автор энциклопедии история эпохи

Вышел в свет первый том первой в мире «Энциклопедии»

автор энциклопедии история эпохи. Смотреть фото автор энциклопедии история эпохи. Смотреть картинку автор энциклопедии история эпохи. Картинка про автор энциклопедии история эпохи. Фото автор энциклопедии история эпохиСельскохозяйственные работы. Гравюра из «Энциклопедии» Дидро

1 июля 1751 года во Франции вышел в свет первый том первой в мире «Энциклопедии». Хотя надо отметить, что вообще самые первые энциклопедии, или терминологические словари, появились еще в Древнем Египте в период Среднего царства (2 тысячелетие до н.э.), а своды знаний составлялись и в Древнем Китае (12-10 века до н.э.). Но именно энциклопедией, которая имела вполне современный облик, привычный для нас, стала эта.

Проект французского справочного издания под названием «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремёсел» возник в 1747 году («Encyclopédie ou dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers»). Его инициатор, парижский книгоиздатель Луи Бретон, обратился тогда к знаменитому философу и писателю-просветителю Дени Дидро с просьбой стать организатором уникального дела. Охотно согласившись, Дидро посвятил «Энциклопедии» 25 лет жизни.

Он был составителем проспекта издания, его ответственным редактором и автором множества статей. Основной корпус «Энциклопедии» составили 35 томов: 17 томов текста (60 тысяч статей) и 11 томов «гравюр» (иллюстраций к тексту). В 1776-1777 годах вышло еще 4 тома дополнений к иллюстрациям, а в 1780 году — 2 тома указателей. Первые 28 томов были созданы под редакцией одного Дидро.

Впоследствии его соредактором стал ученый-единомышленник Жан д’Аламбер. Участие в составлении энциклопедии приняли также самые выдающиеся мыслители века Просвещения: Франсуа Мари Вольтер, Поль Гольбах, Жан-Жак Руссо, Шарль Луи Монтескье, Поль Адриан Гельвеций и другие.

Первая «Энциклопедия» была не только популярно и увлекательно написанным справочником. Направленная против феодализма и католицизма, она фактически послужила идеологической базой для будущей Великой Французской революции.

В начале «Энциклопедия» выходила по подписке тиражом 4 250 экземпляров. Она неоднократно переиздавалась: в Лукке (1758–1776), Женеве (1778–1779) и Лозанне (1778–1781). Вскоре подобные издания получили распространение во всех странах. С 1772 года в Эдинбурге начала выходить «Британника», а с начала 19 века собственные энциклопедии создаются в Германии, Испании, России.

Источник

Мир энциклопедий

История энциклопедий

Античность

Перед энциклопедиями поначалу ставились следующие задачи: классификация знаний, предоставление информации в виде трактатов (заметим, не справок), возможность использования в качестве учебников. Таким образом, одной из важнейшей для первых энциклопедий была функция древнейших классификаторов.

Первыми энциклопедистами были ученики Платона Спевзипп и Аристотель (период V — IV вв. до н. э.). Работы обоих сохранились в отрывках. Труд Спевзиппа являлся классификацией растений и животных, а работа Аристотеля — собранием сочинений по разным темам, расположенных по системе знаний, предложенных автором.

«Naturalis Historiae Libri XXXVII» Плиния Старшего (23 — 79 гг. н. э.) уже близка современному взгляду на энциклопедию. Она состояла из 37 книг, разграниченных на группы наук — географию, этнографию, зоологию (включая людей), ботанику, медицинскую ботанику и минералогию. Внутри каждой содержались не объёмные научные трактаты, а собрания разнообразных фактов и историй из разных книг. Хотя Плиний Старший не проверял полученные данные, эту работу стоит признать очередным шагом вперёд по развитию теории энциклопедии. Недаром его работа была популярна в разных странах и в Средние века. Были и другие примеры энциклопедических начинаний в эпоху Античности.

Средние века

Продолжалось развитие энциклопедии как работы, систематизирующей и охватывающей разные области знания и деятельности. Энциклопедиям стала свойственна христианская теология. Типичной энциклопедией Средневековья был «Speculum majus» Викентия из Бове (1190 — 1264). Работа содержит систему разделения наук, отчасти сходную с современной — Speculum naturale, естественнонаучное знание (в средневековом понимании), Speculum doctrinale, включающая теологию, философию, астрономию, геометрию, педагогику, право, медицину и другие области знания, Speculum historiale, всемирный исторический обзор до 1250 года и Speculum morale, добавленная неизвестным автором в XV веке. Эта работа пользовалась популярностью и вновь появилась в печатном виде уже в XV веке.

Работа Исидора Севильского (560 — 636), архиепископа и автора «Etymologiarum libri XX» была систематическим изложением разнообразных знаний. Она содержала словарь и её некоторые списки были иллюстрированы — это был серьёзный шаг для популяризации знаний. Это же направление продолжается в переработке труда Исидора Севильского, написанной Рабаном Мавром (776 — 856).

Возникает новый тип справочно-энциклопедической литературы, рассчитанный на повседневные потребности — глоссарии. Они содержали краткие объяснения интересующих понятий, как правило, иноязычных и архаизмов. В Древней Руси они появляются под названием словарей «неудобьразумеваемых речей», что означало начало складывания справочно-энциклопедической литературы.

В отличие от Западной Европы, где присутствовали два типа справочно-энциклопедической литературы — энциклопедии и глоссарии, в Древней Руси и России существовали только словари. Энциклопедические элементы в изложении впервые замечены в некоторых статьях «Изборника» Святослава 1073 года. Известы также два новгородских словаря: «Речь Жидовского языка преложена на роускоую и в Псалтири и в Пармие и в прочих книгах» (1282) и «Толкование неудоб познаваемым в писаных речем, понеже положены суть речи в книгах от начальных преводник ово Словенскы, и ина Сербски, и другая Болгарски и Греческы, их же неудоволишаяся преложити на Русскый» (1431). Подобный тип литературы существовал до конца XVI века.

Новое время

Традиционная систематическая энциклопедия, являвшаяся прежде собранием трактатов, составленных одним автором, оказалась не в состоянии охватить усложняющиеся межнаучные взаимосвязи, новые отрасли знания и сами знания. Новое время было эпохой их неожиданно быстрого развития. По иронии судьбы, XVII век стал эпохой, когда впервые в названии труда было упомянуто слово «энциклопедия» в работе И. Г. Альштеда «Encyclopedia septem tomis distincta» (1620), но это являлось одним из последних энциклопедических творений в прежнем смысле слова. Однако теоретические положения о новой классификации современных наук являлись достоинствами таких трудов («The Great Instauration» Френсиса Бэкона (1620)).

Содержание идеи энциклопедии становится иной — возникают частные специальные энциклопедии, что говорит о начале складывания видового многообразия энциклопедий (например, «Grand Dictionnaire historique ou melange curieux de l’histoire sacree et profane» французского священника Луи Морери, опубликованный в Лионе в 1674 году).

В России в XVII веке место прежних лапидарных словарей «непонятных слов» заняли так называемые азбуковники. Для азбуковников была характерна многофункциональная роль. Они включали в себя и словари иностранного языка, и разговорники, и прообразы биографических статей, и подробные информационные экскурсы в изучение истории или смысла слова, то есть претендуя на энциклопедичность.

Просвещение

Вновь возникли универсальные энциклопедии, но не с систематическим, а с алфавитным расположением материала. Появились новые задачи энциклопедии — не столько гнаться за усложняющимися взаимоотношениями между науками, сколько отображать их практические результаты: стало возможным использовать энциклопедию для справок. Яркий пример — работа Эфраима Чемберса «Cyclopaedia, or an Universal Dictionary of Arts and Sciences, containing an explanation of the terms, and an account of the things signified thereby, in several arts, liberal and mechanical, and the several sciences, human and divine» (1728).

В Британии появляется аналог «Энциклопедии» Дидро и Д’Аламбера — первое издание в 1768 — 71 трёхтомной «Британской энциклопедии» («The Encyclopaedia Britannica»), продолжающей своё существование и поныне. В России в XVIII веке возникают первые энциклопедии. Это две универсальные энциклопедии, обе незавершённые. Первая, являющаяся также терминологическим словарём, «Лексикон российской исторической, географической, политической и гражданской» В. Н. Татищева (опубликован в 1793 г.). Вторая — «Пространное поле, обработанное и плодоносное, или Всеобщий исторический оригинальный словарь» И. П. Алексеева (1793 — 1794).

XIX — начало XX вв.

Термин «энциклопедия» окончательно нашёл применение в мире; на место единственного автора энциклопедии пришёл коллективный; новый автор ставил перед собой более масштабные задачи; усилилась финансовая зависимость: отныне энциклопедию рассматривают и как коммерческий проект; очевидна зависимость российских энциклопедий от европейских аналогов (XIX век, особенно его начало и середина, — век расцвета подражательного периода в истории отечественных энциклопедий); возникла роль политической и духовной цензуры; общественное мнение стало одним из важных факторов в анализе энциклопедии.

Несмотря на многочисленные примеры, в России испытывалась потребность в масштабной энциклопедии. Подобную идею в начале 1870-х годов высказывалась А. С. Сувориным и Н. Г. Чернышевским. За основу была взята структура немецкого брокгаузовского словаря. На эту идею, озвученную С. А. Венгеровым, отреагировал человек, имевший весомый деловой опыт, связи в финансовых и политических кругах, и свободный капитал. Это был Илья Абрамович Ефрон. Он установил контакты с Альбертом Брокгаузом, потомком издателя Ф. А. Брокгауза, заключив договор о совместном издании в России энциклопедического словаря на основе тринадцатого издания «Conversations-Lexicon»’a. Результатом явились 86-томный «Энциклопедический словарь» (1890 — 1907), издания «Малого энциклопедического словаря» (1904 и 1907 гг.), «Новый энциклопедический словарь» (не был окончен), составившие себе немеркнущую славу. Соперником «Брокгаузу» стало седьмое издание «Энциклопедического словаря» братьев Гранат (1910 — 1948). Для него характерны большие по размеру и комплексные по содержанию статьи с обширной библиографией.

Выходили издания для массового читателя. Например, однотомный «Энциклопедический словарь» издателя Ф. Ф. Павленкова. Первое издание этого «малого» словаря вышло в 1899, пятое и последнее в 1913 и 1923.

К 1917 г. в России сложилась многоуровневая система энциклопедических изданий.

Новейшее время

В содержании советской энциклопедии важными критериями считались лаконичность, точность и новая черта — отображение вопросов с марксистских позиций. Как отзывался главный редактор первого издания БСЭ О. Ю. Шмидт, новая советская энциклопедия должна была играть троякое значение: «справочная сводка современного уровня знаний, руководство приложения науки в современный период реконструкции», «синтез данных и методов науки с единым материалистическим мировоззрением».

Продолжалось развитие многоуровневой системы энциклопедических изданий, получившей своё оформление в виде Большой, Малой, Краткой энциклопедии и Энциклопедического словаря, рассчитанных на людей с разным образованием.

Впервые стал предприниматься постоянный мониторинг общественного мнения: по стране рассылались опросные анкеты, проекты статей раздавались рабочим, которые должны были оценить доступность изложения материала. Впоследствии, начиная со второго издания, проекты словников и проекты некоторых статей стали рассылаться по различным НИИ, члены которых существенно корректировали первоначальные замыслы. Таким образом, общественное мнение сохраняло своё значение, но в несколько модернизированном виде: разрешалось критиковать научный уровень статей; наличие идеологического компонента каждой статьи признавалось за непреложное условие, автора можно было критиковать за недостаточное ему следование.

История создания трёх выпусков Большой Советской энциклопедии представляет собой наглядный пример динамики развития новых установившихся факторов. Поначалу большую часть объёма составляли статьи по естественным наукам и технике, и лишь в третьем издании БСЭ наметился поворот к гуманитарным наукам.

В 1970-е — 1980-е годы стали выходить работы по теории и практике создания энциклопедий.

Источник

Автор энциклопедии история эпохи

автор энциклопедии история эпохи. Смотреть фото автор энциклопедии история эпохи. Смотреть картинку автор энциклопедии история эпохи. Картинка про автор энциклопедии история эпохи. Фото автор энциклопедии история эпохи

автор энциклопедии история эпохи. Смотреть фото автор энциклопедии история эпохи. Смотреть картинку автор энциклопедии история эпохи. Картинка про автор энциклопедии история эпохи. Фото автор энциклопедии история эпохи

КНИГИ ПО ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Название: История человечества. Том 1. Доисторические времена и начала цивилизации/ Том 2. III тысячелетие до н.э. VII век до н.э
Автор: (ред.) Лаат З.Я.
Жанр: энциклопедия
Описание: Первый том нового издания «Истории человечества охватывает период от появления в семье гоминидов первого существа, которое можно поместить в разряд Homo, до изобретения письменности и возникновения первых государств примерно 5 тыс. лет тому назад.

Содержание тома:
Предисловие.
Список рисунков.
Список карт.
Список иллюстраций.
Список таблиц.
Авторы.
Список сокращений.
Введение.
Предисловие к первому тому.
Часть I.
От антропогенеза до начала производства пищи.
Антропогенез и период Homo babilus (человек умелый) и Homo erectus (человек прямоходящий).
Период человека разумного современного вида до начала производства пищи (производстводящего хозяйства).
Часть II.
От начала производства пищи до первых государств. Доисторический период. Продолжительность периода, предшествовавшего появлению письменности.
Послесловие.

Под ред. З.Я. де Лаата. — М: ЮНЕСКО, Магистр-пресс, 2003. — 722 с.

Источник

Автор энциклопедии история эпохи

«Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (Encyclopédie, ou dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers) – выдающийся труд эпохи Просвещения и, без преувеличения, один из основных книжных памятников и крупнейших справочных изданий XVIII века, охватывающий все области знаний.

Главным редактором, автором многих статей и движущей силой проекта был не нуждающийся в представлении писатель, философ и драматург – Дени Дидро (1713–1784), для которого «Энциклопедия» стала главным делом всей жизни. Второе место среди её создателей занимает член Парижской академии наук, философ, математик и механик Жан Лерон Д’Аламбер (1717–1783). Вольтер сравнил Дидро и Д’Аламбера с Геркулесом и Атласом, несущими земной шар на своих плечах.

В собрании Центра редкой книги и коллекций Библиотеки иностранной литературы «Энциклопедия» представлена первым изданием, включающим 35 томов (28 основных и 7 дополнительных, выпущенных без участия Дидро и Д’Аламбера). Приглашаем наших читателей познакомиться с этим шедевром.

Основные 28 томов «Энциклопедии», включая 11 томов иллюстраций, публиковались в течение 21 года (1751–1772). Они включают 71 818 статей и 3 129 гравюр, большая часть которых была исполнена Робером Бенаром. Среди сотрудничавших с «Энциклопедией» в разные годы были такие выдающиеся деятели эпохи Просвещения, как Вольтер, Монтескьё, Гольбах, Гельвеций, Руссо, Бюффон, Кондорсе и др. Авторов и составителей «Энциклопедии» называют энциклопедистами. Это объединяющее название подразумевает общую интеллектуальную атмосферу Просвещения: стремление к преодолению консервативной идеологии, распространение рационального мировоззрения, научного толкования явлений, борьбу с повсеместным влиянием клерикализма.

Статьи «Энциклопедии» относились к самому широкому кругу тем – от музыки до зоологии, от астрономии до металлургии. Читатель мог получить подробную справку по любому вопросу, будь это сведения об абсолютной монархии, пчеловодстве, изготовлении булавок или об острове Занзибаре.

По общему мнению, совокупность идей «Энциклопедии» и транслируемые в ней мнения подготовили идеологическую почву для Великой Французской революции.

«Энциклопедия» начиналась как обычное коммерческое книгоиздательское предприятие. В 1742 году издатели англичанин Джон Миллс и немец Готфрид Селлиус предложили французскому книготорговцу Андре Франсуа Ле Бретону перевести и переиздать «Циклопедию, или Всеобщий словарь ремёсел и наук» 1728 года, составленную английским переводчиком Эфраимом Чемберсом. «Циклопедия» имела большую популярность, несколько раз переиздавалась, была переведена на итальянский язык. Ле Бретон согласился и получил разрешение правительства на публикацию (такое разрешение называлось привилегией), однако для себя самого, а не для тех, кому принадлежала идея. Ссора между участниками предприятия и ряд других обстоятельств затормозили издание почти готового перевода. В конце концов, Ле Бретон, не зная, как выйти из затруднения, обратился к Дени Дидро, который испытывал финансовые трудности и охотно взялся за проект, в итоге радикально преобразовав его. Было решено, что труд Чемберса станет отправной точкой для нового издания, задуманного с гораздо большим размахом.

В 1746 году было получено новое правительственное разрешение. Столь амбициозное начинание нельзя было осуществить силами одного человека. Дидро затратил много времени на подбор сотрудников и разработку анонса и плана работы – «Проспекта». Его ближайшим соратником стал Жан Лерон Д’Аламбер.

Цель издания – собрать все достижения искусств и наук, вместить всю сферу знаний – Дидро и Д’Аламбер изложили в «Проспекте». В своём представлении о систематической классификации знаний они вдохновлялись идеями Фрэнсиса Бэкона.

Однако Дидро решил систематически представить также развитие ремесел и производств, чего до него никогда не делали составители словарей и энциклопедий. Широкая представленность в «Энциклопедии» различных технологий, подробных инструкций, схем и иллюстраций является одним из её уникальных и ярких достоинств. По многочисленным свидетельствам современников Дидро лично посещал самые разнообразные мастерские и изучал производство тканей, бумаги и т.п. и многому учился сам.

В 1751 году вышел в свет первый том, а в январе 1752 – второй.

На фронтисписе к первому тому изображена аллегория основной идеи «Энциклопедии»: отдельные науки являются частью единой науки, все научные знания соотносятся с тремя свойствами человека – памятью, рассудком и воображением.

автор энциклопедии история эпохи. Смотреть фото автор энциклопедии история эпохи. Смотреть картинку автор энциклопедии история эпохи. Картинка про автор энциклопедии история эпохи. Фото автор энциклопедии история эпохи

Разворот титульного листа первого тома «Энциклопедии» украшает аллегорическая композиция, выгравированная в 1772 году Бонавентурой-Луи Прево и основывался на рисунке Шарля-Николя Кошена.

На иллюстрации на фоне колонн Храма Истины стоит нагая фигура, олицетворяющая Истину. Она покрыта вуалью, исходящий от неё свет рассеивает облака. Расположенные справа Разум и Философия приподнимают и срывают пелену с Истины, у её ног коленопреклонённая Теология. За Разумом находятся Память, Современная История и Древняя история, опорой для пишущей Истории служит Время.

Ниже расположены Геометрия, Астрономия и Физика, под ними – Оптика, Ботаника, Химия и Агрономия. Фигуры внизу представляют несколько искусств и профессий, берущих начало в Науках.

Слева от Истины мы видим Воображение, приготовившееся украшать Истину. Под Воображением находятся Эпос, Драма, Сатира и Пастораль. Далее расположены прочие искусства, Музыка, Живопись, Скульптура и Архитектура.

автор энциклопедии история эпохи. Смотреть фото автор энциклопедии история эпохи. Смотреть картинку автор энциклопедии история эпохи. Картинка про автор энциклопедии история эпохи. Фото автор энциклопедии история эпохи

В создании статей для «Энциклопедии» участвовало более 160 человек. Это было довольно разнородное сообщество писателей, учёных, философов, священнослужителей, ремесленников и инженеров, чьи взгляды могли противоречить друг другу. Список наиболее заметных и выдающихся авторов можно представить следующим образом:

Дени Дидро – главный редактор и автор более 1200 статей по экономике, механике, ремёслам и производствам, философии, политике и религии, а также археологии, хирургии, траволечению, кулинарии, теории цвета, мифологии, моде и т.

Жан Лерон Д’Аламбер. Помимо общей редактуры он писал статьи, относящиеся к научным разделам, особенно математике, современным событиям, философии и религии. Всего он предоставил около 1600 статей, а также основные вводные тексты.

Клод Буржела – автор статей о верховой езде, кавалерии, манеже и прочих, относящихся к иппологии.

Андре Франсуа Ле Бретон – главный издатель, также написавший статьи о печати и чернилах.

Луи Жан Мари Добантон – автор статей по естествознанию.

Поль Анри Тири Гольбах – статьи по химии, минералогии, политике, религии и общественной морали. Гольбах является автором 425 подписанных статей и большого количества статей о политике и религии без подписи.

Жан-Батист де Ла Шапель – автор статей по математике.

Аббат Андре Морелле – статьи по философии и теологии. Его статьи – замечательный образец исторического подхода к рассмотрению религии. «Я старался доказать», – писал он много лет спустя, – «что в таких сборниках, как «Энциклопедия», следует относиться к истории и применению на практике христианских догматов и обрядов точно так же, как мы относились бы к религии Брамы или Магомета».

Шарль де Монтескьё – статья «Вкус», представляющая собой известное эссе «Опыт о вкусе» законченное писателем незадолго до смерти и, опубликованное в седьмом томе посмертно.

Франсуа Кенэ – статьи о фермерах и зерне, включавшие блестящие рассуждения о налогах и материальном положении народов.

Жан Франсуа Мармонтель – статьи о драматургии и литературе.

Жан-Жак Руссо – статьи о музыке и политической теории. Первые годы выпуска «Энциклопедии» совпали с первой славой Руссо, который приобрёл известность благодаря своим парадоксам о естественном равенстве и нравственном вреде цивилизации.

Анн Робер Жак Тюрго – автор статей по экономике, этимологии, философии и физике.

Вольтер – статьи по истории, литературе и философии.

И, наконец, Луи де Жокур, чьё имя заслуживает отдельного внимания.

автор энциклопедии история эпохи. Смотреть фото автор энциклопедии история эпохи. Смотреть картинку автор энциклопедии история эпохи. Картинка про автор энциклопедии история эпохи. Фото автор энциклопедии история эпохи

Шевалье Луи де Жокур (1704–1779), происходящий из аристократической семьи, обычно не упоминается в числе блистательных умов своего времени, однако суммарно его вклад в «Энциклопедию» был наибольшим. Он написал 18 тысяч статей (почти четверть всего объема) по экономике, литературе, физиологии, ботанике, политической истории и переплетному делу. Также он активно участвовал в редактуре и корректуре.

«Бог создал его для исправления статей, – говорил Дидро в предисловии к восьмому тому, вышедшему в 1765 году. – В течение шести или семи лет Жокур проводил время среди полудюжины конторок, читая, диктуя, работая как невольник по тринадцати или четырнадцати часов в день, и это ему до сих пор ещё не надоело. Когда ему говорили, что предприятие непременно будет иметь конец, он падал духом, и перспектива предстоящего освобождения от такого приятного бремени наполняла его сердце отчаянием. Если мы испустили радостный крик, подобно моряку, завидевшему твёрдую землю после мрачной ночи, проведённой между небом и морской пучиной, то мы обязаны этим Жокуру… Никогда ещё не встречалось более безусловного и более полного принесения в жертву личного спокойствия, здоровья и своих собственных интересов».

В исторической перспективе «Энциклопедия» рассматривается как проводник единого мировоззрения, подготовившей почву для Великой французской революции. В целом принято считать, что целью её создателей было не только связать все человеческие знания воедино, но и направить к пониманию того, какими должны быть новые общественные отношения на основе разума, веротерпимости и справедливого распределения привилегий. Этого же мнения придерживались и враги «Энциклопедии», ощущая её целостность, которая воспринималась как угроза.

Чем именно «Энциклопедия» угрожает духовной и общественной жизни Франции, было сформулировано, например, в постановлении Генерального Совета 1758 года: «С большой горечью мы вынуждены сказать это; нечего скрывать от себя, что имеется определённая программа, что составилось общество для поддержания материализма, уничтожения религии, внушения неповиновения и порчи для нравов».

Авторы «Энциклопедии» были обвинены в том, что они не признают божественности королевской власти, считают необходимым рационально обосновать религиозные церемонии и обряды, что они требуют свободы совести, веротерпимости и т.д. Позже, в 70-е годы королевский прокурор де Флери упрекает их в том, что они «сделались наставниками человеческого рода. Свобода мыслить – вот их возглас, и этот возглас слышится с одного края мира до другого. Одною рукою они стремятся пошатнуть престол, а другою хотят опрокинуть алтарь. Цель их – дать иное течение направлению умов относительно гражданских и религиозных учреждений, и таким образом ими как бы совершена революция».

Однако в процессе составления и выпуска томов энциклопедисты не были сплоченной группой единомышленников и тем более радикалов, стремящихся ниспровергнуть старый режим во Франции, но, критикуя положения и обычаи церкви, власти и общественного устройства, которые они считали необоснованными, они действительно способствовали ослаблению их силы.

«Энциклопедия» имела огромную популярность, которая росла с выходом каждого тома. Число первоначальных подписчиков достигало двух тысяч, к четвёртому тому их было уже три тысячи, а при выходе седьмого тома – четыре.

Кроме тех, кого приглашали к сотрудничеству Дидро и Д’Аламбер, принять участие в предприятии стремились многочисленные добровольцы. «Чем более мы продвигаемся вперёд, – говорили издатели в предисловии к шестому тому (1756), – тем более замечаем мы приращение как в содержании, так и в числе тех, кто любезно предлагает нам свои услуги». Всякий, у кого возникала в голове идея статьи, мог написать её и отослать издателям. Редакторы постоянно оказывались перед выбором, особенно если получали разные статьи об одном и том же предмете.

В конечном итоге «Энциклопедия» стала по-настоящему демократическим проектом, очертившим картину желанного будущего. С одной стороны – прославленные деятели Просвещения, такие как Дидро и Вольтер, успешно аргументировали и продвигали свою веру в потенциал разума и единого знания для расширения возможностей человеческой воли и, таким образом, помогли сформулировать социальные проблемы, которые решила Французская революция. С другой – многочисленные безвестные ремесленники, техники или рабочие, чьи собственные тексты или упоминание их работы рассеяны по всей «Энциклопедии». Они могли не читать её статей, но их труд на её страницах, очевидно, признавался равным труду интеллектуалов, клерикалов и правителей, что в конечном итоге стимулировало признание необходимости нового общественного строя, разрушения старых ценностей и создания новых.

Для читателя XVIII века «Энциклопедия» представляла собой образец
последовательности и выполнила свою задачу: показать, что знание упорядочено, а не хаотично, что руководящим принципом является разум, оперирующий данными чувств, а не божественное откровение, говорящее через традицию, и, наконец, что рациональные критерии, применяемые к современным институтам, помогают разоблачить абсурд и беззаконие. Это послание пронизывает всё издание, включая статьи о производствах и технологиях.

Первым, хотя и не прямым нападением на «Энциклопедию» со стороны почувствовавших угрозу клерикальных кругов, стал скандал 1752 года вокруг диссертации аббата Жана-Мартена де Прада, автора статьи «Достоверность» (Certitude) во втором томе. Де Прад защищал её в Сорбонне, и Дидро без всякого основания заподозрили в том, что он настоящий автор диссертации. Было приказано рассмотреть изложенные в ней взгляды. Диссертация была признана вредной, опасной и склоняющей к атеизму, в частности по причине сравнения чудесных исцелений, о которых говорится в Новом Завете, с теми, которые приписываются более древними легендами Эскулапу. Прочие идеи, касавшиеся сенсуализма, естественной морали и др. также были признаны возмутительными, де Прада лишили учёной степени, диссертацию публично сожгли, автор был вынужден бежать в Голландию.

О дружбе аббата с Дидро было всем известно, факт написания богословских статей для «Энциклопедии» также не подлежал сомнению, и иезуиты надеялись, что уничтожая де Прада, скомпрометируют новое предприятие в общественном мнении и вынудят правительство запретить его. Парижский архиепископ издал пасторское послание. В этом документе не только осуждались еретические тезисы де Прада, но и упоминалось в неясных выражениях о каких-то не названных по имени произведениях, наполненных заблуждениями и нечестием. Всем было понятно, на кого делался намёк, но эти действия привели лишь к большей популярности «Энциклопедии».

Вслед за скандалом последовали открытые дискуссии. У Дидро не было недостатка в поддержке, даже в лагере его врагов – анонимных симпатизировавших ему представителей духовенства. Однако продажа «Энциклопедии» была приостановлена. Декретом королевского совета (7 февраля 1752 года) было приказано уничтожить оба первые тома, потому что они содержали в себе идеи, враждебные королевской власти и религии. Издателям было запрещено перепечатывать их, а книготорговцам распродавать оставшиеся экземпляры. Впрочем, в декрете не запрещалось продолжать начатую работу. Главной его целью было удовлетворить иезуитов и публично выразить одобрение высшим сановникам церкви, издавшим пасторские послания. Некоторые даже думали, что правительство пошло на это, чтобы избежать более строгих распоряжений со стороны судебной власти. Одним из чиновников, отвечающих за государственную цензуру печати, был Кретьен Гийом де Ламуаньон де Мальзерб, симпатизировавший Дидро и его делу. Он позаботился о том, чтобы работа энциклопедистов могла продолжаться без помех. Однажды он даже спрятал рукопись Дидро в собственном доме во время обыска у Дидро, который устроили правительственные чиновники в поисках подрывных материалов.

Дидро и Д’Аламбер вернулись к работе без официального разрешения. Следующий крупный скандал разразился в 1757 году после выхода в свет седьмого тома со статьей Д’Аламбера «Женева». В этой статье он противопоставлял религиозному фанатизму веротерпимость, которая, по его мнению, была свойственна священнослужителям Женевы. В похвальных отзывах о женевских пасторах Д’Аламбер прямо противопоставлял их французскому духовенству. Статья была тщательно составлена и продуманна и её критическая направленность не вызывала сомнений.

В 1759 году католическая церковь включила «Энциклопедию» в список запрещенных книг. Папа Климент XIII осудил произведение, и «приказал католикам под страхом отлучения сжечь имеющиеся у них копии».

Несмотря на то, что французские чиновники не имели большого желания вмешиваться в то, что к тому времени стало очень прибыльным предприятием, им пришлось хотя бы на словах заявить о запрете. Привилегия Дидро была аннулирована, и публикация, достигшая буквы G, была временно приостановлена. В этом же году Д’Аламбер покинул проект. Свои мотивы он подробно изложил в письме к Вольтеру: «Я измучен оскорблениями и придирками всякого рода, которые навлекло на нас это предприятие. Злобные и гнусные сатиры, которые печатаются против нас и которые не только дозволяются, но поощряются, одобряются и даже заказываются теми, у кого в руках власть…новые невыносимые стеснения, налагаемые на «Энциклопедию» назначением таких новых цензоров, которые более нелепы и более несговорчивы…все эти причины вместе с некоторыми другими вынуждают меня навсегда отказаться от этого проклятого предприятия».

Вольтер предлагал Дидро перенести дальнейшую работу над «Энциклопедией» и её выпуск за границу, например в одну из «просвещённых» монархий – Россию или Пруссию, но Дидро считал это позорной капитуляцией и не соглашался: «Отказаться от предприятия значило бы покинуть поле битвы и сделать именно то, чего желают преследующие нас негодяи. Если бы вы знали, с какой радостью они встретили весть об удалении Д’Аламбера. Что же нам остаётся делать? То, что прилично мужественным людям, – презирать наших врагов, преследовать их и пользоваться, как мы и прежде пользовались, глупостью наших цензоров».

В течение следующих семи лет руководство предприятием лежало на плечах Дидро.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *