балет баядерка история создания

Новости

балет баядерка история создания. Смотреть фото балет баядерка история создания. Смотреть картинку балет баядерка история создания. Картинка про балет баядерка история создания. Фото балет баядерка история создания

«Баядерка». История&nbspс биографией

«Баядерка» — долгожительница в балетном мире, но с годами она скорее молодеет, чем старится. На протяжении полутора веков последователи Мариуса Петипа вливали «жизненные силы» в одно из лучших творений великого хореографа. Начо Дуато готовится представить свою постановку, сохраняя уважение к традиции. Мы собрали 10 фактов о сценической судьбе «Баядерки» для тех, кто собирается на премьеру.

«Баядерка» — один из самых популярных балетов из «золотого фонда» русской классики. Премьера спектакля на музыку Людвига Минкуса в постановке Мариуса Петипа состоялась в 1877 году. Танцевальным языком в нем рассказана история любви знатного индийского воина и храмовой танцовщицы — им не удается соединиться на земле, но они находят друг друга в царстве духов. В балете органично смешались представления об экзотической Индии — стране факиров и магараджей — и возвышенная поэзия классического танца.

Задумывая «Баядерку», Мариус Петипа частично опирался на сочинение своего старшего брата Люсьена — балет «Шакунтала» по либретто Теофиля Готье. В частности, имена героев — Гамзатти, Дугманта, Магдавея — заимствованы оттуда. Однако «Баядерка» на русской императорской сцене родилась как совершенно самостоятельное произведение. Фоном для любовного треугольника служили торжественные выходы жрецов, пряные восточные танцы, бутафорские тигры и слоны. Но не они стали залогом долгой сценической жизни балета, а его гениальная хореографическая кульминация — картина «Тени», образец чарующей гармонии.

На премьере главную партию — Никию — танцевала любимая балерина Петипа Екатерина Вазем. В дальнейшем хореограф неоднократно возобновлял балет, последний раз в 1900-м году для Матильды Кшесинской. Размеры сцены Мариинского театра, куда петербургский балет переехал из обветшавшего Большого (Каменного) театра, были меньше, к этому времени число танцовщиц в картине «Тени» от первоначальных 64 сократилось до 32.

В послереволюционном Петрограде балет продолжил свою историю. В 1920 году «Баядерку» возобновили для Ольги Спесивцевой. Но к концу 1920-х, когда Никию танцевала Марина Семенова, спектакль «похудел» на один акт — вместо четырех осталось три. Есть легенда, что во время наводнения 1924 года погибли декорации финальной картины, которая представляла собой сцену «гнева богов». Первоначально балет заканчивался разрушением дворца, где все было готово для свадьбы Солора и Гамзатти — таково было возмездие за клятвопреступление. С утратой уникальных декораций, созданных сценографами императорских театров, исчезла драматургическая и танцевальная развязка, с этого времени балет заканчивается «поэтическим многоточием», романтической неопределенностью.

В 1941 году в театре имени С.М. Кирова Владимир Пономарев и Вахтанг Чабукиани представили новую редакцию «Баядерки», в которой трехактная структура была закреплена. Хореографию дополнили новыми номерами, развернутую танцевальную партию получил Солор, свадебное па-д’аксьон заменило празднование дня рождения Гамзатти. Премьеру в феврале танцевали Наталья Дудинская и Вахтанг Чабукиани, спектакль с участием Галины Улановой состоялся 22 июня 1941 года. Версия Пономарева-Чабукиани стала ключевой для сценической судьбы «Баядерки» во второй половине ХХ века. Позднее в спектакль органично вошел танец Золотого Божка в постановке Николая Зубковского.

В течение многих десятилетий «Баядерка» оставалась по преимуществу «ленинградским» балетом. Из-за сложной сценографии ее никогда не показывали на зарубежных гастролях. На Западе о ней узнали в 1980-м, когда знаменитая балерина Наталья Макарова, «беглянка-невозвращенка», находившаяся тогда на пике славы, отважилась поставить «Баядерку» в Американском театре балета. По ее словам, ее версия рождалась «благодаря памяти, исследованиям и воображению». Неведомый на Западе шедевр Мариуса Петипа в целом сохранил драматургическую полноту, и сегодня этот вариант остается самым распространенным на мировой балетной сцене.

«Баядерка» стала последней постановкой Рудольфа Нуреева в Парижской Опере. Сценографию балета доверили знаменитому итальянскому художнику Эцио Фриджерио, преданной ассистенткой хореографа была Нинелла Кургапкина. По случаю премьеры тяжело больной танцовщик в последний раз выступил перед публикой 8 октября 1992 года.

В Мариинском театре в 2002 году Сергей Вихарев вновь возродил «Баядерку» «по Петипа» — в четырех актах, с «гневом богов». Специалисты отдали должное его кропотливой работе, которую можно сравнить с реставрацией старинного живописного полотна, где утрачена часть красочного слоя. Но спектакль недолго оставался в репертуаре — публика настаивала на возвращении привычной трехактной версии.

В репертуаре Михайловского театра старинный балет впервые появился в 2000 году в редакции Николая Боярчикова. В 2012 году его сценическая история продолжилась постановкой Михаила Мессерера, который бережно воссоздал версию Пономарева-Чабукиани. Балетмейстер убежден, что именно их работа влила в «Баядерку» жизненные силы, без которых спектакль не дожил бы до наших дней.

Начо Дуато создает свою версию балета, оставляя в неприкосновенности гениальные хореографические фрагменты, созданные Мариусом Петипа и его последователями, сохранившими «Баядерку» для новых поколений. Его цель — поставить спектакль живой, трогающий, заставляющий сопереживать. Он намерен сделать перипетии сюжета более выпуклыми и рельефными, действие — более напряженным. Ритуалы, шествия, характерные танцы хореограф поставит, сохраняя ориентальный дух и индусскую экзотику.

Источник

Баядерка (балет)

балет баядерка история создания. Смотреть фото балет баядерка история создания. Смотреть картинку балет баядерка история создания. Картинка про балет баядерка история создания. Фото балет баядерка история создания

балет баядерка история создания. Смотреть фото балет баядерка история создания. Смотреть картинку балет баядерка история создания. Картинка про балет баядерка история создания. Фото балет баядерка история создания

балет баядерка история создания. Смотреть фото балет баядерка история создания. Смотреть картинку балет баядерка история создания. Картинка про балет баядерка история создания. Фото балет баядерка история создания

«Баядерка» — балет в четырёх действиях; композитор Людвиг Минкус, балетмейстер Мариус Петипа. Авторы либретто: балетмейстер Мариус Петипа и драматург Сергей (Степан) Николаевич Худеков.

Содержание

[править] История создания

Само слово «баядерка» означает «индийская танцовщица, исполняющая ритуальные танцы при храмах»; в Индии она называется «девадаси», что в переводе с санскрита значит «божья рабыня». Обычно ими становились не слишком счастливые девушки — родители приводили в храмы для исполнения божественного долга нелюбимых и нежеланных дочерей, в которых видели обузу.

В Европе эти танцовщицы получили другое название — баядерка.

Как, почему вдруг на русской сцене возник интерес к индийскому искусству? Что послужило отправной точкой для обращения к столь экзотической для Российской империи теме? Театроведы не могут прийти к единому мнению, но кое-какие версии есть.

[править] Балет «Шакунтала»

Мариус Петипа, младший брат Люсьена Петипа, в эти годы находился на службе при русском императорском дворе. Вполне возможно, что спектакль, поставленный его братом, понравился ему и показался интересным для русской сцены, но он захотел не просто перенести его в Россию, а сделать другой — свой — балет на подобную тему. Однако, постоянная рутинная служба при русском императоре засасывала и долго не давала возможности сосредоточиться на полюбившемся сюжете — поэтому за это время Марисом Петипа были поставлены еще несколько спектаклей, вошедших в классику мирового балетного искусства.

Однако это мнение — о влияние балета «Шакунтала» на создание другого балета «Баядерка» — ничем не подкреплено, кроме домыслов, а сюжет обоих балетов столь отличается, что нет никакого смысла искать в них что-то общее — кроме обращения к национальной индийской теме.

[править] Другие влияния

Время середины XIX века само по себе совпало с появлением в русском искусстве новых тем, среди которых своё место заняла и экзотическая индийская тематика. Развивалась экономика, развивалась культура, восточные товары привлекали к себе внимание, — а вместе с ними возникал интерес к другим странам. Образовалась мода на индийскую культуру, которой свойственны особая лиричность и мелодраматизм — чувства, которые могли быть воплощены мимическими средствами на балетной сцене.

[править] Литературная основа

В результате М. Петипа и С. Худеков создали свое оригинальное произведение, полное накала страстей, неожиданных поворотов, ярких индивидуальных характеров, хоть и основанное на национальном индийском колорите, но с элементами европейского романтического стиля.

[править] Краткое содержание

Источник

Балет баядерка история создания

Л. Минкус балет «Баядерка»

балет баядерка история создания. Смотреть фото балет баядерка история создания. Смотреть картинку балет баядерка история создания. Картинка про балет баядерка история создания. Фото балет баядерка история создания

Краткое содержание балета Минкуса «Баядерка» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Никиябаядерка, танцовщицаСолорблагородный и храбрый воин страныГамзаттидочь ДугмантаДугмантараджа ГолькондаВеликий браминдуховный наставник, жрецАйярабыня, горничная Гамзатти

Краткое содержание «Баядерки»

балет баядерка история создания. Смотреть фото балет баядерка история создания. Смотреть картинку балет баядерка история создания. Картинка про балет баядерка история создания. Фото балет баядерка история создания

Действие спектакля разворачивается в Индии во времена глубокой древности. Главные герои – индийская танцовщица Никия и храбрый воин Солор страстно влюблены друг в друга. Они тайком встречаются в храме и планируют побег – только так они смогут быть вместе. Но достичь столь заветного счастья влюбленным не суждено: на их пути возникает множество препятствий. Это великий брамин, одержимый жаждой мести отвергшей его Никии, раджа, собирающийся выдать свою дочь за Солора, ну и, конечно, сама соперница баядерки – Гамзатти.

Продолжительность спектакля
I АктII АктIII Акт
50 мин.40 мин.40 мин.

Фото:

балет баядерка история создания. Смотреть фото балет баядерка история создания. Смотреть картинку балет баядерка история создания. Картинка про балет баядерка история создания. Фото балет баядерка история создания балет баядерка история создания. Смотреть фото балет баядерка история создания. Смотреть картинку балет баядерка история создания. Картинка про балет баядерка история создания. Фото балет баядерка история создания

балет баядерка история создания. Смотреть фото балет баядерка история создания. Смотреть картинку балет баядерка история создания. Картинка про балет баядерка история создания. Фото балет баядерка история создания балет баядерка история создания. Смотреть фото балет баядерка история создания. Смотреть картинку балет баядерка история создания. Картинка про балет баядерка история создания. Фото балет баядерка история создания

Интересные факты

балет баядерка история создания. Смотреть фото балет баядерка история создания. Смотреть картинку балет баядерка история создания. Картинка про балет баядерка история создания. Фото балет баядерка история создания

Популярные номера из балета «Баядерка»

История «Баядерки»

В 1876 году внимание главного хореографа Петербургской императорской труппы Мариуса Петипа привлекла идея создать балет «Баядерка». Он довольно быстро составил примерный план будущего произведения. В качестве соавтора было решено пригласить Сергея Николаевича Худекова, который являлся не только профессиональным юристом, но также обладал прекрасным литературным талантом. Сергей Николаевич представлял собой превосходного историка балета и часто разрабатывал сюжеты для спектаклей. За основу «Баядерки» взяли драму поэта Калидасы, которая датируется I и VI веками «Абхиджняна-Шакунтала».

Исследователь Ю. Слонимский отмечал, что Мариус взял из первоисточника главную героиню, имена других героев, а также некоторые ситуации. Вот только в итоге получился уже совсем другой балет, а не вариант французского, как можно подумать. Хореограф смог так органично переделать все материалы, внести в них новшества, что спектакль стал для него своим.

балет баядерка история создания. Смотреть фото балет баядерка история создания. Смотреть картинку балет баядерка история создания. Картинка про балет баядерка история создания. Фото балет баядерка история создания

На первом плане в балете выделяется весьма характерная тема для произведений того времени – стремление к счастью, а также любви. Мариус Петипа доверил музыкальную часть спектакля талантливому композитору Людвигу Минкусу. На первый взгляд может показаться, что в музыке балета нет ярких, знаковых характеристик героев, раскрывающих их индивидуальность, она лишь рисует настроение и выступает неким фоном. Вместе с тем музыкальная часть невероятно мелодична, полностью подчинена танцам и пантомиме, и в ней тесно соединяются драма и лирика. Кроме того, музыка очень тонко следует за хореографией, что было крайне важно балетмейстеру.

Постановки и различные версии

балет баядерка история создания. Смотреть фото балет баядерка история создания. Смотреть картинку балет баядерка история создания. Картинка про балет баядерка история создания. Фото балет баядерка история создания

Долгожданная премьера спектакля состоялась 23 января 1977 года в Санкт-Петербурге. Главную роль Никии исполнила Екатерина Вазем, у которой как раз в этот день был бенефис. Дирижером балета выступил А. Папков. Эта постановка отличалась яркими костюмами танцоров, невероятно сложнейшими декорациями. Древность и некая экзотика тесно переплеталась с мелодраматическим сюжетом балета, которому дополнительную яркость придавали индийские мотивы. Однако несмотря на это, чисто индийским спектакль назвать нельзя, ведь это всего лишь подражание, а сам балет полностью соответствует всем европейским признакам. Хореография была исполнена на высшем уровне, где каждое движение было продумано до мельчайших подробностей, а каждый отдельный персонаж наделен своим, исключительным танцем, который тонко выражал его чувства, мысли и переживания.

Через несколько лет Большой театр в Санкт-Петербурге был временно закрыт, а вся труппа переехала в Мариинский. На новой сцене премьера спектакля состоялась в 1900 году, ее постановкой также занимался М. Петипа. Из-за того, что зал бы немного меньше, пришлось корректировать немного партитуру и уменьшать кордебалет. Так, после небольшой правки он был уменьшен вдвое, до 32 участниц в картине «Тени».

После этого в 1920 году постановку балета снова возобновили для Ольги Спесивцевой, которая исполняла партию Никии. Однако с этой постановкой произошло непредвиденное, в результате наводнения сильно пострадали декорации к четвертому акту, поэтому осенью 1929 года «Баядерка» ставилась уже без финала.

В 1941 году решили вновь возобновить этот спектакль, только на этот раз Владимир Пономарев, который занимался исследованием классического балета, вместе с хореографом Вахтангом Чабукиани немного изменил произведение Минкуса, переделав его в трехактное. Кроме того, персонажи также получили новое видение. Так, Солор приобрел танцевальную партию, хотя до этого был лишь мимическим персонажем. Причем эта роль досталась хореографу Вахтангу Чабукиани, а после ее исполнял уже Семен Каплан.

балет баядерка история создания. Смотреть фото балет баядерка история создания. Смотреть картинку балет баядерка история создания. Картинка про балет баядерка история создания. Фото балет баядерка история создания

За рубежом публика тоже отлично знала творчество Минкуса и Петипа, вот только исполнялся спектакль не полностью, а лишь его небольшая часть «Тени». Все изменилось лишь в 1980 году, когда балерина Кировского театра Наталья Макарова отважилась поставить полную версию спектакля в Американском театре.

В 2002 году в Мариинском театре состоялась постановка спектакля в первоначальной версии, с хореографией Мариуса Петипа, благодаря стараниям балетмейстера Сергея Вихарева. Практически через 102 года спектакль в своем первоначальном виде вернулся на ту сцену, откуда и начал свое мировое шествие. Стоит заметить, что и эта версия подвергалась некой редакции, в связи с видоизменением танцевальной эстетики.

«Баядерка» – это красивая история о любви, верности и предательстве, окутанная индийскими мотивами, словно причудливыми узорами. Спектакль каждый раз задает сложный вопрос зрителю – что же выбрать, прислушаться к зову сердца или голосу разума, чтобы угодить земным законам и строгим правилам? Вот уже более ста лет публика каждый раз переживает вместе с главными героями эту драму, наблюдая за историей любви индийской танцовщицы Никии и знатного воина Солора. Простой и понятный сюжет, красивая музыка, талантливая работа сценариста и режиссера, гениальная разработка хореографа – это и есть те составляющие, благодаря котором спектакль до сих пор с успехом ставится на разных мировых сценах. Билеты на балеты

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Людвиг Минкус «Баядерка»

Источник

Балет баядерка история создания

Балет на музыку Людвига Минкуса в четырех актах, семи картинах с апофеозом. Сценаристы М. Петипа, С. Худеков, балетмейстер М. Петипа, художники М. Бочаров, Г. Вагнер, И. Андреев, А. Роллер.

Премьера состоялась 23 января 1877 года в Большом театре (Санкт-Петербург).

Действующие лица:

Действие происходит в Индии в древние времена.

История создания

Мариус Петипа, представитель семьи, давшей не одного выдающегося деятеля балета, начал свою деятельность во Франции в 1838 году и вскоре завоевал большую известность как в Европе, так и за океаном. В 1847 году он был приглашен в Петербург, где его творчество достигло расцвета. Им было создано большое число балетов, вошедших в сокровищницу этого искусства. Наиболее крупной вехой стал «Дон Кихот», поставленный в 1869 году.

В 1876 году Петипа привлекла идея балета «Баядерка». Он составил план сценария, к работе над которым привлек Сергея Николаевича Худекова (1837—1927). Худеков, юрист по образованию, был журналистом, критиком и историком балета, автором четырехтомной «Истории танцев всех времен и народов»; пробовал силы в драматургии и беллетристике. Он взялся за разработку сюжета, в основе своей имевшего драму древнеиндийского поэта Калидасы (по одним сведениям, I век, по другим — VI век) «Сакунтала, или Узнанная по кольцу». Первоисточником балета Петипа стала, однако, не сама древняя драма, а французский балет «Сакунтала» по сценарию Готье, поставленный братом хореографа, Люсьеном Петипа в 1858 году. «Мариус Петипа, не стесняясь, брал из постановки брата все, что могло пригодиться, — пишет Ю. Слонимский, — героиню-баядерку, злодея-жреца, имена действующих лиц. мстительную соперницу, ситуации. И все же «Баядерка» — не вариант французского балета. Содержание, образы, направленность спектакля в целом, талантливое хореографическое воплощение самостоятельны — они-то и входят в актив русского балетного театра. Петипа переплавил чужой материал так, что он сделался для него своим, вошел в его собственное произведение органически, приобрел черты новизны». На первый план вышла характерная для русского искусства того времени тема стремления к счастью, любви и свободе. Музыка «Баядерки» была заказана постоянному сотруднику Петипа Минкусу. В хореографии органично слились драма и лирика. На пестром фоне дивертисментных танцев развивалась драма Никии. «В ее хореографической партии не было пустых мест, — пишет В. Красовская. — Каждая поза, движение, жест выражали тот или иной душевный порыв, объясняли ту или иную черту характера». Премьера состоялась 23 января (4 февраля) 1877 года в петербургском Большом Каменном театре. Балет, относящийся к высшим достижениям хореографа, быстро завоевал признание и более 125 лет идет на сценах России.

Сюжет

(по первоначальному либретто)

В священном лесу Солор с друзьями охотится на тигра. Вместе с факиром Магдавая он отстает от других охотников, чтобы поговорить с прекрасной Никией, живущей в виднеющейся в глубине леса пагоде. Там идут приготовления к празднику огня. Торжественно выходит Великий брамин, за ним браматшоры и баядерки. Никия начинает священный танец. Великий брамин увлечен ею, но баядерка отвергает его чувство. Брамин угрожает Никии, но она ожидает Солора. Магдавая сообщает ей, что Солор неподалеку. Все расходятся. Наступает ночь. Солор приходит к храму. Он предлагает Никии бежать с ним. Свидание прерывает Великий брамин. Пылая ревностью, он замышляет жестокую месть. С рассветом близ храма появляются охотники с убитым тигром, баядерки, идущие за священной водой. Солор уходит с охотниками.

В царстве теней встречаются Солор и Никия. Она умоляет любимого не забывать данной клятвы.

Солор снова в своей комнате. Его сон тревожен. Ему кажется, что он в объятиях Никии. Магдавая с грустью глядит на своего господина. Тот просыпается. Слуги раджи входят с богатыми подарками. Солор, поглощенный своими мыслями, идет за ними.

Сквозь сплошную сетку дождя виднеются вершины Гималаев. Скользит тень Никии, Солор склоняется к ее ногам.

Музыка

В музыке Минкуса, упругой и пластичной, сохранились все присущие композитору черты. В ней нет ни ярких индивидуальных характеристик, ни действенной драматургии: она передает лишь общее настроение, но мелодична, удобна для танцев и пантомимы, а главное — послушно следует за тщательно выверенной хореографической драматургией Петипа.

Балет был сочинен Петипа для петербургского Большого театра. Главные партии исполняли Екатерина Вазем и Лев Иванов. Вскоре Большой театр по причине ветхости был закрыт, и в сезоне 1885-86 года петербургский балет переехал через Театральную площадь, напротив, в Мариинский театр. На эту сцену «Баядерка» была бережно перенесена самим Петипа для прима-балерины Матильды Кшесинской в 1900 году. Сцена здесь была несколько меньшей, посему все спектакли требовали некоторой коррекции. Так, в «картине теней» кордебалет уменьшился вдвое — 32, вместо прежних 64 участниц. Спектакль не выделялся среди огромного репертуара Императорского балета. Ценилась уникальная сцена теней, да и партия главной героини привлекала балерин. Так, уже в советское время «Баядерку» в 1920 году восстановили для Ольги Спесивцевой. В середине 1920-х годов произошло несчастье — погибли декорации последнего, четвертого акта (возможно, по вине петербургского наводнения 1924 года). Тем не менее, еще осенью 1929 года Марина Семенова перед тем как покинуть родной театр не без успеха танцевала «Баядерку» в варианте 1900 года, не смущаясь отсутствием финального акта.

Затем спектакль исчез из репертуара на более чем десятилетие. Казалось, что «Баядерка» разделит участь вечного забвения подобно «Дочери фараона» и «Царю Кандавлу». Однако в театре подросла новая генерация солистов, желающих расширить свой танцевальный репертуар. Их выбор пал на «Баядерку». Руководство театра не возражало, но не соглашалось на большие материальные затраты, предлагая ограничиться старыми декорациями. В 1941 году большой знаток классического наследия Владимир Пономарев и молодой премьер и хореограф Вахтанг Чабукиани совместно создали трехактную редакцию старинного спектакля. Премьеру танцевали Наталья Дудинская и Чабукиани. В 1948 году этот вариант был несколько пополнен и с тех пор не сходит с подмостков театра.

Один из постановщиков, Владимир Пономарев, объяснял, что «возобновление „Баядерки» связано, прежде всего, с большой танцевальной ценностью этого балета». В 1940-х годах старались сохранить (иногда развить, осовременить) уже существующую хореографию и тактично дополнить ее новыми номерами. В первой картине к скромному танцу баядерок и диковатой пляске факиров вокруг священного огня Вахтанг Чабукиани добавил дуэт Никии и Солора. Практически пантомимную вторую картину украсили эффектной пластикой танца Никии с рабом (хореограф Константин Сергеев), в котором храмовая баядерка благословляла будущий брачный союз. Главные и решающие изменения произошли в третьей картине. Разнообразный и богатый дивертисмент был еще расширен. В 1948 году в характерную сюиту органично вошел танец золотого Божка (хореограф и первый исполнитель Николай Зубковский). Классическая сюита включила в себя па д’аксьон из исчезнувшего финального акта. Пономарев и Чабукиани, убрав ненужную здесь тень Никии, обогатили партии солистов. В целом по танцевальному разнообразию и богатству нынешний второй акт «Баядерки» уникален. Резкий контраст бессюжетного блестящего дивертисмента и трагического танца со змеей усилил смысловую эмоциональность действия в целом. Убрав венчавший прежде балет «гнев богов», постановщики ввели мотив личной ответственности Солора. Бесстрашный перед лицом врага воин решается теперь и на ослушание своему радже. После картины сна героя появилась небольшая картина самоубийства Солора. Увидев неземной рай, где среди небесных гурий царит любимая Никия, жизнь на этом свете становится для него невозможной. В дальнейшем совершенство хореографической композиции «картины теней» потребовало не разрушать зрительное и эмоциональное впечатление неким реалистическим довеском. Ныне герой, отозвавшись на зов любимой, навсегда остается в мире теней и призраков.

Такой романтический финал венчает спектакль, весьма привлекательный и в плане редкого мастерства сохраненной сценографии второй половины XIX века. Всегда вызывают аплодисменты зрителей особая иллюзорность дворцовых покоев (художник второй картины Константин Иванов) и поражающие взгляд восточные шествия на фоне узорчатых экстерьеров освященного солнцем дворца (художник третьей картины Петр Ламбин). Недаром с 1900 года никто не решился осовременить эти и другие картины балета. Сохранение классического балета девятнадцатого века вместе с его оригинальными декорациями — уникальное явление в отечественной практике.

Любой зритель от новичка до специалиста осознает главную привлекательность балета — так называемый «Сон Солора» или картина «Тени». Недаром этот фрагмент нередко представляют отдельно без декораций, и впечатление не уменьшается. Именно такие «Тени», показанные Кировским балетом впервые в 1956 году на гастролях в Париже, буквально поразили мир. Выдающийся хореограф и превосходный знаток классического балета Федор Лопухов попытался детально проанализировать хореографическую природу этого шедевра. Вот выдержки из его книги «Хореографические откровенности»: «В воплощении танца „Теней» сказалось большое искусство хореографии высшего порядка, содержание которой раскрывается вне каких-либо вспомогательных средств — сюжета, пантомимы, аксессуаров. На мой взгляд, даже прекрасные лебеди Льва Иванова, как и „Шопениана» Фокина, в этом отношении не могут сравниться с „Тенями». Эта сцена вызывает в человеке духовный отклик, который так же трудно объяснить словами, как впечатление от музыкального произведения. По принципам своей композиции сцена „Тени» очень близка форме, по которой в музыке строится сонатное аллегро. Здесь разрабатываются и сталкиваются хореографические темы, в результате чего образуются новые. Гениальная постановка не случайно удавшийся набор движений, а произведение, проникнутое единой большой мыслью».

От «Теней» Петипа прямой путь к знаменитым «абстрактным» композициям Джорджа Баланчина.

В отличие от других классических балетов, «Баядерка» долгое время шла только на сцене Кировского театра. В Москве после не слишком удачных редакций спектакля Александра Горского (который, пытаясь приблизить балет к реальной Индии, одевал теней в сари) лишь изредка исполнялся акт «Тени». Лишь в 1991 году Юрий Григорович взял за основу постановку 1948 года, заменив некоторые пантомимные сцены танцевальными.

За рубежом долго удовлетворялись одним актом «Теней», пока бывшая балерина Кировского балета Наталья Макарова не решилась в 1980 году поставить в Американском театре балет «Баядерка» в 4 актах. Конечно, в Нью-Йорке никто не помнил финальный акт в оригинале, даже соответствующая музыка была недоступна. Макарова соединила три первые картины в один акт, сократив дивертисмент картины праздника за счет изъятия характерных танцев. После неизменного акта теней исполнялся финальный акт со вновь сочиненной хореографией, дополненной танцем золотого божка из ленинградской постановки. Несмотря на то что спектакль имел успех и Макарова перенесла свою постановку в театры различных стран, новая хореография в ней явно проигрывает старой. После гениальной романтической сцены следуют невыразительные танцы, по сути лишь иллюстрирующие сюжет.

Более последователен был подлинный знаток классического наследия Петр Гусев. В не обремененном балетными традициями Свердловске он в 1984 году попытался по памяти восстановить оригинальную «Баядерку» в четырех актах. Па д’аксьон вернулся в последний акт, но выяснилось, что от этого пострадал не только второй акт, но и весь балет. Шедевр «Теней» подобно Гималаям высился над бледными равнинами остальных слагаемых спектакля.

По существу новые «обновители» «Баядерки» должны решить для себя основной вопрос: что для них, а главное для зрителя, важнее — хореографическая гармония или дотошное разрешение сюжетных коллизий. Небезынтересно решили в 2000 году эту проблему в петербургском Театре имени Мусоргского. Взяв без изменений редакцию 1948 года, постановщики (художественный руководитель Николай Боярчиков) добавили к ней не акт, а лишь небольшую картину. В ней в кратком виде происходит все, что было в финальном акте у Петипа. После разрушения дворца спектакль завершается выразительной мизансценой: на тропе, по которой некогда шествовали тени, стоит одинокий Брамин, на вытянутых руках которого белоснежное головное покрывало Никии. Оно медленно взмывает вверх. Спектакль завершен.

На более ответственную задачу — реанимировать «Баядерку» 1900 года — решились в Мариинском театре. Оригинальную партитуру Минкуса обнаружили в музыкальной библиотеке театра. Декорации и костюмы реконструировали по оригинальным эскизам, макетам и фотоматериалам, найденным в петербургских архивах. И наконец, хореографический текст Мариуса Петипа был реставрирован на основе записей бывшего режиссера дореволюционного Мариинского театра Николая Сергеева, находящихся ныне в коллекции Гарвардского университета. Понимая, что для современного зрителя «Баядерка» образца 1900 года покажется бедноватой в танцевальном плане, хореограф-постановщик Сергей Вихарев, скрепя сердце, включил в спектакль некоторые вариации из поздних редакций. В целом, четырехактная реконструкция 2002 года оказалась весьма спорной, и театр решил не лишать зрителей проверенного временем спектакля 1948 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *