белые палаты на пречистенке история
Белые палаты
Спасенные чудом
В самом начале Пречистенки располагается здание XVII века. Его называют «Белые палаты». Это главный дом усадьбы князя Б.И. Прозоровского, управляющего Оружейным приказом.
Строили дом в два этапа: с 1685 по 1688 год и с 1712 по 1713.
Здание устроили «на погребах», то есть нижний этаж представляет собой частично заглубленный в землю подвал для хозяйственных нужд. В анфиладе верхних этажей размещались хозяйские и столовые комнаты. В доме также была проездная арка. Она вела на парадный двор.
После Прозоровского палаты перешли семье Фаминциных. А в начале XX века в Белых палатах размещались трактир, лавки и один из первых московских кинотеатров. В советское время в здании устроили квартиры.
В 1972 году, когда СССР готовился к визиту президента США Р. Никсона, Белые палаты хотели снести.
На месте снесенных кварталов планировали по-быстрому разбить скверики — в народе это называли «оСКВЕРнением» или «кНиксоном». Но палаты все же решили отреставрировать. Работы завершились в 1995.
Сейчас в здании располагается Выставочный Комплекс «Белые палаты».
А в январе 2009 года перед зданием убили адвоката Станислава Маркелова и журналистку Анастасию Бабурову. Поэтому иногда рядом с Белыми палатами можно увидеть людей с фотографиями и цветами.
«Белые палаты», XVII в. (Исторические стили в архитектуре Москвы)
Координаты: 55°44′38″ с. ш. 37°35′59″ в. д. / 55.74389° с. ш. 37.59972° в. д. / 55.74389; 37.59972 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=55.74389&mlon=37.59972&zoom=17 (O)] (Я)
Белые палаты на улице Пречистенке
— памятник архитектуры XVII века и музей в Москве[1][2][3].
История
Строительство палат было начато в 1685 году и завершено в 1688 году[2][3]. Белые палаты выполняли роль главного дома усадьбы князя Прозоровского. Князь работал управляющим Оружейным приказом[1]. Несмотря на то что дома строили в то время в глубине двора, это здание — на красной линии улицы[1].
С 1712 года по 1713 год палаты перестраивали[1]. С 1730 года хозяевами палат была семья Фаминцыных[1]. В 1850-х совершена пристройка к дому. Также перестроен экстерьер[1]. С конца XIX века по начало XX века располагался здесь трактир. Затем открыт кинотеатр[1]. В советское время дом был сделан жилым[1].
В 1972 году намечался визит президента США Никсона, поэтому началась реконструкция центра Москвы. Здание намеревались снести, однако при исследовании узнали его историю, и было решено сохранить памятник архитектуры[4]. В том же году началась реставрация[1].
В 1995 году реставрация окончилась. К дому была сделана пристройка[1]. Белые палаты перешли в собственность Департамента культурного наследия города Москвы[1].
В январе 2009 года перед Белыми палатами убили адвоката Станислава Маркелова и журналистку Анастасию Бабурову[3].
В настоящее время в палатах размещается музей. В музее имеется выставочный зал и культурный центр[1].
Обзор Ростовского кремля
Ростовский кремль окружен крепостной стеной с 11 башнями. В комплекс кремля также входят: Успенский собор, Звонница Успенского собора, Святые ворота, Церковь Воскресения, Церковь Иоанна Богослова, Церковь Спаса на Сенях, Церковь Одигитрии, Церковь Григория Богослова, Красная палата, «Дом на погребах», Самуилов корпус, Белая палата, пруд, Митрополичий сад.
Успенский собор и Звонница Успенского собора находятся внутри кирпичной стены, однако они вынесены за основную крепостную стену Ростовского кремля. Рядом с ними находятся cеверные Святые ворота в кремль, над которыми стоит Церковь Воскресения.
Слева направо: Успенский собор, Звонница, Святые ворота
Успенский собор — бывший кафедральный собор Ростово-Ярославской епархии. Он был построен на месте древнего храма приблизительно в 1508–1512 годах. При митрополите Ионе собор был перестроен и образовал единый архитектурный ансамбль вместе с Ростовским кремлем.
Звонница Успенского собора
Звонница Успенского собора вытянута корпусом с севера на юг и расположена рядом с Успенским собором. Она была построена по заказу митрополиты Ионы. Именно с нее началась знаменитая традиция ростовских колокольных звонов. Благодаря тому, что звонница расположена рядом с озером Неро, звучание колоколов слышно на расстоянии нескольких километров.
Вид на Святые ворота Ростовского кремля
Святые ворота ведут внутрь Ростовского кремля. Сейчас они используются как один из входов на территорию комплекса. Здесь можно купить билет на осмотр зданий ансамбля. Однако главный вход в музей расположен с западной стороны кремля. Там находится касса, где продаются билеты на осмотр росписей храмов и музейных экспозиций.
В центре внутреннего двора Ростовского кремля расположен пруд, символизирующий, по замыслу митрополита Ионы, воды священной реки Иордан. Вокруг него, вдоль стен, располагаются (если двигаться взглядом против часовой стрелки): надвратная Церковь Воскресения, расположенная над северными Святыми воротами и являющаяся входом в экспозицию «Переходы по стенам кремля» с осмотром интерьеров церквей; Церковь Одигитрии; Церкови Иоанна Богослова, расположенная над главным музейным входом; Красная палата; вход в Митрополичий сад; лестница, ведущая наверх, к церкви Спаса на Сенях и Белой палате; Самуилов корпус; вход в княжеские терема; Водяная башня со смотровой площадкой; Дом на погребах, где размещены гостиница и кафе.
Вид на внутренний двор и пруд Ростовского кремля. Справа — церковь Воскресения.
Церковь Воскресения расположена над северными Святыми воротами в кремль. Она представляет собой пятиглавую надвратную церковь. В ее интерьере сохранились удивительные фрески XVII века. С нее начинается осмотр экспозиции «Переходы по стенам кремля».
Внутренний двор Ростовского кремля. Справа — церковь Иоанна Богослова.
Церковь Иоанна Богослова расположена над западными воротами в кремль, где располагается главный музейный вход в комплекс. Стены церкви покрыты фресками XVII века.
Церковь Спаса на Сенях
Фреска «Страшный суд» в церкви Спаса на Сенях
Фрески на потолке церкви Спаса на Сенях
Солея церкви Спаса на Сенях
Церковь Спаса на Сенях — домовая церковь ростовских митрополитов, скрытая внутри комплекса за Самуиловым корпусом. Это главная церковь Ростовского кремля времен Митрополита Ионы. Западная стена в интерьере здания расписана фреской «Страшный суд» — шедевром средневековой живописи.
Церковь Одигитрии (слева)
Церковь Одигитрии построена в стиле нарышкинского барокко позже остальных зданий Ростовского кремля — в 1692–1693 годах, при митрополите Иоасафе. Сейчас внутри церкви расположена музейная экспозиция.
Вид на Красную палату
Красная палата расположена в юго-западной части кремля. Она была возведена в 1670–1680 годах и выполняла функцию дворца для именитых гостей.
Вид на Белую палату
Белая палата расположена в глубине комплекса, рядом с церковью Спаса на Сенях. Она предназначалась для торжественных приемов и собраний духовенства.
Вид на Самуилов корпус
Самуилов Корпус расположен напротив северных ворот, с другой стороны пруда. Он был построен в XVIII веке при архиепископе Самуиле и выполнял функцию митрополичьих покоев. Сейчас внутри Самуилова корпуса помещена экспозиция «Древнерусское искусство», демонстрирующая иконы XIII — XVII веков, литье, резьбу по дереву и кости.
Водяная башня
Водяная башня расположена недалеко от Самуилова корпуса, в левом крыле кремля (если смотреть на озеро Неро). Ее завершает дозорная вышка, на которой расположена смотровая площадка — лучшее место для осмотра комплекса. Для входа на смотровую площадку необходимо приобрести отдельный билет.
Вид на Митрополичий сад с крепостных стен
Митрополичий сад примыкает к южной стене Ростовского комплекса. Он был разбит по приказу Митрополита Ионы и символизировал райский сад. По свидетельству 1971 года в нем росли яблоки, груши и вишни. Современный сад реконструирован в 1990 году А. Г. Мельником. Он имеет крестовую планировку и составом своих насаждений соответствует Митрополичьему саду конца XVII века.
На стены кремля можно подняться, для этого нужно приобрести билет в кассе кремля.
Ростовский кремль не раз становился декорацией на съемках произведений отечественного кинематографа. Именно здесь был снят знаменитый фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Также на фоне кремля снимали эпизоды фильма «Невероятные приключения итальянцев в России». В 2010 году в Ростове проходили съемки сериала «Раскол».
Примечания
Тайник
В 1684-1686 годах Осип Старцев создал верхние сени, вход в которые был устроен со стороны паперти Верхоспасского собора. На протяжении всего XVIII века Тайник оставался одним из парадных покоев. Здесь же хранились ценности, здесь во время приемов иностранных послов скрашивали время царицы и царевны. Уже в 1840 году, при сооружении Большого Кремлевского дворца, Тайник и хоры были обновлены, при проведении пышных коронационных обедов в Грановитой палате там обычно располагались члены императорской семьи. Но только в ходе реставрации 2009-2011 годов был восстановлен исторический вид помещения XVIII-XIX веков.
Путешественники, видевшие все столицы в свете, соглашаются единогласно, что нет ничего прекраснее и живописнее Кремля, особливо со стороны Москвы-реки. Кремль, сие святилище для сердца каждого русского, соединяющее столько воспоминаний драгоценных и важных, есть также начало основания Москвы, древней столицы нашей. А. Мартынов, гравер (ХIХ век)
Сейчас в Тайнике располагается протокольная часть Президента РФ. Именно отсюда через особое окно открывается великолепный вид сверху на Грановитую палату. Существуют легенды, что именно из этого окна наблюдали за пышными кремлевскими торжествами женщины из царской семьи; дамам не полагалось участвовать в общественной жизни государства.
Вот поэтому и был построен в Кремле парадный женский зал — Золотая царицына палата. Именно туда — и в XVI век — лежит наш путь.
Отрывок, характеризующий Белые палаты на Пречистенке
Князь Андрей строго посмотрел на нее. На лице князя Андрея вдруг выразилось озлобление. Он ничего не сказал ей, но посмотрел на ее лоб и волосы, не глядя в глаза, так презрительно, что француженка покраснела и ушла, ничего не сказав. Когда он подошел к комнате сестры, княгиня уже проснулась, и ее веселый голосок, торопивший одно слово за другим, послышался из отворенной двери. Она говорила, как будто после долгого воздержания ей хотелось вознаградить потерянное время. – Non, mais figurez vous, la vieille comtesse Zouboff avec de fausses boucles et la bouche pleine de fausses dents, comme si elle voulait defier les annees… [Нет, представьте себе, старая графиня Зубова, с фальшивыми локонами, с фальшивыми зубами, как будто издеваясь над годами…] Xa, xa, xa, Marieie! Точно ту же фразу о графине Зубовой и тот же смех уже раз пять слышал при посторонних князь Андрей от своей жены. Он тихо вошел в комнату. Княгиня, толстенькая, румяная, с работой в руках, сидела на кресле и без умолку говорила, перебирая петербургские воспоминания и даже фразы. Князь Андрей подошел, погладил ее по голове и спросил, отдохнула ли она от дороги. Она ответила и продолжала тот же разговор. Коляска шестериком стояла у подъезда. На дворе была темная осенняя ночь. Кучер не видел дышла коляски. На крыльце суетились люди с фонарями. Огромный дом горел огнями сквозь свои большие окна. В передней толпились дворовые, желавшие проститься с молодым князем; в зале стояли все домашние: Михаил Иванович, m lle Bourienne, княжна Марья и княгиня. Князь Андрей был позван в кабинет к отцу, который с глазу на глаз хотел проститься с ним. Все ждали их выхода. Когда князь Андрей вошел в кабинет, старый князь в стариковских очках и в своем белом халате, в котором он никого не принимал, кроме сына, сидел за столом и писал. Он оглянулся. – Едешь? – И он опять стал писать. – Пришел проститься. – Целуй сюда, – он показал щеку, – спасибо, спасибо! – За что вы меня благодарите? – За то, что не просрочиваешь, за бабью юбку не держишься. Служба прежде всего. Спасибо, спасибо! – И он продолжал писать, так что брызги летели с трещавшего пера. – Ежели нужно сказать что, говори. Эти два дела могу делать вместе, – прибавил он. – О жене… Мне и так совестно, что я вам ее на руки оставляю… – Что врешь? Говори, что нужно. – Когда жене будет время родить, пошлите в Москву за акушером… Чтоб он тут был. Старый князь остановился и, как бы не понимая, уставился строгими глазами на сына. – Я знаю, что никто помочь не может, коли натура не поможет, – говорил князь Андрей, видимо смущенный. – Я согласен, что и из миллиона случаев один бывает несчастный, но это ее и моя фантазия. Ей наговорили, она во сне видела, и она боится. – Гм… гм… – проговорил про себя старый князь, продолжая дописывать. – Сделаю. Он расчеркнул подпись, вдруг быстро повернулся к сыну и засмеялся. – Плохо дело, а? – Что плохо, батюшка? – Жена! – коротко и значительно сказал старый князь. – Я не понимаю, – сказал князь Андрей. – Да нечего делать, дружок, – сказал князь, – они все такие, не разженишься. Ты не бойся; никому не скажу; а ты сам знаешь. Он схватил его за руку своею костлявою маленькою кистью, потряс ее, взглянул прямо в лицо сына своими быстрыми глазами, которые, как казалось, насквозь видели человека, и опять засмеялся своим холодным смехом. Сын вздохнул, признаваясь этим вздохом в том, что отец понял его. Старик, продолжая складывать и печатать письма, с своею привычною быстротой, схватывал и бросал сургуч, печать и бумагу.
Обеденные церемонии
При проведении торжественных обедов Грановитую палату украшали особенно нарядно: на пол стелили дорогие персидские ковры, лавки покрывали злато- и среброткаными тканями, на столах расставляли драгоценную посуду. А «гвоздем программы» был большой царский поставец — открытый буфет пирамидальной формы вкруг центральной колонны. На поставце стояли золотые и серебряные сосуды самых диковинных форм и размеров. Многие из них можно видеть в музее Кремля — Оружейной палате.
В середине XVI века Грановитая палата чаще служила местом торжественных обедов. Посольские обеды продолжались по пять-шесть часов: начинаясь днем, заканчивались при свечах, иногда затягивались до глубокой ночи. Причем ход обеденных церемоний контролировал сам Иван Грозный, обладавший отличной памятью: царь помнил имена и звания всех сидевших за столами (а их могло быть 200 человек и больше) и, называя их вслух, поражал и восхищал иностранцев. Для вечернего освещения палаты служили четыре массивные люстры из патинированной бронзы и двадцать таких же паникадил. Люстры для Грановитой палаты исполнены в начале 1880-х годов на петербургской фабрике Феликса Шопена по образцу новгородских круговых хоросов XV-XVI веков.
Конечно, Грановитая палата претерпевала изменения. В XVIII веке к первой российской коронации Екатерины I — супруги Петра Великого — стены по европейской традиции затянули бархатными тканями, украшенными серебряными двуглавыми орлами. Ткани меняли от коронации к коронации. И только в 1882 году по указу императора Александра III было восстановлено прежнее живописное убранство зала. Это сделали братья Белоусовы из Палеха по тщательному описанию фресок Грановитой палаты, которое составил в 1672 году царский иконописец Симон Ушаков.
И уже в ходе реставрации 2009-2011 годов в Грановитой палате был восстановлен ковер — фантазия на восточновизантийскую тему — исполненный в 1882 году к коронации императора Александра III. По рисунку ковра из Тульской области подобрала паркет из двенадцати сортов драгоценных деревьев. Была восстановлена и мебель, для обивки использовали композиции с птицами в райских кущах. Мастерицы золотошвейной мастерской «Убрус» ориентировались на техники XV-XVII веков.
Заходили в Грановитую палату столь знаменитую, что ни один государь не принял престол, не став наперед на оной в сей палате. Она квадратна и заключает в себе около 100 квадратных сажень, покрывается четырью сводами, которыя сходятся в четвероугольной столб, окруженной полочками, на которыя становятся различные сосуды и убранства, обита красным бархатом без дальнаго украшения. У одной из сторон стоит трон, на котором принимают государи чужестранных послов. Николай Озерецковский, естествоиспытатель (1782)
На золотое шитье пошло более десяти килограммов золота!
Вдоволь полюбовавшись ковром, мы покидаем Грановитую палату. Но прежде, конечно, заглянем в особую ее часть, именуемую Тайником.
«Белые палаты» князя Б. И. Прозоровского — памятник архитектуры (Москва)
Редкий памятник гражданского зодчества — образец богатого жилого дома (палат) конца XVII века.
Палаты построены из большемерного кирпича на известковом растворе. Толщина стен — около метра, нижняя их часть облицована белым камнем, верхняя — обработана декоративным кирпичным поясом — поребриком. Живописность дому придают свободно размещённые окна разного размера: маленькие, глубоко спрятанные — в нижнем этаже, и большие, парадные — в верхнем. Они обработаны фигурными белокаменными наличниками, подобных которым в древнерусской архитектуре пока не найдено.
На основании материалов переписи 1716 г. выявлено, что в начале XVIII в. владение принадлежало боярину князю Б. И. Прозоровскому. Первый этап строительства сохранившихся каменных палат, вероятно, относится к 1685–1688 гг. (известен факт покупки князем Б. И. Прозоровским 733 000 шт. кирпича). В 1712–1713 гг. строительство палат, вероятно, было продолжено (известно о покупке Б. И. Прозоровским 120 000 шт. кирпича).
После смерти Б. И. Прозоровского в 1718 г. участок до 1727 г. находился в ведении дворцовой вотчинной канцелярии, откуда был пожалован камер-юнкеру Ф. М. Каменскому, которому и принадлежал в 1738–1742 гг., но уже в 1749 г. им владел А. Е. Фаминцын. Этой дворянской фамилии усадьба принадлежала до начала XIX в.
Планы конца 1740–1759 гг. фиксируют во владении Фаминцыных каменные палаты, стоявшие по красной линии Пречистенки. В глубине двора располагалось несколько деревянных служб. Постановка главного дома по красной линии улицы была довольно редким явлением для конца XVII в., и может быть объяснима малыми размерами участка, затеснённого соседними владениями и линией Корсакова переулка, соединявшего западнее палат улицы Остоженку и Пречистенку. Этими же причинами обусловлено устройство в самом здании проезда с Пречистенки на передний двор усадьбы. Въезд на её хозяйственную половину был, вероятно, с переулка. Г-образные в плане палаты наиболее протяжённым фасадом поставлены на линию улицы так, что ядро здания — угловой, укрупнённый по отношению к другим его частям объём — обращено в сторону центра города. Перекрытый самостоятельной высокой кровлей, он являл собой традиционный для Москвы ориентир. К обеим торцовым частям дома первоначально со стороны двора были пристроены деревянные крыльца, ведущие на второй этаж.
В 1760 гг. Корсаков переулок был закрыт, и часть его земли отошла к владению Фаминцыных, в результате чего появилась возможность въезда в него с Пречистенки.
В конце 1770 гг. в силу «конфирмованного в 1775 г. о приведении Москвы строением в лучшее состояние плана» у Пречистенских городских ворот была сформирована новая площадь.
На «Плане дворов в Земляном городе в приходе ц. Пятницы Божедомской» 1777 г. владение показано в границах неправильной формы, со многими переломами межи и без каких либо строений, кроме собственно палат, имевших план «покоем», стоявших по Пречистенке и торцом примыкавших к владению вдовы генерал-поручицы В. Б. Лопухиной.
В пожар 1812 г. деревянная застройка владения сгорела, пострадал и каменный главный дом (двухэтажный на каменном полуподвале). В 1815 г. он был заново отделан с устройством антресольного этажа, а также выстроен деревянный флигель.
В первой половине XIX в. владение перешло от Фаминцыных к московскому цеховому Ф. Владимирову.
В 1834 г., кроме главного дома, других построек во владении не было. Объём главного дома значительно увеличился за счёт пристроек со стороны двора, одна из которых обозначена на плане каменной, а другая смешанной. К дому была также пристроена деревянная галерея. Палаты утратили первоначальный декор, главный фасад получил характерное для ампира оформление. Был заложен арочный проезд во двор, хозяйственный полуподвальный этаж приспособлен под жильё.
В 1845 г. была пробита дверь из окна в полуподвале главного дома, очевидно, в связи с устройством торгового помещения.
В 1860–1870 гг. строительная деятельность сводилась, в основном, к изменениям конфигурации и характера материала пристроек к главному дому.
В 1879–1880 гг., когда владение принадлежало коллежскому советнику А. А. Решетову, здание числилось как жилое каменное 2-этажное с антресолями и подвалом. Со стороны двора здание имело два боковых двухэтажных ризалита: первый смешанной постройки (низ каменный, верх деревянный), выстроенный, вероятно, в начале XVIII в., и деревянный меньший, который назначался к сломке с постройкой на его месте каменного, равного объёмом первому. Кроме этого, ампирный фасад по улице должен был быть декорирован в формах эклектики. В соответствии с планами здания, выполненными для этой перестройки, в здании в полуподвале должна была размещаться кондитерская, над ней на первом этаже магазин и кухни, а во втором этаже квартира. При этом планировка левого крыла здания на планах не обозначена. Это указывает на то, что здание сдавалось в аренду, и по одной части его к моменту составления планов арендатор ещё не определился.
В 1880 г. были составлены новые чертежи главного дома А. А. Решетова, так как в намечаемые переделки вносились корректировки. В этих документах сохранился фиксационный чертёж уличного фасада ампирного времени и планы антресольного этажа.
В 1881 г. пространство между дворовыми ризалитами было застроено каменной двухэтажной с подвалом и антресолью пристройкой, и здание приобрело трапециевидную форму плана.
В 1892 г. по заказу нового владельца усадьбы присяжного поверенного Ф. Ф. Воскресенского деревянную часть бокового ризалита заменили каменной. В 1893 г. была сделана ещё одна пристройка к главному дому.
В конце XIX в. в здании работал трактир. Позже оно было приспособлено под кинотеатр, а затем — под жилой дом.
В советское время постройки хозяйственного двора были утрачены. Оформление главного фасада сохранялось вплоть до 1930 гг., к 1960-м гг. был утрачен треугольный фронтон над центральным ризалитом.
В 1990-е гг. к юго-восточному дворовому фасаду палат сделана современная пристройка, учитывающая особенности рельефа местности.
Объект культурного наследия федерального значения.