бенсгиер нурзида валерьяновна биография
Бенсгиер нурзида валерьяновна биография
Нурзида Бенсгиер родилась в Башкирии. «Род моего отца – с Волги, так называемые мешарские татары. Многие татарские семьи целыми деревнями, начиная с 16 века, переселялись дальше на восток, стараясь избежать насильственной христианизации. У мамы тот еще замес – отец ее крымский татарин, его родители в ходе переселений и репрессий оказались на Урале, – рассказывает она о своих корнях. – Родители мои – городские жители, из Свердловска-Екатеринбурга, в деревне выдержали всего два года после моего рождения. Поэтому, если с понятием «национальность» мне, в общем-то, просто определится, то вот с понятием малой родины – как-то затейливо выходит. Для меня родина – это и Екатеринбург, и Башкирия, и Казань – везде есть чувство «дома».
Правозащитница выросла в городской среде, училась в обычной школе. В семье не говорили на татарском языке, но на бытовом уровне они с братом язык знали. Каждое лето их на пару месяцев отправляли в деревню к прабабушке, которая не говорила на русском языке.
Дома была большая библиотека – родители сдавали макулатуру, выменивали книги и привозили их из поездок по Средней Азии. С детства Нурзида очень любит русскую классику. В число любимых писателей входят Бунин, Набоков и Пелевин.
Карьера
С 2002 года работает в некоммерческих организациях (ОО «Национально-культурная автономия татар Свердловской области», Социальный телепроект «Ислам сегодня»; соавтор и инициатор телевизионного проекта «Измерение Н» (в эфире «Областного телевидения» (г. Екатеринбург) о жизни этнических общин области).
С 13 августа 2004 года руководит НП «Межнациональный информационный центр» (Социальное проектирование, реализация общественно-значимых проектов в области гармонизации межнациональных отношений, миграции, СМИ).
К августу 2011 года власти Челябинской области завершили подготовку госпрограммы по добровольному переселению соотечественников из-за рубежа, старт которой намечен на осень. Переселенцы могут рассчитывать на получение гражданства России в упрощенном порядке. Выделив плюсы и минусы программы для иностранцев, член ОКС при УФМС по Свердловской области Нурзида Бенсгиер отметила, что на Урале пока не работает механизм приема мигрантов. Тем не менее запуск таких проектов в перспективе поможет создать новую, более совершенную основу для приезжих из стран СНГ и Европы.
В 2014 году открыла в Екатеринбурге женскую школу для мусульманок, прибывающих на Урал из Средней Азии.
«Защищая права человека нельзя защищать права одних людей и не признавать право на защиту для других, права человека – как парадигма, если ты ее принимаешь, то для тебя нет разницы, кто перед тобой – бездомный, мигрант, гей – перед тобой тот, чье право быть человеком нарушено, ты должен сделать, что можешь, чтобы защитить их, защитить само это право и защитить себя в конце концов», – считает Бенсгиер.
26 июля 2019 года в качестве координатора участвует в организации и проведении общегородского мероприятия OPEN PLOV.
Нурзида Бенсгиер
Нурзида Бенсгиер – исполнительный директор НП «Межнациональный информационный центр», постоянная участница приёмов, организованных генеральным консульством США в Екатеринбурге.
Бенсгиер — этническая татарка, которая ведёт активную общественную деятельность по пропаганде татарского национализма и исламского фундаментализма. В 2014 году она открыла в Екатеринбурге женскую школу для мусульманок, прибывающих на Урал из Средней Азии.
Она работает в некоммерческих организациях с 2002 года (ОО «Национально-культурная автономия татар Свердловской области», Социальный телепроект «Ислам сегодня»; соавтор и инициатор телевизионного проекта «Измерение Н» (в эфире «Областного телевидения» (г. Екатеринбург) о жизни этнических общин области), учредитель некоммерческого партнерства «Межнациональный информационный центр».
Нурзида Бенсгиер — координатор проектов МИЦ, фандрайзер, участник и организатор научных и практических семинаров и конференций по разработке принципов толерантности в медиа и образовательном пространстве города Екатеринбурга и Свердловской области, Пермского края, Челябинской области, решению миграционных проблем, тренер. Член общественно-консультативного совета при УФМС по Свердловской области.
Нурзида Бенсгиер и руководитель Уральской группы «МЕМОРИАЛ» иностранный агент Анна Пастухова
Нурзида Бенсгиер на приёме в честь Дня независимости США 3 июля 2017 года в отеле Хайятт
Нурзида Бенсгиер и директор Ассоциации выпускников американских программ обмена Алексей Боталов
Нурзида Бенсгиер и Юлия Грехнева, НП «Межнациональный информационный центр»
Нурзида Бенсгиер, Юлия Грехнева (НП «Межнациональный информационный центр»), Сергей Беляев («Сутяжник»), Анна Плюснина (АНО «Акцент» — Ресурсный центр для ЛГБТИ) на приёме ГК США в Екатеринбурге в честь Дня независимости Соединённых штатов в 2018 году
«Уральский дом» для мигрантов: как Нурзида Бенсгиер и Ко «прокачивают» религиозный фактор на Среднем Урале
В этом материале проект «Мягкая сила» рассмотрит ситуацию, которая заставляет задуматься о серьезных вещах. Для этого проанализируем цепочку определённых событий, произошедших в Екатеринбурге, который, согласно одному мнению, является «городом бесов», а согласно другому – «городом храбрых».
В первую очередь хотелось бы обратить внимание на два знаковых события 2019 года:
13–17 мая 2019 года – несогласованные массовые выступления молодёжи против строительства Храма Святой Екатерины;
26 июля 2019 года – мероприятие мусульманской общины г. Екатеринбурга «Open Plov» в поддержку строительства соборной мечети.
Удивительно, как много внимания уделяется религиозной тематике в Екатеринбурге — в промышленном городе с большим революционным прошлым. Здесь что ни улица, то революционер!
Бесспорно, вера издавна производила как объединяющие воздействие на людей, так и разделяющее. Но сейчас XXI век, и индустриальный город известен в религиозных кругах не только тем, что здесь расстреляли семью последнего российского императора Николая II. Наш регион никогда (до сегодняшнего дня) не был эпицентром религиозных и межнациональных конфликтов.
Трудно судить, насколько в данной цепочке событий можно разглядеть руку Вашингтона или Лондона, но мы все-таки склонны к версии, что это было не только волеизъявлением народа. И реакция наших «Западных партнеров» на события в Екатеринбурге тому подтверждение.
Протесты вокруг строительства Храма на месте сквера не только всколыхнули общественность, но и привлекли внимание западных СМИ. Одна русская служба британского государственного медиа-холдинга BBC посвятила этим трём майским дням целую подборку новостей.
Трудно представить, что данные новости были сформированы правительством Великобритании без учета мнения и оценок своего единственного официального доверенного лица в регионе – генерального консула Великобритании в г. Екатеринбурге Ричарда Дьюэлла (по совместительству является агентом МИ-6 и продавцом фруктов).
Мероприятие «Open Plov» было гораздо менее захватывающим с точки зрения «экшна», но интерес к нему был огромный. Во многом — благодаря местным СМИ, которые преподнесли данную акцию, как несанкционированный митинг мусульманской общины. Конечно, в итоге всё прошло мирно, но подобные акции говорят о многом. Существует возможность организовать многочисленные выступления отдельных сплоченных сообществ региона и, при необходимости, направить их к нужной цели.
Если в ситуации со сквером и строительством Храма Святой Екатерины трудно обозначить какого-то лидера, готового взять на себя роль переговорщика с властями и остальной общественностью, то в акции «Open Plov» можно выделить такую фигуру.
Кроме того, нельзя не отметить деятельность гражданки Бенсгиер, как общественного активиста, борющегося с современным рабством в среде мигрантов из стран Центральной Азии. В этой борьбе уральскую правозащитницу поддерживает Общественная организация беженцев и вынужденных переселенцев «Уральский дом» в г. Заречный Свердловской области и генеральное консульство Великобритании в г. Екатеринбурге, которое, по-видимому, выделяет фунты стерлинги на работу в среде мигрантов и на поездки в теплые страны (Киргизия, Узбекистан).
Познакомимся с остальными участниками команды «Отклик — партнёрство НКО против принудительного труда и рабства» поближе.
Леонид Гришин
Руководитель Общественной организации беженцев и вынужденных переселенцев «Уральский дом», расположенной в г. Заречный Свердловской области.
Рафаэль Серажидинов
Судя по публикациям в Интернете, он является близким другом и соратником Леонида Гришина.
Юлия Грехнёва
Учредитель НП «Межнациональный информационный центр» и близкая подруга Нурзиды Бенсгиер. На данную гражданку в нашей базе данных имеется досье.
Согласно публикациям на страничке Бенсгиер в социальной сети Инстаграм, 23 августа 2019 года за тарелочкой плова состоялась довольная приятная рабочая встреча руководителей правозащитных организаций Некоммерческое партнёрство «Межнациональный информационный центр» и Общественная организация беженцев и вынужденных переселенцев «Уральский дом» (г. Заречный, Свердловская область) с заместителем генерального консула Соединенного Королевства в г. Екатеринбурге Джуди Кпогхо и вездесущей сотрудницей генконсульства Чесноковой Еленой Владимировной.
Как следует из комментария под фотографией, столь почтенная публика собралась для обсуждения проекта «Отклик» по защите прав работников, попавших в ситуацию трудового рабства, то есть мигрантов.
Как видно из фотографии, встреча проводилась в офисе Общественной организации беженцев и вынужденных переселенцев «Уральский дом» в г. Заречный Свердловской области.
Наверняка НКО, возглавляемая Гришиным, как раз является получателем британского финансирования. А поездка сотрудниц британского консультсва Джуди Кпогхо и Елены Чесноковой выглядит, как очередной «инспекционный» визит.
А если всё так, возникает вопрос: почему Минюст России до сих пор не признал «Уральский дом» иностранным агентом? Ведь и финансирование, и влияние на политику государства в сфере миграции вполне очевидны, даже при обычном просмотре фотоотчётов в Инстаграме.
Фонд Евразия (США)
Если приглядеться, то на одном из таких фотоотчётов даже видно логотип американского «Фонда Евразия», используемого ЦРУ США как инструмент «мягкой силы» в странах Центральной Азии.
Участникам проекта «Отклик» ничего не остаётся, кроме того, как гордиться знакомством с подобными «партнёрами».
Агентство США по международному развитию (USAID)
А на фотографии из этой публикации видно, что в 2010 году «Уральский дом» финансировался Агентством США по международному развитию (USAID), которое является частью разведсообщества США и координируется ЦРУ.
Коротко о том, какие проекты реализует ОО «Уральский дом», сообщает портал subscribe.ru:
«Первым проектом была программа «Адаптивное обучение. Создание условий детям беженцев и вынужденных переселенцев для преодоления школьной адаптации». Суть в том, что в школах постсоветской Центральной Азии сразу же изменился учебный план, например, вместо истории и географии России стали изучать историю и географию Казахстана, а, приехав в Россию, дети, учившиеся в казахстанских школах, существенно отставали по программе. Денег на репетиторов у их родителей не было, поэтому и была подана заявка в Фонд Сороса, чтобы решить данную проблему. Заявка получила одобрение, и были выделены громадные по тем временам деньги – 10000$. «Мы хотели, чтобы наши получили качественное образование и были социально успешными, — поясняет Леонид Гришин. — После того, как мы получили грант, мы провели конкурс среди местных учителей, отобрали самых лучших».
Кратко описав будни гражданки Бенсгиер и её команды, невольно задумаешься, а связано ли столь щедрое поведение расчетливых англичан только с филантропскими порывами правительства Великобритании? Почему оно искренне желает помочь мигрантам из стран с высокой террористической опасностью обрести себя в России? Может ли за этим стоять что-то ещё?
Например, не используются ли региональные общественные организации в качестве барометров социальной напряженности? Точки измерения расставлены иностранной стороной в довольно чувствительных точках нашего общества, таких как:
Последнее, конечно, не имеет отношению к деятельности гражданки Бенсгиер, но относится к работе «Ресурсного центра для ЛГБТ», который тоже не скрывает наличие покровительства посольства Великобритании в Москве.
На наш взгляд, такая версия имеет право на существование, так как известно, что «кто платит, тот и музыку заказывает». Возможно в какой-то момент Западным партнёрам наших «родных» общественных организаций надоест заниматься благотворительностью и они поставят более четкую задачу, например использовать «Open Plov» для консолидации мусульманской общины с целью создания очага протестной напряженности. Кто знает?
Координатора сбора мусульман в центре Екатеринбурга вызвали в прокуратуру
Координатора общегородского мероприятия OPEN PLOV Нурзиду Бенсгиер вызвали в городскую прокуратуру. Визит запланирован на утро 26 июля, сообщила Нурзида 66.RU. По ее словам, сотрудники надзорного органа хотят предупредить о недопустимости лозунгов и каких-либо выступлений во время дегустации плова у мечети на Декабристов.
Коллективную молитву о строительстве Соборной мечети в центре города мусульмане анонсировали утром 25 июля. На мероприятие ожидают 400 человек. После богослужения всех угостят пловом и организаторы расскажут верующим, на каком этапе обсуждение строительства. Горожан, в том числе и представителей других конфессий, также приглашают на мероприятие. Оно начнется в 14:00 на улице Декабристов, 14.
Но надзорные органы усмотрели в собрании несанкционированную акцию. Днем 25 июля появились сообщения, что организаторов накажут за отсутствие согласования, а министерство общественной безопасности уже передало информацию полиции и Росгвардии.
Добиваться строительства Соборной мечети в центре города мусульмане будут только законными способами, утверждает Нурзида. Община обратится к президенту Владимиру Путину и в суд, так как в происходящем верующие усматривают дискриминацию.
Мероприятие OPEN PLOV в общине не считают общественной акцией. «Это просто пятничная молитва, которая не требует согласований. Наша ошибка в том, что мы пригласили других горожан. Но если они придут, мы просто попросим соблюдать этику у стен мечети», — сказала Нурзида Бенсгиер.
В начале июля региональные власти предложили выделить под мечеть полтора гектара земли на Сортировке. При этом мусульмане не собираются отказываться от строительства Соборной мечети в центре Екатеринбурга. Инвестора для строительства районной мечети верующие будут искать после решения вопроса с землей.
Позже мэрия предложила «Уральскому мухтасибату» землю на улице Павловской, непосредственно на выезде на Серовский тракт. «Местоположение, площадь и транспортная доступность предлагаемого земельного участка позволят создать архитектурно значимый объект (религиозный комплекс), способный разместить всех верующих с учетом максимальной востребованности в дни религиозных праздников», — сообщили в горадминистрации.
Мнение Нурзиды Бенсгиер. Нужна ли Екатеринбургу Площадь Мира и Согласия?
На этой неделе рабочая группа в Гордуме Екатеринбурга определилась с тремя площадками для возведения храма святой Екатерины. Локации были выбраны из списка мест, предложенных жителями города. Несмотря на то, что сквер раздора у Драмы также фигурировал в предложениях, и даже занимал третье место, Епархия еще раньше заявила, что отказывается от этого местоположения. В топ-3 площадок вошла и территория под заброшенной телебашней, которую снесли в прошлом году с большим медиа-шумом.
Когда будет опрос жителей по поводу нового участка под кафедральный собор и нужен ли он вообще, мы узнаем не раньше осени. Однако и сейчас становится понятно, что гражданский протест и его результаты разбудили желание отстаивать свои права у совершенно различных групп. Так, например, по самым скромным подсчетам на территории Свердловской области проживает около 400000 мусульман. И они задают логичный вопрос: почему Екатеринбург достоин нескольких кафедральных соборов, а граждане, исповедующие ислам, лишены главной Соборной мечети?
Кто оказался победившим в противостоянии сквер-храм, почему в столице Урала до сих пор нет Соборной мечети и почему ее появление необходимо – в колонке известной правозащитницы Нурзиды Бенсгиер (с сохранением авторского стиля).
В Екатеринбурге, отстаивая сквер, горожане отстояли свое право на участие в решении вопросов по использованию городских пространств не формально, а реально. Это показывает всем возможности при солидаризации и настойчивости, теперь стало меньше поводов говорить, что отстаивание своих интересов бесполезно.
Но с другой стороны забора остались люди, которые мечтали о том, что Собор во имя покровительницы города украсит набережную Исети. Верующие вполне искренне могут считать это прекрасной идеей, воплощением светлых помыслов, местом святого духа, силы и света.
Но была ли победа горожан за сохранность сквера победой большинства? И почувствовали ли защитники идеи храма на набережной себя частью религиозного меньшинства?
Исходя из этого принципа, а также следя за тем, как разворачивается ситуация с поиском другого достойного участка под строительство Кафедрального собора, мусульманское сообщество Екатеринбурга решилось на то, чтобы поднять в публичном пространстве вопрос о возобновлении строительства Соборной Мечети на площади Мира и Согласия в Екатеринбурге.
Тема эта актуальна для городских мусульман с начала 2000 годов. После распада Советского Союза возрождение религиозного сознания коснулось не только христиан; многие этнические мусульмане, ранее ничего или очень мало знающие о религии своих дедов и бабушек, почувствовали желание приобщится к исламу. В то время в городе действовала только одна мечеть в переулке Воронежском. Это был частный дом, в котором молился сам хозяин и его друзья-единоверцы; умирая, хозяин завещал свой дом местной мусульманской общине. Здание сначала получило статус молельного дома, а затем, после реконструкции в соответствии с нормами ислама, стало мечетью.
Поскольку эта была единственная мечеть в городе, она стала называться Соборной мечетью и многие годы принимала в своих стенах огромное количество верующих. Как местных, так и приезжих мусульман, с ближнего и дальнего зарубежья. Первое время из динамика на минарете Мечети звучал азан – но продолжалось это недолго, потому что Мечеть была расположена в жилом районе, буквально стояла в ряду частных домов.
Азан в исламе: призыв к обязательной молитве
На звуки азана пожаловались соседи, их требование было удовлетворено, с тех пор в мечетях Екатеринбурга азан можно услышать только по большим праздникам.
Курбан-байрам исламский праздник окончания хаджа, отмечаемый через 70 дней после праздника Ураза-байрам, в 10-й день месяца Зуль-хиджа в память жертвоприношения Ибрахима, считающегося в исламе пророком
Ураза-байрам (праздник разговения исламский праздник, отмечаемый в честь окончания поста в месяц Рамадан
Еще три молельных дома не могут считаться мечетями. Несмотря на совсем неподходящие условия, эти молельные дома также переполнены каждую пятницу, а в праздники коллективную молитву приходится проводить несколько раз. В каждый из них бОльшая часть прихожан все равно вынуждена молиться на улице, в грязи, под снегом и дождем, при этом вызывая раздражение остальных горожан.
Вместо радости от единения и духа праздника мусульмане чувствуют унижение и негодование.
В то же время, в городе закрыли мечеть «Рахман», расположенную на Уралмаше по ул. Космонавтов на выезде в сторону Верхней Пышмы, которая также принимала большое количество верующих. В разное время молельные комнаты открывались на Таганском ряду, на 4 овощебазе или базе «Урожай», но они также были закрыты под девизом борьбы с экстремизмом.
Еще одна мечеть, возникла на месте прорабской постройки рядом с участком, выделенном под строительство Соборной мечети, расположенного на Т-образном пересечении улиц Декабристов и Чапаева, на берегу Исети. В помещении прорабской сначала молились только строители Соборной мечети, но из-за недостатка мест для коллективных молитв, к ним присоединились другие горожане, место стало популярным благодаря своему расположению в центре города. Место стало сакральным для мусульман, над зданием поставили шпиль с полумесяцем и назвали прорабскую временную мечетью «Нур-Усман». Рядом с мечетью «Нур-Усман» располагается участок, на котором планировалось построить Соборную мечеть, «благословенную» самим губернатором Росселем. Но строительство пришлось приостановить.
Это промедление было вызвано тем, что губернатор Россель, вдохновившись идеей создания Площади Мира и Согласия, и в 2006 году распорядившись передать земельные участки под строительство Храма, Мечети и Синагоги, не принял во внимание то, что эта земля находилась в ведении федеральных органов. Процедура передачи земли в областное пользование заняла долгие годы, что и замедлило активность благотворителей и меценатов, готовых и жертвовавших на строительство Соборной мечети немалые суммы.
Также часть денег поступила из Фонда Губернаторских программ. Эти средства были потрачены на разработку проекта мечети и проектной документации; на участке были вбиты сваи фундамента мечети. Мусульмане ждали получения прав на участок, чтобы продолжить строительство и стать частью Площади Мира и Согласия.
Но когда земля, наконец-то, перешла в распоряжение Свердловской области, начались странные манипуляции со стороны МУГИСО, которые выдвигали разные требования относительно участка земли, выделенного ранее под строительство Соборной мечети. Результатом этих действий стали обращения в суд со стороны МУГИСО, где объектом претензий фигурировала временная мечеть «Нур-Усман», которая подлежит сносу не позднее 19 июля 2019 года. Взамен этой мечети власти предложили мусульманам несколько вариантов участков (все на окраинах города, без соответствующей инфраструктуры, со сложным ландшафтом). Выбирая лучшее из худшего, мусульманское сообщество согласилось на выделенный участок на ул. Технической. Место показалось вполне подходящим под строительство так нужной в том районе мечети. Ведь в микрорайоне Сортировка проживает большое количество приезжих мусульман из Средней Азии. Мечеть стала бы для них своеобразной «буферной зоной», куда мигранты и новые граждане России приходят добровольно и в большом количестве.
Мечети сегодня стали местом адаптации и интеграции, местом, где приезжие прихожане узнают о нормах и правилах поведения в российском обществе, а также осознают свою ответственность за то, что своим поведением формируют имидж мусульманина в глазах граждан другого вероисповедания. Также нельзя забывать и о том, что мечеть ведет большую работу по профилактике экстремизма; сама возможность молиться в мечети, а не в квартирах с непонятными проповедниками, способствует этому. Принимая во внимание все это, участок, выделенный властями под строительство мечети на Сортировке принят мусульманским сообществом города с благодарностью, как только все соответствующие документы будут переданы мусульманам, будет открыт фонд в поддержку строительства и разработан проект новой мечети.
Однако, передав этот участок (в виде компенсации за ликвидацию мечети «Нур-Усман») власти в лице МУГИСО упорно говорят об отчуждение земельного участка, выданного под строительство Соборной мечети. И это несмотря на то, что участок никогда не фигурировал в качестве предмета спора между мусульманами и властями. Этот участок, как объект финансирования Фонда губернаторских программ все еще стоит на балансе области. Между тем, по кадастровому номеру Соборной мечети есть распоряжение городских властей. Само распоряжение есть в управлении мусульман – в мухтасибате. Соборная мечеть изначально стояла и стоит на балансе Фонда губернаторских программ. Никто по ней не судился и вряд ли будет судиться. Получается, землю под строительство Соборной мечети и заложенные средства просто украли у мусульман на глазах у всех. До сих пор на все вопросы о судьбе недостроя, деньгах благотворителей – в том числе, местных предпринимателей, а также простых прихожан – мусульманам не дали внятного ответа. Представители неоднократно задавали этот вопрос Прокуратуре и Следственному комитету, ответа не получили.
Участок на Сортировке вдруг стал фигурировать в СМИ, как земля, выделенная под строительство Соборной мечети. То есть, власти вполне серьезно полагают, что место в часе езды от центра, на окраине Екатеринбурга достойно того, чтобы удовлетворить духовные потребности мусульман города, в котором проживают представители более 160 народов, каждый пятый житель исповедует ислам, а татары и башкиры автохтонное население Свердловской области. Власти города и области высылают мусульман из центра, демонстрируя следование принципам сегрегации и дискриминации. И именно туда, видимо, власти предлагают привозить зарубежных партнеров и инвесторов-мусульман, чтобы ясно показать, как в Екатеринбурге поддерживается уважение к чувствам людей разных наций и религий. Отрадно, что сами горожане так не думают: в комментариях к новостям о Соборной мечети большинство комментариев положительные, часть жителей Екатеринбурга поддерживают идею Площади мира и согласия, еще некоторая часть екатеринбуржцев считает, что Соборная мечеть должна быть недалеко от Кафедрального Собора им. Св. Екатерины.
Между тем, мусульмане Екатеринбурга встретили эту идею крайне неоднозначно. С одной стороны, если в городе действительно недостаточно земли для возведения новых культовых сооружений, мусульмане готовы согласится с идеей переноса Площади Мира и Согласия на Сортировку, и для воссоздания Площади просят власти выделить рядом участок для строительства Кафедрального собора в честь Св. Екатерины – ведь именно так должны работать гарантированные Конституцией РФ принципы равноудаленности религии от государства. С другой стороны, эта декларация не находит подтверждения в реальной жизни. События последних лет ясно и четко показывают отношение местных властей к нуждам мусульманского сообщества Екатеринбурга и Свердловской области, которые год за годом игнорируют потребности мусульманской общины, создавая атмосферу несправедливости и нетерпимости.
Дискриминационное отношение со стороны городских и областных властей вынудило мусульман Екатеринбурга обратиться к Президенту. 20 июня они записали видеообращение, собравшись на месте строительства Соборной мечети на Площади Мира и Согласия. Обращение вызвало большой общественный резонанс, публичная дискуссия протекает на городских форумах и комментариях к новостям о Соборной мечети. У каждого горожанина есть свое мнение по этому поводу, и у каждого есть коллеги, знакомые, друзья или даже родственники мусульмане, для которых этот вопрос актуален.
Будут ли услышаны просьбы и требования мусульман города властями – трудно сказать. Пока представители власти демонстрируют традиционное поведение – игнорируют запросы и нужды общества, а затем сильно удивляются недовольству граждан, решившихся встать на защиту своих прав и свобод.
Интересно и то – найдет ли решительная позиция местных мусульман поддержку в других городских сообществах? Поддержат ли мусульман христиане (борцы за храм) как последователи последователей авраамических вероучений. Или поддержат активные горожане (борцы за сквер) из солидарности противостоять системе и следования либеральным антидискриминационным ценностям.
Как бы ни сложилась ситуация, мусульмане Екатеринбурга открыты для консолидации и взаимодействия в проявлении активной позиции защиты своих прав и намерены твердо отстаивать свое право на возобновление строительства Соборной мечети на Площади Мира и Согласия.