белый дом кыштым история
Достопримечательности Кыштыма: Усадьба Демидовых «Белый дом» и ее тайны
Определение «Белый дом» в отношении данной усадьбы не соответствует ее масштабности, красоте и некогда богатому внутреннему убранству, если только не проводить сравнение с Вашингтонским тезкой. Безусловно, это настоящий дворец, который бы не затерялся даже на улицах столичных городов соответствующей эпохи. В современном Кыштыме комплекс выглядит несколько помпезно и выделяется из общего архитектурного ансамбля города.
Строительство
Понятно, что именно этого и добивались прежние владельцы «Белого дома». И надо сказать, что весьма преуспели в своем желании. Даже несмотря на все признаки запустения, здание производит сильное впечатление. В нем до сих пор угадываются признаки богатства и роскоши, которые стремились показать хозяева. Для этого здание с годами реконструировалось и достраивалось при участии лучших архитекторов.
Основатель усадьбы Никита Демидов выбрал для строительства центр Кыштыма. Случилось это в 1757 году. Будущее строение возводили на высоком берегу заводского пруда. Сохранилось описание усадьбы от 4 ноября 1762 года: «При оном же заводе имеется дом господский о двух апартаментах, складен собственными же господина Демидова крестьянами из камня и кирпича, в коем дому двор, вокруг обнесён каменной стеною…»
Предположительно проект первого варианта готовил архитектор Матвей Казаков. Каменное здание было выполнено в стиле барокко и имело в высоту два этажа.
Ворота с оградой XVIII века
Портик с колоннами
Вид на «Белый дом» с берега
Реконструкция
В 1809 году, когда Кыштымские заводы перешли во владение купца Льва Расторгуева, здание реконструировали. Проект на этот раз выполнял архитектор Михаил Малахов. По этому проекту здание подросло на один этаж и раздалось вширь. В его архитектуре появились элементы классицизма. Но и старое здание не исчезло. Оно послужило основой обновленного объекта. Своим сегодняшним обликом здание обязано именно последней реконструкции.
Элемент конструкции
Тайны
Кроме внешних элементов построек, под усадьбой расположилась целая сеть подземных ходов. В наши дни открыты только несколько из них. С большой долей вероятности можно предположить, что в ближайшие годы будут раскрыты еще многие тайны, сокрытые в подземельях.
По одной из версий, в подземных сооружениях усадьбы находилась тюрьма для непокорных рабочих, знатоков мест расположения рудных месторождений и тех, кто мог раскрыть производственные секреты. Упоминается в источниках и о возможной чеканке там фальшивых монет. Есть предположения, что в подземельях могут оказаться сокровища, которые спрятали прежние хозяева в лихие для себя времена.
Усадьба Демидовых с высоты птичьего полета
День сегодняшний
Но все это дела давно минувших дней. В наши дни комплекс обустраивается на современный лад. В прекрасном парке оборудована детская площадка с набором аттракционов. Здесь можно полакомиться мороженым и прохладительными напитками.
Для взрослых посетителей парка имеется возможность пройтись по его аллеям с вековыми деревьями. Посидеть на берегу пруда. Полюбоваться восходом и закатом. Спрятаться в тени деревьев от знойного солнца. А можно повернуться в сторону усадьбы и представить, какая жизнь кипела в стенах этого великолепного здания в прошлые века.
Вид из усадебного парка на Народный дом
Адрес: Кыштым, пл. Карла Маркса, 2.
Координаты: 55.706903 60.534703
Автор: Алексей Герасимов
Фото: Сергей Суворов
Смотрите видео-фильм о Кыштыме и его достопримечательностях на youtube-канале «Наш Урал». Будем рады, прочитать ваши комментарии.
arhistrazh
Группа «АрхиСтраж»
Памятник истории и культуры федерального значения.
Дом построен во второй половине XVIII века. Усадьба расположена в центральной части города на возвышенном берегу заводского пруда рядом с Верхнекыштымским железоделательным заводом (ныне машиностроительном), строительство которого началось в 1757 году.
Усадебный комплекс занимает прямоугольный в плане участок, вытянутый с востока на запад.
Архитектурный ансамбль усадьбы составляют главный дом, два флигеля с башнями, сад и парк, ограда с воротами. Все постройки выполнены из дикого камня и кирпича, оштукатурены.
Доминантой ансамбля является главный дом, расположенный в глубине двора, крыльями которого с севера и юга служат протяженные корпуса флигелей. Над флигелями возвышаются массивные восьмигранные сторожевые башни с высокими шатровыми крышами, увенчанные шпилями на вершине которых, когда-то были металлические флюгера с изображением верблюдов — символов торговли.
Строительство усадьбы началось вместе со строительством Верхне-Кыштымского железоделательного завода.
В ведомости составленной в Кыштымской заводской конторе от 4 ноября 1762 года написано: «При оном же заводе имеется дом господский о двух апартаментах, складен собственными же господина Демидова крестьянами из камня и кирпича, в коем дому двор, вокруг обнесен каменной стеною. ».
Строительство усадьбы, по всей видимости, выполнено по проекту Матвея Казакова, который много строил для Демидовых. Если и не сам Казаков выполнил проект усадьбы, то кто-либо из его круга, использовавший работы прославленного мастера в качестве аналога.
В начале XIX века заводы покупает Л. И. Расторгуев, он перестраивает главное здание усадьбы в классическом стиле. Для реконструкции здания был приглашен архитектор М. П. Малахов. Он переделывает обращённый во внутренний двор фасад главного здания. К южному и северному фасадам были пристроены ризалиты, над центральной частью — мезонин.
Главный фасад дома был украшен четырёхколонным портиком коринфского ордера на стройной аркаде.
Помещения первого и третьего этажей, выполнены по анфиладной системе, парадными залами являются залы третьего этажа, где сохранился каминный зал. Когда рядом с каминным залом был танцевальный зеркальный зал.
В конце XIX века в усадьбе управляющий Кыштымским горным округом П. М. Карпинский создает музей, где собирались коллекции: художественного литья, минералогии, почвенная.
28 июля 1899 года музей посетил Д. И. Менделеев, который восторгался отливками художественного литья.
После 1917 года в главном здании усадьбы размещалось ремесленное училище, школа медсестёр. В годы Великой Отечественной войны здесь размещался эвакуированный из Ленинграда педагогический институт им. Герцена.
В 1979 году в главное здание усадьбы вернули музей, которому в настоящее время передано все здание.
В 1995 году усадьбе присвоен статус памятника федерального значения.В 2000 году начались ремонтно-реставрационные работы главного здания усадьбы, но особо результатов не видно и по сей день. Проект реставрации разработан в Южно-Уральском государственном университете (автор проекта В. Д. Оленьков).
lyutov70
«ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ТЕТРАДИ» Вячеслава Лютова
Путаница с этими Никитами…
С задержкой на два года
Новая гидрология: демидовские каналы…
Вода – один из главных героев горнозаводского строительства. Именно она приводит в движение все заводские механизмы, а ее дефицит неминуемо вел к остановке производства. Поэтому первым делом Никита Никитич-старший принялся за каслинскую и кыштымскую гидрологию, причем, сделал это основательно. В итоге весь демидовский Кыштымский округ словно превратился в уральскую Венецию: получил систему провода воды через естественные озера, реки обросли многочисленными плотинами, там и здесь появились демидовские каналы – канавы-копанки, по которым можно было перебросить воду из одного водоема в другой.
Канал в Кыштыме
Многие протоки были прорыты в середине XVIII века, о чем свидетельствуют документы. В ведомости 1762 года записано: «Для пропуску с Нижне-Кыштымского завода из пруда воды чрез озера с Нижне-Маукский и Каслинский пруды выкопаны в разных местах каналы и укреплены по низким местам плотинки, ибо в помянутом Каслинском пруду было маловодие и на действие фабрик воды недоставало».
Говорят, в былые времена по этим каналам из Верхне-Кыштымского заводского пруда можно было на лодке сплавать из Кыштыма в одну сторону на озеро Увильды, а в другую – на каслинские озера. Это был водный путь в десятки вёрст, созданный трудом сотен людей.
Канал на озере Увильды
Именно плотина – главное инженерное сооружение при заводе – была общей чертой всех старопромышленных уральских городов и центральной осью горнозаводской жизни. «Даже сегодня Кыштымская плотина и водоотвод впечатляют, – пишут исследователи. – Именно по нему вода, стремясь под уклон, набирала силу для вращения водяных колес. Арочный туннель длиной более ста метров, выложен тесаными гранитными блоками, весом каждый более пяти тонн. Перевозка стоила трудов, сравнимых со строительством египетских пирамид. Только в миниатюре. Волокли блоки по 20-30 пар лошадей, запряженных цугом. А чтобы вода не уходила в землю, при строительстве блоки тщательно подгоняли один к другому. Тяжелейшая и в то же время ювелирная работа!».
Водосбросная плотина в Кыштыме
Каждое гидрологическое сооружение имело свой четкий прагматичный характер. Иногда эти объекты решали сразу несколько задач. Например, плотина на Нижне-Кыштымском пруду не только обеспечивала водной силой примкнувший к ней завод. Как поясняет исследователь и краевед А.М. Свистунов, эта плотина служила своеобразным «регулировщиком» уровня воды и в Каслинском заводском пруду, особенно в засушливые годы.
Мостов в Кыштыме более двух десятков. Исторически, все кыштымские мосты были деревянными – это хорошо видно на дореволюционных фотографиях. Дерево было доступным материалом, удобным. Изредка мосты сносило весенним половодьем и ледоходом, но в целом река Кыштымка была спокойнее по нраву, чем ее северные соседи: Синара или Багаряк. К тому же основную водную нагрузку принимали на себя прочные каменные заводские плотины.
Мост у госпиталя в Кыштыме
Лишь в 1960-х годах старые деревянные мосты стали менять на балочные мосты разрезной системы, собранные из железобетона. В Кыштыме таких девять, и они служат связующими магистралями города.
Старейшие мосты Кыштыма – на нынешней улице Садовой: один у демидовской усадьбы, второй – у госпиталя. Мост у Демидовской усадьбы оказался «блуждающим». Рассказывают, что во времена Демидовых первый мост примыкал почти вплотную к Башням. Позднее мост был перенесен на несколько метров, что позволило оформить и расширить площадь и парк перед усадьбой…
Усадьба, рожденная дважды
Именно Григорий Зотов и завершит капитальную реконструкцию демидовской усадьбы, предпочтя классический стиль в архитектуре. После перестройки значительно увеличилась площадь особняка: дом стал на этаж выше, расширился, к южному и северному фасадам были пристроены ризалиты, над центральной частью появился мезонин, а усадьбу украсили колонны и лепнина.
Усадьба Белый дом в Кыштыме
В поисках архитектора
О демидовской усадьбе написано немало, но по-прежнему «белым пятном» остается имя автора реконструкции. Дело в том, что пожар 1830 года уничтожил все документы. Ученые называют нескольких зодчих, которые могли быть причастны к рождению кыштымского шедевра. Так, по мнению искусствоведа М. Зыковой, его замысел мог принадлежать «архитектурному ученику» кыштымского завода тех лет Блинову-Михайлову или хорошо известному на Урале выпускнику императорской академии художеств зодчему Чеботаеву.
Бывший директор Кыштымского музея Л.М. Кузнецова называет имя зодчего Матвея Казакова: «Он много строил по заказу Демидовых в Москве. Вполне возможно, что кыштымский дом проектировал кто-либо из учеников Казакова, используя его работы в качестве основы. В ряде построек на Урале прослеживается именно казаковский стиль».
Наконец, существует легенда, что новый дом строился по замыслу и чертежам безвестного архитектора-каторжника, сосланного за критику царской власти, которого Лев Расторгуев, якобы за большую взятку, вызволил из острога для составления проекта и строительства дворца. После окончания работ зодчего жестоко обманули и снова отправили в Тобольскую тюрьму, хотя ему было обещано досрочное освобождение.
Зато в отношении человека, который уже завершал реконструкцию Белого дома, придав ему современный вид, мнения исследователей сходятся. Им был известный архитектор Михаил Малахов, выстроивший половину екатеринбургских особняков – возможно, он и «доводил до ума» прежнюю демидовскую усадьбу по аналогии с усадьбой Харитоновых-Расторгуевых в Екатеринбурге.
Об этом рассказывал А.М. Раскин в книге о М.М. Малахове: «Между главным домом екатеринбургской усадьбы и Белым домом немало общего. Четырехколонные портики их боковых фасадов почти идентичны, очень близки по пропорциям аркады над центральными портиками. Многие формы Белого дома роднят его и с другими малаховскими постройками, в которых использованы любимые мотивы: двухчастные антаблементы, ступенчатые аттики портиков, лучковые арки, невысокий парапет над карнизом, на который опирается кровля. Ясно, что своим обликом Белый дом обязан Малахову».
Усадьба Белый дом в Кыштыме
Усадьба Харитоновых-Расторгуевых в Екатеринбурге
В истории реконструкции есть еще одна загадка, на которую указывает уральский исследователь В.М. Слукин. Новые хозяева, перекраивая особняк, практически не тронули дворовые службы – например, оставили лабаз под хранение продуктов – большой деревянный «сарай», долгое время напоминавший о Демидовых, и каменные башни, фланкировавшие дом.
Фасады башен, 1840 г.
Новые владельцы оставили демидовские башни еще по одной важной причине. Суть в том, что под ними были подземные тайники – вещь весьма ценная и полезная. Расторгуев, а за ним и Зотов не только сохранят и приведут тайники в порядок, но и добавят свои подземелья…
Подземелий без тайн не бывает – такова природа человеческого восприятия. Вся кыштымская усадьба, по словам спелеоархеолога В.И. Юрина, оказалась пронизана сетью подземелий: от башен к центральному зданию, заводским цехам и даже под заводским прудом. Рассказывали, что заводчик Григорий Зотов мог нежданно-негаданно появляться на заводе – словно из-под земли вырастал.
Заводчикам было что скрывать. Например, они весьма умело обходили законы, занижая, как сказали бы сегодня, налогооблагаемую базу. Часть продукции оставалась неучтенной. Кроме того, Л.И. Расторгуев в обход строжайшего запрета правительства на добычу золота, что являлось государственной монополией, стал добывать его в районе таежной речки Сак-Елги. В 1812 году частным лицам все же разрешили добычу – под строгим правительственным контролем. Но сколько «левого» золота прошло через руки заводчиков, вряд ли кто сможет сказать.
Также есть легенда, что в тайных подвалах (и показывали на подвалы демидовских «сараев») заводчики завели чеканку фальшивой монеты и держали там взаперти, на цепях опытных фальшивомонетчиков. Естественно, свидетели в таких делах не приветствовались…
В.М. Слукин в книге «Тайны уральских подземелий» писал, что подвалы Белого дома имели массивные стены, обложенные кирпичом, а в местах, где пол подвала понижался, открывались подземные переходы. В частности, из господского дома подземелья тянулись к башням и заводскому пруду. Ходы были выложены массивной кладкой из красного кирпича в человеческий рост и имели цилиндрические своды.
Любители подземных приключений, попадая в подвалы, натыкались на разные инструменты, горняцкие каёлки, ветхое тряпье, кости, или на вросшие в землю обрубки мощных стволов с железными кольцами, намертво вделанными в дерево – это одно из немногих сохранившихся орудий пыток. «В глубоком подвале Белого дома жертвы сидели на цепях, дожидаясь своей участи. В кряжистой башне у пруда в подвалах с мощными цилиндрическими сводами была главная пыточная. Отсюда живыми не выходили, а мертвых, зашитых в рогожные кули, бросали в люк. По особому желобу скользили страшные рогожные кули в воду…»
Причины «попадания в подвал» могли быть самыми разными. Еще со времен Демидовых ловили и сажали на цепь, к примеру, рудознатцев, работавших на «чужих», чтобы выведать тайны месторождений. Позднее к ним добавились лица, подозреваемые в промышленном шпионаже в пользу конкурентов. В подземелья попадали и реальные преступники, и тем более отступники от дела, которые «много знали…»
Северная башня
sallem74
sallem74
Памятник истории и культуры федерального значения.
Дом построен во второй половине XVIII века. Усадьба расположена в центральной части города на возвышенном берегу заводского пруда рядом с Верхнекыштымским железоделательным заводом (ныне машиностроительном), строительство которого началось в 1757 году.
Усадебный комплекс занимает прямоугольный в плане участок, вытянутый с востока на запад.
Архитектурный ансамбль усадьбы составляют главный дом, два флигеля с башнями, сад и парк, ограда с воротами. Все постройки выполнены из дикого камня и кирпича, оштукатурены.
Доминантой ансамбля является главный дом, расположенный в глубине двора, крыльями которого с севера и юга служат протяженные корпуса флигелей. Над флигелями возвышаются массивные восьмигранные сторожевые башни с высокими шатровыми крышами, увенчанные шпилями на вершине которых, когда-то были металлические флюгера с изображением верблюдов — символов торговли.
Строительство усадьбы началось вместе со строительством Верхне-Кыштымского железоделательного завода.
В ведомости составленной в Кыштымской заводской конторе от 4 ноября 1762 года написано: «При оном же заводе имеется дом господский о двух апартаментах, складен собственными же господина Демидова крестьянами из камня и кирпича, в коем дому двор, вокруг обнесен каменной стеною. ».
Строительство усадьбы, по всей видимости, выполнено по проекту Матвея Казакова, который много строил для Демидовых. Если и не сам Казаков выполнил проект усадьбы, то кто-либо из его круга, использовавший работы прославленного мастера в качестве аналога.
В начале XIX века заводы покупает Л. И. Расторгуев, он перестраивает главное здание усадьбы в классическом стиле. Для реконструкции здания был приглашен архитектор М. П. Малахов. Он переделывает обращённый во внутренний двор фасад главного здания. К южному и северному фасадам были пристроены ризалиты, над центральной частью — мезонин.
Главный фасад дома был украшен четырёхколонным портиком коринфского ордера на стройной аркаде.
Помещения первого и третьего этажей, выполнены по анфиладной системе, парадными залами являются залы третьего этажа, где сохранился каминный зал. Когда рядом с каминным залом был танцевальный зеркальный зал.
В конце XIX века в усадьбе управляющий Кыштымским горным округом П. М. Карпинский создает музей, где собирались коллекции: художественного литья, минералогии, почвенная.
28 июля 1899 года музей посетил Д. И. Менделеев, который восторгался отливками художественного литья.
После 1917 года в главном здании усадьбы размещалось ремесленное училище, школа медсестёр. В годы Великой Отечественной войны здесь размещался эвакуированный из Ленинграда педагогический институт им. Герцена.
В 1979 году в главное здание усадьбы вернули музей, которому в настоящее время передано все здание.
В 1995 году усадьбе присвоен статус памятника федерального значения.В 2000 году начались ремонтно-реставрационные работы главного здания усадьбы, но особо результатов не видно и по сей день. Проект реставрации разработан в Южно-Уральском государственном университете (автор проекта В. Д. Оленьков).
arhistrazh
Группа «АрхиСтраж»
30 мая 2017 года Госкомитетом охраны объектов культурного наследия Челябинской области совместно с общественным советом при этом комитете была организована поездка в Кыштым для оценки состояния объектов культурного наследия в этом городе. Вместе с представителями местного музея осмотрели и сфотографировали несколько наиболее важных памятников истории и культуры. Первый рассказ о Белом доме.
Усадьба «Белый дом» — главная достопримечательность города Кыштыма.
Собственники: муниципальное образование «Кыштымский городской округ» и ЗАО «Кыштымское машиностроительное объединение».
Пользователь: МБУ «Кыштымский историко-революционный музей».
Местонахождение: г. Кыштым, пл. Карла Маркса, 2
В 1809 году заводы покупает купец Л. И. Расторгуев. Для реконструкции здания был приглашён архитектор М. П. Малахов. Он переделывает обращённый во внутренний двор фасад главного здания. Главный фасад дома был украшен четырёхколонным портиком коринфского ордера на стройной аркаде. Дом стал на этаж выше, расширился. Оформление его обрело уже черты классицизма ― направления, господствовавшего в то время в российской архитектуре. Причем старое здание не было снесено, оно было использовано как основа.
Фасад господского дома из «Атласа» 1840 г. (ГАСО. Ф. 24. Оп. 23. Д. 4992)
План Верхне-Кыштымского завода. 1889
В конце XIX века в усадьбе управляющий Кыштымским горным округом П. М. Карпинский создаёт музей, где собирались коллекции минералов, руд, а также художественного литья. В 1899 году во время своей поездки по Уралу музей посетил Д. И. Менделеев. Он очень восхищался произведениями художественного литья, выставленными в музее.
Вид на усадьбу Демидовых-Расторгуевых с юго-запада. Фото С.М. Прокудина-Горского 1909 г.
Вид усадьбы Белого дома с ближайшими окрестностями. Начало XX в.
После 1917 года в главном здании усадьбы размещалось ремесленное училище, школа медсестёр.
В годы Великой Отечественной войны здесь базировались эвакуированные из Солнечногорска курсы «Выстрел».
1959 год. Фото предоставлено В. Демаковым
1970 год. Фото: М.П. Мочалова
В 1979 году в главное здание усадьбы вернули музей.
Уникальность усадьбы «Белый дом» в том, что это единственная усадьба-завод и единственный особняк дворцового типа, которые сохранились в Челябинской области.
С 2008 года главный дом полностью закрыт на реконструкцию, которая до сих пор не завершена. Флигели, ограда с воротами, парк и сад в заброшенном состоянии.