балалайка история происхождения инструмента
История балалайки
Происхождение
По одной из версий она тюркского происхождения. «Бала» по тюркски означает «дитя». Играя на ней успокаивали ребенка. Русь 250 лет находилась под монголо-татарским игом. Возможно завоеватели и принесли в страну инструменты, которые были дальними предками балалайки.
По другой версии название связывают с манерой игры на балалайке. Его определяли, как балаканье, балагурство, балабольство, бренчание. Это все родственные слова. Отсюда появилось отношение к инструменту как к несерьезному, мужицкому.
Первые письменные упоминания о балалайке датированы концом 17 века. Еще 3 столетия назад сложно было представить, что этот музыкальный инструмент с гордостью взойдет на подмостки концертных залов.
В середине 17 века царь Алексей Михайлович Тишайший издал указ, где повелел сжечь гудки, гусли, домры. По его мнению — «бесовские сосуды». А кто не подчинится, приказано отправлять в ссылку. На домрах любили играть скоморохи. Они распевали сатирические песни, высмеивая вельмож и духовенство. За что подвергались гонениям. После запрета, домра к концу 17 века просто исчезнет.
Свято место занимает новый инструмент с длинным грифом и двумя струнами. Ни один народный праздник не обходился без балалайки. Правда, внешний вид у нее был не такой, как сегодня. Мастерили крестьяне такое произведение искусства из любых подручных материалов. На севере это были долбленые деревянные ковши с жильными струнами.
Считается, что первые балалайки имели круглую форму. Затем лопатообразную. Многообразие размеров и форм поражало. Постепенно выработалась треугольная форма. Народные умельцы изготавливали балалайки из дерева без единого гвоздя. Все свое существование, эта треугольная певунья, постоянно менялась.
Триумф в 18, сменяется почти полным забвением в 19 веке. Балалайка умирала.
Расцвет балалайки
Из небытия воскресил ее дворянин, большой энтузиаст Василий Андреев. Он решил модернизировать инструмент. Все оказалось не так просто. Скрипичные мастера стыдились прикасаться к ней. Высший свет презирал балалайку. Она была развлечением крестьянским. Андреев нашел мастеров. Добился обучению игре и создал свой ансамбль.
В 1888 году ансамбль впервые выступил под руководством Андреева в Петербурге, в зале Кредитного собрания, уже на усовершенствованных им балалайках. Произошло это при содействии императора Александра Третьего. Инструмент был возвеличен. Начался новый виток его развития. Балалайка стала не только народным, но и концертным инструментом. Для него стали писать сложнейшие произведения. От несерьезного имиджа не осталось и следа. Из примитивной бренчалки балалайка постепенно превратилась в красивый профессиональный инструмент.
Подозревал ли Василий Андреев, создавший балалайку почти с нуля, какие возможности таятся в инструменте, задуманном для исполнения народной музыки? Сегодняшняя балалайка живет уже далеко за пределами своих традиционных жанров. Не переставая удивлять возможностями своих всего лишь трех струн.
Сейчас она стоит в авангарде развития культуры России. Музицировать на ней получается все. От народной музыки до классики. Игра на балалайке глубоко и прочно западает в душу, вызывая восторг. Простота игры и широкий диапазон, делают ее уникальным, неповторимым инструментом народности.
Кто придумал балалайку?
Какой музыкальный инструмент во всем мире прочно ассоциируется с Россией? С огромной долей вероятности в ответ на этот вопрос вам назовут балалайку – и будут правы. Казалось бы, столь узнаваемый символ страны должен был существовать у наших предков испокон веков, однако это не совсем так. Первые письменные упоминания о балалайке относятся к семнадцатому столетию. Музыкальный инструмент описан в московских хрониках 1688 года. Наибольшую популярность балалайка и вовсе обретет уже в XIX веке, превратившись из народного инструмента в главное светское развлечение.
Запрещенный инструмент
Гораздо старше балалайки другой инструмент – домра, хотя судьба ее на Руси незавидна. В 1648 году царь Алексей Михайлович объявил настоящую войну скоморохам, которые, по его мнению, неуважительно относились к представителям власти и духовенства. Поскольку шутливые песни скоморохи исполняли под аккомпанемент домры, то досталось и ей. Государь приказал инструменты «выимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь». За хранение домры можно было получить несколько ударов батогами. На несколько десятилетий инструмент выпал из народной жизни, однако со временем ему нашлась замена. Вместо домры научились мастерить балалайки, которые считались упрощенной версией некогда запрещенного инструмента.
Балалайка быстро распространилась по деревням и городам. Стоила она дешево – около 30 копеек, продавалась в каждой лавке. В XVIII веке трудно было найти крестьянский дом, в котором никто не умел играть на балалайке. Однако этот инструмент не воспринимали всерьез: балалайка ассоциировалась с примитивным и даже грубым искусством, овладение которым не требовало большого таланта и серьезного образования. В XIX веке, когда после повального увлечения западноевропейскими традициями зародилась мода на все русское, на балалайку обратили внимание профессиональные музыканты, однако не решались всерьез взяться за этот инструмент из-за его репутации «мужицкого» и «безвкусного». Вдохнуть в балалайку новую жизнь и сделать ее популярной среди представителей аристократии решился Василий Васильевич Андреев – музыкант-самоучка, выходец из купеческой семьи.
«Балалаечка во фраке»
В 1880-х годах Василий Андреев путешествовал по Италии. Там он обратил внимание, как уличный музыкант играет на мандолине, а затем тот же инструмент заметил на светском вечере в оркестре. Мандолина заставила Андреева вспомнить о трехструнке, на которой любил играть его дворовый. Тогда-то музыкант и решил, что балалайка заслуживает того, чтобы из «низкого» народного инструмента стать элитарным. По меткому выражению Петра Ильича Чайковского, Андреев положил жизнь на то, чтобы «одеть балалаечку во фрак». Первым делом он захотел изготовить инструмент не из дешевых материалов, а из горного клена, да еще и по авторскому эскизу. Когда Василий Андреев обратился к известному петербургскому мастеру скрипичных дел, тот подумал, что музыкант шутит. Тогда заказчик пошел на хитрость: посетил мастера вновь, достал простенькую балалайку, купленную на ярмарке, и виртуозно сыграл на ней народную песню. Пришлось мастеру сдаться и на условиях строжайшей анонимности выполнить необычный заказ. Дальнейшее признание «улучшенной версии» народного инструмента не заставило долго себя ждать. Андреев устраивал концерты, основал «Кружок любителей игры на балалайках», познакомил с инструментом царскую семью… И вот уже скрипичные мастера сами наперебой предлагали музыканту свои услуги.
Николай II писал Василию Андрееву: «Я вижу за вашим делом – дело государственного значения». В годы правления последнего императора балалайка превратилась в главное светское развлечение, и даже в воинских частях стали появляться оркестры балалаечников. Андреев тоже не сидел сложа руки – в конце века он создает оркестр из великорусских инструментов: балалаек, домр, гуслей. Музыкант сначала сам играл в оркестре, а потом выступал в качестве дирижера и давал сольные концерты. В 1913 году состоялось празднование символического двадцатипятилетнего юбилея балалайки в Мариинском театре. Сборы от концерта пошли на поддержку экспедиции лейтенанта Седова на Северный полюс. Федор Шаляпин после окончания мероприятия обратился к Андрееву: «Ты пригрел у своего доброго, тёплого сердца сиротинку балалайку. От твоей заботы, любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир». Но далеко не всем было известно, каких усилий стоило это музыканту. На содержание коллектива Василий Андреев отдал все наследство, доставшееся ему от отца. Несколько десятин леса и пашни он сдавал в аренду, но к концу 1890-х годов все равно испытывал проблемы с финансами. Несмотря на бешеную популярность Великорусского оркестра, субсидий для него он дождался лишь в 1914 году. Дела пошли лучше – 25 тысяч рублей в год по личному распоряжению императора оказались нелишними. Правда, долго наслаждаться привилегированным положением Андрееву не довелось. В 1918 году музыкант скончался, и в жизни оркестра вновь настали трудные времена.
Путешествие за границу
Великорусский оркестр впервые выступил за границей в 1889 году на Всемирной выставке. В Русском павильоне в Париже концерт произвел фурор: публика надолго запомнила балалайку, и с тех пор инструмент за рубежом стали воспринимать как символ России. Через три года Василий Андреев был избран почетным членом Французской академии искусств, позднее – получил орден Почетного легиона. В иностранной прессе писали: «Андреев со своими балалайками сделал для России больше, чем русская дипломатия. Америка, родина джаза, континентальная Европа, родина классической музыки, превозносили гений Андреева, рукоплескали его золушке-балалайке».
В 1909 году солист Великорусского оркестра балалаечник Борис Трояновский был на гастролях в Англии и получил предложение выступить в Виндзорском замке. Там его слушателями стали ни много ни мало два короля – британский монарх Эдуард VII и португальский правитель Мануэл II. Короли с искренним удивлением признались, что не ожидали такого мастерского исполнения на столь простом инструменте. А вот самому Трояновскому по душе куда больше пришелся не вечер с королями, а поездка в Ясную Поляну ко Льву Толстому. После небольшого концерта писатель воскликнул: «В игре Трояновского на балалайке звучит сразу как будто несколько инструментов. Очень хорошо!». Высокая оценка была дана по праву: современники называли Бориса Трояновского «русским Паганини». Он наравне с Василием Андреевым внес огромный вклад в популяризацию балалайки. Во время Первой мировой войны Трояновский постоянно выступал перед фронтовиками, а в годы Великой Отечественной – находился в блокадном Ленинграде и выступал в госпиталях и на предприятиях.
Балалайка
Музыкальный инструмент балалайка был изобретен на Руси. Это струнный инструмент, который относится к виду щипковых. Балалайки могут быть самыми разными: и крошечными – от шестисот до семисот миллиметров (они носят название прима), и огромными, превышающими полтора метра в длину (такие балалайки называются субконтрабас).
Корпус балалайки может быть различной формы. Есть треугольные, есть овальные. Чаще всего они выполняются из дерева, что придает инструменту особое звучание.
Как гармонь и жалейка, балалайка стала одним из самых ярких музыкальных инструментов, которые и сейчас ассоциируются с русским народом. Название инструмента происходит от характера звуков, которые он издает. И соотносится со словами балаболить, балагурить – болтать, трезвонить. В этом суть балалайки – в ненавязчивом, легком, веселом звучании, которое способно занять и развеселить слушателя, рассказать ему небольшую историю без надрывного драматизма.
Звучание балалайки
Несмотря на не слишком громкое звучание, балалайка звонкая, ее звук мягкий, теплый. Огромным достоинством инструмента является большой спектр характера звучания акустики. На балалайке можно играть как искрометные веселые произведения, так и нежную, трепетную и камерную музыку.
Звук получается из-за щипков струн – обычно на балалайке они должны быть гибкими и сильно натянутыми. Тогда музыкант зажимает нужный лад и щипает струну или по ней ударяет. Спектр музыкальных приемов, несмотря на кажущуюся простоту исполнения, достаточно велик:
Высота издаваемого звука регулируется зажимаемым ладом, его характер – исполнительским приемом. Балалайка – трехструнный инструмент. Нижние две струны издают звук «ми», расположенный в первой октаве. Верхняя струна соответствует звуку «ля» на кварту выше. Таким образом, диапазон балалайки лежит в промежутке от «до» четвертой октавы до «ми» первой октавы.
Как устроена балалайка
Самая первая, «деревенская» балалайка, устроена иначе, чем музыкальный инструмент, переработанный В. В. Андреевым.
Он укоротил балалайки до шестисот – семисот миллиметров, расположил по корпусу несколько отверстий в форме звезды. Андреев предложил использовать для своей балалайки сразу несколько разных сортов дерева.
Дека должна была быть выполнена из ели, а задняя часть изготавливалась из бука. Это позволило сделать звучание лучше, повысив резонансные свойства балалайки.
Современная балалайка выглядит так:
Репертуар
Из народной музыки в профессиональное музыкальное общество балалайка пришла благодаря В. Андрееву и его коллегам. Это произошло после ее усовершенствования, примерно в конце девятнадцатого века. Теперь балалайка используется не только соло, но и в составе ансамблей и оркестров. Множество коллективов различных направлений часто используют звучание балалайки в своих выступлениях и на концертах.
Если изначально репертуар балалайки не был так широк: чаще всего ее использовали для исполнения переложений из классической музыки, то рост ее популярности привел к появлению композиторов, создававших специально для балалайки произведения более крупной формы: концерты, сонаты, сюиты. Такую музыку создавали Ю. Шишаков, М.Ипполитов-Иванов, Ю.Речменский и другие.
История
Возникновение инструмента
Считается, что балалайка была придумана крепостными крестьянами, с целью увеселения и скрашивания тяжелых рабочих дней под подчинением жестоких помещиков. Далее, инструмент стал распространяться в среде скоморохов, которые разъезжали с выступлениями по просторам Руси.
Области применения инструмента в древности
Старорусские артисты давали выступления во время ярмарок, развлекали людей, получая таким образом заработок на жизнь и еду. Тогда это был достаточно простой увеселительный инструмент, его ценность раскрылась лишь годами позднее. Однако, увеселительное время длилось недолго, согласно указу великого царя русского Алексея Михайловича, все увеселительные музыкальные инструменты, а именно, домры, балалайки, рожки, гусли и многие другие, было велено собрать и сжечь.
Всех, кто отказывался подчиняться указу и не отдавал инструменты, наказывали: пороли и ссылали в Малороссию. Однако, по истечении времени, после смерти царя указ потерял свою силу и изъятие инструментов прекратили. Балалайку вновь можно было услышать на территории Руси, но длилось это короткий промежуток времени. Некогда популярная балалайка была практически забыта вплоть до середины девятнадцатого века.
Приобретение былой популярности
Был период, когда балалайку забыли, однако не все. Немногими крестьянами этот инструмент все так же использовался. Весёлые звуки трехструнного инструмента можно было услышать в некоторых избах.
И произошло так, что эти звуки были услышаны молодым дворянином Василием Васильевичем Андреевым, когда тот проезжал по территории своего имения. Тогда молодой Андреев задумал популяризовать балалайку. Сначала, дворянин сам освоил игру на инструменте, затем, увидев в нем большой потенциал, решил довести звучание до совершенства.
Василий Васильевич отправился прямиком в Петербург. Там он обратился за помощью к мастеру по скрипкам Иванову, попросив усовершенствовать звук балалайки. Мастер категорично отказался от просьбы. Молодой дворянин опечалился, однако вытащил недорогой ярмарочный инструмент и блестяще сыграл популярную народную песню. Иванов не смог устоять перед дворянином, его виртуозно игрой и дал согласие.
Мастер долго и кропотливо работал, однако создал обновлённую и улучшенную балалайку. Андреев не остановился на достигнутом, ведь он непросто хотел изготовить более усовершенствованный инструмент, но вернуть его в лоно народа и распространить там. С тех пор, все солдаты, которые проходили службу, получали балалайку, которую могли забрать с собой, по истечении военной службы.
Создание Великорусского оркестра
Так игра на балалайке снова возродилась, распространившись ещё шире на территории всей России. Василий Васильевич не остановился на этом, он способствовал созданию целого семейства балалаек, имеющих различные размеры, согласно образцу струнного квартета.
Чтобы воплотить идею в реальность, дворянин пригласил высококлассных мастеров-музыкантов. Изготовленные ними инструменты легли в основу Великорусского оркестра, позже объездившего многие страны мира. Оркестр занимался прославлением балалайки и русской культуры, да так, что Англия, США и Германия создали оркестры русских народных инструментов согласно образцу Великорусского.
В начале работы оркестра Андреев самостоятельно участвовал в нем в роли музыканта, далее стал его дирижёром. Параллельно, Василий Васильевич играл сольно на собственных концертах, которые называли вечерами балалайки.
Проделанная работа поспособствовала огромной популяризации балалайки как на территории России, так и за границей. Кроме того, Андреевым было воспитано большое количество учеников, старающихся изо всех сил популяризовать инструмент.
Предшественницей балалайки была домра
На смену приходит треугольный прибор. Изначально двухструнный. Существует несколько теорий появления названия. Основная: слово пришло из тюркского языка, и первая часть «бала» переводится как «младенец». То есть играя на балалайке успокаивали младенцев.
Впервые ансамбль прозвучал в 1888 году в Санкт-Петербурге перед императором Александром 3. Инструмент, изгнанный одним царем, был возвеличен другим. Начался новый путь развития: балалайка становится не только народным, но и концертным инструментом.
Наше время
Сейчас композиторы пишут для балалайки сложные произведения. Однако, профессиональных исполнителей небольшое количество. Народная музыка, к сожалению, интересна лишь малому кругу лиц.
Из самых известных балалаечников на сегодняшний день можно выделить: В. Б. Болдырева, М. И. Сенчурова, Евгения Быкова, В.Н. Конова, А. А. Горбачева, а также Оркестр музыкальных инструментов имени Н. П. Осипова.
История балалайки
История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков.
Здесь не так то все просто, потому что существует довольно большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков — домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Следовательно, и год происхождения инструмента назвать сложно. Историки и музыковеды спорят и из-за этого. Большинство придерживаются 1715 года, но эта дата условна, так как есть упоминания и более раннего периода — 1688 год. Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране.
Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и на бутылку водки и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер и репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.
Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой.
Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру. Дошло до того, что и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского.
Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки (Трояновский и др.). В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.
Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Даже в деревне про балалайку забыли. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. Сейчас наиболее известны балалаечники Болдырев В. Б., Зажигин Валерий Евгеньевич, Горбачев Андрей Александрович, Кузнецов В. А., Сенчуров М. И., Быков Евгений, Захаров Д. А., Безотосный Игорь, Конов Владимир Николаевич, Михаил Федотович Рожков. Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью.
В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.
Краткая история
Балалайка была популярна еще во времена Московской Руси, она продолжила традиции древнерусского инструмента — домры, и была придумана русским народом в 16−17 столетии.
Название «балалайка» состоит из общей корневой основы — бал (в лексическом словаре по буквам: *b, h, ā). Это звукоподражательная форма — древнеславянское толкование «болтать, говорить», например, в словах балабол, баламут, балакать, балагур. История происхождения названия указывает непосредственно на главное предназначение инструмента — развлекать человека, поддерживать настроение.
Балалайку впервые упоминают в московских летописях XVII столетия. В дальнейшем она становится самым часто упоминаемым русским народным инструментом в рассказах, докладах, на рисунках и в устном фольклорном творчестве.
После возникновения балалайки ее привычный вид формировался на протяжении нескольких веков. Вначале корпус был полукруглым с довольно длинным грифом, но к XVII-XVIII столетию появилась и широко распространилась конструкция с треугольными формами. Многие региональных традиций создания привели к тому, что до XIX столетия в народе существовало несколько видов инструмента — от редких маленьких балалаек с овальным корпусом до самых распространенных вариантов треугольной формы и большим грифом. Число струн также отличалось — от 2 до 6.
В начале XX столетия балалайку значительно переработала команда музыкальных мастеров во главе с Василием Андреевым. Она начала применяться профессиональными музыкантами на сцене. Вследствие этого новая конструкция закрепилась в производственной практике, и сегодня выглядит балалайка именно так, как ее представляют многие современники.
Балалайка делится на два основных вида: традиционную и профессиональную. В академической среде сложился особый тип конструкции с нейлоновыми струнами, унифицированным квартовым строем, огромным звукорядом. Игра на этой балалайке потребует от музыканта знания нот и владения большим набором приемов извлечения звука.
В народе распространен инструмент артельного (традиционного) изготовления. Он отличается использованием стальных струн, меньшим количеством ладов. Овладеть игрой на этой балалайке очень просто, так как требуется минимум времени и знаний нотной грамоты, поэтому ее часто используют на уроках музыки в детских классах.
Особенности конструкции
Балалайка — это щипковый музыкальный инструмент, который красиво может звучать, только если он изготовлен профессиональным мастером, отлично знающим это ремесло. Сегодня его делают из фанеры, сосны, и, в общем, имеет он около 70 различных элементов. Общий размер в длину с учетом вида балалаек составляет — 60−70 см, в ширину 18−25 см.
Основные детали:
Способы настройки
В различных регионах страны есть разные способы настроек. Наиболее распространенные виды — минорный, балалаечный и гитарный строй. Кроме этого существует академический вариант, он предназначен для профессиональных музыкантов. Всего около 12 способов наладки:
Для точной наладки можно пользоваться мобильным приложением, тюнером, гитарой, синтезатором, камертоном, гармоникой либо иным музыкальным инструментом, который сможет сориентировать на удобную высоту звучания.
Выбор струн
В академической балалайке применяются наборы из одной металлической струны и двух синтетических (карбон или нейлон). Возможны отклонения в диаметре (0,02−0,04 мм) — это зависит от акустических особенностей инструмента и требований непосредственно музыканта. Многие исполнители специально делают шлифовку синтетических струн.
В народной балалайке находятся стальные струны. Выбор их диаметра будет зависеть от способа настройки. Для аккордных подстроек (скрипочный, минорный, гитарный строй) требуются струны 3-х различных диаметров. Для двухголосой наладки (цыганской, балалаечной) необходимы струны 2-х разных сечений.
Характерная закономерность следующая: чем ниже строй инструмента, тем больше требуется толщина струн. К примеру, распространенный вариант гитарного строя до-ми-соль потребует комплекта струн довольно большого диаметра (.015-.012-.012 inch).
И наоборот, чем выше строй, тем меньше необходима толщина. Если не соблюдать эти элементарные требования, музыкант будет испытывать сильный дискомфорт во время игры, а балалайка потеряет качество звучания.
Нужно сказать, что некоторые музыканты устанавливают все струны одного сечения для любых способов настройки — это в основном используется для деревенской музыки. Многие исполнители подбирают струны с учетом манеры игры, к примеру, при мягком извлечении звука устанавливаются очень тонкие струны.
Также необходимо не забывать, что струны балалайки нуждаются в периодическом уходе. Прежде чем их установить, они протираются спиртосодержащим составом. Во время частого использования нужно все время протирать струны, так как от этого зависит непосредственно яркость звучания. Регулярно их нужно заменять на новые, поскольку во время эксплуатации неизбежно происходит деформация (окисление, нарушение калибровки, растягивание), это приводит к эффекту «плавающего» строя балалайки.
Интересные факты
Существует несколько гипотез происхождения названия «балалайка». Первая исконно русская, от слова «балаболить». Приверженцы восточного происхождения говорят, что от слова «бала», это на тюркском обозначает — «ребенок».
Другие занимательные факты:
Уход за инструментом
Невзирая на то, что балалайка является непритязательным и крепким инструментом, во время игры в любом случае проявляются признаки постоянной эксплуатации. Самым частым явлением считается загрязнение мыска — участок удара рукой по струнам. Для избавления от этих следов необходимо использовать специальные составы по уходу за инструментами в виде клининговых средств или полиролей.
Во время значительных загрязнений можно воспользоваться народными способами — водкой либо бензином для домашнего использования «калоша». Балалайке требуются «косметические процедуры» и разные составы по уходу помогают ей не только сохранить красивый внешний вид, но и не потерять яркость звучания. При продолжительных перерывах в эксплуатации инструмента нужно ослабить натяжку струн.
Чтобы не допустить сбоя в работе колковой конструкции, нужно периодически производить смазку и выполнять протяжку винтовых деталей. Для хранения лучше всего воспользоваться чехлом или гофром. Не стоит хранить инструмент на печи, подоконнике, на чердаке, в сенях, на лоджии, в багажнике машины или в гараже. Запрещается ставить возле приборов отопления.
Почему рвутся струны:
Сегодня балалайка находится в авангарде развития российской культуры. Играть на ней можно любые композиции. От народных песен до классической музыки.
Игра на этом инструменте вызывает восторг, западая в душу прочно и глубоко. Простота использования и огромный диапазон сделали балалайку неповторимым и уникальным инструментом народности. В ее истории находились и взлеты, и падения, но она продолжает жить, и у всех иностранцев считается олицетворением традиционной культуры России.