басова егоров история сурдопедагогики

Басова егоров история сурдопедагогики

История сурдопедагогики занимает важное место в системе профессиональной подготовки учителя, поскольку она, как и история всякой другой науки, имеет познавательное и воспитательное значение.

Источники знаний по истории сурдопедагогики весьма многочисленны и разнообразны. Это, прежде всего памятники древней письменности, в которых получили большее или меньшее отражение сурдопедагогические идеи и практическая деятельность по воспитанию и обучению детей с недостатками слуха в разные периоды истории нашей страны и зарубежных стран. При этом можно констатировать, что, чем дальше отстоят исторические эпохи от нашего времени, тем менее достоверными являются свидетельства о сурдопедагогической практике тех времен.

Источники по истории сурдопедагогики в новое время гораздо более многочисленны. Это и официальные материалы (законы, указы, постановления, проекты), и труды сурдопедагогических учреждений (отчеты, доклады), и материальные продукты деятельности глухих и учебно-воспитательных учреждений для них и т. п.

Особенно важное место среди источников сурдопедагогических знаний занимает специальная, сохранившаяся до наших дней сурдопедагогическая литература, отразившая опыт обучения и воспитания детей с недостатками слуха в различные периоды истории, сочинения выдающихся деятелей в этой области знания, учебники и учебные пособия, дидактические материалы, характеризующие работу специальных школ своего времени. Подобные литературные источники и материалы позволяют прослеживать процесс поступательного развития сурдопедагогики как относительно самостоятельной науки. По этим источникам прослеживаются методические искания сурдопедагогов, разработка и дальнейшее совершенствование найденных ранее средств, методов, организационных форм обучения, формирование различных систем обучения и воспитания глухих.

Известное значение для разработки вопросов истории сурдопедагогики имеют источники и литература по гражданской истории, в которых раскрываются социально-политические условия функционирования системы народного образования в тот или иной исторический период, труды по истории науки, философии, культуры, воссоздающие ту идеологическую и научную среду, в которой происходило становление, развитие, формирование теоретических знаний в области сурдопедагогики.

Источник

Басова егоров история сурдопедагогики

Проводившиеся с первых лет Советской власти в широких масштабах мероприятия по борьбе с детской дефективностью имели глубокий идейно-политический смысл. В организации и проведении этих мероприятий принимали участие многие партийные и государственные деятели. Это была борьба за здоровое детство для всех, за включение аномальных детей в общественно полезный труд посредством специальной системы обучения и воспитания. Огромный вклад в создание государственной системы научно-педагогических учреждений и школ для аномальных детей внесла Н. К. Крупская. Выдающуюся роль в развитии сурдопедагогики 20-х годов, обновлении методов обучения и воспитания детей с недостатками слуха играли Н. М. Лаговский, Д. В. Фельдберг, Ф. A. Pay, И. А. Васильев.

Надежда Константиновна Крупская (1869—1939). Огромное значение в становлении советской дефектологии и сурдопедагогики, разработке теоретических и методологических основ этой специальной области педагогического знания, организации государственной системы обучения и воспитания глухих детей имела деятельность Н. К. Крупской.

Н. К. Крупская была одним из первых в России педагогов-марксистов и основоположником советской педагогики. Она проблемы воспитания и образования рассматривала с позиций подлинно научной методологии, с позиций марксизма. В автобиографическом очерке Н. К. Крупская писала: «Марксизм дал мне величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь». Глубокое знание марксизма, непосредственное участие в борьбе за интересы рабочего класса и всех трудящихся в качестве профессионального революционера определяло характер ее деятельности как педагога-теоретика и организатора новой системы народного образования в нашей стране. После победы Великой Октябрьской социалистической революции Н. К. Крупская назначается членом коллегии Народного комиссариата просвещения, а в 1929 г. — заместителем народного комиссара просвещения РСФСР.

Источник

Басова егоров история сурдопедагогики

2. Каково было значение воспитательных домов для организации училища глухих в Петербурге?

3. Приведите высказывания А. Н. Радищева о глухих и глухонемых.

4. Где и когда в России были созданы первые училища для глухих?

5. На какой основе и для каких целей создавались первые труды по вопросам обучения и воспитания глухих?

6. В чем заключались основные теоретические положения работы В. И. Флери «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования самым, свойственным их природе»?

7. Какие принципы обучения и воспитания излагаются в трудах В. И. Флери?

8. Какой методической системой пользовался при обучении глухих Г. А. Гурцов?

9. По каким основаниям определял методы обучения Г. А. Гурцов?

Глава 11. Сурдопедагогика в России в период капитализма (вторая половина XIX века)

Падение крепостного права знаменовало начало нового периода в истории России — периода капитализма. Капитализм быстро утверждался в общенациональном масштабе. В то же время во всех областях экономической и общественной жизни сохранились сильные пережитки крепостничества.

В 60-е годы на арену общественной жизни выступают разночинцы — выходцы из разных сословий: мещан, купечества, духовенства, крестьян. Подавляющее большинство разночинцев являлись деятелями демократического лагеря. Это было время демократического подъема и расцвета всей русской культуры и науки.

В 60-е годы XIX века происходил перелом в экономической и политической жизни страны. В этот период определились две исторические силы в борьбе за новую Россию. «Либералы 1860-х годов и Чернышевский суть представители двух исторических тенденций, двух исторических сил, которые. определяют исход борьбы за новую Россию»,— писал В. И. Ленин в работе «Крестьянская реформа».

Мощным стимулом к развитию всей педагогической мысли, дидактики и методики являлось общественно-педагогическое движение, поставившее на обсуждение вопросы школы и народного образования. Беспощадной критике подверглись принципы сословности и система крепостнического воспитания, догматизм, муштра и схоластика, громко звучали требования организовать общедоступные школы, в которых могли бы обучаться все дети независимо от сословной принадлежности. Прогрессивная педагогика выдвигала в качестве важнейшего принцип уважения к личности ребенка, считала главной целью школы всестороннее развитие его способностей. Эти идеи и принципы развивались в работах Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, И. Н. Ульянова, целой плеяды талантливых педагогов — последователей К. Д. Ушинского и революционеров-демократов.

Источник

ВВЕДЕНИЕ

Сурдопедагогика имеет длительную историю развития. Первые опыты осмысления явлений глухоты и попытки ее преодоления относятся к глубокой древности. На протяжении многих веков в педагогике накапливались знания о природе глухоты, способах обучения и воспитания глухих. Медленно, но неуклонно совершенствовались средства и методы сурдопедагогики. Знание истории сурдопедагогики способствует лучшему пониманию и успешному разрешению ее современных проблем. В этой связи следует напомнить мысль В. И. Ленина о необходимости «не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь».

Методологической основой советской истории сурдопедагогики являются диалектический и исторический материализм, труды основоположников марксизма, марксистско-ленинское учение о развитии природы, общества, человеческого мышления.

Важное значение для изучения истории сурдопедагогики, особенно для изучения истории советской сурдопедагогики, имеют постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР по вопросам народного образования и педагогической науки.

Понимание истории сурдопедагогики невозможно без учета современного состояния данной области педагогического знания и смежных с нею наук, поскольку это необходимо для того, чтобы многовековое развитие теории и практики обучения и воспитания детей с недостатками слуха можно было видеть в определенной исторической перспективе.

Источник

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ СУРОПЕДАГОГИКИ.

Глава 1. Воспитание глухих детей в первобытном обществе

Первобытнообщинный строй отделен от нас тысячелетиями, и до нашего времени не сохранилось сколько-нибудь достоверных свидетельств о том, какими методами и приемами осуществлялось воспитание глухих детей в те далекие времена. Опираясь на исследования в области других наук, таких, как палеоантропология, археология, этнография, историки сурдопедагогики могут только с большей или меньшей степенью вероятности реконструировать самые общие черты процесса воспитания глухих детей при первобытнообщинном строе.

В классических трудах основоположников марксизма раскрыто значение трудовой деятельности человека для общественного развития, в том числе и роль труда человека в прогрессирующем развитии первобытнообщинного строя.

Главным видом человеческой деятельности в древнейшие времена была охота, в том числе коллективная охота на крупных животных. Большую роль в жизни древних людей играло собирательство. При этом господствующим был уравнительный способ распределения пищи. Духовная жизнь первобытного общества носила синкретический характер.

Крупным шагом в развитии производительных сил общества был переход к земледелию и скотоводству. Вместе с производством избыточного продукта возникает имущественное неравенство и разделение общества на классы. На смену единой общественной морали приходит мораль классовая. Вместе с расслоением общества происходит и расслоение сознания людей, выделение сверхъестественных существ — демонов, тотемистических предметов, а затем и богов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *