бальмонт биография ударение в фамилии
Константин Бальмонт (1867–1942)
Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 г. в деревне Гумнищи Владимирской губернии в большой семье председателя уездной земской управы Дмитрия Константиновича Бальмонта и его жены Веры Николаевны, урожденной Лебедевой. Происхождение экзотической фамилии поэта в точности неизвестно: по одной версии, она шотландская, по другой — это измененная украинская фамилия Баламут. Ударение в своей фамилии все Бальмонты делали на первом слоге, но герой этого очерка изменил семейную традицию и перенес ударение на второй.
Наибольшее влияние на будущего поэта оказала мать, натура творческая, страстная и порывистая, — от нее Бальмонт перенял весь «душевный строй». Первые десять лет Константин провел в маленькой усадьбе в Гумнищах, которое затем вспоминал как «красивое малое царство уюта и тишины». В пять лет мальчик научился читать и вскоре уже с упоением декламировал наизусть Пушкина, Кольцова, Никитина и Некрасова. В десятилетнем возрасте он сам рискнул написать два стихотворения и показал их матери, но та раскритиковала дебют, и Бальмонт не рисковал повторять опыт еще шесть лет.
Учебу Константин начал в Шуйской гимназии, но из седьмого класса его исключили за участие в нелегальном кружке, распространявшем прокламации «Народной воли». Пришлось переводиться во Владимирскую гимназию. В печати Бальмонт дебютировал в 1885 г. в петербургском журнале «Живописное обозрение». Окончив гимназию, он поступил на юридический факультет Московского университета, но в 1887-м за участие в протестах против введения нового университетского устава был исключен, отсидел трое суток в Бутырках и выслан в Шую. Два года спустя он поступил в ярославский Демидовский лицей, но, когда был отчислен и оттуда, поставил крест на попытках получить «официальное» образование. В 1889-м он женился на дочери шуйского фабриканта Ларисе Гарелиной, но этот брак оказался несчастливым.
В 1890-м в Ярославле вышла первая поэтическая книга Бальмонта — «Сборник стихотворений», изданный им на собственные средства. Он вызвал благожелательный отклик знаменитого писателя В. Г. Короленко, которого Бальмонт называл потом своим «крестным отцом». Но сам Бальмонт воспринял свой дебют критически и сжег весь тираж книги. Утром 13 марта 1890 г. он попытался покончить с собой, выбросившись из окна третьего этажа. Попытка самоубийства не удалась, и впоследствии Бальмонт признавался, что именно тогда он осознал «святую неприкосновенность жизни» (впрочем, в 1909-м, вконец запутавшись в семейных отношениях, поэт повторил попытку суицида). В эту нелегкую минуту на помощь начинающему литератору пришел профессор Московского университета Н. И. Стороженко — он обеспечил Константина переводческой работой, ввел его в редакцию журнала «Северный вестник», где Бальмонт свел знакомство с ведущими молодыми писателями, в том числе с Валерием Брюсовым, ставшим его ближайшим другом.
Конец 1890-х был для Бальмонта счастливым временем. Его поэтические книги «Под северным небом» (1894) и «В безбрежности» (1895) были встречены любителями поэзии с интересом. Поэт упоенно занимался самообразованием, изучал иностранные языки, историю и теорию искусства. В 1896–1897 гг. он впервые побывал за границей — со своей второй женой Екатериной Андреевой съездил во Францию, Великобританию, Италию, Испанию. За новую книгу «Тишина» (1899), во многом основанную на впечатлениях от этой поездки, Бальмонт был принят в Общество любителей российской словесности. «Мне „везет“. Мне пишется. Мне жить, жить, вечно жить хочется» — так описывал поэт свое тогдашнее состояние.
На рубеже столетий успех в жизни Бальмонта продолжал нарастать. Книги «Горящие здания» (1900) и «Будем как Солнце» (1902) сделали его самым известным и коммерчески успешным поэтом страны. Дополнительную популярность Бальмонту придал факт его участия в антиправительственной демонстрации (1901), после чего ему было запрещено жить в столице и университетских городах на три года. С 1902 по 1905 г. Константин Дмитриевич находился в основном за границей — Франция, Бельгия, Великобритания, Испания, Швейцария, а в январе 1905-го совершил путешествие в экзотические Мексику и Калифорнию. Параллельно с этим в России продолжал нарастать настоящий культ личности Бальмонта — его сборник «Только любовь» (1903) и выпущенное издательством «Скорпион» двухтомное собрание сочинений (1904–1905) пользовались ажиотажным спросом, у Бальмонта появилась целая армия поклонников и поклонниц, число его подражателей росло с каждым днем. Редкий молодой человек в те годы не зачитывался его стихами.
Поэзия Бальмонта стала одним из символов начала столетия. Необычайно эффектная, изобилующая яркими красками, образами и метафорами, она поражала воображение читателей и в особенности читательниц своей дерзостью, свежестью, новизной. В моду вошли «бальмонтизмы» — такие вычурные слова, как «пышноцветный», «поцелуйный», «солнцеликий».
В 1905 г., с началом революции в России, Бальмонт вернулся из странствий на Родину и с головой окунулся в стихию бунта: участвовал в строительстве баррикад в Москве, произносил зажигательные речи перед студентами, сотрудничал в социал-демократических изданиях «Новая жизнь» и «Красное знамя», писал стихи, направленные против императора («Наш царь — Мукден, наш царь — Цусима…» и «Николаю Последнему»). Впрочем, под конец мятежного года Бальмонт все-таки осознал, что зашел слишком далеко и игра «в революционера» может плохо для него кончиться. В новогоднюю ночь 1906 г., опасаясь ареста, он покинул Россию. Так началась первая эмиграция поэта…
Бальмонт поселился в парижском пригороде Пасси. Средств у него хватало, поэтому он проводил время в многочисленных странствиях — в 1909 г. побывал в Египте, а в 1912-м предпринял большое путешествие по экзотическим южным странам: Канарские острова, Австралия, Новая Зеландия, Полинезия, Индия, Цейлон, Океания. Между тем в России популярность Бальмонта постепенно снижалась — некоторые его новые книги просто запрещались цензурой, а те, которые выходили, встречали в лучшем случае снисходительные отзывы критики. Все чаще Бальмонта упрекали в самоповторении, перепевах удачно найденных мотивов. То, что в 1900–1905 гг. казалось потрясающе свежим и новым, в начале 1910-х вызывало лишь недоумение и насмешки. Впрочем, сам поэт не обращал на это внимания.
5 мая 1913 г. Бальмонт по амнистии, объявленной в связи с 300-летием дома Романовых, вернулся в Москву. На вокзале его встречала толпа поклонников. 1914-й ознаменовался для поэта выходом его десятитомного собрания сочинений, поездкой в Грузию, где он начал переводить поэму Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре», и началом Великой войны 1914–1918 гг., заставшим Бальмонта во Франции. Только в мае 1915-го через Великобританию, Норвегию и Швецию поэт смог вернуться на Родину. Он много времени проводил в поездках по стране с чтением лекций и стихов, которые все чаще воспринимались слушателями как вчерашний день русской поэзии.
Февральский переворот Бальмонт, как и абсолютное большинство россиян, восторженно приветствовал, а вот октябрьские события его ужаснули: он, десять лет назад предрекавший Николаю II эшафот, теперь называл большевиков «уздой на свободном слове». Когда у него спрашивали, почему он не переиздает своих произведений, он отвечал: «Не могу печатать у тех, у кого руки в крови». Но сотрудничать с новой властью все же пришлось: Бальмонту нужно было содержать сразу две семьи — Екатерину Андрееву и дочь Нину и третью жену, Елену Цветковскую, с дочерью Миррой. Жизнь в Москве была невероятно тяжелой, голодной, почти нищенской. С трудом добившись с помощью посланника Литвы в России Ю. Балтрушайтиса и А. В. Луначарского разрешения выехать за границу для лечения, Бальмонт с женой Еленой и дочерью Миррой 25 мая 1920 г. покинул Россию. Первая эмиграция поэта продолжалась семь лет, вторая растянулась на 22 с лишним года…
В парижской эмигрантской среде Бальмонта приняли настороженно — ведь он не бежал из Советской России, а официально выехал из нее. Да и сам поэт жаловался, что в Европе для него «пусто». «Никто здесь не читает ничего, — разочарованно писал он в 1927-м. — Здесь все интересуются спортом и автомобилями. Проклятое время, бессмысленное поколение!» Но и к Советской власти он относился резко отрицательно, называя ее «вооруженной бандой интернациональных проходимцев». Время от времени тоска по Родине одолевала Бальмонта, он мечтал о возвращении в Москву, но потом раздумывал ехать.
В творческом плане эмигрантские годы оказались для поэта плодотворными и успешными. Он опубликовал восемь книг стихотворений, автобиографический роман «Под новым серпом», две книги воспоминаний, посещал с лекциями Литву, Болгарию, Польшу, Чехословакию. Многие критики указывали на то, что поздняя поэзия Бальмонта стала гораздо интереснее его сочинений 1910-х, горечь и тоска по Родине придали его стихам подлинную глубину.
Но, несмотря на творческие успехи, материальное положение Бальмонта было совсем несладким. После 1936 г., когда Константину Дмитриевичу диагностировали психическое заболевание, он жил в городке Нуази-ле-Гран, в приюте «Русский дом». Ночью 23 декабря 1942 г. 75-летний поэт ушел из жизни. Его похоронили на местном католическом кладбище. На надгробном памятнике выбита лаконичная надпись: «Constantin Balmont, poete russe» — «Константин Бальмонт, русский поэт».
Биография Константина Бальмонта
Русский поэт, переводчик и критик Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня (3 июня по старому стилю) 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в небогатой дворянской семье. Его отец был служащим, мать устраивала любительские спектакли и литературные вечера, выступала в местной печати.
Константин Бальмонт учился в Шуйской гимназии, откуда был исключен за принадлежность к нелегальному кружку, окончил курс во Владимирской гимназии.
В 1886 году Бальмонт поступил на юридический факультет Московского университета, в 1887 году был исключен за участие в студенческих беспорядках. В 1888 году он был вновь принят в университет, но вскоре вынужден был его оставить вследствие сильного нервного расстройства. Учился несколько месяцев в Демидовском юридическом лицее в Ярославле.
Стихи впервые опубликовал в 1885 году, его первый стихотворный сборник был издан в Ярославле в 1890 году. Издание не вызвало интереса ни в литературных кругах, ни среди родственников поэта, поэтому он сжег почти весь тираж книги.
Следующий его сборник «Под северным небом» вышел в 1894 году в Санкт-Петербурге. Бальмонт стал вскоре одним из лидеров символистского движения (одно из модернистских течений в русской поэзии на рубеже XIX-XX веков) и приобрел большую популярность как символист. Один за другим вышли его сборники стихотворений «В безбрежности» (1895), «Тишина» (1898), «Горящие здания» (1900), «Будем как солнце» (1903), «Только любовь» (1903), «Литургия красоты. Стихийные гимны» (1905).
В этот период поэт много путешествовал. В 1902 году он уехал за границу и жил преимущественно в Париже, совершая поездки в Англию, Бельгию, Германию, Швейцарию и Испанию. В январе 1905 года он отправился (из Москвы) в Мексику и Калифорнию. Его очерки о Мексике, наряду с выполненными им вольными переложениями индейских мифов и преданий, составили впоследствии книгу «Змеиные цветы» (1910).
Бальмонт откликнулся на события первой русской революции (1905-1907). Его революционная поэзия представлена в книгах «Стихотворения» (1906; конфискована полицией) и «Песни мстителя» (Париж, 1907; запрещена к распространению в России). В конце декабря 1905 года, опасаясь расправы со стороны властей, Бальмонт нелегально покинул Россию.
В этот период в его стихах проявилась также национальная тема. Увлечение Бальмонта русской и славянской стариной впервые нашло отражение в поэтическом сборнике «Злые чары» (1906; книга арестована цензурой из-за «богохульных» стихотворений). Обработанные поэтом фольклорные сюжеты и тексты составили сборники «Жар-птица. Свирель славянина» (1907) и «Зеленый вертоград. Слова поцелуйные» (1909). В сборнике «Зовы древности» (1909) поэт представил «первотворчество» различных (не славянских) народов, образцы ритуально-магической и жреческой поэзии.
С 1906 года Бальмонт жил в Париже, путешествуя оттуда в разные страны. Весной 1907 года он посетил Балеарские острова, в конце 1909 — начале 1910 года — Египет. Многочисленные очерки Бальмонта о Египте составили впоследствии книгу «Край Озириса» (1914). В 1912 году поэт совершил 11-месячное путешествие по южным странам, посетил Канарские острова, Южную Африку, Австралию, Новую Зеландию, Полинезию, Цейлон, Индию. Это путешествие отразилось также в его стихотворном сборнике «Белый зодчий. Таинство четырех светильников» (1914).
Бальмонт также писал литературно-критические статьи, эссе, посвященные русским и западноевропейским поэтам, путевые очерки: «Горные вершины» (1904), «Белые зарницы» (1908); «Морское свечение» (1910).
О начале Первой мировой войны он узнал летом 1914 года в местечке Сулак на берегу Атлантического океана. В июне 1915 года через Англию, Норвегию и Швецию Бальмонт вернулся в Россию. В конце 1915 года вышла его книга «Поэзия как волшебство» — трактат о сущности и назначении лирической поэзии.
В конце 1915 года и весной 1916 года он ездил с лекциями по волжским, уральским и сибирским городам. В мае 1916 года посетил Японию. В этот период жанр сонета стал доминирующим в его лирике. 255 сонетов, написанных им за годы войны, составили сборник «Сонеты Солнца, Неба и Луны» (1917).
Бальмонт известен и как переводчик. Главный его труд в этой области — перевод Перси Биши Шелли, с 1893 года выходивший в Санкт-Петербурге в семи выпусках, а в 1903-1905 годах изданный в переработанном и дополненном виде в трех томах.
Бальмонт переводил западноевропейских писателей Педро Кальдерона, Уолта Уитмена, Эдгара По, Поля Верлена, Шарля Бодлера и др. Он первым перевел на русский язык поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», драмы древнеиндийского поэта Калидасы.
В 1920 году, не приняв революцию, Бальмонт эмигрировал из России, жил в Париже либо в небольших поселках на берегу Атлантического океана.
За границей он выпустил сборники стихов «Дар Земле» (1921), «Марево» (1922), «Мое ‒ Ей. Стихи о России» (1923), «В раздвинутой дали» (1930), «Северное сияние» (1923), «Голубая подкова» (1937). В 1923 году опубликовал две книги автобиографической прозы — «Под новым серпом» и «Воздушный путь».
Бальмонт переводил чешских, болгарских, литовских, польских поэтов, в 1930 году опубликовал стихотворный перевод «Слова о полку Игореве».
С середины 1930-х годов у поэта прогрессировало психическое заболевание, усугубленное трудными бытовыми условиями, в которых он находился в приюте «Русский дом» в Нуази-ле-Гран недалеко от Парижа.
23 декабря 1942 года Константин Бальмонт скончался в Нуази-ле-Гран близ Парижа во Франции.
В городе Шуе Ивановской области открыт Литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта.
В память о поэте на его родине в Шуе проводятся Бальмонтовские чтения, межрегиональный поэтический фестиваль-конкурс «Планета Константин Бальмонт».
В 2011 году в Вильнюсе (Литва) был открыт памятник Бальмонту.
В мае 2015 года к 150-летию со дня рождения поэта Банк России выпустил в обращение памятную серебряную монету.
Первой женой поэта была Лариса Гарелина. От этого брака у поэта родился сын Николай. Второй его супругой стала переводчица Екатерина Андреева, автор книги воспоминаний о Бальмонте, изданной в 1997 году. В этом браке родилась дочь Нина, которая впоследствии вышла замуж за художника Льва Бруни. Третьей женой Бальмонта была Елена Цветковская, от этого союза родилась дочь Мирра. За границей от связи с Зинаидой Дагмар-Шаховской у поэта появилась дочь Светлана Шаль.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Баламут всея Руси
К 150-летнему юбилею Константина Бальмонта
Сначала о фамилии. Фамилия, правда, чудная. Или чудная с ударением на втором слоге. Если считать, что составная немецкая, то можно разложить на слова «Ball» и «Mond» – получается «луна-мяч» или «мяч луны». Неплохой вариант, надо сказать, для стихотворца. Но в случае с фамилией поэта Константина Дмитриевича Бальмонта (1867–1942), 150-летний юбилей которого мы сегодня празднуем, все категорически не так. Более загадочно, многозначно, парадоксально, как и сама личность.
Альтернативные бальмонтоведы утверждали, что прадед поэта, сержант кавалерии екатерининского лейб-гвардейского полка, мог носить фамилию Баламут, и якобы русское слово переделали на иностранный лад. Но тут скорее согласишься с оппонентами, которые замечали, скорее бы уж народ чужое слово к русскому языку приспособил. Хотя, в общем-то, фамилия Баламут вполне бы отразила сущность поэтических деяний Бальмонта, который в рамках символизма поставил русскую поэзию на уши.
Мы сегодня опасаемся оперировать словами «великий», «гений» при жизни, потому что…. Потому что, как всегда, «лицом к лицу лица не увидать» и так далее. А вот тут, понимаешь ли, зафиксированный факт. В 1912 году на заседании Неофилологического общества при Санкт-Петербургском университете по случаю 25-летия литературной деятельности в присутствии более тысячи собравшихся Бальмонт был провозглашен великим русским поэтом. В наше время такое даже представить трудно. А ведь это покруче всяких премий будет.
А Игорь Северянин (которого, на минуточку, самого избрали «королем поэтов») в стихотворении «Их культурность» писал: «Мне сказали однажды: «Изнывая от жажды/ Просвещенья, в России каждый, знай, гражданин./ Тонко любит искусство,/ Разбираясь искусно/ Средь стихов, средь симфоний, средь скульптур и картин»./ Чтобы слух сей проверить,/ Стал стучаться я в двери:/ «Вы читали Бальмонта – вы и ваша семья?»/ – «Энто я-то? Аль он-то?/ Как назвали? Бальмонта?/ Энто что же такое? Не пойму что-то я». Тут работает закон от противного. Стихотворение не свидетельствует о безвестности Бальмонта, а как раз таки об огромной славе – ведь Северянин выбрал для теста наиболее гремящее имя.
И не зря. Личностью Константин Дмитриевич Бальмонт был яркой, непредсказуемой, парадоксальной. Многих уважаемых поэтов и литературоведов ставил в тупик своими взглядами и творчеством. Так, в свое время обожавшие его Валерий Брюсов, Александр Блок и даже Максим Горький позднее отказывались от него, обвиняли, условно говоря, в штампах, напыщенности, слащавости. Вся проблема (или, возможно, счастье) была в том, что поэт безудержно открывался миру и был максималистом – доходил в своих символистских исканиях до края, до трепещущего предела. Или к ангелам в рай, или к бесам в бездну. Может быть, от этого нервного напряжения в конце жизни его накрыло помрачение ума.
Он сложно начинал. Мать Вера Николаевна, урожденная Лебедева, которая в целом была просвещенной дамой, много давшей ему в плане филологического образования, раздраконила его первые стихотворные опыты, и Бальмонт был разочарован. Первые публикации прошли незаметно, а наставник в гимназии даже запретил Бальмонту печататься вплоть до завершения учебы. Только мудрый Владимир Короленко, прочитав тетрадь с его стихами, написал молодому поэту письмо с внимательным разбором и добрыми советами, среди которых был такой: «Надо довериться бессознательной области души, которая незаметно накопляет свои наблюдения и сопоставления, и потом внезапно всё это расцветает». Этому совету поэт успешно и следовал, а Короленко называл впоследствии своим «крестным отцом» в литературе.
Что интересно. Будущий новатор-символист начинал с политики. Из гимназии он вынужден был уйти из-за принадлежности к нелегальному кружку, который занимался тем, что печатал и распространял прокламации партии «Народная воля». Не зря творчеством Бальмонта увлекся Максим Горький, который вначале иронично отозвался о сборнике «В безбрежности», а потом почувствовал свою «жилку». Стихотворение «Альбатрос» («Над пустыней ночною морей альбатрос одинокий,/ Разрезая ударами крыльев соленый туман,/ Любовался, как царством своим, этой бездной широкой,/ И, едва колыхаясь, качался под ним Океан./ И, порой омрачаясь, далеко, на небе холодном,/ Одиноко плыла, одиноко горела Луна./ О, блаженство быть сильным и гордым и вечно свободным!/ Одиночество! Мир тебе! Море, покой, тишина!») помимо ницшеанства по смыслу рифмовалось с «Буревестником». Горький попытался бросить талант Бальмонта в горнило социал-демократических идей. Не вышло. Не уложились громокипящий кубок и стремление познать незнаемое в прокрустово ложе революции.
Один знакомый поэт поговаривает: «Я же не догматик». Хорошая фраза. В случае с Константином Бальмонтом, с его кардинальной сменой мировоззренческих принципов она отлично работает. Настоящий Поэт (таковым, кстати, невзирая на, скажем, Блока и Гумилева, Бальмонта называла Марина Цветаева) может кидаться в топку любых вдохновений, воззрений, иллюзий, и при этом он не поверхностен, искренен, глубок. В начале творческого пути Бальмонту были близки идеи народничества, христианства. Позже, когда он стал путешествовать по миру, познавать другие традиции, религии, он превратился не просто в космополита, а в ярого противника христианства. Его оргиастические поэтические безумства были столь отчаянны, что его порой даже обвиняли в культе сатаны. А в конце жизни, если верить биографии, он потряс священника искренней исповедью раскаявшегося грешника. Вот такой «не догматик».
Но что-то мы замечтались. Что-то картина неполна. А великий русский поэт (без кавычек) свернул горы в плане приобщения русской литературы к мировой культуре. Круг иноязычных авторов, которых переводил Бальмонт, необъятен. Он переводил Генриха Гейне, Николауса Ленау, Альфреда де Мюссе, Сюлли-Прюдома. Поездка в скандинавские страны положила начало его увлечению переводами Георга Брандеса, Генрика Ибсена, Бьёрнстьерне Бьёрнсона. Бальмонт издал в семи выпусках сочинения Перси Биши Шелли в собственном переводе со вступительной статьей. Причем в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона написано: «Факт единоличного перевода нескольких десятков тысяч рифмованных стихов поэта, столь сложного и глубокого, как Шелли, может быть назван подвигом в области русской поэтически-переводной литературы». Бальмонтовские переводы Эдгара Аллана По признаны хрестоматийными. Он много переводил Адама Мицкевича, Станислава Выспяньского, Зыгмунта Красинского, Болеслава Лесьмяна, Яна Каспровича, Яна Лехоня. Переводил поэзию – болгарскую, сербскую, хорватскую, словацкую, литовскую и др. Он перевел «Слово о полку Игореве». Причем профессор Николай Кульман писал, что Бальмонт оказался «ближе к подлиннику, чем кто бы то ни было из его предшественников», сумел отразить «сжатость, чеканность подлинника… передать все краски, звуки, движение, которыми так богато «Слово», его светлый лиризм, величавость эпических частей… почувствовать в своем переводе национальную идею «Слова» и ту любовь к родине, которою горел его автор».
Достаточно, если учесть что Бальмонт постоянно колесил с лекциями по литературе и искусствоведению по России и Европе, писал статьи, объездил множество стран, изучая их культуру и традиции. И вот еще один парадокс – по воспоминаниям современников, вразрез с неврастеничностью натуры, а также возросших в связи со славой и количеством поклонников и подражателей самомнением и самолюбованием поэт отличался редким трудолюбием, педантичной аккуратностью. И еще одно противоречие (впрочем, вполне понятное) – вначале Бальмонт принял революцию, как устремление к новому, запредельному, космическому, но отступился от большевиков, когда увидел, что творится все ценой большой крови. Когда на лекции его спросили, отчего тот не издает своих произведений, последовал ответ: «Не хочу… Не могу печатать у тех, у кого руки в крови».
Последние годы поэт прожил во Франции, умер в городе Нуази-ле-Гран, там и похоронен.
Вместить многогранную личность Бальмонта в небольшую юбилейную статью сложно. Да и не нужно. Достаточно сказать, что на рубеже XIX–XX веков его деятельность на ниве русского поэтического символизма в отношении раскрепощения языка, достижения его звуковых и образных вершин, открывания с помощью языка недр самопознания – была поистине революционной. А что касается слащавости и напыщенности, так немудрено. Бальмонт был столь громокипящ и яростно плодовит, что порой его «заносило» в непредсказуемые дали.
Добавим чуть-чуть про эротику. Какие строки Бальмонта вы процитируете с ходу? Да, именно те дерзкие и тоже революционные стихи, которыми светлой памяти Евгений Евтушенко, будучи юным стихотворцем, эпатировал и поражал публику:
Константин Дмитриевич Бальмонт
Фото Все
Видео Все
Константин Бальмонт. Больше, чем любовь
Проект «Имя. Символ33». Программа 9. Константин Бальмонт
Простые истории. Русский поэт Константин Дмитриевич Бальмонт
Константин Бальмонт — биография
Константин Бальмонт – известный поэт-символист, эссеист, переводчик. В 1923 году его номинировали на Нобелевскую премию в области литературы.
Современники Константина Бальмонта называли его «вечная тревожная загадка». У него была масса последователей, он был образцом литературного стиля для Марины Цветаевой и Игоря Северянина, Максимилиана Волошина и Ильи Эренбурга. Бальмонт был самым ярким из всех поэтов, кто жил в Серебряном веке. Его творческое наследие включает в себя 35 поэтических сборников и 20 книг прозы. Он писал филологические трактаты, литературные исследования, критические эссе. Несколько его стихов – «Камыши», «Осень», «Снежинка», «Фея», «К зиме», входят в программу средней школы.
Детство
Родина Константина Бальмонта – Владимирская губерния. Там, в небольшой деревушке Гумнищи, он и родился 15 июня 1867 года. Отца будущего литератора звали Дмитрий Бальмонт, он работал на должности коллежского регистратора Шуйского уездного суда, потом занял кресло мирового судьи, затем возглавлял уездную земскую управу.
Мама – Вера Бальмонт (Лебедева), родом из семьи военного, большого любителя литературы. Вера устраивала выступления в местной печати, занималась организацией литературных вечеров и любительских постановок. Именно она способствовала формированию мировоззрения Константина, познакомила его с удивительным миром музыки, давала ему уроки истории и словесности, а также поведала о «красоте женской души».
Константин Бальмонт в детстве
Мама будущего поэта владела несколькими иностранными языками, отличалась вольнодумством, принимала в своем доме «неблагонадежных» гостей. Потом Бальмонт напишет, что мама не только научила его любить литературу, но и поделилась с ним своим «душевным строем». Константин был третьим из семи сыновей семьи Бальмонтов. Он наблюдал, как мама занимается грамотой со старшими братьями, и сам начал читать в пятилетнем возрасте. Отец так обрадовался успехам сына, что подарил ему первую книгу.
Когда старших сыновей нужно было отдавать в школу, Бальмонты переселились в Шую. Это не значит, что они оторвались от природы – их дом стоял в окружении обширного сада, на берегу речки Тезы. Отец очень любил охоту, поэтому часто бывал в Гумнищах, и Костю брал с собой чаще других.
Творческая биография Константина Бальмонта началась в возрасте 10 лет. Именно тогда он написал свои первые два стихотворения, одно о зиме, второе о лете.
Мама раскритиковала его поэтическое начинание, и незадачливый поэт целых шесть лет не пытался ничего написать.
В 1876 году Костя начал обучение в Шуйской гимназии. Вначале все шло хорошо, его хвалили за прилежность, но очень скоро мальчик откровенно заскучал. Больше всего ему нравилось читать, причем некоторых французских и немецких авторов даже в оригинале. В 1884 году Бальмонт был исключен из гимназии за плохую успеваемость и приверженность революционным настроениям. Дело в том, что он стал членом нелегального кружка, занимающимся распространением листовок «Народной воли».
Константин Бальмонт в молодости
Мама приложила максимум усилий, чтобы сына приняли во Владимирскую гимназию. Ему пришлось жить на квартире у учителя по греческому языку, который стал его «надзирателем». В декабре 1885 года состоялся творческий дебют Бальмонта. Три его стиха вышли на страницах петербургского журнала «Живописное обозрение», но популярности они юному поэту не добавили. Наоборот, наставник запретил ему печататься до тех пор, пока он не закончит обучение в гимназии. В 1886-м Константин окончил гимназию, и в том же году стал студентом юридического факультета Московского университета. Однако и здесь он долго не учился.
Среди знакомых Бальмонта появился Петр Николаев, революционер-шестидесятник, с которым начинающий поэт вскоре сблизился. В 1887 году Константин принимал участие в студенческих беспорядках, вызванных тем, что руководство вуза решило ввести новый университетский устав, который, по мнению студентов, был реакционным. Бальмонта исключили, арестовали, и на трое суток заперли в Бутырской тюрьме, а потом без суда и следствия выслали в Шую.
В 1888 году он восстановился в университете, однако сильное нервное истощение не позволило Бальмонту учиться дальше. На следующий год он попытал счастья стать студентом ярославского Демидовского лицея, но в 1890-м был отчислен и из этого учебного заведения. Это была последняя попытка, больше поэт не стремился получить «казенное образование».
Литература
В марте 1890 года поэт пытался покончить жизнь самоубийством, выбросился из окна на третьем этаже, получил серьезные травмы и после этого был год прикован к постели. Стало известно, что так отразился на нем семейный и финансовый кризис. В это же время в Ярославле выходит первая книга его стихов, однако Константин собственными руками уничтожил основной тираж.
Считается, что отправная точка творчества Бальмонта – сборник под названием «Под северным небом». Публика очень тепло его приняла, точно так же, как и последующие сборники – «Тишина» и «В безбрежности мрака». Поэзию Бальмонта начали с удовольствием печатать модные журналы того времени, он стал невероятно популярным, ему пророчили большое будущее.
К середине 90-х годов в окружении Бальмонта появились Мережковский, Брюсов, Гиппиус. Прошло немного времени, и его начали воспринимать, как самого выдающегося поэта-символиста. В его стихах звучит восторженность окружающим миром, некоторые сборники содержат «демонические» темы. Это особенно актуально для сборника «Злые чары», полный тираж которого власти конфисковали по цензурным соображениям.
Константин достаточно много путешествовал, и творчество тех лет буквально пропитано описанием зарубежной экзотики и поликультуры. Читатели продолжают восхищаться созданными им образами. Бальмонт практически всегда импровизировал, никогда не правил свои тексты, потому, что был уверен, что самое лучшее всегда рождается в творческом порыве.
Современники дали достойную оценку его «Фейным сказкам», написанным в 1905-м. Это собрание сказочных поэзий Бальмонт посвятил своей дочурке Нине.
Дух революционера присутствовал не только в поэзии Бальмонта, но и в реальной жизни. Он не успокоился после того, как был отчислен из всех учебных заведений. Однажды поэт выступил перед публикой со своим стихотворением «Маленький султан», в котором явно прослеживался образ императора Николая II. За это выступление его выселили из Петербурга и запретили на протяжении двух лет появляться во всех крупных городах России.
Бальмонт ненавидел царизм, поэтому ни для кого не стало неожиданностью, что он с радостью принял Первую русскую революцию. Этот отрезок биографии поэта ознаменовался дружбой с Максимом Горьким, поэтому и стихи получались в виде рифмованных листовок.
В декабре 1905-го Константин читает свои стихи студентам, хотя прекрасно понимает, что его могут арестовать. Опасаясь тюрьмы, он уезжает за границу. В 1906-1913 годах Бальмонт живет как политический эмигрант во Франции. Во время этой своеобразной ссылки поэт по-прежнему пишет, однако, по мнению критиков, у него начался творческий упадок. Последние произведения Бальмонта выглядели слишком шаблонными и повторяемыми.
Сам Константин очень любил свою книгу под названием «Горящие здания. Лирика современной души».
До того, как вышел этот сборник, лирика поэта казалась тоскливой и меланхоличной, а эта книга помогла рассмотреть в нем абсолютно новое начало, его творчество заблистало солнечными, жизнерадостными нотками.
В 1913-м поэт возвращается на родину. Он занялся изданием полного собрания сочинений, которое вместилось в 10-ти томах. В это время Бальмонт много переводит, выступает с лекциями по всей стране. Революцию 1917 года он принял с восторгом, как и все представители русской интеллигенции. Однако вскоре его начала ужасать анархия, начавшаяся в России.
В 1920-м, спасаясь от «хаоса» и «урагана сумасшествия», вызванного революцией, Бальмонт переезжает в Москву. Однако прожил там не долго, супруга и дочь начали жаловаться на слабое здоровье, и поэт увез их во Францию. Больше в России его никто не видел.
В 1923-м вышли две автобиографические книги поэта – «Воздушный путь» и «Под новым серпом». Вплоть до половины 30-х годов прошлого века Бальмонт активно путешествовал, посетил почти все европейские страны, успешно выступал перед публикой. Но русская диаспора уже не относилась к нему с прежним восторгом.
В 1937 году вышел последний сборник поэзий Бальмонта – «Светослужение», после которого он больше не написал ни строчки.
Личная жизнь
Женился Константин в 1889 году. Его избранницей стала Лариса Гарелина, дочь купца. Их знакомство состоялось благодаря матери поэта, но когда он сказал, что собирается жениться на этой девушке, именно она была настроена крайне категорично. Бальмонт не стал прислушиваться к мнению близких, он решился даже на разрыв с семьей, лишь бы быть со своей любимой.
Константин Бальмонт с Ларисой Гарелиной
Но потом оказалось, что Лариса была невыносимо ревнивой. Между супругами часто возникали ссоры, она даже не пыталась поддержать Константина в его творчестве и в увлечении революцией. По мнению некоторых биографов, именно «благодаря» ей поэт начал злоупотреблять вином.
Невыносимая домашняя обстановка толкнула поэта на самоубийство, которое он пытался совершить 13 марта 1890 года. Бальмонт просто шагнул в окно своей квартиры, расположенной на третьем этаже. Однако попытка была неудачной, он сильно травмировался, год лежал прикованным к постели, и после этого всю жизнь хромал.
В этом браке у поэта родилось двое детишек. Первенец умер еще младенцем, а у второго сына Николая доктора диагностировали нервное расстройство. Супруги расстались, Лариса после развода устроила свою личную жизнь с журналистом и литератором Энгельгардтом.
Константин Бальмонт с Екатериной Андреевой
Второй раз поэт сочетался законным браком в 1896 году, с Екатериной Андреевой. Она была очень умной и красивой, имела хорошее образование и состоятельных родителей. После бракосочетания молодожены поехали во Францию. В 1901-м стали родителями дочери Нины. У них было много общих интересов, но главное, они вместе занимались литературной деятельностью, много переводили.
Екатерина не отличалась властным характером, однако в их жизни все происходило так, как говорила она. Всех все устраивало, и семейная жизнь могла бы продолжаться без особых осложнений, если бы не встреча Бальмонта и Елены Цветковской. Она просто немела в присутствии поэта, видела в нем настоящее божество. Константин тоже влюбился в молоденькую красавицу, и начал разрываться между семьей и Еленой, с которой по нескольку месяцев в году путешествовал по Европе.
Он совершенно запутался, когда у Елены родилась дочь Мирра. Бальмонт окончательно привязался к Цветковской, но и на развод с Екатериной тоже не решался. Из-за невыносимых душевных мук он снова решился на самоубийство, и, как и в первый раз, выбрал тот же способ. На этот раз он ничего себе не повредил.
Константин Бальмонт и Елена Цветковская
Бальмонт забрал Цветковскую и Мирру в Петербург, а Андрееву и дочь Нину просто навещал в Москве. Потом вместе с Еленой и Миррой поэт отправился в эмиграцию во Францию. Там Константин знакомится с Дагмар Шаховской и влюбляется в нее. Константин не бросил семью, но встречи с любимой княгиней носили регулярный характер, а письма он писал ей каждый день. В этих отношениях родились двое детей – сын Жорж и дочка Светлана.
Однако в самые сложные периоды жизни поэта его поддерживала именно Цветковская. Она была рядом, как говорится «в горе и радости», в самые трудные периоды его жизни. Елена настолько любила его, что не смогла смириться с его смертью, ушла вслед за ним в 1943 году.
Смерть
Переезд во Францию сильно сказался на эмоциональном состоянии поэта. Бальмонт невероятно тосковал по родине, но в связи с ухудшением здоровья и финансовыми трудностями не мог даже мечтать о возвращении домой. Местом жительства прославленного поэта стала дешевая квартира, в которой было разбито окно.
В 1937-м доктора диагностировали у Бальмонта психическое заболевание. Больше поэт не написал ни строчки.
Константин Бальмонт умер 23 декабря 1942 года в приюте под названием «Русский дом», рядом с Парижем. Он скончался от банального воспаления легких, нищим и забытым. Местом его упокоения стало католическое кладбище Нуази-ле-Гран, куда в последний путь его пришло проводить всего несколько человек.