автор мэри поппинс писатель биография
Памела Трэверс
Биография
В 2018 году на экраны кинотеатров вышел фильм «Мэри Поппинс возвращается», снятый по мотивам фантастических историй, созданных австрало-британской писательницей Памелой Трэверс.
Писательница Памела Трэверс
Не многие знают, что перед тем, как написать книгу, женщина, которую на самом деле звали Хелен Линдон Гофф, играла в театре, а затем начала карьеру журналистки и объездила полмира, собирая материал для статей. Остальные подробности биографии автора рассказов о суперняне столь же таинственны, как ее произведения. Небольшой период жизни писательницы отражен в работе режиссера Джона Ли Хэнкока «Спасти мистера Бэнкса».
Детство и юность
Памела Трэверс, при рождении получившая имя Хелен Линдон Гофф, появилась на свет 9 августа 1899 года в австралийском городе Мэриборо, расположенном на территории бывшей британской колонии. Отец Трэверс Роберт Гофф работал финансовым менеджером, а мать Маргарет Агнес Морхед приходилась племянницей высокопоставленному местному чиновнику, занимавшему пост премьер-министра штата.
Памела Трэверс
Первые годы жизни будущей писательницы прошли в большом уютном доме в окружении любящих родителей, младших сестер и слуг. Но в 1905 году банковского служащего понизили в должности, и семье пришлось переехать в жилище поменьше.
Не справившись с финансовыми трудностями, старший Гофф пристрастился к алкоголю и в 1907 году скончался от припадка эпилепсии. После этого Маргарет с детьми поселилась на востоке Австралии, в доме тетки, которая с удовольствием занялась воспитанием внучатых племянниц и вскоре отправила Линдон в дорогостоящий частный пансион в Эшфилде.
Памела Трэверс в детстве
Девочка, которую отец научил читать в 3-летнем возрасте, не сразу прижилась в новом учебном заведении. Скучая на уроках, она регулярно получала предупреждения от преподавателей за лень и безответственное отношение к предметам. В итоге директор пансиона разрешила Линди самостоятельно посещать библиотеку и поручила ей составлять сценарии для школьных спектаклей. С этого момента будущая писательница увлеклась театром и стала мечтать о карьере актрисы.
Когда пришло время выпускных экзаменов, семья Гофф находилась на грани банкротства, и вместо того, чтобы идти к намеченной цели, Линдон пришлось устроиться на работу. Обязанности стенографистки девушка совмещала с занятиями в балетной студии Сиднея, а в свободное время постоянно посещала местные театры, не пропуская ни одной премьеры.
Памела Трэверс в пьесе «Сон в летнюю ночь»
Благодаря навыкам, полученным на уроках танцев, и врожденному таланту юной особе посчастливилось попасть в труппу Аллана Уилки, специализировавшуюся на постановке пьес Уильяма Шекспира. Там начинающая актриса, разорвавшая отношения с семьей из-за карьеры, отказалась от собственной фамилии и взяла сценический псевдоним Памела Линдон Трэверс.
Судя по сохранившимся фото, в молодости Линдон была красавицей, отчасти поэтому в 1921 году, вскоре после дебюта, молодой исполнительнице поручили играть главные роли, одной из которых стала Титания в классической постановке спектакля «Сон в летнюю ночь». Тогда же Памела, имевшая в багаже несколько статей, напечатанных австралийским изданием «Бюллетень», решила заняться журналистикой и начала писать стихи и обзоры для местной прессы.
Книги
Сформировав собственную манеру письма, Трэверс стала востребованной журналисткой и начала получать заказы от национальных газет и журналов. Артистическая карьера постепенно отошла на второй план, и молодая женщина решила путешествовать и набираться впечатлений для будущих литературных трудов.
Писательница Памела Трэверс
В 1924 году Памела в компании подруги отправилась в Англию, а затем в Ирландию, где по какой-то причине начала скрывать собственную национальность и происхождение. В течение нескольких лет Трэверс работала корреспондентом австралийских изданий на континенте и регулярно отправляла на родину восторженные статьи о жизни в Европе.
Британские читатели познакомились с творчеством журналистки благодаря публикациям в журнале The Irish Statesman, главным редактором которого был Джордж Уильям Рассел. Памела подружилась с издателем и под влиянием его теософских воззрений начала писать маленькие произведения, в которых фантазия выходила за пределы человеческого разума.
Памела Трэверс и Джордж Уильям Рассел
Именно тогда и появился первый рассказ под названием «Мэри Поппинс и продавец спичек», в котором чудесная няня, свалившаяся с неба, с помощью магии воспитывает непоседливых детей мистера и миссис Бэнкс. Эта история, напечатанная газетой Sun в ноябре 1926 года, не имела большого успеха, но автору настолько понравился придуманный образ Мэри Поппинс, что она решила написать целую серию сказок о милой волшебнице с Вишневой улицы.
Писательский дебют ввел Трэверс в литературные круги Ирландии, и вскоре ее новым знакомым стал драматург и оккультист, лауреат Нобелевской премии Уильям Батлер Йейтс. Писательница всегда интересовалась потусторонним миром и внимала каждому слову прославленного ирландского поэта. Она расширила собственные знания кельтской мифологии и прочитала огромное количество книг, посвященных буддизму и индуизму.
Памела Трэверс
Заручившись поддержкой Йейтса и других ирландских литераторов, в 1932 году Памела задумала написать книгу о советской России и отправилась в путешествие в Москву, Нижний Новгород и Ленинград.
В ходе поездки Памела осмотрела достопримечательности и поняла, что настоящей российской действительности ей не показали. Разочарованная этим обстоятельством, журналистка опубликовала в Нью-Йорке серию сатирических эссе под названием «Московская экскурсия» и благодаря острым высказываниям в адрес советских граждан приобрела известность у американских читателей.
Иллюстрация Мэри Шепард к книге Памелы Трэверс «Мэри Поппинс»
Вернувшись на Запад, Трэверс вновь обратилась к сказкам, и в 1934 году англоязычный мир познакомился с продолжением истории «Мэри Поппинс». Книга, содержавшая красочные иллюстрации Мэри Шепард, сразу стала коммерчески успешной и популярной. Однако автор считала, что публика не до конца прочувствовала внутреннее содержание произведения, отнеся его к жанру рассказов для детей.
Продолжая традиции ирландских учителей-теософов и проповедуя идеи эзотерики, появившиеся после знакомства с мистиком Георгием Гурджиевым, Памела старалась показать, что чудеса доступны и взрослым, надо лишь немного внимательней оглядеться вокруг.
Джули Эндрюс, Уолт Дисней и Памела Трэверс
Эта мысль понравилась владельцу всемирно известной киностудии Уолту Диснею, в 1956 году выкупившему у Памелы права на экранизацию ее книг. Фильм, где актриса Джули Эндрюс сыграла роль Мэри Поппинс, стал одним из лучших мюзиклов того времени и получил 13 номинаций и 5 наград Американской академии кинематографических искусств и наук.
В следующий раз няня-волшебница появилась на экранах благодаря усилиям советского режиссера Леонида Квинихидзе, а в 2019 году киноверсия Роба Маршала «Мэри Поппинс возвращается» была вновь выдвинута на «Оскар» в категориях «Лучшая музыка», «Лучший костюм» и «Лучшая работа художника-постановщика».
Личная жизнь
Памела Трэверс почти не давала интервью, стараясь не афишировать подробности личной жизни, и по этой причине ей приписывали много романов с мужчинами и женщинами. Ходили слухи, что в течение долгих лет писательница была в отношениях с дочерью английского драматурга Фрэнсиса Бернарда, Мэдж.
Мэдж Бернард
С 1927 по 1934 годы подруги жили в одной квартире в Лондоне, а затем переехали в Восточный Суссекс и сняли уединенный коттедж с соломенной крышей и садом.
В то же время Памела испытывала платонические чувства к другу и наставнику Джорджу Расселу, а затем некоторое время встречалась с ирландским плейбоем Фрэнсисом Макнамаре. Ни одни из этих отношений не привели к браку, и в зрелом возрасте Трэверс, всю жизнь мечтавшая о муже и детях, решилась на усыновление. По совету астролога писательница приютила внука дублинского писателя и историка Джозефа Гона.
Памела Трэверс и ее приемный сын Камиллус
Интересен тот факт, что у приемного ребенка был брат-близнец, о котором Памела прекрасно знала. Взяв только одного мальчика, Трэверс занялась воспитанием Камиллуса, пряча информацию о его истинном происхождении. Лишь в 17-летнем возрасте он случайно узнал о том, что у него был родной брат.
Это произошло после того, как Энтони Гон приехал в Лондон и в состоянии алкогольного опьянения вломился в дом писательницы, требуя знакомства с Камиллусом. Памела выгнала грубияна, но не смогла скрыть этот визит о сына.
Памела Трэверс и Камиллус
Поссорившись с матерью, юноша ушел из дома и в одном из пабов, наконец, воссоединился с братом-близнецом. Эта встреча стала роковой для семьи Трэверс. После нее Камиллус начал пить, вылетел из университета и впоследствии начал вести беспорядочный образ жизни.
Сердце Памелы было разбито, но благодаря медитациям и следованию заветам учителей она нашла силы на восстановление и до старости преподавала литературу в английских и ирландских университетах.
Смерть
В конце жизни Памела замкнулась в себе и редко общалась с журналистами и поклонниками. Перед смертью она помирилась с приемным сыном, но собственное состояние завещала внукам.
Памела Трэверс в последние годы
Благодаря медитативным практикам, помогавшим достичь гармонии и душевного равновесия, Трэверс дожила до старости и в 96 лет тихо скончалась в Лондоне 23 апреля 1996 года. Врачи не обнародовали точного диагноза, но предполагалось, что причиной смерти стал общий отказ функций организма.
Неизвестная Памела Трэверс: что мы не знаем об авторе «Мэри Поппинс»
Мэри Поппинс — безусловно, культовый персонаж. Помимо серии книг, пользующейся немалой популярностью и до сих пор, няня-волшебница получила ряд полнометражных фильмов, включая ленту 1964-го с Джули Эндрюс в главной роли, удостоившейся пяти «Оскаров», ее недавнего «диснеевского» продолжения и великолепной советской экранизации Леонида Квинихидзе, возможно, самой взрослой вариации популярной сказки, — а также несколько бродвейских и не только постановок. О Мэри Поппинс, вышедшей из-под пера английской писательницы Памелы Трэверс, знают все — от мало до велика. Некоторые при этом считают, что персонажа автор по большей степени срисовывала с себя, однако это мнение во многом ошибочно.
В отличие от спасительницы Бэнксов Трэверс была достаточно далека от образа «идеальной няни», хоть и подобно Мэри умела создавать приключения фактически из ничего и также увлекалась «магией».
Хелен Линдон Гофф (настоящее имя писательницы) родилась 9 августа 1899 года в Мэриборо, что на территории Австралии, в семье банковского управляющего и племянницы бывшего Премьер-министром Квинсленда. Еще в детстве она перебралась вместе с родителями в Великобританию, где во времена Первой мировой войны обучалась в престижной школе для девочек. Местная программа обучения, впрочем, казалась Хелен занудной и неинтересной — книги, которые ей советовали для прочтения учителя, не впечатляли будущую писательницу, и в итоге она стала подбирать себе литературу самостоятельно, еще в раннем возрасте, в частности, ознакомившись с «Историей упадка и разрушения Римской империи», которую многие ее одноклассницы даже в руках не держали.
Вскоре Гофф начала писать и сама — ее первыми трудами были рассказы и пьесы для школьных спектаклей, а также волшебные истории, которые с упоением слушали братья и сестры девушки. Когда Хелен не было и 20 лет, ее впервые опубликовали — талант будущей создательницы серии книг о Мэри Поппинс разглядел журнал «Бюллетень».
По окончании школы начинающая писательница вернулась в Австралию, где попробовала построить актерскую карьеру. Именно тогда она и взяла себе псевдоним, став Памелой Линдон Трэверс — или П. Л. Трэверс (инициалы использовались для хотя бы частичного сокрытия женского имени — ради разрушения гендерных преград в публицистике). На родине Трэверс активно играла в постановках по Шекспиру, однако настоящей звездой на этом поприще так и не стала. Не приносило актерство девушке и особых денег, из-за чего она была вынуждена подрабатывать журналисткой, на протяжении нескольких лет ведя колонку в одном из сиднейских изданий.
Параллельно с этим писательница увлеклась поэзией, которая давалась ей легко и добивалась успеха в обществе — в том числе и те стихи Трэверс, которые носили весьма эротический характер.
В 1924 году, окончательно оставив мечты о большой актерской карьере, Памела отправилась в Англию, а затем — в Ирландию, где вскоре познакомилась и сдружилась с коллегами Джорджем Уильямом Расселлом и Уильямом Батлером Йейтсом, оказавшими на Трэверс огромной влияние и привившими ей любовь к мифологии и оккультизму.
В начале 30-х писательница, обожавшая новый вызовы и приключения в целом, решилась на совсем уж смелый шаг — путешествие в СССР, от которого у автора остались неоднозначные впечатления. Данная авантюра, к слову, легла в основу ее первого «большого» произведения — сборника эссе «Московская экскурсия», пропитанного нескрываемым сарказмом по отношению к «непонятной» британке стране, которая, по ее мнению, была переполнена «серыми людьми», «тотальной пропагандой» и «слепой верой в светлое будущее».
Вскоре после возвращения из Советского Союза Трэверс серьезно заболела и надолго осела в старом доме в Сассексе, где начала разработку своей следующей книги (друзья Памелы предполагали, что она пишет о ведьме). Однажды близкие автора попросили ее некоторое время посидеть с детьми, и — дабы развлечь гостей — она придумала для них сказку о няне-волшебнице с магическим саквояжем и зонтиком с головой попугая на ручке.
Немногим позднее эта история превратилась в полноценное произведение — причем успех «Мэри Поппинс» был настолько грандиозным, что Трэверс не оставалось ничего, кроме как превратить рассказ в целую серию книг.
Примечательно, что ни мужа, ни своих детей у писательницы никогда не было, однако незадолго до 40-летия она усыновила ирландского мальчика Джона Камиллуса Гона, которому постаралась подарить всю свою любовь, которому, естественно, частенько рассказывала сказки о Мэри Поппинс.
Памелы Трэверс не стало 23 апреля 1996 года — она скончалась в Лондоне, не дожив всего несколько лет до векового юбилея.
Кем была Памела Трэверс, придумавшая «Мэри Поппинс», самую английскую сказку XX века
Памела Линдон Трэверс — одна из самых загадочных фигур детской литературы. Она не оставила автобиографии или дневников, не любила давать интервью и даже намеренно запутывала журналистов, сочиняя о себе небылицы. Когда ее не стало, оказалось, что никто не знает год ее рождения, да и настоящее имя друзья вспомнили далеко не сразу. А что «английская детская писательница» родилась в Австралии, многие даже не подозревали.
Мэриборо — Сидней — Новая Зеландия
Памела Трэверс родилась 9 августа 1899 года в городе Мэриборо на северо-востоке Австралии. В детстве она носила имя Хелен Линдон Гофф, а в 17 лет взяла сценический псевдоним П. Л. Трэверс (Памела Линдон Трэверс). Имя Памела казалось ей более привлекательным, а фамилию Трэверс она взяла в память об отце, который умер, когда Хелен было восемь.
Трэверс Роберт Гофф работал управляющим в банке, но со временем был разжалован до клерка, начал пить и скончался на 44-м году жизни. Несмотря ни на что, в памяти писательницы остался светлый образ отца — Трэверс Роберт Гофф стал прототипом справедливого и практичного мистера Бэнкса из книг о Мэри Поппинс.
В школьные годы Хелен писала рассказы и пьесы, любила сочинять сказки и мечтала стать актрисой. Она часто сидела с младшими сестрами и помогала по хозяйству матери, которая тяжело переносила одиночество и даже пыталась утопиться после смерти мужа.
После окончания школы Хелен переехала в Сидней и устроилась работать кассиром в газовую компанию, а параллельно пробовалась на роли в спектаклях. Успех не приходил, и спустя некоторое время девушка стала подрабатывать журналистом в одной из местных газет. К тому времени Хелен уже опубликовала несколько своих стихотворений под псевдонимом П. Л. Трэверс — эти публикации стали ее портфолио и помогли наладить нужные связи.
Спустя пять лет после переезда и серии провальных актерских проб ее приняли в «шекспировскую труппу» Аланна Уилки. В том же году Памела отправилась на свои первые гастроли по стране, а после — по Новой Зеландии. В этот период театральный критик написал заметку об их спектакле «Сон в летнюю ночь», в которой отметил, что игра Титании (роль которой исполняла Памела) была «слишком человеческой», приземленной.
Впрочем, Памелу эта оценка не сильно расстроила: в Новой Зеландии будущая писательница познакомилась с журналистом местной газеты и решила уходить из театра. Трэверс отправила новому знакомому свои тексты и довольно быстро начала вести в издании авторскую колонку. Она продолжала публиковать свои стихотворения и поэмы и вскоре получила место в редакции популярного журнала «Триада», где отвечала за целых четыре страницы женского раздела.
Компания ирландских мистиков
В 1924 году Памела Трэверс решила переехать в Англию. «С десятью фунтами в кармане, пять из которых я быстро потеряла», как сама она часто вспоминала. О своем путешествии девушка написала несколько заметок, которые продала знакомым австралийским и новозеландским изданиям. Первое время Памела сотрудничала с прошлыми заказчиками, но понимала, что пора обзаводиться новыми связями. Поэтому в 1925 году она отправила несколько стихов в журнал The Irish Statesman («Ирландский государственный деятель»), редактором которого был лидер ирландских националистов и мистический теософ Джордж Уильям Рассел, писавший под псевдонимом А. Е. Его стихотворения Памела читала еще в юности.
Когда они встретились, Расселу было 58 лет, а Памеле — 26. Она вспоминала, что во время первой встречи в его доме в Ирландии она пообещала, что еще заглянет к нему на обратном пути, но в итоге не стала этого делать: решила, что мэтр общался с ней из вежливости и не стоит ему докучать.
К ее удивлению, через несколько недель Рассел внезапно пришел в ее лондонскую квартиру и подарил свои книги
Их дружба продлилась 10 лет — до самой смерти Джорджа. Через Рассела Трэверс познакомилась с Уильямом Батлером Йейтсом, Оливером Сент-Джоном Гогарти и другими ирландскими поэтами, которые открыли ей мир мифологии и оккультизма. Благодаря им Памела увлеклась эзотерикой и стала ученицей знаменитого мистика Георгия Гурджиева (считалось, что через сакральные танцы и практики он помогал ученикам разбудить спящую мысль и осознать себя). Также известно, что она общалась с индийским духовным учителем Джидду Кришнамурти и посещала курс психиатра Карла Юнга.
Памела начала много путешествовать. За несколько лет она побывала в США, Италии, Испании, Франции, Швейцарии и даже в России, куда ее, вероятно, вдохновили поехать восторженные отзывы Бернарда Шоу и Бертрана Рассела. Впечатления от этой поездки стали основой ее первой прозаической книги — сборника эссе «Московская экскурсия». В первой главе Трэверс написала: «Северное море — унылое водное пространство». Спустя 10 дней, к моменту возвращения, она думала иначе: «Кто называл Северное море пустой тратой воды? Это самое прекрасное и доброе из морей».
Вот еще несколько цитат из книги «Московская экскурсия»:
В начале 1932 года Джордж Рассел предложил Памеле написать фантастический рассказ: «Придумай сказку „Приключения ведьмы“, в которой будет вся сила твоей фантазии, — может, через эту историю ты сможешь сказать все, что тебе хочется», — написал он ей в одном из писем.
Мэри Поппинс — «типично советское явление»
Вернувшись из России, Трэверс начала писать первую «Мэри Поппинс» — ту самую «книгу о ведьме», как назвал ее Рассел, за которой потом последует семь сиквелов.
Памела Трэверс рассказывала, что она опиралась на воспоминания о своем радостном детстве (впрочем, впоследствии она опровергла саму себя), но исследователи склонны считать, что это скорее были фантазии о детстве, которого у нее не было, смешанные с мистическим опытом, полученным в зрелом возрасте. Прототипами героев стали члены ее семьи и близкие друзья, но чей образ лег в основу характера самой Мэри Поппинс, никто не знает.
Памела следовала главному правилу своей героини и никогда ничего не объясняла
Писатель Дмитрий Быков в авторской передаче «Один» назвал Мэри Поппинс «типично советским явлением» — он связал образ английской няни с советской системой воспитания в школах и детских садах, с которой Памела познакомилась во время поездки в Россию. Также он предположил, что магические способности персонажа связаны с российской культурой, так как «вся советская детская мифология сознательно или нет несла в себе элементы люциферианства».
Но он не первый, кто связал образ Мэри Поппинс с образом Мефистофеля. Так, например, еще в сентябре 1995 года туринская газета «Ла Стампа» осудила Трэверс за пропаганду оккультизма среди детей. В большой статье «Правда, что Мэри Поппинс — это Сатана?» журналисты пытались доказать, что за маской няни скрывается опасное существо, хорошо знакомое с ритуалами черной магии.
Так или иначе, многие исследователи находят в текстах Памелы Трэверс религиозный подтекст. Например, считается, что в главах «Рождественские покупки» и «Полнолуние» автор описывает концепцию Эдема через призму теософии. А кто-то и вовсе заявляет, что все истории о Мэри Поппинс подобны притчам Иисуса Христа. Сама Памела говорила, что не она придумала Мэри Поппинс, а Мэри Поппинс заставила ее себя написать, и признавалась, что никогда не считала эти книги детскими.
Во время премьерного показа плакала от разочарования
Тем не менее детям истории очень нравились. Все восемь книг о Мэри Поппинс имели большой успех, хотя первая вышла в 1934 году, а последняя — в 1988-м, когда Памеле было уже 89 лет. Заинтересовался произведением и Уолт Дисней: в 1945 году он предложил Памеле экранизировать повести. Никто тогда не мог предположить, что их переговоры продлятся 15 лет.
Трэверс многократно правила сценарий, сама хотела отбирать актеров и постоянно выдвигала новые требования. Несмотря на то что работа над мюзиклом шла несколько лет, она осталась недовольна результатом.
В интервью BBC писательница назвала картину гламурной и призналась, что во время премьерного показа плакала от разочарования
Но в конечном итоге публика осталась довольна и фильмом, и театральными постановками. Продажа прав на книгу далась Памеле тяжело, но именно она сделала ее невероятно богатой: в 1996 году ее состояние оценивалось в 2 044 708 фунтов стерлингов.
О своей личной жизни Трэверс никогда не распространялась. В Лондоне она снимала квартиру вместе с подругой Мэдж Бернард, а в 1930-м они вдвоем переехали в коттедж в Сассексе — незадолго до путешествия в Россию Трэверс заболела туберкулезом, несколько месяцев она провела в санатории, после чего перебралась в деревню. С Мэдж она прожила более 10 лет. При этом в том же 1930 году Памела завела роман с ирландским поэтом Фрэнсисом Макнамара, известным денди и плейбоем. Встречались они недолго: вскоре Памела устала от постоянных измен поэта.
Жизнь в индейской резервации, буддизм и преподавание
В 1939 году, после начала Второй мировой войны, Трэверс начала работать в Министерстве информации Великобритании. В 1940 году она переехала на пять лет в США, где написала роман «Я иду по морю, я иду по суше» — дневник 11-летней девочки, эвакуированной из Англии. Тогда же несколько летних месяцев Трэверс провела в Аризоне, живя в резервации народов навахо, хопи и пуэбло, изучая их мифологию и фольклор. Она завоевала доверие местных и даже получила индейское имя, которое всю жизнь хранила в секрете.
В конце войны Трэверс вернулась в Англию, где продолжила писать, но в 1965-м вновь уехала в США и стала работать в колледжах. Затем, в конце 1960-х, Памела ненадолго переехала в Дублин. Памела Трэверс преподавала литературу в Гарварде и Нортгемптоне, практиковалась в медитациях, изучала буддизм в Японии. До конца своей жизни она занималась исследованиями фольклора (мифов, сказок, символов и знаков), а также увлеклась изучением суфизма — формой исламского мистицизма — и даже встречалась, по слухам, с членами этого братства.
В 1977 году королева Елизавета II присвоила Памеле Трэверс звание кавалера ордена Британской империи за вклад в литературу
Памела Трэверс никогда не была замужем и не имела своих детей. Однако незадолго до 40-летия она усыновила годовалого Джона Камиллуса Гона, внука Джозефа Гона — первого биографа поэта Уильяма Йейтса. Джозеф с женой в одиночку воспитывали семерых внуков, поэтому согласились отдать одного из них на усыновление. У Камиллуса был брат-близнец Энтони, но Трэверс не захотела брать двоих детей и по совету своего астролога выбрала Камиллуса. С тех пор Памела начала носить обручальное кольцо и представляться миссис Трэверс — она сочинила для ребенка историю о погибшем отце. Она старалась дать мальчику хорошее воспитание и образование и поэтому определила его в школу-интернат.
В домашнем архиве Памелы сохранились письма, которые ребенок писал ей из школы, — в них он сообщал о своих оценках и достижениях. До 17 лет мальчик рос, ничего не зная о своей настоящей семье, но в один прекрасный день его брат Энтони приехал в Лондон и пьяным пришел к их дому. Трэверс не пустила Энтони на порог, но через некоторое время Камиллус все равно встретился с братом в пабе и узнал всю правду. После этого его отношения с матерью стали натянутыми. Перед своим последним днем рождения она просила его приехать хотя бы ненадолго: «Дорогой Камиллус, приезжай навестить меня. Мне нужно поговорить с тобой», — писала она.
Памела Трэверс умерла 23 апреля 1996 года в возрасте 96 лет. Она оставила строгие инструкции о том, как должны пройти ее похороны: запретила устраивать панихиду, ставить на могиле памятник (там и сейчас установлена маленькая скромная табличка) и сообщать о случившемся прессе.
Камиллус Трэверс Гон умер в Лондоне в ноябре 2011 года от последствий чрезмерного употребления алкоголя. По словам жены, он так и не сумел простить приемную мать.