басовский история и методология экономической науки
Книга: Л. Е. Басовский «История и методология экономической науки»
|
Книга | Описание | Год | Цена | Тип книги |
---|---|---|---|---|
Теория экономического анализа | Краткое изложение фундаментального курса теории экономического анализа. Впервые охарактеризованы теоретические, методологические и методические основы всех широко используемых в мировой практике… — Инфра-М, (формат: 60×88/16, 224 стр.) Высшее образование Подробнее. | 2011 | 392 | бумажная книга |
Современный стратегический анализ | В учебнике изложены и иллюстрированы примерами концепции, положения, инструменты стратегического анализа. Рассмотрен стратегический анализ компании, отрасли, конкуренции и конкурентного преимущества… — Инфра-М, (формат: 60×90/16, 256 стр.) Высшее образование. Магистратура Подробнее. | 2013 | 393 | бумажная книга |
Экономика отрасли | В работе изложены теоретические основы экономики отрасли. Она охватывает все темы, вопросы и понятия дисциплины «Экономика отрасли», изучение которых предусмотрено требованиями Государственных… — Инфра-М, (формат: 60×90/16, 144 стр.) Высшее образование Подробнее. | 2011 | 294 | бумажная книга |
Стратегический менеджмент | В учебнике изложены, иллюстрированные примерами положения, концепции и инструменты стратегического менеджмента. Рассматривается стратегический анализ компании, отрасли, конкуренции и конкурентного… — Инфра-М, (формат: 60×90/16, 368 стр.) Высшее образование Подробнее. | 2013 | 735 | бумажная книга |
Менеджмент. Учебное пособие | Современный полный фундаментальный учебный курс. Охватывает все темы, вопросы и понятия дисциплины «Менеджмент», изучение которых предусмотрено требованиями новых (3-е поколение) Федеральных… — Инфра-М, (формат: 60×90/16, 256 стр.) Высшее образование Подробнее. | 2014 | 615 | бумажная книга |
Финансовый менеджмент. Учебное пособие | В учебном пособии в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программойпо дисциплине «Финансовый менеджмент» … — РИОР, Инфра-М, (формат: 70×100/32, 96 стр.) ВО: Бакалавриат Подробнее. | 2016 | 89 | бумажная книга |
Стратегический менеджмент | В учебнике изложены, иллюстрированные примерами положения, концепции и инструменты стратегического менеджмента. Рассматривается стратегический анализ компании, отрасли, конкуренции и конкурентного… — Инфра-М, (формат: 60×90/16, 368 стр.) Высшее образование Подробнее. | 2013 | 678 | бумажная книга |
История экономики | Изложены ответы на вопросы по дисциплине История экономики, изучаемой студентами экономических специальностей и направлений. Даны объяснения всех понятий, предусмотренных требованиями обязательных к… — РИОР, (формат: 70×100/32, 128 стр.) Подробнее. | 2007 | 339 | бумажная книга |
Менеджмент. Учебное пособие | Современный полный фундаментальный учебный курс. Охватывает все темы, вопросы и понятия дисциплины `Менеджмент`, изучение которых предусмотрено требованиями новых (3-е поколение) Федеральных… — ИНФРА-М, (формат: 60×90/16, 256 стр.) Высшее образование Подробнее. | 2015 | 1120 | бумажная книга |
Прогнозирование и планирование в условиях рынка | 272 стр. Базовый профессиональный курс прогнозирования и планирования в условиях рынка, охватывающий весь комплекс проблем и методов планирования и прогнозирования всоответствии с требованиями… — ИНФРА-М, (формат: 60×90/16, 272 стр.) Высшее образование Подробнее. | 2011 | 1327 | бумажная книга |
Теория экономического анализа. Гриф МО РФ | Краткое изложение фундаментального курса теории экономического анализа. Впервые охарактеризованы теоретические, методологические и методические основы всех широко используемых в мировой практике… — ИНФРА-М, (формат: 60×88/16мм, 222 стр.) Высшее образование Подробнее. | 2005 | 895 | бумажная книга |
Финансовый менеджмент. Учебник | Учебный курс охватывает темы, вопросы и понятия, изучение которых предусмотрено требованиями государственных стандартов высшего профессионального образования Российской Федерации по специальностям… — ИНФРА-М, (формат: 60×90/16, 240 стр.) Бакалавриат Подробнее. | 2015 | 1061 | бумажная книга |
История и методология экономической науки. Учебное пособие | В учебном пособии изложена методология экономической науки и история ее становления. Методология рассматривается как совокупность исследования концепций, принципов, рассуждений, методологических норм… — ИНФРА-М, (формат: 60×90/16, 212 стр.) Высшее образование. Магистратура Подробнее. | 2017 | 798 | бумажная книга |
См. также в других словарях:
Методология экономической науки (книга) — Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют (англ. The Methodology of Economics, or How Economists Explain, 1980) произведение известного историка экономической мысли Марка Блауга. Содержание 1 Структура 2 Идеи … Википедия
Методология позитивной экономической науки — «МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗИТИВНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ» («The Methodology of Positive Economics») работа амер. экономиста, Нобелевского лауреата 1976 Милтона Фридмена (1912 2006); опубликована в 1953 (Friedman M. Essays in Positive Economics.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Методология истории — Методология исторической науки (истории) специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её… … Википедия
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ — систематический анализ методов, применяемых для получения научного знания и тех общих принципов, которыми направляется научное исследование. Методологические исследования можно разделить на общие, частные и конкретные. Общая методология… … Философская энциклопедия
История экономики — История науки … Википедия
ИСТОРИЯ — временная последовательность мировых событий, создающих определенную действительность, а также запись в форме обычного временного следования одного события за другим (т.е. в форме хроники). Несмотря на то что человеку ближе всего история… … Философская энциклопедия
История социологии — История науки … Википедия
История — Это статья о научной дисциплине. О процессе развития человеческого общества см. Всемирная история. У этого термина существуют и другие значения, см. История (значения). Портал « … Википедия
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ — область философии, исследующая природу научного знания, его структуру и функции, методы научного познания, способы обоснования и развития научного знания. В своем исследовании научного знания Ф.н. опирается на те или иные гносеологические… … Философская энциклопедия
СССР. Общественные науки — Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия
Экономическая история — История науки По тематике Математика Естественные науки Ас … Википедия
Книга: Л. Е. Басовский «История и методология экономической науки. Учебное пособие»
|
Книга | Описание | Год | Цена | Тип книги |
---|---|---|---|---|
Теория экономического анализа | Краткое изложение фундаментального курса теории экономического анализа. Впервые охарактеризованы теоретические, методологические и методические основы всех широко используемых в мировой практике… — Инфра-М, (формат: 60×88/16, 224 стр.) Высшее образование Подробнее. | 2011 | 392 | бумажная книга |
Современный стратегический анализ | В учебнике изложены и иллюстрированы примерами концепции, положения, инструменты стратегического анализа. Рассмотрен стратегический анализ компании, отрасли, конкуренции и конкурентного преимущества… — Инфра-М, (формат: 60×90/16, 256 стр.) Высшее образование. Магистратура Подробнее. | 2013 | 393 | бумажная книга |
Экономика отрасли | В работе изложены теоретические основы экономики отрасли. Она охватывает все темы, вопросы и понятия дисциплины «Экономика отрасли», изучение которых предусмотрено требованиями Государственных… — Инфра-М, (формат: 60×90/16, 144 стр.) Высшее образование Подробнее. | 2011 | 294 | бумажная книга |
Стратегический менеджмент | В учебнике изложены, иллюстрированные примерами положения, концепции и инструменты стратегического менеджмента. Рассматривается стратегический анализ компании, отрасли, конкуренции и конкурентного… — Инфра-М, (формат: 60×90/16, 368 стр.) Высшее образование Подробнее. | 2013 | 735 | бумажная книга |
Менеджмент. Учебное пособие | Современный полный фундаментальный учебный курс. Охватывает все темы, вопросы и понятия дисциплины «Менеджмент», изучение которых предусмотрено требованиями новых (3-е поколение) Федеральных… — Инфра-М, (формат: 60×90/16, 256 стр.) Высшее образование Подробнее. | 2014 | 615 | бумажная книга |
Финансовый менеджмент. Учебное пособие | В учебном пособии в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программойпо дисциплине «Финансовый менеджмент» … — РИОР, Инфра-М, (формат: 70×100/32, 96 стр.) ВО: Бакалавриат Подробнее. | 2016 | 89 | бумажная книга |
Стратегический менеджмент | В учебнике изложены, иллюстрированные примерами положения, концепции и инструменты стратегического менеджмента. Рассматривается стратегический анализ компании, отрасли, конкуренции и конкурентного… — Инфра-М, (формат: 60×90/16, 368 стр.) Высшее образование Подробнее. | 2013 | 678 | бумажная книга |
История экономики | Изложены ответы на вопросы по дисциплине История экономики, изучаемой студентами экономических специальностей и направлений. Даны объяснения всех понятий, предусмотренных требованиями обязательных к… — РИОР, (формат: 70×100/32, 128 стр.) Подробнее. | 2007 | 339 | бумажная книга |
Менеджмент. Учебное пособие | Современный полный фундаментальный учебный курс. Охватывает все темы, вопросы и понятия дисциплины `Менеджмент`, изучение которых предусмотрено требованиями новых (3-е поколение) Федеральных… — ИНФРА-М, (формат: 60×90/16, 256 стр.) Высшее образование Подробнее. | 2015 | 1120 | бумажная книга |
Прогнозирование и планирование в условиях рынка | 272 стр. Базовый профессиональный курс прогнозирования и планирования в условиях рынка, охватывающий весь комплекс проблем и методов планирования и прогнозирования всоответствии с требованиями… — ИНФРА-М, (формат: 60×90/16, 272 стр.) Высшее образование Подробнее. | 2011 | 1327 | бумажная книга |
Теория экономического анализа. Гриф МО РФ | Краткое изложение фундаментального курса теории экономического анализа. Впервые охарактеризованы теоретические, методологические и методические основы всех широко используемых в мировой практике… — ИНФРА-М, (формат: 60×88/16мм, 222 стр.) Высшее образование Подробнее. | 2005 | 895 | бумажная книга |
Финансовый менеджмент. Учебник | Учебный курс охватывает темы, вопросы и понятия, изучение которых предусмотрено требованиями государственных стандартов высшего профессионального образования Российской Федерации по специальностям… — ИНФРА-М, (формат: 60×90/16, 240 стр.) Бакалавриат Подробнее. | 2015 | 1061 | бумажная книга |
См. также в других словарях:
Список синологов — Список синологов, пишущих на русском языке Это служебный список стате … Википедия
Источниковедение — кусочек папируса, содержащего речь, произнесённую в римском сенате, эпоха Клавдия (41 54) Источниковедение вспомогательная отрасль исторической науки ( … Википедия
Академия управления при Президенте Республики Беларусь — У этого термина существуют и другие значения, см. Академия управления. Академия управления при Президенте Республики Беларусь (Академия управления, АУ, АУпПРБ) Оригинальное название белор. Акадэмія кіравання пры Прэзідэнце Рэспублікі Беларусь … Википедия
Швеция — (Sverige) Королевство Швеция (Konungariket Sverige). I. Общие сведения Ш. государство в Северной Европе, на В. и Ю. Скандинавского полуострова. Граничит на З. и С. с Норвегией, на С. В. с Финляндией. На Ю. и В.… … Большая советская энциклопедия
Анимица, Евгений Георгиевич — Евгений Анимица Евгений Георгиевич Анимица … Википедия
Социологический факультет МГУ — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия
Радаев, Вадим Валерьевич — Вадим Валерьевич Радаев Дата рождения: 29 марта … Википедия
Бём-Баверк, Ойген фон — Ойген фон Бём Баверк Eugen Böhm Ritter von Bawerk Дата рождения: 12 … Википедия
Модернизация — Модерные общества … Википедия
Басовский история и методология экономической науки
Вопросы:
История идей – это школа мысли, которая позволяет не только расширить наши знания, но и укрепить свободу мысли.
Современная экономическая наука является результатом наслоения различных исторических эпох, каждая из которых привносит свои наблюдения, формирует свои понятия, теории.
Задача экономической науки – восстановить утраченный смысл наших знаний, полнее и глубже ими овладеть.
В эволюции экономической мысли прослеживаются следующие направления:
1. историко-хозяйственный аспект – диктует наличие инструментов и методов познания экономической мысли и производственных отношений;
2. историко-культурный аспект – взаимосвязь с математикой, физикой и астрономией, заимствование из них методов анализа, способов аргументации, стиля изложения, то есть принципа научности;
3. историко-идеологический аспект – предполагает отбор тематики и проблематики исследования, что в дальнейшем отражается в общественных и политических интересах, этических установках и социальных идеалов.
Методология – это способ, которым устанавливаются отношения между теорией и реальностью. Методология оказывает влияние на выбор вопросов, которые призваны решать теория, на их иерархию, интерпретацию предлагаемых решений, охватывает принципы, регулярно применимые при формулировке и обосновании экономической теории.
Методология определяет предмет и объект анализа, цели и способы построения теории, интерпретацию её выводов и критерии, в соответствии с которыми теория оценивается.
2. История методологии экономики
С точки зрения истории методологических дискуссий в экономической науке важные события произошли в 30-е годы. Это было связано с двумя различными обстоятельствами: во-первых, с изменениями в самой экономической науке, прежде всего с пересмотром основ теории и формированием кейнсианства, а во-вторых, со сдвигами, которые имели место в философии и нашли отражение прежде всего в работах К. Поппера и определили формирование логического позитивизма.
Что касается теории Кейнса, то она привнесла изменения в методологию экономической науки де-факто. Как известно, Кейнс, не отрицая познавательную функцию экономической науки, заметно усилил ее практическую роль. Более того, по существу он признал, что формулирование конкретных задач экономической теории неотделимо от осознания экономистом важности тех или иных социально-экономических проблем, что подход к их решению того или иного экономиста зависит от многих обстоятельств, в том числе этической позиции. Главной задачей «Общей теории» Кейнс считал выяснение причин попадания экономики в ситуацию вынужденной безработицы, преодоление которой с помощью внутренних механизмов оказывается невозможным, и указание основных направлений и методов борьбы с безработицей и спадом производства. Решение этой задачи потребовало от него, как известно, не только отказа от некоторых теоретических постулатов, но и пересмотра методологического принципа. Речь идет об утверждении методологического холизма.
Значение подобного методологического сдвига проявилось, например, в «парадоксальном» подходе к проблеме сбережений. Заметим, что кроме методологического этот «парадокс» имел и этическое основание, уходящее корнями в отрицание викторианских моральных ценностей.
Признание кейнсианских идей в области теории сопровождалось активизацией противостоящей ему позиции в области методологии, которая получила серьезную поддержку на уровне философии.
В 1934 г. в знаменитой работе «Логика и рост научного знания» К. Поппер (Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.) высказался в пользу решающей роли эмпирической проверки при установлении истинности теории и признал саму возможность подобной проверки критерием ее принадлежности к науке. В качестве основного принципа проверки теории он предположил принцип фальсифицируемости, т.е. опровержимости. Суть этого принципа состояла в том, что никакое конечное число эмпирических подтверждений теории не является основанием для признания ее истинности, поскольку не может быть уверенности в том, что в будущем не появятся свидетельства против этой теории. Единственное, что может дать эмпирическая проверка, — это основание для признания теории неверной, когда найдется хотя бы один факт, ее опровергающий. Формулировка утверждений в такой форме, чтобы опровержение было принципиально возможно, и была объявлена Поппером главным признаком научности. Отсюда следует, что все теории в каком-то смысле временные, т.е. они принимаются только до тех пор, пока не будут опровергнуты.
Следует подчеркнуть, что хотя сам по себе принцип фальсификации достаточно убедителен и позволил решить ряд сложных методологических проблем, связанных, например, с критерием верифицируемости (т.е. эмпирического подтверждения истинности теории), тем не менее он не был лишен и некоторых недостатков. Один из них отражен так называемой проблемой Duhem-Quine. Суть последней состоит в том, что, поскольку теория в действительности представляет совокупность целого ряда гипотез, в случае опровержения неясно, какая именно из этих гипотез опровергнута. Это обстоятельство весьма существенно именно для экономической науки. Экономисты всегда формулируют свои утверждения при прочих равных условиях. Если некое утверждение оказывается опровергнутым, его сторонники могут сослаться на то, что не был учтен ряд факторов, и попытаться дополнить теорию новыми факторами, т.е. пересмотреть рамки «прочих равных условий». Иными словами, даже если факт опровержения признается, весьма вероятно, что будет приведена в действие так называемая оборонительная стратегия.
Вспомним, как отреагировали неоклассики на упрек в том, что они не могут объяснить вынужденную безработицу. Они предложили ввести предпосылку о негибкости заработной платы и других цен, и тогда кейнсианская модель оказывалась частным, хотя, возможно, и практически наиболее значимым, случаем неоклассической модели. Поэтому если принцип фальсифицируемости и признается многими методологами и философами, в действительности экономисты его не придерживаются. Не случайно в истории экономической науки, по существу, нет примеров того, чтобы опровержение стало приговором экономической теории.
В 50—60-е годы оформилось другое влиятельное направление в методологии — новая «неортодоксальная» методология. Его возникновению способствовали идеи философов Т. Куна, И. Локатоша, П. Фейерабенда и др., критиковавших логический позитивизм и пытавшихся разработать новый подход в философии науки, основанный на концепции роста знания. Эти философы отрицали возможность выработки единого объективного критерия оценки теории и исходили из существования несопоставимых парадигм, выбор между которыми предполагает значительную долю субъективизма. Они предложили рассматривать науку как динамическую область знания, успехи которой не могут приписываться применению определенных исследовательских процедур.
Подобную методологическую или даже мировоззренческую традицию некоторые исследователи называют «вавилонской», чтобы подчеркнуть условность разграничения научного и ненаучного знания, относительность и ограниченность знания вообще, неизбежность множественности взглядов и позиций. В рамках этой традиции не требуется, чтобы все теории строились по единой схеме и базировались на узком наборе исходных предпосылок, касающихся базисных элементов, признается, что многообразие явлений хозяйственной жизни предполагает множественность способов их описания, менее жесткие требования предъявляются и к исходным предпосылкам. Что касается последних, то требуется, чтобы они соответствовали специфике рассматриваемых проблем и были согласованными между собой. Таким образом, речь идет о методологическом плюрализме. В рамках этого направления была высказана идея о присутствии нормативного содержания в экономической науке и невозможности выделения чистой теории, о множественности ее функций, включая функцию утешения и убеждения, и т.д.
Формирование первого направления (связанного с логическим позитивизмом) началось с дискуссии между Т. Хатчисоном (1938 г.) и Л. Роббинсом (1935 г.). В знаменитом эссе Роббинс заявил, что предметом экономической науки является поведение человека, определяющего соотношение целей и ограниченных средства, которые могут иметь различное употребление. Роббинс, а вслед за ним Л. Мизес (1949 г.), следуя в русле австрийской традиции, выступил как последовательный сторонник принципа априоризма и провозгласил, что теория должна быть построена на основе базисных аксиом, полученных на основе интроспективного анализа и не нуждающихся в эмпирической проверке. Он отклонял идею непосредственной эмпирической проверки теории, хотя не исключал ее косвенную проверку, причем как единого целого в зависимости от того, насколько удовлетворительно она описывает общие тенденции изменения рассматриваемых явлений.
Напротив, идея эмпирической проверки теории на всех ее этапах (в соответствии с критерием фальсифицируемости) была стержневой для Хатчисона. Он считал, что чистая теория — лишь язык, с помощью которого может быть сформулирована как правильная — базирующаяся на эмпирически достоверных положениях, таки неправильная с этой точки зрения теория. Содержательное значение языку анализа придает эмпирическое содержание. Эта позиция получила впоследствии название крайнего эмпиризма. Наличие проблем, связанных с использованием принципа фальсификации в экономической науке, привело к тому, что не только последователи Поппера, но и он сам в конечном счете отступали от строгого следования принципу фальсификации. Так, было признано, что требование фальсифицируемости не должно распространяться на гипотезу о рациональности.
М. Фридмен в своем знаменитом «Эссе о методологии позитивной экономической науки» (Фридмен М. Методология позитивной экономической науки, 1994. Вып. 4.), высказался в пользу принципа фальсифицируемости теории в целом, но учитывая сложности, связанные с его реализацией, существенным образом изменил представление о том, что должно подвергаться проверке. Последнее определялось его видением цели теории. В качестве таковой он называл получение прогнозов, а критерием оценки предлагал считать надежность прогноза при соблюдении требования логической строгости теории как языка анализа. Он отказался от рассмотрения проблемы реалистичности исходных предпосылок, введя принцип «as if». Именно в силу подчиненности теории цели прогнозирования позиция Фридмена была определена как инструментализм.
Фридмен пришел к выводу, что не следует сосредоточиваться на обсуждении предпосылок, лучше заняться анализом прогнозов. Он пытался найти подтверждение своей позиции, обращаясь к эволюции современных представлений о зависимости между темпами инфляции и уровнем безработицы, и выделял три этапа. Первый — когда экономисты были убеждены в существовании стабильной кривой Филлипса с отрицательным углом наклона касательной, причем эта убежденность поддерживалась удовлетворительным состоянием прогнозов, полученных на основе подобной кривой. Когда же качество прогнозов перестало удовлетворять экономистов, была выдвинута гипотеза о естественном уровне безработицы и о зависимости положения кривой от характера инфляционных ожиданий — это был второй этап. Наконец, и третий был связан с тем, что когда и новая функция перестала давать хорошие прогнозы, активизировались поиски альтернативных гипотез. В частности, была предложена гипотеза рациональных ожиданий.
Инструментальный подход Фридмена имеет большое значение, когда речь идет об абстрактной теории и возникает проблема эмпирической содержательности и практической значимости исходных предпосылок. Так, гипотеза рациональности в рамках подхода Фридмена может уже рассматриваться не как характеристика существенных черт поведения человека, а как условная конструкция — модель, облегчающая выполнение цели получения прогнозов. Конечно, остается вопрос о том, что такое прогноз и что следует прогнозировать, и здесь возможны существенные расхождения: от фридменовского представления о прогнозе как о вероятном значении конкретных статистических показателей до трактовки неоавстрийцами прогноза как наиболее вероятного направления развития событий.
Второе важное направление в современной методологии можно условно назвать «новой методологической традицией». Его представители (Г. Мюрдаль, Б. Колдуэлл, Л. Боуленд, Д. Макклоски) выступали против жесткого требования единой методологии, поскольку сомневались в том, что философия способна предложить хорошо обоснованный критерий оценки, указать наиболее надежные способы построения теории и т.д. Их интерес к методологии — это скорее интерес к тому, как экономисты в действительности обосновывают свои теории, как и почему одни теории сходят со сцены и заменяются другими. Для этих учений проблема демаркации научного и ненаучного знания не была первостепенной, они необоснованными считали чрезмерные претензии на объективность, свойственные представителям «позитивной традиции», признали неизбежность нормативных элементов и идеологического содержания.
Из изложенного выше ясно, что представители позитивного направления всячески отстаивали идею этически нейтральной экономической теории, и только такую теорию они были готовы отнести к научному знанию. Однако сомнения в отношении того, возможно ли это сделать, никогда не покидали экономистов.
3. Эпистемологическая функция методологии экономики и производства
Но даже если обратиться к «чистому» теоретику, пытающемуся непредвзято смотреть на мир экономики, становится очевидным, что ему приходится сталкиваться не с упорядоченным набором проблем, а «с бесформенной массой взаимопереплетающихся и сползающих друг на друга вопросов». В этом хаосе жизни этико-философская позиция ученого выполняет эпистемологическую функцию упорядочения, когда ученый из массы проблем выбирает ту, которая представляется ему наиболее важной, когда он ее формулирует и уже одним этим как бы указывает на возможное решение. И в этом процессе ценностные установки ученого играют далеко не последнюю роль. Причем они проникают в теорию не только на стадии формулирования проблемы, а также с языком, которым та теория излагается.
Многие важные экономические термины несут двойную нагрузку: «что есть» и «что должно быть». Причем две эти стороны, как правило, трудно поддаются разграничению, часто происходит незаметное «соскальзывание» с позитивной на нормативную плоскость. Примерами подобного «соскальзывания» можно считать термины «совершенная конкуренция» и «равновесие», которые неявно привносят положительную оценку соответствующих явлений. Например, формальный смысл понятия равновесия как оптимального в определенном смысле состояния часто уступает место представлению о нем как о хорошем, желательном состоянии вообще. Соответственно, равновесные цены приобретают «свойства» правильных, хороших цен.
Отдельного упоминания заслуживают термины, включающие прилагательное «естественный». Само использование подобных терминов свидетельствует о том, что экономическая наука исходно была тесно связана с философией естественного закона, в которой норма воспринималась как основанная на природе вещей. Сегодня происходит нечто обратное. Мы встречаемся со словом «естественный» в смысле «неизбежный» и «желательный», причем часто одновременно. Таков смысл терминов «естественная норма безработицы» или «естественный уровень инфляции». Когда этот термин употребляется, мало кто помнит как о предпосылках модели, в рамках которой это понятие было формально введено, а именно что это тот уровень безработицы, снижение ниже которого методами стимулирования агрегированного спроса приводит к ускорению инфляции. «Естественная» безработица воспринимается как неизбежная, но не в модели, а в реальной жизни.
Г. Мюрдаль писал, что сила слова формирует мысль. Подтверждая и развивая эту точку зрения, Д. Макклоски заявляет, что экономическая наука — это прежде всего риторика, т.е. наука убеждать.
«Мировоззренческой» метафорой является и «свободный рынок», некоторый метафорический смысл приобретают и исходно вполне конкретные и строгие понятия например «оптимальный». В том же ряду находится и популярное сегодня выражение «переходный период», часто подразумевающее, что та или иная сложная ситуация признается приемлемой уже в силу ее временного характера.
Выбирая проблемы для рассмотрения, формируя язык анализа и давая интерпретацию происходящему, экономическая теория неизбежно формирует базис селективного одобрения и критики, тем самым активно включается в процесс социального конструирования.
В работах, в которых экономическая политика обсуждается в практических терминах, мы обычно сталкиваемся с тем, что элементы специфических политических доктрин вводятся как простые предположения без каких-либо доказательств, которые заинтересованные авторы могут, как они думают, представить по первому требованию. И ничего другого и нельзя было предположить. Доктрины используются как формулы, которые раз и навсегда доказаны. Трудно увидеть доктринальные элементы за практическими рекомендациями. Они как бы вошли в ткань логики рассуждений и стали интегральной частью экономического мышления. Результатом экономического анализа часто являются законы как нормы, а не как утверждения о регулярных взаимосвязях, на что претендуют сторонники позитивной науки.
Независимо от того, какова позиция экономиста по вопросу о методологии экономической науки, т.е. придерживался ли он принципа этической нейтральности или признавал неизбежность ее нормативного содержания, аналитическая деятельность являлась в той или иной степени одновременно и пропагандой определенного общественного идеала, который определяется целым рядом обстоятельств, начиная с конкретной экономической ситуации и кончая философскими и религиозными взглядами ее автора.
Для А. Смита таким идеалом был капитализм свободной конкуренции, отвечающий его представлению о справедливом устройстве мира вообще и хозяйства в частности, для Дж. Ст. Милля — просвещенный капитализм, для Дж. М. Кейнса — общество, обеспечивающее всем гражданам материальный достаток как условие реализации позитивно понимаемой свободы, для Хайека — общество, в полной мере принявшее и оценившее значение «расширенного рыночного порядка» и не поддающееся искушению заняться исправлением последнего, а для религиозного мыслителя С.Н. Булгакова — христианский социализм. Причем представления о правильном социально-экономическом устройстве были тесно связаны с идеей справедливости в ее специфической для данного времени и общества, а также для каждого автора трактовке.
- Срок действия осмотра авто в гибдд
- Поздравление с днем рождения любимого мужчину картинки