автор первого русского учебника по естествознанию начертание естественной истории 1786

Автор первого учебника по естествознанию

Но не только это осложняло жизнь и деятельность талантливого ученого. В.Ф.Зуев был сыном простого солдата, происходившего из крестьян. Он испытывал большие материальные лишения.

Много белых пятен было на карте фауны и флоры России. Естествознание только зарождалось. Благодаря энтузиазму отдельных ученых да изредка организуемым экспедициям постепенно накапливались сведения о животном и растительном мире страны.

В.Ф.Зуев – один из основоположников отечественного естествознания и страстный его пропагандист. Он много путешествовал по просторам Родины. Первый поход его был с экспедицией, исследовавшей Северный Урал и север Сибири, а затем – самостоятельный трудный путь к Тобольску, старинному поселению Березову и далее – на нижнее течение Оби, к г.Обдорску (г.Салехард); он первым из ученых пересек Северный Урал (недалеко от города Нижневартовск) по пути из Обдорска к Карской губе. После возвращения из этих краев в г.Красноярск Василий Федорович совершил самостоятельное путешествие к нижнему течению Енисея, обследовал Индерские горы и отчасти Алтай.

К сожалению, многие дневники исследователя пропали, но и по сохранившимся работам, например, «Описание живущих Сибирской губернии в Березовском уезде иноверческих народов – остяков и самоедов» (ненцев и хантов), можно судить о том, что ученого интересовало все: быт и культура населения, фауна и вообще природа северных окраин России.

После пятилетнего совершенствования в науках, которое проходило в Лейденском (Голландия) и Страсбургском университетах, молодой ученый защитил диссертацию, привел в порядок зоологическую коллекцию академической кунсткамеры и вновь отправился в путешествие. На этот раз путь его лежал на юг страны.

После этой поездки Василий Федорович жил в Петербурге. Его деятельность приняла несколько другое направление. Он был привлечен к составлению программ и учебников по естествознанию для «народных училищ, которые начали открываться во второй половине XVIIIвека, когда Россия вступила на путь капитализма. Некоторые из этих учебников представляют собой основу для составления современных книг по биологии, которые необходимы при подготовке к ЕГЭ по биологии. Эту задачу он выполнил превосходно. Созданный им первый русский учебник «Начертание естественной истории» переиздавался четыре раза. Язык автора был яркий, сочный и доходчивый. Приводились русские народные названия животных и растений. Все это прививало учащимся любовь к родной природе.

Источник

Автор первого русского учебника по естествознанию начертание естественной истории 1786

автор первого русского учебника по естествознанию начертание естественной истории 1786. Смотреть фото автор первого русского учебника по естествознанию начертание естественной истории 1786. Смотреть картинку автор первого русского учебника по естествознанию начертание естественной истории 1786. Картинка про автор первого русского учебника по естествознанию начертание естественной истории 1786. Фото автор первого русского учебника по естествознанию начертание естественной истории 1786автор первого русского учебника по естествознанию начертание естественной истории 1786. Смотреть фото автор первого русского учебника по естествознанию начертание естественной истории 1786. Смотреть картинку автор первого русского учебника по естествознанию начертание естественной истории 1786. Картинка про автор первого русского учебника по естествознанию начертание естественной истории 1786. Фото автор первого русского учебника по естествознанию начертание естественной истории 1786автор первого русского учебника по естествознанию начертание естественной истории 1786. Смотреть фото автор первого русского учебника по естествознанию начертание естественной истории 1786. Смотреть картинку автор первого русского учебника по естествознанию начертание естественной истории 1786. Картинка про автор первого русского учебника по естествознанию начертание естественной истории 1786. Фото автор первого русского учебника по естествознанию начертание естественной истории 1786автор первого русского учебника по естествознанию начертание естественной истории 1786. Смотреть фото автор первого русского учебника по естествознанию начертание естественной истории 1786. Смотреть картинку автор первого русского учебника по естествознанию начертание естественной истории 1786. Картинка про автор первого русского учебника по естествознанию начертание естественной истории 1786. Фото автор первого русского учебника по естествознанию начертание естественной истории 1786автор первого русского учебника по естествознанию начертание естественной истории 1786. Смотреть фото автор первого русского учебника по естествознанию начертание естественной истории 1786. Смотреть картинку автор первого русского учебника по естествознанию начертание естественной истории 1786. Картинка про автор первого русского учебника по естествознанию начертание естественной истории 1786. Фото автор первого русского учебника по естествознанию начертание естественной истории 1786

Географ и натуралист, академик Петербургской Академии наук (1779), профессор главного народного училища, инспектор учительской семинарии в Петербурге, первый русский методист-естественник, автор первого русского учебника по естествознанию для народных училищ «Начертание естественной истории» (1786).

В работах по естествознанию В. Ф. Зуев придерживался прогрессивной теории всеобщей изменчивости в природе. Много сил отдал разработке методики преподавания естественной истории и созданию первой в России учебной книги для народных училищ по естественной истории. Написанный им учебник под названием «Начертание естественной истории» был по достоинству оценен лишь после Октябрьской революции.

Начертание естественной истории (отрывки)

( Печатается по изданию: Зуев В. Ф. Педагогические труды. /Под ред. Б. Е. Райкова. М., 1956.

Впервые издано в 1786 г. «Начертание естественной истории» написано для народных училищ. Это был первый учебник по естествознанию. Он отличается научностью, оригинальностью изложения, использованием эволюционной теории. Книга неоднократно переиздавалась. Учебник состоит из 2 частей. Материалы первой части охватывают разделы «Ископаемое царство», «Прозябаемое царство». Вторая часть посвящена «Животному царству». )

Введение

Нет почти человека, которому бы познание вещей естественных не было нужно, полезно, а иногда и необходимо. Мы не говорим здесь о бренном нашем составе, который беспрестанной требует помощи от тою же десницею сотворенных былий; но пища и питие, одеяние и прикрытие, нужды естественные, по разным света полосам различные, однако всегда первые, действующие на нас еще с самого нашего рождения, уже довольно доказывают, сколько надобно сведение тех вещей, коими мы оным удовлетворяем. Каким же образом вещи сии познавать, приобретать, употреблять, тому учит книга сия, «Начертание естественной истории», изданная к употреблению народных училищ, заключающая в себе токмо нужнейшие, а притом по большей части из произведений российских. Содержащиеся в ней предметы расположены по наружному виду, так, как оные каждому представляются или как каждый оные наиспособнее понимать может.

В народном училище преподающий по сей книге учитель заставляет, во-первых, того либо другого ученика читать попараграфно; прочетши один параграф, толкует оный и, растолковав, спрашивает того либо другого ученика, как они читанное и толкованное понимают. Если большая часть учеников отвечает хорошо, то заставляет читать далее, как выше сказано; в противном же случае толкует прежний параграф снова.

При толковании параграфа, или, лучше сказать, при рассуждении о какой-либо вещи учитель показывает оную в самой натуре или, по крайней мере, на картине, почему при каждом народном училище в сем классе должно стараться иметь таковых вещей собрание, которые в натуре, которые в рисунках.

Но как все сие еще только касается до одной описанных предметов истории, а намерение народного просвещения состоит в паче в пользе и образе употребления, то учитель не преминет рассказывать о всех веществах, как которые куда употребляются, которые наипаче заслуживают в рассуждении заведения или размножения их (помня всегда, которое где родится) для частной или общественной пользы особенного внимания^ которые годны ко введению в употребление, которые к заменению чужестранных.

А чтоб польза сего учения еще явственнее была в своей подробности, то каждое в наместничестве народное училище наипервее да примется за познание собственных своих произведений, которые, следовательно, наипервее и должны быть собраны, а познавая со-седственные, узнает, как у себя и чужие заводить, и свои размножать, удобрять и распространять должно.

НАЧЕРТАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

§ 1. Естественная история есть наука, которая рассказывает нам о всяких телах, на земном шаре обитающих.

§ 2. Тела естественные разделяются на три царства: на ископаемое, прозябаемое и животное.

§ 3. В ископаемом царстве содержатся тела, доставляемые из земли, грубые, неживые, нечувствительные и с места на место не движущиеся, например: земли, каменья и другие твердые и жидкие в земле тела. Наука, подробнее об оных толкующая, называется минералогией.

§ 4. Прозябаемое царство заключает в себе тела, на земле вырастающие, живые, чувствительные и с места на место не движущиеся, как дерево, травы и прочие растения. Наука, подробнее об оных толкующая, называется ботаникой.

§ 5. К животному царству причисляются тела, по земле встречающиеся, живые, чувствующие и с места на место движущиеся, каковы суть: звери, птицы, рыбы и пр. Наука, подробнее об оных преподающая, называется зоологией.

ИСКОПАЕМОЕ ЦАРСТВО

§ 6. Тела, твердые или жидкие, состоящие из многих сродных частиц, нестройные, необразные, бесчувственные, составляют ископаемое царство.

§ 7. Ископаемые тела разделяются на семь отделений: на земли, камни, соли, горючие вещества, полуметаллы, металлы и окаменелости.

О землях

§ 8. Малые частицы, вместе лежащие и неплотно между собою соединенные, ни в воде, ни в масле не распускающиеся, суть земли.

§ 9. Простых земель четыре: пыловатая, известковая, глинистая и песковатая.

ПРОЗЯБАЕМОЕ ЦАРСТВО

§ 12. Прозябаемое царство распростирается по всей земной поверхности, хотя со свойственным себе наблюдением климата, местоположения и качества земли; и потому выходит, что не везде на земле одинакие растения родятся.

§ 14. Польза от разных растений разная и как в естестве, так и для человека весьма обширна; иные, по неведению нашему ни к чему другому негодные, согнивая, по крайней мере, на голейших каменных местах, составляют по себе землю, дабы после другие травы могли на их окореняться и питаться. Мхи и папоротники превращают болота и топи в сухие земли, сверх того, прикрывают молодые травы и корешки их от засухи и ознобу. Зелень и цветки прокармливают бесчисленное множество животных. Древа и кустарники прикрывают своею тенью нижайшие их травы; останавливают ветры; испарением и вдохновением своих листьев поправляют воздух, ежегодным очищением себя от листьев, коры и сучьев поправляют и удобряют землю. Наконец. сколько пользы для одного человека в пищу, лекарства и домостроительство, многие знают, но немногие признают естества благость.

ЖИВОТНОЕ ЦАРСТВО

§ 7. В голове содержится мозг, от которого внутрь и вне по всему телу распространяются нервы, или чувственные жилки.

§ 8. Нервы, кончащиеся с особливым устройством в известных тела местах, составляют так называемые органы чувств, в коих производящиеся извне перемены нарицаются чувствами.

Примечание. Не все животные имеют все сии чувства, но разнствуют от совершеннейшего человека или меньшим числом оных, или лучшеством того либо другого чувства, награждающего недостаток прочих.

Источник

О первом отечественном учебнике естествознания для школы

Исторические предпосылки создания и значение учебника В. Ф. Зуева

История создания учебников естествознания в отечественной школе очень поучительна, и забывать ее нельзя, напротив, она требует внимательного изучения и научного анализа.

Без знания истории педагогики и методики преподавания, без анализа и творческого переосмысления всего того, что сделали предшественники в области теоретической и практической педагогики, невозможен прогресс педагогической мысли вообще и в частности, развитие всех звеньев конкретных методов обучения в школе.

Примером такой «поучительности» может служить опыт создания в России первого школьного учебника по естествознанию.

Во всех документах, справочниках и методических пособиях указывается, что история методики естествознания начинается с момента введения в главных народных училищах Российской империи естественной истории как учебного предмета.

С введением новой дисциплины, естественно, возникла проблема создания учебника, который отвечал бы «Уставу народных училищ в Российской империи» и действующей программе училищ.

Ориентация на западные образцы не всегда давала желаемые результаты. Потому написать первый русский учебник естественной истории (по предложению известного педагога Ф. И. Янковича) было поручено талантливому русскому ученому-натуралисту академику В. Ф. Зуеву, который блестяще справился с этой задачей.

Оригинальность построения и отбор материала учебника обеспечили ему долгую жизнь. Более четверти века он был основным руководством по изучению природы в школах России.

Характерные особенности учебника В. Ф. Зуева

Приступая к написанию пособия для школы, В. Ф. Зуев основательно ознакомился со многими педагогическими работами и дидактическими требованиями, с особенностями детей, которым предстояло

заниматься по новому учебнику, учел важнейшие дидактические принципы. Так, достоверный (по тому времени) и доступный материал пособия обеспечивал научность учебных текстов. Чтобы школьники сознательно и прочно усвоили знания, автор рекомендовал не переходить к изучению последующего параграфа, не усвоив предыдущего.

Сравнительный анализ труда В. Ф. Зуева и работ классиков педагогики той эпохи, знакомство с естественно-научными источниками, которыми мог пользоваться ученый, дают возможность предположить, что автор первого учебника естественной истории был не только знаком с передовыми педагогическими взглядами Ф. И. Янковича, но и руководствовался ими в работе над учебником.

Нет сомнений, что В. Ф. Зуев был знаком с прогрессивными идеями Я. А. Коменского и его классическим произведением «Великая дидактика». Высказанные нами предположения дают основание утверждать, что дидактические правила Я. А. Коменского о переходе от конкретного к отвлеченному, от общего к частному и более специальному, от простого к сложному нашли свое выражение в учебнике В. Ф. Зуева.

На основе педагогических идей «Великой дидактики» Я. А. Коменский создал несколько учебников: «Физику» (1633), «Астрономию (1632) и др. Но наибольшую популярность получил иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658). Этот учебник по своему построению не имел себе равных в те времена и служил образцом для авторов других учебников. Он переиздавался во многих странах мира, в том числе и в России (1768, 1788, 1793 и т. д.).

В. Ф. Зуев не мог не обратить внимание на рациональные рекомендации Я. А. Коменского к работе с учебником «Мир чувственных вещей в картинках» и, по всей вероятности, некоторые из них развил в своем пособии.

Хотя учебник В. Ф. Зуева был издан без рисунков, но к нему в качестве приложения были напечатаны 12 «фигур» на больших листах для показа классу. Автор понимал, что умелое использование наглядности делает обучение доступным, более интересным, поэтому предлагал каждой школе иметь собрание натуральных и изобразительных видов наглядности, отдавая предпочтение первым.

В самом порядке изложения учебного материала также видно влияние работ Я. А. Коменского. Для подтверждения обратимся к источникам.

У Я. А. Коменского к рисунку «Дерево» дано такое описание:

«Из семени вырастает растение.

Дерево получает питание от корня.

Ствол разделяется на ветви и листву.

Ствол соединяется с корнями.

У В. Ф. Зуева среди обширного материала о жизни растении встречается такое:

Далее идут характеристики представителей древесных и кустарниковых растений. В примечании к материалу о деревьях говорится о лесоводстве, уходе за лесами:

«сбережения и умения вырубать их. » (с. 48).

Другой пример (о птицах) по Я. А. Коменскому: «. Птица покрыта перьями, летает на крыльях, имеет два крыла и столько же ног, хвост и клюв. » (с. 61).

«. Птицы суть такие животные, коих тело покрыто перьями; рот состоит из роговых челюстей; две ноги для хождения по земле, два крыла для летания по воздуху, хвост для управления бегу и полету. »

Еще один пример связан с описанием человека.

«. Человек бывает сначала младенцем, затем мальчиком, потом отроком, затем юношей, после этого мужем, затем стариком и, наконец, дряхлым стариком. » (с. 89).

В учебнике хорошо прослеживается связь науки с практикой.

Продолжатели опыта В. Ф. Зуева в России

После смерти В. Ф. Зуева преподавание ухудшилось. Механическое перенесение систематики без педагогической обработки создало условия для подавления интереса к учебному предмету. Изданные в первой половине XIX в. учебники А. М. Теряева, И. И. Мартынова и И. А. Двигубского были трудны для восприятия, не развивали активность мыслительной деятельности учащихся, так как строились на описании систематических единиц, как в научных работах К. Линнея. Например, в учебнике А. М. Теряева «Начальные основания ботанической философии» (1809) десятки страниц насыщены названиями ботанических терминов. Можно ли говорить об интересе к ботанике, когда школьнику нужно выучить описание цветка и его частей на 84 страницах учебника. Менее распространенные учебники ботаники Я. В. Петрова и И. Кастальского ориентировались на иностранные образцы, не учитывая дидактики, являясь практически переводом текста на русский язык. Эти учебники предлагали такой объем научной информации, которую осмыслить в школьном возрасте было невозможно. Выучить 102 растительных семейства, где упоминается около 1000 видов растений, не под силу даже самому добросовестному ученику.

Многие учителя понимали, что систематическое направление в школьном естествознании приводило к потере образовательного смысла. Поэтому делались попытки оживить учебный предмет интересными сведениями, дополнительными пособиями.

Но такое искусственное оживление не давало положительного результата, так как раскрытие основных вопросов жизни природы оставалось в стороне, а вся «занимательность» выглядела бутафорно. Учебники для школы составляли люди, не имеющие никакого представления о дидактических и педагогических основах построения учебника. Примером может быть «Краткая ботаника» (курс гимназический, с атласом) И. И. Шиховского (1853).

В сравнении с учебником ботаники А. М. Теряева пособие И. И. Шиховского не ограничивается изложением систематики, а дает ботаническим терминам по нескольку названий на латинском, французском, немецком и польском языках. Можно представить, какой мукой для учащихся было зазубривание этих терминов. В «Краткой ботанике» введены характеристики 97 семейств и около 1000 родов. Если еще прибавить религиозную направленность этого учебника, то станет ясным, что дети не могли осмыслить такое содержание.

Говоря об органах растений, В. Даль во введении кратко говорит и о различных изменениях в растительном организме, что непременно должно заинтересовать учащихся. Далее в соответствующем параграфе учебника раскрывается сущность названного явления. Всем, например, захочется узнать, как «тычинки обращаются в лепестки» или «сучья могут превратиться в коренья» (с. 10).

Введение дает четкое определение ботаники как учебного предмета. Поняв сущность его, учащиеся могут более осмысленно воспринимать текст, который определен в первой и второй частях книги. Давая характеристику цветковых растений, автор проводит сравнение с бесцветковыми. Примечательно, что в сравнительно небольшом тексте затронуты многие вопросы, которые могли бы возникнуть у учащихся. Автор, предвидя это, включил в текст сведения о папоротниках, грибах, лишайниках и водорослях, показав их отличительные особенности и в то же время подчеркнув некоторые общие признаки.

Интересы современного школьника говорят о том, что он хочет знать не только о растениях родного края.

Если учесть, что учебник В. Даля написан в 1849 г., то включенные сведения о «неуживчивости» в растительном мире, как одном из важных биологических явлений, было новым и, бесспорно, заинтересовывало учащихся.

Сейчас многие изучают причины «неуживчивости» различных видов растений, выясняют закономерность этого важного биологического явления. Это в свою очередь интересует и учащихся, но в современных учебниках ботаники для школы о данном вопросе не упоминается.

Давая положительную оценку методическому построению и подбору объектов изучения в учебнике В. Даля, надо отметить, что в тексте встречаются неточные определения или неправильное объяснение явлений и процессов, происходящих в растительном организме. Сказывается уровень развития биологической науки первой половины XIX столетия. Особенно это заметно при истолковании вопроса дыхания и фотосинтеза. Но надо сказать, что учебник В. Даля для своего времени составлен на должном научном уровне. Нигде в текстах не упоминается Творец, описания растений даны доступно, логически последовательно и интересно.

Мы остановились более подробно на этом учебнике потому, что В. Даль по сравнению с другими авторами того периода, методологически правильно подошел к составлению учебника. Он отобрал учебный материал с учетом аудитории, сделал педагогическую обработку текста с тем, чтобы он обучал, заставлял думать. Учебный предмет стал интересным.

Кто может создать школьный учебник?

Анализируя историю создания названных пособий, мы убеждаемся, что хороший учебник для детей может составить и крупный ученый, и методист-педагог, как самостоятельно, так и в союзе. Но при этом авторам надо проникнуть в тайны детской души и знать не только свою науку, но и возможности понимания ее адресатом.

Чтобы не впадать в крайности, необходимо всегда учитывать логику учебного предмета, так как она является основой при составлении школьного учебника. Для ясности приведем пример: в своем развитии ботаническая наука от изучения общих вопросов перешла на частные. Это послужило самостоятельному развитию направлений: систематика, анатомия, физиология, экология растений, геоботаника, астроботаника, палеоботаника и др. В учебный же предмет отбирается материал из общих и частных вопросов (систематика, анатомия, физиология и т.д.). Идет интеграция сведений из различных отраслей ботанической науки, их педагогическое переосмысление, оправданное дидактическими целями. См. схему.

Отсюда следует, что современный учебник для школы трудно писать «узкому» специалисту. Это под силу ученым-энциклопедистам. К ним причисляли в свое время академика В. Ф. Зуева, В. И. Даля, знавшего медицину, биологию (многим он известен как русский писатель, этнограф и языковед, автор «Толкового словаря живого великорусского языка»).

автор первого русского учебника по естествознанию начертание естественной истории 1786. Смотреть фото автор первого русского учебника по естествознанию начертание естественной истории 1786. Смотреть картинку автор первого русского учебника по естествознанию начертание естественной истории 1786. Картинка про автор первого русского учебника по естествознанию начертание естественной истории 1786. Фото автор первого русского учебника по естествознанию начертание естественной истории 1786

Методика как отрасль педагогической науки удачно сочетает вопросы, чему учить (содержание учебного предмета), кого учить (кому адресована учебная книга), как учить (технология учебного процесса) и зачем учить (решение социального заказа общества). Знание этих вопросов значительно облегчает ученому-методисту сделать педагогический отбор учебного материала из различных отраслей знаний, сообразуя это с дидактическими принципами и возрастными особенностями учащихся, что лежит в основе создания хорошего учебника для школы.

Исторический опыт и современные принципы создания учебников для школы, особенно отмеченных Государственными премиями («Органическая химия» Л. А. Цветкова, «История Древнего мира» Ф. П. Коровкина), могут быть доказательством того, что желательно привлекать к созданию учебников для школы таких авторов, ко­торые знали бы не только науку, но и учащихся, которым адресуется книга. В этом залог успешного решения проблемы дальнейшего совершенствования школьных учебников.

Источник

Лекция «История развития отечественной методики преподавания естествознания»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖНТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«История развития отечественной методики преподавания естествознания»

и педагогического образования

1. Зарождение методики естествознания. Методические проблемы.

2.Основные этапы в развитии методики преподавания естественных наук.

3.Введение естествознания в русскую школу. Возникновение методики преподавания естествознания.

4. В.Ф. Зуев – первый русский методист

5. История советской методики естествознания

6. Вклад В. Ф. Зуева, А. Любена, А. Я. Герда, В. В. Половцова в развитии методики преподавания естественных наук

7. Вклад Б. Е. Райкова в разработку проблем методики естествознания.

8. А.Я.Герд-основоположник отечественной методики естествознания

Расширить знания студентов о развитии методики естествознания. Познакомить с проблемами.

Проанализировать историю развития отечественной методики преподавания естествознания.

Познакомить студентов с работами В.Ф.Зуева, его взглядами на развитие естествознания.

Познакомить студентов с системой методической работы А.Я Герда.

В процессе исследования проблем, стоящих перед современной школой, необходимо обратиться к прошлому опыту. Многие из этих проблем были актуальны на определенном этапе развития методики естествознания и успешно решались педагогами прошлого.

Не изучив путь исторического развития науки, нельзя избежать повторения прошлых ошибок.

1. Зарождение методики естествознания. Методические проблемы.

Методика преподавания как наука имеет свою историю, которая позволяет ученым и учителям широко использовать ценные методические достижения прошлых лет для решения современных учебно-воспитательных задач в школе, в новых научных исследованиях в области методики, предупреждает повторение ошибок. Создавалась она трудом ученых-естественнвков, учителей, методистов, каждый из которых внес свой вклад в становление и развитие этой науки.

Естествознание преподавалось также в учительской семинарии, открытой для подготовки учителей.

Введение естествознания и географии преследовало практические цели: ознакомить учащихся с природой, различными минеральными, горными породами, растениями, животными с целью их широкого использования для удовлетворения потребностей человека.

История методики вводит в круг проблем, над которыми работали предшественники современного поколения учителей и методистов.

Знание истории предупреждает повторение ошибок, открытие уже известных истин, позволяет использовать ценные достижения прошлого при решении и исследовании насущных для нашего времени методических проблем.

История методики преподавания естествознания показывает, что основными проблемами, решаемыми ею в той или иной степени, всегда были содержание обучения, методы преподавания и их воспитывающее влияние.

Отечественная методика естествознания имеет почти двухсотлетнюю историю. В создании ее участвовало большое число ученых-биологов, методистов и учителей, которым принадлежат многочисленные методические пособия и учебники, созданные в различных социальных условиях.

История развития отечественной методики преподавания естествознания подразделяется на два основных периода: дореволюционный, в условиях царского государства, капиталистической экономики, классового общества, и советский, в условиях социалистического, а затем коммунистического строительства бесклассового общества.

Методика естествознания как наука создавалась трудом ученых-естественников, методистов, учителей.

В развитии методики естествознания выделяют 3 периода:

· Первый период – до Октябрьской революции. Включает 18век, 19 век, 20 век до Октябрьской революции (до 1917 года);

· Второй период– советский период. Включает период развития с 1917 до 1991год;

· Третий период – современный период. Включает период развития с 1991 года.

2. Основные этапы в развитии методики преподавания естественных наук.

В школах древней Руси преподавания каких-либо предметов о природе не было. Обучали чтению церковных книг, письму и пению в церкви. Преподавание естествознания в русских школах введено в конце XVIII века. История развития методики преподавания есте­ствознания подразделяется на два основных периода: дореволю­ционный, а затем коммунистический.

XIX век. учреждается министерст­во народного просвещения и главные (губернские) народные учи­лища преобразуются в гимназии. Учительская семинария была реорганизована в Педагогический институт, где преемником идей В. Ф. Зуева стал его ученик А. М. Теряев, который способствовал распространению наглядных пособий в школе. В биологической науке процветает систематика, широкую известность получает «Система природы» К. Линнея.

В гимназиях по естествознанию была довольно обширная программа:

I класс. Общие сведения о природе (2 часа);

II и III классы. Зоология (3 и 2 часа);

IV и V классы. Ботаника (2 и 1 час);

VI класс. Минералогия (1 час);

VII класс. Анатомия и физиология человека (1 час). Хорошо была принята книга Чарльза Дарвина «Происхождение видов».

От Октябрьской революции до 1931 г. Главной задачей советской школы стало воспитание мате­риалистического, антирелигиозного мировоззрения, образование и воспитание в труде и в связи с производительным трудом, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

С 1931 г. до наст. вр. в школе начали преподавать учебные курсы, излагающие в системе основы наук: ботанику, зоологию, анатомию и физиоло­гию человека, эволюционное учение, минералогию и геологию. Таким образом, была установлена логическая последовательность изучения курсов и структура каждого из них. Главным в МПБ становится проблема научности содержания учебного предмета. Были созданы учебники для учащихся и первые частные методики по отдельным курсам для учителей.

3.Введение естествознания в русскую школу. Возникновение методики преподавания естествознания.

Начало истории становления методики естествознания можно проследить с глубокой древности. Оно связано с первоначальным познанием растений, животных, условий окружающей среды и фактически совпадает с развитием ботаники и зоологии, с практическим освоением природы людьми. Материалы о природных явлениях с давних пор включались в содержание образования. Об этом хорошо свидетельствует вся история школьного естествознания России. На первых этапах содержание школьного естествознания характеризовалось существенной отсталостью от истины, носило религиозно-поучающий характер и было более нравоучительным, чем научным. Дело в том, что свои первые представления о природе Московская Русь и Россия на протяжении многих веков получала из библии, и из рукописной литературы, преимущественно церковно-богослужебного содержания, изложенного монахами по разным переводам. На Руси с древнейших времен школы создавались при домах священников и монастырях. Наиболее ранней книгой, используемой в образовании детей на Руси, часто применялся рукописный сборник рассказов – «Физиолог». В этой книге даются некоторые натуралистические пояснения и приводится много географических, зоологических и ботанических сведений: о разнообразии животных, растений, целесообразности их свойств.

— Появление научных методических идей в преподавании естествознания в России Отечественная методика естествознания имеет более чем двухсотлетнюю историю. В ее создании принимало участие большое количество ученых, методистов, учителей, которым принадлежат многочисленные методические пособия и учебники, созданные в различных социально-экономических условиях. История методики преподавания естествознания дает богатый материал для установления методических закономерностей. Анализируя методические работы в различные отрезки времени, можно выявить определенные тенденции развития методической мысли. В развитии методики преподавания естествознания характерны противоречия, которые нельзя не учитывать. Они далеко не всегда совпадают с этапами развития науки. Новые научные и методические идеи входят в школьную практику десятилетиями и еще более длительное время сохраняются явно устаревшие. История методики преподавания естествознания по характеру ведущих идей, закономерностям и состоянию школьного естествознания подразделяется на 3 этапа:

– первый этап с 1786 по 1828 гг.;

– второй этап с 1852 по 1878 гг.;

– третий этап с начала ХХ века до 1933 г.

Первый период начинается введением естествознания в школу по времена царствования Екатерины II и продолжается до начала правления Николая I. Характеризуется как описательно-систематический. Отмечен именами В.Ф. Зуева, А. Теряева, И. Мартынова.

Второй период мы выделяем с момента восстановления школьного естествознания в гимназиях (май 1852 г.) по новому школьному уставу, до внедрения в школу биологического направления. Характеризуется как любеновский. Отмечен именами Д.С. Михайлова, К.К. Сент-Илера, А.Н. Бекетова, А.Я. Герда и др.

Третий период: характеризуется критической переоценкой содержания школьного естествознания, методов и организационных форм, разделением естествознания на самостоятельные предметы: биологию, географию, физику и химию. Отмечен именами Д.Н. Кайгородова, В.В. Половцова, Б.Е. Райкова, Л.С. Севрука, К.П. Ягодовского, В.А. Герда, Б.В. Всесвятского, П.И. Боровицкого, И.И. Полянского, С.А. Павловича и других.

Вторая классификация, отражающая социально-экономические преобразования общества в связи с Великой Октябрьской революцией, подразделяет историю развития отечественной методики преподавания естествознания на 2 периода:

4. В.Ф. Зуев – первый русский методист

В 1725 г. по велению Петра I в Петербурге открывается Российская Академия Наук. Трудами ее академиков в XVIII в. было сделано много крупных естественнонаучных открытий и собрано много научных фактов.

Для использования природных богатств и развития экономики страны Россия нуждалась в грамотных людях, и правительство Екатерины II было вынуждено открыть народные училища и учительскую семинарию. В народных училищах и учительской семинарии впервые стало преподаваться естествознание. Оно было вызвано необходимостью обучать подрастающее поколение основам естествознания, при котором оно получало бы знания о минералах, растениях, животных, знакомилось с их практическим применением. Датой введения школьного естествознания является 1786 год, год выхода первого учебника по естествознанию «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи». Автором первого русского учебника по естествознанию является Василий Федорович Зуев (1754-1794 гг.), который был приглашен для чтения лекций в учительской семинарии и проведения уроков в народном училище.

В.Ф. Зуев родился в семье солдата Семеновского полка в Петербурге. В 12-летнем возрасте, на основании льгот, предоставляемых детям служащих гвардейских полков, он был принят в гимназию. По ее окончании был зачислен в состав экспедиции под руководством Палласа по изучению Восточной Сибири, где проводил самостоятельное исследование природы, впервые составил научное описание белого медведя и одного из видов рыб, названных позже зубаткой. По возвращении из экспедиции были написаны научные отчеты, на основании которых ему было предложено продолжить образование в Европе, где он защитил диссертацию, что позволило ему после возвращения в Россию начать научную исследовательскую деятельность в Российской академии наук. В этот период В.Ф. Зуев активно занимается педагогической деятельностью, что позволило ему написать учебник по естествознанию.

Перед Зуевым, как автором учебника, стояла задача очень трудная. Ведь это был первый на русском языке труд такого рода, для которого не было готовых образцов, а иностранные руководства не подходили к русским условиям и не годились для этой цели. Не было также никаких методических инструкций для учителя о том, как надо преподавать новый предмет.

5. История советской методики естествознания.

Естествознание как учебный предмет впервые вводится в школу России только в конце 18 века – в период реформирования народного образования. В 1786 г. Без указания имени автора вышел первый отечественный учебник естествознания под названием «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи по по высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Второй». Можно считать, что с этого года началась история отечественной методики преподавания биологии.

Естествознания в школе просуществовало недолго. Распоряжением Учебного комитета в 1828 году предмет был исключен из учебного плана всех учебных заведений. Под влиянием передовой общественной мысли естествознание было восстановлено в учебном плане реальных училищ в 1839 году, в гимназиях в 1852 году.

В гимназиях ввели довольно объемную программу по естествознанию, но в ней не было методических обоснований отбора содержания и последовательности изучения предмета. Процесс обучения естествознания в соответствии с программой осуществлялся следующим образом: 1класс – Общие сведения о природе (2 часа в неделю); 2 и 3 классы – Зоология (3 и 2 часа); 4 и 5 классы – Ботаника (2 и 1 часа); 6 класс – Минералогия (1 час); 7 класс – Анатомия и физиология человека (1 час).

В 60-е годы 19 века в России обозначилось значительное оживление общественной и педагогической мысли, что нашло отражение в школьном естественно-научном образовании и методике преподавания естествознания.

Изучение естествознания А. Н. Бекетов предлагал ввести с широким использованием наглядных пособий, в том числе с постановкой опыта. А. Я. Герд является крупнейшим методистом естествознания конца 19 века. Его большая заслуга связана с разработкой научных основ методики преподавания этого предмета. Главной целью изучения естествознания в школе он считал развитие учеников, формирование у них материалистического мировоззрения и самостоятельности в познании. Таким образом, к концу 19 века в России благодаря работам А. Я. Герда четко обозначилась особая научная область в педагогике – методика обучения естествознанию.

6. Вклад В. Ф. Зуева, А. Любена, А. Я. Герда, В. В. Половцова в развитии методики преподавания естественных наук

Решая практические вопросы преподавания «естественной истории», Зуев приступил к решению важнейших теоретических проблем методики: наука и учебный предмет, научность, последовательность и система содержания, доступность его изложения, место натуральной и изобразительной наглядности, осознанность знаний учащихся, практическая роль естественноисторического образования.

Первая методика естествознания была написана в 40-х годах в Германии учителем Августом Любеном (1804—1873). А. Любен, считал, что изучение естествознания должно идти от простого к сложному, от известного к неизвестному. В своей методике он рекомендует при изучении обращать особое внимание на следующее: 1-познание разнообразия растительных форм; 2-познание единства, лежащего в основе этого разнообразия; 3-познание жизни растений; 4-познание веществ и сил вызывающих жизнь и разнообразие растительных форы.

Методика А. Любена вполне удовлетворяла русских методистов-биологов, но его объемистые и сухие учебники ботаники и зоологии (каждый в четырех частях) устрашали. В них была одна систематика с перечислением морфологических признаков громадного количества растений (описание 990 растений). Но учебники «любенистов» вскоре стали вызывать возражения: ценные методические рекомендации не соответствовали содержанию; сравнение на однообразном морфологическом материале по систематике не развивало мышления и не давало нужных биологических знаний.

Решению этой проблемы была посвящена деятельность Александра Яковлевича Герда (1841—1888), работами которого было положено начало научной методике преподавания естествознания.

В 1866 году в журнале «Учитель» появилась статья «О методе преподавания описательных естественных наук» молодого учителя Герда. Он считал, что содержание обучения должно соответствовать современному научному уровню и воспитывать научное мировоззрение. Герд на первое место выдвигал методы преподавания, воспитывающие самостоятельность мышления, наблюдательность, познавательный интерес. На первый план Герд выдвигает рассуждение, выводы, обобщения на основе наблюдаемых фактов, как формы мышления, которыми должны овладеть учащиеся.

Герд был одним из первых последователей учения Ч. Дарвина в России, он перевел его книгу «Прирученные животные и возделанные растения» (1868) и построил школьный курс естествознания на основах дарвинизма, предложив такое распределение предметов в учебном плане школы: неорганический мир (неживая природа); растительный мир; животный мир; человек; история Земли.

В статьях и методике Герда рассматриваются уроки, экскурсии, домашние задания и даже внеклассное чтение во взаимной связи и в соответствии с содержанием предмета.

В декабре 1901 года профессором ботаники Валерианом Викторовичем Половцовым (1862—1919) в докладе «3адачи учебного предмета в средней школе» был поставлен вопрос: «Зачем учить естествознанию?» — и сформулировано большое воспитывающее его значение: 1. Понимание явлений внешнего мира. 2. Развитие органов чувств как важнейших факторов, обусловливающих наше психическое развитие. 3. Упорядочение и дальнейшее развитие методов мышления. 4. Расширение круга духовных потребностей, развитие нравственной личности ученика.

В этом же году под руководством Половцова выходить первый методический журнал «Природа в школе». Половцов создал первый курс методики естествознания, который он впервые в 1904 году начал читать в Петербургском университете. Дальнейшая разработка курса лекций привела к созданию теоретического труда «Основы общей методики естествознания», изданного в 1907 году.

Свои теоретические положения методики В. В. Половцов претворял в ряде тщательно разработанных пособий: «Программа школьной ботаники» (1894), «Краткий учебник ботаники» (1914), «Практические занятия по ботанике» (1910), «Ботанические весенние прогулки в окрестностях Петербурга» (1900).

7. Вклад Б. Е. Райкова в разработку проблем методики естествознания.

В стране, совершившей социальную революцию, необходимо было создать новое содержание и новые методы обучения и воспитания детей. Группа методистов и учителей, сразу приступила к широкому распространению своих методических идей в советской школе. Ведущую роль играл профессор Борис Евгеньевич Райков (1880—1966), автор многих работ по истории и проблемам методики, учебника зоологии, пособий по практическим занятиям и экскурсиям, редактор журналов «Естествознание в школе», «Живая природа»; организатор первой кафедры методики естествознания (Петроград, Пед. институт им. Герцена); председатель Об-ва распространения естественноисторического образования (1921—1930).

В 1918 и 1920 годах были созданы первые программы по биологии. В первых программах основное внимание было уделено методам обучения. Считалось необходимым проводить наблюдения и исследования непосредственно в природе — на экскурсиях. По окрестностям Петрограда было организовано 12 экскурсионных биологических станций (1919). проводилось много экскурсий. Наряду с экскурсионными станциями были организованы педагогические биостанции в Москве Натали и Ленинграде Райковым.

Государственный ученый совет (ГУС) просвещения издал в 1923 году программы для советской трудовой школы, в которых содержание учебного предмета распределялось по трем «колонкам»: природа, труд, общество.

В годы работы по комплексным программам эволюционная идея позволяла хотя бы в некоторой мере связывать разрозненные бессистемные знания, вырванные из разных отделов ботаники и зоологии. Критика гусовских программ, как не обеспечивавших учащимся прочных систематических знаний, общеизвестна. Однако они направляли внимание учителей на поиски связи учебного материала с жизнью.

Б. Е. Райков впервые дал определение методики естествознания как научной дисциплины (журнал «Естествознание в школе», 1928).

В 1929 на всероссийской конференции преподавателей естествознания было осуждено методическое направление, отстаивающее систематическое построение курса естествознания, названное «райковским», которое сочли «формой, идущей от средневековья». В последующих выступлениях на собраниях и в печати появились еще более резкие определения «райковщины» как «вредительского», «классово враждебного» направления. Этого обвинения в то время было достаточно для закрытия ленинградских методических журналов, ареста и ссылки Б. Е. Райкова и некоторых других методистов, в дальнейшем реабилитированных.

8. А.Я.Герд-основоположник отечественной методики естествознания.

Развитие методики естествознания во второй половине XIX в. связано с именем Александра Яковлевича Герда (1841–1888). Им обоснована система изучения природы в начальной школе, от неорганического мира к растениям, животным и человеку.

Учебник «Мир божий», написанный А. Я. Гердом для учащихся 2 и 3 классов, состоял из 2-х частей – «Земля, воздух, вода» и «Растения, животные, человек». В нее же включалось изучение истории Земли с элементами эволюционного учения.

Такое построение курса педагог справедливо обосновал тем, что «наблюдения над минералами легче и проще наблюдений над растениями и животными, и в то же время приобретаются навыки проведения наблюдений… Знакомство с минеральным царством доставляет детям сведения, необходимые для полных наблюдений над растениями и животными. Животное необходимо рассматривать в связи со всей его обстановкой, растение – в связи с почвой, на которой оно произрастает, поэтому-то прежде всего следует ознакомить детей с минеральным царством…». Кроме этого, законы эволюции природы не могут быть познаны без понимания тех взаимосвязей, которые существуют между неорганическим и органическим миром.

А. Я. Герд считал, что «…прежде чем приступать к систематическому курсу естественных наук, преподавателю необходимо пробудить в детях интерес к природе, а это возможно лишь при непосредственном столкновении детей с естественными предметами в их естественной обстановке. Преподавание естествоведения должно по возможности начинаться в саду, в лесу, в поле,»

А. Я. Герд видел основу успешного преподавания естествознания в чувственном познании, «живом созерцании», строившемся на изучении природы своего края во время экскурсий. К формам обучения естествознанию А. Я. Герд добавил и разработал методику проведения практических занятий на предметных уроках в классе, базовым материалом для которых служила местная природа.

Добытый в окружающей природе путем внеурочных наблюдений фактический материал, по мнению А. Я. Герда, создавал прочный фундамент для построения теории изучаемого вопроса. Таким образом, А. Я. Герд наметил пути взаимосвязи форм обучения и успешно осуществлял их в своей педагогической деятельности. В 1883 г. Гердом было издано для учителей методическое пособие «Предметные уроки в начальной школе», в котором он предложил методику проведения наблюдений и опытов на уроках естествознания. А. Я. Герд считал, что главная задача учителя – проводить на уроках грамотные объяснения, а дети, наблюдая природные объекты и проводя с ними опыты, будут учиться описывать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.

А. Я. Герд требовал от учителя регулярного составления конспектов уроков и сам разработал методическое руководство для учителей «Первые уроки минералогии». Планы уроков по изучению неживой природы явились первым образцом методики преподавания отдельного предмета. Следовательно, А. Я. Герд впервые решил основные общие проблемы методики преподавания естествознания. До настоящего времени труды А. Я. Герда служат основой для методических разработок по курсу естествознания.

Вклад А. Я. Герда в теорию методики естествознания трудно переоценить, но практическое значение его работ в то время было невелико в связи с исключением естествознания в 1871 г. из числа преподаваемых в народных училищах предметов.

Развитие капитализма в конце XIX в. потребовало широкой реформы школьного образования и обязательного введения естествознания в систему школьных предметов.

Преподавание естествознания в русских школах введено в конце ХУШ века. Для использования естественных богатств и развития экономики страна нуждалась в грамотных людях, и правительство Екатерины II было вынуждено открыть народные училища («главные»—5-летние и «малые»—2- летние) и учительскую семинарию «(1783).

В народных училищах и в учительской семинарии впервые стало преподаваться естествознание. Для составления учебника по естествознанию, проведения уроков в училище и чтении лекций в учительской семинарии был привлечен академик Василий Федорович Зуев (1754—1794).

В 1786 году им напечатан без указания фамилии учебник в двух_книгах «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи». С этого года, можно считать, началась история русской методики преподавания естествознания. Автору учебника пришлось впервые решать все основные методические задачи.

Своим учебником В. Ф. Зуев положил начало естествознанию как учебному предмету При отборе объектов изучения и изложении учебного материала автор не придерживался господтвующей тогда систематики, а дает живое описание растений и животных, в первую очередь имеющих значение для человека.

Таким образом, впервые было обозначено различие между школьным предметом и наукой и сделан методический отбор объектов изучения в школе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *