автор марша прощание славянки биография
Прощание славянки. История военного марша
Заботливая жена одела мужа с иголочки, купила в комиссионке рояль с кипой старинных нот и стала готовить будущую знаменитость к поступлению в музыкальное училище. Церковно-приходская школа давала лишь начальное образование, а для поступления нужны были минимум четыре класса гимназии. Ольга попросила подругу-гимназистку, и та стала заниматься с Агапкиным по недостающим предметам.
Готовился Василий Иванович как одержимый и осенью 1911 года поступил в Тамбовское музыкальное училище на медно-духовое отделение.
По счастью, бравый кавалерист-музыкант попал в класс известного педагога Федора Кадичева. Именно Федор Михайлович привил своему талантливому ученику основы сочинительства и обучил начальной технике дирижирования. К чести преподавателя, студент Агапкин быстро усвоил все необходимые учебные дисциплины, добросовестно изучил композиторский опыт отечественных и зарубежных мастеров, и уже через год стал пробовать свои силы в сочинении прикладной музыки для военного оркестра. Приближался столетний юбилей Бородинского сражения и желание молодого музыканта создать героико-патриотическое произведение в жанре духовой музыки на этом фоне выглядит вполне естественным.
Чуть позже возник еще один фактор, побудивший В.Агапкина к написанию знаменитого теперь марша.
В те годы в России внимательно следили за военными действиями, которые вели народы Балкан против турецкого ига. Болгария, Сербия, Черногория и Греция боролись за полное освобождение от пятисотлетней османской тирании. Следом вспыхнула первая мировая война и Агапкин откликнулся на эти события сочинением марша с использованием образно-интонационного материала патриотических тем.
По воле Бога скромное музыкальное произведение, родившееся от любви военного трубача и простой модистки, стало всемирно известным и всенародно любимым «перонным» маршем, получив от радио МАЯК уникальный исторический титул «Музыкальная эмблема тысячелетия».
Василий Агапкин: биография автора марша «Прощание славянки»
Биография
Василий Агапкин появился на свет в деревне Шанчерово Рязанской губернии 22.01.1884. Он был выходцем из бедной семьи крестьян. Спустя год после его рождения умерла мать, и отец Василия, Иван Иустинович, переехал с сыном в Астрахань, где стал работать грузчиком. Вскоре он женился на женщине по имени Анна Матвеевна, которая была прачкой в астраханском порту.
В десятилетнем возрасте Василий Агапкин потерял и отца: он скончался, надорвавшись на тяжелой работе. Анне Матвеевне не хватало средств, чтобы прокормить пасынка и двух дочерей, и она отправляла их побираться. Будущий музыкант выжил благодаря подаяниям добрых людей. Однажды он услышал на улице игру военного духового оркестра и прибился к музыкантам. Оказалось, что мальчик имеет идеальный слух, и вскоре его зачислили учеником в коллектив резервного Царевского батальона.
К четырнадцати годам Василий Агапкин стал в полку лучшим солистом-корнетистом. В дальнейшем всю свою жизнь он связал с военными оркестрами.
Тамбовский период
В 1906 г. музыканта призвали в армию. Он служил в 16-м драгунском Тверском полку, стоявшем под Тифлисом. По окончании военной службы в декабре 1909-го Василий Агапкин уехал в Тамбов и начал служить в 7-м запасном кавалерийском полку штаб-трубачом. С осени 1911-го он без отрыва от службы посещал занятия в Тамбовском музучилище. Учился по классу медных духовых инструментов под началом Федора Михайловича Кадичева.
«Прощание славянки» и другие сочинения
Впоследствии «Прощание славянки» звучало во многих документальных и художественных фильмах, таких как «Белорусский вокзал», «Летят журавли», «Великая Отечественная…». Мелодия марша стала популярной во всем мире: ее исполняли военные оркестры в Норвегии, Румынии, Болгарии, Швеции, Франции, Югославии и иных странах.
Стоит отметить, что «Прощание славянки» — не единственное талантливое произведение Василия Агапкина. Ему принадлежит много блистательных творений, в числе которых есть и вальсы, и марши, и пьесы, и польки. Наиболее известными сочинениями являются вальсы «Волшебный сон», «Любовь музыканта», «Стон Варшавы», «Голубая ночь», «Монгольский марш», полька «Веселый отдых». Музыка композитора была записана на пластинки, а его лучшие произведения неоднократно переиздавались.
Довоенные и военные годы
В 1922 г. Василий Агапкин уехал из Тамбова в столицу, где создал духовой оркестр из беспризорников. В 1930 гг. стал руководителем музыкального коллектива Высшей школы НКВД. Проявив неутомимую энергию, Василий Иванович быстро сформировал из военных музыкантов высококлассный оркестр и с ним регулярно выступал в саду «Эрмитаж», каждый раз привлекая всеобщее внимание зрителей.
К началу ВОВ Агапкину уже было 57 лет, в СССР он считался ветераном военно-музыкального дела. В первый год войны дирижера назначили старшим капельмейстером Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения им. Дзержинского и присвоили звание военного интенданта первого ранга. 07.11.1941 Василий Иванович дирижировал сводным оркестром на параде на Красной площади. Стоял мороз, и подошвы сапог музыканта примерзли к брусчатке. На Агапкина двигалась механизированная колонна, а он не мог отойти. Кто-то из оркестра подбежал к нему, буквально оторвал от дорожного покрытия и унес в сторону.
Потом на Красной площади был еще один парад, Победный, в июне 1945-го. И снова на брусчатке выстроился сводный оркестр из почти полутора тысяч музыкантов. Коллективом тогда управлял генерал-майор Чернецкий, а Агапкин был его помощником.
Личная жизнь
Василий Иванович дважды был женат. Первая супруга, Ольга Матюнина, родила ему сына Бориса и дочь Азу. Второй женой композитора была Людмила Владимировна Кудрявцева. В браке с ней родился сын Игорь. Впоследствии у Агапкина появились два внука, Юрий и Владимир, и две внучки, Светлана и Ольга. Также у него имеются правнуки.
Последние годы
После окончания ВОВ Василий Агапкин поселился в частном доме в подмосковном городе Хотьково. Со своим оркестром продолжал выступления в саду «Эрмитаж» и много гастролировал по разным городам. В 1955 г. в возрасте 72 лет вышел в отставку в звании полковника.
Великий музыкант скончался 29.10.1964 в Москве на 81 году жизни. Похоронен на Ваганьковском кладбище столицы. На мраморном обелиске, установленном на могиле Василия Агапкина, высечены нотные строки его бессмертного народного марша.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
11 фактов о марше «Прощание славянки»
Василий Иванович Агапкин
впечатлением от событий на Балканах, когда за свободу от турецкого ига боролись Болгария, Сербия, Черногория, Греция.
7. Не очень давно появилось мнение, что автор марша — на самом деле Яков Богорад. В реальности Агапкин отвез в Симферополь капельмейстеру и издателю Богораду своё произведение, и тот сделал инструментовку, то есть переложил музыку с фортепианного варианта на оркестр. И помог придумать название – «Прощание славянки».
9. Рабочим названием фильма «72 метра» было «Прощание славянки» (как сообщил «Правмиру» режиссер картины Владимир Хотиненко).
11. Исследователями Николаем Губиным и Михаилом Чертком выдвинута интересная версия происхождения рисунка, изображенного на обложке первого типографского издания клавира марша «Прощание славянки». По этой версии «прототипом» фигуры гусара послужило фото самого Василия Агапкина, а прообразом фигуры женщины — славянки послужило фото его жены, Ольги Матюниной.
Первое типографское издание марша «Прощание славянки».
Слушают только стоя
Начальник Военно-оркестровой службы ВС РФ — Главный военный дирижер, генерал-лейтенант Валерий Халилов.
«Марш «Прощание славянки» сегодня крепко связан с проводами в армию и с демобилизацией. Его исполнение — ритуал проводов и встреч кораблей, подводных лодок. Видимо, эта мелодия никого не оставляет равнодушными.
Бывает, человек пишет разные вещи, а запоминается что-то одно. Так было с «Полонезом» Михаила Огинского, с вальсом «На сопках Маньчжурии» капельмейстера Ильи Шатрова, вальс «Амурские волны» Макса Кюсса. Ведь и Василий Агапкин писал вальсы. Но именно «Прощание славянки» ложится на душу. Это как любовь с первого взгляда – музыка заиграла и — запомнилось. Такое редко бывает и является настоящим чудом.
Когда мы на концертах, обычно в финале, исполняем «Прощание славянки», зал всегда встает. Буквально при первых звуках марша. Это происходит везде, в любой точке России. Наверное, потому, что музыка ассоциируется с героическим прошлым нашего народа, с Великой Отечественной войной, пусть и через фильм Калатозова».
Интонация, несущая культурный код
Андрей Микита, член Правления Союза московских композиторов, доцент Российской Академии Музыки имени Гнесиных, главный редактор сайта «Церковный композитор».
Многие факторы способствуют востребованности музыкального произведения за пределами жизни его автора и своего поколения. Во-первых «брендовость», говоря современным языком, имени композитора. Например, сегодня все сочинения Л.Бетховена или П.Чайковского кажутся шедеврами, хотя объективно это не так.
Тоже — исторический контекст. К примеру, 7-ая «Ленинградская» симфония Шостаковича, сочинённая в блокаду. И так далее.
Не в последнюю очередь играет роль название. Словосочетание «прощание славянки» будет греть душу, пока существует славянский мир.
Но в данном случае, главное всё же не это.
Стержневая причина, почему музыка на нас действует, – это интонация. Интонация, в основе своей базирующаяся на речи, несущая культурный код. Другими словами можно сказать, что интонация – это звук, несущий смысл. Из интонаций складывается мелодия, которая кажется нам прекрасной тогда, когда смыслы нам близки. Культурный код мы распознаём благодаря родной речи, образам сказок, слышанных в детстве, природе, семейным преданиям… То есть национальной традиции.
И вот в интонационном строе этого марша, несущем коды русской традиции, отражающем национальный характер, я вижу, точнее, слышу, неувядаемость этой музыки.
Самой яркой интонацией, интонационным ядром, основой долголетия этой музыки я считаю начало рефрена, состоящее из двух мотивов. В первом мотиве отображена ширь и размах страны и души. Во втором мотиве — смирение и в то же время (за счёт ритма) стоицизм и сила воли.
В этой совокупности музыкальных элементов я и вижу проявление национального (славянского) характера.
В связи с этой музыкой хочу ещё вот что сказать. Не только речевые интонации формируют интонации музыкальные, но, может быть, и наоборот. Сейчас молодёжь повально увлечена рэпом (в котором интонация нивелируется и от неё остаётся только ритм) и последствия этого уже сказываются.
Профессор ВГИК, филолог Валерий Мильдон, который уже много лет принимает вступительные экзамены по литературе и русскому языку в этот вуз, подметил у абитуриентов (которые хотят работать в области искусства!) кроме бедного словарного запаса ещё и примитивные речевые интонации. Это не что иное как потеря многозначности смыслов, сужение поля индивидуальности.
И я надеюсь, что музыка «Прощания славянки», музыка, несущая национальный культурный код, живущая не в библиотеках, а в гуще истории, музыка, любимая многими поколениями, показавшая свою жизнестойкость, поможет нам преодолеть сегодняшний кризис культурной идентичности и обрести национальную жизнестойкость.
Василию Агапкину – нижайший поклон. С юбилеем, коллега!
Всенародные любовь и популярность… после долгих лет забвения
Имя автора легендарного марша «Прощание славянки» Василия Агапкина навечно вписано в историю нашего Отечества. 3 февраля, в день его рождения, хочется с благодарностью вспомнить о нем.
С годами я еще сильнее проникалась высоким настроем и вдохновляющим порывом этого потрясающего музыкального произведения. Тем более что без него не обходились ни главные торжества страны, ни военные парады, ни любые важные события, что само по себе было значимо и символично.
Начало 20-х годов. Тамбов. Фото: 900igr.net.
Именно после этой картины, получившей «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, к произведению Василия Агапкина пришла всенародная популярность… после долгих лет забвения. С тех пор его исполнение вошло в традиционный ритуал отправки новобранцев к местам службы.
Немного фактов. 7 ноября 1941 года состоялся знаменитый парад на Красной площади в Москве в честь 24-й годовщины Октябрьской революции. В те дни линия фронта пролегала всего в нескольких десятках километров от столицы. Несмотря на опасность и напряженность ситуации, праздничное мероприятие не отменили. И это еще больше укрепляло моральный дух солдат, уходивших на фронт, а также тех, кто вынужденно оставался под бомбежками в родном городе. Именно В.И.Агапкину было доверено дирижировать сводным оркестром.
А на Параде Победы, 24 июня 1945-го, автор марша руководил группой барабанщиков, под дробь которых бросались к подножию Мавзолея черно-белые с фашистской свастикой штандарты третьего рейха. Жестокий и беспощадный враг, принесший миру столько зла, горя и боли, повержен! А наше красное знамя уже развевается на рейхстаге! Это два моих самых любимых кадра из военной кинохроники тех времен. Думаю, их чаще нужно показывать недругам России, чтобы они не забывали и не забывались…
Но вернемся к нашему герою. По абсолютному музыкальному слуху военного дирижера Василия Агапкина в 1951 году был настроен перезвон Курантов Спасской башни Московского Кремля – одних из древнейших часов в мире.
Какие строки биографии! Кто бы мог предположить, что такая необычная судьба выпадет на долю никому неизвестного трубача тамбовского кавалерийского полка, написавшего в 28 лет свое ставшее бессмертным произведение. В далеком 1912-ом!
«Прощание славянки» справедливо назвали маршем столетия. Поэтому празднование его юбилея в 2012 году получило статус события общенационального масштаба. Во многих странах прошли фестивали, посвященные легендарному русскому маршу, который там любят и знают. Послушайте его в исполнении хора Китайской народной армии на их главном военном параде! Просто мороз по коже!
Как давно всё было – более века назад… А он по-прежнему в строю! Этим можно только гордиться.
Не могу в такой момент не вспомнить добрым словом и почитаемую в народе песню «Варяг» с ее жестокой пронзительной правдой: «Врагу не сдается наш гордый «Варяг». Пощады никто не желает…» Русские матросы не спустили славный Андреевский флаг. Они не думали о подвиге, о смерти, они думали о чести! Как и положено истинным сынам Отчизны.
Есть у нашего народа великие песни… И им суждено бессмертие!
Если верить прессе, «Прощание славянки», пожалуй, единственная мелодия, которой посвящена мемориальная доска. Она установлена на здании Музейно-выставочного центра Тамбова. Жители города буквально осыпали ее цветами. На состоявшихся по этому случаю торжествах звучала главная мысль: сто лет для этого марша – не срок. Такая музыка живет вечно!
…Впервые особенно обостренно мне довелось прочувствовать оголенный нерв «Прощания славянки» в ноябре 1985-го во время круиза по четырем странам Европы.
Советский лайнер «Константин Симонов», стоявший у причала Лондонского морского порта, готовился вскоре отдать швартовы. Через эстуарий реки Темзы он должен был выйти в Северное море и взять курс на немецкий Гамбург.
За час до посадки к группе советских туристов, собравшихся на берегу, пробились из шумной толпы зевак две женщины – пожилая и помоложе. Из сумбурного торопливого разговора выяснилось, что обе – русские. Одна попала в Англию во время второй мировой войны, другая вышла замуж за британца восемнадцать лет назад.
Обе выглядели очень взволнованными. Им так хотелось узнать новости о далекой любимой Родине, о многом расспросить. Ведь из-за существовавшего в те годы «железного занавеса» трудно было получить правдивую информацию.
Все наперебой начали рассказывать, что да как… Бросились доставать из сумок московские конфеты, сувениры, водку, смущая нежданными «презентами» бывших соотечественниц. Наше скорое прощание получилось очень трогательным и сердечным. Мы крепко жали друг другу руки, желали счастья и уже, толпясь на трапе и будучи в расстроенных чувствах, то и дело оглядывались на вдруг заплакавших навзрыд незнакомок.
И было в этом что-то до боли невозвратное, грустное, щемящее…
P.S. В день празднования столетнего юбилея нашего великого марша я в который раз прослушала знакомое каждой своей нотой «Прощание славянки». И, как всегда, проплакала с первой до последней строки, не в силах устоять перед пронзительной, жизнеутверждающей музыкой… Не получается по-другому…
Благодарно помянув Василия Ивановича Агапкина, решила, что непременно надо вновь побывать на Ваганьковском кладбище. Чтобы увидеть выбитые на надгробном камне первые такты любимой «Славянки»… Чтобы поклониться автору и положить цветы памяти… За святое и вечное…
Наталия КИМ.
Агапкин Василий Иванович родился в деревне Шанчерово Рязанской губернии в 1884 году. Рос в небогатой крестьянской семье. Мать его умерла, когда ему был год. Отец с сыном перебрались в Астрахань. Когда мальчику было десять лет, его отец скончался.
На протяжении нескольких лет ребенок выживал благодаря подаяниям добрых людей, пока его не зачислили учеником в оркестр Царевского резервного батальона. Выяснилось, что у него практически идеальный музыкальный слух.
В 1906-1909 годах служил в драгунском полку под Тифлисом.
В начале 1910 года поступил на сверхсрочную службу, получив в Тамбове назначение трубачом в запасной артиллерийский полк.
С осени 1911 года без отрыва от прохождения воинской службы приступил к занятиям в классе медных духовых инструментов при местном музыкальном училище.
После Октябрьской революции, в 1918 году, Агапкин добровольцем вступает в Красную Армию. В красном гусарском полку организует духовой оркестр.
Через два года, в самый разгар Гражданской войны, вернулся в Тамбов, где стал руководить музыкальной студией, параллельно возглавляя оркестр войск ГПУ. В конце лета 1922 года вместе с оркестром дает в Тамбове прощальный концерт, после чего отправляется на постоянное место жительства в Москву.
В 1924 году оркестр Агапкина принимает участие в прощальной церемонии во время похорон Владимира Ильича Ленина.
В 1928 году организует оркестр из беспризорников.
В 30-е годы возглавлял оркестр Высшей школы НКВД, с которым записал ряд музыкальных произведений.
Когда началась Великая Отечественная война, 57-летнего Агапкина назначили старшим капельмейстером в мотострелковую дивизию имени Дзержинского, которая была образована при войсках НКВД. Ему присваивают звание интенданта первого ранга.
7 ноября 1941 года во время легендарного парада на Красной площади Агапкин дирижирует сводным оркестром.
Агапкин входил в состав сводного оркестра и на Параде Победы, который состоялся после Великой Отечественной войны, 24 июня 1945 года.
После войны переехал в Подмосковье в небольшой городок Хотьково. Дом, в котором он провел последние годы жизни, находится напротив Абрамцевского музея, по улице Береговой.
На пенсию Агапкин вышел в возрасте 72 лет. Осенью 1964-го он скончался. Композитору было 80. Его похоронили на Ваганьковском кладбище. Имя Агапкина сегодня носит детская школа искусств в Рязанской области в городе Михайлове. В 2014 году в деревне Шанчерово, где он родился, был открыт бронзовый бюст композитора, который выполнил скульптор Олег Седов.
Написано им много вальсов: «Голубая ночь», «Ночь над Москвой», «Волшебный сон», «Любовь музыканта», «Сиротка», «Рассвет над Москвой», «Раннее утро», «Стон Варшавы».
Множество инструментальных пьес: «На берегу Черного моря», «Дочь улицы», «ДнепроГЭС», «Душевные раны», «Китайская серенада», «Кузнецы», «Неаполитанские ночи», «Люсины глазки», «Моя фантазия», «Привет ВКП», «Старый вальс», «Фокусы», «Полет в стратосферу».
Ссылки по теме:
История создания «Прощание славянки» — русского патриотического марша
Марш был создан для военного оркестра, без слов. Все тексты появились позднее. Мелодия марша сочетает в себе живительную веру в будущую победу и осознание горечи неминуемых потерь от грядущих сражений. В названии марша отражено одно из тяжелейших испытаний, которые возлагают все войны на женщин, — провожать своих мужчин на войну и верить в их возвращение.Благодаря тому, что киевская фирма грамзаписи «Экстрафон» летом 1915 г. выпустила граммофонную пластинку с записью этого марша, он очень быстро набирал известность и популярность в России. Под эту музыку уходили полки на фронты Первой мировой войны. Очень быстро мелодия марша получила и всемирную известность: её стали исполнять военные оркестры в Болгарии,Германии, Австрии, Норвегии, Румынии, Франции, Швеции, Югославии и в других странах.
Некоторые музыковеды считают, что Агапкин взял за основу старую, сохранившуюся в солдатской среде народную песню времен русско-японской войны 1904—1905 годов и обработал её. Более интересным является вопрос о сходстве и даже, возможно, влиянии марша „Тоска по Родине“ неустановленного автора, получившего широкую известность и неоднократно записанного на пластинки в первые десятилетия XX века. Оба марша имеют одинаковую форму строения — четырёхтактное вступление, главная тема, соло басов и трио.
Поезд Одесса-Киев уходил под звуки «Славянки». Все международные поезда с вокзалов Республики Беларусь (Белоруссии) отправляются под звуки «Прощания славянки». Также под звуки этого марша с вокзалов отправляются эшелоны с новобранцами России, убывающими к месту несения службы. Под звуки этого марша в советские времена и в наши дни, во многих военных частях, существовала и существует традиция провожать демобилизованных военнослужащих домой.
У этого марша как минимум четыре варианта текста, но самый правильный и патриотичный, тот который мы привыкли слышать:
Встань за веру, Русская земля!
В. И. Агапкин, А. Мингалёв
Много песен мы в сердце сложили,
Воспевая родные поля,
Беззаветно тебя мы любили,
Святорусская наша земля.
Высоко ты главу поднимала,
Словно солнце, твой лик воссиял,
Но ты жертвою подлости стала
Тех, кто предал тебя и продал.
Припев:
И снова в поход Господь нас зовёт.
Мы вновь встанем в строй
И все пойдем в священный бой.
Встань за Веру, Русская земля!
Ждут победы России Святые,
Отзовись, православная рать!
Где Илья твой и где твой Добрыня?
Сыновей кличет Родина-мать.
Под хоругви встанем мы смело
Крестным ходом с молитвой пойдём,
За Российское правое дело
Кровь мы русскую честно прольём.
Все мы — дети Великой Державы,
Все мы помним заветы отцов,
Ради знамени, чести и славы
Не щади ни себя, ни врагов.
Встань, Россия, из рабского плена.
Дух победы зовёт, в бой пора!
Подними боевые знамена
Ради Веры, Любви и Добра.