база подводных лодок в балаклаве история создания

Объекты 825 ГТС и 820 РТБ или Сверхсекретная подземная база подводных лодок в Балаклаве

Вскоре после окончания Второй мировой войны между СССР и США началось противостояние, известное в истории как «холодная война». Время было непростое: противоборствующие сверхдержавы на полном серьёзе рассматривали возможность обмена ядерными ударами и по обеим сторонам Атлантического океана с упоением возводили многочисленные военные объекты, которые должны были эти удары пережить. Считается, что секретная директива о поисках места для базирования подводных лодок, способных в случае превентивного нападения со стороны США тоже «бахнуть, и не раз, так, чтобы весь мир — в труху», была разработана лично Сталиным. Поиск подходящего места продолжался в течение нескольких лет, в итоге выбор пал на тихую Балаклаву.

Всего за время строительства было вывезено около 120 тысяч тонн породы. Для обеспечения секретности её удаление производилось по ночам баржами. Работы на объектах велись круглосуточно в четыре смены.

В 1961 году проект чуть не был свёрнут. Говорят, что во время осмотра почти готового комплекса Никита Хрущёв махнул рукой и сказал: «Лучше отдайте всё это виноделам!». С большим трудом руководству ВМФ удалось отстоять проект и в том же году обе его части были введены в строй.

Для сохранения конфиденциальности база подводных лодок была названа «городской телефонной станцией № 825» (сокращённо «Объект 825 ГТС»), а арсенал — «ремонтно технической базой № 820» (сокращённо «Объект 820 РТБ»). Комплекс представлял собой сооружение противоатомной защиты первой категории и мог выдержать прямое попадание ядерного снаряда с мощностью заряда свыше 100 килотонн (то есть в 5-7 раз мощнее атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму).

Свой закрытый статус Балаклава сохраняла до середины 1990-х годов. Вскоре после развала Советского Союза я с родителями отдыхал в Севастополе, и мы ездили в Балаклаву, чтобы погулять по крепости Чембало. База подводных лодок (про существование которой тогда, понятно, ещё никто не знал) уже не функционировала, но охраняющие её зоркие военные выследили нас, гуляющих по разрушенной крепости с фотоаппаратом, заставили достать из него фотоплёнку и засветить её — уровень секретности тогда всё ещё оставался на самом высоком уровне.

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

В 1990-х годах разваленная империя резалась на куски и бесцеремонно сдавалась в цветмет. Украина объявила себя безатомной державой и база в Балаклаве стала никому не нужна. Уникальный комплекс, неожиданно оказавшийся в соседней стране, Черноморский флот, в отличие от Севастополя, отстоять не смог. В 1991 году отсюда ушла последняя подводная лодка, в 1994 году объект был официально покинут военными. В течение следующих девяти лет база оставалась без присмотра, всё что можно было продать — было разграблено и вывезено. В 2003 году то что осталось превратили в музей.

Вплоть до настоящего времени это — крупнейший из всех рассекреченных военных комплексов времён холодной войны.

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

В Балаклавской бухте плавают медузы, пустые бутылки и недокуренные хабарики. Сразу вспоминаются бессмертные слава Вадима Галыгина из Comedy Club: «Чтобы сделать Чёрное море, нужно в ванной на полу наплевать семечек, набросать бычков, под ванну насрать, в ванну нассать — вот вам Чёрное море!»

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

Так выглядит вход в подземный канал со стороны Балаклавской бухты. В случае необходимости он перекрывался 150-тонным батопортом — гидротехническим затвором, полностью закупоривавшим подземную базу. Сейчас он находится в открытом положении, то есть, утоплен в спецнишу.

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

В случае нападения объект должен был стать убежищем для жителей Балаклавы. Об этом свидетельствуют сохранившиеся надписи рядом со входом.

Под защитой объекта смогли бы разместиться до 3000 человек. В этом случае полная автономность составила бы 30 суток.

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

Объект 825 ГТС включал в себя подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады горюче-смазочных материалов и минно-торпедный склад.

Все подземные помещения были защищены специальными воротами, полностью герметизировавшими внутреннее пространство. Ворота закрывались автоматически за 2 минуты. В случае выхода автоматики из строя существовали специальные двери, которые можно было открыть вручную за 12 минут.

По центру коридоров располагались транспортировочные рельсы для тележек.

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

Вдоль стен висят информационные плакаты, рассказывающие про подводные лодки времён СССР.

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

Слева и справа лежат старые корпуса мин и торпед.

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

В бетонных сводчатых галереях до сих пор витает дух холодной войны.

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

Коридор, ведущий к подземному доку, проложен полукругом. Считается, что ударная волна при прохождении через этот изгиб должна была ослабиться.

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

Примерно в этом месте находится наиболее мощный слой скальной пород над головой — 126 метров. Толщина бетонного свода достигает 3 метров. Рецепт и марка цемента, использовавшегося при строительстве, — до сих пор находятся под грифом «совершенно секретно».

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

Единственная действующая подводная лодка, демонстрирующаяся в музее, — Тритон-1М. Такие сверхмалые подлодки использовались для скрытной доставки и высадки водолазов, постановки мин, подводного патрулирования и выявления вражеских диверсантов, осмотра корпусов кораблей и других субмарин.

Тритон-1М производился на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Всего было выпущено 32 экземпляра. До наших дней сохранилось не более 7.

Экипаж подлодки состоял из двух человек. Дальность хода — 35 морских миль, предельная глубина погружения — 40 метров, автономность — 7,5 часов.

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

Подземный канал для подводных лодок имел глубину 8 метров, ширину от 12 до 22 метров, высоту арки — 18 метров.

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

В мирное время лодки заходили в канал исключительно в надводном положении и в ночное время. Погрузка снаряжения и боеприпасов осуществлялась на специальной подземной пристани. Несмотря на распространённое мнение, атомных подводных лодок на этой базе никогда не было.

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

В военное время здесь могли укрыться 9 малых или 7 средних субмарин.

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

В центре канала расположен сухой док — особое гидротехническое сооружение, отделённое от канала малым батопортом и предназначенное для ремонта и технического обслуживания внешних корпусов лодок.

В наполненную водой камеру дока заводили субмарину, после этого в течение четырёх часов вода откачивалась, и корабль вставал на кильбоки (специальные опоры). Далее в течение одного-двух дней подлодка обшивалась ремонтными лесами, и начинался её ремонт, который в среднем длился 3-4 недели.

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

Сейчас из одного объекта в другой можно перейти по перекинутому через канал мосту. В советские времена моста не существовало, оба объекта функционировали независимо друг от друга.

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

Вход в арсенал преграждают двое ворот: жёлтые защитные из листового металла с бетоном внутри весом в 10 тонн каждая — на случай бомбового удара — и красные герметичные — для защиты от радиации, ядовитых газов и воды. Говорят, что при входе на объект 825 ГТС раньше тоже было двое ворот, но в 1990-х годах они были сданы в металлолом.

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

Все ворота имели электрический привод. В случае отключения электричества их можно было открыть и вручную.

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

В арсенале строго соблюдался температурно-влажностный режим (температура — от +5 до +15 градусов, влажность от 50 до 60 процентов). Так же в целях конспирации здесь была сделана максимально возможная звукоизоляция.

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

На объекте 820 РТБ постоянную службу несло около 150 военнослужащих.

Арсенал включал в себя техническую площадку, локальную зону, большой транспортный коридор, склад для хранения подготовленных боеприпасов и погрузочную площадку.

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

В случае чрезвычайной ситуации (например, превентивного ядерного удара со стороны США) в арсенале включалась красная подсветка.

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

Ядерные заряды для малых ракет перевозили на такой тележке. Её вес — почти 1000 килограмм, грузоподъёмность — 7 тонн. Перемещать её по арсеналу нужно было вручную.

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

Я — Владимир Кезлинг, автор этого сайта, и мне важно ваше мнение!

Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своими фотографиями? Оставьте комментарий внизу этой страницы!

Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение частного характера — посетите мою страницу. Давайте знакомиться!

Источник

Загадка холодной войны: как в крымской горе оказалась сверхсекретная база подлодок СССР

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

Впервые за 46 лет своего существования в 2003 году в Балаклаве был представлен на всеобщее обозрение бывший суперсекретный завод. На нем ремонтировали подводные лодки и вооружение для них. Оказалось, что это производство — непревзойденный в мире по масштабам строительства стратегический объект.

На той стороне залива

«В конце октября или начале ноября Балаклава начинает жить собственной жизнью. Последние курортные гости потянулись в Севастополь. На набережной поперек ее, во всю ширину расстилаются сети. Атаманы баркасов оттачивают белужьи крючки, на той стороне залива конопатят, смолят и красят лодки «, — писал Александр Куприн.

Вряд ли он, сочиняя маленькую повесть «Листригоны», мог предположить, что еще при его жизни «на том берегу» будут стоять лодки, только совершенно иной конструкции. И тот берег будет недоступен не только дачникам, но и коренным жителям маленького поселка.

А спустя чуть более пятнадцати лет после его смерти здесь тоже будут ремонтировать суда, но для этого понадобятся не смола и пакля, а современные обрабатывающие станки. И делать это будут не на виду у праздной публики, а на заводе, размещенном внутри скалы.

Строительство предприятия началось еще в середине 50-х годов под грифом «Совершенно секретно» и велось специалистами военного горно-строительного отряда. Но темпы их работы советское правительство не устраивали, и было принято решение призвать профессионалов-метростроевцев и тоннельщиков из Москвы, Харькова и Абакана. Впоследствии на их базе создали строительное управление СУ-528.

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

С 1957 по 1961 год из горы Таврос, внутри которой и расположен завод, было вынуто более 200 тысяч кубометров скальной породы и пробит полукилометровый основной тоннель с каналом глубиной восемь метров и сухим доком для ремонта подлодок, которые заходили в канал только в надводном положении. В гигантских помещениях разместились заводские цеха, протянувшиеся вдоль канала на триста метров. В 1961 году подземный комплекс передали в эксплуатацию, но это была только первая очередь.

В 1963 году сданы склады ГСМ емкостью 9,5 тысячи тонн и арсенал, который предназначался для хранения и подготовки к эксплуатации ядерных боеприпасов. Была проделана гигантская работа — если бы пирамида Хеопса внутри была пустой, ее можно было бы заполнить вынутой из Тавроса породой. Все сооружения рассчитывались на прямое попадание атомной бомбы мощностью до 100 килотонн, а внутри, в случае ядерной войны могли укрыться три тысячи человек и автономно переждать последствия предполагаемого удара в течение месяца.

Винный погреб в скале

Во время возведения убежища стройку посетил первый человек Советского Союза Никита Хрущев. Ему не понравился размах проекта, по которому сооружались подземные помещения. Это не удивительно — именно в те годы он инициировал тотальное сокращение численности Советской армии, поэтому канал пришлось заузить, общую площадь значительно сократить. В результате таких решений можно заметить, что подземная база начала устаревать чуть ли не с момента начала ее эксплуатации.

Хрущев предлагал переоборудовать практически готовое убежище в винное хранилище, возможно, это был бы самый огромный в мире винный склад. Но его уговорили продолжить строительство — во время холодной войны подводные лодки, несущие ядерные боеголовки, являлись серьезной сдерживающей силой.

Тем не менее субмарины нового поколения, значительно более громоздкие, в канал уже не помещались, а старые постепенно снимались с вооружения. Довольно скоро база перестала представлять тот интерес, который предполагался изначально. Вот так политическое решение отразилось на судьбе объекта громадной важности и стоимости. Теперь он пригоден разве что для демонстрации мощи бывшего Советского Союза.

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

Под покровом южной ночи

Жители Балаклавы даже не подозревали о том, какая грандиозная стройка идет рядом с ними. Работы велись в условиях строжайшей секретности, а вынутую породу ночью вывозили на отвалы Балаклавского рудоуправления, потом стали сбрасывать в море. Огромный комплекс строился так, что даже работающие на его сооружении не подозревали о масштабах — каждый приходил на отведенное ему место и трудился не имея права его покидать.

О вооружении разговор особый. Такую серьезную операцию, как сборка боеприпасов с ядерными боеголовками, проводил в специальном помещении расчет из восьми человек, который работал способом тройного контроля. И не потому, что одному было не под силу, а для большей надежности.

Последовательность каждой операции, которую нужно было произвести, сначала зачитывалась по инструкции, затем производилась с озвучиванием выполняемых действий, а потом фиксировалась в специальном журнале. После сборки боеприпаса каждый участник расчета расписывался в формуляре, что свидетельствовало о высокой персональной ответственности.

Вооружение возили по рельсам на особых тележках, у которых обод колеса покрыт латунью, что исключало появление случайной искры. Вообще в обустройстве хранилища много нюансов, не заметных гражданскому глазу. Например, стены и потолок здесь обиты шифером. Как оказалось, этот материал использовался не просто так, а служил своеобразным «антиэхом». В помещении особой важности было необходимо слышать четко и без искажений любую команду, поскольку малейшая неразборчивость могла привести к фатальным последствиям.

Что касается завода, то он по структуре ничем не отличался от рядовой кроватной фабрики. Ремонтные цеха и станки, отсеки для силовых установок, кладовые для инструмента и запчастей, подсобные помещения — все как на любом производстве. Вот только готовая продукция не вывозилась, а выплывала своим ходом, точнее, ее протягивали швартовыми концами.

Подводные лодки после ремонта или для выхода на боевое дежурство выводились из канала в надводном положении, а на выходе из бухты погружались на перископную глубину и затем уходили в море.

Интерес Лондона

Жители Туманного Альбиона неравнодушны к солнечному югу и после рассекречивания Балаклавы положили на нее глаз. Хотя, может быть, это и не удивительно, ведь именно здесь во время Крымской кампании XIX века располагался их экспедиционный корпус, насчитывающий 40 тысяч человек. Здесь же захоронены и солдаты британской армии.

После срыва сделки с приобретением подземных сооружений на одном берегу бухты они переметнулись на противоположную сторону и вознамерились прикупить набережную старого города. Обещали привести ее в порядок и придать ей европейский вид. Но и здесь их постигла неудача.

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

Из военного объекта в музей

Сегодня эта некогда суперсекретная база открыта для посетителей — теперь она называется Балаклавский подземный музейный комплекс. Несколько месяцев он был на реставрации — с 19 февраля по 8 мая 2021 года. Первых посетителей музей принял 9 мая. Конечно, мне было интересно посмотреть, что изменилось с тех пор, когда я впервые попал сюда в 2003 году. Для сравнения приведу запись моих впечатлений, оставшихся от того посещения.

«Первые несколько десятков метров уже готовы к приему посетителей — на всю ширину штольни уложена плитка. Зато картина, представшая дальше, напоминает не заводские цеха, а керченские катакомбы. Здесь приходится передвигаться, вооружившись мощными фонарями, свет которых выхватывает то ободранные стены, то зияющие дыры в развороченном полу. Ни одной металлической детали, ни одного люка, ни одного метра кабеля, утащили даже лестничные марши, ведущие на второй этаж, где располагался командный пункт и караульные помещения. Правда, на стенах остались лозунги, напоминающие древние фрески и призывающие к бдительности, а также электрическая схема торпеды, уже не представляющей интерес для шпионов».

Сегодня картина совершенно другая. Как рассказал руководитель проекта реставрации музейных помещений Евгений Кузьмин, только напольного покрытия, способного выдержать посещение многочисленной армии туристов, проложили 12,5 тысячи квадратных метров. Заштукатурили 18 тысяч квадратных метров стен, демонтировали и заменили пришедшие в негодность металлические конструкции, полностью восстановили километры освещения и вентиляции, а также систему пожаротушения. Могу засвидетельствовать, что с фонарями ходить теперь не надо.

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

На протяжении всего маршрута посетителей окружают акустические и световые эффекты, имитирующие обстановку, в условиях которой работал персонал подземной базы.

Новая жизнь для старой субмарины

Как рассказал генеральный директор комплекса Павел Плеханов, в перспективе воссоздание небольшого участка завода со станками того времени. Но это уже по завершении второго этапа модернизации комплекса, также в ремонтном цехе будет экспонироваться тематическая выставка.

Это будет воплощением идеи, выдвинутой еще первым директором музея Валерием Садовниченко. Из современных замыслов, по словам начальника научно-просветительного отдела Светланы Миненко, можно отметить постановку средней подводной лодки проекта 633 в сухой док. Руководство музея рассчитывает, что уже в четвертом квартале этого года старая субмарина обретет новую жизнь и примет первых посетителей.

Это повествование я начал с литературного экскурса, закончу географическим. Известный турецкий путешественник Эвлия Челеби оставил описание Балаклавы XVII века: «Весь тамошний люд занимается рыболовством и мореплаванием. Зайти в этот залив и выйти из него весьма трудно, ибо вход в него очень узок».

Насчет трудностей с выходом — истинная правда. Тем большее восхищение вызывает искусство наших подводников, проделывавших этот путь не один десяток раз. И не на рыбачьих лодках, а на более масштабных подводных. Конечно же, люди, которые ими управляли, достойны того, чтобы их невероятно трудная работа была отражена в созданном музейном комплексе.

Источник

Балаклава без грифа «секретно»: прошлое и настоящее подземной базы советских субмарин

Спасательный глубоководный аппарат АС-20 у входа в подземный комплекс

Среди артефактов ушедшей эпохи главный, безусловно, само подземное сооружение, поражающее воображение своими размерами и инженерно-техническими решениями. Построить его пришлось в связи с угрозой развязывания США ядерной войны.

Первый план нападения на СССР, получивший название «Тоталити», американцы разработали в августе 1945 года. Они ориентировались на опыт ядерных ударов по Хиросиме и Нагасаки. План, как теперь известно, предусматривал бомбардировку 20 крупнейших городов, включая Москву, Ленинград, Казань, Баку, Иркутск.

Так возникла идея создать в Крыму подземную базу подводных лодок. Выбор остановили на Балаклаве. У ее бухты есть неоспоримое преимущество – она не просматривается с моря. Узкий пролив шириной от 200 до 400 м полностью скрыт от чужих глаз скалами. Еще царские адмиралы выбрали это место в качестве базы субмарин.

база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть фото база подводных лодок в балаклаве история создания. Смотреть картинку база подводных лодок в балаклаве история создания. Картинка про база подводных лодок в балаклаве история создания. Фото база подводных лодок в балаклаве история создания

Вид на Балаклавскую бухту

Проект был разработан одним из ленинградских НИИ и начал реализовываться в 1953 году. В чем-то его можно назвать типовым, поскольку на Северном флоте – в Видяево и на Тихоокеанском – в бухте Павловского также планировали построить подземные базы для подводных сил. В Видяево секретный объект был сдан в эксплуатацию только в 1999 году, а в бухте Павловского достроен не был.

Информация по истинному назначению объекта 825 ГТС в Балаклаве сначала была известна только узкому кругу лиц. Документацию утвердил лично Иосиф Сталин. На первом этапе секретный проект курировал всесильный Лаврентий Берия, отвечавший за атомную программу СССР.

В активную фазу строительство перешло в 1957 году и продолжалось восемь лет. Скальная порода горы Таврос оказалась очень прочной, военным пришлось даже обращаться за помощью к метростроевцам. Режим полной секретности соблюдался неукоснительно. Заходить в Балаклавскую бухту кораблям и судам разрешалось только в темное время суток. Отвал вывозили ночью, допуск на объект имели лишь специальные водители. В общей сложности из горы Таврос было извлечено более 120 тыс. тонн мраморного известняка.

В искусственных пещерах из бетона особой прочности возводились стены и потолки. Их толщина – около трех метров. Естественной защитой подземного города служила сама гора. В самой высокой точке толщина скальной породы составляет 126 метров. По расчетам, секретный объект способен выдержать прямое попадание 100-килотонной атомной бомбы. Напомним: сброшенный американцами на Хиросиму «Малыш» обладал мощностью 13–18 килотонн.

Многие инженерные решения, примененные более 60 лет назад, уникальны. Например, отсекающие двери и изогнутые тоннели должны гасить силу ударной волны. Южный батопорт – громадный морской затвор, предназначенный для перекрытия полуторакилометрового канала, ведущего внутрь подземного укрытия, представляет собой полую металлоконструкцию весом 150 тонн. Другой батопорт, меньших размеров, закупоривает сухой док. В него лодки вводили с помощью тросов. Любопытный факт: канал проложен на восемь метров ниже уровня моря. В день, когда его начали заполнять, вода в бухте отступила от берега примерно на полметра.

Меры маскировки, придуманные в конце 1950-х годов, до сих пор поражают воображение. Например, для того чтобы освободить проход подводным лодкам, после наступления темного времени суток от канала отводили мост. К рассвету он был на своем месте, по нему ездили машины и ходили люди. Маскировка северного входа, расположенного в горе со стороны моря, была столь искусной, что с проходящих судов его нельзя было обнаружить даже с небольшого расстояния. Посчитать внезапно появляющиеся и непонятно куда исчезающие советские подводные лодки было невозможно – на субмаринах регулярно меняли бортовые номера.

Изоляция объектов 825 ГТС и 820 РТБ от внешнего мира была максимальной. Внутри базы предусматривалась маркировка зон в зависимости от уровней секретности. В помещениях с более или менее свободным режимом размещались станции по производству кислорода, склады продуктов и ГСМ, минно-торпедная часть, а также канал, где стояли субмарины, и подземный судоремонтный завод с сухим доком.

Абсолютно секретным считалось хранилище ядерных боеголовок ракет и торпед. Объект 820 РТБ располагался с другой стороны подземного канала. Считается, что именно из-за него поселок Балаклава стал закрытым и проживать в нем могли только семьи подводников и гражданский персонал подземной базы.

Помещения арсенала вмещают до трех тысяч человек, которые могли автономно жить и работать не менее 30 суток. К концу 1959 года была осуществлена закладка атомных боеприпасов в штольни. Оттуда специзделия доставлялись по узкоколейке к причалу в глубине горы.

Рельсы были проложены и на поверхности – до понтонного моста на западном берегу Балаклавской бухты. Для обеспечения режима секретности установили пятиметровые щиты вдоль пирса и со стороны гор. К 1988 году в Балаклаве хранилось шесть видов ядерных боеприпасов – для крылатых ракет и торпед. Их совокупная мощность превышала 1 мегатонну. После распада СССР все они были вывезены на территорию России.

Штатный состав подземных отсеков, обслуживавших инженерные сооружения и док, составлял 200 человек. Еще около 50 несли охрану на ключевых точках переходов между тоннелями и доком. Плюс более 300 рабочих и инженеров судоремонтного завода «Металлист». То есть подземная жизнь била ключом.

К слову сказать, недостатка в заказах предприятие не испытывало. В период активной эксплуатации подземного комплекса в Балаклаве (1961–1992) было отремонтировано около 240 подводных лодок. Размеры сухого дока – 8 тыс. кубометров, глубина – 8 м, ширина – 10 м, длина – 102 м. Его проектировали для ремонта лодок проектов 613 и 633, длина которых не превышала 100 м.

После того как отечественный ВМФ получил на вооружение субмарины большего водоизмещения, подземное укрытие и завод стали слишком тесными. Велись разговоры о модернизации и перестройке комплекса. Время от времени наведывались комиссии из Москвы. Вывод специалистов был однозначен: реконструкция нецелесообразна. Железобетонные стены, имеющие трехметровую толщину, демонтировать не представляется возможным – это приведет к нарушению герметичности всего сооружения.

Официально объект 825 ГТС исключили из списка действующих в 1993 году, и на два десятилетия он перешел в собственность Украины. Это едва не повлекло непоправимых для уникального подземного сооружения последствий. Оставленное без присмотра, оно подверглось разграблению охотников за цветными металлами.

В 2003 году украинские власти объявили бывшую секретную базу советского ВМФ частью музея фортификационных сооружений Севастополя. Кое-что тогда же начали восстанавливать, с учетом интересов туристов.

Однако полноценная реконструкция объектов 825 ГТС и 820 РТБ началась только после возвращения Крыма в состав России. Как было сказано выше, несколько месяцев назад завершился ее первый этап. В надлежащий вид приведены подземные помещения общей площадью почти 10 тыс. квадратных метров. На втором этапе планируется поставить в сухой док дизель-электрическую подводную лодку С-49 проекта 633 (по классификации НАТО – «Ромео»). После этого погружение во времена противостояния ядерных сверхдержав СССР и США будет максимально полным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *