белый бим черное ухо история создания повести
7 малоизвестных фактов о повести Гавриила Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»
29 ноября исполняется 110 лет со дня рождения автора трогательной истории о дружбе человека и собаки
Читать все комментарии
Войдите, чтобы добавить в закладки
Кто из нас в детстве не плакал, читая повесть воронежского писателя Гавриила Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»? Да и мало кого из взрослых оставит равнодушным эта история о дружбе и преданности, о добре и зле… 29 ноября исполняется 110 лет со дня рождения автора, пожалуй, самой трогательной повести о дружбе человека и собаки Гавриила Троепольского. «MOЁ! Online» вспоминает малоизвестные факты о повести «Белый Бим Чёрное ухо» и одноимённом фильме по произведению воронежского писателя.
1. Исследователи творчества Гавриила Троепольского считают, что прототипом Бима была охотничья собака писателя по кличке Лель. Повесть появилась практически сразу после того, как умер любимый пёс писателя.
2. Гавриил Троепольский не очень жаловал журналистов. Однако после успеха повести «Белый Бим Чёрное ухо», вышедшей в 1971 году, интервью писателю давать приходилось.
— Сначала я просто задумал такого героя — абсолютно искреннего и чистого, он должен был пройти по нашему обществу, по разным типам и персонажам, — рассказывал в одном из интервью Троепольский. — Но из этого ничего не выходило, получался какой-то ангел на земле. Потом пришла идея взять собаку. Мне хотелось, чтобы читатель, побыв некоторое время с моим Бимом, заглянул бы внутрь себя и стал добрее и чище. Ведь повесть не о собаке. Собака — лакмусовая бумажка.
Писатель говорил, что не ожидал такого успеха повести — не думал, что её поймёт сразу так много людей. И иногда Троепольский над этим успехом подшучивал. Когда повесть о Биме стала выходить во многих отечественных издательствах и за рубежом, он говорил: «Я сейчас на собачьем корму».
3. В 1975 году Троепольский получил Государственную премию СССР за повесть «Белый Бим Чёрное ухо». А в Италии в 1981 году Гавриилу Николаевичу вручили две премии: премию «Банкареллино» (лучшая книга года для детей) и награду от библиотеки для слепых города Монца.
4. С режиссёром фильма о Биме Станиславом Ростоцким у Троепольского едва не случился конфликт. Ещё за несколько лет до начала съёмок картины о Биме Ростоцкий дебютировал в фильме «Земля и люди». Причём сценарий для этого фильма создавался по сборнику рассказов Троепольского «Из записок агронома» без его ведома. Автор обиделся и написал на киностудию возмущённое письмо. Ростоцкому пришлось ехать объясняться в Острогожск, где тогда жил Гавриил Николаевич.
Станислав Ростоцкий потом вспоминал, как увидел во дворе здорового мужика, колющего дрова. Это и был Троепольский — он встретил Ростоцкого с топором в руках, о чём всегда вспоминал с юмором. Троепольский подружился с Ростоцким, а позже они вместе работали над фильмом «Белый Бим Чёрное ухо».
5. Двухсерийный фильм «Белый Бим Чёрное ухо» режиссёра Станислава Ростоцкого («Доживём до понедельника», «А зори здесь тихие»), снятый в Калуге, посмотрели более 20 млн зрителей во время первого проката. А в 1978 году картина была выдвинута на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и стала обладателем главного приза на Международном кинофестивале в Карловых Варах.
6. В фильме снялись наши земляки — Римма Мануковская и Алексей Чернов, актёры Воронежского театра драмы им. Алексея Кольцова.
7. По сюжету повести Бим был шотландским сеттером необычного окраса. Но в фильме его роль исполнили английский сеттер Стёпа и его дублёр Денди. Тренировал собак известный кинолог Виктор Сомов. Он вспоминал, что самой сложной сценой был эпизод, когда хозяина Бима, которого сыграл Вячеслав Тихонов, забирают врачи скорой помощи. Сложность была в том, что собаки не умеют играть, было необходимо, чтобы Стёпа по-настоящему полюбил Вячеслава Тихонова, который играл хозяина Бима. Для этого Тихонову пришлось ходить со Стёпой-Бимом на охоту. Потом на какое-то время Тихонова с собакой разлучили, а момент встречи уже вошёл в фильм. Сцену репетировали без пса, потому что снимать нужно было с первого дубля, а когда всё было готово, Стёпу впустили, и он показал все свои собачьи чувства.
8. В колледжах США повесть «Белый Бим Чёрное ухо» входит в обязательную программу по литературе.
Гавриил Троепольский родился 29 ноября 1905 года в селе Ново-Спасское-на-Елани (сейчас Новоспасовка Грибановского района Воронежской области) в семье священника Николая Троепольского. В 1930 году главу семьи расстреляли.
Гавриил Троепольский работал сельским учителем, затем агрономом и селекционером. Первый рассказ писателя был опубликован в 1937 году под псевдонимом Т. Лирваг. После 1953 года, когда в мартовском номере журнала «Новый мир» были напечатаны его рассказы, он посвятил себя литературе и переселился в Воронеж. Большой успех и признание к Троепольскому пришли после выхода повести «Белый Бим Чёрное ухо» в 1971 году, когда писателю было 66 лет.
Троепольского не стало 30 июня 1995 года. Похоронен на Коминтерновском кладбище. На доме № 8 по улице Чайковского в 1996 году установлена мемориальная доска в память о Троепольском. В этом доме писатель жил с 1959 по 1995 год.
В Воронеже живут две дочери писателя. Однако, как и их отец, интервью они не дают, а советуют читать произведения Гавриила Николаевича тем, кто хочет узнать о нём.
ПЯТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГАВРИИЛА ТРОЕПОЛЬСКОГО, которые нужно прочитать
В материале использованы данные из книг «От великого до смешного. Гавриил Троепольский» Владимира Елецких, «Кудесник «Белого Бима». Воспоминания о Г.Н. Троепольском».
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Видео
—Музыка
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Вот нашел интересный рассказ о создании одного из любимейших фильмов. Смотрю его очень редко и кусками, печальный фильм. Лишнее подтверждение, что наши самые верные друзья именно собаки, а не люди.
За 35 лет, я ни разу не досмотрел этот фильм до конца.
…к маленьким людям, которые будут потом взрослыми. Слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми».
— Слова автора книги Гавриила Николаевича Троепольского ко всем читателям «Белый Бим Черное ухо
Обстоятельства создания повести и одноименного фильма стали уже историей. В Областном архиве хранится номер газеты «Коммуна» за 23 сентября 1977 года. Здесь помещена восторженная статья писателя Виктора Попова – фактически первая рецензия на фильм. Это было спустя шесть лет после первой публикации повести в журнале «Наш современник». И «Белый Бим — Черное ухо» стал, как сейчас принято говорить, бестселлером.
Первое книжное издание знаменитой повести. Текст был сдан в набор для издательства «Советский писатель» в марте 1972 года. Автор посвятил повесть Александру Трифоновичу Твардовскому, в большинстве последующих изданий это посвящение отсутствует.
В 1971 году вышла в свет книга воронежского писателя Гавриила Троепольского, в которой он поведал сентиментальную историю преданного хозяину пса, неожиданно попавшего в беду. Хозяина, Ивана Ивановича, бывшего журналиста, а ныне философствующего охотника и военного, из-за беспокоящего осколка в груди внезапно увозят на операцию в московскую больницу.
Собака в поисках хозяина встречает множество людей, добрых и злых, старых и молодых, и все они описываются глазами собаки, сквозь призму ее восприятия.
Конец повести трагический: пройдя многие испытания и почти уже дождавшись возвращения своего хозяина, Бим погибает, став жертвой предательства и наговора со стороны соседки.
Сразу после первой публикации повести в журнале «Наш современник» она стала, как сейчас принято говорить, бестселлером. И ею заинтересовался режиссер Станислав Ростоцкий, снявший к тому времени такие известные киноленты, как «Дело было в Пенькове», «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие».
Станислав Иосифович сам написал сценарий по книге и вскоре приступил к натурным съемкам, которые, кстати, проходили в Калуге.
Однако готовясь к съемкам «Белого Бима», режиссеру пришлось столкнуться с трудностями.
Начало съемок откладывалось три года – то на студии им. М.Горького требовали внести правку в сценарий, то пришлось ждать, когда освободиться актер Вячеслав Тихонов (в роли Бима, Ивана Ивановича, Ростицкий видел только «Штирлица»), то режиссер вдруг пожалел актеров-собак… С последним фактом связана занимательная история.
«Белый Бим Черное ухо» — единственный советский фильм тех лет, который полностью снимался на дорогущей пленке «Кодак». У отечественной «Свемы» была крайне малая чувствительность, и, чтобы на экране было четкое изображение, актеров «жарили» мощными софитами.
Но артисты-то привыкли: «Они знали, на что шли, когда соглашались сниматься», — жестко резал Ростоцкий, а вот собак режиссеру оказалось жаль. Ради того, чтобы четвероногие исполнители не мучались на площадке от жары и яркого света, Станислав Иосифовч долго выбивал из начальства деньги на покупку чувствительной кодаковской пленки. И выбил – аж четырехкратный запас. Лишь после этого начались съемки.
На роли в двухсерийном фильме Ростоцкий пригласил известных актеров. Вячеслав Тихонов сниматься согласился с большим удовольствием, ибо к тому времени ему уже осточертел намертво приклеившийся ярлык штандартенфюрера Отто Штирлица. И образ добродушного хозяина собаки пришелся как нельзя кстати.
Тихонов сниматься согласился с большим удовольствием
А вот с образом Бима режиссеру пришлось помучиться. В книге собака описана как шотландский сеттер, родившийся «с браком», неправильным окрасом – вместо черного он был белым с рыжим крапом, только ухо и одна лапа черные. Эксперт-кинолог Виктор Сомов, работавший в картине, предложил заменить шотландских сеттеров английскими, подходящего окраса.
Особенно способным оказался Степка, который участвовал в наиболее ответственных сценах.Самой сложной сценой на съемках стал эпизод, в котором у Ивана Ивановича случается сердечный приступ. Псу предстояло сыграть ласку, заботу, сочувствие к своему больному хозяину, тревогу о его здоровье. Даже Станислав Ростоцкий, который был в восторге от актерского таланта Степы («Он настолько умен, что, кажется, читает сценарий», — однажды обмолвился режиссер), сомневался, что собаке это под силу.
Задача осложнялась тем, что съемки надо было уложить в один дубль – собака не может, как человек, раз за разом играть чувства по заказу. Решение предложил кинолог Виктор Сомов.
— Собаки всегда правдивы в своих поступках, — рассказывал он в одном из интервью. – Поэтому было необходимо, чтобы Бим истинно любил и волновался за своего «хозяина» — актера Тихонова.
Затем на короткое время их разлучили и Бима на охоту не брали. Теперь момент встречи Бима с В. Тихоновым должен был выплеснуть все его собачьи чувства. Съемка была ответственной, так как дубля получить невозможно. Сцену репетировали без Бима, и когда все было готово, впустили собаку. Как все получилось, вы видели на экране
В этом фильме многие сцены делали без репетиций, так как для них собаку приходилось долго специально готовить и дрессировать только на один раз. Интересная была работа. Приходилось постоянно проявлять изобретательность и находчивость, основанные на знании психологии собак, с которыми в течение жизни мне приходилось встречаться. Было необходимо учитывать и особенности характера главного героя — Бима.
Главным героем ленты была, несомненно собака. И именно сеттера Ростоцкий подбирал долго и тщательно, устраивая многочасовые кастинги. В итоге были отобраны два претендента – английский сеттер Стив (он же Степа) и его дублер Денди.
Денди появляется на экране совсем ненадолго, но очень ярко: в сцене, где Бим застревает лапой в железнодорожной стрелке и отчаянно смотрит на огни мчащегося на него поезда. Говорят, два года спустя, когда «Белый Бим» был выдвинут на «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм», американцы аплодировали этому эпизоду стоя.
Станислав Ростоцкий предложил Владимировой роль злодейки в фильме «Белый Бим Черное Ухо». Актрисе предстояло сыграть тетку, которая довела бедную собаку до погибели. Будто предчувствуя недоброе, Валентина Харлампиевна долго отказывалась, но потом сжалилась над режиссером. Он попал с выбором в точку, она действительно блестяще сыграла эту роль. Но никто не предполагал, что фильм станет кассовым, а Белый Бим превратится в четвероногого героя и над его судьбой будут рыдать миллионы.
– После выхода этой ленты со мной перестали здороваться даже соседи! – с горечью вспоминала актриса. – Приходило множество писем от зрителей, которые спрашивали, за что же я так не люблю собак. А однажды, когда я пришла на творческий урок с учащимися одной из школ, они наотрез отказались со мной встречаться. К сожалению, люди стали олицетворять меня с этой злодейкой, думали, что я и правда мучаю собак!
Когда преследования соседей и знакомых стали напоминать травлю, Валентина Харлампиевна, чтобы доказать, что на самом деле любит животных, завела собаку. После чего зареклась играть отрицательные роли. Но режиссеры уже поняли, что Владимирова – мастер перевоплощения.
А в роли Даши, чуть было не ставшей новой хозяйкой Бима, снялась Ириша Шевчук – молодая актриса, знакомая режиссеру по роли в его же «А зори здесь тихие…» (там Ирина сыграла Риту Осягину).
В 1978 году картина «Белый Бим – Черное ухо» была выдвинута на соискание премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и стала обладателем Главного приза на МКФ в Карловых Варах (Чехословакия).
Впрочем, это всего лишь дна из околокиношных легенд. Как бы то ни было, «Белый Бим» стал одним из самых пронзительных детских и одновременно взрослых фильмов советского кино. «А жизнь идет, идет потому, что есть надежда, без которой отчаяние убило бы жизнь. Сейчас зима, но я знаю – обязательно будет весна, и будут подснежники. Я знаю, я верую…» (Иван Иванович).
Памятник Биму в Воронеже был установлен перед зданием театра кукол «Шут» осенью 1998 года в честь литературного героя Белого Бима из книги воронежского писателя Гавриила Николаевича Троепольского «Белый Бим Черное Ухо». Авторы памятника Биму в Воронеже – воронежские архитекторы И. П. Дикунов и Э.Н Пак.
Памятник Биму в Воронеже не имеет ни постамента, ни фундамента, он просто стоит на мостовой. Несмотря на это, вокруг него собирается огромное количество детей и взрослых для того чтобы подойти к псу, обнять его, погладить по голове и сфотографироваться. Для абсолютного сходства с собакой Троепольского, литературного героя изготовили из нержавеющей стали с приделанным бронзовым ухом. Металлический пес сидит в позе, в которой обычно добрые, умные и верные собаки ждут отошедшего на время хозяина.
Белый Бим чёрное ухо
Алексей Керис
Ты видишь товарищ, что годы проносятся мимо
В последнее время всё стало привычно и глухо,
А знаешь товарищ, я взял к себе белого Бима
Того, у которого чёрное ухо.
Вся ночь пролетает в дремотных пустых разговорах
Попутчики снова о бабах, деньгах и о рангах,
И каждый из них растворится в российских просторах
Сойдя в незнакомых районах пустых полустанков.
Пусть поездом скорым проносятся снежные зимы,
Пусть прожитых лет отголоски доносятся глухо
Пусть в жизни всегда будет место для белого Бима
Того, у которого чёрное ухо.
Гавриил Троепольский и его Белый Бим
29 ноября исполняется 115 лет со дня рождения писателя, драматурга и сценариста Гавриила Николаевича Троепольского (1905–1995), воронежца, прожившего долгую жизнь, подарившего любителям русской словесности немало произведений. В частности, повести и рассказы «В камышах», «Прохор семнадцатый и другие», «У Крутого Яра», «Митрич», «Соседи» и другие. Более прочих завоевала сердца читателей 300-миллионной Страны Советов повесть про замечательного пса «Белый Бим Чёрное ухо», над страницами которой плакали многие, переизданной десятки, если не сотни раз, переведённой на два десятка языков мира. По словам автора, «это слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми».
Если мы плачем над одним, читаем одно и поём одно, то мы есть единое.
Повесть, которую автор посвятил Александру Твардовскому, была опубликована не в «Новом мире», где Твардовский был главным редактором, а в журнале «Наш современник», в первых двух номерах за 1971 г. Через год она вышла отдельной книгой в издательстве «Советский писатель». За повесть «Белый Бим Чёрное ухо» Троепольский в 1975 г. был удостоен Государственной премии СССР.
«Дружба и доверие не покупаются и не продаются», – говорит нам Г. Троепольский.
Никого не оставляет равнодушным эта история о дружбе и преданности, о добре и зле.
В книге показан мир людей глазами Бима. «Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни. Когда благородство души – само собой разумеющееся состояние» – так гласит авторский текст.
Трагизм в том, что сеттер Бим, пройдя ряд невзгод и лишений, погибает, став жертвой предательства и наговора со стороны соседки по подъезду, желающей избавиться от присутствия во дворе собаки. Хозяин, бывший журналист, участник и инвалид Великой Отечественной войны, ныне писатель, одинокий пенсионер Иван Иванович, приезжает за псом в приют, куда того поместили после отлова, но находит друга уже мёртвым.
Троепольский имел основания с болью сказать: «Когда собаки теряют надежду, они умирают естественно – тихо, без ропота, в страданиях, неизвестных миру… Нет на земле ни единого человека, который слышал бы, как умирает собака. Собаки умирают молча».
Повесть во многом автобиографична, Троепольский сам был владельцем красавца-сеттера по кличке Лель, обладателя многих собачьих наград.
Гавриил Троепольский со своим сеттером Лелем
В 1977 г. Станислав Ростоцкий снял по книге одноимённую двухсерийную кинодраму, которая стала победителем многих кинофестивалей и номинировалась на премию «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм» в 1979 г., как и фильм Ростоцкого «. А зори здесь тихие» (в 1973).
В «Белом Биме» Ростоцкий снова снял в главной роли актёра Вячеслава Тихонова, которого считал своим талисманом и старался снимать везде, где мог. В этом фильме Тихонов – Иван Иванович, писатель-фронтовик, хозяин Бима.
Актёры В. Тихонов, И. Рыжов и сеттер Стив в фильме С. Ростоцкого «Белый Бим Чёрное ухо»
Весьма трогательный, порой невыносимый для впечатлительных зрителей фильм «Белый Бим Чёрное ухо» предвосхитил некоторые нынешние кинопроизведения о взаимоотношениях человека и прирученных им питомцев. Белый Бим Ростоцкого – это Хатико середины 1970-х.
Бим. Кадр из фильма С. Ростоцкого «Белый Бим Чёрное ухо»
Интересный факт: поскольку требуемый окрас у породы Бима — шотландских сеттеров, а именно у сеттер-гордонов, встречается крайне редко, потому в фильме главного героя играют два английских сеттера — Стив (Стёпа) и его дублёр Денди.
Съёмки фильма проходили в Калуге. Музыку написал Андрей Петров. В 1978 г. по опросу журнала «Советский экран» картина, которую посмотрели 23 млн зрителей, была признана лучшим фильмом года. Работа С. Ростоцкого, В. Тихонова и оператора В. Шумского в этом фильме была удостоена Ленинской премии. Картина получила призы на Международном кинофестивале в Карловых Варах. По Центральному телевидению фильм впервые был показан в августе 1980 г.
Цитируем повесть: «Бим и раньше относился к детям особо, а теперь он окончательно уверился, что маленькие люди все хорошие, а большие бывают разные, бывают и плохие. Он, конечно, не мог знать, что маленькие люди потом становятся большими и тоже разными, но это – не собачье дело рассуждать, как и почему из маленьких хороших вырастают большие плохие люди…»
Приведём два примера из сонма художников, иллюстрировавших повесть про Белого Бима.
Книжный график, уроженец Киева (1937), закончивший Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде, заслуженный художник России Анатолий Слепков, автор иллюстраций к произведениям Андерсена, Пушкина, Гоголя, Толстого, Чехова, Шолохова, Гайдара, Абрамова, оформил книгу «Белый Бим Чёрное ухо», выпущенную издательством «Детская литература» в 1979 г. Верно отмечают, что Слепков удивляет мастерством передачи образа литературного героя, и это сразу видно при первом же знакомстве с его работами.
Иллюстрации А. Слепкова к повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»
Особо выдающимися представляются линогравюры белгородского графика Станислава Косенкова (1941–1992), снискавшего всесоюзные и европейские лавры своими большими циклами иллюстраций к произведениям Достоевского, Лескова, Пушкина. Косенков в 1982 г. оформил большую книгу издательства «Известия» — Г. Н. Троепольский, Повести. Рассказы, Сер. Библиотека «Дружбы народов». К повести «Белый Бим Чёрное ухо» он, в частности, сделал пять гравюр, в характерной для него экспрессивной и одновременно вдумчивой манере, бережной, любовной и трогательной.
Иллюстрации С. Косенкова к повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо». Специально для нашей публикации эти графические работы подготовила в электронном виде дочь художника Мария Косенкова, сотрудник Белгородской мастерской-музея заслуженного художника РСФСР С. С. Косенкова.
Интересно, что в образе Ивана Ивановича, хозяина Бима, график изобразил портрет выдающегося курского прозаика Евгения Носова (1925–2002).
Иллюстрация С. Косенкова к повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»
5 сентября 1998 г. в Воронеже во время праздника города на площади перед входом в местный Театр кукол «Шут» Биму был открыт памятник работы местных скульпторов — лауреатов Государственной премии России Эльзы Пак и Ивана Дикунова. Авторы начали работу над ним в 1985 г. на собственные средства. Фигуру отливали в Пензе. Троепольский консультировал мастеров и давал советы по созданию памятника, но до его установки, увы, не дожил.
Памятник Белому Биму в Воронеже
«И в тишине уходящей осени, овеянный её нежной дремотой, в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всём этом – слово…»