автозаводская 6 история дома
Москвич
Один день на Автозаводской
Автозаводская в административном отношении не район, а название улицы и метро. Существует район Даниловский, в прошлом Пролетарский, но москвичи, имея в виду географию района, упрямо говорят: «Автозаводская».
Территорию района в прошлом занимали крупные производства: заводы «Динамо» и ЗИЛ. Сегодня от бывших промышленных зон почти ничего не осталось. На территории ЗИЛа строится жилой квартал, корпуса «Динамо» превратились в лофты. Отбрасывая индустриальное прошлое, район в установленном мэрией порядке наращивает престиж, а близость к центру повышает его ставки.
Моя прогулка по Автозаводской началась с окрестностей метро, с парадной части района. Площадь с громоздким военным обелиском напоминает о прошлом рабочей окраины с ее индустриальным накалом.
Здесь пролегают последние троллейбусные маршруты и можно увидеть вывеску «Вкусные пирожки». В окрестностях метро разбросаны магазины тканей со старомодными витринами и наглым отсутствием концептуальности. На лавках у метро сидят тихие выпивохи, старушки и влюбленные парочки.
Местный бульвар на Автозаводской улице появился в 1940-е годы вместе с жилой застройкой и зажил своей жизнью. В свое время здесь устраивали попойки и шумные разборки стенка на стенку. Дежурившие милицейские бобики увозили какого-нибудь драчуна с разбитым лицом в отделение милиции неподалеку. Сейчас бульвар движется в сторону благополучного общественного пространства — сидеть в тени местных тополей безопасно.
Последние народные чаяния связаны со строительством на бывшей территории завода ЗИЛ нового жилого комплекса. «Кому надо разбираться, отравят москвичей — и все тут, — рассуждает пенсионер Вячеслав Константинович. — Посудите сами, на этой земле было тяжелое производство, она впитала в себя всю таблицу Менделеева, ясен пень, строить там нельзя». Доводы о том, что почвы перед застройкой рекультивируют, его не убеждают.
«Снимут верхние слои почвы, — настаивает Вячеслав Константинович, — а под ними что? Да и не снимали там ничего… » Так здесь рассуждают многие. Некоторые призывают устроить митинг. Собрания несогласных на Автозаводской площади не редкость.
«В каждом районе Москвы есть подобные слухи, — рассказывает москвовед Павел Гнилорыбов. — Городские байки — популярный жанр: страшилки самые разные, от насекомых до радиации. И меры принимают кто во что горазд: бродят с детекторами, поднимают шум в чатах. Без легенд было бы скучно».
Я двинулась в сторону Велозаводской улицы. Лепнина, декор на фасадах, арки и просторные дворы — здешний ампир своей монументальностью почти не уступает домам на Кутузовском или Ленинском проспектах. Возведением жилищного рая здесь занимались в конце 1930-х — начале 1940-х годов. Квартиры распределяли, руководствуясь принципами социалистической справедливости. Получить свой угол могли не только большие начальники, но и рабочие.
Двор сталинского дома: новенькая детская площадка, мамаши с колясками, облако тополиного пуха, коммунальщики в оранжевых жилетах переговариваются на непонятном языке. На лавочке сплетничают представительницы рабочих династий. «Мой отец всю жизнь проработал на заводе мастером. Мы ютились в бараке, а потом получили двухкомнатную квартиру, — вспоминает пенсионерка Светлана Ивановна. — А вы зачем это спрашиваете?» Беретик, шейный платок, на лице интеллигентное и миролюбивое любопытство.
В этом доме Светлана Ивановна прожила почти 60 лет. Район Автозаводской вспоминается ей мрачным и грязным и нравится, каким он стал сегодня. Единственное сожаление: негде разгуляться общественной инициативе, оформить клумбу или посадить дерево.
«Не помню толком, кем работал мой дед. Был какой-то начальник на заводе. Да и важно ли это? — неохотно отзывается Ирина, жительница сталинки на Велозаводской улице. — В этом доме мы живем тремя поколениями и всем довольны».
Разрывающая целостность района Велозаводская улица представляет собой магистраль, уходящую в сторону Таганки. Пересечь ее можно только по пешеходному переходу, и для прогулки она подходит мало. Я свернула на Восточную улицу — бывшую часть Симоновской Слободы. Здесь находится практически единственная громкая достопримечательность района — Симонов монастырь.
Каток советской истории основательно прошелся по этим местам, не оставив дореволюционному прошлому ни малейшего шанса. Исчезли не только памятники старины, но и связанный с ними городской фольклор. Карамзинская Бедная Лиза, утопившаяся в местном пруду, уничтоженном впоследствии советской властью, всплывает лишь в рассказах краеведов беглым упоминанием. Забылась и железная дорога, проходившая прежде по территории нынешней Ленинской Слободы.
Симонов монастырь, основанный в конце XIV века, едва уцелел. От обители сохранилось несколько монастырских построек: стена с тремя башнями, трапезная с навершием и салодежная, где хранились съестные припасы (кстати, первое пятиэтажное здание в Москве).
Большая же часть архитектурного ансамбля была уничтожена в 1930-е, в том числе одна из самых высоких (почти сто метров) и красивых колоколен в городе. Разделались большевики и с монастырским некрополем — усыпальницей московской знати, поверх которой был построен дворец пролетарской культуры ЗИЛ. С тех пор обитель живет в ситуации исторического раздражения, по-христиански мирясь с вынужденным соседством.
За симоновский ансамбль активно цепляется своими градостроительными планами мэрия: на улице Восточная, за стадионом им. Э. А. Стрельцова, планируется возвести новый жилой квартал. Урбанисты считают, что Симонов монастырь, уцелей он, стал бы центром притяжения этих мест.
Сегодня памятник архитектуры находится на реставрации. На территорию зайти можно, но постройки закрыты строительными лесами, а вход в храм перегорожен. Редких прихожан и туристов скучающий монастырский сторож встречает с искренним оживлением.
Храм на территории Симонова не единственная церковь в округе. Недалеко от монастыря, в деловом квартале, расположена церковь Рождества Пресвятой Богородицы, ровесница Кремля, со стертой с нее печатью старины. Вероятно, сказывается соседство современных офисных зданий, перетягивающих на себя одеяло эпохи, а может, и постоянная реставрация. По преданию здесь были похоронены герои Куликовской битвы Пересвет и Ослябя.
За стеной Симонова спрятан ДК ЗИЛ, построенный на месте некрополя. Сохранившаяся монастырская стена скрывает здание от посторонних, и в этом есть какой-то мрачный символизм. «Я вырос в этом районе и помню, как детьми, возвращаясь со стадиона, мы рассказывали друг другу страшилки про выкопанные кости», — рассказывает Александр, неброско одетый мужчина за сорок.
Во дворце я бывала много раз. С момента модернизации и реставрации здесь почти ничего не изменилось за исключением хаотично разрастающейся парковки самокатов. В здание я зашла без досмотра и выворачивания сумки. Охрана здесь есть. Но охранники больше напоминают добрых вахтеров, чем типичных представителей ЧОПа.
Современный ЗИЛ — обширное культурное пространство с лекториями, танцплощадками и библиотеками. В афишу мероприятий попадают лекции и выступления известных артистов. Но самое интересное — это само здание. Строгий геометризм, игра пропорций и света. Ни толпы детей и подростков, ни громкая музыка не нарушают довлеющего над всем умиротворения.
Я обратила внимание, что вокруг меня нет ни одного человека с телефоном. Две молодые женщины что-то с увлечением писали в блокноты, парень лет пятнадцати с взъерошенной кудрявой шевелюрой читал книгу, прислонившись к стене.
Здание ЗИЛа было построено в конструктивистском стиле по проекту архитекторов братьев Весниных в 1937 году. За шесть лет строительства главным архитектурным стилем страны стал сталинский ампир, и законченное сооружение не вызвало восторгов у руководства. Но судьба его все равно сложилась благополучно.
Дворец культуры задумывался как площадка по воспитанию пролетариата. Здесь регистрировали браки, принимали почетных гостей, пели, проводили съезды и читали стихи. Здесь возник драматический театр Штейна и выступал Высоцкий. Современная модернизация дворца (2013 год) была нацелена на оживление культурной жизни района. Но применительно к нынешней Автозаводской этот посыл кажется сейчас неактуальным. Район и не утратил рабочих корней, но замкнутой окраиной точно быть перестал.
Когда я вышла из здания дворца, то увидела длинные вереницы футбольных болельщиков в черно-зеленых шарфах. В основном это были мужчины в кепках и растянутых майках, с подругами или с сыновьями, мальчишками лет двенадцати. На стадионе им. Эдуарда Стрельцова в этот день проходил футбольный матч с участием домашней команды «Торпедо». Небольшой по меркам современной спортивной столичной инфраструктуры, стадион Стрельцова (в прошлом «Торпедо») был построен в 1959 году и использовался в качестве тренировочного поля для одноименной футбольной команды завода ЗИЛ. Сегодня домашняя арена на южном склоне Москвы-реки — часть автозаводского колорита. Впрочем, стадион уже подпал под планы грандиозной реконструкции, и что из этого выйдет, пока не понятно.
На перекрестке улиц Мастеркова, Восточная и Симонова Слобода я решила зайти в «Бургер Кинг». Время близилось к вечеру, зал был переполнен выпивающими компаниями. Редкие свободные столы были в липких пятнах, и присесть было негде. «Бургер Кинг», похоже, пал жертвой зачистки районного общепита невысокого класса. Когда в округе позакрывались шашлычные и пивнушки, весь обделенный контингент ринулся сюда за недорогим пивом.
Гораздо лучше обстоят дела с едой на улице Ленинская Слобода. Модный офисный квартал, который представляет собой улица и ее окрестности, был выращен девелоперами на бывших территориях электромашиностроительного завода «Динамо». Большинство заведений и офисов расположены в корпусах завода. Динамовские цеха уступают в солидности известным столичным мануфактурам конца XIX века, но выглядят вполне симпатично.
Больше ста лет завод выпускал электрооборудование для трамваев, троллейбусов и метро. Расцвет производства пришелся на советские годы, а относительно недавно, в 2009 году, предприятие закрыли. Тогда же началось перерождение территорий Ленинской Слободы в офисный кластер. Старые заводские корпуса расчистили от копоти, в дополнение выстроили новый бизнес-центр «Омега-Плаза». Улица похорошела, обросла модными заведениями и привлекла хипстерскую аудиторию.
Я зашла в фуд-молл StrEAT, заслуживший сравнения с Даниловским рынком. Этнических корнеров здесь даже больше, правда, мне они показались не такими выразительными, как на Даниловском. Представителей национальных кухонь я насчитала немного, в основном хозяйничают за прилавками среднеазиатские мужчины и женщины.
Пока я ждала заказ, мимо меня прошел писатель Дмитрий Быков и остановился у армянского прилавка. Стало любопытно, что он закажет, но глазеть неприлично. За соседним столом клерк с брюшком отчитывал приятеля за «неразумное расходование ресурсов», а две ухоженные девицы обсуждали «рациональность жизни в браке».
За офисным кварталом оживленная улица резко обрывается, и начинается запустение промзоны. Раскаты ТЭЦ, бетонный забор, колючая проволока. Кое-где, правда, сохранились очаровательные, непонятно как уцелевшие деревянные избушки.
Изгибаясь, Ленинская Слобода выводит к Третьему транспортному кольцу, за которым когда-то и начиналась смыслообразующая территория района — автозавод ЗИЛ. Преемственность эпох легла на плечи ответственного редевелопмента, и заводской бренд стал основой концепции застройки жилого квартала «ЗИЛарт».
«На смену индустриальному прошлому района не пришло ничего внятного, — считает местный житель Иван. — Ну да, строят дома, и что? До классического спальника Автозаводская все равно не дотягивает, так как не очень удобна в плане пешей доступности из-за мостов и всяких дорог. А какого-то другого смысла район пока не приобрел».
Перейдя Третье транспортное кольцо, я оказалась на стройке и спросила у разминавшего сигарету рабочего, как попасть в «Тюфелеву рощу». Долго бродила среди бетонных коробок, но выяснилось, что «роща» совсем близко.
После громкой презентации в парке «Тюфелева роща», задуманном как часть жилого квартала «ЗИЛарт», побывала половина Москвы, но сейчас народа там немного. На картинке парк выглядит как пример строительного футуризма, в действительности же искусственное совершенство не завораживает.
Увядшие бутоны редких цветов и огромная ржавая гусеница (мост) по всему периметру. То ли от близости стройки, то ли от переизбытка индустриального колорита вокруг на губах оседает какой-то бетонный привкус.
Название «Тюфелева роща» (от сл. «тухоль», «затхлость») связано с дореволюционной историей этих мест. В XVII–XVIII веках здесь были роскошные реликтовые леса, где располагались царские угодья. Позже в лесах понастроили подмосковных дач, и жители Замоскворечья ездили в Тюхалевы, как их называли до XIX века, рощи на променад. Загородную идиллию москвичей отменила индустриализация: рощу вырубили в 1916 году вместе с началом строительства завода.
Петляя под мостом, я прошла до конца парка и уперлась в бассейн под открытым небом, который органично вписался бы в территорию загородного дома где-нибудь в Барвихе, но никак не парка. У бассейна сидел хипстер в полосатом купальном костюме в стиле 1930-х с узкой конфуцианской бородкой. Он доставал из корзины холеные фрукты и, прежде чем надкусить, ласково их поглаживал.
2-й Кожуховский проезд привел меня к народному Кожуховскому парку, расположенному у проспекта Андропова, где на газонах народ загорает и устраивает пикники. В беседках толкутся компании по 10–15 человек. Крики веселья заглушают шум проспекта.
Напротив строят парк развлечений, сбоку видны цветные коробки «ЗИЛарта», мчит наземное метро, а над прудом стелются прогорклый шансон и стаи мошкары. «Мы привыкли, — пожимает плечами Анна, жительница дома на улице Трофимова. — К тому же сезон веселья короткий — лето-осень».
Я обошла пруд кругом. На черном ограждении висела паутина, посвистывали рыбаки, разложившие инвентарь на набережной.
«Пока здесь одинаково сильны рабочая и деловая функции, и существуют они словно бы в параллельных мирах. Но как только дополнят друг друга, район будет привлекательным и престижным», — строит прогноз москвовед Павел Гнилорыбов.
С верой в светлое будущее я пошла к станции метро.
Взносы, задолженность, платежи, капитальный ремонт
улица Автозаводская, дом 6
Паспорт дома по адресу город Москва, улица Автозаводская, Дом 6
Общие сведения и характеристики дома
Взносы на капитальный ремонт и задолженность
Размер взноса на капитальный ремонт
Собрано средств собственников всего
Текущая задолженность собственников по взносам
Израсходовано всего на работы (услуги)
В т.ч. израсходовано субсидий
Остаток средств на проведение капремонта
Запланировано работ (услуг)
Ближайшие работы Ремонт крыши
Количество зарегистрированных жителей
Способ формирования фонда капитального ремонта
Дата принятия решения о формирования фонда капитального ремонта
БИК кредитной организации, в которой открыт специальный счет
Информация о МКД предоставляется в соответствии со стандартом раскрытия информации по постановлению Правительства РФ от 23.09.2010 года №731.
Фотографии дома по адресу улица Автозаводская, Дом 6
Как управлять виртуальной панорамой ул.Автозаводская, Дом 6 — для перемещения зажмите левую кнопку мыши и плавно передвигайте мышь в нужном направлении, для приближения (регулировки масштаба изображения) воспользуйтесь двойным нажатием левой кнопки мыши, для уменьшения и возврата назад, два раза нажмите правую кнопку, также вы можете воспользоваться управлением на самой панораме. Внимание. Изображения предоставлены сервисом Яндекс фото, администрация сайта не несет ответственности за неточности отображения и положении координат.
Маршрут: Автозаводская
Несмотря на обилие заводов и промышленных территорий, в этом районе полно лужаек, скверов, клумб и скамеек. Здесь же можно полюбоваться на Симонов монастырь, скульптуру «Футболисты», деревянные срубы и место, где утопилась бедная Лиза.
Метро «Автозаводская»
Станция была открыта в 1943 году, архитектор Алексей Душкин (его же работы — «Маяковская», «Площадь Революции», «Кропоткинская», «Детский мир»). Между входами в метро располагался тот самый Лизин пруд, в котором утопилась героиня «Бедной Лизы» Карамзина. Пруд исчез давно — с появлением огромного количества заводов
Автозаводская улица
Улица устроена как бульвар: гуляют собачки, выпивают пролетарии, сидят девушки с книжками. Ходить по нему днем одно удовольствие; ночью же это занятие небезопасное
Ресторан, бар и клуб Jumbo
Автозаводская, 7/2
Автозаводская, 8
Этот дом (и дома дальше по Автозаводской) снабжен огромной аркой; за ней — тихие и просторные дворы с еле заметными признаками жизни. Дворы идут вдоль всех домов на Автозаводской с обеих сторон. Вокруг запустение, промзона с несколько гнетущей атмосферой. За домом №4 — двор с самыми удобными взрослыми качелями: их целых пять штук
Рестораны «Тарас Бульба», «Тануки», «Бенвенуто»
Велозаводская, 6а
Велозаводская улица
Автозаводская заканчивается, там же обрывается бульвар. Около «Тараса Бульбы» — заросли подсолнухов и, как ни странно, прямо на газоне цветут огурцы. Этот дом (Велозаводская, 6а) был построен в 1939 году и это первый представитель типового железобетонного строительства в Москве; внутри соседствовали коммуналки и обычные квартиры. Справа от него, за оградой, — место велозавода
Велозаводская, 2/2
Во дворе футбольная площадка, небольшая деревянная сцена и столы со скамейками под навесами. Там сидят местные жители — шахматисты, доминошники и тетеньки с семечками
Велозаводская, 3/2, на пересечении с Новоостаповской
Ошеломляющий конструктивистский дом с гигантской аркой посередине. Внутренняя сторона дома даже краше, чем фасад: каждый балкон снабжен колоннами, и кажется, что вокруг дома идут бесконечные открытые галереи, увитые зеленью. Если пройти через двор с площадкой для скейтеров и роллеров, то в следующем дворе обнаруживается полуразрушенная гипсовая скульптура «Футболисты». Это копия бронзового оригинала, долгое время украшавшего парадный двор Третьяковки. Скульптор Иосиф Чайков работал над ней десять лет, и эта статуя считалась крупным произведением соцреализма
Восточная улица
Улица начинается со сквера и заправки с клумбами
Пиццерия «Уно Моменто»
Восточная, 2, корп. 3
Стадион «Торпедо» им. Эдуарда Стрельцова
Восточная, 4, корп. 1. Единственный из всех советских стадионов не имел трибун по всему периметру. Стадион построили в 1959 году, после того как «Торпедо» первый раз выиграл первенство страны. В 1998 году перед входом на стадион поставили памятник нападающему Эдуарду Стрельцову (скульптор Александр Тарасенко). Это один из двух памятников футболисту в Москве, существующих на сегодняшний момент. На территории стадиона — солярии, теннисный корт, салон красоты и снаряды, на которых часами висят пенсионеры. Слева широкая лестница ведет к небольшому тренировочному стадиону
Дворец культуры ЗИЛ
Восточная, 4. Крупнейший и заключительный памятник русского конструктивизма работы братьев Весниных. Дворец начали строить в 1931 году, достроили в 1937-м. На третьем этаже клубной части — лестница в обсерваторию, давно неработающую. Изначально интерьер каждой части разрабатывался в своей цветовой гамме под присмотром художников братьев Стернберг: главный вестибюль был оранжевым, фойе — синим, зал — лимонно-желтым. В брежневские времена на колоннах вестибюлей и фойе навесили мрамор и поставили новые светильники — сразу после этого в ДК снимали интерьеры НИИ чародейства и волшебства для комедии «Чародеи»
Симонов монастырь
Восточная, 4. Очень странное сочетание: подряд идут стадион, дворец культуры и монастырь. В монастыре идет реконструкция: на этом месте он существует с 1379 года. Нужно постоять под башней «Дуло». Среди построек также выделяется дом «Сушило» — здание XVII века. По тогдашним меркам это настоящий, аж четырехэтажный небоскреб. Сейчас внутри расположены мастерские. На территории монастыря без благословения настоятеля лучше не фотографировать. Вокруг храма живут стайки полудиких, но очень ласковых кошек и котят, растут розы и ромашки
Еще одна обязательная остановка — храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (Восточная, 6). К церкви ведет петляющая дорожка в окружении железобетонного забора; современный каменный храм построен в 1509 году (с тех пор перестраивался), он отмечает первоначальное место Симонова монастыря. По легенде, именно здесь похоронили героев Куликовской битвы — Ослябю и Пересвета
Корпуса завода «Динамо»
Ленинская Слобода. Справа — мемориальная доска по поводу визита Ленина (7 ноября 1921 года), а чуть дальше — круглый гранитный постамент с надписью «Ленин». Сам памятник (один из первых установленных в городе) был утрачен в 90-х годах
Клуб Zona
Ленинская Слобода, 19, корп. 2
Ленинская Слобода, 19 и 19а
Дома по левой стороне улицы — настоящие деревянные срубы, со ставнями, заросшими крылечками, лопухами, репейниками и крапивой. Между зданием «Зоны» и домом 19а — тропинка, выводящая на 3-й Автозаводский проезд: так можно быстро вернуться к метро. Здесь мрачно — длинные ряды гаражей, мужчины в трениках с пивом и заводские трубы ТЭЦ-9
Москва-река
Напротив клуба «Зона» непременно надо спуститься вниз, к Москве-реке, по очень крутому склону — там потрясающий вид. Главное — не обращать внимания на кучи мусора и запретительные таблички, так как здесь все равно никого нет
Ленинская Слобода, 21/3
Здание дирекции дореволюционного завода котлов Александра Бари. В начале XX века среди строителей промышленных объектов была мода на псевдороманский стиль — и оттого здание снабжено башенкой и похоже на замок, нелепо торчащий увитым плющом фасадом среди алюминиевых труб завода
На месте Ленинской слободы раньше была деревня – Симоновская слобода. Ее переименовали в 1919 году, после покушения на Ленина.
Автозаводская, 23
Неоампирное красно-белое главное здание ЗИЛа, выходящее на Третье транспортное кольцо. Сейчас в нем расположен Музей ЗИЛа. Здание построено Константином Мельниковым
ЗИЛ
Автозаводская, 14/23. В 1916 году банкиры Сергей и Степан Рябушинские получили под устройство завода крупную сумму денег. Однако полноценного автозавода за год до революции создать не успели, и недостроенный АМО фактически собирал машины из запчастей, присланных из североитальянского Турина, с фабрики Fiat. Заводом снова занялись во второй половине 1920-х годов, однако производство наладили только в 1930-х годах. Фабрика стала называться ЗИС — Завод имени Сталина, а в годы «оттепели» название заменили на ЗИЛ — имени директора Лихачева, при котором завод стал одним из крупнейших в России