белоусовская ткацкая фабрика история
ermolino40rus
Во времена царствования Александра III, в период небывалого экономического роста в Российской Империи, в 1880 году, купец Исаев Ф.С. получил патент на открытие в д. Ермолино фабрики по выпуску бумажных набивных платков. И хотя фабрика была открыта на базе раздаточной конторы знаменитого Рябушинского, но в дальнейшем именовалась «Фабрика мануфактурная купца 2 гильдии Федора Семеновича Исаева».
На берегу реки Протвы был выстроен двухэтажный ткацкий корпус, в котором были размещены 100 ткацких станков и набойные столы. Фабрика расширялась, и в 1891 году было начато строительство трехэтажного кирпичного корпуса, где впоследствии были размещены красильная, отбельная, аппретоварка, ворсовальный и ткацкий цеха.
К концу XIX века на фабрике купца Исаева уже работало свыше 500 человек, а годовой выпуск продукции превысил 200 тысяч рублей. Фабрика выпускала ткани и набивные платки, которые экспортировались на турецкий и иранский рынки, где успешно конкурировали с аналогичными английскими товарами, заметно превосходя их качеством при меньшей стоимости. В начале XX века Ермолинская мануфактура вошла в состав германского текстильного концерна «КАДРИ-ЮНКЕР».
В 1917 году, сразу после Октябрьской Революции, Ермолинская ткацкая фабрика была национализирована, а в 1925 году она влилась в состав Калужского текстильного треста и в дальнейшем стала именоваться «Крестьянка».
В годы первых Сталинских пятилеток фабрика динамично развивалась, и во второй половине 1930-х годов на ней работало свыше 2500 человек. Годовой же объем выпускаемой продукции составлял 10 000 000 погонных метров платочной ткани.
В октябре 1941 года с приходом немецко-фашистских захватчиков фабрика была сожжена и частично разрушена, и только в 1946 году началось ее восстановление.
С 1951 году начинается осуществление многолетнего плана по расширению ткацкого производства и строительству производства прядильного, в связи с чем государством на эти цели было выделено 50,836 миллиона рублей. В 1967 году, с вводом в эксплуатацию прядильного корпуса Ермолинская ткацко-отделочная фабрика «Крестьянка» переименовывается в Ермолинский хлопчатобумажный комбинат, став одним из УНИКАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЕКСТИЛЬНОЙ ОТРАСЛИ С ЗАМКНУТЫМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ЦИКЛОМ и выпускающим пряжу из низких сортов хлопка и отходов текстильного производства на пневмомеханических прядильных машинах.
В 1974 году Ермолинский хлопчатобумажный комбинат преобразован в производственное хлопчатобумажное объединение с присоединением к нему Белоусовской ткацкой фабрики. В 1980 году Указом Президиума Верховного Совета СССР, подписанным лично генсеком КПСС Леонидом Брежневым, Ермолинский комбинат за трудовые успехи и в связи со 100-летием своего существования награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
В 1993 году предприятие приватизировано и преобразовано в Открытое Акционерное Общество «ЕРМОЛИНО».
В настоящее время ОАО «Ермолино» является крупным производителем и поставщиком текстильной продукции. За время существования предприятия у него сложились стабильные партнерские отношения с поставщиками сырья, что позволяет предприятию производить продукцию, отвечающую всем современным требованиям. Основной целью ОАО «Ермолино» является обеспечение клиентов достойным ассортиментом текстильных товаров исключительно высокого качества.
Старания и труд высококвалифицированных специалистов ОАО «Ермолино» всегда направлены навстречу клиенту. Предприятие добивается этого путем тщательного анализа рынка текстильной промышленности и учета особенностей спроса своих партнеров. При работе с постоянными клиентами возможна схема работы «под заказ».
Специалисты ОАО «Ермолино» самостоятельно разрабатывают художественные и колористические оформления текстильных изделий. Таким образом, клиент может убедиться, что ассортимент продукции предприятия отличается оригинальностью и отражает тенденции моды. Так же предприятие постоянно расширяет свой ассортимент с учетом потребностей различных слоев населения.
Белоусовская ткацкая фабрика история
Александра Дмитриевна и Степан Иванович Каретниковы, плесские купцы 2 гильдии. Худ. П. А. Черкасов. 1863 г.
Василий Степанович Каретников
Степан Васильевич Каретников (ум. 1895).
Служащие Товарищества мануфактур «А. Каретниковой с Сыном». 1911 г.
Рабочие Товарищества мануфактур «А. Каретниковой с Сыном». 1894 г. См.
В 1891 году Товарищество приняло участие в специализированной Среднеазиатской выставке в Москве, где ткани фабрики удостоились золотой медали. 1 марта 1903 г. загорелись бумаготкацкая и прядильная фабрики Каретниковых. Материальные убытки от пожара исчислялись суммой в 400 000 рублей. В 1904 году фабрика работала с огромным убытком в 599 000 рублей и была бы закрыта, если бы не содействие вездесущего Кноппа.
Подробнее о дореволюционном периоде существования фабрики можно узнать здесь.
Предприятие Каретниковых в Текове было национализировано в 1818 году. В 1921–1931 годах под названием «Тейковская мануфактура» оно вошло в состав Иваново-Вознесенского государственного текстильного треста После ликвидации треста в 1931 носила название «Тейковский хлопчатобумажный комбинат».
В 1990-е годы на базе предприятия было организовано ОАО «Тейковский ХБК». В 2009 году предприятие обанкротилось. Выпуск текстильной продукции прекрашён.
17. Родниковский меланжевый комбинат «Большевик». Небольшое красильное заведение было основано в селе Родники Юрьевецкого уезда Костромской губернии на рубеже XVIII-XIX веков государственным крестьянином Григорием Михайловичем Красильщиковым (?-1820). Около 1820 года, когда предприятие перешло по наследству купцу Михаилу Григорьевичу, при красильне были устроены собственные ткацкие.
Антон Михайлович Красильщиков (1810-1867)
У Михаила Григорьевича было числе четыре сына, но в наиболее яркий след в истории родового предприятия оставил Антон Михайлович Красильщиков (1810-1867). В 1860 году он выстроил новые здания ткацко-красильной фабрики в Родниках, оснастил производство паровым двигателем, 160 механическими станками.
Проходная на фабрику Красильщиковых. Фотография кон XIX в. Отсюда.
На фабрике в этот период трудилось 325 рабочих-текстильщиков. Ежегодный оборот предприятия составлял 214 000 рублей.
Красильщикова Анна Михайловна(Хонина)
Мануфактура Анны Красильщиковой с сыновьями. Отсюда.
В 1894 году было организовано акционерное товарищество мануфактур «Анна Красильщикова и сыновья» с уставным капиталом в 2,5 миллиона рублей. Сыновья, входившие в состав учредителей: Красильщиковы Иван (1855–1920),Фёдор (1858–1918), Пётр (1861–1914) и Николай (1863–после 1920). Правление Товарищества располагалось в Москве, в Чижовском подворье на Никольской улице.
Главная контора ф-тов Красильщиковых 1906
Дом А.М. Красильщиковой в Родниках.
Предприятие включало прядильное, ткацкое, отделочное производства, тростильно-крутильный, хлопкокрасильный, пряжекрасильный цехи, отдел главного механика и литейно-механический завод. Выпускались разнообразные ворсовые, костюмные, мебельно-декоративные и бязевые ткани, для спецодежды, плащевые, технические и специальные ткани с рисунками, создаваемыми различными переплетениями нитей цветной пряжи из хлопка и вискозно-лавсановой смеси волокон, ватин.
С 1958 года было модернизировано или заменено новым всё технологическое оборудование. 1 декабря 1992 года зарегистрирован как АООТ «Ивановский меланжевый комбинат». В 2001 году преобразован в ЗАО «Меланж». Ныне – ООО «Текстильная компания „Меланж“». Производство успешно функционируети в наши дни: http://ивмеланж.рф/
19. Ситценабивная фабрика имени Веры Слуцкой. Предприятие было основано в 1834 году Яковом Лютшем (1793-1848) в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. Вскоре при красильне возникла бумагопрядильня. В начале 50-х годов XIX века фабрика вырабатывала до 6,5 млн. м ситца в год. В 1899 году фабрика перешла в собственность акционерного общества мануфактур «И. А. Воронин, Лютш и Чешер». На фабрике проводилось отбеливание и окрашивание тканей, нанесение на них рисунка и глянца.
Фабрика «И. А. Воронин, Лютш и Чешер «.
В 1905-12 годах в сутки фабрика производила 140-145 тысяч квадратных метров хлопчатобумажной ткани.
В 1908 году рабочий фабрики В. А. Баранков стал председателем, петербургского профсоюза текстильщиков. В марте 1917 на фабрике был создан профсоюзный комитет с преобладающим влиянием большевиков.
В октябре 1919 из рабочих фабрики был сформирован отряд в 200 человек для участия в обороне Петрограда. После национализации (в 1919 году по декабрь 1921 года предприятие не работало. В 1922 ей было присвоено имя присвоено имя В. К. Слуцкой.
Работницы художественной мастерской ситценабивной фабрики им. Веры Слуцкой М.Н. Шрейбер и Л.Д.Попова готовят рисунок для легкой ткани. Фотография 1944 год. Отсюда.
В первые дни Великой Отечественной войны свыше 300 работников ушли на фронт. В декабре 1941 фабрика была остановлена. Возобновлено производство было 1 июля 1942 года.
Фабрика приступила к выпуску такой ткани, как: бязь, миткаль, фланель, одёжные ткани, было налажено крашение чулок ручным способом, изготовление маскировочных сетей.
В послевоенный период осуществляла отделку всего ассортимента хлопчато-бумажных тканей ленинградских фабрик. С 1960-х гг. преприятие осуществляло окраску синтетических и искусственных тканей. Сейчас текстильное производство на фабрике ликвидировано. Здания сдаются в аренду различным производственным предприятиям.
20. Калининский хлопчатобумажный комбинат . возник в Твери на базе текстильных предприятий «Товарищества Тверской мануфактуры» (осн 1858 г.).
28 апреля 1858 года Тверское губернское правление выдало разрешение на строительство бумагопрядильного фабричного производства купцам Шибаеву, Митюшину и Брызгалину. Вскоре пай выбывшего Сидора Шибаева приобрел крупный московский фабрикант Савва Морозов, а с течением времени и все остальные доли «Товарищества Тверской Мануфактуры» перешли в его руки.
Первую партию миткаля фабрика выпустила 11 мая 1859 года, а к концу 60-х годов прошлого столетия строительство основных производств было полностью завершено. Тверская мануфактура Морозовых вошла в число крупнейших текстильных предприятий России. Фабрика выпускала миткаль, бумазею, сатин, коленкор, мадаполам, более 27 видов ситца и 50 сортов различных текстильных полотен.
Главный вход на фабрики Товарищества Тверской мануфактуры.
Во главе тверских предприятий Морозовых продолжительное время состоял Абрам Саввич Морозов (1839–1882). К 1895 году руководство Тверскими фабриками перешло к Ивану Абрамовичу Морозову. Благодаря его настойчивости и инициативе в период с 1904 по 1916 год капитал тверского предприятия был увеличен втрое. Самую большую прибыль фабрики сумели получить во время Первой Мировой войны.
Рабочие тверских предприятий активно участвовали в Революции 1905—07, Октябрьской революции 1917, в социалистическом строительстве.
В период Великой Отечественной войны 1941—45 комбинат был почти полностью разрушен немецко-фашистскими захватчиками.
После освобождения города комбинат был восстановлен и реконструирован. Фабрики были оснащены новым высокопроизводительным оборудованием (автоматическими ткацкими станками и др.).
В 1957 году на Калининском хлопчатобумажном комбинате прошло заседание художественного совета главка Министерства текстильной промышленности РСФСР. Художники комбината показали около семидесяти новых рисунков ткани. Многие из них готовились специально для Международного фестиваля молодежи и студентов, который должен был летом пройти в Москве.
Полтора века столичного текстиля. Кураторский гид по выставке «Ткани Москвы»
В Музее Москвы открылась выставка, посвященная становлению текстильного производства в столице — начиная с открытия первых фабрик в XIX веке и заканчивая закрытием всех производств после распада СССР. В экспозиции представлены образцы тканей ведущих фабрик дореволюционного и советского периодов, а также работы художников текстиля, которые разрабатывали как дизайн для массового производства, так и авторские принты в стилях поп-арт, абстракционизм, модерн и авангард.
О взлетах и падениях текстильной индустрии Москвы рассказывают кураторы выставки Александра Селиванова и Ксения Гусева.
Столица текстиля
Текстильные фабрики появились в Москве в начале XIX века. У каждой из них была своя специфика: одни производили шелк, другие — хлопчатобумажные ткани. Москва по праву считалась текстильной столицей, на каждой крупной фабрике трудились минимум три тысячи человек, там же они и жили — производство представляло собой город в городе со своей развитой инфраструктурой.
Важное место в текстильном производстве всегда отводилось рисунку. Разное время диктовало художникам свои тенденции, в которых находили отражение и события, происходящие в стране.
Отправной точкой в истории отечественного текстильного дизайна можно считать 1920-е годы, когда появились Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), где впервые был открыт текстильный факультет.
Музей Москвы рассказывает историю текстильного производства на примере шести масштабных производств — Даниловской и Трехгорной мануфактур, Московской государственной шелкоотделочной фабрики имени Якова Свердлова, фабрик «Красная Роза», «Красные текстильщики» и Первой московской ситценабивной фабрики.
Москва текстильная до революции 1917 года
Дореволюционная, обзорная часть выставки посвящена тому, какими фабрики были в Российской империи и какими они стали в советский период.
В начале XIX века в стране действовал запрет на ввоз тканей из-за границы. Основателями производств были или купцы, перенимавшие опыт у Запада, или сами предприниматели из европейских стран. На карте видно, что все шесть текстильных фабрик были построены около Москвы-реки для удобства транспортировки продукции.
Художники-текстильщики стремились ориентироваться на веяния западной моды. Сначала приглашали европейских специалистов с собственными «абонементами» — образцами тканей, которые они пытались воспроизвести на московских фабриках. Станки не были модернизированы под европейские стандарты, и иностранным художникам пришлось адаптироваться к имеющимся.
Чем больше цветов было в рисунке, тем больше слоев печати требовалось, что, естественно, сказывалось на стоимости. Сначала для печати использовали деревянные валы, позже — металлические.
Поп-арт в царской России
Прохоровская Трехгорная мануфактура позиционировала себя как безоговорочного лидера на текстильном рынке. В отличие от большинства фабрик, в штате Трехгорки были художники, которые очень тщательно следили за всеми западными тенденциями, но при этом создавали уникальную продукцию.
В конце XIX века на должность заведующего рисованием мануфактуры был приглашен художник Оскар Грюн. Он мог работать, не ориентируясь на спрос. У Грюна были ученики, которым он давал задания на создание определенных рисунков, при этом разрешая экспериментировать и использовать воображение. Этого себе не могла позволить ни одна другая фабрика.
Сам Грюн создавал рисунки на трафаретной печати. Его работы выполнены в стилях, очень напоминающих будущие авангард, модерн и поп-арт.
Обман французов и шумные соседи Льва Толстого
В 1875 году Клод-Мари Жиро родом из Лиона — текстильной столицы Франции — основал в Хамовниках шелковую ткацкую фабрику с красильней. В 1879 году на производстве было установлено 180 ткацких станков, а со временем их стало 1700.
С фабрикой были связаны два скандала. Во-первых, Жиро запустил новый покрасочный цех в обход всех нормативов — спускал в Москву-реку химикаты, но утверждал, что отходы безвредны, так как система оборудована фильтрами. Проверка выявила вредность этих веществ, и обман был раскрыт.
Вторая история закончилась для француза еще хуже. Клавдий Осипович, как звали иностранца на русский лад, пришивал на свои ткани этикетки другой, более успешной фабрики — Товарищества Сапожниковых. После обнаружения подделки Жиро выслали из Российской империи, но фабрика продолжила работу, а руководителями стали его сыновья.
Лев Толстой, который некоторое время жил в Хамовниках, где развернула свою деятельность фабрика «К.О. Жиро Сыновья», в своем трактате «Так что же нам делать?» писал:
«Против дома, в котором я живу, — фабрика шелковых изделий, устроенная по последним усовершенствованным приемам механики. Сейчас, сидя у себя, слышу неперестающий грохот машин и знаю, что значит этот грохот, потому что был там. Три тысячи женщин стоят на протяжении 12 часов за станками среди оглушительного шума и производят шелковые материи…»
Конкуренция ведущих фабрик и давка на Ходынском поле
Трехгорная и Даниловская мануфактуры были вечными соперницами, в том числе конкурировали за госзаказы. Существовал большой спрос на производство сувенирной продукции к юбилейным датам и значимым событиям, например к 100-летию войны 1812 года, 300-летию семьи Романовых и так далее.
В этом плане Даниловская обошла Трехгорку — именно она выпустила знаменитые платки ко дню коронации Николая II. В них были завернуты сувениры, из-за которых произошла массовая давка на Ходынском поле.
«Крестьянский» цветочек и выставки в Чикаго
При фабриках существовала специальная комиссия, которая утверждала образцы тканей для массового производства. Моду диктовало общество. Чаще всего новые рисунки не согласовывались. Один и тот же узор, например мелкий цветочек, мог печататься годами, потому что такой ситец пользовался спросом у крестьян и хорошо продавался.
Ткани ведущих московских фабрик постоянно участвовали в международных профильных выставках, проходивших в Париже и Чикаго, и регулярно возвращались с золотыми медалями. Перед каждым таким конкурсом фабрика-участница приглашала зарубежного художника, который разрабатывал рисунки для тканей будущего победителя.
Текстильные рабочие — главные революционеры
В конце XIX — начале ХХ века практически все фабрики стремились показать себя как социально ответственные предприятия. Для рабочих купцы строили поликлиники, библиотеки и что-то наподобие детских садов. Но на самом деле, по воспоминаниям сотрудников, условия труда и проживания были невыносимыми: рабочий день длился 12 и более часов, спали в общежитиях казарменного типа, которые делились на мужские и женские.
Образование в обучающих учреждениях для детей рабочих сводилось к тому, чтобы подготовить ребенка к работе на производстве. Интересно, что в дореволюционный период на текстильных фабриках трудились преимущественно мужчины.
Рабочие были в некотором смысле заложниками фабричной системы: уйти с производства было некуда, но работать и жить там было очень тяжело. По этим причинам революционные события 1905 года тесно связаны с рабочими-текстильщиками. Первыми бороться за свои права вышли именно они.
Большие перемены на больших предприятиях
После 1917 года предприятия были национализированы, но работа на фабриках остановилась на несколько лет. Из-за Гражданской войны не было ни рабочей силы, ни топлива, ни сырья. Активно фабрики начали работать после 1922 года — под новыми, советскими названиями и, естественно, под другим руководством.
Фабрика Эмиля Цинделя стала Первой ситценабивной фабрикой, «К.О. Жиро Сыновья» — «Красной Розой» (в честь Розы Люксембург), Даниловская мануфактура — Московской хлопчатобумажной фабрикой имени Михаила Фрунзе, ситцевая мануфактура Альберта Гюбнера стала Московской государственной шелкоотделочной фабрикой имени Якова Свердлова, Голутвинская фабрика получила имя «Красные текстильщики», а Прохоровская Трехгорная мануфактура стала Трехгорной мануфактурой, а после 1936 года к названию добавили «имени Дзержинского».
Первые специалисты, или Начало Москвы текстильной советского времени
Ключевое событие в истории текстильного дизайна в России — появление профессии дизайнера тканей. В 1920 году в Москве открылся текстильный факультет на базе ВХУТЕМАСа. Главной задачей факультета было преодолеть декоративное «прикладничество» и внедрить в программу технические дисциплины. Выпускники должны были стать не просто рисовальщиками, но и художниками-технологами на текстильных фабриках.
Факультет выпустил первых дизайнеров тканей, которые уже могли проектировать текстиль, не копируя его. Преподаватели относились к ученикам, как к коллегам, и давали задания, схожие с теми, что были на фабриках.
Большая часть педагогов была непосредственно связана с производством. Оскар Грюн, до революции работавший на Трехгорной мануфактуре, учил машинной набойке. Сестра Владимира Маяковского Людмила (работала на Трехгорной мануфактуре и «Красной Розе») преподавала курс аэрографии. Ведущими педагогами стали Варвара Степанова и Любовь Попова (работали на Первой ситценабивной фабрике).
От авангарда — к соцреализму
В 1920-х годах в текстильном производстве преобладали авангард и абстракция, которым учили на текстильном факультете, а в конце 1930-х произошел насильственный поворот к соцреализму и агиттекстилю — на тканях начали изображать самолеты, сельскохозяйственную технику, корабли, фабрики, мосты и другие достижения СССР.
В этот же период на смену хлопчатобумажным тканям пришел шелк. Художников начали отправлять в творческие командировки, чтобы они смогли получить навыки, соответствующие новым тенденциям.
Война и период оттепели
Во время Великой Отечественной войны фабрики выпускали ткани для нужд фронта — парашютные, перевязочные материалы. С победой они вернулись к производству довоенного ассортимента.
Важным историческим событием стал VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года. Иностранным гостям нужно было показать, что Москва идет в ногу со временем. Для этого были необходимы совершенно новые по своей структуре и фактуре ткани. В 1960-х шелк стал праздничным материалом, а хлопок — повседневным.
С этого момента началась модернизация всей текстильной промышленности. Главной задачей было создать актуальные рисунки под стать западным, но в то же время подчеркнуть национальный характер, поэтому художники обращались к народным темам — лубку, дымковской игрушке, керамике.
Времена Брежневского застоя и распад СССР
Если в эпоху оттепели фабрики стремились добиться индивидуализма, показать свою творческую направленность и лицо, то в 1970–1980-х, как и в дореволюционный период, главным критерием стала продаваемость, вернулся массовый тираж. Художники текстильного производства ушли на второй план, их перестали отправлять в командировки и творческие поездки — художественный уровень резко упал. Дизайн вернулся к обычной клетке, полоске и традиционной скупой колористике.