барток композитор краткая биография
Краткая биография Бартока
Бела Барток (1881 — 1945) — венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист.
Родился в Румынии, в городе Сынниколаул-Маре, в семье директора сельскохозяйственной школы и учительницы. С раннего детства учился игре на фортепиано, закончил Академию им. Листа в Будапеште как пианист и композитор. С 1906 года вместе со своим другом и соучеником З. Кодаем начал интенсивно собирать и изучать старинный крестьянский (венгерский, румынский, словацкий) музыкальный фольклор.
Период с 1906 по 1919 год считается для Бартока временем поисков собственного музыкального стиля. Его сочинения отвергались критикой, хотя именно то, что не признавалось, — балет «Деревянный принц» и опера «Замок герцога Синяя Борода» — после постановки в будапештском Национальном театре в 1917-1918 годах принесли Бартоку широкое общественное признание и популярность.
В 1920—1930-е годы — период расцвета концертной деятельности Бартока-пианиста, он систематически гастролирует в крупнейших музыкальных центрах Европы и Соединенных Штатов Америки. В 1929 году состоялись его гастроли в России (Москва, Ленинград, Харьков, Одесса). Барток много занимается научной работой в области музыкальной фольклористики, преподает, он является профессором по классу фортепиано Академии им. Листа с 1907 по 1934 год.
С 1934 года Барток посвящает себя исследовательской работе в Венгерской Академии наук. С начала 30-х годов в творчестве Бартока-композитора намечается стремление к большей простоте, классичности музыкального стиля, тематической и ладовой ясности, особенно это заметно во втором концерте для фортепиано с оркестром, во втором скрипичном концерте, «Музыке для струнных, ударных и челесты». Интересны сочинения Бартока, созданные для учащейся молодежи: фортепианный цикл «Микрокосмос», 44 скрипичных дуэта.
В начале 2-ой мировой войны Барток эмигрирует в США (1940). Последние годы композитора были омрачены болезнью, нуждой. Умер Барток в сентябре 1945 года в одной из государственных больниц Нью-Йорка.
Произведения Бартока
На момент публикации все ссылки были в рабочем состоянии, если Вы по каким-то причинам не можете ознакомиться с краткой биографией Бела Бартока, просьба сообщить об этом администрации сайта.
Барток композитор краткая биография
Бела Барток
Краткую биографию Бела Бартока и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Бартока
25 марта 1881 года в небольшом венгерском поселении Надь-Сент-Миклош у Бела и Паулы Барток родился мальчик, которому дали имя Бела Виктор Янош. Отец семейства, занимавший должность директора учебного заведения, где подрастающее поколение учили сельскохозяйственным наукам, и мать работавшая преподавателем в местной школе, были весьма интеллигентными людьми.
Первоначально семья остановилась в г. Севлюш, а впоследствии переехала в Надьварад, там Бела начинает посещать гимназию и вместе с этим обучаться композиции и игре на фортепиано у преподавателя Ф. Керша. Спустя время семейство Барток опять вернулось в Севлюш, где Бела с большим успехом выступил на своём первом концерте перед большой аудиторией, исполнив первую часть 21-ой сонаты Л.В. Бетховена и небольшую пьесу собственного сочинения под названием «Течение Дуная». Это выступление сыграло важную роль в дальнейшей судьбе мальчика, поскольку одним из слушателей концерта был директор школы, в которой работала мать «вундеркинда». Он оценил юное дарование и предоставил Пауле Барток отпуск на год для поездки в г. Пожонь (ныне Братислава), чтобы мальчик смог продолжить своё образование у именитых музыкантов.
Юность
После года проведённого в г. Пожонь семья Барток временно поселилась в г. Бистрица. Там Бела продолжил усиленно заниматься музыкой и в шестнадцать лет он с легкостью мог исполнить «Испанскую рапсодию» Ф. Листа. Летом 1898 года юноша отправляется в Вену, где выдерживает вступительные экзамены в консерваторию, однако учиться там ему не пришлось: он принимает решение прослушаться по фортепиано в Будапештской музыкальной академии у профессора Иштвана Томана, который в своё время был учеником Ф. Листа. После консультации восхищённый педагог рекомендовал принять талантливого молодого человека в учебное заведение без экзаменов. Барток в академии стал учиться не только по классу фортепиано, но и по классу композиции, хотя здесь ему немного не повезло, его педагогом по данному предмету был Янош Кесслер, кузен знаменитого органиста, композитора и дирижёра Макса Регера. По некоторым вопросам взгляды студента и преподавателя настолько кардинально расходились, что Бела иногда хотелось совсем покончить с сочинительством. Тем не менее Барток-пианист в академии имел общее признание: он часто выступал на концертах, а после окончания учебного заведения ему предложили должность преподавателя на кафедре фортепиано. Годы учёбы Бела в академии отмечены тем, что здесь он познакомился и крепко подружился с Золтаном Кодаи, впоследствии оказавшим значительное влияние на творчество композитора.
Начало творческой деятельности
Завершив образование, Барток успешно совмещал преподавательскую и концертную деятельность, активно занимался сочинением произведений, самым крупным из которых стала симфоническая поэма «Кошут», написанная в 1903 году. Её премьерное исполнение, получившее большой общественный резонанс, состоялось сначала в Будапеште, затем в английском Манчестере. Активная концертная деятельность Бартока в этот период связана с такими странами, как Германия, Австрия, Франции, Швейцарии, Испания и Португалия, кроме этого в 1905 году во французской столице он принимает участие в международном конкурсе имени А. Рубинштейна как пианист и композитор. В 1906 году Барток совместно с Кодаи начинает заниматься собирательством и изучением народной музыки. Однако композитора привлекал не только фольклор венгерского народа, изучив пять языков, он с этнографическими экспедициями впоследствии побывал в Румынии, Словакии, Украине, Сербии, Турции и в некоторых арабских странах. Эти путешествия композитора положили начало его научно-фольклористской деятельности, которая продолжалась на протяжении всей жизни.
В том же 1911 году Барток вместе Кодаи основывает новое общество «Венгерские музыкальные ассоциации», которое к большому огорчению организаторов долго не просуществовало, так как не нашло должной поддержки.
В 1913 году Бела вновь побывал в творческой экспедиции, на этот раз его путь пролегал по поселениям Алжира, в 1914 посетил Париж, где вёл переговоры об издании своих исследовательских работ.
Тяжёлые времена
Над миром нависали чёрные тучи Первой мировой войны. Несмотря на то, что Барток в своих взглядах стоял на антивоенных позициях, его вместе с Кодаем обязали служить в военном министерстве в музыкальном подразделении отдела печати. В творчестве композитора начался небольшой спад, который завершился в 1916 году, когда он приступил к созданию балета «Деревянный принц». Премьера спектакля, состоявшаяся в 1917 году, была тепло встречена публикой, к автору пришло общественное признание. С 21 марта 1919 года, после провозглашения в Венгрии Советской республики, Барток, по своему мировоззрению не принадлежащий ни к одной из политических партий, в надежде на лучшие преобразования в стране вместе с Кодаи вошёл в состав Директории (правительственный орган новой власти), где занимался вопросами культуры в советской Венгрии. В это же время он создаёт одно из самых значимых своих произведении: авангардный балет «Чудесный мандарин».
В августе того же 1919 года, правительство Советов пало и власть в стране захватил фашистский диктатор М. Хорти. Для Бела Бартока наступили тяжелые времена, так как он подвергался постоянным репрессивным нападкам не только со стороны режимного правительства, но и директората академии. Реакционные националисты настолько затравили композитора в прессе, что он стал подумывать об эмиграции, однако предпринял только ряд длительных гастрольных поездок по странам Европы. Барток концертировал во Франции, Германии, Голландии, Румынии, Англии, Швецарии, Италии и Дании, а в конце двадцатых годов посетил Соединённые Штаты и Советский Союз, где выступления проходили с большим успехом и ему оказывали теплый приём. В эти же годы Барток активно продолжает заниматься сочинением новых произведений, пишет научную работу «Венгерская песня», которая была переведена на многие языки и вскоре получила мировое признание.
В тридцатые годы в жизни композитора происходят кардинальные изменения. В 1934 году он завершает свою педагогическую деятельность в Музыкальной Академии и начинает заниматься фольклорными исследованиями в Академии наук. Результатом этой работы стал выход брошюр «Венгерская музыка и музыка соседних народов» (1934), «Зачем и как собирать народные песни» (1936) и книги «Мелодии румынских колядок» (1935). Однако спокойной жизни из-за политической обстановки в стране у Бартока не было. Как ярый противник фашизма, он неоднократно критиковал правящий режим, выступая в защиту демократии. С 1937 года Барток не разрешал транслировать по немецкому и итальянскому радио свои произведения и даже разорвал все отношения с австрийским издательством после того, как нацисты заняли Вену. Пребывание композитора в Венгрии становилось невыносимым, и он принимает судьбоносное решение эмигрировать в Соединённые Штаты.
На чужбине
В октябре 1940 года, после похорон своей матери, Барток даёт последний концерт в Будапеште и вместе с семьёй покидает страну. С трудом добравшись до Португалии, они сели на корабль и в начале ноября были уже в Нью-Йорке. Америка встретила композитора не очень приветливо: Барток был хорошо известен в Европе, а на другом континенте его имя ничего не значило, концертов было мало, да и те много денег не приносили. Главным источником дохода композитора стала научная деятельность в нью-йорском Колумбийском университете, где ему присвоили почетную степень доктора. Однако и эта работа продолжалось лишь до 1943 года, так как после окончания контракта, договор в дальнейшем не был продлён. Наступившие тяжкие времена, безденежье и подступившая болезнь сломили Бартока. Композитор ушёл из жизни 26 сентября 1945 года, в то время его любимая Венгрия была освобождена от фашистских оккупантов.
Интересные факты о Бартоке
Творчество Бела Бартока
Творческая биография Бела Бартока началась в довольно раннем возрасте. Как композитор он начал формироваться под чутким руководством Л. Эркеля в одиннадцать лет, будучи ещё подростком. Уже в этот период он пишет довольно много произведений, среди которых различные фортепианные пьесы, романсы, фортепианные и скрипичные сонаты, квартет для струнных инструментов. Однако во время учебы в академии музыки Бартока посетила творческая депрессия. Из-за разногласий с преподавателем, становление Бартока как композитора оказалось под угрозой, он даже хотел совсем отказаться от сочинительства. Выйти из кризиса помогла симфоническая поэма «Так говорил Заратустра» Р. Штрауса, которую Бела услышал в исполнении оркестра столичной филармонии. Это произведение, с блестящей оркестровкой, наполненное ритмической и мелодической свободой, но критически встреченное слушателями, наполнило Бартока таким энтузиазмом, что дало толчок к возобновлению его композиторской деятельности.
Фольклорно-этнографическая деятельность Бартока
Говоря о творчестве Бартока, необходимо особо подчеркнуть его фольклорно-этнографическую деятельность. Композитор уже в ранний период своего творчества, убеждённый в том, что его произведения должны отражать венгерский национальный характер, с особым энтузиазмом при поддержке своего друга и единомышленника Золтана Кодаи приступил к кропотливому изучению народной музыки. В результате исследований молодой композитор обнаружил для себя много нового, например то, что в его родной народной музыке самым маленьким звеном звукоряда является не полутон, а треть и даже четверть тона. Вследствие такого старательного изучения фольклора у Бартока начинает формироваться собственный характерный стиль с оригинальной гармонией и своеобразной ритмикой, который явно начинает проявляться в его произведениях. Значение исследовательской работы композитора, которая фактически продолжалась на протяжении всей его жизни, было очень велико, так как Барток создал новейший, наиболее прогрессивный метод изучения фольклорной музыки. Собранные материалы, которые в общей сложности насчитывают более 30 тысяч мелодий разных народов, были тщательно проанализированы и систематизированы.
«Варварское аллегро»
Оперное и балетное творчество Бартока
Помимо инструментальной музыки композитор в своём творчестве уделял особое внимание театральным жанрам. Согласно биографии Бартока, в 1911 году он начинает работу над музыкальным спектаклем «Замок герцога Синяя Борода» по пьесе венгерского драматурга Бела Балаша. Это произведение явилось важным событием в истории венгерской оперы. В нём композитор своеобразно связал национальные традиции народа с вагнеровскими оперными принципами и элементами импрессионистских и экспрессионистских новомодных музыкальных течений. Вся опера построена на психологически тонко выстроенных диалогах двух главных героев, в которых через мелодические линии,основанные на народных интонациях, раскрывается широкая палитра человеческих эмоций и чувств.
Спустя некоторое время композитор вновь возвращается к музыке, связанной с театром, и пишет балет «Деревянный принц», в основу которого положены мотивы народной сказки. А ещё через два года Барток приступает к работе над своим вторым балетом под названием «Чудесный маргарин». Это экспериментальное произведение относится к самым новаторским творениям композитора. Оно шокирующее подействовало на публику, так как было основано на интонационной системе, типичной для народной музыки, услышанной композитором на Юго-Востоке Европы, и существенно отличалось от того, что привыкла слушать европейская публика.
Дальнейший творческий путь композитора
Барток композитор краткая биография
Если люди будущего когда-нибудь захотят узнать, как боролся и страдал человек нашей эпохи и как наконец нашел он путь к духовному освобождению, гармонии и миру, обрел веру в себя и в жизнь, то, обратись к примеру Бартока, они найдут идеал незыблемого постоянства и образец героического становления человеческой души.
Б. Сабольчи
Б. Барток — венгерский композитор, пианист, педагог, музыковед-фольклорист — принадлежит к плеяде выдающихся музыкантов-новаторов XX в. наряду с К. Дебюсси, М. Равелем, А. Скрябиным, И. Стравинским, П. Хиндемитом, С. Прокофьевым, Д. Шостаковичем. Самобытность искусства Бартока связана с углубленным изучением и творческой разработкой богатейшего фольклора Венгрии и других народов Восточной Европы. Глубокое погружение в стихию крестьянской жизни, постижение художественных и нравственно-этических сокровищ народного искусства, философское их осмысление во многих отношениях сформировали личность Бартока. Он стал для современников и потомков примером мужественной верности идеалам гуманизма, демократии и интернационализма, непримиримости к невежеству, варварству и насилию. Творчество Бартока отразило мрачные и трагические коллизии своего времени, сложность и противоречивость духовного мира современника, бурный процесс развития художественной культуры своей эпохи. Композиторское наследие Бартока велико и включает многие жанры: 3 сценических произведения (одноактную оперу и 2 балета); Симфонию, симфонические сюиты; Кантату, 3 концерта для фортепиано, 2 — для скрипки, 1 — для альта (неоконченный) с оркестром; большое количество сочинений для различных инструментов solo и музыку для камерных ансамблей (в т. ч. 6 струнных квартетов).
Барток родился в семье директора сельскохозяйственной школы. Раннее детство прошло в атмосфере семейного музицирования, в шестилетнем возрасте мать начала его учить фортепианной игре. В последующие годы учителями мальчика были Ф. Керш, Л. Эркель, И. Хиртл, на его музыкальное развитие в отроческую пору оказала влияние дружба с Э. Донаньи. Сочинять музыку Бела начал с 9 лет, двумя годами позднее он впервые и весьма успешно выступил перед публикой. В 1899-1903 гг. Барток — студент Будапештской музыкальной академии. Его учителем по Фортепиано был И. Томан (ученик Ф. Листа), по композиции — Я. Кесслер. В студенческие годы Барток много и с большим успехом выступал как пианист, а также создал немало сочинений, в которых заметно влияние его любимых в то время композиторов — И. Брамса, Р. Вагнера, Ф. Листа, Р. Штрауса. Блестяще окончив Музыкальную академию, Барток совершил ряд концертных поездок по странам Западной Европы. Первый большой успех Бартоку-композитору принесла его симфония «Кошут», премьера которой состоялась в Будапеште (1904). В «Кошут»-симфонии, вдохновленной образом героя венгерской национально-освободительной революции 1848 г. Лайоша Кошута, воплотились национально-патриотические идеалы молодого композитора. Еще юношей Барток осознал свою ответственность за судьбу родины и национального искусства. В одном из писем к матери он писал: «Каждый человек, достигнув зрелости, должен, найти идеал, чтобы бороться за него, посвятить ему все силы и деятельность. Что касается меня, то всю мою жизнь, всюду, всегда и всеми средствами я буду служить одной цели: благу родины и венгерского народа» (1903).
Большую роль в судьбе Бартока сыграла его дружба и творческое сотрудничество с З. Кодаем. Познакомившись с его методами собирания народных песен, Барток осуществил летом 1906 г. фольклорную экспедицию, записывая в деревнях и селах венгерские и словацкие народные песни. С этого времени началась научно-фольклористская деятельность Бартока, продолжавшаяся всю жизнь. Исследование старинного крестьянского фольклора, существенно отличавшегося от широко популярного венгеро-цыганского стиля вербункош, стало поворотным пунктом в эволюции Бартока-композитора. Первозданная свежесть старовенгерской народной песни послужила ему стимулом для обновления ладоинтонационного, ритмического, тембрового строя музыки. Собирательская деятельность Бартока и Кодая имела и большое общественное значение. Диапазон фольклорных интересов Бартока и география его экспедиций неуклонно расширялись. В 1907 г. Барток начал также свою преподавательскую деятельность в качестве профессора Будапештской музыкальной академии (класс фортепиано), продолжавшуюся до 1934 г.
С конца 1900-х и до начала 20-х гг. в творчестве Бартока наступает период напряженных поисков, связанных с обновлением музыкального языка, формированием собственного композиторского стиля. Основой его стал синтез элементов разнонационального фольклора и современных новаций в области лада, гармонии, мелодии, ритма, красочных средств музыки. Новые творческие импульсы дало знакомство с творчеством Дебюсси. Ряд фортепианных опусов стал своего рода лабораторией композиторского метода (14 багателей ор. 6, альбом обработок венгерских и словацких народных песен — «Детям», «Allegro barbare» и др.). Барток обращается также к оркестровым, камерным, сценическим жанрам (2 оркестровые сюиты, 2 картины для оркестра, опера «Замок герцога Синяя борода», балет «Деревянный принц», балет-пантомима «Чудесный мандарин»).
Периоды интенсивной и разносторонней деятельности неоднократно сменялись у Бартока временными кризисами, причиной которых были в основном равнодушие широкой публики к его произведениям, гонения косной критики, не поддерживавшей смелых исканий композитора — все более самобытных и новаторских. Интерес Бартока к музыкальной культуре соседних народов не раз вызывал злобные выпады шовинистически настроенной венгерской прессы. Как и многие прогрессивные деятели европейской культуры, Барток в годы первой мировой войны стоял на антивоенной позиции. В период образования Венгерской советской республики (1919) совместно с Кодаем и Донаньи он был членом музыкальной Директории (во главе с Б. Рейницем), планировавшей в стране демократические реформы музыкальной культуры и образования. За эту деятельность при хортистском режиме Барток, как и его соратники, подвергся репрессиям со стороны правительства и руководства Музыкальной академии.
В 20-х гг. стиль Бартока заметно эволюционирует: конструктивистская усложненность, напряженность и жесткость музыкального языка, характерные для творчества 10 — начала 20-х гг., с середины этого десятилетия уступают место большей гармоничности мироощущения, стремлению к ясности, доступности и лаконизму выражения; немалую роль здесь сыграло обращение композитора к искусству мастеров барокко. В 30-х гг. Барток приходит к наивысшей творческой зрелости, стилевому синтезу; это пора создания его самых совершенных произведений: Светской кантаты («Девять волшебных оленей»), «Музыки для струнных, ударных и челесты», Сонаты для двух фортепиано и ударных, фортепианного и скрипичного концертов, струнных квартетов (№№ 3-6), цикла инструктивных фортепианных пьес «Микрокосмос» и др. Тогда же Барток совершает многочисленные концертные поездки по странам Западной Европы и в США. В 1929 г. Барток гастролировал в СССР, где его сочинения были встречены с большим интересом. Продолжается и активизируется научно-фольклористская работа; с 1934 г. Барток занимается фольклорными исследованиями в венгерской Академии наук. В конце 1930-х гг. политическая обстановка сделала невозможным дальнейшее пребывание Бартока на родине: его решительные выступления против расизма и фашизма в защиту культуры и демократии стали причиной непрерывной травли художника-гуманиста реакционными кругами Венгрии. В 1940 г. Барток с семьей эмигрировал в США. Этот период жизни отмечен тяжелым душевным состоянием и снижением творческой активности, вызванными разлукой с родиной, материальной нуждой, отсутствием интереса к творчеству композитора со стороны музыкальной общественности. В 1941 г. Бартока поразила тяжелая болезнь, ставшая причиной его преждевременной смерти. Однако и в эту нелегкую пору жизни он создал ряд замечательных сочинений, таких, как Концерт для оркестра, Третий фортепианный концерт. Горячее стремление вернуться в Венгрию не осуществилось. Спустя 10 лет после смерти Бартока прогрессивная мировая общественность почтила память выдающегося музыканта — Всемирный совет мира посмертно удостоил его Международной премии мира. В июле 1988 г. прах верного сына Венгрии был возвращен на родину; останки великого музыканта были преданы земле на будапештском кладбище Фаркашкет.
Искусство Бартока поражает сочетанием резко контрастных начал: первозданной силы, раскованности чувств и строгого интеллекта; динамизма, острой экспрессивности и сосредоточенной отрешенности; пылкой фантазии, импульсивности и конструктивной ясности, дисциплинированности в организации музыкального материала. Тяготевшему к конфликтному драматизму, Бартоку далеко не чужда лирика, то преломляющая безыскусственную простоту народной музыки, то тяготеющая к утонченной созерцательности, философской углубленности. Барток-исполнитель оставил яркий след в пианистической культуре XX в. Его игра захватывала слушателей энергией, вместе с тем ее страстность и накал всегда находились в подчинении воли и интеллекта. Просветительские идеи и педагогические принципы Бартока, как и особенности его пианизма, отчетливо и полно проявились в произведениях для детей и юношества, составивших немалую часть его творческого наследия.
Бела Барток
Bela Bartok
Венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист. Профессор Будапештской музыкальной академии по классу фортепиано. Почетный член Румынской академии. Считается классиком музыки XX века. Лауреат Международной премии Мира. Автор более чем 80 музыкальных сочинений.
Бела Виктор Янош Барток родился 25 марта 1881 года в селе Надьсентмиклош, Румыния. Является выходцем из семьи директора сельскохозяйственного училища венгра Белы Бартока и сельской учительницы, этнической немки, урожденной Паулы Фойт. Барток-старший считал себя этническим венгром, при том что его мать происходила из сербской семьи.
Первые уроки игры на фортепиано Бела получил от матери. После смерти отца, в 1888 году, семья вынужденно переехала в город Виноградов Закарпатской области Украины, где Паула работала в начальной школе.
В 1892 году состоялось первое публичное выступление Белы Бартока. Юный музыкант сыграл на благотворительном концерте первую часть из сонаты № 21 Бетховена и написанную им самим фортепианную пьесу «Течение Дуная». После успешного концерта директор местной школы предоставил матери Бартока годовой отпуск для поездки в Братиславу, где Барток имел бы возможность брать уроки фортепиано и гармонии у Ласло Эркеля. К сожалению, уже осенью 1893 года уроки прекратились: мать получила назначение в школу словацкого города Банска-Быстрица.
Осенью 1899 года, после прослушивания в Будапеште у профессора Иштвана Томана, Барток приступил к обучению в столичной музыкальной академии, где его преподавателями были профессор Иштван Томан и Ганс Кеслер.
С 1907 года, молодой композитор являлся профессором Будапештской музыкальной академии по классу фортепиано. Педагогическую деятельность совмещал с концертами, на которых особенно часто и с особым блеском исполнял произведения Ференца Листа.
В период Венгерской советской республики 1919 года участвовал в Директории музыкантов, совместно с Золтаном Кодаем разработал план демократических реформ музыкальной жизни. После падения ВСР претерпел гонения от установившегося контрреволюционного режима Миклоша Хорти за свое участие в революции. Попал в черные списки и был вынужден убрать имя либреттиста Белы Балажа из своей оперы «Замок герцога Синяя Борода», однако, в отличие от многих других венгерских социалистов, не эмигрировал.
Барток был антифашистом и после прихода нацистов к власти отказался выступать в Германии. После аншлюса вышел из Союза композиторов Австрии и перевез свои нотные рукописи в Швейцарию. С началом Второй мировой войны, в 1940 году, эмигрировал в Нью-Йорк, где читал лекции и продолжал исследовательскую работу в Колумбийском университете. Так же, сотрудничал с Бенни Гудменом, Кусевицким, Иегуди Менухиным и Фрицом Райнером. Много записывался на грампластинки. Незадолго до смерти запросил и получил американское гражданство.
Великий композитор Бела Барток скончался 26 сентября 1945 года в Нью-Йорке, США. В 1988 году прах композитора был перенесен на кладбище Фаркашрети в Будапеште.
Являлся автором более чем восьмидесяти музыкальных сочинений.
С 25 марта 2012 года, в знак признания к творчеству прославленного композитора, дату его рождения принято отмечать как «Международный день талантов».
Соната для двух фортепиано и ударных BB 15
Скерцо из симфонии ми-бемоль мажор BB 25
Дуэт для двух скрипок (1902) BB 26
Анданте для скрипки и фортепиано BB 26
4 пьесы для фортепиано BB 27
Соната для скрипки и фортепиано ми минор BB 28
Кошут (симфоническая поэма) BB 31
Фортепианный квинтет BB 33
Скерцо (бурлеска) для фортепиано с оркестром op.2 BB 35
Рапсодия для фортепиано op.1 BB 36a
Рапсодия для фортепиано с оркестром BB 36b
Сюита № 1 для оркестра op.3 (версия 1905 г.) BB 39
Сюита № 2 для оркестра op.4 (версия 1943 г.) BB 40
3 венгерские народные песни из области Чик, для фортепиано BB 45b
Концерт № 1 для скрипки с оркестром BB 48a
2 портрета для скрипки с оркестром op. 5 BB 48b
2 элегии для фортепиано op.8b BB 49
14 багателей для фортепиано op.6 BB 50
10 лёгких пьес для фортепиано BB 51
Струнный квартет № 1 BB 52
Для детей. Сюита для фортепиано, две тетради BB 53
7 эскизов (Vázlatok) для фортепиано op.9b BB 54
3 бурлески для фортепиано BB 55
2 румынских народных танца для фортепиано BB 56
4 плача ( нем. Klagelieder ) для фортепиано op.9a BB 58
2 картины для оркестра op. 10 BB 59
Румынский танец для оркестра BB 61
Опера «Замок герцога Синяя Борода» BB 62
Allegro barbaro для фортепиано BB 63
4 пьесы для оркестра BB 64
Румынские рождественские песни для фортепиано BB 67
6 румынских народных танцев для фортепиано BB 68 (1915; см. также BB 76)
Сюита для фортепиано BB 70
Балет «Деревянный принц» BB 74 (под тем же номером оркестровая сюита из балета)
Струнный квартет № 2 BB 75
6 румынских народных танцев для оркестра BB 76 (1917; оркестровка BB 68)
Румынские народные танцы для фортепиано Sz 56, BB 68 (1915), версия для оркестра Sz 68, BB 76 (1917).
15 венгерских народных песен BB 79
3 венгерские народные мелодии BB 80b
3 этюда для фортепиано, ор.18 BB 81
Балет «Чудесный мандарин» BB 82 (под тем же номером оркестровая сюита из балета)
Импровизации на темы венгерских народных песен для фортепиано BB 83
Соната № 1 для скрипки и фортепиано BB 84
Соната № 2 для скрипки и фортепиано BB 85
Танцевальная сюита для оркестра BB 86
Танцевальная сюита для фортепиано BB 86a
3 деревенские сцены для женского хора и камерного ансамбля BB 87b
Соната для фортепиано BB 88
На вольном воздухе ( нем. Im Freien ). Сюита для фортепиано BB 89
9 пьесок для фортепиано BB 90
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром BB 91
Струнный квартет № 3 BB 93
Рапсодия № 1 для скрипки и фортепиано BB 94
Рапсодия № 1 для скрипки с оркестром BB 94b
Струнный квартет № 4 BB 95
Рапсодия № 2 для скрипки с оркестром BB 96
Рапсодия № 2 для скрипки и фортепиано BB 96b (1928; 2-я ред. 1945)
Светская кантата (Cantata profana) BB 100
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром BB 101
Сонатина для фортепиано BB 102a
Трансильванские танцы для оркестра BB 102b
Венгерские эскизы (вар.: Венгерские картины) для оркестра, Sz 97, BB 103 (оркестровка 5 фортепианных пьес из разных сборников)
44 скрипичных дуэта BB 104
Венгерские крестьянские песни для оркестра BB 107
Венгерские народные песни для скрипки и фортепиано BB 109
Струнный квартет № 5 BB 110
Из прошлых времен. Кантата для мужского хора без сопровождения BB 112
Маленькая сюита для фортепиано BB 113
Музыка для струнных, ударных и челесты BB 114
Контрасты, для скрипки, кларнета и фортепиано BB 116
Концерт № 2 для скрипки с оркестром BB 117
Дивертисмент для струнного оркестра BB 118
Струнный квартет № 6 BB 119
Концерт для двух фортепиано, ударных и оркестра BB 121
Концерт для оркестра BB 123
Соната для скрипки соло BB 124
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром BB 127 (оркестровка не окончена; исполняется в ред. Тибора Шерли)
Концерт для альта с оркестром BB 128 (не окончен; исполняется в ред. Тибора Шерли)