августовский канал история создания

Августовский канал

Августовский канал (Augustow Canal)

Августовский канал – выдающееся гидротехническое сооружение XIX века, один из крупнейших каналов Европы, включенный в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Водный путь общей протяженностью около 102 км начинается от озера Сервы вблизи польского Августова и пролегает практически до белорусского Гродно. Искусственные русла длиной 45 км связали одиннадцать рек (35 км) и семь озер (22 км).

В мире существует всего три подобных канала: Каледонский в Великобритании, канал Гота в Швеции и Августовский, расположенный на территории Польши и Беларуси.

Сэкономь на путешествии!

История

Правда, по назначению канал практически не использовали. Ближе к окончанию строительства открытая железная дорога показала гораздо более удобный путь для товарообмена.

Ни Первая, ни Вторая мировые войны не обошли стороной Августовский канал. Карта покажет много стратегически важных районов, которые охранялись от захватчиков. И сегодня на всей его протяженности остались сохранившиеся бетонные доты, сильно пострадавшие от перенесенных сражений. Во время Первой мировой были уничтожены некоторые шлюзы, сожжены плотины, но в целом канал сохранился.

Сохранившаяся польская часть искусственного водоема подсказала идею использования его как культурно-исторического памятника, центра отдыха и туризма. В 2004 году руководство республики Беларуси приняло решение провести полную реконструкцию канала в связи с включением его в список исторических ценностей страны и Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Уникальная экосистема

В нем обитают рыси и кабаны, косули и бобры, олени и лоси, не обошлось и без волков. Птиц, живущих здесь, особенно черного аиста, мало где можно встретить, кроме этих мест. Воды канала полны рыбой, здесь живут хариус, форель и усачи, занесенные в Красную книгу.

Пешие и велосипедные туры по берегам канала

В сердце заказника расположен красивейший рекреационный парк площадью почти 6 гектар. В нем выделяются территории для семейного и активного отдыха.

Экскурсии на теплоходе

По маршруту ежедневно курсируют пассажирские пароходы. В зависимости от выбранного тура они проходят от 20 км и более. Цены более чем демократичные, за час прогулки вы отдадите около одного доллара. Есть возможность снять полностью весь пароход и дружной компанией отметить день рождения или другой праздник. Час будет стоить меньше 30 долларов.

Такой отдых подходит для тех, кто не любит передвигаться пешком, но желает обозреть все местные достопримечательности. Канал неширокий, это позволяет буквально впитывать красоту его берегов. К тому же теплоход делает остановки, чтобы туристы могли осмотреть особо значимые места.

Особенности различных туров

Семейный и корпоративный отдых

Местные достопримечательности

В окрестностях Августовского канала находятся интересные памятники истории и архитектуры Беларуси.

В деревне Немново сохранился оригинальный Домик смотрителя шлюза, построенный в 1830 году в стиле русский ампир. А музей Августовского канала в здании бывшей корчмы представляет гостям старинные карты местности и схемы канала, рукописные документы, фотографии и предметы быта XIX века.

В поселке Сопоцкин сохранились планировка XVI века, прекрасный костел Успения Пресвятой Девы Марии и Святого Иосифа Кунцевича, неоготические часовни и самое старое еврейское кладбище (1278 год). Здесь же находится единственная в Беларуси улица Иоанна Павла II.

Вдоль канала расположены оборонительные доты времен Великой Отечественной войны («линия Молотова») и форты Гродненской крепости, включенные в список историко-культурного наследия Беларуси.

Дворцово-парковый ансамбль Воловичей в деревне Святск построен по проекту итальянца Джузеппе де Сакко. Таинственная легенда рассказывает о появлении здесь призрака дочери, которую отец заживо замуровал в одну из колонн дворца.

Великолепная усадьба Друцких-Гурских, парк с ценными растениями и водная система XIX века – главные достопримечательности деревни Радзивилки.

Недалеко от канала находятся популярные у путешественников агротуристический комплекс «Гарадзенскі маёнтак «Каробчыцы» и историко-культурный комплекс «Партизанский лагерь».

Фестивали и праздники

Августовский канал, расположенный на границе стран-соседок – Беларуси, Польши и Литвы – давно стал местом интересных культурных и спортивных событий.

Ежегодно в августе вблизи шлюза Домбровка проходит фестиваль «Августовский канал в культуре трех народов», куда съезжаются самобытные фольклорные коллективы, музыканты, и мастера, представляющие свое национально искусство.

На празднике народного творчества «Августовский канал приглашает друзей» (в мае) можно познакомиться с белорусской культурой, овладеть ремеслами и попробовать блюда национальной кухни.

С середины 1990-х на канале ежегодно проводятся соревнования на каяках, байдарках и катамаранах «Неманская весна» (апрель). А вдоль берегов проходит международный веломарафон «Суседзі» (июль), собирающий участников из Беларуси, Польши и Литвы.

Как добраться до Августовского канала

Добраться до Августовского канала можно из Гродно на автомобиле или на автобусе: маршруты Гродно – Немново, Гродно – Горячки, Гродно – Калеты (остановка «Соничи» или «Августовский канал»). Удобно ехать в составе экскурсионной группы.

Из Минска можно добираться на автомобиле, предварительно сверившись с картой (направление Воложин – Лида – Скидель). Расстояние от Минска до Августовского канала – 327 км.

Туристы могут остановиться в гостиницах Гродно или агроусадьбах в окрестностях канала.

Источник

Августовский канал

августовский канал история создания. Смотреть фото августовский канал история создания. Смотреть картинку августовский канал история создания. Картинка про августовский канал история создания. Фото августовский канал история создания

Августовский канал – выдающееся гидротехническое сооружение XIX века, один из крупнейших каналов Европы, включенный в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

История Августовского канала

Августовский канал – действительно уникальный объект своего времени: по сложности инженерных решений, масштабам и, конечно, природной красоте мест, где он пролегает.

И все же его история как важной транспортной артерии для сплава древесины и товаров была недолгой. В 1825 году соглашение с Пруссией урегулировало таможенные пошлины, а во второй половине ХIХ века развитие железных дорог сделало канал невостребованным для перевозок.

В годы Великой Отечественной войны гидротехнические сооружения канала, вдоль которого были построены оборонительные доты, значительно пострадали, а распределительный шлюз Черток и вовсе разрушен.

Реконструкция Августовского канала

Многие элементы – шлюзы и мемориальные таблички с именами инженеров-проектировщиков, деревянные колонны и разводные мостики – реставрировались вручную и сохранили аутентичный вид.

Августовский канал сегодня

Здесь в распоряжении любителей активного отдыха :

В окрестностях канала строятся туристический комплекс «Рынковцы» (кемпинговые места и стоянки, кафе, сцена и площадки для развлечений) и спортивно-рекреационный комплекс «Песчаны» (отель, зона отдыха, стрелковый комплекс для спортинга и стрельбы из лука).

Кроме того, на берегах судоходной артерии появятся специальные зоны для отдыха и купания в летний сезон.

Достопримечательности недалеко от Августовского канала

Дворцово-парковый ансамбль Воловичей в деревне Святск построен по проекту итальянца Джузеппе де Сакко. Таинственная легенда рассказывает о появлении здесь призрака дочери, которую отец заживо замуровал в одну из колонн дворца.

Фестивали и праздники

С середины 1990-х на канале ежегодно проводятся соревнования на каяках, байдарках и катамаранах «Неманская весна» (апрель). А вдоль берегов проходит международный веломарафон «Суседзі» (июль), собирающий участников из Беларуси, Польши и Литвы.

Как добраться до Августовского канала

Из Минска можно добираться на автомобиле, предварительно сверившись с картой (направление Воложин – Лида – Скидель). Расстояние от Минска до Августовского канала – 327 км.

Туристы могут остановиться в гостиницах Гродно или агроусадьбах в окрестностях канала.

Источник

История Августовского канала

августовский канал история создания. Смотреть фото августовский канал история создания. Смотреть картинку августовский канал история создания. Картинка про августовский канал история создания. Фото августовский канал история созданияСтроительство канала стало ответом на введение Пруссией слишком высоких таможенных пошлин для перевозчиков грузов в балтийские порты в первой четверти XIX века.

Строительство инициировали министр финансов Царства Польского Ксаверий Друцкий-Любецкий, принадлежавший знатному дворянскому белорусскому роду, и польский общественный деятель, идеолог Просвещения, публицист, ученый Станислав Сташиц. Они предложили прокопать обводной канал, который стал частью будущего Августовского канала. По этому водному пути предполагалось вывозить зерно и круглый лес в балтийские порты, минуя Восточную Пруссию.

Эта идея возникла в 1821 году, а уже в январе 1822-го начали составлять проект и убеждать царя в выгодности строительства большой водной артерии, которая связывала бы Вислу с Неманом и далее, через Дубиссу и Венту, с Балтийским морем.

Проект канала (более 500 листов карт, планов и технических чертежей) был выполнен группой военных инженеров во главе с полковником Игнатием Прондзинским, которые произвели обширные геодезические работы на территории будущего гидротехнического сооружения.

В Петербурге была создана специальная техническая комиссия, которая рассмотрела проект. Александр І принял решение: Августовский канал строить (по различным данным, это произошло весной 1824 или 1825 года)!

Строили достаточно быстро. И не только сам канал: в этих местах специально возвели предприятия по производству стройматериалов и деревообработке, металлургический завод. Впервые в промышленном масштабе стали производить гидротехнический цемент и даже изобрели специальную его марку.

Строительные и благоустроительные работы продолжались вплоть до восстания в Польше, Литве, Беларуси 1831 года. После того, как силы повстанцев были подавлены, работы на Августовском канале продолжились под руководством гражданского инженера Теодора Урбанского.

На участке протяженностью 101,2 километра было возведено 29 плотин и 18 шлюзов. Строительство обошлось казне в полтора миллиона рублей серебром, что равнялось 14 миллионам польских злотых (при первоначальной смете в 7 миллионов 681 тысячу 587 польских злотых).

Достаточно долго по Августовскому каналу сплавляли не только лес, но и ходили деревянные суда «берлины», перевозившие товары, против течения их вели по «тягловым» дорогам или с помощью лошадиных упряжек, в редких случаях за дело брались бурлаки.

В строительстве канала принимали участие люди различных национальностей: поляки, белорусы, русские, евреи. Евреи занимались одной из самых грязных, трудоемких, но зато хорошо оплачиваемых работ: вычерпывали воду из канав, которые предназначались для будущего канала. Всего на строительстве было задействовано около 7000 рабочих.

В 1939 году территория белорусской части Августовского канала вошла в состав Белостокской области СССР. Лишь деревня Кадыш, урочище Лисья гора и прилегающие территории были заняты немцами после оккупации ими Польши.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. На защиту белорусских земель встали и пограничники 86-го Августовского погранотряда, ни одна застава не сдалась без боя.

Во время боевых действий Второй мировой войны гидротехнические сооружения белорусской части канала были сильно повреждены. Полностью разрушен распределительный шлюз Черток.

Более 60 лет белорусская часть Августовского канала оставалась в забвении, шлюзы и другие сооружения разрушались. Все сооружения стали, по сути, бесхозными, а о сохранении Августовского канала как части исторического наследия никто не задумывался. Находившийся в ведении Минтранса канал в 50-х годах был снят с баланса и стал ничейным.

Кстати, польский участок Августовского канала был реконструирован в еще 60-х годах XX века и остается своеобразной «Меккой» для туристов-водников со всего мира.

Августовский канал строили весьма добротно, учитывая все достижения науки. Так, стены канала были посажены на свайное поле из сосновых свай диаметром 40 сантиметров. Дно, в зависимости от грунтов основания, выполнено в виде бетонных выгнутых перекрытий или деревянных на свайном поле. Ворота шлюзов изготавливались из дуба с железными оковами.

Для удержания уровня воды имелось 29 плотин шириной от 1,64 до 18,56 метров, изготовленных аналогично шлюзам. Заслонки плотин приводились в движение вручную при помощи зубчатых колес.

Стены камер шлюзов выкладывались из полевых валунов и облицовывались красным кирпичом на растворе и гидролизной извести. Элементы, подвергавшиеся наибольшим нагрузкам (устои, пороги, верхние обрезы шлюзовых камер), облицовывались блоками из песчаника.

Берега канала из сыпучих песков усиливались слоем песка, смешанного с глиной, и засеивались травой. Иногда укладывались куски дерна. С целью усиления берега вдоль всего водного пути высаживались деревья, они же служили защитой от ветра.

Одновременно со строительством канала вдоль него прокладывались буксирные дороги шириной около 4 метров. Они не имели твердого покрытия.

Материал создан по заказу министерства спорта и туризма

Источник

Как это работает: Августовский канал

Несмотря на мощную поддержку государства, единственное в своем роде гидротехническое сооружение на территории Беларуси остается, по сути, медвежьим уголком. Экипаж Onliner.by своими глазами увидел, как в XXI веке работают технологии века XIX.

Несколько лет назад об Августовском канале вдруг узнали все. Просуществовав без малого две сотни лет, это уникальное гидротехническое сооружение в наше время оставалось уделом историков и небольшой кучки увлеченных путешественников. Растеряв свои транспортные функции и утратив лоск в годы забвения, канал превратился из важной речной артерии в еще одну точку на карте страны. Лишь благодаря стечению обстоятельств и государственной поддержке сооружение привели в порядок и объявили о создании новой туристической зоны. Если кто помнит, все это происходило в атмосфере «всесоюзных» строек, со множеством речей и большими планами на будущее.

После окончания реконструкции и запуска туристических маршрутов Августовский канал перестал быть «героем» главных репортажей центральных телеканалов и газет, в одночасье перейдя из списка золотого фонда объектов внутреннего и въездного туризма в еще одну строчку еще одного рекламного проспекта очередной фирмы.

В общем, наглядный пример того, что построить мало, надо еще уметь продать.

Тем не менее Августовский канал действительно уникален. Это гордость Беларуси и один из немногих объектов на территории нашей страны, который стоит увидеть своими глазами. Правда, сделать это не так просто. Регулярного движения на нем нет, а аренда теплохода стоит столько, что становится подъемной только в складчину. Причем не группе из 5—7 человек, а желательно под полсотни…

августовский канал история создания. Смотреть фото августовский канал история создания. Смотреть картинку августовский канал история создания. Картинка про августовский канал история создания. Фото августовский канал история создания

Корабль в Гродно

Дабы не утруждать читателя исторической частью возникновения канала (Google все равно знает больше), стоит упомянуть лишь основные вводные данные, необходимые для дальнейшего повествования.

Канал прорыт в 1830-х годах и соединяет Неман и Вислу. Вопреки расхожему мнению, Августовский является объектом незавершенного строительства. Его возводили для создания водного пути, по которому польские товары могли бы попадать в Вентспилс в обход Пруссии. Основная часть сооружения не была построена из-за восстания в Польше и переориентации экономики на железные дороги. В итоге канал стал водным путем внутреннего значения, служил для переправки древесины из одной реки в другую, а уже после Первой мировой рассматривался как туристический объект.

На территории Беларуси расположено 22 из 101 километра канала. Бóльшая часть Августовского — это естественные реки и озера, соединенные между собой гидротехническими сооружениями со шлюзами и водосливными плотинами. Они-то и представляют особый интерес для туристов, прекрасно дополняя красивую лесистую местность винтажным технологическим колоритом.

Существовал проект упрощенного пересечения границ Беларуси и Польши для путешествующих по каналу, для чего даже возвели контрольно-пропускной пункт на одном из шлюзов, однако вопрос находится не только в практической, но и политической плоскости, а потому до сих пор не разрешен. Это, конечно, наложило отпечаток на привлекательность канала и туристический трафик. Впрочем, еще не все потеряно.

августовский канал история создания. Смотреть фото августовский канал история создания. Смотреть картинку августовский канал история создания. Картинка про августовский канал история создания. Фото августовский канал история создания

Начало путешествия

…Пройти всю белорусскую часть Августовского канала можно только если начать путешествие рано утром. Тихоходные теплоходы «Неман» и «Ольга Соломова» развивают весьма скромную скорость даже по течению. Навигатор, записывавший трек, утверждал, что бóльшую часть пути мы двигались на уровне 15 километров в час. Против течения, разумеется, еще медленнее.

Капитан отказался идти до крайней пограничной деревни Усово, мотивировав поздним возвращением в Гродно. Конечной точкой маршрута назначили шлюз Домбровка, расположенный у одноименной туристической зоны со столетней историей (праздники Августовского канала проходили здесь еще тогда, когда дамы ходили в кринолинах, а кавалеры носили лихо закрученные усы). Это как раз сразу за вторым шлюзом.

августовский канал история создания. Смотреть фото августовский канал история создания. Смотреть картинку августовский канал история создания. Картинка про августовский канал история создания. Фото августовский канал история создания

Неман

Смена погоды с жары на лето а-ля Беларусь не отменила красоты Немана-батьки. Любоваться его видами до входа в канал можно несколько часов. Река делает красивые повороты, рыбаки и туристы на берегах приветливо машут руками, а на водной поверхности полно пернатых, развлекающих путешественников бегством прочь от теплохода.

Вход в канал вызывает оживление среди путешествующих на корабле. Путь перестает вилять, и крутые склоны сменяются равниной. Берега канала уложены природным камнем, причем не похоже, что это реконструкция. Видимо, настоящее, с тех времен.

августовский канал история создания. Смотреть фото августовский канал история создания. Смотреть картинку августовский канал история создания. Картинка про августовский канал история создания. Фото августовский канал история создания

Вошли в канал

Как уже говорилось выше, Августовский канал в основном представляет собой соединительные сооружения, построенные для объединения природных водоемов. Несколько небольших озер и заток, старицы и острова — все это лишний повод расчехлить фотоаппарат и забить флешку снимками. Красиво.

У деревень построены пристани, но, судя по всему, они не используются по назначению. В 1830-м поездка по водным маршрутам могла быть актуальной, но сейчас из деревушки на берегу канала значительно быстрее и надежнее добраться автотранспортом. Жителей, впрочем, тоже не видно. Вокруг глухие населенные пункты, которым намечавшийся туристический бум не придал дополнительного импульса к развитию. Все как было, так и осталось.

Последний отрезок перед первым шлюзом проходит по руслу реки Черная Ганьча. Топоним тавтологичен: «ганьча» есть не что иное, как «черный» с литовского. Столь сильный акцент на этом цвете сделан не зря: река действительно на удивление черна, что объясняется составом дна и небольшой глубиной. Говорят, в солнечный день на свету видны косяки рыб, но во время нашего путешествия светило так и не показалось из-за плотных облаков. Вместе с тем рыбаков по сторонам тоже особо не было видно.

Источник

Августовский канал история создания

августовский канал история создания. Смотреть фото августовский канал история создания. Смотреть картинку августовский канал история создания. Картинка про августовский канал история создания. Фото августовский канал история создания

Гродненская область Белоруссии необычайно богата памятниками культуры и природы, в число которых по праву включены и старинные каналы XVIII–XIX вв.: Августовский, Огинский, Днепровско-Бугский и Березинская водная система. Среди них можно особо выделить Августовский канал – памятник гидротехники XIX в.

Идея строительства

В 1815 г. по итогам Венского конгресса большая часть Великого герцогства Варшавского была присоединена к Российской империи как автономное Царство Польское, что способствовало экономическому подъёму этих земель. В ответ Пруссия, к которой также отошла часть территории Польши, ввела экономические ограничения, препятствовавшие доставке польских товаров по реке Висле до порта Данциг, а в самом порту на польскую сельскохозяйственную продукцию были установлены «грабительские» пошлины (более чем десятикратно превышавшие прежние). Сложившаяся обстановка побудила министра финансов Царства Польского князя Друцкого-Любецкого в августе 1822 г. выступить с инициативой создания окружного водного пути по рекам Нарев и Бебжа до Немана и далее до устья Виндавы (Венты) на Балтийском море [3, 4]. Он сумел убедить в его необходимости даже императора Александра I.

Согласно польским данным, впервые идея строительства подобного канала возникла ещё во второй половине XVI в., в период правления короля Стефана Батория, но потом была надолго забыта [10]. Вновь её озвучил архитектор польского короля Станислава Августа Понятовского Ян Фердинанд Накс в рамках своего проекта создания водного пути для доставки польского зерна в балтийские порты Речи Посполитой, прежде всего в Виндаву (ныне Вентспилс в Латвии), минуя принадлежащие тогда Пруссии порты Данциг (ныне Гданьск) и Мемель (ныне Клайпеда). Предложенная трасса начинающегося в Познани водного пути должна была связать реку Варта (правый приток Одры) с рекой Бзура (левый приток Вислы), а далее от Вислы пройти по рекам Буг, Нарев, Бебжа; причём последнюю, нужно было соединить с Неманом, спустившись по которому, можно было добраться до устья реки Дубиса, что при условии создания канальной системы между её верховьями и верховьями реки Вента обеспечило бы выход к Балтийскому морю в Виндаве. Однако это начинание осталось нереализованным из-за начавшихся военных действий с Россией, Польского восстания 1794 г. и последующего раздела Речи Посполитой [10].

По настоянию брата российского императора великого князя Константина Павловича, главнокомандующего польской армией и фактического наместника в Царстве Польском, реализацию инициативы по строительству канала взяли на себя военные власти. Заместитель военного министра и генерал-квартирмейстер Маврикий Фёдорович (Мауриций) Гауке (Maurycy Hauke, 1775–1830) приказал подполковнику Игнатию Прондзинскому, впоследствии генералу, произвести изыскания и подготовить проект канала Нарев–Неман, вскоре получивший название Августовский по названию города (Августов), ставшего центром организации работ [12]. Прондзинский пытался уклониться от выполнения обязанностей, связанных с проектированием канала, обосновывая это своим недостаточным знанием гидротехники, однако генерал Гауке отверг его просьбу [11].

Прондзинский приехал в Августов в сопровождении нескольких офицеров в июне 1823 г. и приступил к изысканиям на местности. В работах ему также помогали солдаты 8-й роты инвалидов и ветеранов. В апреле 1824 г. предварительный расчёт, сделанный Прондзинским и дополненный замечаниями генерала Гауке и начальника корпуса инженеров Яна Хшцицеля де Гранвиль Маллетского, включавший в себя более пятисот листов карт, планов и технических чертежей, был представлен в Санкт-Петербург, в Главное управление путей сообщения.

Польский проект, признанный более удачным по сравнению с другими, как с технической, так и с финансовой точки зрения, был утверждён сначала правительством Царства Польского, а затем в 1824 г. императором. Александр I принял также решение о том, что строительство канала в пределах Царства Польского должно было осуществляться самими поляками. Главное достоинство одобренного предложения заключалось в том, что оно было ориентировано на проведение минимально возможных земляных работ при создании канала и на максимальное использование существующих рек и озёр. Под руководством Прондзинского впервые были выполнены топографические съёмки района строительства. В результате предпринятых изысканий новый водный путь должен был пролегать через приток Вислы – реку Нетту, затем в Бебжу, и далее по искусственным каналам с системой шлюзов через озёра Августовской пущи, а потом по реке Черная Ганча до Немана. Предполагалось построить и ещё одну часть канала, которая должна была соединить Неман с портом Виндава на Балтике, но этот план так и не был осуществлён.

Поздней весной 1824 г. Августов посетил генерал Пётр Петрович (Пьер Доминик) Базен (1786–1838) – один из крупнейших европейских авторитетов в области гидротехники того времени [8]. Целью визита было выяснение деталей и устранение технических и организационных разногласий. Наконец, в июле 1824 г., в ходе совещания в городе Ломжа, была утверждена трасса канала, проходящая через город Августов, озёра Нецко, Бяле, Студзеничне и ниже озера Сервы, которое рассматривалось в качестве вспомогательного водоёма [11].

В конце июля приступили к зарегулированию и канализации 70-километрового участка реки Бебжа и 30-километрового – реки Нетта. Спрямлялись и углублялись русла, насыпались валы, строились грунтовые буксирные дороги. Окончательно планы и сметы строительства канала, предусматривающие расходы на общую сумму 7 681 587 польских злотых, были утверждены императором 15 февраля 1825 г. [2].

Строили канал 15 лет, с 1824 по 1839 гг. Он стал составной частью Висло-Неманского водного пути, проходившего по Западному Бугу, Нареву, Бобру (Бебже), Нетте и далее вплоть до Немана по небольшим рекам и озёрам, связанным в единую систему именно Августовским каналом [2].

Многие строительные материалы (глину, песчаник, известковый камень) добывали непосредственно в районе прокладки канала. Камень «ломали» чаще всего в окрестностях города Сувалки. Тёсаный же камень (песчаник) доставляли из окрестностей города Опочно, известковый (мел) – с берегов реки Ганча. Глину, необходимую для получения цемента, приходилось привозить из карьеров, находившихся на расстоянии более 50 км.

Для производства искусственной извести была применена новая технология с использованием гидравлической системы французского инженера Луи Викá (Louis Vicat). Изготовляли её на предприятиях в деревнях Бялобжеги (Białobrzegi), Горчица (Gorczyca) и Стара-Вулька (Stara Wólka, ныне Лесная в Белоруссии). Тогда здесь было одно из крупнейших в мире производств компонентов цемента в промышленных масштабах. Этот цемент отличался от знаменитого портландцемента лишь в мелочах, он обеспечивал стенам шлюзов долговечность. Для получения необходимых свойств цемента было проведено множество опытов по определению необходимой пропорции извести и глины, и в результате было установлено, что «80 частей обыкновенной извести, потушенной способом погружения, и 20 частей глины, составляют здесь лучшую гидравлическую известь» [5. С. 33].

Искусственная гидравлическая известь использовалась и для производства кирпичей, а также для приготовления гидравлических растворов в смеси в разных пропорциях с песком и небольшим количеством воды при кладке кирпича или булыжного камня. Причём было замечено, что «во всех сооружениях, где строители не прилагали надлежащего внимания при изготовлении гидравлической извести или в выборе песка, эти сооружения подверглись некоторым повреждениям, напротив того, там, где при составлении цемента были исполнены все необходимые условия, шлюзы, после десятилетнего существования, имеют вид совершенно новых, несмотря на разрушительное действие льдов» [5. С. 35].

Не меньшим успехом было отмечено и налаживание литейного производства на специально построенном металлургическом заводе Кароля Бжостовского (Karol Brzostowski, 1821–1904). Стены канала для надёжности «сажали» на свайное поле из сосновых стволов диаметром более 40 см (смолистая сосновая древесина очень устойчива к гниению). Дно канала делали как из бетона, так и из древесины, в зависимости от вида грунта. Слабые основания укрепляли деревянными сваями. Дно тампонировали слоем глины, а в случае твёрдого несущего грунта его покрывали кладкой, подобной перевернутому своду. Все шлюзы на канале строились из полевых валунов, булыжного камня и облицовывались красным кирпичом. Части сооружений, подвергавшиеся наибольшим нагрузкам, снаружи укрепляли блоками из песчаника. Для изготовления ворот шлюзовых камер использовалась дубовая древесина и железные оковы. Эстетика сооружения также не оставалась без внимания. Снаружи стены выкладывали красным, специально усиленным, близким по прочности к клинкеру, кирпичом в сочетании с белым песчаником, что символизировало цвета польского национального флага. В стену вмуровывали специальную каменную табличку с датой и именем руководителя строительства.

На расположенных параллельно шлюзам водотоках и водоподводящих каналах сооружали плотины, схожие по конструкции со шлюзами.

Много внимания уделяли и укреплению прибрежной линии. Там, где она состояла, в основном, из песчаных пород, берег усиливался песком, смешанным с глиной, а в некоторых местах даже укладывали дёрн. Вдоль канала высаживали деревья, в основном ивы, как для упрочения берега, так и для защиты от ветров; прокладывали грунтовые буксировочные дороги шириной около 4 метров и более 60 мостов.

В период наиболее интенсивных работ на строительстве было занято до 7 тысяч человек разных национальностей. Местные крестьяне за свой труд получали освобождение от крепостной зависимости, поэтому один из шлюзов был даже назван «Свобода» («Swoboda»).

Начало сооружения канала заставило Пруссию резко изменить таможенную политику, и в 1825 г. таможенные сборы были значительно снижены. Тем не менее, строительство продолжалось. Прервано оно было только в январе 1831 г. из-за Польского (Ноябрьского) восстания 1830 г.[1] Для завершения работ необходимо было ещё возвести трёхкамерный шлюз Немново (Niemnowo) и прокопать отрезок канала к югу от Августова, между деревнями Польково (Polkowo) и Бялобжеги (Białobrzegi). Даже в условиях быстро развивавшейся сети железных дорог все равно было принято решение довести до конца сооружение Августовского канала. С 1833 г. работы осуществляло гражданское Управление сухопутных и водных путей сообщения. Руководил ими по поручению Польского банка инженер Теодор Урбаньский (Teodor Urbański). Строительство окончательно завершили в 1839 г. в соответствии с самыми передовыми для того времени техническими стандартами и технологиями. Его общая стоимость превысила 14 млн. польских злотых (1,5 млн. рублей серебром).

Всего было построено 29 водопропускных плотин, 18 судоходных шлюзов, 21 камера, 14 подъёмных мостов «журавлиного» типа и 24 объекта для технического обслуживания канала. Судоходные шлюзы и шлюзы-регуляторы компенсировали перепад высот, который составлял 54 м. Общая длина канала (в настоящее время составляет 103 км, из них 79 км приходится на территорию Польши, 24 км – на территорию Белоруссии) включала в себя 35 км урегулированных речных русел, 22 км пути пролегали по озёрам (Нецко, Орле, Панево, Микашево и др.), причём около 46 км было прорыто вручную под руководством военных инженеров русской армии. Особо надо отметить гармоничное соединение всех инженерных объектов с окружающей средой.

Эксплуатация канала

Августовский канал должен был выполнять функции водно-транспортной артерии, обеспечивающей проход судов из Вислы в Неман и далее в Балтийское море (Висло-Неманский водный путь). Кроме того, он мог стать связующим звеном с Балтийским и Черным морями через Березинскую водную систему, Двину, Огинский канал и Днепр.

Вскоре после завершения строительных работ, канал заметно утратил своё транспортно-экономическое значение, в связи с началом активного железнодорожного строительства. Сухопутные перевозки стали значительно более быстрыми и удобными, чем речные. Рукотворная водная артерия стала играть роль локального пути (тем более, что задуманный водный путь обрывался на Немане, так как Виндавский канал так и не был построен), правда, в значительной степени оживившего экономику района города Августов и прилегающих литовских и белорусских земель. Он использовался, главным образом, для сплава леса и различных строительных материалов, а не для транзита сельскохозяйственных продуктов, как изначально планировалось.

В то же время, парадоксально, но факт, – потеря актуальности канала спасла его от последующей существенной модернизации и позволила сохраниться до сегодняшнего дня оригинальному стилю сооружения и стать памятником гидротехники своего времени, хотя многочисленные исторические перипетии не обошли его стороной. Так, во время Польского восстания 1863 г. в результате проходивших вблизи сражений сооружение было частично разрушено. До 1903 г. канал был в упадке, пока за его ремонт не взялся новый директор Висло-Неманского водного пути М.Л. Страшкевич. Самая большая плотина в Домбровке и сейчас хранит как память о Страшкевиче найденный и восстановленный каменный блок с его фамилией. В результате военных действий в ходе Первой и затем Второй мировой войн канал был очень серьёзно разрушен. Польский участок канала реконструировали еще в 1960-х гг. и стали активно использовать в качестве туристического объекта. В 1968 г. наиболее хорошо сохранившаяся часть канала (от польского города Августова до границы с Белоруссией), вместе с комплексом сопутствующих сооружений, была внесена в реестр памятников техники уникальной ценности европейского уровня. Объектами, требующими охраны, признаны: шлюзы, вместе с прочими водоподъёмными объектами, шлюзовые обходы, прокопанные участки и канализированные русла рек, а также ландшафтная полоса на расстоянии 300 м от берегов. Белорусская часть долгое время оставалась в запущенном состоянии. Только в 2004–2006 гг. были проведены реставрационные работы [6, 7], предусматривавшие максимальное восстановление канала таким, каким он был ранее. Использование сохранившихся в Санкт-Петербурге архивных материалов[2], содержащих проектные документы, чертежи, схемы, позволило проектировщикам и строителям сохранить аутентичность объекта[3] [1].

Современное использование

В настоящее время восстановленный Августовский канал служит исключительно туристическим и рекреационным целям.

Таким образом, за свою почти двухвековую историю канал пережил не один «крутой поворот судьбы»: от выполнения своей изначально задуманной, транспортной функции, через разрушительные восстания и войны, полное забвение до возрождения в новом качестве – в виде туристического объекта и памятника гидротехники.

Августовский канал утратил свою транспортную роль, но приобрёл непреходящее значение в качестве туристического и природноэкологического объекта, в чём полностью солидарны российские, белорусские и польские исследователи [9, 13].

Работа выполнена при финансовой поддержке грантов РФФИ (проекты № 12-05-00316, 13-05-10021).

Рецензенты:

Александровская О.А, д.г.н., главный научный сотрудник, Институт истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова РАН, г. Москва;

Снытко В.А., д.г.н., член-корреспондент РАН, профессор, Институт истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова РАН, г. Москва.

Работа поступила в редакцию 14.08.2014.

[2] Вероятно, все эти документы сохранились в Российском государственном историческом архиве (в фондах Министерства путей сообщения), а не в Военно-историческом архиве, как утверждает автор альбома «Августовский канал» (Августовский канал. Фотоальбом / Сост. Лосьминский Александр Иосифович Минск: «Беларусь», 2008), поскольку последний находится в Москве.

[3] Так, например, кирпич, подобный тому, что использовался в XIX в., производился на Обольском заводе, а Волковысский завод литейного оборудования изготовил три комплекта механизмов для подъёма и опускания затворов водосброса «Кужинец».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *