автор первого учебника по истории казахстана на казахском языке
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемВсеволод Титов
Похожие презентации
Презентация на тему: » Казахский педагог-просветитель, писатель, фольклорист, автор первых казахских учебников, переводчик. Шевцова Е. П. СШ « 18.» — Транскрипт:
1 Казахский педагог-просветитель, писатель, фольклорист, автор первых казахских учебников, переводчик. Шевцова Е. П. СШ « 18
2 Ыбырай Алтынсарин положил начало светскому образованию в Казахстане. Он является автором первых казахских учебников: «Киргизская хрестоматия» (1879) и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» (1879), автором притчей, басен и рассказов, а также переводчик произведений Л. Н. Толстого, И. А. Крылова. Алтынсарин создавал варианты алфавита на основе русской графики для записи казахских текстов. В 1864 г. открыл первую народную школу, затем ещё четыре 2-хклас- сных центральных русско-киргизских училища, одно женское училище, пять волостных школ, два училища для детей русских поселян, а также учительскую школу в Троицке. Одно из ярких направлений его деятельности организация ремесленных, сельскохозяйственных школ. Просветитель уделял внимание постановке работы разнопрофильных школ, а в своем завещании оставил принадлежащие ему земли в пользование сельскохозяйственной школы Торгая. Алтынсарину было присвоено звание статского советника. Умер 17 июля 1889 г., похоронен недалеко от своего дома на берегу Тобола рядом с могилой отца (Материал из Википедии)
3 Мавзолей Ыбрая (Ибрая) Алтынсарина. Внутри находится могила. Последние годы Алтынсарин жил и работал в Кустанайском ( раньше Николаевском) уезде. Он построил дом в 3 км от Костаная. Недалеко от своего дома на левом берегу реки Тобол он и захоронен. Дом Алтынсарина не сохранился, а мавзолей есть до сих пор.
4 Нагрудный знак «Ибрай Алтынсарин» Нагрудный знак Министрества образования и науки Республики Казахстан «Ибрай Алтынсарин», утверждённый Приказом от 20 ноября 2007 года 373-к в целях поощрения и морального стимулирования работников в сфере образования и науки.
7 Что вы узнали об Атымтае? Какие причины заставляют его работать? Правильно ли он поступает? Выскажи свое мнение. Чему учит Атымтай? Каким, по его мнению, должен быть богатый (и не только) человек? Какие выводы можно сделать из ответа Атымтая? Какими чертами характера, помимо щедрости, обладает сам Атымтай? Что бы ты сделал, если бы у тебя было много денег? Есть ли в наше время щедрые люди?
8 Кто из этих стариков тебе напоминает Атымтая Щедрого? Чем?
9 В чем заключается главная идея притчи? Составление Пятистишия: Записать существительное: Человек (тема) Записать два прилагательных, характеризующих эту тему. Записать три глагола, которые будут выражать действия данного понятия (три слова). Записать четыре слова, включая предлоги, – ваше отношение к этому понятию. Записать синоним к данному слову. Человек Разумный, сострадательный. Помогает, любит, учится. Он очень дружный, умный, Личность.
10 Творческая работа: рассказать о щедром человеке, существующем в твоей жизни, доказать, почему этого человека можно назвать щедрым; составить небольшой связный рассказ, используя новые слова. Итог урока: что вы можете рассказать дома об уроке литературы? Д/З: выучить определение притчи наизусть, выразительное чтение и пересказ притчи, дописать творческую работу.
11 Закончить сегодняшний урок мне хочется словами поэтессы Веры Кушнир: Простая доброта, внимательность простая – Желание добра во всяком вызывает. Не бойся же добром твоим делиться с братом: Делясь, не жди себе награды и уплаты.
Дидактический материал по истории Казахстана для 9 класса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ПОЛУГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ КАЗАЗСТАНА, 9 КЛАСС, 1 вариант
1. Первая мировая война привела к:
a ) усилению монархической властью в России, в т. ч. в Казахстане, национально-колониального гнета
b ) новому периоду революционного подъема с)колониальной экспансии d ) обострению противоречий России с Германией e) экономическому подъему 1914-1918 гг.
2. Поводом к восстанию 1916 г. послужило:
a) убийство волостного управителя b) колониальная политика c) призывы либерал-демократической интеллигенции d ) указ о «реквизиции» инородцев е) изъятие земель
3. Казахское население на царский указ от 25 июня 1916 года о реквизиции инородцев на тыловые работы ответило: а) восстанием b) протестом местной администрации c) всеобщей мобилизацией
d ) созданием бригад добровольцев e) протестом мусульманского духовенства
4. Партия, группа или течение, призывавшая местное население к вооруженной борьбе против колониальной администрации:
a) «Алаш» b ) «Уш жуз» c) «Шура-улема» d ) «Шура-ислами» e) редакция газеты «Казах»
5. 11 августа 1916 года опубликовали обращение к казахскому народу с призывом не оказывать сопротивления царскому самодержавию:
a) представители партии «Уш жуз» b) С. Кадырбаев и М. Толганин c ) А. Букейханов и А. Байтурсынов
d ) представители партии «Шура-ислами» e) М. Дулатов и Б. Каратаев
6. Государство, образованное в ноябре 1917 года IV Чрезвычайным Туркестанским Мухтариатом называлось:
a) Алаш-Орда b) Республика Казахстан с) Туркестанская автономия d ) Киргизская республика
e) Бухарская республика
7. Лидерами партии «Алаш» были:
а) А. Букейханов и А. Байтурсынов b) М. Шокай и М. Дулатов c) М. Жумабаев и М. Тынышпаев
d ) М. Жумабаев и Ш. Кудайбердиев e) М. Тынышпаев и М. Шокай
8. Городом, в котором пребывало правительство «Алаш-Орда» являлся
а) Уральск b ) Семипалатинск c) Омск d ) Кзыл-Орда e) Оренбург
9.Лидерами партии «Алаш» были:
а) А. Бокейханов и А. Байтурсынов b) М. Шокай и М. Дулатов
c) М. Жумабаев и М. Тынышпаев d ) М. Жумабаев и Ш. Кудайбердиев e) М. Тынышпаев и М. Шокай
10. Процесс установления Советской власти продолжался:
11. Победа Советской власти в Тургайском регионе была связана с борьбой за город:
а) Семипалатинск b ) Оренбург c) Чимкент d ) Уральск e) Кустанай 12. Гражданская война в Казахстане проходила в:
13. Первый очаг Гражданской войны в Казахстане возникли в городе
a) Петропавловске b) Уральске с) Оренбурге d ) Перовске e) Чимкенте
14. Автором первого школьного учебника алгебры был:
15. Основателем казахского языкознания, ученым, адаптировавшим арабскую графику к особенностям казахского языка, является:
16. Автор первого казахского романа «Бакытсыз Жамал» («Несчастная Жамал»;
17. Столицей Казахской АССР с 1920 по 1924 годы, сыгравшей важную роль в ее становлении и развитии был город: a) Уральск b) Омск c ) Оренбург
d ) Кзыл-Орда e) Акмолинск
18. Земельно-водная реформа в Жетысу и Южном Казахстане была проведена в:
а) 1919 году b ) 1920 году c) 1921 году d ) 1922 году e) 1918 году
19. Постановлением ЦИК КазАССР были приняты точные наименование : «казахи», «Казахстан» в:
а) 1933 году b ) 1925 году c) 1920 году d ) 1936 году e) 1929 году
a) Ж. Аймаутов b) А. Байтурсынов с) С. Асфендияров d ) К. Сатпаев e) М. Томабаев
ПОЛУГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ КАЗАЗСТАНА, 9 КЛАСС, 2 вариант
1. Поводом к развязыванию Первой мировой войны послужил:
a) арест сербских националистов b) волна германофобии c ) убийство эрцгерцога Австро-Венгерской империи Фердинанда d ) прорыв фронта Австро-Германией e) закрытие пролива Дарданеллы Турцией
2. Количество налогов и пошлин, собиравшихся с казахов в счет различных «пожертвований»:
а)около 20 b )более 25 с) около 10 d ) свыше 15 e) свыше 30
3. Казахская либерально-демократическая интеллигенция на царский указ от 25 июня 1916 года имела взгляды:
a) была против притеснений b) примкнула к восставшим c) призывала к неповиновению
d ) придерживалась политики компромисса
e )возглавляла народные выступления е
4. Толчком к росту рабочего и крестьянского движения в начале XX века послужили:
a ) тяготы войны b) развитие сельского хозяйства c) строительство железных дорог
d ) массовое оседание кочевников e) формирование пролетариата
5. Временное правительство в области пересмотра царской политики проводило мероприятия:
а) возвращало мобилизованных рабочих
b) объявило о национальной автономии c) ликвидировало колониальный аппарат d ) объявило запрет на создание партий e) конфисковывало байекие земли
6. Дата образования партии «Алаш»;
а) июль 1917 г. b) октябрь 1918 г. c) июль 1919 г. d ) октябрь 1920 г. e) июль 1916 г.
7. Печатный орган партии «Алаш» назывался:
a) «Туркестанский курьер» b) «Степной край» c ) «Казах» d ) «Айкап» e) «Семипалатинский листок»
8. Киргизская (Казахская) партия «Уш жуз» была основана:
а) 17 марта 1917 года b ) 17 марта 1916 года c) 17 марта 1920 года d ) 17 марта 1918 года e) 17 марта 1919 года
9. 25 октября (7 ноября) функции правительства были переданы:
a) Временному правительству b ) Совету Народных Комиссаров c) Алаш-Орде
d ) Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов e) правительству Кокандской автономии
10. Первым городом в Казахстане, в котором была установлена Советская власть, оказался:
а) Перовск b) Петропавловск c) Чимкент d ) Уральск e) Оренбург
11. Советская власть в Казахстане победила мирным путем в областях:
a) Сырдарьинской, Тургайской, Уральской, Семипалатинской b) Тургайской, Уральской, Семипалатинской, Семиреченской с) Сырдарьинской, Акмолинской, Букеевской Орде d ) Уральской, Семиреченской, Сибирской, Оренбургской e) Сибирской, Оренбургской, Уральской, Семипалатинской
12. Туркестанская Советская Федеративная Социалистическая Республика была провозглашена:
a ) 30 апреля 1918 года b) 30 января 1918 года c) 30 ноября 1917 года d ) 30 февраля 1919 года
e) 30 ноября 1920 года
13. В развитии Гражданской войны большую роль сыграл мятеж 1918 г.
а) Польского b ) Чехословацкого корпуса c) Западноукраинского корпуса
d ) Румынского корпуса e) Югославского корпуса
14. Из числа казахов имели высшее образование в начале XX века:
а) 100 человек b) 200 человек c) 50 человек d ) 150 человек е) 300 человек
a) Ж. Аймаутов b) А. Байтурсынов с) С. Асфендияров d ) К. Сатпаев e) М. Томабаев
16. Крестьяне платили налог с 1924 года:
а) деньгами b) скотом и деньгами c) деньгами и зерном d ) скотом e) зерном и скотом
17. Курс на Новую экономическую политику был взят в:
а) 1920 году b ) 1921 году c) 1919 году d ) 1922 году e) 1918 году
18. С целью борьбы с голодом 1921 года предпринимались меры:
а) проводилась продразверстка в «благополучных» районах b ) был снижен продналог
c) бедняки освобождались от продналога d ) возвращались изъятые сельхоз излишки
e) вводилась трудовая повинность
19. Земельно-водная реформа в Жетысу и Южном Казахстане была проведена в:
а) 1919 году b ) 1920 году c) 1921 году d ) 1922 году e) 1918 году
20. Победа Советской власти в Тургайском регионе была связана с борьбой за город:
а) Семипалатинск b ) Оренбург c) Чимкент d ) Уральск e) Кустанай
Ахмет Байтурсынов: биография и деятельность просветителя
Ахмет Байтурсынов: YouTube/NURSILA
Ахмет Байтурсынов — просветитель, биографии которого можно дать заголовок «Борьба против невежества и несправедливости». Он попал под каток репрессий в конце тридцатых годов XX века. Узнайте, что преодолел этот великий человек, чем обязаны ему казахстанцы.
Ахмет Байтурсынов: биография
Биография видного общественного деятеля Казахстана, выдающегося лингвиста и литературоведа началась в крестьянской семье в Тургайском уезде (Тосынская волость) в 1872 году.
Первоначальное образование мальчик получил в родном ауле у мулл. Затем в 1886 году поступил в Тургайское училище, а после его окончания в 1891-м пошел учиться в учительскую семинарию просветителя Ибрая Алтынсарина в Оренбурге.
Сразу после окончания семинарии в 1895 году Ахмет Байтурсынов стал работать учителем. Вот где преподавал Ахмет в те годы:
Учительская деятельность в Кустанайском уезде стала судьбоносной для Байтурсынова. В то время он проживал у местного лесника, где познакомился с его дочерью — красавицей Александрой. Молодые люди полюбили друг друга и вскоре решили пожениться. После заключения брака девушка взяла имя Бадрисафа Мухаметсадыковна Байтурсынова.
Еще год после свадьбы молодожены жили в Кустанае. Затем семья переехала в Омск, а позже в Каркаралинск, где Байтурсыновы жили до 1909 года. Свои дети у пары так и не родились, но они воспитали 3-х приемных.
Ахмет Байтурсынов с соратниками: YouTube/Хабар SHOW
В 1905 году А. Байтурсынов начал активную политическую деятельность, вошел в число авторов «Каркаралинской петиции», в которой наряду с другими требованиями декларировались такие запросы:
Спустя два года полиция впервые арестовала великого казахского просветителя за критику царского аппарата, а еще через два года он вторично попадает в заключение и проводит в семипалатинской тюрьме восемь месяцев.
С приходом советской власти Байтурсынов вступает в ряды партии большевиков и продолжает в ее рядах отстаивать права собственного народа. В 1929 году его арестовывают уже соратники по партии. Казахский ученый и просветитель сидит в кызылординской тюрьме, а затем до 1934-го живет на поселении в Архангельской области.
Но на воле он проводит не более трех лет: в 1937 году его вновь арестовывают, приговаривают к смерти как врага советского народа. Выдающийся казах был реабилитирован спустя 51 год после расстрела.
Ахмет Байтурсынов: общественная деятельность
Фотография из дела Ахмета Байтурсынова: YouTube/Қурмангалиев Cерікқазы
Классовую несправедливость Ахмет Байтұрсынов увидел еще в детстве. Когда мальчику было 13 лет, он стал свидетелем жестокого погрома аула полицейскими, возглавляемыми полковником Яковлевым.
Байтурсын Шошак-улы (отец Ахмета) и трое его старших сыновей не смогли стерпеть унижения — они избили жестокого полковника, за что были сосланы в Сибирь на долгих 15 лет. Это трагическое событие навсегда запечатлелось в памяти будущего просветителя.
Политическая и общественная деятельность Байтурсынова начиналась так:
Октябрьская революция, как казалось нашему герою, открывала перед казахами невиданные возможности:
Эти идеи подвигли Байтурсынова и группу казахских активистов к созданию национальной партии «Алаш», а также к провозглашению казахского государства Алаш-Орды (1917).
В 1920 году эта государственное образование переходит под контроль Советского Союза и ликвидируется новой властью. Родоначальники автономии были амнистированы, но уже через 10 лет в живых из них остались единицы.
Цитата Ахмета Байтурсынова: Nur.kz
До того времени Ахмет был принят в партию. Казалось, что ему ничего не грозит. Он обращался с письменными предложениями к Ленину, занимал руководящие должности в административных органах. Однако такой статус Байтурсынова, как и многих национально сознательных интеллигентов того времени, не спас от маховика репрессий:
После возвращения из ссылки семья Байтурсынова возвращается на родину и селится в Алма-Ате. В 1937 году он попал под второй виток политических преследований: в начале зимы казахского политика и ученого казнили.
Ахмет Байтурсынов: литературно-научная деятельность
Чем занимался просветитель и педагог, какие известные произведения создал? Его первая работа «Сорок басен», в которой он адаптировал басни Крылова, Эзопа, Абая, содержала смелые критические выпады в сторону властей, которые годами угнетали казахский народ.
В 1911 году выходит один из наиболее важных трудов литератора — «Маса». Ахмет отразил в этом сборнике идею построения общества с высоким уровнем культуры и образованности. Стихи, цитаты из которых мы знаем и сегодня, призывали к ответственности за свою судьбу, подчеркивали важность образования для личностного развития, счастливой и обеспеченной жизни.
Слова Ахмета Байтурсынова: Nur.kz
Научная деятельность Байтурсынова связана с оренбургским периодом его жизни. Ученый заинтересовался влиянием наследия Абая на культуру.
Позже он стал главой Академического центра республики. Когда был создан первый в истории казахского народа государственный университет, он занял должность профессора филологии и начал работать над учебниками по родному языку.
В дальнейшем он также обратился к вопросам теории литературы и литературной критики, результатом чего стало изданное в 1926-м году «Литературоведение».
Байтурсынов значительно повлиял на развитие лингвистики и образования. Его вклад состоит в том, что он:
В Казахстане этот принцип заменили на яналиф, когда началась латинизация тюркских языков. Отметим, что «Новой орфографией» до сих пор пользуются казахи в таких странах, как Китай, Афганистан, Иран.
Соотечественники называют просветителя Учителем нации и чтят его память. В Казахстане (в Костанае и Шымкенте) установлены памятники Байтурсынову, в Алматы открыт музей, его именем назвали улицы и государственный университет в Костанае.
Ахмет Байтурсынов как общественный деятель и ученый был рожден волной национального возрождения начала ХХ века. Его имя, как и имена Ибрая Алтынсарина, Жамбыла Жабаева и Абая Кунанбаева, внесено в летопись национальной истории. Его отличала сильная любовь к народу, смелость и воля, которые предопределили его путь — путь борца.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Казахстан: как пишут учебники истории
Какие новые памятные даты появились в постсоветских республиках – с момента обретения ими независимости, что современные школьники знают о советском периоде истории их страны, какова мера успеха политики памяти и можно ли достичь окончательного консенсуса в отношении прошлого – все это на страницах bbcrussian.com.
Лошадь Чингисхана и национальность Гагарина
Учебные пособия по истории для школьников в Казахстане постоянно переиздаются
В Казахстане в 2013 году началась работа по созданию двух базовых учебников по истории: первый будет включать в себя период от древнейших времен до сегодняшнего дня, второй будет более подробно рассказывать о новейшей истории страны. Черновые варианты новых учебных пособий предполагается вынести на обсуждение общественности.
По словам казахстанских властей, инициатива продиктована необходимостью применить новые подходы к изучению национальной истории Казахстана.
После распада СССР новый курс истории Казахстана был повсеместно введен в школах в 1992-м году, однако учебника как такового не было, и в течение нескольких лет учителям приходилось брать за основу существовавшие на тот момент академические издания, а также опираться на отдельные монографии как казахстанских, так и российских ученых, которые были написаны отнюдь не для школьной аудитории.
В созданных позднее первых школьных учебниках по истории были коренным образом пересмотрены такие острые темы как вхождение Казахстана в состав Российской империи, восстание 1916-го года, при подавлении которого уничтожались целые аулы, процесс коллективизации, приведший к гибели сотен тысяч представителей коренного населения, репрессии 1930-х годов и другие темы, считавшиеся ранее запретными.
Кроме того, в новых учебниках была дана негативная оценка процессу «русификации» Казахстана в 50-60-хх годах, когда количество национальных школ было сведено к минимуму и большинство населения обучалось на русском языке.
Серьезной проблемой, подрывающей качество издаваемых учебных пособий, стала коммерциализация издательского дела и лоббирование отдельных интересов во время проведения тендера на написание учебных пособий. В результате учебники постоянно переиздаются, а в их текстах множество расхождений и ошибки.
Кроме того, и специалисты, и общественность отмечают, что некоторые учебные пособия, а также вопросы, на которые ученикам приходится отвечать во время сдачи единого национального тестирования, не соответствуют учебным стандартам.
Например, один из вопросов по истории в ЕНТ за 2012 год звучал так: «Сколько было зубов у лошади Чингисхана?», а в учебнике по английскому языку на вопрос: «Какова была национальность Юрия Гагарина?» в качестве ответа были даны три варианта: американец, англичанин и испанец.
«Чужая война»
Вхождение Казахстана в состав Российской империи
Советская формулировка: начавшееся в 1731 г. добровольное присоединение к России казахских жузов (племенных союзов казахских родов) являлось сложным процессом, и, несмотря на колониальную политику царизма, было исторически прогрессивным явлением. Царское правительство постепенно ограничивало власть и привилегии местных феодалов и султанской верхушки. Это явилось одной из причин возникновения феодально-монархических движений в XIX веке, ставивших своей целью восстановление ханской власти.
Современная формулировка: в первые годы независимости предпочиталось использование терминов «завоевание» и «колонизация», которой противостояли такие лидеры народно-освободительного движения как хан Кенесары Касымов, сейчас в Казахстане предпочитают говорить о двойственном характере вхождения казахских родов в состав Российской империи: говорится, что Младший и Средний жузы присоединились к России добровольно, то есть речь шла о «принятии ими подданства», а присоединение Старшего жуза стало возможным в результате колонизации.
Восстание 1916-го года
В годы независимости Казахстана пересмотру подверглась трактовка того, чем была для жителей страны Великая Отечественная война
(Восстание 1916-го года среднеазиатских народов Российской империи во время Первой мировой войны было вызвано указом о принудительном привлечении на тыловые работы в прифронтовых районах мужского инородческого населения в возрасте от 19 до 43 лет включительно.)
Советская формулировка: в советской историографии подчеркивался классовый характер выступлений, направленных в первую очередь против царизма и против местных эксплуататорских классов. В частности, подчеркивалось, что симпатии передовых русских рабочих и местной русской крестьянской бедноты были на стороне восставших. Доходило до того, что восстание преподносилось как чуть ли не направленное русскими большевиками в духе пролетарского интернационализма. Упоминалось, что восстание было неорганизованным и что его подавление заняло длительное время.
Современная формулировка: восстание 1916-го года называется национально-освободительным движением и рассматривается как момент пробуждения казахского народа и казахской (Алашской) интеллигенции; в качестве ключевого фактора указывается антиколониальная направленность выступлений. В учебнике по истории Казахстана для 9-го класса, выпущенном в свет в 2005 году, говорится об антирусском характере движения в регионах, где колонизация шла ускоренными темпами, а также о жестоком подавления восстания с применением стратегии «выжженной земли».
Процесс коллективизации в 1930-х годах
Советская формулировка: в конце 1920-х годов было решено направить развитие кочевых народов к исторически более передовой форме социальной организации, то есть к оседлому образу жизни. В советской историографии признавались некоторые ошибки в ходе проведения коллективизации, как, например, слишком высокие ее темпы, и возникшие в результате этого «продовольственные затруднения». Факты голода и массовой гибели коренного населения не упоминались вообще.
Современная формулировка: насильственная коллективизация и перевод кочевого народа на оседлый образ жизни проводились под руководством большевиков, пришедших со стороны, не знавших ни казахского языка, ни казахского аула. Это привело к голоду и гибели, по разным оценкам, до 2 миллионов казахов, что составляло почти половину всего населения. 15% населения откочевало за пределы Казахстана.
Участие в Великой Отечественной войне
Советская формулировка: казахстанцы, наряду с другими народами СССР, проявили массовый героизм на полях сражений, защищая единую Родину. Благодаря эвакуации в тыл около 400 предприятий из европейской части СССР Казахстан стал арсеналом фронта.
Современная формулировка: мобилизация почти четверти мужского населения Казахстана (всех национальностей) обернулась демографической катастрофой для страны, пережившей массовый голод в предвоенный период. Переоценка значения Великой Отечественной войны включала как утверждения, что это была «чужая война», так и более положительную характеристику «защиты единого отечества».
Последствия советской модели модернизации Казахстана в послевоенный период
Современная формулировка: Казахстан окончательно превратился в номинальное государство и сырьевой придаток центра. Местные органы власти не участвовали в вынесении таких важных решений как строительство атомного полигона в Семипалатинске и космодрома Байконур, которые нанесли огромный вред окружающей среде и здоровью местного населения. Политика массового переселения представителей других национальностей привела к тому, что казахи стали этническим меньшинством на своей собственной земле. Казахский язык был вытеснен из основных сфер употребления.
День президента
В 2011-м году в Казахстане был учрежден День первого президента республики Казахстан. Теперь он отмечается ежегодно 1 декабря. Инициатива установления праздника исходила от группы депутатов в преддверии празднования 20-летия Независимости республики.
Бессменный президент Казахстана с 1990-го года Нурсултан Назарбаев заявлял по этому поводу, что этот день не должен являться его личным праздником, а знаменовать собой дату установления президентской власти в стране.
До этого, в 2008-м году, был введен еще один новый государственный праздник – День столицы Астаны, совпавший с днем рожденья Нурсултана Назарбаева.
«Я бы не хотел жить в то время»
Салтанат Толеш живет в Алма-Ате и учится в пятом классе. Историю Казахстана она и ее сверстники начали изучать еще в прошлом году.
По ее словам, ей хорошо известно, о том что Советский Союз принимал участие во второй мировой войне. Правда, пятиклассница затруднилась ответить на вопрос, а воевали ли казахи в этой войне?
Ученик восьмого класса одной из алматинских школ Акылбек Асан говорит, что сейчас они изучают историю XVIII века, и до советского периода пока не добрались.
Еще один житель Алма-аты старшеклассник Тимур Арипов рассказал, что советский период Казахстана, они уже давно прошли.