баргамот и гараська история создания

Урок по теме «Л. Андреев. «Баргамот и Гараська»»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Жизнь и творчество Л.Н. Андреева. Пасхальный рассказ «Баргамот и Гараська».

1) знакомство учащихся с жизнью и творчеством Л. Н. Андреева;

1) путём углубления знаний о духовном наследии русского народа, о принципах Православия как основе русской культуры не только понять, но и принять нравственные ценности (на примере рассказа «Баргамот и Гараська»).

Задачи:
— детально изучить образы-персонажи,
— развивать у учащихся логическое, критическое, ассоциативное мышление и умение аргументировать,
— воспитывать любовь к ближнему, человечность, милосердие, осознание человеческих поступков.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: стандартный.
Методы и приёмы обучения: словесный (рассказ, беседа), исследовательский, проблемное изложение.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Мы источник блаженства –

Мы вместилище скверны –

Человек, словно зеркало.

Он ничтожен, и все же

Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку.
2. Изучение нового материала. Слово учителя:

— Творчество Л. Н. Андреева в начале XX века в отечественной методике преподавания литературы обходилось стороной. Лишь немногие литературоведы и методисты поднимали в то время вопрос о включении произведений «опального» писателя в школьную программу. В 1921 г. в Петрограде состоялся съезд преподавателей родного языка и литературы, который имел особое значение для развития образования. Академик Н. А. Котляревский выступал за изучение произведений Л. Н. Андреева в школе и говорил о необходимости обновления преподавания литературы. Прошел почти век, а творчество Л. Андреева по прежнему плохо известно читателю. В годы советской власти литература писателей, покинувших страну, не была пропагандируема, а в постперестроечное время полки читателей заняла беллетристическая литература. Мы постараемся с вами исправить это и несколько уроков посвятим жизни и творчеству автора («Баргамот и Гараська», «Иуда Искариот»), которого смело можно поставить в один ряд с И. Буниным, А. Куприным – Леонида Николаевича Андреева.
3. Презентация о жизни и творчестве Л. Андреева. (Конспектирование в тетрадях основных фактов и событий).
4. Слово учителя:

— С творчеством Л. Андреева вы уже встречались в среднем звене при изучении рассказа «Кусака.

— Вспомните, какое впечатление произвел на вас рассказ?

— Над чем заставил задуматься?

— Какие уроки вы для себя извлекли?

— К нашему уроку вы прочитали еще одно произведение Л. Андреева «Баргамот и Гараська». Этот небольшой рассказ стал первым произведением, прославившим автора. Хотя история его создания была очень прозаичной.

8. Сообщение учащегося:

— Пасхальный рассказ, традиционный жанр для русской литературы, был направлен к сердцу читателя, давал надежду на победу доброго начала в человеке, на установление хотя бы временной гармонии, поэтому имел сентиментальный финал. Для Андреева пасхальный тип рассказа был излюбленным, так как позволял подняться над реалиями сущего мира, вовлечь читателя в круг своих чувств и переживаний.

— Удалось ли это Л. Андрееву, мы сегодня и постараемся выяснить.
9. Анализ произведения. (Рассказ предварительно прочитан)
Мозговая атака.
— Накануне какого праздника происходят события, описанные в рассказе?

— Что вы знаете о Пасхе?

— Какое значение имеет этот праздник для христиан? Почему?

— Главное его достоинство? (Непомерная силища).
— Как он ведет себя в быту, как проявляет себя в отношениях с детьми и женой? (Строг, путем физического воздействия учил жену; хозяйственный, рачительный, любивший в свободные дни копаться в огороде).

— Как пушкари относятся к Баргамоту?

— Комичен ли образ Баргамота?

Наступает праздник – светлое Христово воскресение. Баргамот на своем обычном посту. Почему у него такое скверное настроение? Как на него влияет праздник? (Он был голоден; ему было завидно, что они свободны и идут на праздник…).
— Что говорит о том, что он очень ответственно относится к своей работе? (Не покидал свой пост, к работе относился ответственно).
— Сохранились ли в душе этого «тупоголового мастодонта» христианские традиции? Приведите примеры. (Баргамот снял шапку и перекрестился при звуках благовеста).
Благодушное настроение Баргамота нарушает появление Гараськи.

— Комичен ли этот персонаж?
— Соответствует ли внутреннее состояние героя его внешнему виду?
12. Работа с текстом. Чтение по ролям диалога.

— Почему так нагло ведет себя Гараська и так осторожен Баргамот?
— В каких комических положениях оказываются герои?
— В какой момент Баргамот проявляет жалость по отношению к Гараське? (После того, как разбилось пасхальное яичко, а ведь Гараська хотел похристосоваться с ним…).
— Какое событие в рассказа становится кульминацией? (Приглашение Баргамотом Гараськи на праздничный обед).

— Почему именно в этот момент показана гражданская и христианская позиция Баргамота? (Желает загладить свою вину, соблюдает христианские традиции).
— Какие средства художественной выразительности использует автор для внешней характеристики образов и их внутреннего состояния? (Метафоры, фразеологические обороты – навострить лыжи и т.д.).
Сцена обеда в доме Баргамота.

— Охарактеризуйте поведение Гараськи. Почему он так «ошалел» и притих, почему ему так совестно и обидно? (Ему стыдно за свое поведение, за внешний вид, совестно за деликатность и гостеприимство хозяев).
— Какие виды смеха присутствуют в рассказе? Можно ли сказать, что персонажи рассказа вызывают только смех? Почему? Как и кому из них мы сочувствуем?
— Кого и почему мы можем назвать трагикомическим персонажем?

13. Рефлексия. Подведение итогов.

— Актуальна ли эта тема в наше время? Встречались ли вы с такой ситуацией в своей жизни?

— Удалось ли Л. Андрееву создать истинно пасхальный рассказ?

— Какие уроки вы для себя извлекли из анализа произведения?
— Охарактеризуйте свое настроение после урока. Почему?
14. Слово учителя:

15. Подведение итогов, оценивание работы учащихся.

Источник

Баргамот и Гараська

Впервые — в газете «Курьер», 1898, 5 апреля, № 94. Рассказ написан под ощутимым влиянием очерков Глеба Успенского: в Баргамоте проступают черты будочника Мымрецова, а в Гараське — пьяного портного Данилки, которого у Успенского только девушка из «заведения» называет по отчеству, и за это растроганный Данилка решает на ней жениться (очерк Гл. Успенского «Будка», 1868).

Герои рассказа Андреева имели реальных прототипов, хотя сюжет его, по-видимому, вымышлен. Фамилия городового Баргамотов, характеризующая его внешний облик, явно происходит от прозвища, а не наоборот. Баргамот (бергамот) — один из наиболее распространенных в России в прошлом веке сортов груш. Интересно отметить, что Иваном Акиндиновичем, как и городового Баргамота, звали известного в Орле в 1890-х гг. делопроизводителя воинского стола городской управы, бывшего станового пристава И. А. Боброва (см. его некролог в «Орловском вестнике», 1915, 21 июня).

Предложение написать для «Курьера» пасхальный рассказ Андреев получил от секретаря редакции газеты И. Д. Новика. 25 сентября 1898 г. Андреев вспоминал в дневнике, что рассказ им был написан и «после некоторого утюженья, отнявшего от рассказа значительную долю его силы, был принят, но без всякого восторга, что казалось мне вполне естественным, ибо сам я о рассказе был мнения среднего Нельзя поэтому передать моего удивления, когда я являюсь в понедельник на Фоминой в Суд и редакцию и там только и слышишь «Баргамот и Гараська» (заглавие рассказа). Говорят, что рассказ украшение всего пасхального номера. Там-то его читали вслух и восхищались, здесь о нем шла речь в вагоне жел дороги. Поздравляют меня с удачным дебютом, сравнивают с Чеховым и т. п. В три-четыре дня я поднялся на вершину славы».

Бывший сотрудник «Курьера» журналист Я. Земский вспоминал о начале работы Л. Андреева в этой газете: «Совсем еще юноша, едва переступивший первую ступень возмужалости, он сразу обратил на себя внимание… Мнения сотрудников о нем расходились: одни находили в нем просто талантливого беллетриста, другие пророчили ему славу Чехова. По мере того как появлялись в «Курьере» его рассказы, популярность его росла с необычайной быстротой. Руководители «Курьера» нянчились с ним, как с капризным ребенком» (Москва, 1910, № 67, 15 ноября).

«Баргамот и Гараська» растрогал и восхитил М. Горького, который сразу же после прочтения рассказа в «Курьере» 5 апреля 1898 г. написал в Петербург редактору-издателю «Журнала для всех» В. С. Миролюбову: «…вот бы Вы поимели в виду этого Леонида! Хорошая у него душа, у черта! Я его, к сожалению, не знаю, а то бы тоже к вам направил» ( Горький М. Переписка в 2-х томах, т. 1. М., Художественная литература, 1986, с. 80). Позже в письме Андрееву от 20—25 апреля 1899 г. Горький обратил внимание и на художественные недостатки рассказа: «Лучший ваш рассказ «Баргамот и Гараська» — сначала длинен, в середине — превосходен, а в конце вы сбились с тона» (ЛН, т. 72, с. 66). М. Горький имел в виду заключительный эпизод рассказа (описание утреннего

чаепития городового и поступившего к нему в работники Гараськи). Под влиянием критики М. Горького Андреев вычеркнул эту «сладкую» сцену, и в новой редакции «Баргамот и Гараська» был напечатан в журнале «Народное благо», 1902, № 15—16 и в коллективном благотворительном сборнике «Книга рассказов и стихотворений», М, изд. С. Курнина и К о №, 1902. «Баргамот и Гараська» переведен на многие иностранные языки (немецкий, английский, испанский, венгерский и др.).

Источник

«Анализ рассказа Л.Андреева «Баргамот и Гараська» (11 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

баргамот и гараська история создания. Смотреть фото баргамот и гараська история создания. Смотреть картинку баргамот и гараська история создания. Картинка про баргамот и гараська история создания. Фото баргамот и гараська история создания

Описание презентации по отдельным слайдам:

Анализ рассказа Л.Андреева «Баргамот и Гараська» 11 класс

Лексическая работа Городовой бляха № 20 Пушкари Баргамот – бергамот Мастодонты Мозгляки Околоточные надзиратели Полицейский от названия Пушкарной улицы, «проломленные головы» прозвище; сорт груш хоботные млекопитающие, предшественники слонов людишки слабосильные, тщедушные жандармы, полицейские

Вывод Комическое в рассказе реализуется через приёмы контраста, гиперболы, уподобления, комического положения, которые прослеживаются не только на уровне сюжетной композиции, но также на образном и языковом уровне. Комичен сюжет: дубинноголовый «мастодонт» Баргамот способен пожалеть и понять пьяницу, а вор Гараська раскаивается и стыдится самого себя. Своим пасхальным рассказом Л. Андреев показывает, как раскрываются лучшие человеческие качества в процессе постижения чужой души Сформулируйте проблемы этого рассказа

Домашнее задание Эссе на тему: «Нужно ли быть отзывчивым в наше время»

баргамот и гараська история создания. Смотреть фото баргамот и гараська история создания. Смотреть картинку баргамот и гараська история создания. Картинка про баргамот и гараська история создания. Фото баргамот и гараська история создания

Проблема человеческой черствости и отзывчивости в наши дни особенно актуальна. Этот рассказ, написанный своеобразным «андреевским» языком, поможет и в формировании нравственных качеств одиннадцатиклассников, и в подготовке к итоговому сочинению и сочинению ЕГЭ (этим произведением можно проиллюстрировать проблему равнодушия, отзывчивости)

Номер материала: ДБ-725892

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

баргамот и гараська история создания. Смотреть фото баргамот и гараська история создания. Смотреть картинку баргамот и гараська история создания. Картинка про баргамот и гараська история создания. Фото баргамот и гараська история создания

баргамот и гараська история создания. Смотреть фото баргамот и гараська история создания. Смотреть картинку баргамот и гараська история создания. Картинка про баргамот и гараська история создания. Фото баргамот и гараська история создания

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

баргамот и гараська история создания. Смотреть фото баргамот и гараська история создания. Смотреть картинку баргамот и гараська история создания. Картинка про баргамот и гараська история создания. Фото баргамот и гараська история создания

Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике

Время чтения: 1 минута

баргамот и гараська история создания. Смотреть фото баргамот и гараська история создания. Смотреть картинку баргамот и гараська история создания. Картинка про баргамот и гараська история создания. Фото баргамот и гараська история создания

В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом

Время чтения: 2 минуты

баргамот и гараська история создания. Смотреть фото баргамот и гараська история создания. Смотреть картинку баргамот и гараська история создания. Картинка про баргамот и гараська история создания. Фото баргамот и гараська история создания

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

баргамот и гараська история создания. Смотреть фото баргамот и гараська история создания. Смотреть картинку баргамот и гараська история создания. Картинка про баргамот и гараська история создания. Фото баргамот и гараська история создания

Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов

Время чтения: 2 минуты

баргамот и гараська история создания. Смотреть фото баргамот и гараська история создания. Смотреть картинку баргамот и гараська история создания. Картинка про баргамот и гараська история создания. Фото баргамот и гараська история создания

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Русская литература. Л.Н. Андреев. «Баргамот и Гараська».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

7 «Б» класс Урок 53 Русская литература

Тема: Л.Н. Андреев. «Баргамот и Гараська». Авторская характеристика образов-персонажей. Роль диалога и речевые характеристики персонажей. Нравственные идеи рассказа.

Цель: 1. Способствовать формированию знаний учащихся об авторской характеристике образов-персонажей, роли диалога и речевых характеристиках персонажах; 2. способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления; 3. продолжить формирование дисциплинированности, ответственности, воспитанности, нравственных качеств.

Тип урока : комбинированный

Продавец стоял за прилавком магазина и рассеянно смотрел на улицу. Одна маленькая девочка подошла к магазину и буквально прилипла к витрине. Когда она увидела то, что искала, её глаза заблестели от восторга…

Она вошла внутрь и попросила, чтобы ей показали бусы из бирюзы.

— Это для моей сестры. Вы можете красиво завернуть их? — спросила девчушка.

Хозяин с недоверием посмотрел на малышку и спросил:

— А сколько у тебя денег?

Девочка вытащила из кармана платочек, развернула его и высыпала на прилавок горсть мелочи. С надеждой в голосе она спросила:

Там было всего несколько мелких монет. Девочка с гордостью продолжала:

— Знаете, я хочу сделать подарок своей старшей сестре. С тех пор, как умерла наша мама, сестра заботится о нас, а на себя у неё не остается времени. Сегодня у неё день рождения и я уверена, что она будет счастлива получить такие бусы, они очень подойдут под цвет её глаз.

Мужчина взял бусы, прошел вглубь магазина, принес футляр, положил в него бирюзу, обернул лентой и завязал бант.

— Держи! — сказал он девочке. — И неси осторожно!

Девчушка выбежала и вприпрыжку понеслась к дому. Рабочий день подходил к концу, когда порог того же магазина переступила молодая девушка. Она положила на прилавок знакомый продавцу футляр и отдельно оберточную бумагу и развязанный бант.

— Эти бусы были куплены здесь? Сколько они стоили?

— А! — сказал хозяин магазина, — стоимость любого изделия в моем магазине — это всегда конфиденциальный договор между мной и клиентом.

— Но у моей сестры было только несколько монет. Бусы из настоящей бирюзы, так ведь? Они должны стоить очень дорого. Это нам не по карману.

Мужчина взял футляр, с большой нежностью и теплотой восстановил упаковку, вручил девушке и сказал:

— Она заплатила самую высокую цену… Больше, чем мог заплатить любой взрослый: она отдала всё, что имела.

Тишина заполнила маленький магазинчик, и две слезы скатились по лицу девушки, сжимающей в дрожащей руке небольшой сверток…

3. Опрос домашнего задания – чтение и краткий пересказ по главам «Детство» Л.Н. Толстого

4. Определение целей урока (2 мин ).

-знать о личности Л.Н. Андреева, истории создания рассказа «Баргамот и Гараська»;

-уметь анализировать прозаическое произведение.

5. Слово учителя (5 мин)

2) О истории создания рассказа

— Что вы знаете о Пасхе? (пост, накануне пасхи, пасхальное воскресенье)

7. Словарная работа

8. Чтение рассказа учителем, затем учащимися по цепочке.

9.Работа по рассказу

== Каковы ваши впечатления от рассказа?

== Как изменилась Пушкарная улица и её жители перед Христовым Воскресением?

«Вскоре потянулись в церковь и пушкари, чистые, благообразные, в пиджаках и жилетах поверх красных и синих шерстяных рубах, с бесконечным количеством сборок, сапогах на высоких и острых каблучках. Каждый бережно нёс узелок с пасхой и куличами».

В такой день, когда все радуются, на душе у Барагамота очень пусто.

== Скажите, кто такой Баргамот.

«Городовой Барагмот, или иначе, городовой бляха №20 по своему внешнему виду напоминал мастодонта, т. е. крупное ископаемое животное, т. к. был толстый, высокий, сильный, громогласный. Обидно городовому, что все проносят мимо куличи, яйца, идут в церковь, а он голоден и не может, как все, участвовать в празднике».

== Почему автор так подробно описывает нравы Пушкарной улицы?

«Пушкари известны своим пьянством, сквернословием, но в этот день они другие»

== Скажите, а какое полное имя у Баргамота? (Иван Акиндиныч Бергамотов)

== А почему автор даёт такую фамилию своему герою?

«Можно предположить, что автор иронизирует над своим героем, противопоставляя его грубость такому нежному и деликатному плоду, как бергамот»

== В каких словах чувствуется, что автор иронизирует над своим героем?

Прочтите эти словосочетания:

«Видна фигура на полицейском горизонте, маленькие заплывшие глазки, сравнение с мастодонтом»

== Но почему, не смотря на иронию нам очень симпатичен этот человек?

«Он при всей своей грозности мягкий и безобидный человек. Хороший семьянин. В свободное время любит копаться в огороде. Что-то вроде нежности поднимается в его душе, когда он представлял себе, как подарит своему сынишке Ванюшке крашеное яичко».

== Кто является вторым героем рассказа? Найдите моменты в рассказе, где автор, знакомя нас с

Гараськой, использует юмор. ( Гараськина беседа со столбом)

Уже в описании Гараськи юмор какой-то грустный. Гараська паясничает, но за этим клоунством видна боль его души. Но пока мы, читатели эту боль не замечаем.

— И так, Баргамот тоскует от того, что придётся тащить этого пьянчужку в участок. И в это время происходит между ним и Гараськой диалог.

== А что происходит дальше? «Гараська не успел показать предмета, который нёс с осторожностью в кармане».

== Найдите описание Баргамота, когда он всем своим видом пытался доказать Гараське своё превосходство над ним.

«Презрительно скосив губы, не человек, а язва, всё исподтишка, всё с язвительностью»

== Заслужил ли Гараська такого отношения?

«Скорее да, чем нет. Ведь он сам превратил себя в такого человека»

== И так, Баргамот тоскует от того, что придётся тащить этого пьянчужку в участок. И в это время происходит между ним и Гараськой диалог. Прочтите.

== А что происходит дальше?

«Гараська не успел показать предмета, который нёс с осторожностью в кармане».

==А что он нёс и для чего? (Яичко. Похристосываться хотел)

Обычно задиристый, сквернословящий, язвительный Гараська хотел подарить крашеное яичко всегдашнему врагу Баргамоту.

== А как после этого меняется поведение Барагамота?

== Какое слово использует автор, чтобы показать превращения в Баргамоте, так изумившее Гараську? (Баргамот был так чуден)

А какие чудеса происходят в доме Барагмота?

«Гараська, ошалевший и притихший, сидит за столом, ест, обжигаясь, горячие щи, и ему совестно за себя, такого грязного, оборванного, пьяного, скверного, за свои заскорузлые пальцы с большими грязными ногтями, которые он впервые у себя заметил».

== А что происходит с душой Баргамота?

«В начале рассказа душа Баргамота была погружена в богатырский сон. А теперь он деликатно откладывает на потом свой «сюрпризец» Ванятке, чтобы этим не напомнить Гараське о его раздавленном яичке».

== А какова концовка рассказа?

10. Домашнее задание : Характеристика образов Баргамота и Гараськи (кластер)

11. Подведение итогов. Выставление оценок.. (Рефлексия)

Источник

Анализ рассказа «Баргамот и Гараська»

Создавая свои первые рассказы в конце 1890–х годов, Андреев работал как писатель-реалист. Для реалистов была важным строго соответствовать действительности, стремиться к точности в изображении образов, передающих суть самой жизни, описывать их широко и типично — все это находит свое место в первых андреевских рассказах.

Герои рассказа «Баргамот и Гараська» имели реальных прототипов. Автор использует и прием «говорящих фамилий». Фамилия городового Баргамотов характеризует его внешний облик, как и прозвище (бергамот — один из наиболее распространенных сортов груш в России).

В рассказе «Баргамот и Гараська», Андреев создает образ типического пьяницы и скандалиста: «Отрепья, делавшие вид, что они серьезно прикрывают его тощее тело, были все в грязи, еще не успевшей засохнуть. Физиономия Гараськи, с большим отвислым красным носом, бесспорно служившим одной из причин его неустойчивости, покрытая жиденькой и неравномерно распределенной растительностью, хранила на себе вещественные знаки вещественных отношений к алкоголю и кулаку ближнего. На щеке у самого глаза виднелась царапина, видимо, недавнего происхождения».

Но именно эта ситуация конфуза напоминает нам о том, что нельзя быть христианином на час. Нельзя относиться к людям по-христиански только потому, что нынче праздник. Такое отношение может еще сильнее ранить обиженного жизнью человека. Ему было бы легче, если бы ему не напоминали о том, что есть светлая, чистая жизнь, в которой ему нет места.

В основе сюжета оказывалось какое-то небольшое событие, случай, нечто, что способствует пониманию гуманного начала в одних и бесчеловечного в других. Но какой бы ни была действительность, Андреев испытывал страстное стремление к возвышенному и светлому, искал их и в жизни, и в человеческой душе. В рассказах Андреева всегда добро одерживает моральную победу над злом и несправедливостью. Носителями нравственного начала предстают существа страдающие, бедные, но честные, праведные. Условием их человечности является непричастность к социальному механизму ни в качестве командующего, ни в качестве исполнителя.

Пронзительной жалостью наполнена последняя сцена рассказа «Баргамот и Гараська»: рыдающий взахлеб Гараська, к которому впервые в жизни обратились по отчеству, с уважением…

Итак, как мы видим, что в рассказе «Баргамот и Гараська», созданном на рубеже веков, Андреев придерживается реалистического метода и следует за традициями предшественников-реалистов. Однако, на ряду, с этим писателю удается глубоко и точно передать и внутреннюю жизнь героя, его самоощущения и переживания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *