белокаменная резьба владимиро суздальской руси
Белокаменная резьба в соборах древней Руси
Место проведения
Режим работы
с 10:00 до 17:00
понедельник – выходной.
Стоимость билетов
11 октября в Музейном центре «Палаты» открылась выставка «Белокаменная резьба в соборах древней Руси». Её экспонаты можно и нужно трогать. Такой подход делает её доступной для людей с инвалидностью по зрению, а другим посетителям тактильные экспонаты позволяют куда больше узнать о памятниках прошлого. Проект реализуется Ассоциацией «АУРА-Тех» с использованием гранта, предоставленного «Российским фондом культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».
На выставке представлены тактильные копии барельефов со стен средневековых соборов Древней Руси XII и XIII веков – Дмитриевского во Владимире и Георгиевского в Юрьеве-Польском. Экспозицию дополняют копии резных камней Дмитриевского собора и Георгиевского собора из фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Тактильная выставка «Белокаменная резьба в соборах древней Руси» – это проект, олицетворяющий будущее музеев, где отсутствуют привычные границы восприятия искусства исключительно визуальными способами: с экспонатами на выставке можно познакомиться и по-другому. Каждая выставочная стойка оборудована информационно-тактильной табличкой и медиаплеером с аудио-комментарием, повествующим о конкретном экспонате. Посетители могут также воспользоваться медиа гидом, содержащим в себе информацию обо всём выставочном материале сразу в нескольких форматах: фото, текстовое описание, тифлокомментарий или видео-описание на русском жестовом языке с параллельным субтитрами. Специальные метки позволяют работать с гидом и изучать экспонаты людям с ограничениями здоровья самых разных нозологий.
Люди с инвалидностью и их сопровождающие имеют право на бесплатное посещение Владимиро-Суздальского музея-заповедника. При проведении экскурсий допускается синхронный перевод сурдопереводчика и/или тифлосурдопереводчика, сопровождающего группу.
На выставке будут проводиться интерактивные занятия.
Секрет белокаменной резьбы
Белокаменная русская архитектура поражает воображение, особенно покрытые сверху донизу резными узорами соборы Владимирской земли.
Удивительнее всего, что стройка таких сооружений проходила довольно быстро, например, знаменитый Дмитриевский собор во Владимире построили, по разным данным, за 5-7 лет.
Все дело в свойствах белого камня, под которым обычно имеют в виду известняк. И, хотя залежи его есть почти повсеместно, далеко не все его сорта подходили для белокаменного строительства.
Дмитриевский собор во Владимире, построен в конце 12-го века
Не зря для стройки Владимирских и Суздальских храмов возили подмосковный известняк, причем конкретный сорт, добытый в селе Мячкове.
Мячковский известняк был самым мягким и шел на резной декор. А добытый чуть дальше по руслу реки Пахры пахорский и подольский известняки были уже потверже, из них выкладывали основу строения.
Мячковские каменоломни, снимок 1910-х годов
У известняка есть любопытное свойство – вынутый из каменоломни камень некоторое время очень податлив к обработке из-за большой водонасыщенности. Обтачивать из него элементы стен или вырезать сложные узоры даже легче, чем по дереву.
Но зато со временем известняк затвердевает, причем продолжает набирать крепости много-много лет. Строители успевали обработать куски привезенного на стройку известняка, пока он был еще мягок, а затвердевал белый камень уже на построенной стене.
Весь резной белокаменный Георгиевский собор в Юрьев-Польском, 13 век
Потому и стройка велась быстро. А мы сейчас видим уже результаты белокаменного зодчества и удивляемся мастерству древних мастеров, создавших сложную резьбу.
В «Палатах» состоялось торжественное открытие выставки «Белокаменная резьба в соборах древней Руси»
Проект реализуется Ассоциацией «Аура-Тех» с использованием гранта, предоставленного «Российским фондом культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». Партнеры проекта – Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник и «Научно-исследовательская лаборатория „АРХЕОЛАБ”»
В основе выставки – точные копии белокаменных барельефов, которые были созданы почти тысячу лет назад. Их можно и нужно трогать. Такой подход делает выставку доступной для людей с ограничениями по зрению. Также она будет интересна детям, так как ломает устоявшийся стереотип о том, что к экспонатам нельзя прикасаться. Таким образом выставка формирует новый подход к музейной деятельности, предлагая альтернативу классическим методам взаимодействия с экспонатами и делая их доступней во всех смыслах слова.
На выставке представлено 10 барельефов с Дмитриевского собора в г. Владимире, макет самого Дмитриевского собора, а – также 14 барельефов с Георгиевского собора в Юрьев-Польском и два макета храма (до реконструкции и после). Тактильные модели барельефов закреплены на стойках с информационными рельефно-точечными табличками и оснащены специальным аппаратно-программным комплексом. Над каждым экспонатом работал профессиональный 3D-дизайнер, именно он воссоздаёт в трёхмерной модели утраченные элементы, опираясь на исторические данные.
В торжественном открытии выставки принимали участие директор Национальной ассоциации участников рынка ассистивных технологий «Аура-Тех» Иван Бирюков и председатель Владимирской областной организации «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» Сергей Войнов. Особыми гостями мероприятия стали члены Владимирского регионального отделения Всероссийского общества глухих.
Заместитель генерального директора по развитию музея-заповедника Александр Капусткин, выступая с приветственным словом, отметил, что посещение выставки будет полезным не только для людей с ограничениями здоровья, но и для всех остальных посетителей. «Оригинальные барельефы расположены на большой высоте и человеку без специального оборудования очень трудно их рассмотреть, потрогать, вдуматься в смысл изображений, выточенных на камне. В том числе, любому из нас было бы полезно встать на позицию человека, который видит окружающий мир иначе и, может быть, подумать, как сделать его удобнее и для людей с нарушением зрения».
Иван Бирюков рассказал гостям, что тактильные модели создаются кропотливым трудом целой команды специалистов и историков – с помощью научной реконструкции. Выражая благодарность всем, кто принял участие в организации проекта, он отметил высокую значимость работы сотрудников Владимиро-Суздальского музея-заповедника: «Выставка подготовлена на очень высоком уровне: сотрудники музея-заповедника оказали активное участие в организации 3D-сканировании стен Дмитриевского собора, предоставляли консультации в составлении описаний для барельефов, используя труды местных краеведов. Также выражаем огромную благодарность «Научно-исследовательской лаборатории „АРХЕОЛАБ”» и остальным партнерам этого проекта. Надеемся, что вы прочувствуете любовь, вложенную в работу над этими экспонатами, через прикосновение к ним».
Во время открытия было зачитано приветственное слово Алексея Вовченко, первого заместителя Министра труда и социальной защиты РФ.
После выступлений организаторов проекта гид с особенными возможностями зрения Тимур Басаев продемонстрировал как воспринимают представленные объекты незрячие посетители. «Для посетителей с нарушениями зрения эта выставка – уникальная возможность познакомиться с образами с образами мифических существ, про которых не рассказывают в учебных заведениях и написано в обычных книгах. Теперь мы можем представить намного больше и узнать что-то новое», – поделился своими впечатлениями от выставки Тимур.
Экскурсию по выставке с подробным рассказом об экспонатах провела Алина Черепанова – менеджер проектов Ассоциации «Аура-Тех».
Владимиро-Суздальский музей-заповедник надеется на дальнейшее сотрудничество с Ассоциацией «Аура-Тех» и продолжает делать музейное пространство доступными и близким для всех.
Давид, грифоны и Мировой Волк: что зашифровали в резьбе Дмитриевского собора?
Дмитриевский собор – величественное сооружение, на котором сохранилось уникальное каменное кружево, дошедшее до нас, людей XXI века, из века XII. На этих древних стенах — самое крупное в России собрание каменной пластики домонгольского периода, своеобразное историческое послание наших предков, по которому мы можем понять их чаяния, мировоззрение, страхи, ожидания и даже политический посыл, который хотела вложить власть в головы своих подданных.
Дмитриевский собор во Владимире
Грифоны, львы, химеры, безжалостно терзающие своих жертв, витиеватые растения, опутывающие древнее сооружение по периметру, великий царь и псалмопевец Давид, премудрый князь Всеволод с ребенком на коленях, святые страстотерпцы Борис и Глеб.
Образы святых в белокаменной резьбе
И тут же скандинавский ас (бог), усмиряющий свирепого Мирового Волка, Самсон, разрывающий пасть огромному льву, языческий богатырь Редедя, поверженный Мстиславом Храбрым в честной схватке.
Зооморфный сюжет белокаменной резьбы
Как языческие и христианские сюжеты уживаются вместе на стенах древнего храма, который в 1992 году был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, и что все это значит? Почему собор, построенный князем Всеволодом Большое Гнездо, называется Дмитриевским? И какая связь между старославянской буквой Живете, мифологическими растениями и Иисусом Христом? Расшифровываем сюжеты уникальных белокаменных скульптур Дмитриевского собора вместе с народным гидом Алексеем Валентиновичем. Смотрите видео.
В программе:
Кто и зачем построил Дмитриевский собор?
Дмитриевский собор был заложен во Владимире весной 1191 года. Строила его, вероятно, та же западноевропейская артель, которая по приглашению князя Всеволода Большое Гнездо восстанавливала Успенский собор после опустошительного пожара 1185 года (после этой реконструкции главный храм города обрел галерею и пятиглавие).
Князь Всеволод задумал строительство своей резиденции неподалеку от Успенского собора, центром которой должен был стать новый храм – Дмитриевский собор. Название было выбрано в честь небесного покровителя Всеволода Юрьевича (который в крещении был Дмитрием) – святого Дмитрия Солунского. То есть перед нами храм в честь самого князя Всеволода. И это является ключевым фактом в понимании сюжетов белокаменной резьбы.
По мнению нашего гида Алексея Валентиновича, у Всеволода Большое Гнездо было несколько причин строительства еще одного белокаменного (весьма недешевого) собора в центре Владимира.
— Важная причина – это сам XII век, время кровопролитных крестовых походов, бурления политической и духовной жизни, шла борьба за Гроб Господень, ждали второго пришествия Христа, — отмечает Алексей Валентинович. — И местный правитель тоже готовил свои земли для этого важнейшего события. Таким образом, новый собор должен был стать своеобразной проповедью, пропагандой христианства среди подданных Всеволода. Кроме того, князь построил храм не только для себя, но и для всех людей, сделал им благо. То есть строительство храма – это еще пример своеобразного политического пиара, фактически Всеволод Юрьевич своим деянием утвердил свою власть для современников и увековечил свое имя для потомков.
Откуда сюжеты белокаменной резьбы
Сотни камней, сюжеты на десятках из которых имеют вполне определённый смысл, их можно понять. Откуда же эти образы? Из разных источников. И, в первую очередь, из Псалтыри, книги, входящей в состав Ветхого Завета, одним из авторов которой является иудейский царь Давид. Но к нему мы вернемся чуть позже.
Кроме Псалтыри, основой для сюжетов послужили русские летописи, другие священные книги, саги, мифы, причем не только отечественные, но и европейские. Таким образом, перед нами застывший в камне образный язык, который в XII веке был понятен как нашим соотечественникам, так и жителям многих стран Европы.
Псалмопевец, поэт и царь
Автором большинства гимнов Псалтыри был иудейский царь Давид, поэт, пророк, правитель, псалмопевец, основатель крепости на горе Сион (будущий Иерусалим).
Так изображен царь Дави д в Хлудовской псалтыри
Образ Давида — ключевая фигура в сюжетах Дмитриевского собора. Его изображение мы встречаем здесь трижды: Давид восседает на троне в центре западного, южного и северного фасадов. Его поднятая рука благословляет подданных. В другой руке – древняя арфа или свиток, свидетельствующие о том, что этот человек слагает гимны Богу. То есть власть Давида божественная, священная. А если учесть, что сам Христос происходит из рода Давида, то сам царь — это символ сакрализации власти, безоговорочного утверждения ее на земле. Именно это и хотел сказать князь Всеволод своему народу, размещая изображение Давида на своем храме. Власть князя – тоже неоспоримая и сакральная.
Царь Давид на Дмитриевском соборе
Львы. Царственные и демонические
Если присмотреться, то вокруг Давида (и не только) мы видим многочисленные изображения львов и львиных масок. Как известно, иудейский царь происходил из колена Иудова, а символ этого колена – лев. Таким образом, это животное покровительствует и самому Давиду, и впоследствии Иисусу Христу. То есть лев обозначает царственную власть, и княжескую в том числе. Примечательно, что в конце XVIII столетия символом Владимирской губернии тоже становится лев с крестом и в короне. И этот образ очень похож на тех, что изображены на Дмитриевском соборе.
Львов много и разных
Однако образ льва – полисемантичен и несет в себе еще и звериное начало, которое в христианском контексте трактуется как порок, низменные инстинкты человека, его стремление к греху. В этом ключе изображение на соборе Самсона, разрывающего пасть льву, понимается как победа человека над животным началом, над грешной своей сутью, стремление души в Царствие Небесное.
Самсон, разрывающий пасть льву
Кого Всеволод посадил на колени и почему
Тема утверждения княжеской власти в белокаменной резьбе храма – центральная. Мы помним, что Давид передал бразды правления своему сыну Соломону. У наших князей в XII веке такой возможности не было, так как действовало лествичное право, по которому престол переходил от старшего брата — младшему, а не к сыну. И в этой традиции – корень кровопролитных междоусобных войн, которые в то время раздирали страну.
На одном из фасадов мы видим самого князя Всеволода Юрьевича (причем он находится на одной линии с царем Давидом), на коленях которого сидит ребенок. По версии гида Алексея Валентиновича, это изображение следует понимать как мечту правителей Древней Руси о передачи всего своего наследия сыну. Есть мнение, что на коленях князя сидит его старший отпрыск Константин, который, кстати, родился в 1186 году и мог стать прототипом данного изображения на соборе, построенном в 1191-м.
Князь Всеволод с сыном
Интересно, что с обеих сторон от Всеволода застыли в стремительном движении к трону четыре человека (по два с каждой стороны). Некоторые считают, что это другие дети князя, но, по мнению Алексея Валентиновича, это подданные, которые признают княжескую власть над собой, поэтому находятся в преклоненной позе. Если рассмотреть это изображение в европейском контексте, то можно вспомнить изображение римского императора Оттона, вокруг трона которого тоже стоят люди. И это земли, которыми повелевает император. Согласитесь, очень похожая композиция.
Оттон с подданными. Фото: upload.wikimedia.org
Борцы – это не борцы?
Важным источником для сюжетов Дмитриевского собора стали русские летописи. То есть мы можем воочию сравнить их изображения с тем, что высечено на соборе. В этом смысле интересен один из знаменитых белокаменных барельефов, который принято называть «Борцы».
Однако к спортивным состязаниям эта схватка вряд ли имеет какое-то отношение. Вот какую миниатюру мы находим в иллюстрированной Радзивиловской летописи:
«Борцы» на миниатюре Радзивиловской летописи
Согласитесь, очень похоже? Здесь изображена борьба князя Мстислава Владимировича, сына Владимира Крестителя, с богатырем Редедей. Мстислав Храбрый напал на косагов (ныне черкесы, адыги). Чтобы поберечь дружины, спор разрешили с помощью поединка между «главнокомандующими». Бой проходил непросто, в итоге князю удалось одолеть могучего богатыря, хотя в определенный момент последний стал побеждать. Вот так об этом событии повествует «Повесть временных лет»:
После победы князь Мстислав выполнил свое обещание, данное в критическую минуту, и построил церковь в честь Богородицы в Тмутаракани (ныне территория станицы Тамань). До наших дней храм не дошел, однако его фундамент находили археологи в 1955 году.
Мировой Волк, которого все боялись
Еще один сюжет, который, на первый взгляд, кажется языческим, но на самом деле тоже имеет глубокий христианский подтекст и просветительские цели. История эта не из отечественной мифологии, что свидетельствует о мультикультурности белокаменной резьбы Дмитриевского собора.
В германо-скандинавских сказаниях можно встретить предания об Фенрире (Ужасном Волке). Изначально боги (асы) сочли его неопасным и позволили ему жить рядом с собой, но со временем стало ясно, что Фенрир несет реальную угрозу. Зверя попытались сковать цепью, но он рвал даже самые крепкие. Тогда с помощью колдовства удалось изготовить нити, которыми опутали лапы грозного животного, предварительно вложив в его пасть меч. Это сделал бог воинской храбрости Тюр, который в ходе укрощения волка потерял руку (ее зверь откусил). А Мирового Волка обрекли оставаться связанным до конца дней человечества. Вот так об этом написано в скандинавских мифах:
«Рукоять (меча) упёрлась под язык, а острие — в нёбо. И так распирает меч ему челюсть. Дико он воет, и бежит слюна из его пасти рекою, что зовётся Вон. И так он будет лежать, пока не придёт конец света…»
Мировой Волк в резьбе Дмитриевского собора
Сюжет о победе над Мировым Волком мы находим и на стенах Дмитриевского собора. Эта миниатюра о безопасности, о победе человека над силами природы, в конечном итоге о победе добра над злом, которое до конца уничтожить невозможно, поэтому волка связали и удерживают, а не убивают, поддерживая мир в своеобразном балансе.
Кстати, страх перед волками в XII столетии был близок и жителям Владимира, нашим предкам. Волков в окрестностях водилось в изобилии, и они часто нападали на человека. Так что этот элемент резьбы носит не только ментальный характер, но в какой-то степени бытовой, отражая реалии того времени.
Кого «когтит» грифон
Животных в резьбе много, в том числе и мифологических. В этом смысле очень интересна картинка, где огромный грифон тащит в своей когтях существо, похожее на лань. Это весьма распространённое для XII столетия изображение (его можно найти и на внешних стенах храма Покрова на Нерли), и в искусствоведческой литературе оно связывается с христианством. Называется сюжет «Грифон, покровительствующий лани».
«Грифон, покровительствующий лани»
Трактуется, что на самом деле грифон не причиняет лани никакого ущерба, а несет ее в рай. То есть лань – это символическое изображение агнеца божьего, души праведника, которая с помощью летающего мифологического существа (ангела) возносится к небесам.
Но если присмотреться, то на стенах собора можно обнаружить много насилия, что, вероятно, отражает миропонимание средневекового человека и многочисленные опасности, его окружавшие… Суровые были времена.
Сюжет резьбы Дмитриевского собора
Прорастающая Живете
А еще невозможно не заметить, что храм буквально опутан «каменной» растительностью. Многие растения изображены в форме старославянской буквы Живете.
Растения в форме старославянской Живете
Этот момент, по мнению нашего эксперта, также связан с христианским преставлением о человеке как о пшенице, о колосе хлеба, которого Бог собирает в свои амбары. Некоторые растения с плодами, то есть человек должен быть не просто носителем христианской веры, но и творить добрые дела.
По другой версии, растительные узоры напоминают средневековые розетки — лилии, которые несут в себе смысл чистоты, невинности, непорочности, божественного начала, что тоже вполне укладывается в христианскую доктрину, которую, как мы поняли, в полной мере иллюстрируют многообразные сюжеты Дмитриевского собора.
Народные кресты на храме
Но не только средневековые мастера оставили плоды своего искусства на стенах древнего Дмитриевского собора. В нижней его части (практически на всех стенах) можно увидеть вырезанные небольшие крестики. Подобные мы встречали на многих наших храмах: и на Покрова на Нерли, и на Георгиевском соборе, и на церкви Бориса и Глеба в Кидекше. Есть мнение, что это народная традиция: с помощью креста отдать дань душе умершего человека и таким образом помочь ей вознестись к Богу. Но к церковным традициям этот «обряд» не имеет никакого отношения.
«Народные кресты» на Дмитриевском соборе
Сегодня мы попытались разгадать лишь некоторые сюжеты белокаменной резьбы Дмитриевского собора и в очередной раз убедились в том, что в XII столетии Владимиру была подарена настоящая историческая жемчужина, доступная и по сей день каждому из нас. Было бы желание, чтобы прийти сюда, рассмотреть и попытаться разгадать.
*Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения народного экскурсовода
Музейные экспонаты, которые нужно трогать руками
Выставки для людей с нарушениями слуха и зрения главный музей Владимирской области организует не в первый раз. В апреле в Музее природы в городе Владимире открыли экспозицию тактильных копий белокаменных барельефов с изображениями мифических и реальных зверей домонгольского периода.
Новая выставка в Палатах организована при участии координационного совета «Народного фронта» по делам инвалидов, Ассоциации «АУРА-Тех» и Владимирской областной организации общества слепых.
Помимо визуального и тактильного контакта, с экспонатами можно познакомиться и другими способами. Каждая выставочная стойка оборудована информационно-тактильной табличкой и медиаплеером с аудиокомментарием, повествующим о конкретном экспонате.
Люди без инвалидности в ходе знакомства с выставкой имеют возможность с помощью VR-симуляторов увидеть мир таким, как его видят люди с различными глазными заболеваниями.
Посетители могут воспользоваться медиагидом, содержащим информацию обо всём выставочном материале сразу в нескольких форматах: фото, текстовое описание, тифлокомментарий или видеоописание на русском жестовом языке с параллельными субтитрами.
Люди с инвалидностью и их сопровождающие имеют право на бесплатное посещение Владимиро-Суздальского музея-заповедника. При проведении экскурсий допускается синхронный перевод сурдопереводчика и/или тифлосурдопереводчика, сопровождающего группу. На выставке проводятся интерактивные занятия.
Экспозиция будет работать до 8 ноября с возможностью продления.