балка исаева история цимлянский район
Легенда Петровских погребов
Если вы даже ничего не знали и не слышали о затопленной одноименным водохранилищем станице Цимлянской, то попадая в станицу Хорошевскую – наследницу Цимлянской, вы все равно скажите про себя – Атлантида. Огромные старинные строения, кажется – в пустой степи.
Дороги тщательно выложены, но неведомо когда и кем.
Убегают в даль, к берегу.
А на берегу сохнут брошенные Атлантами лодки и бродят спасшиеся при катаклизме коровы.
Но это шутка конечно.
На самом деле все прозаично. Эти строения и дороги остатки большой исчезнувшей станицы, давшей свое название всемирно известному вину.
Андрей был в Хорошевской дольше меня и снял очень хороший и разноплановый репортаж.
А я сосредоточусь на главной станичной легенде – складах Петра Первого времен его Азовских походов. Легенда стойкая, растиражированная. Но не бесспорная. Прочитав все, что нашел по этой теме в интернете, не нашел никаких убедительных доказательств того, что эти склады были построены во время Азовских походов. Фермерское хозяйство, которое сейчас владеет строениями, расположено за глубоким оврагом, в стороне от станицы. Два земляных вала, под которыми спрятались склады, хорошо видно.
Первое, что сделал с помощью наложения нескольких карт, определил, где протекал Дон по отношению к складам. Вот, что получилось. На темном фоне Цимлянского водохранилища светлыми голубыми линиями показано русло Дона. Склады обозначены стрелочкой. Вероятная дорога от Дона к складам – желтым пунктиром. Первая мысль – далеко!
Расстояние, на которое пришлось бы таскать грузы, примерно 1300 метров. Причем по неудобьям. Может быть, строители складов боялись нападения неприятеля и отнесли склады подальше от берега? Не верю. Ведь хорошо известно, что в 1695 году русские войска, движущиеся на штурм Азова, основали Темерницкую слободу, в которой были складские и жилые бараки, палатки русского «Госпитального двора» и мастерская для починки галер, пострадавших от турецких ядер. И все это в прибрежной зоне Дона при впадении в него Темерника. В непосредственной близости от Азова. И не боялись. А здесь, в Цимлянской, до которой «три дня скакать», боятся тем более не имело смысла.
Второе сомнение, это архитектура помещений. Приведу ниже три фото которые Андрей сделал внутри складов.
Обратите внимание на окна. Они, хоть и заложены кое-где кирпичом при более поздних перестройках, большие, и открываются прямо в складское помещение. Так вот, во времена азовских походов, такие военные склады не строили. Пожары были бедствием тех лет, да и лихие люди водились в изобилии. Эти обстоятельства заставляли прятать военное имущество за двойным контуром стен, а окна выводить не прямо на свет, а в специальные шахты. Вспомните Азовский пороховой погреб. Много раз перестроенный, он сохранил основные принципы безопасности.
Подытоживая. Эти помещения вероятно являются винными погребами 19-го или 18-го веков, а не военными складами 17-го. От этого их историческая ценность не уменьшится, а наоборот возрастает. Здесь рождалось знаменитое цимлянское вино.
Хутора и станицы, оказавшиеся на дне Цимлянского моря
В 2015 году исполняется 67 лет с начала строительства Цимлянского гидроузла и Волго-Донского судоходного канала. Одной из страниц истории этой стройки стало массовое переселение жителей хуторов и станиц, попавших в зону затопления. Рассказы о быте переселенцев и некоторые истории об этом неоднократно публиковались в местной печати и краеведческих альманахах. В данной статье мы рассмотрим общую схему переселения в границах современной Ростовской области и постараемся ответить на вопросы «откуда и куда» были перенесены населенные пункты, оказавшиеся на дне степного моря.
Под переселение попали более 150 хуторов и станиц на территории Ростовской и Сталинградской областей. Уезжать от наступающего моря приходилось на разное расстояние. В одних случаях было достаточно передвинуть свой дом вверх по склону на несколько сотен метров, в других случаях пришлось отправиться в путешествие на несколько десятков километров. Переселение началось уже в 1948 года, с переноса станиц у строительной площадки гидроузла. Населенные пункты, лежащие выше по течению Дона и Цымлы, переселились вплоть до 1950 года включительно, по мере заполнения ложа водохранилища.
План перенесения населенных пунктов из зоны затопления Цимлянского водохранилища. Для большей наглядности приведены границы Волгодонска, Цимлянска и станицы Красноярская. Направления переселения указаны стрелками. На схему в целях лучшего восприятия схемы не нанесены несколько небольших хуторов из зоны затопления, а также не отмечены направления переселения в направлении станицы Романовской. Следует учитывать, что в районный центр переезжали переселенцы из всех затапливаемых станиц. К примеру, из Красного Яра в Романовскую выехало около четверти всех дворов.
Новые укрупненные станицы, в подавляющем числе случаев сохранившие свои старые названия, старались размещать на берегах заливов и естественных убежищ на водохранилище. Крупнейшие прибрежные станицы, такие как Соленовская, Красный Яр, Калининская, Терновская, Жуковская были распланированы и отстроены на берегах заливов. В Калининской и Жуковской оборудовались пристани и убежища от штормов для кораблей речного флота. Небольшие хутора, сохранившие статус отдельных населенных пунктов, могли разместиться в некотором удалении от воды и на незащищенным побережье.
Из-за нехватки земли некоторые станицы располагали в глубине степи, а на новом месте условия жизни оказывались гораздо хуже. Самым ярким примером подобного рода стало переселение станицы Кумшацкая (более 900 жителей). Станица располагалась в нижнем течении Кумшака, недалеко от его впадения в Дон, на месте Цимлянского судомеханического завода и старой городской автобусной станции. В зону затопления станица не попадала, но ее территория все равно отходила под строительную площадку правобережной части плотины. Новое место станицы подобрали 13 километров от старого в глухой степи, на берегу реки Кумшак, вдалеке от любых дорог. «Официальное» переселение тогда сорвалось – на новое место переехали не более половины станичников, а остальные по большей части переселились на хутор Сиволобов (через 20 лет он вольется в состав станицы Красноярской).
В статье «От Волги до Дона шумят ковыли», опубликованной в краеведческом журнале «Донской временник», приводятся подробности истории «путешествия» станицы Кумшатской: «Приехала комиссия с топографическими картами. На них указаны места для переселения поселков. Станичникам рассказали, что место, где находится Кумшатская, будет затоплено водами будущего моря. Далее члены комиссии показали на карте куда надлежит переселяться. Жители возмущались: ведь там безводная степь, и отказывались ехать. Тогда им предложили написать заявления об отказе, но предупредили, что если станичники предпочитают селиться в другом месте, тогда им не будут выплачиваться подъемные, пусть переселяются за свой счет. Самые отчаянные тут же стали разбирать свои дома и искать место на другом, более высоком берегу Дона в станице Красноярской. Постепенно вся станица переехала в два хутора: Сиволобов и Романов, которые настолько приблизились к Красноярской, что вскоре вошли в ее состав».
Формально место Кумшацкой заняла станица Цымлянская, в том же году приобретшая современное название Цимлянская. При определенных условиях Цимлянскую на новое место можно было вообще не переносить. Под затопление попадало около 60% площади застройки станицы и слившихся с ней хуторов (Чекалов и Потайновский). Под воду уходили район пристани, исторический центр станицы с собором. Но район винодельческого завода, мельницы, кладбище и верхние улицы оставались нетронутыми водой. Для сравнения немногим меньше потерял своей территории город Калач-на-Дону в Волгоградской области. Окончательное решение перенести станицу на новое место обычно связывают с необходимостью создать новый районный центр с возникшим поселком работников ГЭС. «Старая» Цимлянская оказывалась без железной дороги и удобной пристани на Дону (из-за крутизны берега наполненного водохранилища).
Поэтому оставшейся не затопленной части Цимлянской переименовали в станицу Хорошевская (сама станица находилась в устье современного Терновского залива). В новой Хорошевской продолжил работать, до перевода в Цимлянск через много лет, винодельческий завод (предшественник Цимлянского завода шампанских вин).
Вообще же все населенные пункты на правом, возвышенном берегу Дона от современной станицы Хорошевская до города Цимлянска под воду ушли только частично. В хуторе Крутой, который еще перед Великой Отечественной войной считался крупным населенным пунктом (597 человек по данным Всесоюзной переписи населения) затопило несколько улиц, а остальная часть населенного пункта осталась целой. Не переменил места и Саркел, образованный в 1932 году как поселок при виноградарских колхозах «Новь» и «Красный Октябрь». Современное название поселок получил в 1987 году, на волне интереса к хазарской теме по имени одноименной средневековой крепости.
Другим примером неудачно подобранного участка для переселения стала история станицы Баклановской. На старом месте станица оказывалась в прибрежной полосе будущего водохранилища. При нарезке участком для станичников выделили место удаленное как от ближайших дорог, так и от водохранилища. Жители соседних хуторов стали с иронией называть новое место обитания баклановцев – «хурдинский престол». Хутор Алдабульский, расположенный рядом с Баклановской, наоборот смог «выбить» себе место на побережье водохранилища.
В некоторых случаях несколько хуторов на новом месте объединялись в ранее не существовавший населенный пункт. На берегу залива водохранилища возникла станица Калининская, названная по расположенном неподалеку одноименному небольшому хутору. В новую станицу переселились жители четырех хуторов, расположенных на берегу правого притока Дона Цымли (Цимлы в современном написании). В крупнейшем из них, Челбине, численность населения к концу 20-х годов превышала 1000 человек.
Подобным образом возник и хутор Лагутники. В конце 20-х годов на его месте возник небольшой поселок для работников Романовской машинно-тракторной станции (МТС). Десяток домиков расположились вдоль улицы Ленина. Расположение поселка на узле автомобильных дорог повлекло за собой активное полуофициальное переселение жителей небольших хуторов с правого берега Дона. В поселок МТС переезжали те, кто не смог получить участок в районном центре. Костяк первопоселенцев Лагутников составили жители одноименного хутора, на месте которого отрыли 15 котлован и построили шлюз №15 (сейчас это территория Волгодонска, хуторов Богучары (550 человек) и Лог (495 человек). Выросший поселок стал усадьбой Добровольского совхоза, а в 80-ые годы был переименован в Лагутники, в честь одного из исчезнувших хуторов.
В целом при переселении сохранялись названия и прямая преемственность для крупных станиц и хуторов, с населением более 500 человек. Наверное, единственным исключением из этого правила стала история станицы Нижне-Курмоярская. Эта станица стала единственным населенным пунктом в Ростовской области, перенесенной с правого берега Дона на левый берег. Пойма Дона на месте примыкала к бесплодным Цимлянским пескам. При наполнении водохранилища заливные луга в окрестностях станицы уходили под воду, а ближайшие свободные пахотные земли находились уже в границах Сталинградской (Волгоградской) области. В итоге населенный пункт упразднили, большая часть жителей и школу перевели в хутор Рябичев, туда же перенесли и здание станичной школы. Меньшая часть жителей переехала в хутор Лозной на левом берегу Дона (Рябичев находится в Волгодонском района, а Лозной – в Цимлянском).
Иногда место для переселения выбиралось на месте уже существующего хутора, который ранее был основан выходцами из выселяемой станицы. Так, около будущего Волгодонска появилась станица (или в другом варианте – хутор) Красный Яр. При выборе конечного места для переселения красноярцы остановились на варианте хутора Добровольского, основанного в 20-е годы. Другие варианты переселения, вроде хутора Ясырев в Романовском районе, были отвергнуты. Похожим способом состоялся переезд станицы Маркинская. Изначально станицы располагалась на правом берегу Цымлы, рядом с хутором Чеблин. При планировке территории обнаружилось, что для укрупненного колхоза, который создавался в новой станице Калининская, потребуется гораздо больше земли, и в результате новым местом для станицы избрали хутор Сметановский.
Надгробия и кости на берегу: под Цимлянском разрушается старинное старообрядческое кладбище
Читайте также:
Уникальное старообрядческое кладбище в станице Хорошевской постепенно уходит под воду из-за разрушения берегов Цимлянского водохранилища.
В станице Хорошевской Цимлянское водохранилище медленно и неумолимо размывает высокий и обрывистый берег, на кромке которого еще сохраняется часть старого кладбища станицы Цимлянской. При обрушении уступа, старые каменные надгробия вместе с человеческими останками под ними падают на пару десятков метров вниз, на каменистый и обрывистый берег моря.
Спасти кладбище вряд ли удастся, но некоторые надгробия могут представлять несомненную историческую ценность, ведь на кладбище нашли свой упокой многие люди, оставившие свой след в истории станиц Хорошевской и Цимлянской. Немногие туристы, побывавшие в этих местах, иногда называют береговой склон «берегом скелетов» из-за попадающихся под ногами человеческих останков. В некоторых кругах распространена версия, что кости относятся к кладбищу заключенных, которые при жизни строили Цимлянскую ГЭС, но это не более чем местная байка и городская легенда.
В 2013 году с обрыва на береговую полосу скатилось высеченное из камня надгробие с могилы женщины. Падение практически не повредило каменный монолит. На одной из сторон надгробия выбита хорошо читаемая надпись: «Васильевой Поповой. Скон августа 1847», на другой стороне надгробия указывается и имя усопшей женщины – Ксения. Спустя почти 7 лет надгробие продолжает лежать бесхозным на берегу, постепенно сползая все ближе и ближе к морю. Весной надгробие уже уходит под воду.
Надгробие, как считает Анатолий Чалых, изготавливалось из местного камня. В нескольких километрах от кладбища к водохранилищу выходит балка. Именно там могли могли вытесываться плиты для надгробий. Много лет назад директор Волгодонского краеведческого музея Виктор Хажилов обнаружил рядом с устьем этой балки на берегу водохранилища целую россыпь заготовок каменных мельничных жерновов. В 19 веке на это месте существовала камнетесная мастерская. Жернова могли использоваться в небольших частных ветряных и водяных мельницах, которые в 19 столетии были распространены по всей округе.
По словам краеведа, на берегу водохранилища в состоянии хорошей сохранности до сих пор лежат как минимум три надгробия с разрушенного кладбища. Обращения к руководству Цимлянского краеведческого музея и Волгодонского эколого-исторического музея с призывом поднять наверх и сохранить эти надгробия (например, в рамках экспозиции музея или в виде установки в качестве кенотафа у одного из храмов Цимлянска или Волгодонска) результата не дали.
«Строители выкопали из-под Цимлянской ГЭС огромного слона»: краевед Анатолий Чалых
Читайте также:
Гостем рубрики «Лица города» стал известный в Волгодонске краевед Анатолий Чалых.
«Большая» история пишется профессиональными историками, а изучение прошлого малых городов и сел часто выпадает на долю энтузиастов. Таким собирателем древностей, историй и слухов в Волгодонске стал бывший моряк и строитель Анатолий Чалых.
Много лет краевед занимается темой затопленной водами Цимлянского водохранилища средневековой хазарской крепости Саркел, создав на своем сайте большую подборку данных сведений об этом памятнике фортификации 9 века нашей эры.
По словам Анатолия Чалых, история Саркела является одной из немногих тематик, которые могут быть задействованы при развитии туристического потенциала Волгодонска и Цимлянска. Еще несколько лет назад Чалых предложил воссоздать на берегу Сухо-Соленовского залива макет крепости. Среди его последней инициативы – установка рядом в Волгодонским эколого-историческим музеем макета колоннады, которая должна символизировать связи Саркела с Херсонесом и Византией. «Блокнот Волгодонска» встретился с Анатолием Чалых и обсудил с ним проблемы популяризации исторического наследия в Волгодонске.
Традиционный первый вопрос. Расскажите о себе, своей семье?
Моя семья родом из Славянска Донецкой области. Там я и появился на свет в 1952 году. В 1956 году родители переехали в Волгодонск на строительство химзавода. На стройке отец работал бригадиром в бригаде слесарей-монтажников. Можно сказать, что «химзавод весь его» и был построен его руками. Город рос на моих глазах, семья тоже была связана с Волгодонском. Две дочери родились и выросли в Волгодонске. По образованию я судовой инженер-механик, судовые энергетические установки мой хлеб. После школы закончил два мореходных училища с отличием — в Херсоне и в Одессе. После учебы работал на рыболовецком флоте, ходил по морям, дослужился до старшего механика.
Во время учебы в Одесском высшем инженерном морском училище, 1975 год
Работа на флоте наверное оставила массу впечатлений?
Да, служба в рыболовецком флоте была трудной, но интересной. Портом приписки траулеров была Одесса. Но промысел вели во всех морях вплоть до Антарктиды и Дальнего Востока. Когда только начинал работать на рыбаках, попал на судно «Югрыбпромразведки». Мы занимались разведкой и оценкой рыбных ресурсов в перспективных местах для лова по всему Мировому океану. Объектом промысла в качестве эксперимента были даже акулы. В одном из таких рейсов я и принял участие. Чаще всего ловили наиболее распространенных акул-мако. Для ловли акул использовались специальные переметы — к прочной леске крепились специальные стальные поводки, на которые насаживалась ставридка в качестве приманки. Ее и заглатывала акула. Акул за валюту сдавали в Италии. Там из акулих плавников делали особый суп. Это блюдо попробовала и наша команда, на вкус напоминал говядину. В 1982 году во время Фолклендской войны в Южной Атлантике между Великобританией и Аргентиной наш траулер попал в целое приключение. Двое суток мы шли одним курсов с английской эскадрой, которая плыла отвоевывать острова у Аргентины. По рации слушали переговоры военных в эфире. Дошли до района промысла в Антарктиде, когда начались боевые действия. Обратный маршрут траулера поменяли — домой возвращались через Тихий океан и Панамский канал. У берегов Чили на борт приняли тайного пассажира. Ночью к судну подплыл катер, с него на борт перешел мужчина. Несколько дней просидел в каюте, потом стал появляться в кают-компании. Оказался он — помощник генсека коммунистической партии Чили Луиса Корвалана. Так как назад шли через Панамский канал, который в то время полностью контролировался американцами, то опасались, что нашего гостя могут насильно снять, а сам траулер задержать. Но все обошлось. Уже в Черном море мы направились не в Одессу, а в Севастополь. Там еще до пограничного контроля, чилийца приняли военные.
Как вы увлеклись краеведением?
Когда вернулся на родину в Волгодонске, сменил несколько профессий. Работал в «Гидроспецстрое», химкомбинате, ВКДП, «Ростовгазстрое», строил газопроводы. В 2004 году я работал на «Атоммаше», тогда «Энергомаше», на производстве газовых турбин, По должности отвечал за газоснабжение мини-электростанций. К 50-летию Великой Отечественной войны руководство «Энергомаша» решило построить в городе мемориал на берегу Сухо-Соленовской балки. Для этого требовалось найти периода войны. Несколько подходящих машин удалось найти, но тема со строительством мемориала заглохла. А пока искал танки, изучал и местную историю периода войны. Обратил внимание, что местные дороги использовались людьми буквально сотни лет: все ходят по одним и тем же тропам. Стоит только в сторону отойти, как натыкаешься на артефакты того или иного исторического периода. Так и возник интерес к местной истории, а через него и вышел на тему хазарского Саркела. Когда накопилась критическая масса материала, создал и по сию пору поддерживают сайт sarkel.ru.
Этому колодцу из крепости Саркел более 1100 лет. Колоднец нашли и очистили во время раскопок 1949-1950 годов. Теперь он скрыт под водами Цимлянского водохранилища. Фотография из фондов Новочеркасского музея истории донского казачества.
Зачем вообще поднимать тему Средневековья и Саркела?
Мы имеем такое богатство под руками, а город в историческом прошлом не видит себя далее чем 50-ли лет. Даже про строительство плотины Цимлянской ГЭС с толком не можем рассказать. Это сказывается и на продвижении города как центра туризма. Второй год подряд в Волгодонске проводят фестиваль «Шелковый путь». Говорят, что на фестиваль поедут туристы. Задумка была хорошая, но по факту получился праздник на один день. Денег при такой продолжительности фестиваля город не заработает, ведь туристы с деньгами, которые могут потратить их в городе, мероприятие на такой короткий срок не привлечет. В таком формате фестиваль может через несколько лет превратиться в «потемкинскую деревню» только «для своих». Город должен иметь свою «изюминку» для туристов, а ее сейчас нет. На самом деле, артефакты буквально валяется под нашими ногами. Еще в начале 20 века, когда проводились первые раскопки в Саркеле, жители Цимлянской и окрестных хуторов стали активно вывозить кирпичи из стен крепости и строить из них фундаменты и подклеты домов. Особенно много таких домов на кирпичах девятого века появилось в хуторах Красный Яр и Попов. При переселении фундаменты домов, как правило, не разбирали и оставляли. Теперь при каждом шторме на водохранилище вода кирпичи вымывают и выбрасываются на берег. Больше всего их выносит к берегу у хутора Овчинников. А местные жители из этих тысячелетних кирпичей выложили, например, дорожку к свинарнику.
Макет крепости Саркел
В качестве «приманки» для туристов Вы предлагает восстановить Саркел?
Да, но для этого Волгодонску необходимо последовательно выстраивать взаимодействие с регионом, Министерством культуры, крупными музеями. В 2010 году мы начали собирать документы для создания точной копии крепости Саркел. По результатам раскопок имеются ее точные обмеры, мы имеем представление, как строилась и выглядела крепость. На берегу Сухо-Соленовского есть подходящее место для размещения крепости — это участок берега между спортивной школой у путепровода и ВКДП. Рельеф местности там напоминает участок берега Дона на которой и стояла крепость. Общественная палата города обратилась в Исторический музей, Эрмитаж, Русское географическое общество (РГО) с просьбой помочь в исторической реконструкции крепости Саркел. Везде мы получили положительный ответ, все готовы с нами сотрудничать, но при условии того, что в Волгодонске будет создан опорный пункт или филиал музея, что позволит передать в Волгодонск для экспонирования часть центральных фондов музеев.
А чем наполнять музей, ведь просто стены крепости не представляют большого интереса?
Существует большой массив хазарских древностей, которые лежат мертвым грузом в фондах музеев. А ведь золото хазар буквально копали экскаваторами. Когда в первый раз эту фразу услышал, я рассмеялся. Но ведь производились массовые раскопки курганов в зоне затопления Цимлянского водохранилища, было собрано по некоторым данным почти 200 килограммов золотых украшений, которые были переданы в Гохран на переплавку. В Государственном историческом музее в Москве находится хазарская коллекция. Она лежит там невостребованная. В Эрмитаже в Санкт-Петербурге есть знаменитый «саркельский подвал», куда были переданы результаты раскопок Саркеле в конце 40-х годов. Он также малоисследован. Примерно 20 лет назад на реке Сал у хутора Калинин при раскопке кургана были украшения, которые заняли почти два рюкзака золотых вещей. Эти украшения попали в экспозицию Эрмитажа. Выходом может стать экспонирование копий предметов.
Местные источники пополнения экспозиции существуют?
Есть ли другие дополнительные направления сбора материалов?
Пойма Дона содержит огромное число костных останков древних животных. Но большая часть таких находок остается неизвестной или уничтожается при добыче песка из поймы землесосами. В 1949 году при подготовке строительстве платины Цимлянской ГЭС прямо перед будущим зданием гидроэлектростанции раскопали целый скелет южного таманского слона, предка мамонтов, возраст которого мог достигать одного миллиона лет. Археолог Артамонов, которое в то время вел раскопки Саркела, передал находку в Ленинград. Там кости собрали в целый скелет. Второй директор городского краеведческом музея Виктор Хажилов в 1991 году в балке Большой Буерак в районе станицы Хорошевская обнаружил останки слона с бивнями, которые выпали на поверхность при обрушении берега. Бивни тогда передали в порт, где они и затерялись. А части скелета перешли в музей. Кости этого огромного слона до сих пор выпадают на поверхность каждую весну. В Азове, в известнейшем историко-археологическом и палеонтологическом музее есть отличные коллекции скелетов древних животных и золотых украшений из погребальных курганов. В этом направлении следует двигаться и нам.
Даже при благоприятных условиях, которые не факт, что возникнут, строительство крепости займет много времени. Есть и другие планы отметить Саркел в топографии города?
Саркел строил византийский инженер и политик Петрон Каматира, который одновременно являлся и наместником императора в Херсонесе. Часть материалов на Дон могла быть доставлена прямо из Херсонеса. В Новочеркасском музее истории донского казачества хранятся колонны, якобы доставленные из Саркела. Еще одна саркельская т.н. «желтая» колонна хранится в запасниках Азовского краеведческого музея. В 2018 году я был в Севастополе в музее-заповедник Херсонес. Во время посещения раскопок буквально споткнулся о колонну, полускрытую в земле. Колонна по форме напоминала колонны из Новочеркасска. В музее-заповеднике не проявили интереса к работе по сравнению «херсонесских» и «саркельских» колонн, заявив им это не интересно, а сама тема малоразработана. Единственный способ подтвердить идентичность колонн — провести анализ материала, из которых они сделаны, и сравнить методы обработки колонн. В переписке доцент ВШЭ, специалист по византийскому православию Андрей Виноградов посоветовал начать работу с создания макета предполагаемой базилики или похожего на него здания из Саркела. Для этого отлично подходит площадка на месте бывшего фонтана у здания Волгодонского эколого-исторического музея. Там можно установить в ряд шесть или восемь точных копий колонн из литого мрамора, которые будут копиями колонн из фондов музея Херсонеса и Новочеркасска. Колонны образуют точную копию базилики из Херсонеса. Это будет своеобразный памятник затопленному Саркелу в Волгодонске. Больших денег это не потребует. Надеемся, что руководство «Росатома» или «Атоммаша» будет помогать в создании туристической инфраструктуры Волгодонска.
Есть ли интересные сюжеты для развития микро-истории, уже в рамках исследования прошлого Донского края? Как вообще обстоит дело с охраной памятников на востоке области?
У станицы Камышевской стоит крест на месте захоронений немецких и австрийских военнопленных, строивших шлюз на реке Дон. Это место сейчас более известное как «Петровский шлюз». Стройка так и не была закончена, а на месте лагеря осталось кладбище, на котором был установлен памятный крест с оригинальными табличками на немецком и русском языка. Крест несколько раз переносили с места на место, а несколько лет назад его из благих намерений местного фермера его «отреставрировали». Оригинальные таблички были сняты и заменены новоделами, хотя им было самое место в краеведческом музее. Со шлюзом связана и другая история. Часть военнопленных остались жить на Дону. В 50-е годы несколько натурализовавшихся экс-граждан Австрии (среди них были и славяне) продолжали жить в Цимлянском районе и как раз выходили на пенсию. Для того, чтобы засчитать работу на Камышевском шлюзе в качестве пенсионного стажа, они должны были представить свидетельства двух очевидцев и подробную автобиографию, относящуюся к тому времени. Есть и известный Бушев мост через Кумшак в поселке Дубравный, один из самых старых сохранившихся построек из монолитного железобетона. Он также не имеет охранного статуса и не является памятником. Сейчас это просто бесхозный мост, но так как общественность время о времени шум поднимает, его не трогают. Примечательно, что из такого железобетона была построена церковь в хуторе Карпов Цимлянского района. Железобетонные балки применись и строительстве сводов конторы винзавода в станице Хорошевской, который принадлежал заводчику Воронину. Сейчас здание конторы занимает Хорошевская средняя школа. Даже эти сюжеты при правильной подаче будут интересны волгодонцам.
Дорожка в хуторе Овчинников, вымощенная древними кирпичами