балязин история россии в занимательных рассказах притчах и анекдотах
Балязин история россии в занимательных рассказах притчах и анекдотах
Древняя и средневековая Русь (IX—XVII века)
Система летосчисления на Руси. Русские календари
О древних князьях Руси и Литвы
Страницы церковной истории
Начало письменности на Руси
Памятники средневековой русской литературы
Семь сюжетов из русской истории XV—XVI веков
Царь Михаил Федорович и три его избранницы
Второй царь из династии Романовых
Молодые годы Петра I
Рассказы о Петре I
О званиях, орденах и наградах
Три эпизода из жизни Анны Ивановны
Царица, пастух и шинкарка
Основание Московского университета
Рассказы о Екатерине II
Из рассказов об Александре Васильевиче Суворове
Шесть рассказов о детстве и юности Михаила Илларионовича Кутузова
Калейдоскоп имен и событий XIX века
ИСТОРИЯ РОССИИ В ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗАХ, ПРИТЧАХ И АНЕКДОТАХ.
2-е издание, стереотипное
D P О ф Q Москва • 2005
УДК 94(47):821 ББК 84-4 Б20
Серия «Познавательно! Занимательно!» основана в 2002 году
Б20 История России в занимательных рассказах; притчах и анекдотах. IX—XIX века / В. Н. Балязин. — 2-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2005. — 222, [2] с. : ил., 16 л. цв. вкл. — (Познавательно! Занимательно!).
Книга рассчитана на учащихся старших классов, а также на широкий круг читателей. В ней освещаются события российской истории с IX до конца XIX века. Это эпизоды разного характера, посвященные внутренней и внешней политике страны, военной истории, быту и культуре. Читатель найдет здесь множество исторических анекдотов и курьезных сюжетов, каждый из которых по-своему интересен и занимателен.
УДК 94(47):821 ББК 84-4
Посвящаю светлой памяти Александра Ивановича Самсонова, прекрасного редактора и человека
От автора
Автору этой книги хотелось бы, чтобы читатели — школьники, студенты, учителя, просто любознательные люди, интересующиеся историей своей Родины, — вышли за рамки ходульных схем примитивно понятого исторического материализма и узнали бы кое-что основательно забытое из жизни тех, кто в совокупости и составлял народ России, без различия национальности, вероисповедания, сословной принадлежности.
В этой книге действующими лицами являются цари и полководцы, святые и мыслители, писатели и актеры, солдаты и крестьяне, казаки и купцы — все те, кто соборно и артельно по мере своего разумения и сил строил и оберегал наше Отечество и более, чем о собственной жизни, радел о благополучии и славе России.
В греческой мифологии есть сказание о дочери богини раздора Эриды — Лете. Именем Леты в царстве мертвых была названа река, испив из которой один глоток, души мертвых забывали о своем прошлом.
Вдумайтесь: раздор, забвение прошлого, души мертвых. Не правда ли, впечатляющая цепочка?
Однако в мифах Эллады есть и еще одна легенда — о чудодейственном, живительном источнике, носившем имя богини памяти Мнемосины.
Не случайно именно Мнемосина родила от верховного бога Зевса девять дочерей — муз, одна из которых — Клио — почиталась музой истории.
Клио — по-гречески «дарующая славу».
Вдумайтесь: неистребимая временем память, история, муза Клио, дарующая славу.
Не правда ли, не менее впечатляющая цепочка, заставляющая задуматься над многим происходящим сегодня?
Итак, с сим напутствием в добрый путь!
Древняя и средневековая Русь (IX—XVII века)
.^древнерусское государство возникло в Восточной Европе в последней четверти IX века в результате объединения двух центров восточных славян — Новгорода Великого и Киева — под властью князей из династии Рюриковичей. Сближение Древнерусского государства с соседней Византией привело к тому, что в 988— 989 годах на Русь пришло христианство, принеся с собой грамотность и сыграв важную роль в формировании древнерусского языка.
В годы правления великого киевского князя Ярослава Мудрого (1019—1054) Древнерусское государство достигло наибольшего могущества и признания во многих странах Европы. После его смерти началась междоусобная борьба князей Рюриковичей за города и земли. Сначала их смирял киевский великий князь Владимир Мономах (1113—1125), а затем его сын Мстислав (1125—1132). После смерти Мстислава начался длительный период феодальной раздробленности, прерванный монголо-татарским нашествием на Русь, когда в 1237—1240 годах орды хана Батыя прошли от Волги до Киева, разорив почти все русские города, кроме Пскова и Новгорода.
В 1240 году новгородский князь Александр Ярославич разгромил на Неве шведов, получив за это прозвище Невский, а в 1242 году на льду Чудского озера он победил немецких рыцарей. Монгольские ханы сделали Невского и его потомков главными сборщиками дани на Руси, что привело к росту их авторитета и силы.
В 1380 году русские полки под руководством великого московского князя Дмитрия Ивановича разбили ордынское войско в битве на Куликовом поле, хотя еще сто лет Русь платила дань. И лишь в 1480 году при Иване III иноземное иго пало.
С этих пор Москва стала светским и духовным центром Руси. Князья Рюриковичи (с 1547 года — цари московские) правили Русью до 1598 года, когда умер последний царь из этой династии — Федор Иванович.
С этого времени и до 1613 года длился кризис государственной власти, закончившийся восшествием на престол первого царя из новой династии Романовых — Михаила. Он и его сын, царь Алексей Михайлович, провели в течение
XVII века ряд серьезных реформ, подготовивших великие преобразования начала XVIII столетия, во главе которых почти три десятилетия стоял Петр I.
Система летосчисления на Руси. Русские календари
елесообразнее всего, пожа-
луй, начать с системы счисления времени — календаря. Сначала счет времени велся по суткам — смене дня и ночи, потом по пальцам — пять и десять суток, отсюда пошли и декады (от латинского «децем» — десять), сохранившиеся в нашем языке и сегодня.
В языческой, дохристианской Руси времясчисление велось по лунно-солнечному календарю. По этому календарю каждые 12 лет считали по 12 месяцев, а следующие 7 лет — по 13. Этот цикл в 19 лет в 433 году до н.э. предложил древнегреческий астроном Метон (родился около 460 года до н. э. — год смерти неизвестен). Этот «Метонов цикл» был известен и древним славянам. (Лунно-солнечный ка-
лендарь применяется в христианской церкви для вычисления дня Пасхи.)
Древнеславянский языческий календарь имел следующие месяцы: январь — просинец (появлялась просинь, становилось светлее), февраль — сеченъ (время рубки леса для освобождения земли под пашню), март — сухий, а иногда — просыхала, апрель — березень (начало цветения березы), май — травень, июнь — изок («изок» — по-древнерусски «кузнечик»), июль — червень, или серпенъ (начало жатвы серпами), август — зарев (от слова «зарево»), сентябрь — рюенъ (от слова «вырывать», хотя В. И. Даль связывает это название с ревом оленей), октябрь — листопад, ноябрь и декабрь — грудень (от «груда» — мерзлая колея на дороге), или студень.
*^2 принятием христианства на Руси вводится новый, так называемый юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев, которые сохранились до наших дней, и семидневной неделей. Этот календарь был введен в 46 году до н. э. Юлием Цезарем (отсюда и название — юлианский). По этому календарю год начинается с марта, а месяцы имели разное количество дней — от 28 до 31 (семидневная неделя была установлена значительно позже). На Руси юлианский календарь «наложился» на летосчисление, принятое в Византии, откуда пришло на Русь христианство. В Византии счет годам шел не от Рождества Христова, как в Западной Европе, а от сотворения мира. А так как по Библии считалось, что Христос родился через 5508 лет после сотворения мира, то разница между византийской эрой и ныне принятой у нас христианской и будет равна 5508 годам.
Скачать книгу в формате:
Аннотация
Древняя и средневековая Русь (IX—XVII века)
Система летосчисления на Руси. Русские календари
О древних князьях Руси и Литвы
Страницы церковной истории
Начало письменности на Руси
Памятники средневековой русской литературы
Семь сюжетов из русской истории XV—XVI веков
Царь Михаил Федорович и три его избранницы
Второй царь из династии Романовых
Молодые годы Петра I
Рассказы о Петре I
О званиях, орденах и наградах
Три эпизода из жизни Анны Ивановны
Царица, пастух и шинкарка
Основание Московского университета
Рассказы о Екатерине II
Из рассказов об Александре Васильевиче Суворове
Шесть рассказов о детстве и юности Михаила Илларионовича Кутузова
Калейдоскоп имен и событий XIX века
Отзывы
Популярные книги
Мэделин Ру Приют Как-то в полночь, в час угрюмый, полный тягостною думой, Над старинными томам.
Приют
Мягкий порыв ветра принес с собой запах морской соли и йода… уже пора в путь! Но сколько еще осталос.
Охота на маску. Книга одиннадцатая (часть вторая)
Луиза ХЕЙ КАК ИСЦЕЛИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ Мои некоторые мысли: 1. Мы несем 100-процентную ответственност.
Исцели свою жизнь
сказка для очень теплых сердец События книги разворачиваются вокруг мальчика, которого отдали в прию.
Сказка о самоубийстве
Эта книга посвящена каждому, кто когда-либо боролся с искушением, зависимостью, откладывал дела в д.
Сила воли. Как развить и укрепить
Новинки
Теперь мне известно, где можно призвать Нариэля. Остаются сущие пустяки: добраться туда и выяснить.
Последняя битва
Теперь мне известно, где можно призвать Нариэля. Остаются сущие пустяки: добраться туда и выяснить.
История России в занимательных рассказах, Притчах и анекдотах, IX-XIX века, Балязин В.Н., 2005
История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах, IX—XIX века, Балязин В.Н., 2005.
Книга рассчитана на учащихся старших классов, а также на широкий круг читателей. В ней освещаются события российской истории с IX до конца XIX века. Это эпизоды разного характера, посвященные внутренней и внешней политике страны, военной истории, быту и культуре. Читатель найдет здесь множество исторических анекдотов и курьезных сюжетов, каждый из которых по-своему интересен и занимателен.
Восточные славяне.
Предки русских, украинцев и белорусов называли себя славянами, производя это слово от «слава», означавшее то же, что и хвала. Называли они себя и словенами, то есть разумеющими слово, иных же, не понимавших их языка, называли немцами, от слова «немой».
Славяне отличались отвагой, храбростью, презрением к физической боли и такой честностью, что вместо клятвы говорили: «Да будет мне стыдно» — и слова своего никогда не нарушали. Кроме того, были они чрезвычайно гостеприимны и, уходя из дома, не только не запирали дверей, но оставляли на столе хлеб и молоко для любого прохожего.
Одной из важнейших реалий человеческого бытия является пища. Жизнь во многом зависит от того, насколько легко или трудно достается она человеку и что из себя представляет. Воистину, для того чтобы жить, человеку нужно есть, пить и одеваться.
Содержание
От автора.
ГЛАВА I. Древняя и средневековая Русь (IX—XVII века).
Система летосчисления на Руси. Русские календари.
Восточные славяне.
О древних князьях Руси и Литвы.
Страницы церковной истории.
Начало письменности на Руси.
Памятники средневековой русской литературы.
Историческая мозаика.
Куликовская битва.
Семь сюжетов из русской истории XV—XVI веков.
Царь Михаил Федорович и три его избранницы.
Второй царь из династии Романовых.
Молодые годы Петра I.
ГЛАВА II. XVIII век.
Рассказы о Петре I.
О званиях, орденах и наградах.
Три эпизода из жизни Анны Ивановны.
Царица, пастух и шинкарка.
Основание Московского университета.
Рассказы о Екатерине II.
Из рассказов об Александре Васильевиче Суворове.
Шесть рассказов о детстве и юности.
Михаила Илларионовича Кутузова.
Две смертельные раны Кутузова.
Детство великих князей Александра и Константина Несколько эпизодов из жизни Павла I.
ГЛАВА III. XIX век.
Мозаика событий 1805—1807 годов.
Отечественная война 1812 года и заграничный поход русской армии 1813—1814 годов.
Несколько сюжетов об Александре I (1801 —1825).
События и люди эпохи правления Николая I (1825—1855).
Люди и события периода царствования Александра II (1855—1881).
Александр III и его время (1881 —1894).
ГЛАВА IV. Калейдоскоп имен и событий XIX века.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Балязин история россии в занимательных рассказах притчах и анекдотах
Древняя и средневековая Русь (IX—XVII века)
Система летосчисления на Руси. Русские календари
О древних князьях Руси и Литвы
Страницы церковной истории
Начало письменности на Руси
Памятники средневековой русской литературы
Семь сюжетов из русской истории XV—XVI веков
Царь Михаил Федорович и три его избранницы
Второй царь из династии Романовых
Молодые годы Петра I
Рассказы о Петре I
О званиях, орденах и наградах
Три эпизода из жизни Анны Ивановны
Царица, пастух и шинкарка
Основание Московского университета
Рассказы о Екатерине II
Из рассказов об Александре Васильевиче Суворове
Шесть рассказов о детстве и юности Михаила Илларионовича Кутузова
Калейдоскоп имен и событий XIX века
ИСТОРИЯ РОССИИ В ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗАХ, ПРИТЧАХ И АНЕКДОТАХ.
2-е издание, стереотипное
D P О ф Q Москва • 2005
УДК 94(47):821 ББК 84-4 Б20
Серия «Познавательно! Занимательно!» основана в 2002 году
Б20 История России в занимательных рассказах; притчах и анекдотах. IX—XIX века / В. Н. Балязин. — 2-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2005. — 222, [2] с. : ил., 16 л. цв. вкл. — (Познавательно! Занимательно!).
Книга рассчитана на учащихся старших классов, а также на широкий круг читателей. В ней освещаются события российской истории с IX до конца XIX века. Это эпизоды разного характера, посвященные внутренней и внешней политике страны, военной истории, быту и культуре. Читатель найдет здесь множество исторических анекдотов и курьезных сюжетов, каждый из которых по-своему интересен и занимателен.
УДК 94(47):821 ББК 84-4
Посвящаю светлой памяти Александра Ивановича Самсонова, прекрасного редактора и человека
Автору этой книги хотелось бы, чтобы читатели — школьники, студенты, учителя, просто любознательные люди, интересующиеся историей своей Родины, — вышли за рамки ходульных схем примитивно понятого исторического материализма и узнали бы кое-что основательно забытое из жизни тех, кто в совокупости и составлял народ России, без различия национальности, вероисповедания, сословной принадлежности.
В этой книге действующими лицами являются цари и полководцы, святые и мыслители, писатели и актеры, солдаты и крестьяне, казаки и купцы — все те, кто соборно и артельно по мере своего разумения и сил строил и оберегал наше Отечество и более, чем о собственной жизни, радел о благополучии и славе России.
В греческой мифологии есть сказание о дочери богини раздора Эриды — Лете. Именем Леты в царстве мертвых была названа река, испив из которой один глоток, души мертвых забывали о своем прошлом.
Вдумайтесь: раздор, забвение прошлого, души мертвых. Не правда ли, впечатляющая цепочка?
Однако в мифах Эллады есть и еще одна легенда — о чудодейственном, живительном источнике, носившем имя богини памяти Мнемосины.
Не случайно именно Мнемосина родила от верховного бога Зевса девять дочерей — муз, одна из которых — Клио — почиталась музой истории.
Клио — по-гречески «дарующая славу».
Вдумайтесь: неистребимая временем память, история, муза Клио, дарующая славу.
Не правда ли, не менее впечатляющая цепочка, заставляющая задуматься над многим происходящим сегодня?
Итак, с сим напутствием в добрый путь!
Древняя и средневековая Русь (IX—XVII века)
.^древнерусское государство возникло в Восточной Европе в последней четверти IX века в результате объединения двух центров восточных славян — Новгорода Великого и Киева — под властью князей из династии Рюриковичей. Сближение Древнерусского государства с соседней Византией привело к тому, что в 988— 989 годах на Русь пришло христианство, принеся с собой грамотность и сыграв важную роль в формировании древнерусского языка.
В годы правления великого киевского князя Ярослава Мудрого (1019—1054) Древнерусское государство достигло наибольшего могущества и признания во многих странах Европы. После его смерти началась междоусобная борьба князей Рюриковичей за города и земли. Сначала их смирял киевский великий князь Владимир Мономах (1113—1125), а затем его сын Мстислав (1125—1132). После смерти Мстислава начался длительный период феодальной раздробленности, прерванный монголо-татарским нашествием на Русь, когда в 1237—1240 годах орды хана Батыя прошли от Волги до Киева, разорив почти все русские города, кроме Пскова и Новгорода.
В 1240 году новгородский князь Александр Ярославич разгромил на Неве шведов, получив за это прозвище Невский, а в 1242 году на льду Чудского озера он победил немецких рыцарей. Монгольские ханы сделали Невского и его потомков главными сборщиками дани на Руси, что привело к росту их авторитета и силы.
В 1380 году русские полки под руководством великого московского князя Дмитрия Ивановича разбили ордынское войско в битве на Куликовом поле, хотя еще сто лет Русь платила дань. И лишь в 1480 году при Иване III иноземное иго пало.
С этих пор Москва стала светским и духовным центром Руси. Князья Рюриковичи (с 1547 года — цари московские) правили Русью до 1598 года, когда умер последний царь из этой династии — Федор Иванович.
С этого времени и до 1613 года длился кризис государственной власти, закончившийся восшествием на престол первого царя из новой династии Романовых — Михаила. Он и его сын, царь Алексей Михайлович, провели в течение
XVII века ряд серьезных реформ, подготовивших великие преобразования начала XVIII столетия, во главе которых почти три десятилетия стоял Петр I.
Система летосчисления на Руси. Русские календари
елесообразнее всего, пожа-
луй, начать с системы счисления времени — календаря. Сначала счет времени велся по суткам — смене дня и ночи, потом по пальцам — пять и десять суток, отсюда пошли и декады (от латинского «децем» — десять), сохранившиеся в нашем языке и сегодня.
В языческой, дохристианской Руси времясчисление велось по лунно-солнечному календарю. По этому календарю каждые 12 лет считали по 12 месяцев, а следующие 7 лет — по 13. Этот цикл в 19 лет в 433 году до н.э. предложил древнегреческий астроном Метон (родился около 460 года до н. э. — год смерти неизвестен). Этот «Метонов цикл» был известен и древним славянам. (Лунно-солнечный ка-
лендарь применяется в христианской церкви для вычисления дня Пасхи.)
Древнеславянский языческий календарь имел следующие месяцы: январь — просинец (появлялась просинь, становилось светлее), февраль — сеченъ (время рубки леса для освобождения земли под пашню), март — сухий, а иногда — просыхала, апрель — березень (начало цветения березы), май — травень, июнь — изок («изок» — по-древнерусски «кузнечик»), июль — червень, или серпенъ (начало жатвы серпами), август — зарев (от слова «зарево»), сентябрь — рюенъ (от слова «вырывать», хотя В. И. Даль связывает это название с ревом оленей), октябрь — листопад, ноябрь и декабрь — грудень (от «груда» — мерзлая колея на дороге), или студень.
*^2 принятием христианства на Руси вводится новый, так называемый юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев, которые сохранились до наших дней, и семидневной неделей. Этот календарь был введен в 46 году до н. э. Юлием Цезарем (отсюда и название — юлианский). По этому календарю год начинается с марта, а месяцы имели разное количество дней — от 28 до 31 (семидневная неделя была установлена значительно позже). На Руси юлианский календарь «наложился» на летосчисление, принятое в Византии, откуда пришло на Русь христианство. В Византии счет годам шел не от Рождества Христова, как в Западной Европе, а от сотворения мира. А так как по Библии считалось, что Христос родился через 5508 лет после сотворения мира, то разница между византийской эрой и ныне принятой у нас христианской и будет равна 5508 годам.