башунов в м биография

Башунов, Владимир Мефодьевич

Владимир Мефодьевич Башунов (1946—2005) — поэт, член СП РФ.

Биография

Родился в 1946 в пос. Знаменка Турочакского района Горно-Алтайской автономной области. Писать начал рано. Первое стихотворение опубликовано в 1963 в областной газете «Звезда Алтая» (Горно-Алтайск).

В 1970 окончил филологический факультет БГПИ, служил в Советской Армии, работал в ельцовской районной газете, Алтайском книжном издательстве, учился на Высших литературных курсах.

В 1990—1994 редактировал газету «Прямая речь», в 1994—1997 возглавлял журнал «Алтай». Печатался в журналах и альманахах «Наш современник», «Молодая гвардия», «Москва», «Сибирские огни», «День поэзии» и др. Стихи публиковались в Венгрии, Болгарии, Чехословакии, переведены на украинский, алтайский, казахский языки. Автор 10 поэтических сборников и 3 книг для детей, вышедших в издательствах Барнаула и Москвы. В их числе «Васильковая вода» (1975), «Живица» (1983), «Возвращение росы» (1986), «Звезда утренняя, звезда вечерняя» (1987), «Пейзаж» (1988), «Тайное свидание» (1991), «Полынья» (1998). Поэзия Башунова тяготеет к русской классической традиции; стихи лиричны, исповедальны, обращены к лучшему в душе человека.

В последние годы жизни поэт обращается к теме роли и места поэта в жизни русского общества. Многочисленны его публикации на эту тему в алтайских краевых органах печати и местных журналах. Особенно выделяются размышления о Пушкине, творческий путь которого представлен как переход от идей космополитизма и атеизма к патриотизму и православию.

В 2000 году написал слова к Гимну Алтайского края.

Последний прижизненный сборник Башунова «Третья стража» вышел в свет в мае 2004 года.

Умер в ночь с 20 на 21 февраля 2005 года в Барнауле после неудачной операции.

Похоронен на Власихинском кладбище.

В 2006 году был посмертно награждён Орденом Почета.

Источник

Башунов в м биография

Поэт, член Союза писателей России (с 1977г.), лауреат премии Международного Демидовского фонда (1995)

Биографическая справка:

Родился 18 ноября 1946 в таежном поселке Знаменка Турочакского района Горно-Алтайской автономной области. Школьные годы прошли в с. Турочак на реке Бие. Стихи начал писать еще в школе. Первое стихотворение было опубликовано в 1963 г. в горно-алтайской областной газете «Звезда Алтая». 14 июля 1965 г. в газете «Молодежь Алтая» была опубликована его поэма «Принцесса моей сказки».

В 1965- 1970 гг. В.М. Башунов учился на филологическом факультете Барнаульского государственного педагогического института. В 1970 г. была опубликована его первая книга стихов «Поляна».

В 1970-1975 гг. работал в районной газете «Заря Востока» Ельцовского района с годичным перерывом на службе в Советской Армии. В 1975-1985 гг. работал в Алтайском книжном издательстве; в это же время учился на Высших литературных курсах в Москве.

Большую помощь поэт оказал начинающим литераторам и литературным объединениям. В 1980-е гг. руководил литературным объединением «Родник». Позже стал одним из основателей литобъединения «Клуб русской словесности» им. Л.Мерзликина в г. Новоалтайске; поддержал выпуск этим Клубом литературной газеты «Крутоярье».

Стихи В. М. Башунова печатались в журналах и альманахах «Наш современник», «Молодая гвардия», «Москва», «Сибирские огни», «Алтай», «День поэзии» и др.; отдельные стихотворения публиковались в Венгрии, Болгарии, Чехословакии; переведены на украинский, казахский, алтайский языки. Автор 10 поэтических сборников и 3 книг для детей, вышедших в издательствах Барнаула и Москвы. В их числе «Васильковая вода» (1975), «Живица» (1983), «Возвращение росы» (1986), «Звезда утренняя, звезда вечерняя» (1987), «Пейзаж» (1988), «Тайное свидание» (1991), «Полынья» (1998). Поэзия Башунова тяготеет к русской классической традиции; стихи лиричны, исповедальны, обращены к лучшему в душе человека. Следствием подробного изучения истории Барнаула и Алтайского края стали книги: «Вечный труженик трамвай» (1998), «Школа Диониса»(1999), «Меж высоких хлебов»(1999), «Банк народного доверия»(2001).

В. М. Башунов как публицист и литературный критик был постоянным автором краевой печати, часто выступал на радио и телевидению.

В последние годы жизни он обращается к теме роли и места поэта в жизни русского общества. Многочисленны его публикации на эту тему в алтайских краевых органах печати и местных журналах. Особенно выделяются размышления о Пушкине, творческий путь которого представлен как переход от идей космополитизма и атеизма к патриотизму и православию. В 2000 году написал слова к Гимну Алтайского края.

Последний прижизненный сборник Башунова «Третья стража» вышел в свет в мае 2004 года.

21 февраля 2005 года Владимир Башунов скоропостижно скончался после операции на сердце. Похоронен на Власихинском кладбище[1]. В 2006 году был посмертно награждён Орденом Почета. С 2007 года Центральная универсальная молодежная библиотека города Барнаула носит имя Владимира Мефодьевича Башунова. В ноябре 2012 года ей присвоен статус первой в городе модельно-мемориальной библиотеки, открыта мемориальная доска и литературная экспозиция «В. М. Башунов (1946-2005) — русский поэт».

Источник

Башунов Владимир Мефодьевич

18 ноября 1946 г.

Родился поэт Владимир Мефодьевич Башунов (1946–2005)

башунов в м биография. Смотреть фото башунов в м биография. Смотреть картинку башунов в м биография. Картинка про башунов в м биография. Фото башунов в м биографияВ биографии поэта всегда пытаются найти некую мистическую точку начала, увязывая ее с местом и временем рождения. Безусловно, в единстве времени и места есть что-то сокрытое от обыденного сознания и, кто знает, как будущие исследователи истолкуют будничную запись в метрической книге: «поселок Знаменка Турочакского района – Башунов Владимир Мефодьевич, родился 18 ноября 1946 г.». Через два десятка лет поэт утвердит в строках печальный факт: «Да, в паспорте значится имя поселка, которого нет». Поселка пусть и нет, но родина – она всегда есть. И родиной своей Владимир Башунов всегда считал Турочак, где прошли его детство и юность. Никто сегодня не скажет, когда у поэта впервые сложилась стихотворная строка, зато хорошо известно, что первая публикация стихов Башунова была в газете «Звезда Алтая» в 1963 г. Звезда его поэзии ясно и молодо отражалась в речке Лебедь, но иная река, текучая – времечко – через два года вынесла на просторы краевой печати имя Владимира Башунова – выпускника Турочакской школы, автора поэмы «Принцесса моей сказки». Поэма появилась в газете «Молодежь Алтая»14 июля 1965 г.

Эта публикация помогла исправить один опрометчивый шаг молодого Владимира Башунова. Вратарь турочакской футбольной команды В. Башунов поступил на спортфак Барнаульского пединститута. Но едва об этом узнала преподаватель литературы Г.М. Шленская, как она разразилась в деканате филфака горячей речью – нельзя так спортивно транжирить таланты. И Владимира Башунова – автора романтической поэмы перевели на филологический факультет, который он закончил в 1970 г.

Для биографии поэта может быть важнее не когда, а с кем и у кого он учился. Круг студенческий: Виктор Горн – будущий шукшиновед, доктор филологии; Виктория Дубровская – будущий преподаватель педуниверситета; Лев Зыбайлов – будущий доктор философии Московского педуниверситета им. Н.К. Крупской; Святослав Григорьев – будущий доктор социологии и декан одноименного факультета в АлтГУ. Круг преподавательский: Г.М. Шленская – прекрасный знаток русской литературы, К.Е. Ям – декан филфака, но в довесок к должности он еще и философ-вольнодумец и атеист, что для пытливого ума студента не столь опасно, сколь благоприятно. Все пять лет В. Башунов-студент на виду и рядом с мудрой бабой Сашей – лингвистом Александрой Ивановной Ивановой. Если у певцов есть понятие – «поставить голос», то у поэтов это можно назвать «постановкой языкового чутья». Через школу лингвиста А.И. Ивановой прошли поэты Б. Капустин, И. Жданов, но точнее других эту науку усвоил студент В. Башунов.

Помимо круга институтского есть еще и круг литературный, творческий. В общежитии пединститута частые гости – поэты Николай Черкасов и Леонид Мерзликин. Иногда читает пламенные комсомольские стихи так и не доучившийся «на педагога» Геннадий Панов. Именно там, в общаге студенческой, происходят полночные семинары. При окончании института Владимир Башунов, разумеется, сдавал госэкзамены, но поэтическим экзаменом для него стала первая книжечка стихов «Поляна». А через пять лет на Всесоюзное совещание молодых писателей в Москву В.М.Башунов поехал с рукописью нового сборника стихов «Васильковая вода». Там ее обсуждали не «стреляные воробьи» в литературе, но поэты в России известные. Руководил тем семинаром сибиряк Василий Дмитриевич Федоров. «Васильковая вода», таежного вкуса и состава, уже в виде изданной книжки была представлена поэтом в 1976 г. в Перми на совещании молодых писателей Урала и Сибири. Там, после обсуждения двух сборников стихов, и получил Владимир Башунов рекомендацию в Союз писателей. А персональные рекомендации в Союз ему написали два мастера русской поэзии: Леонид Мерзликин и Василий Казанцев.

Как и почему после института Владимир Башунов оказался в Ельцовке в качестве сотрудника районной газеты – об этом знатоки пути поэта умалчивают, но от Ельцовки до Турочака – рукой подать. Это и определило выбор. Как бы то ни было, но Ельцовка почти на пять лет стала для Башунова родным местом. Он и в последние годы ее не забывал, а посвятил ей замечательный очерк. (Алтай. 2003. № 1. С. 119-155).

Пребывание поэта вне творческой среды не всегда плодотворно. Понимая это, ответсекретарь краевой писательской организации Иван Кудинов помог В.М. Башунову перебраться в Барнаул и занять должность редактора в Алтайском книжном издательстве. В те годы, когда поэт стал главным редактором издательства, судьба подарила ему счастливый перекресток – издательство возглавил тонко понимавший организм книги журналист Иван Березюк. Их сотрудничество по созданию алтайской книги привело к тому, что в Госкомиздате России перестали отличать алтайские книги от московских, а лучшие издания из Барнаула экспонировались на Международной выставке в Москве.

Точности ради отмечу, что работа в издательстве прерывалась на один год – Владимир Башунов учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР, но не закончил их. Издательские обстоятельства вынудили его вернуться в Барнаул, но в Москве остались хорошие контакты с издательствами «Молодая гвардия», «Современник», «Советский писатель». Этот литературный задел и реализовался в 1983–98 гг., когда у В.М Башунова одна за другой выходят книги в Москве: «Живица», «Звезда утренняя, звезда вечерняя», «Пейзаж». Однако же появлению книг в те годы предшествовали публикации в периодике. Столичные журналы: «Молодая гвардия», «Отчизна», «Москва», «Наш современник» неоднократно публиковали стихи алтайского поэта, но среди народа поэтического во все времена было высокой честью опубликоваться в антологическом издании «День поэзии». Это был своеобразный парад стихотворцев Советского Союза. И В.М. Башунов на этом параде Алтай представил достойно.

В годы, переломные для общества, начиная с 1985 г., В.М. Башунов оставил издательство, некоторое время руководил литературным объединением «Родник», но это не давало творческого выхода. И в 1990 г. он создает газету «Прямая речь», которая выходила под началом поэта до 1994 г. Резонанс газеты был широк – «Прямую речь» услышали не только в Москве, но и в Канаде, Германии и Франции, о чем свидетельствовали читательские отзывы. Речь в газете шла о высотах русского духа, потому и воспринималась она людьми «нерыночными» как «своя газета».

Нерыночное поведение редактора В.М. Башунова и предопределило закрытие «Прямой речи», однако, он не оставил поле разговора о главном, переместив свои выступления на страницы краевой печати, часто выступал на краевом радио и телевидении. Именно в постперестроечные годы слушателям запал в душу цикл передач Владимира Башунова об А.С. Пушкине.

Его многолетний труд, получивший свой печатный облик в виде оригинально изданной книги, оценен по достоинству – Владимир Башунов лауреат Муниципальной премии г. Барнаула (1998). Кроме того, он удостоен литературных премий: Шукшинской (1999) и Демидовской (1995), а в 2004 г. стал дипломантом Московского международного поэтического конкурса «Золотое перо». Среди других наград надо не забыть медаль Петровской академии «За большой вклад в развитие литературы Алтая» (Санкт-Петербург), а также памятную медаль Благотворительного фонда «Энциклопедия Серафима Саровского» (Москва). Лауреат премии администрации Алтайского края за цикл радиопередач «Русский гений» об А.С. Пушкине (2000).

Но среди многих званий и лауреатств есть признание поэта В.М. Башунова особенное – из алтайских стихотворцев он единственный член Российской Академии поэзии в Москве.

Владимир Башунов является и крестным отцом созданного в г. Новоалтайске литобъединения «Клуб русской словесности» (Литсалон) им. Л. Мерзликина (Руководитель Л. Бахаев), благословив его на творческую деятельность, В. Башунов также поддержал выпуск Клубом литературной газеты «Крутоярье».

Последние годы, примерно с 1996 г., поэт много времени уделял отнюдь не стихосложению. Владимир Мефодьевич Башунов погрузился в постижение подробностей истории Барнаула и Алтайского края. Следствием этого труда стали книги: «Вечный труженик трамвай», «Школа Диониса», «Банк народного доверия», «Меж высоких хлебов». Свое капитальное исследование о дорогах Алтая он дописать не успел. Рукопись обрывается на предвоенных годах… Есть весьма важная подробность в судьбе поэта: уже находясь в больнице, он попросил принести ему книги по истории путей сообщения на Алтае.

Это приобретает символическое значение, поскольку мне известно, что один из заветных замыслов Владимира Мефодьевича – это книга о путях русского крестьянства Алтая. Проект ее он обсуждал с губернатором Алтайского края М.С. Евдокимовым, с издателями в Новосибирске. Это была бы книга – дань русской деревне. Как тут не вспомнить строки из его юношеской поэмы: «Тридевятые государства, тридесятые города. И пугался я их коварства, и тянуло меня туда…». Уже из города, который его пугал когда-то, он, умудренный годами, обдумывал, как поклониться родной земле, будто и не замечая, что все, им написанное ранее, – это и есть поклон, который совершался из года в год и до смертного часа.

ЛИТЕРАТУРА

Источник информации: Алтайский край. 2006 г.: календарь знаменат. и памят. дат. Барнаул, 2005. С. 87–91.

Источник

Башунов Владимир Мефодьевич

«СВЕТ РОДНОГО ЖИЛЬЯ. » (Поэтические признания Владимира Башунова)

Владимир Мефодьевич Башунов — один из интереснейших современных сибирских русских поэтов.

Родился он в 1946 году в поселке Знаменка Турочакского района Алтайского края. Там, в Горном Алтае, в таежном селе Турочак на бурной речке Бии и вырос. Окончил филологический факультет Барнаульского пединститута. Служил в армии. Работал в районной газете «Звезда Алтая», в Алтайском книжном издательстве. Был в середине 1990-х и главным редактором альманаха «Алтай». Лауреат двух премий Алтайского края: В.М. Шукшина и губернаторской. Достаточно традиционная, как видим, для пишущих людей биография.

В одном из давних стихотворений, очерчивая пространство своего поэтического обитания, Владимир Башунов писал:

Не тикая, идут часы мои

В кругу природы,

родины,

Хорошо, как видим, знакомые темы русской поэзии. И в этом нет ничего удивительного, ибо Башунов как раз и работает в русле коренной русской поэтической традиции. Но за традиционностью мы постоянно ощущаем поэта с собственным видением мира и отношением к жизни, несущего читателям глубокое искреннее чувство, побуждающее к сопереживанию. Причем, Владимиру Башунову удается оставаться самобытным и неповторимым даже тогда, когда поэтическая кисть его касается тысячи раз, казалось бы, воспетого и запечатленного. Картин русской природы, например.

Его этюды о природе (а в творчестве поэта они занимают значительное место) предметно зримы, полны сочных красок. Но главное, что, собственно, и привлекает к ним больше всего, — Башунову удается в повседневной жизни природы увидеть, услышать и почувствовать нечто созвучное самым сокровенным движениям человеческой души. Как происходит это в стихотворении «Августовская усталость».

Тишина августовской ночи. Падают звезды с небосклона и яблоки в саду, Все вроде бы как всегда: привычно, закономерно, согласно заведенному природному круговороту. Но что-то, тем не менее, новое ощущает поэт в извечно знакомой тишине. Что-то, как подкрадывающийся осенний холодок, тревожное. Может быть, — предчувствие нового жизненного поворота, за которым таится неизвестность?

Тихо нам.

С чего бы жалость

сердце заняла?

Яблоко не удержалось.

Молодость прошла.

И вот это интуитивно-подсознательное предощущение зарождающейся новизны в знаком до мелочей «кругу природы, родины, семьи», помогает, подобно опытному лоцману, избегать Владимиру Башунову рифов банальности, подводных камней поэтических штампов, позволяет находить поэзию и в «небрежно брошенных пятнах деревенских изб», и в черной парящей воде полыньи, и в «сорочьей вышивке крестом» следов на снегу.

Вообще же, поэзия Башунова держится на двух отправных эстетических моментах (как будто бы и противоположных, но на самом деле тесно взаимосвязанных): с одной стороны, поэт постоянно подчеркивает, что «красота проста», а с другой — он убежден, что в ней, простой, знакомой и привычной красоте, обязательно есть своя неизведанность, своя неразгаданная тайна, которая и делает ее вечно живой, неувядающей и всегда желанной:

Мы знаем, по каким законам

горит огонь, течет река,

бегут дорогою знакомой

и снег роняют облака.

Секрет открыт и отперт ящик.

Но отчего же с давних пор

огонь, вода и снег летящий

к себе приковывают взор?

Но отчего, когда светает

не получаются слова?

И только слышно, как слетает

с деревьев черная листва.

А песня в поле догорает.

Скажи, зачем и отчего

душа за песней обмирает,

когда не верит в колдовство?

Ведь не напрасно, не случайно.

И скажет умный человек:

— О, Господи, какая тайна?

Опомнитесь: двадцатый век!

Опомнимся.

Как бы в стесненье

окинем мысленно труды,

из коих ясно без сомненья,

что красота — соединенье

железа, фосфора, воды.

. А женщина платок откинет,

сходя тихонечко с крыльца.

И кровь качнется и отхлынет

от занемевшего лица.

Мысль о такой вот двуединой (простой, но таинственной) сущности земной красоты звучит тем более убедительно, что поэт не просто декларирует ее, а находит каждый раз все новые художественные подтверждения.

Помогают ему в этом и отточенная поэтическая техника, и высокое изобразительное мастерство. Лирическая ткань большинства стихотворений В. Башунова отличается тонкой выделкой, насыщенным, хорошо запоминающимся образным рисунком. А потому даже повторение схожих мотивов не создает ощущения однообразия или монотонности.

Лирика Владимира Баунова напоминает мне вид просторной западносибирской лесостепи, какой она обычно предстает взору из вагонного окна: одни поля и колки сменяют другие, издалека, при беглом взгляде похожие на прежние, но стоит присмотреться к ним чуть повнимательнее и окажется, что в каждом новом поле и колке есть что-то особенное, в каждом проглядывает свое «маленькое чудо».

Живописуя «Предзимье», «Апрельский лес», «Живицу», «Летнюю грозу», «Осенний вид», «Таежный тракт». (характерные названия башуновcких стихов) и все то, чем прекрасна и богата родная земля, поэт естественно и ненавязчиво выходит к еще одной важной в его творчестве теме — к вечной теме корней и истоков.

Воспоминания об отчем доме, деревенском детстве, дорогих и близких людях звучат во многих стихотворениях Владимира Башунова. Однако воспоминания эти не самоцельны. Они — своего рода поэтические отзвуки той связующей поколения родовой памяти, которой всегда был крепок русский человек и соками которой искони питалось его сыновнее отношение к Родине.

Будет возле отца

подниматься сынок.

Будет возле крыльца

завиваться вьюнок.

Свет родного жилья,

все отрада твоя

и держава твоя.

От него — «света родного жилья» — зажигается гордое патриотическое чувство (к стыду и несчастью нашему ныне не раз оскорбленное и оплеванное), восходящее к ратной славе предков:

В горько-памятные даты

понимается острей,

что и мы с тобой солдаты,

дети русских матерей.

Опыт наш и опыт горький

всенародной той войны,

Я, Владимир,

Ты, Георгий,

забываться не должны.

Мы не пустим в дом родимый

рвущихся нетопырей.

Ты, Георгий,

Я, Владимир,

дети русских матерей.

Подобная бодрость духа и мажорно оптимистический настрой больше характерны для раннего Башунова. Со временем светлый лирик в его творчестве постепенно уступает место поэту, чья душа познала «муку чужого предсмертного взгляда», поэту, у которого «виноватится сердце, болит, а оттого заполоняется мрачно-трагическим ощущением мира:

Нету отзыва — жизнь безответна.

Нету цели — бесцельна стезя.

Верить миру смешно и наивно,

А не верить грешно и нельзя.

Все больше с годами накапливается у поэта «вопросов проклятых, горестных, ножевых», на которые нет у него однозначных ответов. Остро волнует его, например, что «. повыбиты русские села // войною, бесправьем, нуждой», что «пустынно в родительских гнездах, // где именем нас нарекли». Но больше всего пугает, что «никто не боится расплаты, // поскольку не слышит вины, // Никто ничего не боится, // ничто ни о чем не болит». Зато, как показывает Владимир Башунов в яркой и точной по социальному диагнозу сатирической зарисовке «Весна 199. года», все полны радужных, но беспочвенных надежд, маниловских ожиданий «века золотого».

Смешенье надежд. Межвременье.

То митинг, то съезд, то стрельба.

Не щучье, но чучье веленье.

Не праздник — дурная гульба.

Так что же в итоге?

Похоже,

разгул золотого тельца.

А там, на заветной неделе,

при яркой полдневной звезде

приедет на печке Емеля

с охапкой идей, что гвоздей.

И всяк те идеи усвоит,

и жизнь лучше немцев устроит.

Откроются клады, обильно

в казну потечет серебро.

И станет европам обидно.

И встанет земля на ребро.

И сверху по нитке витой

опустится век золотой.

Смех тут сквозь слезы, ибо ожидания сии не столь уж безобидны, как может показаться. Они даже и агрессивны в своем воинствующем иждивенчестве, а в итоге рождают «злобу и ропот» несбывшихся надежд, «пустошь и темные силы», разрушающие человеческую душу, общество, природу. Что, впрочем, для поэта и гражданина Владимира Башунова всегда составляло нерасторжимое единство. Недаром одно из его стихотворений начинается таким вот примечательным поэтическим пассажем: «Когда волнуется природа, // волнуется душа народа».

В связке человек и природа искони «мы — следствие, она — причина». Так было всегда, но, констатирует поэт, не сегодня. Ныне уже природа «стала следствием» — следствием человеческого варварства. И вот.

Теперь не вычесть однозначно, —

Кто взвеял пашню в одночасье,

кто вызвал дождь среди зимы —

сама природа или мы.

Теперь не угадать исхода.

Ни для нее, ни для народа.

Деформировавшиеся взаимоотношения человека и природы тревожат Владимира Башунова не только в плане экологическом или социальном. По его убеждению, природа — последняя заповедная обитель, где «можно сиротской душе приткнуться». Но железная поступь техногенной бездушной цивилизации не щадит и этого пристанища:

Там интеграл, там нефтью пахнет,

идут кислотные дожди,

там все живое мрет и чахнет,

роняя всхлипы из груди.

И, добавим от себя, — вызывая обращенный к Создателю крик души поэта:

Вечный мир вам, стволы и кроны!

Как ты, Господи, дал такое:

разметать последние схроны

тишины, красоты, покоя?

Поэт тем не менее вполне осознает, что вопрос сей риторичен, что дело не в Боге, а самом человеке, нарушившим божественную всего сущего на земле гармонию, в противоречивости его натуры, заставляющей страдать и окружающий мир, и самого себя. В силу этой двойственности, человек, наслаждаясь красотой природы, способен тут же предать ее во имя эфемерных благ цивилизации, о чем и напоминает Владимир Башунов в великолепном, на мой взгляд, лирико-философском этюде «Краснолесье»:

Шевелятся могутные корни,

выбираясь из темных глубин.

И два мира, скудельный и горний,

сопрягаются в образ един.

Только нам забываться не стоит:

нам не жить под крылом шалаша.

Я-то знаю, как рвется и стонет,

отдираясь от леса душа.

Каждый раз зарекаюсь и каюсь.

И поспешно несут от него

теплоход, электричка, «Икарус»,

или что-нибудь вроде того.

А глаза, обернувшись назад,

ненасытно глядят и глядят.

«Глядят» туда, где «рожь, рожденье, родина», где синяя речная излучина «памятью полна», откуда «тянет свежестью, сказками, детством // из ложбины, уремы, ложка — // материнским остатним наследством. » — глядят, в общем, в дорогую сердцу сторону корней и истоков своих.

Из той же драматичной, а нередко и трагичной, противоречивости рождается, как известно, вечный конфликт старого и нового, проводящий в движение процесс обновления. Однако дело не в конфликте как таковом, а в способах его разрешения. Неужели для рождения нового надо обязательно разрушить до основания старое?

Революция или эволюция. Тревожной энергией этих всегда актуальных вопросов заряжена и метафорическая картина весеннего половодья в стихотворении Владимира Башунова «Поделом»:

Шапки пены плывут по реке —

прибывает вода, отдождило

наверху; это свежая сила

приумножит урон в тальнике.

Этой новой воды торжество,

эта буйная удаль слепая,

на привычный пейзаж наступая,

исказит и себя, и его.

(Устоявшихся истин разлом,

проторенных путей размыванье. )

Поделом! — Но кому в назиданье?

Всем и вся! —

Но за что — поделом?

Может быть, за то, что, как замечает Владимир Башунов в стихотворении «Воспоминание о родительском доме», «заложники прогресса, движенья звезд, имен, мы ищем высоко, но идеалы мнимы» (хотя упорно игнорируем извечные духовные ценности), «мы рыщем далеко, но рабских нет сторон» (и напрочь стараемся забыть о стороне родной), а потому, наверное, и «нет конца сему разладу и разброду». Об этих простых, но не стареющих истинах Башунов не устает напоминать в своих стихах читателям.

Размышляя о «веке нынешнем и веке минувшем», лирический герой Владимира Башунова, за которым без труда угадывается сам поэт, безусловное предпочтение отдает веку уходящему («век человеческий и конный, // я был и есть, и буду твой!»). Не потому, что такой уж он дубовый ретроград, готовый писать вместо «галоши» «мокроступы», а потому, что, в его твердом убеждении, «век человеческий и конный», в отличие от современного техногенного и прагматического, — это век природный, естественный, духовный, осиянный добром, любовью, красотой, символом которого мог бы стать скромной «мальвы да шар золотой» в провинциальном палисаднике.

Именно в «веке человеческом и конном» лирический герой Башунова продолжает черпать духовные силы, помогающие ему «не изувериться, рук до срока не сложить».

И этой спасительной верою

да поздней калиной, да вербою

пасхальной — на самом краю,

за краем. да светом особенным,

во взоре, открытом и совестном,

да чем еще? — жив и стою.

Потому-то, скорей всего, в стихотворениях Владимира Башунова, несмотря на некоторый налет трагизма, нет тупика безысходности. Поэт верит, что «не все потеряно меж нами, // не вся любовь размыкана по ветру, // и сердце, оглушенное разладом, // хранит в себе незамутненный звук»:

Звучи, звучи, родное пенье!

Качайся, тонкая лоза!

Чтоб обожгло меня волненье

и затуманилась слеза.

. И плачу я большой и сильный,

уже давно немолодой,

над золотой травой и синей

и над зеленою водой.

Над светом детства промелькнувшим.

Над чистым звуком горловым,

Над всем прекрасным, да минувшим,

Над всем минувшим, да живым.

21 февраля 2005 года Владимир Башунов скоропостижно скончался после операции на сердце. Но «незамутненный звук» «родного пенья», вызывавший у поэта благоговейные очистительные слезы и рождавший прекрасные стихотворные строки, я уверен, еще не раз отзовется в наших душах.

А. Горшенин

Дополнительно рекомендуем прочесть

Книги В. Башунова:

Жаль моя. Стихотворения. — Барнаул, 1988.

Полынья. Стихотворения. — Барнаул, 1998.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *