бахчисарайский фонтан в крыму история
Фонтан слез — бахчисарайское чудо
Бахчисарайский «Фонтан слез»
Бахчисарайский «Фонтан слез»
• Золотой век Гиреев
• Символ утраченной любви
• Технология бахчисарайского чуда
• Эманация бахчисарайского чуда
• Второе рождение легенды
История крымских татар наполнена удивительными символами культуры, которые раскрывают Дух народа, его неразрывную связь с общечеловеческими идеалами развития. Основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг особо подчеркивал, что «символы культуры обычно использовались для выражения «вечных истин» … Пройдя через множество превращений и даже через долгий этап более или менее сознательной лепки, они стали коллективными образами, принятыми цивилизацией. Эти символы, став частью общечеловеческой культуры, сохраняют тем не менее значительный заряд своей первоначальной трепетности или «волшебности».
Символ «вечных истин»
Исмагил Шангареев — писатель-публицист, культуролог, общественный деятель.
Знаменитый Бахчисарайский «Фонтан слез» — одним из символов общечеловеческой культуры, созданный в период крымско-татарской истории, который один из самых ярких представителей российской литературы Максимилиан Волошин назвал «Мамогометовым раем».
Так, в частности, Волошин писал:
«Под просторным и терпимым покровом Ислама расцветает собственная подлинная культура Крыма. Вся страна от Меотийских болот до южного побережья превращается в один сплошной сад: степи цветут фруктовыми деревьями, горы — виноградниками, гавани — фелюками, города журчат фонтанами и бьют в небо белыми минаретами… наступает золотой век Гиреев, под высоким покровом великолепной, могущественной и культурной Турции времен Солиманов, Селимов и Ахметов. Никогда — ни раньше, ни позже — эта земля, эти холмы и горы и равнины, эти заливы и плоскогорья не переживали такого вольного растительного цветения, такого мирного и глубокого счастья».
Золотой век Гиреев
Золотой век Гиреев отмечен многими славными именами. Однако, особо хотелось бы отметить, годы правления хана Кырыма Гирея, которые связаны с эпохой расцвета крымско-татарского искусства. Именно в этот период получил свое развитие стиль так называемого «крымского рококо».
Лучшие архитекторы того времени трудились по приглашению хана Кырыма Герея, создавая подлинные шедевры «крымского рококо», которым было суждено остаться в веках легендами, вдохновляя писателей и поэтов сюжетами «вечных истин».
Бахчисарайский «Фонтан слез», пожалуй, наиболее яркий символ «вечных истин», в котором сфокусировались мусульманское зодчество, восходящее к духовности Корана, нравственные вершины жизненных устремлений, восходящие к высокой теме любви, редкое искусство создания уникальных оросительных технологий.
Символ утраченной любви
Гагарин Григорий Григорьевич. Жены Крым Гирея. Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан». 1837 г.
«Фонтан слез» был построен в 1764 году замечательным мастером мусульманского зодчества Омером по повелению хана Крым-Гирей, безутешного в своей утраченной любви, легенда о которой становится частью истории в Бахчисарае с XVIII века. Кем была возлюбленная хана, затмившая красотой весь его горем и поплатившаяся за это жизнью, однозначных ответов история не дает.
Одни источники утверждают, что она была гречанка, другие грузинка, в третьих говорится, что она была польского происхождения. Впрочем, это не столь важно, ибо она была той самой Дилярой (Марией), которая навсегда похитила сердце Кырым Гирея.
Согласно преданию, оплакивая гибель возлюбленной, хан вызвал мастера и сказал ему: “Сделай так, чтобы камень через века пронес мое горе, чтобы камень заплакал, как плачет мужское сердце”. И мастер Омер создал шедевр, в композиции которого раскрыта вся поэтическая мощь исламской культуры, в ее философском и высоко духовном воплощении. Важно подчеркнуть, что свое творческое вдохновение мастер черпал в Коране.
Бахчисарайский «Фонтан слез».
Ключевая надпись, вырезанная мастером на мраморе фонтана, является цитатой из Корана: «В раю праведные будут пить воду из источника, называемого Сельсебиль». (76-й сура, 18-й стих). Надо сказать, что пристенные фонтаны, созданные по аналогии с райским источником «сельсебиль» сооружались в мусульманских дворцовых комплексах, но «фонтан слез» уникален, как воплощение идеи очистительной силы любви, ибо как сказано в одном из Хадисов: Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, вы не войдете в Рай, пока не уверуете, и вы не уверуете, пока не полюбите друг друга» («ат-Тирмизи в «Сунан» (№ 2510).
В центре композиции «Фонтана слез» расположен мраморный цветок, из которого в большую верхнюю чашу – «сердца» капает вода, почти также как капают слезы. Из большой чаши вода попадает в две меньшие по размеру, оттуда — снова в большую, и так несколько раз. Наполнение чаши этими «слезами» символизирует наполнение сердца горем, а изменение размеров чаш — то, что горе то усиливается, то утихает. Так повторяется трижды, причем последняя — нижняя — из больших чаш превосходит по размеру предыдущие. И словно напоминание о бесконечности горя от утраты любимой, у подножия фонтана вырезана символизирующая бесконечность спираль.
Технология бахчисарайского чуда
Бахчисарайский «Фонтан слез» — это символ не только любви, но и основ самой жизни, которая во всех восточных обществах, основанных на искусственном орошении, связана с водой. Как писал Максимилиан Волошин:
«Основа всякого южного хозяйств — вода. Татары и турки были великими мастерами орошения. Они умели ловить самую мелкую струйку почвенной воды, направить ее по глиняным трубам в обширные водоемы, умели использовать разницу температур, дающую выпоты и росы, умели как кровеносной системой оросить сады и виноградники по склонам гор».
«Фонтан слез» был не только чудом мусульманского зодчества, но подлинным чудом искусственного орошения.
«Ударьте киркой по любому шиферному, совершенно бесплодному скату холма, — писал Волошин, — вы наткнетесь на обломки гончарных труб; на вершине плоскогорья вы найдете воронки с овальными обточенными камнями, которыми собиралась роса»
(Исмагил Шангареев. Максимилиан Волошин. Мост в будущее ›).
Поразительное умение тюркских народов создавать уникальные оросительные системы, в крымско-татарской культуре достигло своей наивысшей степени, став не только важной частью аграрного сектора экономики, но превратившись в редкое искусство, наполнило мир Бахчисарая праздничной красотой фонтанов.
В 1916 году одна из самых ярких поэтесс Серебряного века поэзии Анна Ахматова, (чья родословная восходит к ордынскому хану Ахмату), посетив Бахчисарай писала:
Вновь подарен мне дремотой
Наш последний звездный рай —
Город чистых водометов,
Золотой Бахчисарай.
Там за пестрою оградой,
У задумчивой воды,
Вспоминали мы с отрадой
Царскосельские сады…
Вот она пространственность, кругосветность восприятия мира, где «золотой Бахчисарай» и «Царкосельские сады» словно вращаются вокруг «чистых водометов» утраченного «звездного рая» эпохи Гиреев. Культура, подарившая миру Бахчисарайский «Фонтан слез» была ремеслом и искусством одновременно, поражая воображение неповторимостью форм, проявленных в шедеврах искусственного орошения и утонченной архитектуры.
Эманация бахчисарайского чуда
«Фонтан слез» или «Мария» в парке Воронцовского дворца (Крым).
У подлинного искусства своя особая природа, не терпящая границ. Мощь символа «вечных истин» оказалась столь велика, что Бахчисарайский «Фонтан слёз» стал образцом для архитектора Э. Блэра, создавшего уменьшенную копию «Фонтана слёз», или «Мария» в парке Воронцовского дворца в Крыму.
Нельзя не вспомнить о редкой по красоте копии Бахчисарайского «фонтана слез», созданной архитектором Н. П. Красновым, как часть интерьера охотничьего «домика-дворца» для Феликса Феликсовича Юсупова, графа Сумарокова-Эльстон (потомка ногайского князя Юсуфа), который должен был быть построен в местном крымско-татарском стиле. Краснов в течение 10 лет участвовал в работах по реставрации Бахчисарайского ханского дворца, и строил охотничий домик-дворец для Юсупова в классическом стилете «крымского рококо» времен правления Гиреев. Конечно же «Фонтан слез» добавил любовной романтики, когда в 1914 году Феликс Юсупов-младший сочетался браком с племянницей Николая II, княжной Ириной Александровной и «домик-дворец» был преподнесен невесте в подарок. В те годы фонтан предназначался для украшения интерьера столовой в восточном стиле. В настоящее время он находится в «Никитском ботаническом саду».
Копия Бахчисарайского «Фонтана слез» в Никитском ботаническом саду (Крым).
Особой красотой отличается копия Бахчисарайского «фонтана слез», которая находится в Северном павильоне Малого Эрмитажа в Петербурге, и, несомненно, является одним из лучших творений архитектора А. Штакеншнейдера. Созданная в XIX веке — копия Бахчисарайского «Фонтана слез» является более вариацией, нежели его копией, поражая редкой гармонией красного и белого цветов, изяществом, и редкой изысканностью.
Копия Бахчисарайского «Фонтана слез», которая находится в Северном павильоне Малого Эрмитажа (Петербург).
Все эти шедевры несут в себе эманацию – расширение границ высоких смыслов культуры крымско-татарского народа. Но ради справедливости надо сказать, что Бахчисарайский «Фонтан слез» становится всемирно известным источником вдохновения для мастеров копирующих его, благодаря Александру Сергеевичу Пушкину, который усилил эманацию этого символа крымско-татарской культуры до планетарных масштабов.
Второе рождение легенды
Александр Сергеевич приехал в Бахчисарай в сентябре 1820 года, посетил праздник Курбан Байрам, который начался 6 сентября. Есть предположение, что, описывая в «Кавказском пленнике» празднование Курбан Байрама, Пушкин, передал свои впечатления от крымско-татарских народных состязаний в Бахчисарае.
Скажем сразу, это был не тот Бахчисарай, что в золотой век Гиреев. Максимилиан Волошин пишет:
«После присоединения, при Екатерине, Крым, отрезанный от Средиземного моря, без ключей от Босфора, вдали от всяких торговых путей, задыхается на дне глухого мешка… Весь этот Магометов рай уничтожен дочиста».
К приезду Екатерины II в Крым Бахчисарайский «Фонтан слез» был перенесен в «Фонтанный дворик» Хансарая.
Когда судьба привела поэта в Бахчисарайский дворец произошло чудо. Пушкин созерцая то немногое, что осталось от былого великолепия с горечью писал об увиденном: «Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат». Но, одновременно, на уровне редкого поэтического зрения, ему открывалась иная картина:
Я посетил Бахчисарая
В забвенье дремлющий дворец.
……………………………….
В пустых покоях и садах;
Играют воды, рдеют розы,
И вьются виноградны лозы,
И злато блещет на стенах.
Я видел ветхие решетки,
За коими, в своей весне,
Янтарны разбирая четки,
Вздыхали жены в тишине.
Я видел ханское кладбище,
Владык последнее жилище.
Сии надгробные столбы,
Венчанны мраморной чалмою,
Казалось мне, завет судьбы
Гласили внятною молвою.
Где скрылись ханы? Где гарем?
Кругом всё тихо, всё уныло,
Всё изменилось… но не тем
В то время сердце полно было:
Дыханье роз, фонтанов шум
Влекли к невольному забвенью,
Невольно предавался ум
Неизъяснимому волненью,
И по дворцу летучей тенью
Мелькала дева предо мной.
Бахчисарайский «Фонтан слез» – символ «вечных истин», подаренный миру уникальной культурой крымско-татарского народа.
И точно также Пушкин писал о Бахчисарайском фонтане: «Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода». А вот поэтическое видение того же фонтана:
Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль…
Бахчисарайский «Фонтан слез» – символ любви и памяти, представляет собой гораздо больше нежели памятник любви Кырым Гирея. В нем величие и удивительная красота Духа крымско-татарского народа — «Фонтан любви, фонтан живой!», как живо все, что открывает нам сегодня культура Татарского мира.
Но как хрупок этот символ. Как важно это осознавать тем, кто сегодня пытается возрождать Крым не только как знаменитый курорт, но средоточие культур, в центре которого славная и трагическая история крымско-татарского народа. Как важно сегодня в век глобализации беречь символы крымско-татарской культуры, отражающие Дух единого русского народа.
Сказ о Бахчисарайском фонтане
Крымское ханство существовало c 1441 по 1783 годы. С 1532 года и до самого включения Крыма в состав Российской Империи его столицей был Бахчисарай. До наших дней здесь сохранился ханский дворец — Хансарай. Наиболее известным местом там является Фонтан слёз, воспетый Александром Сергеевичем Пушкиным в поэме «Бахчисарайский фонтан». Говорят, поэт после посещения ханского дворца остался под большим впечатлением. Что его так впечатлило, я не знаю. Мне резиденция Крымских ханов не зашла от слова «совсем», а вот сам Бахчисарай показался крайне интересным городом. Рассказываю.
Бахчисарай переводится с крымскотатарского как «сад-дворец».
Город был основан в 1532 году. Именно тогда на этом месте появилась новая ханская резиденция, которая вскоре разрослась в небольшое поселение.
Современный Бахчисарай не похож ни на один другой город в Крыму (да и, наверное, в России). Здесь царит настоящий ближневосточный дух: извилистые улицы, прилепившиеся друг к другу домики с традиционными турецкими балконами, минареты мечетей да голос муллы из динамиков, призывающий на молитву.
К сожалению, мы не догадались прогуляться по самому городу, отправившись вместо этого прямиком в ханский дворец. Наверное, зря.
Для нас Бахчисарай образца 2014 года запомнился пареньком в старой кожаной куртке, настойчиво вымогавшим у нас стольник за то, что он присмотрит за нашей машиной. Последний раз я встречал такое в 2010 году в Великом Новгороде.
Ханский дворец или если на местный манер — Хансарай — главный исторический памятник и туристическй объект Бахчисарая. В современном виде он был построен в середине XVIII века, хотя в последующие годы, когда Крым уже вошёл в состав Российской Империи, неоднократно перестраивался. С 1908 года ханский дворец является музеем.
Центральная архитектурная идея Хансарая — воплощение мусульманского представления о райском саде на земле. На территории дворца расположено несколько двориков с деревьями, цветами и фонтанами.
Старейшее сохранившееся здание во дворце — Зал Дивана. Здесь проводились заседания государственного совета. Для хана по центру южной стены был установлен трон, обтянутый цветным сукном и украшенный золотым шитьём.
В принципе, на этом можно и заканчивать экскурсию. Все остальные помещения дворца, а всего их открыто для посещения около двадцати, выглядят примерно так же.
Гаремный корпус. Когда-то он включал в себя 73 комнаты, но в начале XIX века почти все они были снесены. До наших дней сохранился лишь трёхкомнатный флигель.
Михраб (ниша, указывающая направление на Мекку) одной из мечетей.
Ну и, наконец, тот самый прославленный Фонтан слёз.
Он был создан в 1764 году одним из иранских зодчих. Фонтан был установлен у дюрбе (читай: мавозлея) Диляры-бикеч, любимой жены одного из крымских ханов, которая, согласно легенде, была отравлена соперницей.
Такой тип фонтана называется «сельсебиль» (по аналогии с райским источником, из которого, по верованию мусульман, пьют воду души праведников, павших за веру). Центр композиции — мраморный цветок, из которого в большую верхнюю чашу капает вода, напоминая слёзы. Из большой чаши вода попадает в две меньшие по размеру, оттуда — снова в большую, и так несколько раз. Наполнение чаши водой символизирует наполнение сердца горем, а изменение размеров чаш — то, что горе то усиливается, то утихает.
На современное место Фонтан слёз был перенесён в 1780-х годах к приезду в Бахчисарай Екатерины II.
Описывать фонтан, когда это ещё без малого двести лет назад сделал Александр Сергеевич Пушкин, — дело неблагодарное. Поэтому даю слово классику:
Опустошив огнем войны
Кавказу близкие страны
И селы мирные России,
В Тавриду возвратился хан
И в память горестной Марии
Воздвигнул мраморный фонтан,
В углу дворца уединенный.
Над ним крестом осенена
Магометанская луна
(Символ, конечно, дерзновенный,
Незнанья жалкая вина).
Есть надпись: едкими годами
Еще не сгладилась она.
За чуждыми ее чертами
Журчит во мраморе вода
И каплет хладными слезами,
Не умолкая никогда.
Так плачет мать во дни печали
О сыне, падшем на войне.
Младые девы в той стране
Преданье старины узнали,
И мрачный памятник оне
Фонтаном слез именовали.
Чтобы никто не ошибся, о каком именно фонтане идёт речь, в советские времена рядышком был установлен чугунный бюст великого поэта.
К слову: по мотивам поэмы «Бахчисарайский фонтан» была написана одноимённая опера (в 1899 году), снят одноимённый немой художественный короткометражный фильм (в 1910 году) и поставлен одноимённый балет (в 1934 году).
В следующей серии — самое захватывающее место Крыма.
Я — Владимир Кезлинг, автор этого сайта, и мне важно ваше мнение!
Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своими фотографиями? Оставьте комментарий внизу этой страницы!
Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение частного характера — посетите мою страницу. Давайте знакомиться!
Фонтан слёз бахчисарайского дворца знают даже те, кто никогда его не видел. Легенда о любви жестокого хана Гирея к юной наложнице так сильно впечатлила великого поэта А.С. Пушкина, что он написал пронзительную поэму «Бахчисарайский фонтан». Позднее композитор В. Асафьев создал прекрасный балет, и эта история шагнула далеко за пределы не только Крыма, но и России.
Историческая справка
Бахчисарай с середины XVI века был столицей Крымского ханства, здесь находилась главная резиденция правителей – ханский дворец. В настоящее время это единственный в мире памятник крымско-татарской архитектуры.
Во время войны в 1736 г. город захватили русские войска, дворец подожгли, правда, прежде его подробно описали. После присоединения Крыма к Российской империи бывшая резиденция ханов пережила множество реконструкций. Часть интерьеров изменилась, появились новые памятники. Самые масштабные работы проводили перед визитом Екатерины II в мае 1787 г. Тогда же фонтан слёз перенесли на его нынешнее место – в Фонтанный двор. Изначально он находился у мавзолея Диляры-Бикеч, в память о которой и был создан иранским мастером по имени Омер в 1774 г.
Рождение легенды
Двадцатилетний поэт А. Пушкин путешествовал по Крыму вместе с семьёй знаменитого генерала Н.Н. Раевского. Здесь он услышал поразившую его легенду о грозном хане Гирее и юной Диляре.
Рассказывали, что сердце хана было сравнимо лишь с комом шерсти, ведь даже камень и железо отзываются, если хорошо постучать, шерсть же не откликнется никогда. Страх бежал впереди его войска. И, надо полагать, в его гареме жили сотни, а то и тысячи красавиц.
Но однажды к нему, уже пожилому мужчине, привезли Её. Никто теперь не знает, кем Она была на самом деле:
Юной ли девушкой или совсем ребёнком попала она в гарем (и на этот счёт мнения расходятся), но ей суждено было растопить сердце хана, заставить его радоваться, любить и страдать.
Романтик А.С. Пушкин, безусловно, выбрал вариант с Марией Потоцкой и убийством. Для этого в поэму даже был введён дополнительный персонаж – грузинка Зарема, страстно любящая хана Гирея.
Интересно:
Поэма А.С. Пушкина не единственное литературное произведение на тему фонтана слёз. О нём писали Леся Украинка и Адам Мицкевич, у А.С. Пушкина есть ещё и стихотворение, посвященное «фонтану любви».
Печаль, воплощенная в камне
Вторая часть легенды относится к тому, как хан Гирей увековечил память о своей возлюбленной. Мастера Омера он попросил сделать так, чтобы камень плакал, как плачет сердце сильного мужчины. И чтобы длилось это вечно.
Задача была поставлена непростая, но мастер сам перенёс много страданий в своей жизни и понимал, как переживает горе мужественный человек.
Он вырезал из мрамора прекрасный цветок, в середине которого поместил глаз мужчины. День и ночь капает из него слеза, перетекая из одной чаши в другую. Фонтан вот уже более двух столетий плачет о юной красавице Деляре, безутешном горе великого хана и тяжелой жизни мастера Омера.
Фонтан украшен резьбой, изображающей цветы и фрукты в вазах, которые призваны вызывать ассоциации с райскими кущами, спираль у подножия символизирует вечность. Завершают творение стихи, возвеличивающие скорбящего хана, и сура из Корана.
Интересно:
В 1820 году в ханском дворце побывал А.С. Пушкин. Он сорвал в садике ханского гарема белую и красную розу и положил их в чашу фонтана. В память об этом событии сотрудники музея постоянно обновляют цветы. Белая и алая розы лежат в верхней чаше всегда.
Именно А.С. Пушкину фонтан обязан своими именами:
— фонтан любви;
— фонтан слёз;
— бахчисарайский фонтан.
Волшебная сила искусства
Есть среди этих источников очень красивые. Например, Золотой фонтан у входа в малую ханскую мечеть. Но люди приезжают издалека во дворец прежних властителей Крыма, чтобы посмотреть на скромный фонтан, воспетый А.С. Пушкиным, и разделить печаль влюбленного Крым-Гирея.
Интересно:
Архитектор А. Штакеншнейдер при оформлении одного из залов Малого Эрмитажа в Санкт-Петербурге воспроизвёл «фонтаны слёз».
Посещение фонтана слёз обязательно входит в экскурсию по ханскому дворцу.
На заметку:
Летом в исторических интерьерах ханского дворца можно посмотреть балет В. Асафьева «Бахчисарайский фонтан» в исполнении артистов Крымского музыкального академического театра.
Видео обзор:
Как работает музей в Бахчисарае (Время работы)
Экспозиции Ханского дворца открыты для посетителей с 9:00 до 18:00, кассы закрываются в 17:30. В осенне — весенний период дворец закрывают на выходные дни, зимой он не работает, так как в нём нет отопления.
Правила посещения музея и цены на билеты представлены на сайте www.handvorec.ru
Как добраться
Из Симферополя в Бахчисарай можно доехать:
— на рейсовом автобусе с Центрального автовокзала, а также Западной и Курортной автостанций. Время в пути от 35 минут до 1 часа в зависимости от выбранного направления;
— на электричке Симферополь – Севастополь примерно за 40 минут;
— на такси;
— на собственном автомобиле по трассе Н06, расстояние 30 км.
Адрес музея: Бахчисарай, ул. Речная, д.133.
Фонтан слёз на карте Крыма
GPS Координаты: 44°44’55″N 33°52’53″E Широта/Долгота