балкова история библиотечного дела

И.В. Балкова ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА

1 И.В. Балкова ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА Москва «Пашков дом» 2013

2 УДК 02(091)(075.8) ББК 78г.я73-2 Б 20 Содержание Введение. 5 Б 20 Балкова, И. В. История библиотечного дела : курс лекций / И. В. Балко ва. М. : Пашков дом, с. ISBN Когда появились первые библиотеки? Какую роль выполняли библиотеки в развитии культуры, образования? Как менялась библиотечная мысль? Этим и многим другим вопросам посвящен курс лекций специалиста в области библиотековедения И.В. Балковой. Автор прослеживает этапы развития библиотечного дела в России и за рубежом: от библиотек Древнего мира и раннефеодальных библиотек Киевской Руси до наших дней. Книга будет интересна не только студентам высших и средних специальных учебных заведений, преподавателям, библиотечным работникам, но и всем интересующимся историей библиотечного дела. УДК 02(091)(075.8) ББК 78г.я73-2 ISBN И. В. Балкова, автор, 2013 В. В. Покатов, художественное оформление, 2013 ФГБУ «Российская государственная библиотека», издательство «Пашков дом», 2013 Глава I ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА В РОССИИ 1. Раннефеодальные библиотеки Киевской Руси Библиотеки на Руси в XIV XVII вв Библиотеки в XVIII в Библиотечное дело в XIX в Библиотечное дело в конце XIX начале XX в Библиотечное дело в РСФСР Глава II ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА ЗА РУБЕЖОМ 1. Библиотеки Древнего мира Библиотеки Средневековья и эпохи Возрождения Библиотечное дело в новой истории Развитие библиотек в Америке Библиотечное дело за рубежом в период новейшей истории Заключение Указатель имен

3 Предисловие Как большинство научных и учебных дисциплин, библиотековедение состоит из трех частей: история теория практика. История библиотечного дела изучается в рамках курса общего библиотековедения, который помимо настоящего курса состоит еще из двух теоретических разделов: учение о библиотеке и учение о библиотечном деле. Практической частью общего библиотековедения являются курсы «Библиотечный фонд», «Библиотечные информационно-поисковые системы», «Библиотечное обслуживание», «Библиотечный менеджмент» и др. Ключевое для всех указанных выше курсов понятие «библиотека» имеет множество определений. В рамках общего библиотековедения, и нашей дисциплины в том числе, под «библиотекой» понимается «специальное учреждение, осуществляющее индивидуальное по форме организации обеспечение общественных потребностей в информации, сосредоточенной в ее фонде публикаций» [22, с. 7]. При этом имеется в виду, разумеется, не конкретная библиотека, а ее обобщенный образ. Под «библиотечным делом» понимается «область профессионального труда, назначением которой является удовлетворение информационных потребностей общества с помощью информационных ресурсов, сосредоточенных в библиотеках, а также совокупность библиотек, действующих на той или другой территории» [22, с. 7].

4 6 Предисловие Предисловие 7 Объектом изучения библиотековедения (и истории библиотечного дела как его части) является реально существующая система «книга библиотека читатель» [10, с. 34]. Объект изучения далеко не всегда дан исследователю непосредственно. В данном курсе он предстает перед исследователем не сам по себе, а как совокупность различных эмпирических сведений. Мы можем сказать, что объект истории библиотечного дела поддается изучению лишь через источники истории библиотечного дела, которые отражают разные стороны историко-библиотечного процесса и тем самым позволяют раскрыть суть историко-библиотечных явлений, определить тенденцию их развития. Предметом истории библиотечного дела являются закономерности возникновения и развития библиотечного дела [22, с. 44]. История библиотечного дела выявляет закономерности развития библиотечного дела; вскрывает общественную роль биб лиотек, их значение для развития культуры, образования, науки, техники, производства; показывает общественные условия развития библиотек, устанавливает социальную потребность в них, степень обслуживания библиотеками населения; прослеживает эволюцию организационных форм библиотечного обслуживания и методов работы; анализирует развитие библиотечной мысли и библиотечного образования; освещает деятельность теоретиков и организаторов библиотечного дела на разных этапах развития общества. Хотя история библиотечного дела в собственном смысле слова обращена в прошлое, функции ее, по существу, этим не ограничиваются. Исследование процесса развития библиотек, воззрений на организацию общественного пользования книгами, критическое освоение и использование опыта, накопленного в области библиотечного строительства, помогает раскрыть основные закономерности развития библиотечного дела на современном этапе. В настоящее время идет процесс, который можно назвать «осовремениванием» и футуризацией исторических наук в целом. Историк библиотечного дела призван анализировать его состояние с точки зрения того, какие тенденции прошлого получили дальнейшее развитие, какие совсем ушли или пошли на убыль, какие новые явления имеют право на существование и закрепление в будущем, что идет вразрез с закономерностями развития библиотечного дела. Историк, вооруженный знанием прошлого и пониманием закономерностей возникновения и развития библиотечного дела, подготовлен к предвидению будущего и экстраполяции основных явлений в развитии библиотечного дела. Поэтому прогнозирование библиотечного дела связано с изучением его истории. История библиотечного дела неотделима от истории культуры и составляет ее часть. Важнейшая задача историка культуры определить взаимодействие различных учреждений культуры, историка библиотечного дела показать место библиотеки в культурном строительстве. Поэтому развитие библиотечного дела должно быть показано на фоне историко-культурного процесса. Связи истории библиотечного дела и истории книги определены недостаточно четко. Несомненно, книга в широком понимании этого слова, как произведение печати или письменности, составляла в недавнем прошлом весь фонд библиотеки, а ныне его основную часть. Поэтому в определенном смысле история развития библиотечных фондов

5 8 Предисловие 9 Предисловие есть история рукописной и печатной книжной продукции. Однако нельзя ставить знак равенства между историей библиотечного дела и историей книги даже на первых порах существования библиотек. Чрезвычайно важно определить взаимосвязи истории биб лиотечного дела с библиотековедением. Данные развития биб лиотечного дела в прошлом могут и должны широко использоваться при прогнозировании его развития, особенно при использовании метода экстраполяции. История библиотечного дела предоставляет в распоряжение современных библиотековедов и практиков библиотечной работы богатейший материал, связанный с организацией, формами и методами биб лиотечного обслуживания. Например, открытый доступ к библиотечным фондам считается прогрессивной формой обслуживания читателей. Между тем первые попытки открытого доступа имелись еще в XIX в., но представляли собой единичное явление. В х гг. XX в. открытый доступ внедрялся во многих библиотеках СССР. Проблемы этой системы обслуживания обсуждались на совещаниях и в печати. Однако ввиду многих серьезных недостатков открытый доступ в государственных массовых библиотеках РСФСР по решению Наркомпроса в 1933 г. был отменен. Возобновили его примерно через четверть века, в 50-х гг. XX в. Важнейшая часть библиотековедения библиотечное обслуживание, которое предусматривает изучение читателей. Оно довольно интенсивно велось в России еще в конце XIX начале XX в. Ряд публикаций освещает мероприятия по изучению читателя и руководству чтением в 20-е и 30-е гг. Несомненно, этот важный материал необходим каждому, кто приступает к изучению современного читателя. Приведенные примеры убедительно показывают, как история библиотечного дела помогает изучить его современное состояние. История библиотечного дела призвана изучить как практическую деятельность библиотек, так и развитие библиотечной мысли, теории. Это необходимо для того, чтобы представить развитие библиотечного дела как процесс, а не как ряд последовательных состояний объекта. Следовательно, в историю библиотечного дела входит и история библиотековедения. Но всегда следует исходить из того, что эта дисциплина (как и другие дисциплины, например история каталогов) составляет неотъемлемую часть единой науки библиотековедения. В самостоятельной работе по изучению истории библиотечного дела можно использовать учебники, учебные пособия разных лет издания, монографии. Вот их краткий обзор. Более или менее целостное обобщение опыта советского периода библиотечного строительства началось в конце 1950-х гг. Тогда же появился учебник, который стал «первой попыткой систематически изложить курс истории библиотечного дела в СССР» [Васильченко В.Е. История библиотечного дела в СССР : учебник для библиотечных институтов. М. : Сов. Россия, 1958]. Впоследствии К.И. Абрамовым был создан более капитальный, охватывающий (хотя и бегло) дореволюционные этапы, учебник [Абрамов К.И. История библиотечного дела в СССР : учебник для библиотечных факультетов институтов культуры, педагогических вузов и университетов. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Книга, 1980] е гг. XX в. характеризуются общим подъемом исторической науки. Появляются работы, обобщающие опыт библиотечного строительства

6 10 Предисловие 11 Предисловие в отдельные периоды его развития, труды, раскрывающие историю отдельных крупных библиотек. Капитальные исторические исследования были созданы в связи с юбилейными датами крупнейших библиотек страны: Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина [19], Государ ственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина [20] и Библиотеки Академии наук [18]. Об усилившемся внимании к разработке проблем истории библиотечного дела свидетельствует издание важных в теоретическом отношении монографических трудов К.И. Абрамова [1], М.И. Слуховского [26 27], С.П. Луппова [23 24], посвященных историко-библиотечным событиям XI начала XVIII в. и первых лет Советской власти. Лучше стала освещаться деятельность видных теоретиков и практиков библиотечного дела. В серии «Деятели книги» в е гг. вышли серьезные труды о А.А. Покровском [15], Н.А. Рубакине [25], Л.Б. Хавкиной [16], В.В. Стасове [28] и других. В области монографических исследований намечается тенденция к более капитальному изучению начальных, формирующих этапов становления советской системы коллективного использования книжных богатств [Абрамов К.И. Библиотечное строительство в первые годы Советской власти ( ). М. : Книга, 1974]. В начале 1980-х гг. появляется учебник, который «впервые излагает в обобщенном виде путь формирования технических библиотек в нашей стране» [Каратыгина Т.Ф. История технических библиотек в СССР : учебник для библиотечных факультетов институтов культуры, педагогических вузов и университетов. М. : Книга, 1981]. В Ленинградском (позднее Санкт-Петербургском) институте культуры выходит ряд учебных пособий по истории библиотековедческой мысли в России [6 9]. Ю.Н. Столяров в книге, посвященной его научному руководителю Ю.В. Григорьеву, публикует незаконченный труд библиотековеда [17], что также значительно расширяет историографию биб лиотечного дела в нашей стране. В конце XX в. происходит переосмысление отечественной истории. Крупный историк библиотечного дела К.И. Абрамов подготовил учебно-методическое пособие, в котором по-новому рассматривает историко-библиотечную концепцию, делает попытку ликвидации «белых пятен» отечественной истории библиотечного дела, обращения к недавно открытым архивно-доку ментальным фондам и печатным источникам спецхранов [2]. Что касается истории библиотечного дела за рубежом, долгое время она была представлена единственной работой [29]. Изданный в Советское время учебник отражает идеологическое разделение библиотековедения на буржуазное и социалистическое, но тем не менее помогает проследить путь, пройденный мировым библиотечным делом. Частично заполняет пробел в этой проблематике краткий обзор истории библиотечного дела, который делает известный американский библиотековед Дж. Шира в своей книге «Введение в библиотековедение» [30]. Подарком всем любителям книг, библиотек стал выход книги Б.Ф. Володина «Всемирная история библиотек» [13] прекрасно иллюстрированное издание, с богатым справочным аппаратом. В этой работе на примере отдельных библиотек показывается развитие библиотечного дела в широком историческом аспекте: от древнего мира до информационного общества. В издательстве «Пашков дом» выходит серия «Отечественная история библиотечного дела» [5; 14],

7 12 Предисловие 13 Предисловие проводится конференция «Библиотека в контексте истории», материалы которой издаются; достаточно много появляется статей исторической тематики в профессиональной периодике. Литература 1. Абрамов К.И. Библиотечное строительство в первые годы Советской власти ( ) / К.И. Абрамов. М., Абрамов К.И. История библиотечного дела в СССР : учебник для библ. фак. ин-тов культуры, педагог. вузов и ун-тов / К.И. Абрамов. 3-е изд., перераб. и доп. М., Абрамов К.И. История библиотечного дела в России : учеб.-метод. пособие для студентов, преподавателей и библиотекарей-практиков / К.И. Абрамов. Ч. 1. М. : Либерея, 2000; Ч. 2. М. : Либерея, Библиотека в контексте истории : тезисы докладов и сообщений науч. конф. (Москва, 8 10 июня 1995 г.) / РГГУ, МГУК. М., Библиотечное дело в Российской Федерации: (апр окт. 1964): док. и материалы: в 2 ч. / авт.-сост. А.Л. Дивногорцев. М. : Пашков дом, Ванеев А.Н. Развитие библиотековедческой мысли в СССР ( ) : учеб. пособие / А.Н. Ванеев ; ЛГИК. Л., Ванеев А.Н. Развитие библиотековедческой мысли в России в XI XVIII веках : учеб. пособие / А.Н. Ванеев. СПб., Ванеев А.Н. Библиотековедение в России во второй половине XIX века : учеб. пособие / А.Н. Ванеев ; СПбГАК. СПб., Ванеев А.Н. Развитие библиотековедческой мысли в России в начале XX века : учеб. пособие / А.Н. Ванеев ; СПбГАК. СПб., Ванеев А.Н. Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика / А.Н. Ванеев. СПб. : Профессия, Варфоломеева М.В. Роль массовых библиотек в культурной революции в СССР ( ) / М.В. Варфоломеева. М., Васильченко В.Е. История библиотечного дела в СССР : учебник для библ. ин-тов / В.Е. Васильченко. М., Володин Б.Ф. Всемирная история библиотек / Б.Ф. Володин. СПб. : Профессия, Глазков М.Н. Чистки фондов массовых библиотек в годы советской власти (октябрь гг.) / М.Н. Глазков. М. : Пашков дом, Григорьев Ю.В. А.А. Покровский ( ) / Ю.В. Григорьев. М., Григорьев Ю.В. Л.Б. Хавкина ( ) / Ю.В. Григорьев. М., Григорьев Ю.В. История русского библиотековедения ( ) // Столяров Ю.Н. Ю.В. Григорьев. М., С История библиотеки Академии наук СССР: М.; Л., История Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина за 100 лет: М., История Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Л., Каратыгина Т.Ф. История технических библиотек в СССР : учебник для библ. фак. ин-тов культуры, педагог. вузов и ун-тов / Т.Ф. Каратыгина. М., Карташов Н.C. Общее библиотековедение : учебник / Н.С. Карташов, В. Скворцов. М., Ч Луппов C.П. Книга в первой половине XVIII века / C.П. Луп пов. Л., Луппов C.П. Книга в России в послепетровское время ( ) / С.П. Луппов. Л., Мавричева К.Г. Н.А. Рубакин ( ) / К.Г. Мавричева. М., Слуховский М.И. Библиотечное дело в России до XVII века: из истории книжного просвещения / М.И. Слуховский. М., Слуховский М.И. Русская библиотека XVI XVII вв. / М.И. Слуховский. М., 1973.

8 14 Предисловие 28. Стефанович В.Н. В.В. Стасов ( ): очерк библ. деятельности / В.Н. Стефанович. М., Талалакина О.И. История библиотечного дела за рубежом : учебник для библ. фак. ин-тов культуры / О.И. Талалакина. М., Шира Дж. Введение в библиотековедение: основные элементы библ. обслуживания / Дж. Х. Шира ; пер. с англ. В.В. Сквор цова, Э.Г. Азальдова. М., Глава I. ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА В РОССИИ Глава I ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА В РОССИИ

9 1. Раннефеодальные библиотеки Киевской Руси Появление библиотек на территории нашей страны тесно связано с образованием древних феодальных государств на Кавказе, в Средней Азии и Киевской Руси. Раннефеодальные государства славились высоко развитой культурой и просвещением, оригинальными произведениями литературы, распространением научных и практических знаний. В этих государствах создавались замечательные памятники архитектуры, развивались художественные ремесла. Народы нашей страны в прошлом внесли ценный вклад в мировую культуру и оказали значительное воздействие на культуру Европы и всего мира. Возникновению библиотек в древних феодальных государствах предшествовало изобретение письменности и распространение первых рукописных книг. Растущая потребность общества в знаниях способствовала накоплению книжных собраний и других памятников письменности при храмах, монастырях и учебных заведениях, а также в руках частных лиц. Первые библиотеки возникли преимущественно в городах и крупных населенных пунктах. Откуда же пошла наша славянская письменность, были ли грамотны русские люди в те далекие времена? В неповторимый мир Древней Руси нас вводят былины. Не обошли былины и такого важного вопроса, как грамотность героев, распространенность образования вообще. И это не удивительно: ведь они повествуют о временах, когда на Руси были распространены письмена на бересте, то есть о времени довольно широкого внедрения в народ умения читать и писать. Заглянем в текст былин, посмотрим, что в них говорится по этому поводу.

10 18 Глава I. ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА В РОССИИ Раннефеодальные библиотеки Киевской Руси «То Владимир-князь да стольно-киевский брал-то книгу он посыльную, да и грамоту ту распечатывал, и смотрел, что в грамоте написано, и смотрел, что в грамоте да напечатано» [9, с. 25]. Умели читать Добрыня Никитич и Алеша Попович, Василий Буслаев. Садко, перед тем как идти в синее море к царю морскому, обращается к своей «дружинушке хороброй» с просьбой «принести ему чернильницу вальячную», «перо лебединое», «бумаги гербовой», чтобы написать завещание [9, с. 60]. Надо думать, что сказания, былины, песни верно отражают характерную черту русской жизни: образование, тем более грамотность, не представляло большой редкости. А как фольклорные сведения подтверждаются письменными источниками, документами? Когда и где возникла славянская письменность? Когда появились первые книги, литературные произведения, первые читатели и библиотеки? Такие документы, такие источники существуют. Прежде всего вспомним о возникновении письменности на Руси. Удивительно, но долгое время господствовало убеждение, что она пришла к нам вместе с принятием христианства в конце Х в. Но постепенно стали накапливаться материалы, опровергающие такое представление. Тексты договоров Руси с Византией, относящиеся к первой половине X в., доказывают, что письменность была распространена до официального «крещения Руси». Уже в договоре 911 г., заключенном князем Олегом, сказано о привычке русских купцов делать письменные завещания на случай смерти. В договоре, заключенном князем Игорем в 944 г. с греками, говорится о посыльных и гостевых грамотах, которые вручались послам и купцам, отправляющимся в Византию. Таким образом, не вызывает сомнения, что письменность у славян, в том числе и у восточных, появилась довольно рано. Древнейшее славянское письмо в виде черточек и зарубок, родовых и личных знаков было не пригодно для записи более сложных документов военных и торговых договоров, богослужебных текстов, исторических хроник. Для этого славяне использовали греческие и латинские буквы. Такое письмо они применяли по крайней мере в течение двух трех веков, постепенно приспосабливая его к передаче фонетики своего языка. Вполне возможно, что у разных племен письмо было различным. Упорядочили славянскую азбуку просветители Кирилл и Мефодий. Из Болгарии азбука попала в Киевскую Русь и попала, надо сказать, на благодатную почву. Здесь в сложившемся феодальном государстве были все условия для широкого развития письменности. Расположенный на торговом «пути из варяг в греки», шедшем от Балтики по рекам Неве, Волхову, Ловати и Днепру к Царь-граду, Киев еще в IX X вв. становится центром Древней Руси. Он приобретает мировую славу. Его называют «прелестью мира», соперником Константинополя. Князь Владимир Святославович ( ), при котором Киевская Русь приняла христианство, оставил своим преемникам огромный многолюдный город. Его сын князь Ярослав Мудрый ( ), вступивший на престол через четыре года после смерти отца, приумножил славу Киева. Он решил на высоких холмах Днепра выстроить «новый Константинополь». О сыне Владимира Ярославе один летописец писал: «он был хромоногий, но ум у него был добрый и на рати храбр». Ярослав Мудрый был выдающимся государственным деятелем. Имя этого киевского князя знали далеко за пределами Руси, во многих европейских государствах. Ярослав был образованным для своего времени человеком. Он высоко ценил книгу. По словам летописца Нестора, автора «Повести временных лет», Ярослав любил читать «во дни и нощи». Ярослав Мудрый прекрасно понимал, что, укрепляя новую церковную организацию, способствуя распространению христианства, он тем самым укреплял и собственную княжескую власть. Но для распространения христианского учения и образования нужны были школы, книгохранилища. Еще князь Владимир приказал отбирать у знатных родителей детей и отдавать их учиться грамоте. С этого времени на Руси появились первые школы.

11 20 Глава I. ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА В РОССИИ Раннефеодальные библиотеки Киевской Руси Ярослав стал усиленно собирать книги. Прежде всего он постарался приобрести в Болгарии существовавшие там в большом количестве переводы книг на славянский язык и организовал их переписывание. Вот что рассказывается об этом в «Повести временных лет»: «Ярослав собрал много писцов и переводил книги с греческого на славянский язык. Ярослав любил очень книги, и написав многие, положил в храме святой Софии» [12, с ]. Однако Ярослав не был таким альтруистом, который затрачивал значительные средства на создание библиотеки из абстрактной любви к книге и чтению. Им двигали совершенно четкие политические интересы укрепления через книгу и библиотеку влияния феодальной власти и церкви. И эта политика проводилась в библиотеках Древней Руси четко и определенно. Они осуществляли деятельность, которую мы сегодня назвали бы руководством чтением. Руководство чтением выражалось прежде всего в целенаправленном формировании библиотечных фондов, в недопущении в них «еретических» сочинений. Не случайно, что параллельно с организацией первых библиотек появляются списки «отреченных книг», подлежащих изъятию из библиотек и уничтожению. Первый такой список «истинных» и «ложных» книг был включен уже в «Изборник» Святослава 1063 г. и преследовал цель направить читательские интересы в определенное предписанное церковью русло. Отечественный историк Б.В. Сапунов, анализируя этот документ, отмечает, что, поскольку «Изборник» предназначался для великого князя Киевского, «в этом вопросе позиции церковников и государственной власти были едины» [13, с. 27]. Первое известное русское книгохранилище, как об этом рассказывает Нестор, Ярослав Мудрый основал в Софийском соборе где-то около 1037 г. В нем было представлено самое полное собрание письменных памятников Древней Руси. Здесь хранились важнейшие государственные документы. Некоторые историки предполагают, что в книгохранилище Софийского собора находилось более 500 книг: евангелия, книги пророков, жития святых. Таким количеством книг в то время могли похвастаться немногие библиотеки мира. Итак, что же читали наши предки, что могло быть в княжеской библиотеке, кроме богослужебных книг? Охотно читали апокрифы полурелигиозные, полулегендарные произведения, не признанные официальной церковью. В переводе слово «апокриф» означает «тайный», «сокровенный». Апокрифы пользовались успехом на протяжении столетий. Широко распространялись и различные жития святых. Многие из таких житий послужили образцом не только для древнерусских писателей, но и для писателей позднейшего времени. Некоторые рассказы А.И. Герцена, Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, В.М. Гаршина представляют собой обработку житийных произведений. Имелись сочинения энциклопедического характера «Изборники», «Шестидневы», «Физиологи». В них содержались философские, исторические, географические, астрономические сведения. Их познавательная ценность, несмотря на богословскую окраску, была значительна. Тот факт, что в монастырских библиотеках была и литература, не имеющая прямого отношения к богослужению, не меняет общей картины. Эта литература попадала в библиотеки, как правило, в виде «выморочного» имущества или «вкладов» отдельных лиц, то есть не являлась объектом целенаправленного комплектования. В фондах монастырских библиотек книги светского содержания составляли всего 2% [3, с. 10]. Более того, книги, поступившие в библиотеки по вкладам, но внушавшие подозрение со стороны их благонадежности, не выдавались читателям. На них имелись соответствующие записи о запрещении их выдачи для чтения. О читателях библиотеки мы ничего не знаем, известно только, что богатствами княжеской библиотеки пользовался, по всей вероятности, составитель «Изборника» князя Святослава Ярославича по имени Иоанн. В конце труда он пишет: «Избрано из многих книг княжьих. » Сохранить библиотеку в то время было делом весьма сложным. Можно даже говорить о том, что Софийский собор

12 22 Глава I. ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА В РОССИИ Раннефеодальные библиотеки Киевской Руси насчитывал ряд библиотек: одни гибли, а на их месте возникали новые. В 1169 г., например, Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взял Киев, за три дня разграбил собор и вывез книги. В 1203 г. Софию грабили половцы в союзе с русскими князьями, и опять пострадал книжный фонд. 6 декабря 1240 г. город разграбили татары. Дальнейшая судьба библиотеки неизвестна. Никаких следов ее до сих пор не найдено. Но, с другой стороны, нет ни одного упоминания о ее гибели. Поэтому можно предполагать, что она и по сей день остается в подземельях киевского собора. Образование Древнерусского государства, рост экономических и культурных связей с соседними странами, распространение грамотности, развитие устного и письменного творчества создали необходимые условия в Древней Руси для возникновения библиотек. При крупных монастырях Троице-Сергиевском, Соловецком, Киево-Печерском появляются книгохранилища. Академик Б.Д. Греков пишет: «Библиотеки были введены в русские монастыри вместе со студийским монастырским уставом. Библиотеки находились в ведении особого брата-библиотекаря. Братия по его распоряжению должна была являться в определенные часы для чтения книг. Были свои библиотеки и архивы при соборных храмах в Киеве, Новгороде, Полоцке, Ростове». Киево-Печерский монастырь особенно прославлен тем, что в нем жил и работал первый историк восточных славян Нестор. Этот человек владел многими языками, был знаком с широким кругом исторических первоисточников. «Повесть временных лет» этот замечательный летописный свод Нестор создавал не на пустом месте, а изучив и переработав труды своих предшественников летописцев. Начитанность Нестора, его ссылки на многочисленные источники дают основание для предположения, что многие из этих источников находились в библиотеке монастыря. По примеру Ярослава русские князья стали создавать свои библиотеки. Сын Ярослава Мудрого Святослав ( ) имел в Чернигове библиотеку. Другой сын Ярослава Всеволод (умер в 1093 г.) владел пятью языками и страстно увлекался собиранием рукописей. У Константина, сына Всеволода Большое Гнездо, имелось книжное собрание, насчитывающее 1000 томов. Библиотека после смерти Константина перешла к училищу, которое он организовал. Внук Ярослава Владимир Мономах много читал, собирал книги и сам писал. Князь Святополк тратил на книги большие средства и дарил их Печерскому монастырю. К XII в. книгохранилища возникли во Владимире, Рязани, Чернигове, Ростове, Суздале, Муроме, Полоцке, Смоленске, Пскове и во многих других русских городах. Славная страница в развитии культуры Древней Руси связана с именем старинного русского города Новгорода. Как известно, там было найдено особенно много берестяных грамот. На легендарный русский город, второй культурный центр Древней Руси, приходится более половины дошедших до нас рукописей XI XIV вв. Многие из этих сокровищ находились в Софийском соборе, который был построен в гг. сыном Ярослава, новгородским князем Владимиром. Здесь и сложилась крупная библиотека. Слава о собрании книг в Новгороде шла «по всей Руси великой». В библиотеку приезжали монахи из отдаленных русских монастырей и переписывали здесь книги. Как выглядела библиотека? Где хранилась? Это поразительно, но знаменитую библиотеку собора можно осмотреть в наши дни. Сейчас она открыта там же, где размещалась прежде, в длинной анфиладе залов на хорах собора. Книжный фонд, собранный сейчас в Новгородской Софийской библиотеке, насчитывает около тысячи рукописных книг в кожаных переплетах и старопечатных изданий. Есть, например, уникальный трактат «Наказ писцам», подлинные письма Петра I, первый топографический план Москвы, напечатанный на титульном листе Библии, различные лечебники, хронографы и др. Обстановка в библиотеке воссоздает атмосферу древности. Здесь даже можно зажечь свечи, и воображение легко перенесет вас во времена, давно минувшие.

13 24 Глава I. ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА В РОССИИ Раннефеодальные библиотеки Киевской Руси Новгородская библиотека сохранила много древнейших рукописей. Эта удивительная кладовая старины подарила нам и первый датированный письменный памятник Древней Руси знаменитое «Остромирово Евангелие» (1057). Огромная в 294 листа большого формата книга написана на пергаменте крупным уставом и украшена высокохудожественными миниатюрами и заставками. Она была создана дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира, родственника князя Изяслава. Евангелие это подлинное произведение искусства, шедевр, дошедший до нас через толщи девяти столетий. Отлично выработанный белый пергамент, его фон подчеркивает четкость начертания текста, написанного в 2 столбца. Каждая буква, каждый инициал выполнены с удивительным мастерством. Дальнейший путь рукописи таков. Иван Грозный, наряду с другими книгами, вывез рукопись в Москву, где она хранилась в ризнице Воскресенской церкви, «в большом сундуке», как значится в описи. Потом, в 1720 г., по указу «из государственной штатс-контор коллегии» ее отправили в Петербург. Там «Остромирово Евангелие» нашло пристанище в Сенате, а потом вместе с другими рукописями было передано в кабинет Екатерины II. В 1805 г. совершенно случайно книга была найдена в гардеробе императрицы. Как и когда она туда попала, никому не было известно. Ни в каких описях книга древнейший памятник русской книги не значилась. Потом «Остромирово Евангелие» было передано в Публичную библиотеку. Исследователи предположительно определили и количество книг, накопленных к началу татаро-монгольского нашествия. Историк Б.В. Сапунов считает, что за период XI XIII вв. на Руси должно было обращаться не менее 85 тыс. одних только церковных книг, а «общее количество книг, бывших в обращении в Древнерусском государстве с X в. по 1240 г., должно исчисляться порядком сотен тысяч единиц» [13]. Подсчитано и число грамотных людей того времени. По мнению Сапунова, не менее 2% населения страны владели грамотой, а это приблизительно 100 тысяч человек. Но в Древней Руси не только эти 2% людей были знакомы с книжностью, с произведениями литературы. Чтобы лучше представить себе объем средневековой книжности, ее распространенность, надо помнить, что книги не только читались, но и слушались. Тогда были даже специальные чтецы, для которых чтение вслух стало профессией. Причем чтение было распространено не только в «книгохранительнице», но и при работах в различных монастырских службах, в больнице, при трапезе и т. п. Академик Б.А. Рыбаков, суммируя все это, заметил, что каждую древнерусскую книгу мы должны представлять себе не только как объект поочередного индивидуального пользования, но и как источник общих чтений. Средневековые авторы рассматривали книгу как духовного руководителя. Поэтому они подчеркивали, что следует не вообще читать, а читать строго определенный круг избранных текстов. В «поучениях» мы находим не только призывы к чтению, но и советы, как читать и как относиться к книге, многие из которых и в наши дни звучат так же актуально. Например, в одном из первых документов такого рода в «Слове о почитании книжном», включенном в «Изборник 1076 г.», говорится: «Когда читаешь книгу, не торопись дойти до другой главы, но поразмысли, что говорят книги и словеса те и трижды обращайся к одной главе» [11, с ]. Это позволяет говорить о том, что уже в Древней Руси начала складываться система взглядов, которые мы сегодня обозначаем понятием «культура чтения». До наших дней не сохранилось ни одного русского письменного памятника, созданного до XI в. Общее количество уцелевших книг от начала письменности и до XV в. оказалось ничтожным около 700 трудов. Сохранились они благодаря древним библиотекам, или «книгохранительным палатам», как их тогда называли. Значение этих «палат», пусть с небольшим фондом, с крайне ограниченным числом читателей, огромно. Если бы, к примеру, не случайная находка в конце XVIII в. в провинциальной монастырской библиотеке единственного списка «Слова о полку Игореве», то наше представление о древней русской

14 26 Глава I. ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА В РОССИИ Раннефеодальные библиотеки Киевской Руси литературе было бы значительно беднее. В то время, кроме «Слова о полку Игореве», создавались, видимо, и другие подобные произведения, но время не пощадило их. Крепкие стены Кирилло-Белозерского монастыря, где была богатая библиотека, сберегли древнейший список «Задонщины», а в книгохранительной палате Троице-Сергиевой лавры Н.М. Карамзин нашел «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. А сколько выдающихся памятников сберегла Новгородская София! Нашествие многочисленных врагов: с востока татарских полчищ, с северо-запада тевтонских рыцарей и ливонцев, пожары и междоусобные войны, сопровождавшиеся разрушением городов и монастырей, в которых были сосредоточены книжные богатства, погубили тысячи драгоценных письменных памятников прошлого. Это было тяжелое время в истории развития русской книги и библиотек. Лишь с возвышением Москвы и ряда других городов в период образования в XV в. сильного Московского государства, когда в кровопролитной борьбе Русь освободилась от ига татарской орды, возникли условия для нового развития культуры и подъема книжного дела и библиотек. 3. Ванеев А.Н. Развитие библиотековедческой мысли в России в XI XVIII веках. СПб., C Васильченко В.Е. История библиотечного дела в СССР : учебник для библиотечных ин-тов / В.Е. Васильченко. М., с. 5. Володин Б.Ф. Всемирная история библиотек / Б.Ф. Володин. СПб. : Профессия, с. 6. Глухов А. В лето 1037 / А. Глухов. М., с. 7. Глухов А. Реки, напояющие Вселенную / А. Глухов // Библиотека C Глухов А.Г. Ревнители просвещения России X XVIII веков : учеб. пособие / А.Г. Глухов. М. : Университет. кн., с. 9. «Гой еси вы, добры молодцы» : русское народно-поэтическое творчество. М., Горбачевский Б.C. Люди, книги, библиотеки : науч.-попул. очерки / Б.С. Горбачевский. М., с. 11. Изборник 1076 г. М., Повесть временных лет. Ч. 1. М.; Л., Сапунов Б.В. Книга в России в XI XIII вв. / Б.В. Сапунов. Л., Слуховский М.И. Библиотечное дело в России до XVIII в. / М.И. Слуховский. М., с. 15. Шапошников А.Е. История чтения и читателя в России (IX XX вв.) / А.Е. Шапошников. М. : Либерея, с. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Когда появилась первая известная библиотека на Руси? 2. Кто содействовал сбору книг, созданию библиотек? 3. Какова роль христианства в распространении библиотек на Руси? 4. Что представляли собой библиотеки Древней Руси? Литература 1. Абрамов К.И. История библиотечного дела в СССР : учебник / К.И. Абрамов. 3-е изд., перераб. и доп. М., с. 2. Абрамов К.И. История библиотечного дела в России : учеб.- метод. пособие / К.И. Абрамов. М. : Либерея, C

16 30 Глава I. ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА В РОССИИ Библиотеки на Руси в XIV XVII вв. силы для отпора врагу. И Москва искала опоры у богатой церкви, поддерживала строительство монастырей. Результаты такой политики не замедлили сказаться: между 1340 и 1440 гг. на Руси основано до 150 новых монастырей. Вместе с накоплением богатств, расширением владений, большим строительством монастырь становится и значительным культурным центром, местом производства рукописных книг. Учениками Сергия Радонежского было основано много монастырей, преимущественно в Москве и ее окрестностях. И почти в каждом из них с самого начала было организовано книгописание, причем книги начинали писать сами основатели монастырей, и не всегда из-за бедности последних. Порой можно встретить утверждение, что монастырские книгохранилища имели, как правило, литературу церковного содержания. Это далеко не так. По описям XV XVII вв. книги церковно-богослужебные составляли лишь треть общего числа книжных собраний. В монастырях находились летописи, хронографы, «Еллинский летописец», «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, «Александрия», различные хождения, повести. Имелись книги по географии и медицине, художественная литература. Исследователь Б.В. Сапунов, который изучил дошедшие до нас описи 93 монастырских, церковных и частных библиотек XVII в., обнаружил в них античную литературу. Судя по числу списков, наиболее читаемым был Аристотель. Он вообще считался источником мудрости. Затем шел Гомер, причем русский читатель того времени явное предпочтение отдавал динамичной «Одиссее» перед «Илиадой», которая оказалась только в одном списке. Были в библиотеках труды Плутарха, Демосфена, Геродота, Софокла. Причем сочинения античных авторов читались в оригиналах: 835 единиц было на греческом языке. Явное преобладание греческого языка легко объяснить традиционными связями России с Грецией, откуда постоянно поступала религиозная литература на среднегреческом языке. Знали в Москве классическую, а также вульгарную латынь официальный язык европейского Средневековья и первых веков Нового времени. Об этом говорила 181 книга на латинском языке, сведения о которых сохранились в описях. Изучение описей библиотек XVII в. позволило выявить еще одну, так сказать, негативную особенность интересов русских читателей тех лет. По всей видимости, произведения корифеев литературы Нового времени стран Западной Европы были практически неизвестны русскому читателю XVII в. По крайней мере в просмотренных списках библиотек не удалось найти записей о бытовании в России сочинений Ф. Рабле, М. Сервантеса, Лопе де Вега, Д. Мильтона, Ж.Б. Мольера, Ж. Расина. Это явление нельзя объяснить тем, что сложившаяся в те годы система международных коммуникаций России была не в состоянии обеспечить своевременное поступление на внутренний книжный рынок шедевров европейской литературы. Причина заключалась в другом. Русский читатель, воспитанный в традициях художественно-эстетических взглядов Средневековья, не мог без определенной психологической подготовки воспринять художественную структуру, систему образов литературы Нового времени. После чтения Патериков, Псалтири, Миней, Житий, Прологов невозможно сразу перейти к Гамлету, Дон Кихоту или Тартюфу. Для освоения новой европейской литературы необходим был иной уровень художественной культуры читателя, иная социальная психология. Но вернемся в XVI в. Пожалуй, никакая другая библиотека не вызывала такого жгучего интереса, как книжное собрание московских князей. Оно издавна было окружено ореолом таинственности, романтической загадочности и породило множество всевозможных легенд о подземельях, где за тридевятью замками спрятаны неслыханные сокровища. Эта библиотека вызвала ожесточенные споры специалистов. Одни из них посвятили всю свою жизнь, чтобы доказать, что никакой библиотеки не было и быть не могло. Другие отдали свою жизнь, чтобы доказать, что она не только существовала, но и сохранилась до наших дней. Что же в действительности известно науке о сказочно богатой библиотеке? Кто и когда ее видел, какие свидетельские

17 32 Глава I. ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА В РОССИИ Библиотеки на Руси в XIV XVII вв. показания сохранились, кто занимался ее поисками? Наконец, немаловажен и вопрос ее происхождения. Начнем с самого первого упоминания о библиотеке, самого раннего по времени сообщения. Оно содержится в «Житии Максима Грека». Максим Грек образованный человек, полиглот, книжный знаток, подлинный ученый-энциклопедист. Жил он в Ватопедском монастыре на Афоне, который славился своими книжными сокровищами. В марте 1515 г. на Афон была послана грамота Московского великого князя Василия Ивановича, который просил прислать в Москву для разбора княжеской библиотеки старца Савву. Но Савва был слишком стар для такой далекой поездки, и выбор пал на Максима Грека. Согласно «Сказанию о Максиме» великий князь Василий III привел приезжего книжника в свою царскую книгохранительницу и показал ему бесчисленное множество греческих книг. Инок поклялся, что никогда не видел такого множества книг. В «Сказании» больше ничего не говорится о библиотеке Василия III; нет сведений о том, составил ли Максим Грек каталог, какие книги вошли в состав библиотеки, какие произвели особенно сильное впечатление. Известно, однако, что он перевел вначале на русский язык «Толковую псалтырь», а потом, по просьбе великого князя, занимался переводом и исправлением других богослужебных книг. Второе свидетельство о московской библиотеке уже записано со слов очевидца; оно отличается большей обстоятельностью и конкретными деталями о тройных замках и о двух сводчатых подвалах. Кто же этот очевидец? И кто записал его рассказ? Бывший рижский бургомистр Франц Ниенштедт в том же XVI в. составил «Ливонскую хронику». В нее включен рассказ о выселении в 1565 г. немцев из Дерпта (Тарту) в русские города. Эта мера была вызвана тем, что Иоанн Грозный подозревал жителей в тайных связях с врагами России. Среди выселенных в Москву оказался и пастор одной из церквей Дерпта магистр Иоанн Веттерман. Царь уважал пастора за ученость и распорядился показать ему некоторые книги из своей библиотеки. Книжные сокровища хранились будто бы «замурованными» в двух подвалах, которые не открывались свыше 100 лет. Царь приказал вынести и дать в руки немцам несколько рукописей. Это были древние произведения, исчезнувшие в Европе вследствие войн и пожаров. Веттерман в восторге заявил, что, несмотря на бедность, охотно дал бы за такие книги все свое имущество, лишь бы передать их в протестантский университет. Какие же конкретно книги привели в восхищение Максима Грека и Иоанна Веттермана? Ни тот, ни другой ничего по этому поводу не сказали. Оказывается, существует список литературы, хранимой в свое время в подземельях Кремля, куда вошли исключительные редкости античного мира. Безвестный немецкий пастор перечислил редкие книги московской царской библиотеки. Документ относится к XVI в. Пастор называет огромную цифру 800. Столько книг, греческих и латинских, написанных на пергаменте, видел он своими глазами. Сам он перечисляет лишь некоторые из них. Аристофановы комедии, Пиндаровы стихотворения, «История» Тита Ливия, Цицероновы книги «Де република» и 8 книг «Историарум», «Тацитовы истории» и «Энеида» Вергилия, «Оратории и поэмы» Кальвуса, «Юстинианов кодекс конституций и собрание новелл» что ни строка, то неожиданность. Многие из этих книг не сохранились. Слухи о таинственной библиотеке распространились по странам Европы уже в XVI в. Во всяком случае, известно, что в Московию посылались специальные разведчики, которые включались в официальные посольства. Оправдывая свой неуспех, они утверждали, что библиотеки нет и никогда не было. А что же сами русские? Неужели они абсолютно ничего не знали о тех 800 томах, что спрятаны в подземельях Кремлевского дворца. Ведь даже по свидетельству иностранцев, русские чиновники присутствовали при знакомстве хотя бы с несколькими книгами. Библиотеку неоднократно пытались отыскать. Ранние сведения об этом относятся еще к петровскому времени. Производились раскопки в Кремле, однако безрезультатно. Затем раскопки производились спустя 170 лет, в начале 90-х гг. XIX в. Вокруг

18 34 Глава I. ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА В РОССИИ Библиотеки на Руси в XIV XVII вв. таинственной библиотеки разгорелась жаркая полемика. В спорах удалось выяснить множество любопытных деталей. Тем не менее книжное сокровище, точно сказочный клад-оборотень, оставалось неуловимым. История древнейшей и богатейшей библиотеки византийских императоров, которая явилась негласным приданым царевны Софьи (Зои) Палеолог в браке с Иваном III и которая стала основой бесценной библиотеки Ивана IV Грозного, полна тайн. Не один десяток лет она привлекает к себе внимание как широкой публики, так и ученых-специалистов. Судьбу ее пытались проследить С.А. Белокуров, Н.П. Лихачев, А.И. Соболевский, Н.Н. Зарубин, М.И. Слуховский, М.Н. Тихомиров, С.О. Шмидт, А.А. Амосов и многие другие. Одни исследователи считали, что она сгорела в пожарах 1547, 1571, 1611 гг. (Н.П. Лихачев, И.Е. Забелин, Фр. Клоссиус). Другие утверждали, что она разграблена поляками в Смутное время. Третьи уверены, что она растворилась в Синодальной и других библиотеках (С.О. Шмидт, М.И. Слуховский). Четвертые убеждены, что она и по сей день хранится в кремлевских подземных палатах. «К последним принадлежал Игнатий Яковлевич Стеллецкий: неутомимый искатель библиотеки, посвятивший этому делу более 40 лет», говорит Т.М. Белоусова, автор предисловия к книге И.Я. Стеллецкого «Мертвые книги в московском тайнике» [11]. Начав раскопки в Москве еще до революции, в начале 1930-х гг. Стеллецкий вел поисковые работы в подземельях Московского Кремля, которые были прекращены после убийства С.М. Кирова. Книга должна была состоять из трех частей (томов): в 1-м томе прослеживается история библиотеки, рассказывается о хранившихся в ней уникальных книгах; во 2-м описывается начальный этап поисков. Отсутствие 3-го тома, таинственно исчезнувшего, в определенном смысле восполнено дневниками автора, которые читаются как приключенческий роман. Поиски библиотеки продолжаются и поныне, при разного рода ремонтных работах в Кремле, но безуспешно. Пока ответ такой: факт существования библиотеки с греческими и латинскими книгами у большинства исследователей сомнений не вызывает. Она была. А в вопросе о том, сохранилась ли она до наших дней, мнения резко расходятся. И все же хочется верить, что гдето, может быть, в подземельях Кремля, или в Коломенском, или в Александровой слободе сохранились дубовые сундуки, окованные железом, а в этих сундуках заветные книжные сокровища. XV в. знает уже различные типы библиотек: монастырские, церковные, личные и такие, которые мы теперь назвали бы ведомственными. Не случайно появление библиотек при приказах относится к XVII в. периоду расширения и укрепления государственного аппарата в России после тяжелых потрясений Смутного времени. Такие важные по выполняемым задачам государственные учреждения, как Посольский и Аптекарский приказы, московский Печатный двор уже не могли обходиться без специально подобранных для них книжных собраний. Так возникли на Руси первые специализированные библиотеки, в основном светского характера, в которых наряду с прочей литературой, попавшей в библиотеки иногда случайно, подбирались книги по профилю учреждения. В библиотеке Аптекарского приказа, например, имелась литература по лечебному делу, фармакологии, анатомии, химии, ботанике, минералогии, географии, математике и т. д. В библиотеке Посольского приказа имелись книги по конституции, законодательству, истории, внешней политике соседних с Россией государств. Состав книжных фондов специализированных русских библиотек, в которые все в большем количестве проникает серьезная литература, включая и книги последних лет издания, отражает возрастание культурного уровня страны накануне Петровских реформ, наличие в ней людей, способных вести целенаправленное комплектование книжных фондов. Интерес к книге, стремление иметь ее под рукой пробуждается в самых различных слоях населения. А спрос на книги обуславливался распространением грамотности, и наоборот: удовлетворение такого спроса способствовало росту грамотных. Историки свидетельствуют, что грамотность на Руси отнюдь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *