белорусская история 7 класс
История Беларуси, 7 класс (Штыхов, Бохан, Краснова, 2009)
Содержание
Введение
В XIII в. белорусские земли вошли в состав нового государства. Оно возникло на основе территории расселения двух народов — литовского и белорусского. Позже в его состав вошла часть украинских и русских земель. Объединение в этом государстве балтских земель и княжеств бывшей Руси обусловило его название — Великое княжество Литовское и Русское. С самого начала это было многонациональное государство, где все народы мирно сосуществовали, дополняя и обогащая друг друга. Правящая династия происходила из литовской знати, а экономический и культурный облик государства определяли белорусские земли.
Великое княжество Литовское сыграло важную роль в истории Беларуси. В составе этого государства наши предки смогли выстоять перед агрессией крестоносцев и монголо-татар. В составе ВКЛ проходило формирование белорусской народности. Если Киевскую Русь называют колыбелью белорусского народа, то в Великом княжестве Литовском, можно сказать, произошло его взросление. Именно в это время оформились основные черты белорусской культуры и белорусского характера — многоконфессиональность, религиозная и национальная терпимость, уважение к различным обычаям и культурам, к традициям соседей, открытость.
Беларусь располагается в географическом центре Европы, между Черным и Балтийским морями, на переплетении торговых путей, которые шли с севера на юг, с запада на восток. Заграничные купцы, путешественники и проповедники были здесь частыми гостями. Они содействовали развитию нашего края, его экономики и культуры. Открытый, душевный и гостеприимный белорусский народ умел встречать и угощать тех, кто шел к нему с миром.
Бедствия и лишения закаляли белорусский народ, и он становился более сильным, мужественным, копил силы, чтобы выжить и предстать перед всем миром со своей собственной историей, героической и порой драматичной. Историю белорусского народа с полным правом можно назвать настоящим учебником жизни.
Исторические источники. Вы уже знаете, что важнейшие сведения об истории восточных славян до начала XII в. содержит наиболее ранняя из сохранившихся летописей — «Повесть временных лет», написанная в Киеве. Продолжением этой летописи явились более поздние летописи: Киевская, Галицко-Волынская, Новгородская.
Киевская и Галицко-Волынская летописи составляют части летописного свода, который называется Ипатьевской летописью. Он был найден в XVIII в. в Ипатьевском монастыре около г. Костромы. Ипатьевская летопись — важнейший источник истории Киевской, Галицко-Волынской, Полоцкой земель и начала образования Великого княжества Литовского. В ней содержится основная часть сведений об истории белорусских земель XIII в.
Для понимания истории Беларуси большое значение имеет белорусско-литовское летописание, которое складывалось в XV— XVII вв. Общегосударственным летописным сводом ВКЛ является Белорусско-литовская летопись 1446 г. Ее автор проводил идею исторического единства литовских и славянских земель и аргументировал закономерность их политического союза в составе Великого княжества Литовского, которое он считал ведущим центром объединения восточных славян. В середине XVI в. была создана «Хроника Быховца», наиболее полный свод белорусско-литовского летописания.
Первым историком Великого княжества Литовского считается польский хронист XVI в. М. Стрыйковский. В своей «Хронике польской, литовской, жемайтской и всея Руси», изданной в 1582 г., он использовал много различных источников.
Важнейшими источниками истории Беларуси времен Великого княжества Литовского являются законо-Хронист М. Стрыйковский дательные памятники: Судебник Казимира 1468 г. и Статуты. ВКЛ 1529, 1566 и 1588 гг. Они дают представление об общественно-политических и экономических отношениях, о морали, быте, культуре и языке людей того времени.
Неоценимой кладовой знаний по истории Беларуси является «Метрика Великого княжества Литовского» — архив этого государства, который насчитывает тысячи документов.
Особенности периодизации истории Беларуси в средние века. Название «средние века» довольно популярно и используется во многих школьных курсах истории. В 6-м классе вы изучали события, которые происходили на территории Беларуси в период Раннего и Высокого средневековья.
Третий период — Позднее средневековье — обычно датируется в истории стран Западной Европы XIV—XV вв. Белорусские земли в эти века были в составе Великого княжества Литовского. В научной литературе выделяются следующие основные этапы истории этого государства: первый — от образования ВКЛ в середине XIII в. до Кревской унии 1385 г., второй — от Кревской унии до Люблинской унии 1569 г., когда Великое княжество Литовское и Польша образовали новое государство — Речь Посполитую.
В учебном пособии «История Беларуси: вторая половина XIII — первая половина XVI в.» для 7-го класса изучается история белорусских земель от образования Великого княжества Литовского в середине XIII в. до Люблинской унии 1569 г.
Учебник истории Белоруссии за 7 класс
Учебник истории Белоруссии за 7 класс охватывает период истории длиной в 200 лет. Это период нахождения Белоруссии в составе Великого Княжества Литовского. В конце XIII в. Литва подчинила себе Полоцкое княжество и иные белорусские земли.
Изначально литовцы, как и многие другие народы западной России, придерживались Православия. Это был плод деятельности чешской княгини Людмилы, проповедников Кирилла и Мефодия и др. На западнославянские земли Православие распространялось не столько из России, сколько из Византии.
Времена изменились с XI в., когда под влиянием германских рыцарей и Священной Римской Империи начался крестовый поход на восток. Сначала миссии были мирные, но с XIII в. начался этап активной интервенции рыцарей не только вдоль берега Балтийского моря, но и дальше на восток в Россию. Великое княжество Литовское стало попадать под влияние крестоносцев. Православие стало изгоняться из Литвы, об этом подробно расписано в учебнике истории Белоруссии за 7 класс
Тем не менее, Литва вначале XIV в. превратилась в один из центров (наряду с Тверью, Москвой и Новгородом), который стал претендовать на столицу собирания русских земель. Хотя, к тому времени литовцы уже достигли такого уровня влияния немецкой и католической культуры на быт, что их нельзя было уже назвать русскими.
И всё же Вильнюс пошёл на это, надеясь, что включение в состав государства русских земель поможет ему сломить наступление Тевтонского ордена с Запада и Польши с севера. Католики грозили полностью уничтожить Православие в Литве.
Однако усиливавшаяся Москва не дала Литве сделать этого, а сама Литва всё больше стала зависеть в культурном, языковом, бытовом аспекте жизнедеятельности от католиков.
И всё же между католиками не было единства. Тевтонский орден постоянно вступал в противоречия с Польшей. Польша жаждала своего усиления за счёт Литвы. В конце XIV в. создались исторические предпосылки для объединения между Польшей и Литвой против Тевтонского ордена.
В результате эта уния была заключена и в 1410 г. в Грюнвальдской битве тевтоны проиграли баталию объединённым польско-литовским силам. После этого Литва в ещё большей степени усилила свою зависимость от Польши. Православие было вытеснено католицизмом, однако Польши так и не удалось полностью поглотить Литву.
Следующие два столетия своей истории Литва решала две задачи первая: противостояние влиянию Польши и сопротивление растущей зависимости от ней. Эта зависимость выражалась, прежде всего, в экономике и культурной сфере. Она стала естественным следствием политической слабости Литвы и угрозе с запада и юга. Вторая проблема это борьба с Московским княжеством за право собирать Русь. Литва была в тисках трёх цивилизаций: католической, Православной и исламской, должна была выбрать свой путь. Угрозу для неё представляли и католики в лице Польши и немецких княжеств, и Православные в лице Москвы, и Османская Империя и Крымское ханство в лице ислама.
Далее в учебнике истории Белоруссии за 7 класс идет повествование о том, что в XVI в. самодержавная власть в Литве стала ослабевать. Князь стал отдавать всё больше управления шляхте – дворянству. В результате стали появляться статуты – сборники законов, ограничивающие власть князя. В XVI в. было принято три статута в 1529, 1566 и 1588 гг. Такие разлагающие государство вещи привели к началу Гражданской войны в Литве. Это усилило польскую экспансию. Война между Литвой и Россией в ходе, которой русские заняли Полоцк во время правления Ивана IV (Ливонская война) окончательно подорвала княжество. Оно стало распадаться, и было полностью поглощено Польшей. Печальный пример Литвы очень хорошо показывает, к чему приводят демократические свободы и отход от самодержавной формы правления.
Культурное влияние эпохи литовской оккупации на белорусов дуалистическое. Оно сопоставимо с влиянием реформ Петра I на Россию. C одной стороны благодаря Литве, католикам западной культуры, Белоруссия совершила огромный культурный рывок в развитии. Появились такие деятели культуры как Микола Гусовский, Франциск Скорина, Михалон Литвин и др. Они дали толчок к развитию белорусской культуры, появился белорусский Ренессанс и белорусское Возрождение, чего не было в России.
Учебник истории Белоруссии за 7 класс рассказывает о том, что были и негативные стороны. Белорусская культура стала попадать под чрезмерное влияние католицизма и Запада на быт, общество, народ. Большинство населения не приземлили этого. Начались восстания против литовской оккупации. Больше другого, белорусов напрягало влияние Польши.
Как неотъемлемая часть русского народа белорусы тяготели к Москве и хотели в её состав, против чего возражала Польша. Да, и местная знать не торопилась расставаться с «самостийностью» чем наносила жестокий урон своему народу.
И всё же литовская оккупация нанесла по Белоруссии куда меньший урон, чем монголо-татарская по России. Литовцы несли прогрессивную европейскую культуру, повышая уровень жизни белорусов. За 200 лет оккупации белорусы вышли на новый хозяйственно-бытовой культурный уровень, сумев перенять всё лучшее от католической культуры, не утратив Православие. Это был культурный подвиг белорусского народа. Не вина белорусов, что шляхта разорвала Литву на части, устроила Гражданскую войну и подвела свой народ к захвату Польши.
Антигосударственные замашки шляхты, отход от самодержавия, парламентаризм, все эти кризисные явления привели к уничтожению литовского государства. Стремление шляхты ограничить власть князя привело сначала к поражению Вильнюса от Москвы в битве за право воссоединения русских земель (которые не воссоединены до сих пор), а потом к Гражданской войне, следствием которой стало включение Литвы в состав Польши. В истории Белоруссии период литовской оккупации сменился на период польской оккупации.
7 класс — История Беларуси
Белорусские земли в первой половине XVI в.
Развитие государственного строя Великого Княжества Литовского.
Политическое положение Великого Княжества Литовского.
Хозяйственное оживление.
Социальные процессы в Великом Княжестве Литовском.
Культура.
Белорусские земли в середине ХVI — первой половине ХVII в.
Ливонская война.
Политическое положение Великого Княжества Литовского в составе Речи Посполитой.
Внешняя политика Речи Посполитой в первой половине ХVII в.
Сельское хозяйство.
Городская жизнь.
Реформация и Контрреформация. План-конспект урока
Берестейская церковная уния.
Культура.
Этнические процессы.
Белорусские земли во второй половине ХVII — первой половине ХVIII в.
Казацко-крестьянская война 1648—1651 гг. на белорусских землях.
Война России с Речью Посполитой 1654—1667 гг.
Особенности развития белорусских земель в последней трети XVII в.
Северная война 1700—1721 гг. на белорусских землях.
Общественно-политическая жизнь в первой половине XVIII в.
Социально-экономическое развитие в первой половине XVIII в.
Образование, наука и общественно-политическая мысль.
Литература и искусство..
Белорусские земли во второй половине ХVIII в.
Экономическое развитие.
Политический кризис в Речи Посполитой . — План-конспект урока
Попытки политических реформ в Речи Посполитой.
История Беларуси, 7 класс, Вторая половина XIII-первая половина XVI века, Штыхов Г.В., Бохан Ю.Н., Краснова М.А., 2009
История Беларуси, 7 класс, Вторая половина XIII-первая половина XVI века, Штыхов Г.В., Бохан Ю.Н., Краснова М.А., 2009.
В этом учебном году вам откроются новые странички прошлого нашего Отечества. История белорусского народа весьма давняя и славная. Мы можем и должны ею гордиться. Суверенное государство — Республика Беларусь, с высоким уровнем развития экономики и культуры, является итогом многовековой деятельности наших предков, их талантливого и самоотверженного труда.
В 7-м классе вы будете изучать период, когда белорусские земли входили в состав крупнейшего государства средневековой Европы — Великого княжества Литовского.
Истоки образования Великого княжества Литовского.
Причины и особенности образования нового государства. В середине XIII в. в Восточной Европе образовалось новое государство, нахождение в котором стало важным этапом в истории белорусских земель. Каковы же были причины его образования? Во-первых, это соседство в бассейне р. Неман восточнославянских и балтских племен. Контакты между этими племенами существовали издавна, но в XII—XIII вв. они стали особенно тесными.
Славяне и балты находились на различных уровнях развития. Славянские земли были более развитыми. Здесь существовали богатые города с развитым ремеслом, давние традиции государственной организации. Всего этого не было у балтов — предков современных литовцев и латышей. В XII—XIII вв. они лишь вступили в стадию распада родового строя и формирования государственности. Это привело к росту военной активности балтов. В результате сложились условия для более тесного союза, в котором белорусские княжества хотели использовать в своих целях военную силу балтов, а балты — получить доступ к экономическим и политическим выгодам, которые имелись у белорусских княжеств. Уже в начале XIII в. полочане вместе с ливами, латгалами и литовцами противостояли агрессии рыцарей Ордена меченосцев.
СОДЕРЖАНИЕ
От авторов
Введение
Раздел I. Белорусские земли в середине XIII—XIV в.
§1. Истоки образования Великого княжества Литовского
§2. Начало Великого княжества Литовского
§3. Укрепление великокняжеской власти
§4. Княжение Ольгерда. Начало правления Ягайло
§5. Борьба с агрессией крестоносцев
§6. Сближение Великого княжества Литовского с Польшей
§7. Государственный строй ВКЛ в середине XIII—XIV в
§8. Хозяйственная жизнь
§9. Этническое и конфессиональное положение в ВКЛ
§10. Материальная и духовная культура
Обобщение к разделу I
Раздел II. Белорусские земли в конце XIV — середине XVI в.
§11. Княжение Витовта
§12. «Великая война» и Грюнвальдская битва
§13. Гражданская война 1432—1439 гг.
§14. Изменения в государственном строе ВКЛ в XV— середине XVI в
§15. Внутриполитическое положение ВКЛ в первой половине XVI в
§16. Войско и военное дело в ВКЛ
§17. Внешнеполитическое положение ВКЛ в конце XV — первой половине XVI в.
§18. Развитие феодального общества
§19. Развитие городов
§20. Хозяйственные занятия горожан
§21. Формирование белорусской народности
§22. Этнические меньшинства в ВКЛ
§23. Церковь и религия
§24—25. Культура в XIV—XV вв
§26. Ренессансная культура в ВКЛ в первой половине XVI в
§27. Франциск Скорина — восточнославянский и белорусский просветитель и гуманист
Обобщение к разделу II
Итоговое обобщение
Хронологическая таблица
Исторический словарь
Памятки
Рекомендуем прочитать.
Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Готовимся к урокам истории
Блог учителя истории ГУО «Гимназия № 32 г. Минска» Шараевой Елены Ивановны
Страницы
7 класс история Беларуси
16. Этнические процессы
15. Культура
14. Берестейская церковная уния
13. Реформация и Контрреформация
12. Городская жизнь
11. Сельское хозяйство
10. Внешняя политика Речи Посполитой в первой половине XVII в.
9. Политическое положение ВКЛ в составе Речи Посполитой
8. Образование Речи Посполитой
7. Ливонская война
6. Культура
5. Церковь и религия
4. Социальные процессы в Великом Княжестве Литовском
Задание: Определить, какие социальные слои можно выделить в обществе и какие процессы с этими слоями населения происходили.
На что обратить внимание:
1. Давать определение понятиям: сословие, мещане, магдебургское право, шляхта, магнаты, закрепощение крестьян.
2. Называть сословия, существующие в ВКЛ, определять, какие из них привилегированные, а какие нет.
4. Какими привилегиями обладала шляхта? Какие группы шляхтичей можно выделить?
5. На какие категории делилось мещанство?
6. На какие категории делилось духовенство?
3. Хозяйственное развитие
Задание: охарактеризовать экономическое развитие ВКЛ в первой половине XVI в. по направлениям (знать понятия фольварк, фольварочно-барщинная система, магдебургское право, торг, ярмарка; даты получения магдебургского права городами Беларуси)
2. Политическое положение ВКЛ.
1. Развитие государственного строя ВКЛ. Перейти по ссылке
На втором уроке в четверти будет проведена диагностическая проверочная работа, по материалам, которые необходимо было усвоить по итогам четвертой четверти 6-го класса. По ссылке вы можете просмотреть, на что нужно обратить внимание при повторении.