Улан-Удэнский авиационный завод — авиационный завод, расположенный в городе Улан-Удэ.
Единственное в России предприятие, выпускающее как самолёты, так и вертолёты. За 70-летнюю историю существования завод изготовил более 8 тысяч летательных аппаратов.
Содержание
История
26 мая 1936 года было принято Постановление Совета труда и обороны СССР № 128 о строительстве двух авиаремонтных заводов в Улан-Удэ и Арсеньев. Завод в Улан-Удэ получил номер №99. 4 декабря 1936 года Совет труда и обороны СССР определил площадку для строительства завода в районе улуса Шенестуй, на берегу реки Уда.
В июле 1939 года сдана в эксплуатацию первая очередь завода. Завод начал с ремонта истребителей И-16 и бомбардировщиков СБ.
Во время Второй мировой войны на заводе организовано производство фюзеляжа и оперения самолета Пе-2, ставшего впоследствии основным фронтовым бомбардировщиком Великой Отечественной войны. С 1943 года начали строить истребители Ла-5, с 1944 по 1946 г. истребители Ла-7, а с 1946 года истребители Ла-9.
После войны началось производство реактивного учебно-тренировочного истребителя МиГ-15 УТИ.
В 1956 году завод начал производство поршневых вертолётов соосной схемы, сначала Ка-15, а затем Ка-18 и Ка-25. В 1965—1975 годах на заводе изготовляли газотурбинные палубные вертолеты Ка-25.
В 1961—1965 годах на заводе выпускались высотные самолёты-разведчики и самолёты-мишени Як-25РВ.
В начале 1960-х годов производились крылатые ракеты морского и наземного базирования. В это же время завод освоил выпуск пассажирских самолетов Ан-24Б, а в 1977 году началось производство истребителей-бомбардировщиков МиГ-27М.
В 80-90-е годы наряду со штурмовиками Су-25УБ была построена серия палубных учебно-тренировочных самолетов Су-25УТГ. Эти самолеты поставлялись для нужд Министерства обороны СССР и России. В частности, они вошли в состав авиационной группы авианосца «Адмирал Кузнецов»
В первой половине 90-х годов было начато производство вертолета Ми-171. Вертолет Ми-171 является глубокой модернизацией вертолета Ми-8.
Во второй половине 90-х годов завод начал производство военно-транспортного вертолета Ми-171Ш, оснащаемого ракетным управляемым, ракетным неуправляемым и стрелково-пушечным вооружением. Вертолет прошел серию испытаний и с 2002 года начались его первые поставки. Ми-171Ш поставили на свое вооружение целый ряд стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки и Восточной Европы (в т. ч. из блока НАТО), страны СНГ
Еще одним этапом в истории предприятия стало освоение производства самолета-штурмовика Су-39. Этот самолет представляет собой глубокую модернизацию штурмовика Су-25
В 1994 году завод прошел процесс акционирования, и получил наименование Открытое акционерное общество «Улан-Удэнский авиационный завод».
В 2005 году Улан-Удэнский авиационный завод начал производство грузопассажирских вертолетов Ми-171А. Данный вертолет разрабатывался на базе вертолета Ми-171. Вертолет прошел процедуру сертификации в авиарегистре Бразилии СТА, требования которого соответствуют авиационным правилам FAR-29.
Улан-Удэнский авиационный завод (У-УАЗ) − единственное в России предприятие, способное производить как самолеты, так и вертолеты. За свою 80-летнюю историю завод изготовил более 8,5 тысяч летательных аппаратов. Сегодня продукция Улан-Удэнского авиационного завода поставляется государственным и коммерческим заказчикам России и других государств, успешно эксплуатируется более чем в 40 странах.
Первые успехи: 1930-1940-е годы
Первая очередь Самолетостроительного завода №99, как до 1960-х годов назывался Улан-Удэнский авиационный завод, была сдана в 1939 году. Завод строился в сибирской тайге при бурятском селе Шэнестуй. Новому предприятию был поручен ремонт истребителей И-16 и бомбардировщиков СБ. Затем в начале Великой Отечественной войны улан-удэнцы осваивают выпуск фюзеляжей и оперения основного фронтового бомбардировщика Пе-2, который был очень нужен фронту. С осени 1941 года по июль 1942-го для сборки на Иркутском авиазаводе бурятские специалисты передали 699 агрегатов для Пе-2.
С 1943 года завод приступает к полноценному выпуску самолетов. Во время войны это были модели ОКБ Лавочкина: истребители Ла-5 и Ла-7. В тяжелейших условиях войны и периферийного расположения завод смог организовать сложнейшее производство. Эти простые в использовании и живучие машины стали основной ударной силой фронтовых ВВС.
Ла-9
Уже после войны на заводе осваивают производство истребителей Ла-9 и учебно-тренировочного Ла-9УТИ. Однако продолжалось оно недолго, так как новым требованием времени стали самолеты на реактивной тяге. Поршневые истребители Лавочкина уступают место реактивным «МиГам». Для переучивания пилотов на новые самолеты создается учебно-тренировочная модель истребителя МиГ-15УТИ, которую Самолетостроительный завод №99 выпускал с 1950 по 1959 годы.
Уникальный завод самолетов и вертолетов: 1950-1970-е годы
Профиль завода расширяется, когда в 1956 году начинается производство первых вертолетов. Предприятие осваивает выпуск вертолетов, разработанных в ОКБ Камова по соосной схеме. Это многоцелевые легкие вертолеты Ка-15 и Ка-18. Машины использовались в сельском хозяйстве, на рыболовецких судах, а также для обучения пилотов. С 1965 года завод переходит на выпуск газотурбинного палубного вертолета Ка-25 в различных модификациях. В основном эта машина применялась для поиска и уничтожения подводных лодок.
Ка-25К
Параллельно с вертолетами с конца 1950-х годов под секретными грифами выпускаются высотные самолеты-разведчики Як-25РВ, которые должны были перехватывать аналогичные самолеты противника. Максимальная высота полета самолета достигала 20,5 км при дальности 3500 км. Як-25РВ мог подниматься на высоту, недостижимую для вражеского ПВО, и вести фотосъемку местности. Полет на Як-25РВ осуществлялся только в скафандре.
В 1963 году Улан-Удэнский авиазавод становится одной из площадок для производства турбовинтового пассажирского самолета Ан-24Б. Первый полет «Аннушки» состоялся 1 мая 1965 года. Этот лайнер стал на долгие годы основным самолетом для местных авиалиний СССР и эксплуатируется до сих пор. Для завода это была возможность освоить технологии гражданского авиастроения.
Важной вехой в развитии завода стало начало выпуска вертолетов Ми-8, которое пришлось на 1970 год. Этот многоцелевой вертолет является одним из самых массовых в истории вертолетостроения. Вертолеты этой модели производились заводом в самых разных вариантах и поставлялись по всему миру. Всего Улан-Удэнский авиационный завод выпустил свыше 4000 вертолетов Ми-8.
МиГ-27
С 1977 под 1983 годы на заводе производится сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик третьего поколения МиГ-27М с изменяемой геометрией крыла. Переход на новое производство потребовал существенных изменений на предприятии, освоения новых технологий, материалов, обновления технической базы. Самолеты МиГ-27 поставлялись для ВВС многих стран. Также совместно с Иркутским авиазаводом У-УАЗ участвовал в подготовке лицензионного производства МиГ-27 в Индии.
Фокус на Ми-8: 1980-е годы и современность
В 1980-е годы Улан-Удэнский авиазавод начинает сотрудничество с ОКБ Сухого. С 1981 года в войска поступает новый штурмовик Су-25. Для обучения полетам на нем потребовалась тренировочная модель, выпуск которой осваивается на предприятии. Серийное производство спарок Су-25УБ – двухместных самолетов для пилота и инструктора – начинается в 1986 году. Также в Улан-Удэ до 1991 года производился палубный учебно-тренировочный самолет Су-25УТГ, который и по сей день используется для обучения взлету и посадке на палубы авианосцев.
С 1989 года на заводе осваивается производство вертолета среднего/тяжелого класса Ми-8АМТ (Ми-171 в экспортном обозначении), который в настоящее время является основной продукцией У-УАЗа. Эта глубокая модернизация Ми-8 выпускается в различных целевых модификациях: транспортной, пассажирской, пожарной, санитарной, аварийно-спасательной, а также в VIP-комплектации. Практически каждый новый Ми-171 уникален, так как собирается под конкретного заказчика. Военно-транспортная версия Ми-8АМТШ под индексом Ми-171Ш с 2002 года успешно поставляется в другие страны.
Ми-8АМТ
К своему 80-летнему юбилею Улан-Удэнский авиазавод подошел с огромным запасом опыта и большими планами на будущее. Продолжается усовершенствование Ми-8АМТ. Создана обновленная военная версия Ми-8АМТШ-В с новыми газотурбинными двигателями «ОДК-Климов» ВК-2500-03. Выпускается вертолет для Арктики и Крайнего Севера Ми-8АМТШ-ВА. На У-УАЗе организовано производство легкого многоцелевого вертолета Ка-226Т. В планах – выпуск легкого многоцелевого транспортного самолета «Байкал» и перспективного легкого вертолета VRT500. Завод является частью холдинга «Вертолеты России» Госкорпорации Ростех.
События, связанные с этим
Ка-62: многоцелевой характер
От легендарных «этажерок» до современных вертолетов
Улан-Удэнский Авиазавод в годы Великой отечественной войны
В годы Великой отечественной войны в Бурятии предприятия, которые в обычное время ремонтировали паровозы, переходили на выпуск военной продукции. На авиазавод поступила часть оборудования Московского предприятия авиационной промышленности и прибыла тысяча рабочих и служащих предприятий.
В мае 1936 года Советом Труда и Обороны было предложено Главному Управлению Авиационной промышленности Наркомтяжпрома построить в районе столицы Бурят-Монгольской автономной Советской Социалистической республики, городе Улан-Удэ, авиационный завод по ремонту авиационных моторов и самолетов. По проекту предлагалось в будущем слияние поселка с северо-восточной окраиной города Улан-Удэ. Место расположения завода, аэродрома и жилищного массива было подобрано специальной комиссией Наркомтяжпрома в августе-сентябре 1936 года и затем утверждено Правительством Советского Союза. Согласно проекту, завод располагался на правом берегу реки Уды, в 12 километрах от города Улан-Удэ, а поселок должен был строиться подковообразно вокруг завода, охватывая его с запада, востока и севера. Весной 1937 года строители приступили к сооружению жилых домов в поселке завода, первого марта 1938 года в торжественной обстановке была произведена закладка здания корпуса завода. Строителям пришлось преодолеть большие трудности, связанные с особенностями сурового климата Забайкалья, а также с пересеченным рельефом. Только на промышленной площадке потребовалось вынуть 250 тыс. кубометров грунта. На специальной площадке к югу от завода развернулось строительство жилых домов временного типа полезной площадью 14 тыс. кв. метров для рабочих строителей и их семей. В июле 1939 г. строители передали первую очередь завода в эксплуатацию и по утвержденному Наркоматом плану завод приступил к ремонту самолетов И-16 и СБ, авиационных моторов М-25 и М-100.
К началу войны завод полностью освоил ремонт самолетов И-16, одного из лучших истребителей того времени, СБ (среднего бомбардировщика), а также авиационных двигателей М-25, М-100 конструкции А.Д. Швецова. К апрелю 1941 года с завода было отправлено 1723 мотора М-25 и 125 моторов М-100. По приказу наркома авиационной промышленности А.И. Шахурина было дано задание: освоить выпуск хвостовой части фюзеляжа самолета Пе-2 конструкции Петлякова для доставки на сборку на иркутский завод. Коллектив завода с этой задачей справился вовремя. Начавшаяся война внесла свои коррективы и в производственные планы всей промышленности и отдельных заводов. С 28 июня 1941 года сначала отдельные цеха, а затем все остальные стали переходить на сверхурочные работы. 10 августа выходной день по просьбе трудящихся был объявлен рабочим, а весь заработок за этот день отчислили в фонд обороны. Не хватало инструмента, дефицитом были молотки, напильники. Смены трудились с 8 утра до 8 вечера. Многие сутками не выходили из цехов. Остро стояла проблема голода, которую не могли решить ни рыболовецкие бригады, ни подсобное хозяйство. Наравне со взрослыми работали подростки 15-16 лет т, которых с болью называли «высшей школой доходят». Директор завода С. И. Прокопьев всячески поддерживали их, устраивал бесплатные обеды: именно эти ребята, постигая мудрость, опыт старших, выдавали продукцию, нужную фронту. Женщины не только трудились на заводе, но и вязали носки, варежки, собирали посылки на фронт, отрывая от себя и детей порой последнее, писали письма, ухаживали за ранеными, сдавали кровь.
На заводе появляются фронтовые комсомольско-молодежные бригады: на тот момент молодые рабочие составляли 80% коллектива завода, можно сказать, судьбу фронтового заказа решала молодежь. Лучшие фронтовые бригады возглавляли Анатолий Моисеенко, Григорий Округин, Василия Рябенко, награжденный орденом Отечественной войны. Комсомольско-молодежная бригада Фирсенко из пяти человек перешла на многостаночное обслуживание. Каждый ее член работал на 2-3 станках и выполнял месячное задание на 300-400 процентов. Хорошо была поставлена подготовка молодых рабочих на заводе, где за годы войны прошли обучение в стахановских школах. Один из членов комсомольско-молодежной бригады Мамаюсуп Ишназаров вспоминал об этом времени так:
В 1943 году завод перешел к серийному производству истребителей Ла-5. Боевые машины уходили на фронтовые аэродромы из рук шестнадцати-восемнадцатилетних рабочих, сражались в небе Москвы, на Курской дуге, дрались за Севастополь, на Сандромирском плацдарме, «крошили» мессершмидтов в предместьях Берлина.
Сворачивание парка повлекло за собой падение спроса на рынке вертолетов.
По данным GAMA (Ассоциация производителей авиации общего назначения), в 2016 году гражданский рынок упал по объему поставок вертолетов на 16,1%, а по стоимости еще хуже, минус 32,6%.
Эта цепочка событий в итоге и привела к падению объемов производства и чистой прибыли. Как видно, это отнюдь не местечковая история, а глобальная тенденция.
Для сравнения возьмем крупнейшие предприятия вертолетостроения России:
Итак, У-УАЗ по выручке находится на втором месте нашего рейтинга, уступая лишь ростовскому «Роствертолу». При этом опережает Казанский вертолетный завод на 5 млрд. А если сравнивать с Арсеньевской производственной компанией, то окажется, что выручка У-УАЗ больше практически в 3 раза.
По чистой прибыли У-УАЗ также на втором месте. При этом три участника рейтинга демонстрируют практически минимальную прибыльность, а кто-то и убытки.
Таким образом, если взглянуть более пристально, мы видим, что У-УАЗ эффективно выходит из сложного положения и очень достойно смотрится на фоне других предприятий отрасли.
Мы поняли, что сейчас нелегкие времена для всего мирового рынка вертолетов. Но как это отражается на бюджете Бурятии и количестве работников предприятия?
Настал черед проверить еще один стартовый тезис: «У-УАЗ – крупнейший работодатель Бурятии». Какова же реальная численность работников?
Логично, что в связи с изменением выручки и прибыли упала и налоговая нагрузка. Однако самое главное здесь другое – налогов можно платить много, но куда они идут? И серьезный плюс видится в том, что основная доля налогов платится в региональный и местный бюджеты.
Здесь же стоит упомянуть объем выплаченных страховых взносов:
Кризис в отрасли связан с глобальными изменениями на рынке вертолетостроения. Если сравнить с другими производителями вертолетов, то У-УАЗ находится в хорошей форме. Преодолеть кризисные явления можно за счет переориентации производства, расширения модельного ряда, удовлетворения запросов покупателя. И У-УАЗ постоянно работает над этим: новые модификации вертолета для военных Ми-8АМТШ-В, Ми-8АМТШ-ВА, новейшая модификация для компании «Роснефть», вертолеты для гражданской авиации и VIP-заказчиков; организация производства вертолета Ка-226Т, вертолета Ми-171А2, работа над другими проектами.
Улан-Удэнский авиационный завод — авиастроительная компания, расположенная в городе Улан-Удэ.
Единственное в России предприятие, выпускающее как самолёты, так и вертолёты. За более чем 60-летнюю историю существования завод изготовил более 8 тысяч летательных аппаратов.
Содержание
История
Во время Второй мировой войны на заводе, получившем наименование «№ 99», выпускали бомбардировщики Пе-2, с 1943 года начали строить истребители Ла-5, с 1944 по 1946 г. истребители Ла-7, а с 1946 года истребители Ла-9.
После войны началось производство реактивного учебно-тренировочного истребителя МиГ-15 УТИ.
В 1956 году завод начал производство поршневых вертолётов соосной схемы, сначала Ка-15, а затем Ка-18 и Ка-25. В 1965—1975 годах на заводе изготовляли газотурбинные палубные вертолеты Ка-25.
В 1961—1965 годах на заводе выпускались высотные самолёты-разведчики и самолёты-мишени Як-25РВ.
В начале 1960-х годов производились крылатые ракеты морского и наземного базирования. В это же время завод освоил выпуск пассажирских самолетов Ан-24Б, а в 1977 году началось производство истребителей-бомбардировщиков МиГ-27М.
В 1994 году завод прошел процесс акционирования, и получил наименование Открытое акционерное общество «Улан-Удэнский авиационный завод».
Известные люди
Продукция
В настоящее время завод производит вертолеты:
Продукция поставляется в Индию, Малайзию, ОАЭ, Чехию и другие страны. Завод осуществляет ремонт Ми-8 — самого распространенного вертолёта в мире.
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Улан-Удэнский авиазавод» в других словарях:
Авиазавод №99 — Координаты: 51°51′13″ с. ш. 107°44′19″ … Википедия
Железнодорожный район (Улан-Удэ) — У этого термина существуют и другие значения, см. Железнодорожный район. Координаты: 51°50′33″ с. ш. 107°35′30″ в. д. / 51.84 … Википедия
Су-25 — «Грач» Су 25 на выставке, 2008 год. Тип штурмовик Разработчик … Википедия
Су-25УТГ — на авиабазе Новофёдоровка (Саки … Википедия
Су-28 — Су 25УТ (Су 28) на посадке Тип … Википедия
Противотанковый ракетный комплекс 9К113 «Штурм-В» — Противотанковый ракетный комплекс 9К113 «Штурм В» 1976 Комплекс «Штурм В» предназначен для поражения современных танков, боевых машин пехоты, пусковых установок ПТУР и ЗУР, долговременных огневых точек типа ДОТ и ДЗОТ,… … Военная энциклопедия
Военно-техническое сотрудничество между Россией и Ираном — Активное военно техническое сотрудничество между Россией и Ираном началось в 1990 году. По различным источникам, в 1990 году СССР поставил в Иран вооружения и военной техники на сумму от 733 миллионов до 890 миллионов долларов. Военно техническое … Энциклопедия ньюсмейкеров
Список авиационных заводов России — Содержание 1 Авиастроительные заводы 2 Моторостроительные заводы 3 См. также … Википедия