до сих пор), что является подтверждением того, что ворота пропускали только пешеходов. По бокам от проезда расположены казематы с амбразурами фронтального и флангового огня. Проезд перекрыт по дуге лучковой аркой, которая украшета наличником с зубцами. Выходящие в ров боковые наружные стены ворот облицованы гранитными плитами, украшеными рустикой в типа квадр.
О внешнем виде обращённого в сторону города фасада ворот ничего не известно, так как он был засыпан землёй, а фотографий или рисунков не сохранилось.
Аусфальские и Железнодорожные городские ворота
Аусфальские ворота
Аусфальские ворота (нем. Ausfalltor Tor) – перекресток Гвардейского проспекта и улицы Горной по соседству с памятником 1200 гвардейцам. Первые ворота были построены в 1626 году. В том виде, в котором мы их знаем они были построены в 1866 году в стиле кирпичной готики по проекту архитектора Людвига фон Астер. Как часть вала они были ниже уровня земли и изначально служили для переходного перехода. Об этом говорит одиночный узкий тоннель. Мост соединяющий ворота с городом тоже узкий с лестницей в начале.
По бокам от прохода располагались казематы с амбразурами. Над аркой расположена платформа с зубчатой стеной. В начале 20 века проезд был закрыт, а сами вороты переданы из военного распоряжения в городское. Территория вокруг ворот преобразовалась в уютный парк.
Послевоенные годы там был склад, потом бомбоубежище находящейся через дорогу Высшей школы милиции. Ворота расположены ровно под дорогой и тротуаром, сверху на него по каким-то непонятным соображениям надстроили православную часовню.
На данный момент это единственные не отреставрированные городские ворота, про которые власти города тихо забыли ну или делают вид, что их не существует.
Кирпичная кладка ворот закрашена жуткого цвета бордовой краской. Мост через ров обвалился, а сами Аусфальские ворота зарастают деревьями и кустами, а власти это, видимо, активно поощряют, что бы глаза не мозолили. Внешняя сторона ворот, ведущая из города, в данное время на территории школы Милиции, засыпана и о ней ничего не известно, фото нет.
Рядом расположено знаковое место – памятник 1200 гвардейцам и парк Победы, которые в последние годы облагородили и сделали прекрасное место отдыха. Пруд, некогда служивший рвом вокруг ворот, почистили и сделали красивые мостики. Рядом отреставрировали еще одни Кенигсбергские городские ворота – Железнодорожные. Над Аусфальскими воротами чуть в стороне стоит Астрономический бастион, который тоже активно стали вовлекать в культурную жизнь города. А вот про Аусфальские ворота все молчат.
Да даже 2ГИС молчит что на этом месте они есть. ЗА что им мое личное ФИ!! Желаю им все таки дожить до рук реставраторов.
Железнодорожные ворота
Железнодорожные ворота (нем. Eisenbahnhof Tor) – расположены под Гвардейским проспектом рядом с Аусфальскими воротами. На воротах есть надпись с датой постройки 1866 – 1869. Через них проходила железнодорожная дорога на Пилау (ныне Балтийск). Ворота находились ниже уровня земли, позднее над ними проложили улицу. Ворота имеют 2 арочных пролета, по бокам военные казематы с амбразурами по сторонам.
До реставрации
В советское время, как железнодорожные, свою функцию утратили, но сохранили переходную. Под воротами идет дорожка от улицы Генерала Будкова до парка Победы. Долго время ворота разрушались, и были выкрашены жуткой бордовой краской (ну вот зачем?). Внутри располагались склады. В мой приезд в Калининград в 2009 году они все еще представляли собой тот пример прекраснейшего исторического объекта, на который без слез не взглянешь. Хотя еще в 2007 году их вместе с Аусфальскими передали Калининградскому историко-художественному музею.
Новая жизнь Железнодорожных ворот началась только в 2012 году – их стали реставрировать. Сейчас работы завершены, полностью восстановлены стены, внутри пол выложен аутентичным камнем. Там планировали разместить учебный центр для реставраторов, но пока помещение не занято.