березовик тейковский район церковь история

Березовик

Село Березовик очень важно для верующих людей нашего района, ведь в нем находится крупный храм и два святых источника. Рядом с селом протекает река Вязьма.

Первое упоминание о селе относится к XVIII веку. Тогда в Березовике располагалось несколько дворянских усадьб. Самым крупным и богатым из них было имение Андрея Петровича Хметевского – владельца села, а также предводителя всего дворянства Владимирской губернии.

Близ дворянских усадеб был высажен липовый парк. В настоящее время он потерял былые величие и красоту, сильно зарос кустарником.

березовик тейковский район церковь история. Смотреть фото березовик тейковский район церковь история. Смотреть картинку березовик тейковский район церковь история. Картинка про березовик тейковский район церковь история. Фото березовик тейковский район церковь история

В 1779 году в селе на средства А.И.Хметевского строится теплый храм Происхождения Честных древ. В дальнейшем, когда построили второй этаж (холодный храм в честь иконы «Всех скорбящих радость») и колокольню, храм был существенно расширен.

После революции в Березовике образовали колхоз. Храм закрыли. Многие жители села хоть и под большим риском, но от веры не отказывались, продолжали ходить в крестные ходы. Лишь в 90-х годах XX века в церкви возобновились богослужения. Сейчас силами небольшой группы энтузиастов здесь проводятся ремонтные работы.

березовик тейковский район церковь история. Смотреть фото березовик тейковский район церковь история. Смотреть картинку березовик тейковский район церковь история. Картинка про березовик тейковский район церковь история. Фото березовик тейковский район церковь историяберезовик тейковский район церковь история. Смотреть фото березовик тейковский район церковь история. Смотреть картинку березовик тейковский район церковь история. Картинка про березовик тейковский район церковь история. Фото березовик тейковский район церковь историяберезовик тейковский район церковь история. Смотреть фото березовик тейковский район церковь история. Смотреть картинку березовик тейковский район церковь история. Картинка про березовик тейковский район церковь история. Фото березовик тейковский район церковь история

Неподалеку от храма находятся два источника – в честь Архангела Михаила и Скорбященской иконы Божией Матери. Они имеют ценность для духовной жизни всего Тейковского района. В XIX веке неподалеку от них был обустроен пруд, устланный досками, где обычно проходило крещение. Сейчас на одном из них – Михайловском – обустроена купальня. Рядом с ней стоит небольшая часовня Михаила Архангела.

березовик тейковский район церковь история. Смотреть фото березовик тейковский район церковь история. Смотреть картинку березовик тейковский район церковь история. Картинка про березовик тейковский район церковь история. Фото березовик тейковский район церковь историяберезовик тейковский район церковь история. Смотреть фото березовик тейковский район церковь история. Смотреть картинку березовик тейковский район церковь история. Картинка про березовик тейковский район церковь история. Фото березовик тейковский район церковь историяберезовик тейковский район церковь история. Смотреть фото березовик тейковский район церковь история. Смотреть картинку березовик тейковский район церковь история. Картинка про березовик тейковский район церковь история. Фото березовик тейковский район церковь историяберезовик тейковский район церковь история. Смотреть фото березовик тейковский район церковь история. Смотреть картинку березовик тейковский район церковь история. Картинка про березовик тейковский район церковь история. Фото березовик тейковский район церковь история

Березовик представляет интерес не только для истории и духовного наследия Тейковского района, но и экологическую ценность для всей Ивановской области.

Источник

ТАЙНЫ БЕРЕЗОВСКИХ ДВОРЯНСКИХ УСАДЕБ

березовик тейковский район церковь история. Смотреть фото березовик тейковский район церковь история. Смотреть картинку березовик тейковский район церковь история. Картинка про березовик тейковский район церковь история. Фото березовик тейковский район церковь история

2014 год стал насыщенным по круглым датам. В стране отмечали 200-летие со дня рождения великого поэта М.Ю. Лермонтова. Все это тесно переплетено с Годом культуры. Словом, был хороший повод после нескольких лет перерыва провести краеведческие чтения «История Тейкова в лицах». И они прошли в Дни российской культуры.

Научно-исследовательская часть чтений проходила в музее истории г. Тейково, продолжилась концертом в музыкальной школе и завершилась экскурсионной поездкой в село Березовик, где располагалась когда-то усадьба Хметевских. Организатор мероприятий – директор музея истории г. Тейково И.Ю. Черемушкин при поддержке отдела социальной сферы администрации г. Тейково и личной поддержке депутата областной думы В.В. Нетесова.

Предводитель дворянства жил в Березовике

Наверное, многие знают село Березовик, расположенное примерно в 20 километрах от Тейкова. Сегодня это совсем маленькое село. Примечательно оно тем, что там находится святой источник Казанской иконы Божией матери. В крещенские дни к нему съезжаются со всей округи, и желающих окунуться в освященную купель великое множество. Старую купальню вскоре обещают переделать, обновить, улучшить. Этим занимается группа прихожан Свято-Никольского кафедрального собора под духовным руководством настоятеля храма протоиерея Павла Пономарева. Эти люди, а еще ребята из клуба «Возрождение» профлицея №24 под руководством С.П. Садовникова не один год занимаются восстановлением березовского храма. Это величественное сооружение со множеством приделов в былые времена было красивейшим храмом во всей округе. Прихожан было много. Сюда шли служить Богу со всех окрестных деревень, которых ныне и в помине нет. Были там и настоящие дворянские усадьбы, самой богатой и известной из которых была усадьба предводителя дворянства Владимирской губернии Андрея Петровича Хметевского.

В последнее время это имя часто упоминается в связи с передачей списка с иконы «Явление Божией Матери князю Андрею Боголюбскому» из городского музея в храм святителя Николая. Именно эта икона, по словам специалистов, в 1831 году, когда в Тейкове свирепствовала холера, спасла людей. Список был заказан в Боголюбском монастыре графом А.П. Хметевским, и с ним был совершен крестный ход вокруг села. Крепкая вера и молитва спасли тогда людей.

Но не только этим прославился А.П. Хметевский. О его жизни подробно рассказал в своем докладе директор музея И.Ю. Черемушкин. Андрей Петрович Хметевский за службу Отечеству был пожалован особым монаршим благословением. Он являлся членом Земского общества и состоял во Владимирском ополчении. В Тейкове оборудовал лазарет во время эпидемии холеры в здании бывшей фабрики купца Павлова. Так участники конференции познакомились с интересной фигурой своего времени. Было и неприятное событие в судьбе графа. Дворяне Владимирского уезда вздумали возмутить спокойствие некими беспорядками, за что Андрей Петрович был разжалован из предводителей. Некоторые занимательные детали из сельской жизни знаменитого графа и соседствующего с ним барина «средней руки» (тогда богатство определялось подушевым владением) Якова Чернавина рассказала участникам чтений преподаватель, кандидат филологических наук Татьяна Николаевна Головина.

Записки из семейного архива

Если будет то угодно Господу

Время собирать камни

Люди жили верой, и это их спасало. Пример избавления от моровой холеры благодаря вере, молитве очень показателен в этом смысле. Отступление от Бога, которому подверглась наша страна, – это отступление от основ жизни.

Восстановление храма в селе Березовик и мест захоронений – это «вклад материального в нематериальное». Понятно, что стоит за этими словами.

О знаменитых земляках, известных личностях, прославивших наш край, рассказывали и другие докладчики. Так, об имении Челищевых в селе Думино рассказал редактор суздальской газеты «Вечерний звон», заслуженный работник культуры Юрий Васильевич Белов. Имение в Думино не сохранилось. Владелицей его была актриса Малого театра Анна Бренко (сценический псевдоним). Ее московский театр был продан за долги. Ныне это театр наций, художественным руководителем является Евгений Миронов. Родительский дом Челищевых находится на территории Суздальского кремля.

Директор Тейковской городской библиотеки М.Ю.Бутов напомнил слушателям о знаменитом нашем земляке – иконописце Тимофее Медведеве. Талантливый художник родом из Тейкова. Владелец села граф А.И. Мусин-Пушкин устроил его у себя в Москве (сохранились письменные свидетельства). В храмах Тейкова не сохранились росписи руки Тимофея Медведева. Есть версия, что взорванный Троицкий храм расписывали сыновья Медведева. М.Ю. Бутов считает, что в Тейкове пора увековечить имя известного земляка, хотя бы в названии какой-нибудь улицы.

Гений живет в музыке

Алексею Станчинскому была посвящена вторая часть краеведческих чтений, которая проходила в музыкальной школе. О творчестве композитора рассказала сотрудница музея Т.М. Виноградова. Станчинский родился и рос в селе Оболсуново. Потом семья переехала в Смоленск, позже – в Клин, Москву. Его учитель музыки С. Танеев называл Алексея лучшим своим учеником. Станчинский прожил недолгую жизнь, в 26 лет трагически погиб.

Музыку композитора исполнил приглашенный из Москвы пианист, лауреат международных конкурсов, доцент Московской консерватории Александр Малкус. С народным армянским пением слушателей познакомила певица Марлена Мош. На концерт были приглашены учащиеся музыкальной школы.

Краеведческие чтения продолжились на следующий день экскурсионной поездкой в село Березовик, где гости смогли воочию посмотреть на те места, в которых жили и трудились герои тейковской истории.

Источник

Берёзовик. Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Карта и ближайшие объекты

березовик тейковский район церковь история. Смотреть фото березовик тейковский район церковь история. Смотреть картинку березовик тейковский район церковь история. Картинка про березовик тейковский район церковь история. Фото березовик тейковский район церковь история

Статьи

Мощный двухэтажный основной четверик церкви завершен выпуклой четырехгранной кровлей, над которой поднимается чешуйчатая луковичная главка с перехватом на небольшом цилиндрическом световом барабане. К четверику примыкают почти равные ему по ширине и на немного пониженные полукруглый алтарь и прямоугольная трапезная. С запада композицию замыкает трехъярусная колокольня под крутой граненой кровлей с люкарнами. Пристройки к колокольне несколько нарушают строгую осевую симметрию здания.

Березин, Добронравов, 1898, с. 222-223. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 259-261

Строительство храма проходило в три этапа. В 1779 году на средства помещика А.И. Хмелевского вместо старой деревянной церкви был построен теплый храм Происхождения Честных древ с приделом Михаила Архангела. В 1809 году был надстроен второй этаж — холодный храм с престолом во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Также на средства прихожан была построена колокольня. В первой половине XIX века с южной стороны колокольни двухэтажная сводчатая палатка, а с северной — крытое крыльцо, ведущее в верхнюю церковь.

В 1854 году храм становится четырехпрестольным — в память первого сельского храма на втором этаже помещицей Н.И. Чихачевой был устроен придел св. Николая Чудотворца.

Вытянутый равновысокий силуэт здания нарушается лишь четвериком, возвышающимся над апсидой и трапезной на высоту карниза. Оба этажа церкви состоят из практически одинаковых частей: алтаря, непосредственно храма и трапезной. Соответствующие друг другу помещения обоих этажей близки по размерам и практически совпадают в плане, но своды холодного храма существенно выше. На второй этаж ведут два входа: через отдельный вход с северной стороны здания и через помещение нижнего яруса колокольни и трапезной. Для размещения отопительных печей предназначался подвал, расположенный под южной частью трапезной. В комплекс также входит одноэтажная кирпичная церковная сторожка, расположенная к северо-западу от Скорбященского храма.

Богослужения в храме прекратились в 1937 году, а решением облисполкома от 6 июля 1940 года храм был закрыт и стал использоваться в качестве склада. Возрождение храма началось 8 ноября 1998 года освящением престола в честь Казанской иконы Божией Матери на первом этаже храма. Распоряжением Правительства Ивановской области от 26.01.2001 № 7-рп храмовый комплекс села Берёзовик (Скорбященская церковь и церковная сторожка) включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия в качестве ансамбля местного значения.

Источник

Церковь иконы Божией Матери « Всех скорбящих Радость»

Строительство храма проходило в несколько этапов. В 1779 году на средства помещика, Надворного Советника Андрея Ивановича Хметевского вместо старой деревянной церкви был сооружён одноэтажный тёплый храм в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня с придельным престолом во имя Архангела Михаила.

Спустя несколько лет в расположенной неподалёку деревеньке Гридкино случилось чудесное явление Божией Матери. В память об этом событии в 1809 году церковь средствами прихожан обретает второй этаж — холодный храм с престолом во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Одновременно с этим к храму была пристроена каменная трёхъярусная колокольня.

В первой половине XIX века с южной стороны колокольни двухэтажная сводчатая палатка, а с северной — крытое крыльцо, ведущее в верхнюю церковь.

В 1854 году храм становится четырёхпрестольным — в память первого сельского храма на втором этаже тщанием помещицы Натальи Ивановны Чихачёвой был обустроен придел Святителя и Чудотворца Николая.

Вытянутый равновысокий силуэт здания нарушается лишь четвериком, возвышающимся над абсидой и трапезной на высоту карниза. Оба этажа церкви состоят из практически одинаковых частей: алтаря, непосредственно храма и трапезной. Соответствующие друг другу помещения обоих этажей близки по размерам и практически совпадают в плане, но своды холодного храма существенно выше. На второй этаж ведут два входа: через отдельный вход с северной стороны здания и через помещение нижнего яруса колокольни и трапезной. Для размещения отопительных печей предназначался подвал, расположенный под южной частью трапезной.

В комплекс также входит одноэтажная кирпичная церковная сторожка, расположенная к северо-западу от Скорбященского храма.

Богослужения здесь прекратились в 1937 году, а решением облисполкома от 6 июля 1940 года храм был закрыт и стал использоваться в качестве склада.

березовик тейковский район церковь история. Смотреть фото березовик тейковский район церковь история. Смотреть картинку березовик тейковский район церковь история. Картинка про березовик тейковский район церковь история. Фото березовик тейковский район церковь история

березовик тейковский район церковь история. Смотреть фото березовик тейковский район церковь история. Смотреть картинку березовик тейковский район церковь история. Картинка про березовик тейковский район церковь история. Фото березовик тейковский район церковь история

березовик тейковский район церковь история. Смотреть фото березовик тейковский район церковь история. Смотреть картинку березовик тейковский район церковь история. Картинка про березовик тейковский район церковь история. Фото березовик тейковский район церковь история

березовик тейковский район церковь история. Смотреть фото березовик тейковский район церковь история. Смотреть картинку березовик тейковский район церковь история. Картинка про березовик тейковский район церковь история. Фото березовик тейковский район церковь история

Возрождение святыни началось 8 ноября 1998 года освящением престола в честь Казанской иконы Божией Матери на первом этаже храма. К сожалению, страницы истории несколько перепутались, и старинное название во имя иконы «Всех скорбящих Радость» было изменено.

Источник

Березовские доброхоты

березовик тейковский район церковь история. Смотреть фото березовик тейковский район церковь история. Смотреть картинку березовик тейковский район церковь история. Картинка про березовик тейковский район церковь история. Фото березовик тейковский район церковь история

Березовские доброхоты запись закреплена

Работы по восстановлению храма и обустройству источников ведутся прихожанами с Божией помощью и с Вашей поддержкой. Благодарим Вас за помощь!

У кого есть возможность и желание потрудиться во славу Божию тел. 89050582439, 89051558596; или в ЛС администратору

Работы проводятся по субботам.

березовик тейковский район церковь история. Смотреть фото березовик тейковский район церковь история. Смотреть картинку березовик тейковский район церковь история. Картинка про березовик тейковский район церковь история. Фото березовик тейковский район церковь история

Березовские доброхоты запись закреплена

У СВЯТОЙ ЧАШИ. Рассказ.

Эта история произошла не так давно в одном из храмов Петербурга. За Божественной литургией в воскресенье, во время причащения мирян, внимание молящихся привлек небольшой светловолосый мальчуган, стоявший вблизи алтаря. Он внимательно смотрел на причастников и время от времени заливался звонким детским смехом. Его одергивали, пытались урезонить, но тщетно. С окончанием причащения прекратилось и необычное поведение мальчика.
Показать полностью.

Удивленные до крайности родители стали расспрашивать, почему он смеялся, и вот что услышали в ответ.

«Когда я смотрел на людей, подходящих к Чаше, то вдруг увидел, как к некоторым подлетает белый голубь. Только дядя или тетя откроет рот, чтобы проглотить Дары, как голубь склевывает Их с ложечки и улетает. Они этого голубя не видят, закрывают рот и отходят, думая, что причастились, а на самом деле только пустую ложечку подержали. Мне от этого стало очень смешно».

Неверующему человеку этот рассказ ребенка может показаться выдумкой, но православное сердце не может не содрогнуться от трепета, уяснив смысл видения, посланного Богом ребенку. В самом деле, не страшно ли осознать, что Господь многих из нас не допускает до причащения, потому что в недостойном, неподготовленном состоянии подходим мы ко Святой Чаше.

Но вот все исполнено. Заканчивается литургия, и причастник готов соединиться со Христом. Отверзаются Царские врата.

Кому из нас не приходилось быть свидетелем давки перед Святой Чашей! Люди отталкивают других, стараются как можно раньше достигнуть Святых Даров, не внимают увещеваниям священника. А ведь недостойным поведением перед Чашей можно во мгновение ока перечеркнуть весь кропотливый труд говения. Тогда и нас невидимый голубь не допустит до Святых Даров, и не жизнь вечную обретем в таинстве, а осуждение и Божию кару.

Чтобы этого не случилось, каждому причастнику нужно хорошо знать и исполнять правила подхода к Святой Чаше, которые установила Церковь. Вот они:

— Перед Чашей надо сделать земной поклон. Если причастников много, то, чтобы не мешать окружающим, поклониться нужно заранее;

— Когда отверзаются Царские врата, надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться; отходить от Чаши нужно, не разнимая рук;

— Подходить надо с правой стороны храма, а левую оставлять свободной;

— Первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети и только потом все остальные. Нужно уступать ближним дорогу, ни в коем случае не толкаться;

— Женщинам перед Причастием нужно стереть губную помаду;

— Подойдя к Чаше, громко и отчетливо назвать свое имя. Принять Святые Дары, разжевать (если это необходимо) и немедленно проглотить, а нижний край Чаши облобызать как ребро Христово;

— Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника;

— У Чаши креститься запрещено! Поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары;

— Отойдя к столику с запивкой, надо съесть антидор и выпить теплоту. Только после этого можно прикладываться к иконам и разговаривать;

— В день Причастия не принято вставать на колени, за исключением поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую Субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы;

-Придя домой, следует прежде всего прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении, если их читают в храме по окончании службы, надо прослушать молитвы там.

К.Слепинин. Азы православия. Сатисъ. С-Пб 2002 г.

березовик тейковский район церковь история. Смотреть фото березовик тейковский район церковь история. Смотреть картинку березовик тейковский район церковь история. Картинка про березовик тейковский район церковь история. Фото березовик тейковский район церковь история

Березовские доброхоты запись закреплена
Верую † Православие

Вы еще не плачете, христиане? Уже давно пора каменному сердцу размякнуть и сухим глазам увлажниться. И вот почему. Если каждый из нас спросит Отца Небесного: «Кто так тяжко согрешил, что понадобилась столь великая и страшная жертва?» – то шепнет нам на ухо Бог: «Ты».

«Я?! Неужели так тяжко я согрешил, что цена моего искупления – лежащий передо мной во гробе истерзанный и замученный Сын Божий?» Да. Это так. «Ты был виноват – Я вину твою на себя взял. Ты был должник – Я долг твой заплатил. Ты мукам повинен – Я муку за тебя принял», – так говорит Христос искупленному человеку.

Протоиерей Андрей Ткачев

березовик тейковский район церковь история. Смотреть фото березовик тейковский район церковь история. Смотреть картинку березовик тейковский район церковь история. Картинка про березовик тейковский район церковь история. Фото березовик тейковский район церковь история

Березовские доброхоты запись закреплена
ПРАВОСЛАВНЫЕ ВРАЧИ

ЧУДЕСА ПРИ ПРИЧАЩЕНИИ УМИРАЮЩИХ.

Помня о значении причащения для будущей жизни, христиане перед смертью стремятся приобщиться Святых Тайн. Если внешние обстоятельства препятствуют этому, то людям, близким к смерти, часто приходит помощь свыше. Иногда она проявляется чудесным образом. Архиепископ Иннокентий (Ястребов; 1867 — 1928) в разгар большевистских гонений на Церковь лежал с тяжелым заболеванием в клинике Первого московского мединститута. На Страстной седмице он сказал своей сестре монахине Талиде, что ему очень хочется причаститься из чаши, как это обычно делают священнослужители. Мать Талида ответила, что это невозможно, ведь владыка находится в одной из центральных советских клиник. Кругом студенты-практиканты, которых воспитывают в духе воинствующего атеизма. Кто разрешит здесь причащаться?!

Неожиданно в Великий четверг, в день воспоминания Тайной вечери, в палату к архиепископу Иннокентию пришла седая сестра милосердия с красным крестом на груди фартука и сказала, что сейчас из соседнего храма со Святыми Дарами придет священник. И действительно, вскоре в больничную палату вошел иерей в полном облачении с чашей в руках. Владыка с великой радостью причастился, и батюшка ушел. Удивительным было то, что никто из служащих больницы ничего не заметил и ни о чем не спросил.

Сколько потом мать Талида ни искала в клинике седую сестру милосердия, так и не нашла. Она интересовалась о ней и у священника. Он сказал, что сестра милосердия пришла в храм и пригласила его к больному, но он ее видел впервые в жизни. Вскоре архиепископ Иннокентий мирно скончался и был погребен на Даниловском кладбище.

Церковь Христова проявляет неустанную заботу о напутствовании Святыми Дарами умирающих. Она заповедует всем православным христианам при угрозе их жизни безотлагательно приступать к Животворящим Тайнам. Родственников тяжелобольных Церковь обязывает приложить всевозможные усилия для того, чтобы их близкие не отошли в иной мир без причащения.

По воспоминаниям духовных чад преподобный Севастиан Карагандинский очень досадовал на тех людей, которые зовут священника причастить больных, когда у тех уже и язык не ворочается, и рассудок потерян. В таких случаях, говорил преподобный, иногда бывает виноват и сам больной, который откладывал причащение из-за суеверия, что якобы после приобщения Святых Тайн он тотчас умрет.

Часто людям, жаждущим причащения, Господь дает возможность причаститься перед смертью даже при очень тяжелом физическом состоянии. Архимандрит Антоний (Медведев) в своей книге «Монастырские письма» рассказал о подобном случае. Как-то священника пригласили причастить умирающую старушку. Войдя в дом, батюшка, не пускаясь в разговоры с родственниками, прямо подошел к умирающей, лежащей под образами, и спросил ее:

— Желаешь ли исповедаться и приобщиться Святых Тайн?

— Желаю, батюшка, исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн! — очень твердо ответила больная.

За своей спиной священник услышал испуганные и удивленные возгласы родственников старушки, но не стал выяснять, чем они изумлены, и выслал их на время исповеди из комнаты. Когда больная закончила каяться, он, пригласив родственников в комнату, стал готовиться к причащению.

Умирающая ясно и твердо прочитала молитву «Верую, Господи, и исповедую» и приняла Святые Тайны. Священник благословил ее и, выходя из дома, спросил родственников:

— Что вы давеча зашумели?

— Да, батюшка, мы тебе не успели сказать: ведь у нее задолго до твоего прихода отнялся язык. И то нас испугало и удивило, что, когда ты спросил, у нее ожил язык и она говорила с такой твердостью, как, по слабости, давно не говорила.

Изумившись сказанному, священник повернулся и взглянул на причастницу. Она лежала со скрещенными на груди руками, а ее дух уже отошел ко Господу.

Чтобы праведники смогли причаститься непосредственно перед своей смертью, Господь часто открывает им день кончины.

В 1949 году в Вырицах под Санкт-Петербургом духовник императора Николая II протоиерей Алексий Кибардин (1882 — 1964) беседовал с преподобным Серафимом Вырицким. Неожиданно преподобный прервал беседу и сказал:

Отец Алексий, не обратив внимания на слова старца, продолжал что-то рассказывать.

— Вот, Жена явилась, — повторил преподобный Серафим.

Однако его увлекшийся собеседник и на этот раз не остановился.

— Я тебе сказал «явилась», а не «пришла», — уже категорично прервал отца Алексия старец. — Божия Матерь явилась и сказала, чтобы ты меня две недели до самой кончины причащал ежедневно.

Каждую ночь в течение двух недель отец Алексий приобщал старца Святых Тайн. Однажды он проспал и с извинениями пришел к нему позже обычного.

— Батюшка, не беспокойтесь, — утешил его Божий угодник, — меня уже Ангелы причастили.

Глядя на лицо старца, сиявшее необыкновенным светом, отец Алексий подумал: совершенно очевидно, что так оно и есть.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский часто использовал свой дар прозорливости для того, чтобы помогать людям, приблизившимся к концу своей жизни. В 1889 году к нему приехал Алексей Николаевич Юрьев, человек занимавший высокое положение в обществе. К знаменитому протоиерею его привело горе: тяжелая болезнь семилетнего сына. Однако отец Иоанн, словно не слыша просьбы об исцелении мальчика, стал расспрашивать Юрьева о его жизни. Узнав, что гость причащался четыре месяца назад, настоял, чтобы он завтра же исповедался и приобщился Христовых Тайн. Хотя Юрьев был очень занят и приехал в Кронштадт только на один день, он все же остался и исполнил совет праведника. По приезде домой Алексей Николаевич скоропостижно скончался.

Церковные правила разрешают как исключение причащать перед смертью даже тех, кто принял пищу. Один молодой человек, духовный сын отца Иоанна, отправляясь в дорогу, услышал от него настоятельный совет причаститься. Сославшись на то, что уже пил кофе, он сначала отказался. Тем не менее отец Иоанн, настояв на своем, причастил его. В тот же день молодой человек попал в железнодорожную катастрофу и погиб.

Причащение необходимо для умирающих. Необходимо потому, что соединяет человека со Христом, Который после конца мира воскресит всех нас, верных христиан, и уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп. 3, 21).

Чтобы причастить умирающих, святые иногда совершали даже чудеса. Так, в монастыре, где настоятельствовал преподобный Кирилл Белоезерский, умирал инок Далмат. Священник принес Святые Дары для причащения, но обнаружил его уже скончавшимся. Смущенный этим обстоятельством, иерей поспешил сообщить о случившемся настоятелю. Преподобный Кирилл, весьма огорчившись услышанным, затворился в своей келлии и встал на молитву! Спустя непродолжительное время в дверь постучали. Келейник принес весть о том, что Далмат еще жив и просит причащения. Святой срочно послал за священником, который хотя и выразил недоумение, но пошел в келлию Далмата. Каково же было его удивление, когда он увидел инока сидящим на постели! После причащения Далмат попрощался с братией и мирно отошел ко Господу.

Все эти примеры показывают нам значение причащения не только для духовной жизни христианина на земле, но и для благополучного перехода в блаженную вечность. Однако случается, что и глубоко верующие люди умирают без приобщения Христовых Тайн. Какова их участь в загробном мире? Ответ на этот вопрос можно найти в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», составленной священномучеником Серафимом (Чичаговым; 1937).

В 1829 году, повествуется в «Летописи», Анна Петровна Еропкина вышла замуж за достойного во всех отношениях молодого человека. Молодожены были представителями именитых дворянских семейств, и их, по общему мнению, ждало счастливое будущее. Однако через несколько недель молодой человек заболел и слег в постель. Несмотря на все усилия опытных врачей, он со дня на день всё более и более слабел. Не желая его огорчать словами о возможной смерти, Анна Петровна боялась предложить ему приготовиться к Таинствам покаяния и Святого Причащения. В свою очередь супруг, хотя и был истинным христианином, вероятно, также боялся напугать молодую жену приглашением священника или думал, что болезнь не приведет его к смерти. Тем не менее он неожиданно скончался.

Преподобный Серафим увидел Анну Петровну в толпе паломников, стоящих перед его келлией. Он взял ее за руку, ввел внутрь и сказал:

— Что, сокровище мое, ты ко мне, убогому, приехала? Знаю, скорбь твоя очень велика, но Господь поможет перенести ее. Не сокрушайся, что муж твой перед смертью не приобщился Святых Христовых Тайн, не думай, радость моя, что из этого одного погибнет его душа. Бог может только судить, кого чем наградить или наказать. Бывает иногда и так: здесь на земле приобщается, а у Господа остается неприоб-щенным. Другой хочет приобщиться, но почему-нибудь не исполнится его желание, совершенно от него независимо. Такой невидимым образом сподобляется причастия чрез Ангела Божия.

После общения с преподобным Серафимом в душе Анны Петровны водворились мир и покой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *