бедоба богучанского района история
Бедоба богучанского района история
Освоение земель района
До прихода русских на территории района обитали племена эвенков (тунгусов), являвшиеся данниками бурятских князцов. Со второй половины XVII в. на господство над эвенками стали претендовать князцы тубинцев и енисейских кыргызов. Русские служилые люди и промысловики, действуя одновременно из Енисейского, Рыбинского, и Богучанского, Илимского и Братского острогов, сравнительно быстро привели улусных людей под «руку белого царя», объясачив их. Ясак, который должен был платить каждый взрослый охотник, исчислялся 10 соболями в казну и 1 «поминочным подарком» местным властям.
По ясачной реформе М. М. Сперанского эвенки вошли в разряд «бродячих инородцев» и управлялись родовыми старшинами. По X ревизии 1859 г. ясачные 1-го и 3-го Куркугирского рода кочевали по рр. Бедобе и Иркинеевой. Они собирались ежегодно весной в дд. Бедобской и Каменской на сугланы — общественно-административные собрания, где вносили ясак, уже деньгами, выбирали старост родовых управлений, разрешали споры и конфликты на судах — «в словесных расправах». Старосты, которых утверждал сам губернатор, формально имели полную власть над родовичами, но письменного делопроизводства не вели и должны были руководствоваться старыми обычаями. Такое широкое самоуправление обеспечивало возможности для поступательного развития инородческого населения. Родовая же знать постепенно втягивалась в новые социально-экономические отношения и вливалась в ряды местной формирующейся буржуазии.
Русские промысловики появились здесь в 20-е гг. XVII в. Их привлекали богатые пушные промыслы, а также возможность продвижения по Ангаре на восток до Байкала и далее до Тихого океана. В 30-е гг. XVII в. появляются одиночные избы и ясачные зимовья, наметившие основную сеть русских поселений в XVIII—XIX вв. В первые десятилетия XVIII в., когда угроза набегов кочевников миновала, часть русского населения сдвинулась на юг, а на их земли стали поступать переселенцы из старых приенисейских присудов. Общие масштабы русского заселения были незначительны, всего несколько сотен человек. Серьезным препятствием была политика центральной власти, запрещавшая занимать земли ясачных людей, с целью «бездоимочного», т. е. полного сбора ясачной пушнины. К концу XVII в., когда пушной промысел был сильно подорван перепромыслом соболя, местные власти стали даже поощрять переход русских и переводить их в поселения, расположенные вдоль водных путей, так как увеличение грузопотока по Ангаре требовало работников по обслуживанию судов. Новоселам из крестьян, ссыльных и даже беглым давали подмогу до 24 руб., ссуды и льготы. Довольно много было выходцев из Енисейска, принадлежавших к посадскому сословию (с 1775 г. — мещане) и купцам. В конце XVIII в. почти каждый мещанин, проживавший на территории района, имел фамилию, встречавшуюся среди жителей Енисейска.
В перечне населенных пунктов Енисейского уезда за 1735 г., приводимом историком Г. Ф. Миллером, на территории района, входившего тогда в присуды Тасеевского и Рыбинского острогов, значилось 7 селений, в том числе дд. Богучанская (в источнике Букучанская), Чадобская, Иркинеево, Гольтявинское, Мурская, она же Бузыканова, Проспихино, Богучанская хлебная заимка.
Буклет «История села Богучаны в фотографиях «
Деревня Бедоба, Красноярский край
Деревня Бедоба расположена в Богучанском районе Красноярского края.
Расстояние до районного центра: Богучаны : (49 км.)
Расстояние до областного центра: Красноярск ( 399 км. )
Расстояние до столицы: Москва ( 3449 км. )
Расстояния до аэропортов: Емельяново (414 км.)
Краткая информация о Бедобе
GPS координаты: N 58° 48′ 18.738″ E 97° 12′ 29.0232″
Телефонный код: 39162
Автомобильный код: 24, 84, 88
Разница во времени с Москвой: +4 ч.
Ближайшие населенные пункты недалеко от Бедобы
Старейшее интернет-издание для деловых путешественников, представляющее информацию, необходимую для планирования командировок, отпусков, всевозможных путешествий и поездок. На сайте представлена информация по разделам: города и страны, регионы, села и поселки, посольства, авиа и жд расписания, такси, гостиницы, отели, пансионаты, хостелы, мини-гостиницы, рестораны, кафе, клубы, сауны, театры, музеи и многое многое другое. Подробнее
04.10.2021 С начала действия нашего сервиса по поиску площадок мы помогли найти площадки для 4000 мероприятий! Читать далее
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
скончалась 16 марта 2009 Светлая ей память!
Москва
Сообщений: 6808
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 1298
Государственный архив Красноярского края, ГАКК Ф.Р-1386 Оп.1 Д.27 Списки населенных пунктов Красноярского края на 11 ноября 1935 года.
Лист 19-21 (из 287 листов сканированного дела)
Богучанский район (сельсоветы)
1. Бедобинский сельсовет (центр село Бедоба), село Бедоба, Плотбище «Челенчен».
2. Богучанский сельсовет (центр село Богучаны), Плотбище «Богучанское», Плотбище «Межшиверное», Плотбище «Мельничная Речка», Плотбище «Овсянка»
3. Гольтявинский сельсовет (центр деревня Гольтявино), деревня Гольтявино, деревня Заимка, поселок Леспромхоза.
4. Иркинеевский сельсовет (центр село Иркинеево) Плотбище «Артюшко», Плотбище «Чигашаго», Плотбище «Чучумей» (Чегумей), Плотбище «Широнъ».
5. Ирбинский сельсовет (центр деревня Ирба), деревня Ирба, деревня Бидея, деревня Бузыканова, Плотбище «Верхняя Кежма», Плотбище «Заимка», Плотбище «Усть-Кежма».
6. Каменский сельсовет (центр село Каменка) село Каменка, деревня Манзя, поселок Потаскуй.
7. Карабульский сельсовет (центр село Карабула) село Карабула, поселок Гаврильск, Мет станция Гонда, поселок Потаскуй.
8. Клименский (Климинский) сельсовет (центр село Климено (Климино)) Плотбище «Говорково», Плотбище «Пос. Ленина», Плотбище «Мысовое», деревня Пошутино (Пашутино).
9. Пиньчугский сельсовет (центр село Пиньчуга) село Пиньчуга, деревня Ярки.
10. Чадобский сельсовет (центр село Чадобец) село Чадобец, деревня Заледеева, заимка Ненба (Немба), деревня Сыромолотова (Сыромолотово), Плотбище «Заимка Чортов Лог»
11. Чуноярский сельсовет (центр село Чунояр), село Чунояр, зимовье Хая, деревня Малеева, деревня Хая.
12. Яркинский сельсовет (центр село Яркино), село Яркино, село Юрахта (Юрохта), Плотбище «Гуж»
антрополог бытового уровня
Новосибирская область
Сообщений: 609
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 247
В Красноярском крае чиновники призвали жителей поселка уезжать — развивать его нерационально
Удивительное из Красноярского края: там власти Богучанского района настоятельно призывают жителей как можно скорее уезжать из поселка Беляки.
Они опубликовали серию обращений к сельчанам, в котором назвали критическим положение Беляков.
На фото жители Беляков на юбилее поселка, 2012 год
«Беляки сегодня — это населённый пункт, где от полутора тысяч проживающих в приснопамятные советские времена осталось не более сотни человек… Автомобильная дорога на протяжении 60 км в таком состоянии, что в распутицу движение транспорта приостанавливается, и жители месяцами не могут выбраться из посёлка. Телефонной связи нет, стабильного электроснабжения нет, производств нет, да и не предвидится, поскольку ни один бизнес в таких условиях просто не выживет… Если с Божьей помощью учебный год 2021-2022 Белякинская школа всё-таки начала, то на будущий год аварийное здание уже точно не будет допущено к эксплуатации… Строительство новой стационарной школы для 13 учеников, при том что учителей в Беляках также почти не осталось, — утопия», — говорится в сообщениях районных чиновников, сообщает телеграм-канал @сибирьмедиа.
На фото Беляки в 1980 году и сейчас
В администрации говорят, что провели переговоры с главами других сельсоветов — и жителей уже зовут к себе власти Артюгинского. Там есть и школа, и дорога, и работа в местном магазине, и даже муниципальное жилье, с ремонтом которого помогут. Власти призывают не затягивать решение о переезде. Пока согласилась только одна семья с детьми.
Красноярский край Богучанский район
Красноярский край Богучанский район
Официальный сайт
О муниципалитете
Краткая информация о муниципальном образовании, фото, видео
Герб Богучанского района Красноярского края
Утвержден решением Богучанского районного Совета депутатов № 40/1-267 от 30.10.2019г «Об официальном символе – гербе Богучанского района Красноярского края»
История
История района
Освоение земель района
До прихода русских на территории района обитали племена эвенков (тунгусов), являвшиеся данниками бурятских князцов. Со второй половины XVII в. на господство над эвенками стали претендовать князцы тубинцев и енисейских кыргызов. Русские служилые люди и промысловики, действуя одновременно из Енисейского, Рыбинского, и Богучанского, Илимского и Братского острогов, сравнительно быстро привели улусных людей под «руку белого царя», объясачив их. Ясак, который должен был платить каждый взрослый охотник, исчислялся 10 соболями в казну и 1 «поминочным подарком» местным властям.
По ясачной реформе М. М. Сперанского эвенки вошли в разряд «бродячих инородцев» и управлялись родовыми старшинами. По X ревизии 1859 г. ясачные 1-го и 3-го Куркугирского рода кочевали по рр. Бедобе и Иркинеевой. Они собирались ежегодно весной в дд. Бедобской и Каменской на сугланы — общественно-административные собрания, где вносили ясак, уже деньгами, выбирали старост родовых управлений, разрешали споры и конфликты на судах — «в словесных расправах». Старосты, которых утверждал сам губернатор, формально имели полную власть над родовичами, но письменного делопроизводства не вели и должны были руководствоваться старыми обычаями. Такое широкое самоуправление обеспечивало возможности для поступательного развития инородческого населения. Родовая же знать постепенно втягивалась в новые социально-экономические отношения и вливалась в ряды местной формирующейся буржуазии.
Русские промысловики появились здесь в 20-е гг. XVII в. Их привлекали богатые пушные промыслы, а также возможность продвижения по Ангаре на восток до Байкала и далее до Тихого океана. В 30-е гг. XVII в. появляются одиночные избы и ясачные зимовья, наметившие основную сеть русских поселений в XVIII—XIX вв. В первые десятилетия XVIII в., когда угроза набегов кочевников миновала, часть русского населения сдвинулась на юг, а на их земли стали поступать переселенцы из старых приенисейских присудов. Общие масштабы русского заселения были незначительны, всего несколько сотен человек. Серьезным препятствием была политика центральной власти, запрещавшая занимать земли ясачных людей, с целью «бездоимочного», т. е. полного сбора ясачной пушнины. К концу XVII в., когда пушной промысел был сильно подорван перепромыслом соболя, местные власти стали даже поощрять переход русских и переводить их в поселения, расположенные вдоль водных путей, так как увеличение грузопотока по Ангаре требовало работников по обслуживанию судов. Новоселам из крестьян, ссыльных и даже беглым давали подмогу до 24 руб., ссуды и льготы. Довольно много было выходцев из Енисейска, принадлежавших к посадскому сословию (с 1775 г. — мещане) и купцам. В конце XVIII в. почти каждый мещанин, проживавший на территории района, имел фамилию, встречавшуюся среди жителей Енисейска.
В перечне населенных пунктов Енисейского уезда за 1735 г., приводимом историком Г. Ф. Миллером, на территории района, входившего тогда в присуды Тасеевского и Рыбинского острогов, значилось 7 селений, в том числе дд. Богучанская (в источнике Букучанская), Чадобская, Иркинеево, Гольтявинское, Мурская, она же Бузыканова, Проспихино, Богучанская хлебная заимка.
Динамика размещения населения
по налоговым и церковным материалам
Административно-территориальное устройство территории района претерпело за два века заметные изменения. На раннем этапе она входила в Кежемскую слободу (с 1710 г. — присуд) Енисейского уезда. В результате административной реформы 1719 г. присуд отошел в Илимский, а в 1775 г. — в Киренский уезд Иркутской провинции (с 1764 г. — губерния). В 1783 г. эти земли вновь вернули в состав Енисейского уезда, вошедшего в Тобольскую губернию, и разделили на Чадобскую, Мотыгинскую и Петропавловскую волости. Последняя в 1822 г. в составе 7 деревень (Выдринская, Тахтаманская, Балтуринская, она же Выдринская, Кондратьева, Малеева и Ярковская) отошла в Иркутскую губернию. Кроме того, после ревизии 1723 г. из Чадобской волости в Кежемскую передали 7 селений, в которых проживали экономические (бывшие монастырские) крестьяне, находившиеся в подчинении Кашиношиверского монастыря. Это были дд. Кашиношиверская вотчина, Сосновая, Рыжкова, Пашенная (она же Островная), Проспихина, Кудинская и Сыромолотова, в которых по V ревизии числилось 314 человек, в т. ч. 135 рев. душ крестьян. В результате укрупнения волостей по административной реформе Павла I названные волости были объединены и на их основе создана Богучанская волость, которая вместе с Кежемской вошла в Богучанское комиссарство. В его ведении находилось почти все Среднее и Нижнее Приангарье. С образованием Енисейской губернии волости снова перекроили: территория Богучанского района в основном осталась в той же Богучанской волости, частично охватывая территории современных Абанского, Кежемского и Мотыгинского районов. С развитием золотопромышленности волостное управление из Богучан перенесли в старожильческое с. Пинчугское, находившееся на пересечении путей, которые вели на прииски, и волость стала называться Пинчугской.
В хозяйственной жизни населения волости большую роль играли занятия, связанные с обслуживанием Троицкого солеваренного завода. Вплоть до 1783 г. богучанцев привлекали к обслуживанию Московско-Сибирского тракта.
Самым ярким событием в общественной жизни богучанцев стала подготовка к работе Уложенной комиссии, созванной Екатериной II в 1767 г., для составления нового Свода законов. Крестьяне волости подавали свои наказы, в которых жаловались на тяготы по обслуживанию тракта и других дорог, провозу казенных грузов, особенно через ангарские пороги, и на произвол местной администрации — управителей присудов.
Во второй половине XIX в. в административных границах волости каких-либо существенных изменений не произошло. Она располагалась по течению Ангары и относилась к старожильческим районам. Наиболее заселенными оставались в основном берега Ангары. Здесь к концу XIX в. насчитывалось 50 поселений, из них 5 сел и 45 деревень. Самыми крупными из них были села Богучанское (54 двора, 378 душ), Червянское (101 двор, 605 душ); деревни Заледеева (52 двора, 409 душ); Иркинеева (79 дворов, 479 душ); Каменская (106 дворов, 568 душ). В волостном центре Пингугском числилось 68 дворов, в которых проживало 210 человек. Всего в волости в 1890 г. проживал 5871 человек. Основной контингент населения составляли старожилы, являвшиеся потомками первопроходцев XVII в. Доля ссыльного элемента в волости была крайне мала, составляя всего лишь 1,6%. В бассейне Ангары и Подкаменной Тунгуски кочевали енисейские тунгусы. В начале XX в. их численность не превышала 400 человек. Они вели меновую торговлю с русскими земледельцами.
Переселенцы из Европейской России начинают заселять земли волости только в годы Столыпинской реформы, когда уже был исчерпан резерв свободных земель в южных районах губернии. В 1909 г. в волости было образовано 15 переселенческих участков, в том числе Зимовье на Хае, Каменно-Бухарский, Верхне-Бухарский, Кувалун, Шкилев, Хожо, Горный Хожокон, Арнагда, Вершино-Тиганский и др. Население волости к началу Первой мировой войны выросло до 9184 человек.
В хозяйстве приангарских крестьян земледелие не играло ведущей роли, так как даже посевы озимой ржи иногда не успевали вызреть из-за ранних холодов. Поэтому необходимым подспорьем был охотничий и рыболовный промысел. Лов рыбы производился осенью, крестьяне организовывались в артели, и вся рыба, выловленная общественным неводом, делилась поровну. По свидетельству современников, за день на одну лодку приходилось до 30 пудов красной рыбы. Часть рыбы шла на домашние заготовки, часть — на продажу. Преобладали в основном ценные виды: осетр, стерлядь, таймень, налим, печень которого использовалась как средство от цинги. На столе ангарца всегда было много мяса дичи: рябчики, глухари, тетерева, сохатина. Охотничий сезон начинался осенью. Охотничьи угодья богучанцев простирались на сотни километров. Из пушного зверя добывали соболя, белку, колонка, росомаху. В удачный сезон охотник мог добыть до 200 и более белок, более редкой добычей был соболь. Считалось удачей добыть одного-двух соболей за сезон.
Широко были развиты такие промыслы, как углежжение, смолокурение, перегонка дегтя, выделка кожи, ткачество, шубный промысел, валяние валенок. Дополнительным источником доходов местных крестьян была доставка продовольствия на золотые прииски. Переселенцы, особо нуждавшиеся в деньгах, сами уходили работать на прииски.
Почти полная изоляция от русского населения, полуземледельческий, полузвероводческий тип хозяйства, неразвитость культурно-просветительских учреждений привели к тому, что хозяйственная и общественная жизнь ангарцев, по мнению известного исследователя сибирского крестьянства начала XX в. А. А. Макаренко, «закостенела в первичных формах отсталой земледельческой культуры». «Нравы и обычаи у них до удивления архаичны; их духовная жизнь задержалась на низкой, сравнительно, ступени развития и полна суеверных предрассудков», — писал он. В то же время Макаренко не мог не воздать ангарцам должное за их «удивительную выносливость и настойчивость в борьбе за собственное существование в гиблом Ангарском крае; за необыкновенную терпеливость в трудах по насаждению там земледельческой культуры и сохранение мужества в опасностях, связанных с зверопромышленностью в таежной глуши и с рыболовством в бурных порогах и шиверах Ангары».
Начиная со второй половины XIX в., Приангарье стало местом, куда царское правительство высылало активных деятелей революционного движения. В 1860-е гг. сюда были высланы участники восстания в Польше 1863—1864 гг., в 1870—1880-е гг. народники. Но по-настоящему массовой политическая ссылка становится после Первой русской революции. В Пинчугской волости сложилась многочисленная колония политических ссыльных, которые создали союз для взаимопомощи и совместной борьбы против карательной политики властей. Районные отделения союза действовали в Пингуге, Богучанах, Рыбном. Высшим органом управления являлся съезд союза, созывавшийся дважды в год. Среди участников союза были ссыльные Пинчугской волости Г. К. Орджоникидзе, О. А. Пятницкий, Г. X. Эйхе, П. А. Джапаридзе, В. Л. Шанцер, Е. X. Румба, А. Г. Перенсон и др. Для улучшения материального положения ссыльных создавались потребительские общества в Богучанах, Пинчуге, Каменке. Оборот потребительской лавки, например, в Богучанах доходил до 20 тыс. руб. Это подрывало монополию местных купцов, торговавших по завышенным ценам. К участию в потребительской кооперации стали постепенно приобщаться и местные крестьяне, называвшие потребительскую кооперацию «теребиловкой».
Ссыльными был организован университет, в котором читались курсы по философии, истории политической мысли. Его занятия посещали учителя местной школы, врач и фельдшеры. После свержения самодержавия и политической амнистии большая часть политссыльных выехала из волости.
В жизнь же коренных ангарцев судьбоносные события 1917 г. особых перемен не внесли. Даже начавшаяся Гражданская война и развернувшееся в соседней Тасеевской волости партизанское движение не затронули жителей Богучан. В волости установилось крестьянское самоуправление во главе с волостным старшиной Молчановым. Отголоски Гражданской войны докатились до богучанцев только в конце 1919 — начале 1920 гг., когда началось бегство белой армии, остатки которой пробирались к Иркутску по Ангаре. Для противодействия мародерству отступавших колчаковцев крестьяне создали боевую дружину.
После Гражданской войны безвластие, длившееся для ангарцев с 1917 г., закончилось. Установление продразверстки хотя и ущемляло хозяйственные интересы крестьян, но продолжалось недолго и каких-либо существенных социальных последствий не получило. Уже в начале 1920-х гг. в волости появляются первые ТОЗы и коммуны. В деревне Чунояр возникла коммуна «Смерть капиталу», состоявшая из 11 семей. Однако большинство возникавших в 1920-е гг. коммун, как правило, были не жизнеспособны, так как объединяли мало мощные бедняцкие хозяйства. Положение изменилось в конце 1920-х гг., когда началась массовая коллективизация и стали возникать колхозы.
К началу Великой Отечественной войны в районе насчитывалось более 20 колхозов.
История колхоза им. Ленина (с. Богучаны).
В апреле 1928 году несколько бедняцких хозяйств объединились для совместного ведения хозяйства. Председателем был избран Смолин Николай Алексеевич. Кооператив выделил им машины. В этом же году возникла еще одна сельхозартель, в которой объединились середняки. Председателем стал Мутовин Михаил Дмитриевич.
В 1929 году уже свыше 60 % жителей села Богучаны вступили в колхозы. В январе 1930 года оба колхоза слились в коммуну, а в августе этого же года коммуна была ликвидирована и образовалась сельхоз артель, получившая название им. Ленина. Председателем стал Мутовин Михаил Дмитриевич. Артель объединила 57 личных хозяйств и составила 90 человек трудоспособных. Было106 лошадей, 122 коровы, имелись куры, овцы, кролики. Сельхозинвентаря было мало: две конных жатки, веялка, несколько плугов. Тракторов не было до 1937 года. Все работы проводились вручную, работали с 5 часов утра до 11 часов вечера. У колхоза были свои ясли.
В 1937 году из Канска через Абан прибыла первая тракторная колонна (23 трактора).
В колхозе в 30-ые годы был введен в практику отхожий промысел. Каждую осень мужчины-колхозники уходили в тайгу на охоту. Возвращались лишь в декабре. Добытую пушнину сдавали в Востсибпушнину, организацию заготовляющую пушнину. После возвращения из тайги мужчины приступали к подготовке весеннего сева.
В 50-ее года посевная площадь колхоза составляла 604 га. В колхозе имелось два пяти корпусных плуга, один четырех и один трех корпусный плуга, две передвижные зерносушилки, пять тракторов, четыре комбайна, две автомашины.
Много сил, энергии колхозников было вложено в хозяйство, прежде чем колхоз прочно встал на ноги и вышел в число передовых.
Политика государства в 1990-е годы привела к развалу сельского хозяйства: стала проходить ликвидация совхозов и колхозов и переход на фермерский метод ведения сельского хозяйства.
Хронология исторических событий района
с.Богучаны. Историческая справка
Герб Богучанского сельсовета, внесен в Государственный геральдический регистр РФ под № 10099 . Геральдическое описание герба Богучанского сельсовета гласит: «В зеленом поле, с узкой лазоревой главой обремененной золотыми сложенными накрест топором и мотыгой и отделённая от основного поля серебрянной елеподобно-зазубренной с двух сторон каймой — золотой соболь настороже».
Герб отражает исторические, культурные и экономические особенности сельского поселения. Зеленое поле герба символизирует плодородие, жизнь, здоровье, покрытое таёжными вечнозелеными лесами Нижнее Приангарье.
Изображение лазоревой (синей, голубой) окаймленной серебром (белым цветом) елеподобной главы аллегорически указывает на главную водную артерию Богучанского сельсовета — реку Ангара. Елеподобное деление символизирует богатые хвойными породами леса поселения и отражает уникальную окружающую природу. Хвойные вечнозеленые деревья являются символом крепости, стойкости, вечной жизни.
Серебро — символ мудрости, совершенства, чистоты.
Серебро (белый цвет) также аллегорически указывает и на перспективную отрасль — алюминиевую промышленность.
Соболь символизирует на богатую фауну лесов поселения — кладезь природных сокровищ.
Изображение топора символизирует лесную промышленность, а мотыга сельское хозяйство поселения.
Золото (желтый цвет) — символ величия, богвтства и процветания, прочности
Автор герба, изображение и обоснование символики: Владимир Нагаевский (Тихорецк)
Флаг Богучанского сельсовета является официальным символом Богучанского сельсовета. Описание флага: «Прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее композицию герба Богучанского сельсовета Богучанского района Красноярского края в зеленом, синем (голубом), белом и желтом цветах.
Флаг разработан на основе герба, который языком символов и аллегорий отражает исторические, культурные и экономические особенности сельского поселения.
Зеленый цвет полотнища символизирует плодородие, жизнь, здоровье, покрытое таежными вечнозелеными лесами Нижнее Приангарье.
Изображение синей (голубой) отделенной белой каймой в виде елеподобных зубцов верхней полосы на полотнище аллегорически указывает на главную водную артерию Богучанского сельсовета — реку Ангара.
Елеподобное зубчатое разделение полотнища символизирует богатые хвойными породами леса поселения и отражает уникальную окружающую природу. Хвойные, вечнозеленые деревья являются символом крепости, стойкости, вечной жизни.
Белый цвет — символ мудрости, совершенства, чистоты. Белый цвет также аллегорически указывает и на перспективную отрасль — алюминиевую промышленность.
Соболь символизирует на богатую фауну лесов поселения — кладезь природных сокровищ.
Изображение топора символизирует лесную промышленность, а мотыга сельское хозяйство поселения.
Желтый цвет полотнища символизирует величие, богатство и процветание, прочность.
Автор флага, изображение и обоснование символики: Владимир Нагаевский (Тихорецк)
История улиц села Богучаны
В 1905 году в селе Богучаны было две улицы и застраивалась третья, улица Береговая, названная по месту её расположения, улица Большая — по своей протяженности и функции центральной улицы, улица Задняя — по месту её расположения. В начале XX века село заканчивалось там, где сейчас переулок Лермонтова. Концом улицы была площадь на которой стояла каменная церковь. Сейчас на этом месте стоят здания РОВД и прокуратуры.
После октябрьской революции названия улицам присваиваются не только по старым принципам, но и по новым. Например, с 1920г. улица Большая стала называться Октябрьской. Улицу переименовали в связи с тем, что во время Гражданской войны остатки белогвардейских войск проходили по нашим краям. Красная армия их преследовала, и после освобождения от белогвардейцев улице присвоили название в честь Великой Октябрьской Социалистической Революции.
Основная часть названий наших улиц была присвоена в советское время, когда создавались новые принципы. Распространенными были названия в честь видных социалистических деятелей. Например, 1948 год — переулок Сталинский и улица Жданова (член политбюро, раннее I секретарь Ленинградского обкома КПСС). В 50-60-е г. переулок Лихачева был переименован в переулок Лазо, героя Гражданской войны, который был сожжен в Паревской топке паровоза. В 1978г. присвоили название ул. Перенсона, участку, который он строил, в честь большевика, соратника В.И.Ленина, отбывавшего царскую ссылку в селе Богучаны в 1914г. По специальности он был военный врач. Возглавлял Енисейский губком. Во время войны был казнен белогвардейцами.
Улица Ленина формировалась в 50-е годы прошлого века.
Названия улицам присваивались не только в честь великих социалистических деятелей, революционеров, но и участников Гражданской войны. Например, улица Партизанская названа в честь И.И.Пустынского, участника Гражданской войны (1918-1919г.). который воевал в наших краях. Он состоял в Тасеевском Партизанском отряде, был лыжником. Долгое время работал председателем Богучанского сельского совета. Улица названа в 1948г.
Некоторые улицы названы в честь героев — земляков. Например, в 1978г. был переименован переулок Подъемный в переулок Кати Безруких (участницы Великой Отечественной Войны). Она награждалась медалью «За отвагу» и орденом «Красной звезды». На своем счету имела около 300 человек- солдат и офицеров, вынесенных с поля боя, оказывала им медицинскую помощь. В результате чего многим из них спасла жизнь (Протокол №4 заседаний сельского совета 20.04.1978г.)
Переулок имени Андрея Толстых (до 1985года переулок Кооперативный), назван в честь земляка, который погиб в Афганистане при исполнении интернационального долга.
Наряду с этим присваивали названия памятными датами. В 1985г. в честь 40-летия Победы было решено переименовать улицу Полевую в улицу 40лет Победы. В1986г. было решено на заседании сельского совета присвоить название 50 лет «Ангарской правды».
В 90-е гг. были присвоены названия улицам: Комсомольская, Российская. Декбристов, Новоселов и другие.
Улица Комсомольская была названа в честь I секретаря комсомола Г.А.Брюханова. В 90-е гг. произошел распад СССР, и образовалась РФ, поэтому присвоили название улице Российская. В 1990г. решили со строительством новой улицы в микрорайоне Западный присвоить название улице Сосновая. В 1991г. присвоили название улице, которая находится в микрорайоне станции Орбита — Ольховая.
Решением Богучанского Сельского совета депутатов от 14.12.2012 г. № 11/30 присвоено имя краеведа, основателя краеведческого музея Д.М.Андона вновь строящейся улице в селе Богучаны в мкр ДРСУ.
География
Географический обзор
Территория нашего района (53 985 кв. км) целиком находится в пределах Среднесибирского плоскогорья. По большей части она занята Приангарским плато с южнотаежными мелколиственными и светлохвойными лесами. Север района входит в зону среднетаежной растительности Заангарского плато. Преобладают низкогорные ландшафты. Богучанский район приравнен к условиям Крайнего Севера. Долина Ангары относится к умеренно-прохладному, недостаточно увлажненному району. Остальная территория, с удалением от Ангары на север и юг — это прохладные районы с достаточным увлажнением.
Административно-территориальное деление
Административный состав Богучанского района представлен на 01.01.2014г. 18 сельскими советами (26 поселков) и 3 межселенными территориями (3поселка)
д.Малеево
160
127
д.Карабула
1712
280
51
д.Иркинеево
1689
67
47
д.Бедоба
1737
37
84
д.Ярки
1735
280
26
п.Гремучий
1968
1879
5
п.Кежек
1941
270
105
д.Гольтявино
1807
35
75
Населенные пункты, исключенные из
административно-территориального учета Богучанского района
№ пп | населенный пункт | год основания |
---|---|---|
1 | д. Бузыканово | 1650 |
2 | п.Каулец | 1950 |
3 | д.Мунтуль | 1930 |
4 | д.Пашутино | 1745 |
5 | с.Половинное | 1948 |
6 | п.Потоскуй | 1964 |
7 | д.Хая | 1680 |
Топонимика Богучанского района
Географические названия района, как и всего Приангарья, и в целом Красноярского края, возникли в разное время на языках различных народов и имели определенное смысловое содержание. По мере экономического социального прогресса в обществе зарождалась новая группа географических названий — топонимы от этнонимов и личных имен. Названия рек, озер, городов, сел, деревень, гор — лучшие хранители истории необъятного региона. Причем, правдивые хранители. Сибирь испокон веков была тем местом, где сливались в одно целое разные племена.
БОГУЧАНА, Богучаны — поселок, районный центр в Красноярском крае. От эвенкийского букачан — река, протекающая среди сопок, холмов. Родственное этому слово бугач — болотистое место, нехорошее место.
ИРКИНЕЕВА — река, приток Ангары. ИРКИНЕЕВО — село в Богучанском районе Красноярского края. Река названа по имени эвенкийского князца XVII века Иркинея, а село — по имени реки. Окончания наименования и реки, и села сильно русифицированы. Если иметь в виду, что тюрки и тунгусы очень редко, практически в единичных случаях, называли именами своих князей и царей урочища, а тем более реки, термин требует исторического уточнения. Тем более в конце XVII века, когда в Сибири уже устанавливали порядок царские воеводы.
КАРАБУЛА — река, левый приток реки Ангара в Красноярском крае. КАРАБУЛА — поселок, станция на железной дороге Решоты-Карабула (Богучанский район). Название восходит к тюркскому кара — прозрачная, чистая и була — протекающая (вода). Существует и другой вариант этимологии названия реки: тюркское кара и бурятское хара, эвенкийское — черная или протекающая по чернолесью. Тюркское булак и бурятское булаг — родник. Поселок и железнодорожная станция названы по имени реки.
КОДА — река, левый приток реки Ангара. Кода (Кодинск) — поселок в Кежемском районе Красноярского края. Название восходит к монгольскому худа или бурятскому хада — крутой обрывистый берег. Поселок назван по имени реки.
ЧУНА — река, приток реки Ангары в Иркутской области и Красноярском крае. По-видимому, название дано от имени родоплеменной группы Кор-Чуна. Они жили по реке Чуне, рядом с бурятами, ашебагатами, в том числе, в долине реки Уды. Топоним нуждается в дополнительном исследовании.