база 211 военная история сайт
Тайна секретной нацистской «Базы-211»
Недавно в Сети появились утверждения, будто в Антарктиде найдена загадочная нацистская подлодка
Известный, но загадочный факт: 80 лет назад из гитлеровской Германии на побережье Антарктиды прибыла экспедиция под началом известного в то время полярного исследователя Альфреда Ричера. На борту судна «Швабия» находились два гидросамолета. С них-то и была произведена аэрофотосъемка огромной территории площадью шестьсот квадратных километров — немецкие полярники привезли с собой на родину одиннадцать тысяч фотографий. Кроме того, через каждые два-три десятка километров летчик сбрасывал по вымпелу с фашистской свастикой, застолбив таким образом, как считали В Берлине, равноценную по размерам самой Германии территорию.
Долгие годы считалось, что немецкие полярники построили в Антарктиде так называемую «Базу-211». Или, как ее принято еще именовать, — «Новый Берлин». Строительство базы, как сообщают многие средства массовой информации, продолжалось и во время Второй мировой войны. Для этого в Антарктиду было доставлено огромное количество проходческого и другого строительного оборудования и материалов, а также масса высококвалифицированных рабочих, инженеров, гидрографов, ученых и специалистов по подземным коммуникациям. Считается, что для этого были привлечены не только транспортные суда, но и подводные лодки из так называемого «конвоя Гитлера». О его существовании может свидетельствовать такой факт: вскоре после капитуляции Германии в одном из портов Аргентины пришвартовались и сдались властям две нацистские подводные лодки. Как предполагают — из того самого «конвоя Гитлера».
К тому же, в 1947 году к берегам Антарктиды направилась эскадра военно-морского флота США под началом адмирала Ричарда Берда, на которую, якобы, напали некие «летающие тарелки» и разгромили ее.
Интересно, что совсем недавно и совершенно случайно одним из ютюб-исследователей на побережье Антарктиды была обнаружена одна из таких подводных лодок. Напомним, что это произошло два месяца назад, когда ютюбер с ником MrMBB333, использовавший картографический сервис Google-Earth, нашел с его помощью, как он сам посчитал, подлодку из «конвоя Гитлера». История обрела широкую известность. Сообщение, где показан снимок с комментариями ютюб-исследователя, просмотрели уже несколько миллионов пользователей со всего мира.
По словам «первооткрывателя», он постарался тщательно проанализировать данные и характеристики подлодок времен гитлеровской Германии, находящиеся в открытом доступе. И сравнил их с теми, что обнаружил на ресурсе Google-Earth. И результаты убедили исследователя в том, что на обнаруженном им снимке изображена как раз та самая «подлодка фюрера».
«Если посмотреть на верхнюю часть, то можно обратить внимание на нечто окрашенное в серебристый цвет. Структура этого предмета создана искусственным путем», — убежден MrMBB333. Правда, при этом исследователь не берется твердо настаивать на своей версии или утверждать на все сто, что им найдена именно та самая субмарина. Он лишь ограничился расплывчатым комментарием: «Очень похоже».
А еще этот ютюбер известен своими конспирологическими роликами на собственном канале, которые, кстати, набрали в сети более 100 миллионов просмотров. И еще он убежден в существовании той самой «Базы-211», о которой, якобы, говорилось в найденных после войны дневниках командующего Кригсмарине гросс-адмирала Карла Деница. Тот написал в 1943 году: «Мои подводники обнаружили настоящий земной рай. Германский подводный флот гордится тем, что на другом конце света создал для фюрера неприступную крепость».
Так существовала ли она — та самая пресловутая секретная нацистская «База-211»? И в самом ли деле в ее создании участвовал «конвой Гитлера»? Или это всего лишь домыслы или выдумки конспирологов? На эти вопросы мы попросили ответить писателя-мариниста и военного журналиста, капитана I ранга в отставке Владимира Шигина.
«СП»: — Владимир Виленович, какова вероятность реального существования «Базы-211»?
— Мое мнение однозначно: никаких реальных баз у немцев в Антарктиде не было и быть не могло. При той напряженности на фронтах, затратах средств и активности подводных лодок в битве за Атлантику осилить столь грандиозный проект у них просто не было ни сил, ни времени.
Кроме этого, вопрос: для чего надо было заводить всю канитель с Антарктидой? В чем смысл? Чтобы спрятаться там после поражения? Но прятаться на ледяном континенте с полным отсутствием инфраструктуры и при минимальной обжитости — полный идиотизм. Для выживания (личного и группами) лучше всего подходила Южная Америка.
Кроме этого, до 1944 года речи о скором поражении Германии еще не шло. И вкладывать огромные средства в этот дикий проект, отрывая их от средств на ведение войны, — тоже идиотизм.
Максимум что могло быть с Антарктидой (в разгар битвы за Атлантику) — могла возникнуть идея некого маневренного пункта базирования для немецких подводных лодок. То есть отправку туда одного (максимум двух) транспортов (прежде всего с топливом и торпедами) для подводных лодок, действующих в Центральной Атлантике, так как ПЛО у союзников в Центральной и тем более в Южной Атлантике была слабая. Могли этим воспользоваться.
Тогда после атаки конвоев израсходовавшие свои торпеды и топливо подлодки, вместо того, чтобы прорываться в базы Франции и Германии, вполне могли спокойно отходить на юг. И в районе Антарктиды пополнять запасы. Хотя плечо весьма большое и расход топлива до Антарктиды и от нее в Северную Атлантику все равно был бы огромным. Возможно, кое-какие шаги делались по линии «Ананербе». Но тоже сомнительно, чтобы было что-то серьезное.
«СП»: — Прояснились ли к сегодняшнему дню какие-либо новые сведения о «Базе-211»? Может быть, есть вещи, о которых пока не знает широкий читатель?
— Никаких документальных доказательств базы-211 не существует. Если была у нацистов на Севере база «Норд», то по ней есть трофейные документы. А по Антарктиде пусто. Потому что там ничего не было.
«СП»: — В последние годы войны из более 1000 новых подводных лодок Кригсмарине, как пишут в некоторых СМИ, «пропали» около 100 субмарин. Это и есть так называемый «конвой Гитлера»? И существовал ли он вообще — этот загадочный «конвой»?
— Никакие 100 подводных лодок никуда не пропадали. История каждой немецкой подлодки известна документально. Есть масса справочников и другой литературы.
Можно предположить, что несколько подлодок, которые официально пропали без вести, могли теоретически доплестись до Антарктиды. Но зачем?
Так называемый «конвой Гитлера» — это тоже в большей степени придумка журналистов. В реальности Гитлер погиб в Берлине. Кстати, последние готовые к плаванию новейшие подводные лодки проекта ХХI в море не вышли, так как их экипажи были самолетами переброшены в Берлин. И как пехота его защищали в мае 1945 года. Почти все там легли.
«СП»: — На ваш взгляд, возможна ли какая-то связь якобы найденной с помощью Google-Earth на побережье Антарктиды два месяца назад подлодки с этими так называемым «конвоем Гитлера»?
— Никакой подводной лодки никто в Антарктиде не находил. То, что показали в интернете, полная туфта. Как можно из космоса разглядеть подлодку под снегом? Даже «открыватели» пишут, что это лишь «что-то похожее».
Критерий истины — практика. Вот когда руками раскопают и установят, что перед нами именно немецкая подлодка, причем именно периода Второй мировой войны, тогда и можно будет о чем-то говорить.
Кстати, объект обнаружен на берегу. Получается экипаж, как бурлаки, корабль вытащили на лед? Зачем?
«СП»: — По свидетельству полковника американской разведки Уиндела Стивенса, во время войны немцы построили еще и восемь больших (грузовых) субмарин. Есть ли сведения — для чего строились эти подлодки, если это правда?
— Грузовые подлодки немцы действительно строили. Их называли «дойными коровами», так как это были субмарины для снабжения действующих в океане подлодок. Грузовые субмарины встречались в океане с боевыми лодками, пополняли их запасы топлива, торпед и продовольствия.
Все транспортные подлодки хорошо известны и их судьбы тоже. Никакой тайны там нет.
«СП»: — А удалось ли что-то прояснить относительно тех двух немецких подводных лодок, что сдались властям Аргентины в 1945 году? Принадлежали ли они к «конвою Гитлера»?
— Действительно, несколько подлодок после капитуляции Германии ушли в Аргентину. Так как к тому времени действовали в Центральной Атлантике и так им было удобнее. Тем более, что в Аргентине была большая и влиятельная немецкая диаспора. Поэтому нацистские моряки рассчитывали на хороший прием.
«СП»: — Как вы относитесь к загадочным походам американской эскадры под командованием адмирала Берда к берегам Антарктиды? Что там — правда, а что — выдумано?
— Относительно экспедиции Берда. Экспедиция такая была. Но никаких документальных свидетельств об атаках на нее «летающих тарелок» нет. Пару самолетов американцы там на самом деле потеряли. Но не от атак, а по метеоусловиям. Не более того. А после того, как в 1950-х годах подписали соглашение о нейтральном статусе Антарктиды, американские ВМС оставила этот континент в покое.
Та их экспедиция в действительности была гидрографической. Сам Берд — гидрограф.
Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.
Операции по пересадке органов в основном делаются в Москве и в нескольких мегаполисах
Сталин был не вездесущ, и войну чиновной «гидре» проиграл в марте 1953 года
Гитлер спрятался в Антарктиде: факты и вымыслы о легендарной фашистской «Базе-211»
Российский историк приоткрыл завесу тайны
Исполнилось 80 лет с тех пор, как в начале 1939 года нацистская Германия застолбила на атлантическом побережье Антарктиды территорию примерно 360 000 кв. км, что соответствует площади современной Германии. Этому так называемому немецкому антарктическому сектору, находящемуся на Земле Королевы Мод, дали название Новая Швабия.
Ну а где Новая Швабия, там и Новый Берлин — именно так неофициально окрестили специальную секретную «Базу‑211», построенную, как утверждают, на южном континенте немецкими полярниками из антарктической экспедиции под руководством Альфреда Ричера.
Еще 17 декабря 1938 года из Гамбурга в Антарктиду отправилась «Швабия». Специально переделанное из почтового в способное плавать в приполярных областях судно было оборудовано по последнему слову техники 1930‑х годов и несло на борту два гидроплана фирмы «Дорнье». Когда 19 января 1939 года экспедиция прибыла к месту назначения, именно с этих самолетов, облетая территорию Антарктиды, немецкие летчики сбрасывали каждые 35–30 км вымпелы со свастикой, чтобы застолбить за собой ту самую Новую Швабию. И вплоть до разгрома во Второй мировой войне Третий рейх считал ее своей. Впрочем, территориальных претензий на Новую Швабию Германия не отозвала до сих пор.
Однако существует один немаловажный аспект. За пять дней до прибытия немецких полярников в Антарктиду король Норвегии Хокон VII издал указ. Согласно этому документу территория между границами Земли Котса (20° западной долготы) и Австралийского антарктического владения (44° 38’ восточной долготы) принадлежит Норвегии и является ее суверенным владением. Кстати, название этой территории дала еще в 1930 году открывшая ее экспедиция норвежского исследователя Яльмара Рисер-Ларсена — Земля Королевы Мод. В честь королевы Норвегии (супруги Хокона VII) — Мод Шарлотты Марии Виктории. Дело в том, что претензии на этот сектор Норвегия заявила еще в 1938 году.
Получается, что фашисты застолбили чужую территорию? Так или иначе, но к сегодняшнему дню история «освоения» фашистами Антарктиды обросла десятками версий, одна фантастичней другой. А в разных СМИ появилась масса публикаций о той самой «Базе‑211». Писали, что в Антарктиде немцы открыли целую систему подледных пещер, в которых построили огромный подземный город. Приводятся даже цитаты 1943 года из дневника командующего ВМФ Третьего рейха Карла Деница: «Мои подводники обнаружили настоящий земной рай!» и «Подводный флот Германии может гордиться тем, что на другом конце света он создал неприступную крепость для фюрера!».
Адмирал Карл фон Дениц и его подводники. Фото: Bundesarchiv
После этого, по словам некоторых специалистов и историков, туда направились суда, на которых находились строительное оборудование и горнопроходческая техника, а вместе с ними туда прибыло большое количество инженеров, ученых и специалистов разного профиля. Писали, что именно в Новый Берлин после войны сбежал Гитлер с верхушкой Третьего рейха. А перевозили партийных бонз фашистской Германии в Антарктиду подводные лодки, получившие название «конвой фюрера» или «конвой Гитлера».
Мы попросили рассеять завесу тайны российского писателя и историка, специалиста по Третьему рейху Константина Залесского.
Константин Залесский. Фото: riss.ru
— Константин Александрович, какова вероятность реального существования «Базы‑211»? Есть ли какие-либо подтвержденные данные, факты или вещественные доказательства ее существования?
— Я могу отослать вас к книге Андрея Васильченко «Загадочная экспедиция. Что искали немцы в Антарктиде?», в которой приведен подробный дневник экспедиции «Новая Швабия». Там нет никакой мистики и приведены факты, которые позже были полностью извращены. Обычная, во многом имиджевая экспедиция, организованная под патронатом Геринга и еле-еле успевшая вернуться до начала войны. Так что вероятность существования «Базы‑211» в Новой Швабии — 0,0%. Нет ни одного реального факта, ни тем более каких-либо материальных подтверждений ее существования, ни даже планов ее строительства. Все это лишь догадки из области «теории заговора».
— Откуда же тогда взялись, на ваш взгляд, все эти «сведения» про Новый Берлин и «Базу‑211»?
— Все «сведения» о базе относятся к книге Ганса Ульриха фон Кранца «Свастика во льдах», которая опирается не на факты, а якобы на рассказы некого «офицера СС» и ученого Олафа Вайцзеккера. Но это довольно известная баронская фамилия, и среди ее представителей нет Олафа, как нет такого Вайцзеккера в числе офицеров СС — по крайней мере я такого не нашел. Либо Кранц встретил какого-то сумасшедшего, либо просто все придумал. Третьего варианта нет.
— В последние годы войны из более 1100 подводных лодок кригсмарине, как пишут в некоторых СМИ, «пропали» около 100 субмарин. Это и есть так называемый конвой Гитлера? И существовал ли он вообще этот загадочный конвой?
— В моей книге «Энциклопедия Третьего рейха. Крисгмарине» в приложении приведен полный список всех подводных лодок Германии на период Второй мировой войны, и у всех лодок указана их судьба: кто и где потоплен, кто и где сдался и т.д. Никаких белых пятен там нет. Судьба всех лодок известна — иногда примерно: не всегда известно точное место гибели, но гибель зафиксирована. Вообще, слово «конвой» со словом «подлодка» абсолютно не коррелируется: никаких «подводных конвоев» не было не только в Германии, но и вообще в истории — подлодки не приспособлены, для того чтобы двигаться «конвоем». Говорить о том, что в документах кригсмарине зафиксировано формирование такого конвоя, наверное, не стоит — это никого никогда не убеждает: мол, отсутствие документов — это лучшее доказательство того, что это правда — главный аргумент сторонников «теории заговора».
— Но в начале марта нынешнего года по информационным лентам пришла новость о том, что YouTube-исследователь с ником MrMBB333 с помощью картографического сервиса Google Earth обнаружил во льдах Антарктиды, как он считает, подводную лодку Гитлера…
— Это шутка? По-моему, это детский сад какой-то. А уж термин «YouTube-исследователь» — это вообще за гранью. Подобные заявления надо хоть чем-то подтверждать, кроме карт Гугла! В этом-то и проблема с «YouTube-исследователями», которые делают заявления без каких-либо фактов, чтобы их нельзя было опровергнуть. «Выглядеть как подлодка» может вообще что угодно, включая любую другую подлодку, которую занесло в Антарктиду. YouTube-исследователь должен был указать, что результатом его расследования стали такие-то факты, что там лодка номер такой-то, которая оказалась там тогда-то. После этого был бы предмет для дискуссии: ему бы указали, когда и где погибла или куда делась та или иная лодка. А так это разговоры на кухне.
— К ста субмаринам «плюсуют» еще около тысячи ученых, которых то ли в Штаты увезли, то ли в Антарктиду. Куда, на ваш взгляд, они пропали?
— Никакая «тысяча» ученых из Германии не пропала. Судьбы практически всех отслежены: кого-то вывезли в СССР, еще больше — в США, где они успешно работали, многие получили американское гражданство. Когда пишут о «тысяче ученых», никогда не приводятся более конкретные данные: фамилии, имена, специализация, должности. И понятно почему: как только будет упомянут конкретный человек — его судьба будет выяснена в подавляющем большинстве случаев. Конечно, кто-то погиб в последние дни войны, но в большинстве случаев это также официально зафиксировано.
— По свидетельству полковника американской разведки Уиндела Стивенса, во время войны немцы построили еще и несколько больших грузовых субмарин. Есть ли сведения, для чего строились эти подлодки, если это правда?
— Скорее всего, имеются в виду подлодки типа XIV, так называемые дойные коровы (Milchkuh), которые были предназначены для снабжения находившихся в походе океанических подлодок продовольствием, топливом и боеприпасами. Для перевоза, например, бетона они предназначены не были. «Дойная корова» могла доставить всего-навсего около 400 тонн горючего, четыре торпеды и запасы продовольствия: для другой лодки этого достаточно, а для снабжения базы — капля в море. Построено было десять лодок: U‑459, U‑460, U‑461, U‑462, U‑463, U‑464, U‑487, U‑488, U‑489 и U‑490, 14 недостроено, еще 11 планировали, но они не были заложены. Из построенных одна затоплена в 1942‑м, семь — в 1943‑м, две — в 1944‑м, последняя — 12 июня 1944 года.
— А удалось ли что-то прояснить относительно тех двух немецких подводных лодок, которые сдались властям Аргентины в 1945 году? Принадлежали ли они к «конвою Гитлера»?
— Знаете ли вы о каких-либо вещах, свидетельствах или просто версиях и предположениях, которые выдвигают ученые или исследователи относительно «Базы‑211»? Я имею в виду, что, может быть, есть какие-то вещи, напрямую не касающиеся базы, но косвенно о чем-либо свидетельствующие?
— Никаких сведений о существовании базы нет, причем нет даже косвенных свидетельств, а они просто обязаны быть. Дело в том, что жизнь Германии была сильно забюрократизирована, а после войны ее документы были захвачены союзниками. И там должны присутствовать косвенные свидетельства, как-то: документы о выписке большого количества снаряжения для отправки на базу, теплой одежды, наконец, документы о командировке личного состава — у них оставались родственники, которым надо было выплачивать помощь, им шло жалованье, премиальные и т.д. Причем эти деньги и огромное количество материалов должны были проходить не по секретной линии, а по линии снабжения флота — ведомства, которое возглавлял адмирал Вальтер Варцеха. Так вот никаких сведений нет. И это не говоря уже о том, что у Германии просто не было свободных средств на строительство базы, да и она была, в общем-то, не нужна, а лишь затратна — напомним, что Гитлер собирался выиграть войну, а не прятаться после ее окончания. Да и кроме того, после начала войны, то есть с сентября 1939 года, какие-либо транспортные перевозки в район Антарктиды были бы неизбежно обнаружены флотом союзников и перехвачены, пусть не все, но процентов 80–90. Что касается «ученых или исследователей», то все они единогласно утверждают, что базы не было. Обратное утверждают люди, никакого отношения к науке или исследованиям не имеющие.
База 211(НЕВЕРОЯТНЫЕ ПОДРОБНОСТИ ВИДЕО)
До сих пор говорят, что в 1945 году нацистская Германия не была полностью уничтожена. Части приверженцев Гитлера удалось бежать на край света, в Антарктиду, где в системе подземных карстовых тоннелей и пещер шестого континента была создана тайная база 211 под названием «Новая Швабия». Попасть в новое немецкое государство можно было только на подводной лодке.Со стороны же суши разведывательные самолёты и надводные корабли видели и до сих пор видят лишь толстый ледовый панцирь и чёрные прибрежные скалы.
О том, что в самой южной точке Земли возможно существует секретный нацистский объект, нам рассказал сын нижегородского учёного Аркадия Николаева, первого в мире, кто достиг в 1958 году Полюса недоступности Антарктиды.
Два человека умерли от ожогов лёгких, потому что выскочили из кабин вездеходов без специальных масок на обезьяньем меху. Два самолёта смыло в океан ещё у берега. Ради чего такие жертвы? Я не исключаю, что экспедиция к Полюсу была прикрытием, а на самом деле СССР, как и прочие наши союзники по Второй мировой войне, искал там следы нацистской базы.
Как оказалось, эта версия имеет под собой серьёзные основания.
Фон Кранц нашёл Вайцзеккера в Аргентине. Результатом этой встречи, а также многолетних самостоятельных исследований стала сенсационная книга Кранца под названием «Свастика во льдах».
. Немцы приступили к освоению Антарктики в 1938 году, когда над континентом пролетели германские разведывательные самолёты. Фотографируя местность с воздуха, немецкие учёные, среди которых был и Олаф Вайцзеккер, обнаружили среди вечных снегов оазисы с тёплыми озёрами, свободные от снега и покрытые растительностью. Там они нашли руины двух древних городов, надписи на стенах которых напоминали рунические. Эти ошеломляющие открытия, которые сразу же были засекречены спецслужбами Третьего рейха, перевернули мировое представление об Антарктиде как о мёртвой стране вечного льда и страшного холода.
Но самое интересное находилось не снаружи, а внутри.
Надо сказать, что Адольф Гитлер верил в древнюю теорию полой земли, которая заключается в том, что внутри земного шара, как матрёшка в матрёшке, содержится несколько земель и цивилизаций, которые, возможно, значительно превосходят нас по развитию. Такая идея полностью противоречила ортодоксальной науке о том, что земля состоит из сплошного слоя коры, мантии и ядра.
Доклад о подземном царстве Антарктиды Гитлер воспринял как подтверждение своей теории и принял решение о строительстве там системы тайных городов, названных позднее Новой Швабией.
А в 1945 году база стала последним убежищем для нацистов.
Исчезли целые заводы
Сейчас достоверно известно, что»к концу войны в Германии имелось девять исследовательских предприятий, на которых разрабатывались проекты летающих дисков», то есть летающих тарелок или самолётов с круговым крылом. Куда делись эти разработки?
Получается, что ценные трофеи так и не достались победителям-союзникам.
Человечество трижды пыталось найти базу 211. И все три раза эти попытки трагически заканчивались гибелью и исчезновением людей. Фон Кранц подробно описывает их в книге «Свастика во льдах».
В 1947 году к берегам Антарктиды на поиски базы нацистов отправилась внушительная американская эскадра из 14 кораблей. Кроме флагмана-авианосца, в её составе были тринадцать эсминцев, более двадцати самолётов и вертолётов и пять тысяч человек личного состава. Операция называлась «Высокий прыжок», который в действительности оказался вовсе не высоким.
Растерзанная эскадра вернулась в Америку.
А через несколько дней бесследно исчезли все остальные участники экспедиции.
Так что, не исключено, что Третий рейх до сих пор процветает в подземельях Антарктиды.
ТАНК Т-90 МОГ БЫТЬ СОВСЕМ ДРУГИМ!
Конечно, технологии тех лет были далеки от современных, что прежде всего сказывалось на массогабаритных характеристиках агрегатов и элементов СУО.
Талант уральских конструкторов проявился в создании унифицированного МТО, способного вместить моноблочную силовую установку как с дизелем, так и с ГТД. При этом основная часть трансмиссии и БКП были также унифицированы. Построили и испытали опытные экземпляры с Х-образным 12-цилиндровым 4-тактным дизельным двигателем 2В-12-2 (1200 л.с.), с его развитием – прототипом дизеля 2В-12-3 (1500 л.с.) и с самым мощным на то время газотурбинным двигателем ГТД-1500Г (1500 л.с.).
Моноблок представлял собой дизель с центральным редуктором, в который можно было поставить гидротрансформатор, гидротормоз и механизм поворота (а можно было и не ставить) или ГГД с гидротормозом и механизмом поворота (который также можно было не ставить), При этом БКП прекрасно совмещались с характеристикой того или иного варианта моноблока и, при необходимости, самостоятельно обеспечивала функции механизма поворота, Таким образом, на практике был реализован быстрозаменяемый силовой блок с выверенными тяговыми характеристиками, с использованием дизеля или ГТД, а также с универсальной трансмиссией, встроенной в шасси. Такая весьма эффективная концепция позволяла «таскать» машину большой массы. Разработка этого шедевра выполнялась совместно с ВНИИТМ.
Боевая масса танка «Объект 187» достигла порядка 50 т, причем основную прибавку дало удлинение корпуса за счет более объемного МТО и, главное, за счет более мощной и габаритной защиты в носовой части. При этом конструкция защиты была кардинально переработана. К ее особенностям можно отнести новую, более оптимальную, геометрию, применение более прочных сталей электрошлакового переплава, возможность быстрой замены преграды, включающей высокопрочные пластины (в том числе из броневого титана), и универсальную динамическую защиту. Корпус в носовой части был лишен так называемых «ослабленных зон»: шахты приборов наблюдения механика-водителя располагались за его люком. При этом в боевом положении кресло сдвигалось, при этом изменялся наклон его спинки. Кроме того, наклон верхнего листа был оптимизирован для работы броневой конструкции на рикошет.
Башня, согласно рекомендациям НИИ Стали, выполнялась сварной из листов более прочного проката. Она отличалась большой физической толщиной брони, высоким удельным содержанием спецбронирования (до 60%) и удачным баллистическим профилем. В частности, ее борт в пределах углов безопасного маневрирования был недосягаем для обстрела. Сварная башня отличалась и увеличенным внутренним объемом, позволившим разместить радиоэлектронное оборудование и выполнить места экипажа более эргономичными. Для защиты от средств массового поражения машина оснащалась ФВУ повышенной производительности. Башня, как и корпус, была прикрыта динамической защитой. В башне и на ней был смонтирован комплекс оптико-электронной защиты «Штора», успешно противодействовавший ПТУР и препятствовавший работе лазерных дальномеров противника. В качестве эксперимента на одном из опытных экземпляров применили взрывозащищенные так называемые «мягкие» наружные топливные баки.
Танк «Объект 187» должен был получить пушку 2А66 (Д-91Т) улучшенной баллистики с более высокими энергетическими характеристиками и новыми боеприпасами (ЗБМ39), которые разрабатывались в ОКБ-9 и НИМИ, соответственно, по теме «Анкер». 125-мм гладкоствольное орудие высокой баллистики 2А66 создавалось на основе 2А46М как переходный вариант между Д-81Т и 125-мм пушкой нового поколения 2А82. Дульная энергия 2А66 увеличилась настолько, что потребовалась установка дульного тормоза. Длина ствола по сравнению с 2А46 не изменилась: прирост характеристик был обеспечен за счет модификации казенника – увеличения объема каморы под более мощный заряд. Была повышена жесткость ствола, уменьшена его разностенность, усовершенствованиям подверглись люфтовыбирающие устройства, отрабатывалась технология частичного хромирования.
Однако в процессе испытаний выяснилось, что дульный тормоз существенно влияет на точность стрельбы. В дальнейшем на часть
опытных образцов установили пушку 2А46М. В целях увеличения огневой мощи велась проработка установки в башню 152-мм гладкоствольной пушки ЛП-83, разработанной ЦНИИ «Буревестник» и СКВ Мотовилихинских заводов в рамках темы «Таран», с новым автоматом заряжания. При этом танк для лучшей развесовки получил удлиненный корпус с 7-опорной ходовой частью. Этот вариант имел обозначение «Объект 187А», однако в металле не строился.
Всего собрали и испытали шесть опытных образцов танка «Объект 187». Каждая машина существенно отличалась от предыдущей, наглядно демонстрируя эволюцию типа и направления поэтапной отработки узлов, механизмов, агрегатов и систем.
Образец №1 вышел на заводские конструкторско-доводочные испытания уже в августе 1988 г. За год он прошел более 3000 км, после чего был списан. Образец №2 откатал почти 1800 км, затем его дооборудовали и расстреляли на полигоне НТИИМ. Результаты реального воздействия современными противотанковыми средствами продемонстрировали выдающиеся показатели уровня защиты. Расстрелянный образец вскоре утилизировали. Между тем, списанный образец №1 ожидало второе рождение: после разборки и дефектовки его корпус использовали для изготовления образца №3.
Опытный образец №3 изначально предназначался для разнообразных «варварских» экспериментов, связанных с возможностью разрушения конструкции, и по этой причине никогда не был полностью комплектным. Самым интересным экспериментом стала установка МТО с ГТД-1500Г («изделие 39», «Объект 195Г»). Впервые в России для танка с ГТД уральскими конструкторами была разработана полноценная система ИУС шасси. В таком виде танк прошел испытания на стенде в Нижнем Тагиле и в последующем катался на полигоне в подмосковной Кубинке. Образец №3 также проходил комплексные испытания ПАЗ в ядерном центре в Арзамасе. Надо сказать, что установка турбины на эту машину была скорее вынужденным шагом, попыткой выживания в сложившейся к тому моменту политической ситуации и преследовала две цели. Во-первых – выбить козыри у «турбинного» лобби. Показать, что у Нижнего Тагила также есть почти готовая машина с популярным у тогдашнего руководства МО СССР газотурбинным двигателем. Причем, машина более совершенная, Во-вторых – доказать сторонникам газотурбинной силовой установки преимущества новых дизелей повышенной мощности, так как не только испытания, но и теоретические расчеты показывали явный проигрыш газотурбинной СУ по многим параметрам.
Конструкция образца №4 существенно отличалась от первых трех машин. Прежде всего, по корпусу и ряду систем. Кроме того, четвертую машину уже оснастили ИУС-В, Изменились форма и конструкция сварной башни, возросли ее габариты в миделе и кормовой части. Традиционная для нижнетагильских конструкций вентиляторная система охлаждения имела два центробежных вентилятора, смещенных от центра кормовой части, соответственно, вправо и влево. Выхлопные патрубки дизеля располагались побортно с разворотом вдоль надгусеничной полки и отводом газов в корму в низ. При этом существенно удлиненный тракт экранировался с боковых проекций агрегатами на полках, а сверху – специальными экранирующими щитками, тем самым обеспечивалось снижение тепловой заметности. Машина оснащалась газотурбинным агрегатом питания, сопряженным с турбо-детандерным кондиционером.
На первые испытания танк вышел в июле 1990 г., а завершился их цикл в декабре 1991-го. При этом машина прошла более 12000 км и выполнила 180 выстрелов.
Опытные образцы №5 и №6 претерпели наиболее существенные изменения, став самыми совершенными машинами данного типа. Танк №5 серьезно отличался от образцов №1-3 как по конструкции корпуса, так и башни. На нем смонтировали СУО 1А45М с ночным прицелом наводчика «Агава-2» и командирским ПНК «Агат-М». В качестве комплекса управляемого вооружения применили «Рефлекс». Машина имела механическую трансмиссию с БКП и гидрообъемным механизмом поворота. Ее испытания продлились с апреля 1992 г. по январь 1993-го. Танк отработал почти 370 ч и преодолел за это время 6400 км.
Следом на испытания вышел самый совершенный из собранных в металле образцов – №6. Во многом он был похож на «пятерку», однако имел отличия по СУО и МТО. В качестве командирского прицела-прибора наблюдения он получил несколько измененный «Агат» – Т01-К04А, а в качестве ночного прицела наводчика – «Буран-М». Особенностью его МТО стала гидромеханическая трансмиссия с ГМТ и МПП. С июня 1992 г, по конец июля 1993 г. эта машина отработала более 500 ч и прошла более 10000 км.
На этой же машине были проведены испытания прототипа будущего двигателя 2В-12-3 мощностью 1500 л.с. Поэтому в систему охлаждения машины были установлены дополнительные теплообменники для охлаждения наддувочного воздуха двигателя. Был выполнен цикл разгонных динамических испытаний с различной массой изделия.
Образцы №7 и №8 представляли собой уже «Объект 187А» и остались только в чертежах.
Летом 1992 г. в ходе конструкторско-доводочных испытаний образцов №5 и №6 стало ясно, что уже смело можно выходить на предварительные испытания (программа была к тому времени согласована), затем на государственные и принимать новый танк на вооружение. Для него было зарезервировано наименование «Т-90», а Президент России Б.Н. Ельцин пообещал финансовую поддержку для завершения ОКР.
В очередной раз весьма перспективная машина уступала свое место в серии более простому и дешевому изделию. Тогда уральскому КБ было предложено скопировать и завершить работы над аналогом харьковского «Объекта 477А», для чего в Нижний Тагил передали всю соответствующую конструкторскую документацию. Изучив документы, главный конструктор В.И. Поткин категорически отказался от этой работы, Однако в 1993 г., после очередного этапа испытаний танков «Объект 187», работу по ним остановили, а в УКБТМ в рамках темы «Совершенствование-88» направили измененное ТТЗ, предполагавшее создание на базе «Объекта 187А» машины с безэкипажным боевым отделением, ставшей в последующем известной как «Объект 195».
Что касается опытных образцов «Объекта 187», то в настоящее время в «живых» остались четыре машины: опытные образцы №3, №4, №5 и №6. Все они находятся в распоряжении Музея бронетанковой техники в Кубинке и представляют собой весьма печальное зрелище. Машины стоят разукомплектованные, металлоломщиками украдены алюминиевые ящики ЗИПа, а с «турбинника» – даже титановая крыша МТО! На настойчивые просьбы тагильчан передать хотя бы один такой танк для реставрации и последующей демонстрации в музейном комплексе Уразвагонзавода, ГАБТУ вначале отвечало отказом, а затем и вовсе их игнорировало.
История все расставила на свои места. Харьковский «Молот»/«Боксер» так и не родился, работы в «питерском» «Спецмаше» по перспективному «Объекту 299» тоже не вышли за стадию макета, а вот в Нижнем Тагиле из «Объекта 187» вырос «Объект 195», на базе ряда технических решений которого сейчас идет создание семейства боевых машин под шифром «Армата».
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов