бергман ингмар биография личная
Биография Ингмара Бергмана
Всемирно известный шведский театральный и кинорежиссер, сценарист и драматург, лидер авторского направления в киноискусстве Эрнст Ингмар Бергман (Ernst Ingmar Bergman) родился 14 июля 1918 года в городе Уппсала в Швеции.
В 1944 году окончил факультет литературы и искусства Стокгольмского университета.
Творческий путь начал как театральный режиссер. В 1944 году Бергман работал в театре Хельсингборга, в 1946-1949 годах — в городском театре Гетеборга, в 1952-1958 годах — в театре Мальме. С начала 1960-х годов он ставил спектакли на сцене Стокгольмского Королевского театра «Драматен», в котором в 1963-1966 годах занимал пост директора. Он осуществил постановки Уильяма Шекспира, Генрика Ибсена, Августа Стриндберга, Антона Чехова и современных драматургов.
Мировое признание Ингмар Бергман получил, работая в кино. В 1944 году по его сценарию режиссером Альфом Шебергом был поставлен фильм «Травля» (Hets), в 1947 году — режиссером Густавом Муландером картина «Женщина без лица» (Kvinna utan ansikte).
Как режиссер в художественном кино Бергман дебютировал в 1946 году фильмом «Кризис» (Crisis). Затем последовали «Дождь над нашей любовью» (It Rains on Our Love, 1946), «Корабль идет в Индию» (Ship Bound for India, 1947), «Портовый город» (Port of Call, 1948) и «Тюрьма» (Prison, 1949), последний из них был создан по сценарию Бергмана.
Международное признание пришло к Ингмару Бергману после того, как комедия «Улыбки летней ночи» (Smiles of a Summer Night, 1955) получила Специальный приз на Каннском кинофестивале.
В его фильмах «Седьмая печать» (Seventh Seal, 1956), «Земляничная поляна» (Wild Strawberries, 1957), «Лицо» (Face, 1958), «Девичий источник» (Virgin Spring, 1959) затронуты нравственные и философские проблемы.
Для стилистики фильмов Бергмана характерно сочетание реалистической достоверности с иносказаниями и символикой, поэтическое ощущение природы, строгость и богатство изобразительных решений.
Через его трилогию «Как в зеркале» (Through a Glass Darkly, 1961), «Причастие» (Winter Light, 1963), «Молчание» (Silence, 1963) проходит тема человека, утерявшего истинное содержание человеческого существования ‒ любовь к людям. Фильмы «Персона» (Persona, 1966), «Час волка» (Vargtimmen, 1968), «Стыд» (Shame, 1969) развивают тему распада человеческой личности.
В 1970-х годах в творчестве Бергмана продолжали варьировать темы разобщенности людей, их одиночества. Это отражено в фильмах «Прикосновение» (Beröringen, 1971) и «Шепоты и крики» (Viskningar och rop, 1972).
Бергман снял ряд фильмов для телевидения — «Ритуал» (1969), «Сцены из супружеской жизни» (1972), «Лицом к лицу» (1975).
Особое место в его творчестве этих лет занимает фильм «Змеиное яйцо» (1977), где показано вызревание фашизма в обстановке Германии 1920-х годов.
К началу 1980-х годов в манере режиссера взяли верх тенденции к утверждению позитивных мировоззренческих ценностей, которые сосредоточены в семье. Бергман снял психологические шедевры «Осенняя соната» (Hostsonaten, 1977) и «Фанни и Александр» (Fanny Och Alexander, 1982), ставший самой дорогой постановкой за всю историю шведского кинопроизводства.
Фильм «Фанни и Александр» был удостоен четырех премий «Оскар», премий «Золотой глобус», BAFTA, «Сезар», премии Венецианского кинофестиваля и Итальянского синдиката журналистов.
Вскоре Бергман перестал снимать большое кино, но продолжал работать для телевидения. В этот период он снял картины «После репетиции» (After the Rehearsal, 1984), «Благословенные» (Blessed Ones, 1986), «В присутствии клоуна» (Larmar och gör sig till, 1997).
Он написал сценарии к фильмам Билли Аугуста «Благие намерения» (The Best Intentions, 1992) и к фильму «Неверная» (Faithless, 2000), который сняла актриса Лив Ульман, игравшая в большинстве фильмов Бергмана.
Бергман был продюсером собственных фильмов «Девичий источник», «Персона» и «Из жизни марионеток».
Последней его работой стал телепроект «Сарабанда» (Saraband), снятый в 2003 году.
Всего режиссером было создано свыше 50 картин.
В 1980-х годах Бергман вернулся к театральным постановкам. Среди его работ в Королевском драматическом театре в этот период особенно известны «Король Лир» и «Гамлет» Шекспира. В 1994 году он поставил «Зимнюю сказку», где объединил тексты Шекспира и шведского автора Карла Альмквиста, в 2002 году — спектакль «Привидения» по Генрику Ибсену, в котором использовал тексты Августа Стриндберга.
В Швеции Бергман известен и как писатель, автор тринадцати пьес, сотен эссе и статей.
В 2002 году режиссер основал Фонд Ингмара Бергмана для управления собственными архивами. В 2007 году фонд был внесен в реестр ЮНЕСКО «Память мира».
30 июля 2007 года Ингмар Бергман скончался в Швеции в своем доме на острове Форе.
Творчество Бергмана было отмечено различными престижными кинематографическими наградами. В 1971 году он был удостоен премии «Оскар». Семь раз был лауреатом премий Каннского кинофестиваля (1956, 1957, 1958, 1960, 1973, 1997, 1998) и Венецианского кинофестиваля (1958, 1959 (три), 1971, 1983, 1986). Награжден премиями «Бодиль» (1957, 1959, 1974, 1979), Итальянского синдиката журналистов (1960, 1961, 1974, 1979, 1984, 1996), Берлинского МКФ (1958, 1962), BAFTA (1976, 1988), «Сезар» (1984) и др.
Ингмар Бергман был пять раз официально женат, был отцом девятерых детей.
Его сыновья Даниэль и Ян и дочь Ева стали режиссерами, сын Матс и дочери Анна и Лена — актерами. Дочери Мария и Линн пошли по литературной стезе.
Ингмар Бергман
День рождения: 14.07.1918-30.07.2007
Город: Уппсала, Швеция
Семья: был женат пять раз, девять детей
Официальные страницы
Биография
Создатель лент, которые стали настоящими жемчужинами мирового кинематографа, легенда авторского кино, сценарист и писатель Ингмар Бергман родился в старинном городе Упсала, Швеция. Его отец был священнослужителем, а точнее пастором распространенной в стране лютеранской церкви, а мама трудилась медицинской сестрой.
Ранние годы
У Ингмара есть старший брат Даг, который стал дипломатом, и младшая сестренка Маргарита, известная писательница. Жила чета Бергман не слишком обеспеченно, к тому же глава семейства Эрик Бергман нередко прибегал к телесным наказаниям, то есть бил детей в воспитательных целях.
Впервые заинтересованность кино Ингмар проявил еще будучи мальчишкой. Его старшему брату Дагу подарили популярный в те годы проектор, который в народе называли «волшебный фонарь». Идея воспроизведения картинок с помощью света настолько поразила будущего режиссера, что он даже предложил обменять подарок на свою коллекцию оловянных солдатиков.
Для справки — для маленького Ингмара эта коллекция была центром Вселенной и самым большим сокровищем. Но ценность любимых игрушек померкла по сравнению с «волшебным фонарем» и главное — Даг согласился на обмен! С этого момента начался путь режиссера Ингмара Бергмана. Будущий мэтр часами мог экспериментировать с проектором. Итогом его изысканий, не без помощи любимого дяди Карла, стали первые короткометражные мультфильмы.
Помимо этого большое влияние на Бергмана как будущего мэтра театра и кино оказали посещения вечеров у его тетушки Лоттен. Дело в том, что у этой родственницы Ингмара дома был театр теней, который словно магнит притягивал внимание Бергмана. В двенадцать лет он впервые получил возможность сам побыть «за кулисами» и самостоятельно управлять куклами и навсегда влюбился в это священное действо.
Ингмар неустанно экспериментировал на этом поприще, сам строил новые варианты театров с уникальными системами освещения и лично создавал декорации. Интересно, что при этом будущий режиссер больше тяготел к стезе сценариста. Ингмару нравилось сочинять собственные истории, продумывать сюжетные линии, представлять образы персонажей.
После школы, а именно в 1937 году, Бергман сдал экзамены и поступил в Стокгольмский университетский колледж, который ныне носит статус университета. Здесь он устремил свой взор на такие дисциплины как история культуры, литература и искусство. Любопытно, что именно в это время Ингмар впервые серьезно задумался кем ему лучше быть — писателем или все же сценаристом.
Интересным моментом является и то, что на деле своей учебе будущий режиссер уделял не так много времени, основное внимание юноши было приковано к молодежному театру. Информация об игнорировании большей части занятий быстро дошла до родителей и властный Эрик Бергман начал устраивать сыну нешуточные скандалы на эту тему. В какой-то момент юноша не выдержал и решил больше дома не появляться.
Так Бегрман отправился в самостоятельное плавание. Свобода от родительского контроля позволила Ингрмару принять окончательное решение бросить учебу и устроиться в театр на должность реквизитора. Первое же турне с участием Бергмана оказалось провальным, юноше пришлось менять работу. Правда из мира искусства он не ушел и стал помощником режиссера в театре.
В это время трудностей с деньгами и иных пертурбаций Ингмар написал несколько пьес, одна из которых в итоге принесла ему успех. Это была «Смерть Каспера». Шведские зрители выходили из зала в восторге и об Ингмаре Бергмане впервые серьезно заговорили в театральных кругах. К тому же, молодого человека неожиданно пригласили на работу в кинокомпанию «Svensk Filmindustri». Здесь ему не только доверили редактуру материалов опытных сценаристов, но и разрешили писать свои истории. Именно так и началась карьера Бергмана в киноиндустрии.
Кинокарьера
Юноша быстро завоевал авторитет и уже в 1944 году по его сценарию был снят первый фильм «Травля». Режиссером Бергман в титрах не значится, но все же в постановке некоторых сцен этой ленты он принимал участие именно в этом качестве. А уже в 1946 году Ингмаг в полной мере смог почувствовать себя главным на площадке. Драма «Кризис» стала его режиссерским дебютом. Кстати, для нее Бергман сам написал сценарий. Впрочем, на всех своих шестидесяти пяти лентах Игрмар был в том числе и сценаристом.
фильм «Травля»
Как уже указано выше за свою карьеру шведский режиссер снял достаточно много картин и поэтому мы постараемся рассказать о тех, что имели особенное значение для мэтра. Критики отмечают, что первые самостоятельные шаги Бергмана в кино пропитаны духом настоящего шведского авангарда. В том же «Кризисе», а также ленте «Корабль в Индию» (1947) он обратил внимание на людей со сложной судьбой и трудной жизнью, осветил моменты социальной несправедливости.
Чуть позже в некоторых своих драмах, например, «К радости» 1949 года и «Лето с Моникой» 1952-го шведский режиссер затронул эмоциональность по-настоящему влюбленных, а в таких картинах как «Жажда» (1949) и «Женщины ждут» (1952) обратил внимание уже на следующий этап отношений — брак. Но в любом случае все картины этого периода можно назвать глубоко философскими зарисовками с элементами психологического анализа. Для начинающего кинодеятеля такая характеристика стоит многого.
«Музыка в темноте»
Но особенное внимание критиков и зрителей к себе привлек фильм «Музыка в темноте», снятый в 1947 году. История слепого пианиста настолько тронула всех, что неравнодушных к ней просто не осталось. Лента была удостоена номинации на «Золотого льва» Каннского фестиваля, а также собрала крупную сумму в прокате.
Следующим триумфом Ингмара Бергмана можно смело назвать мелодраматическую комедию «Улыбка летней ночи» 1956 года. История метаний стареющего адвоката Фредрика Эгермана зацепила многих и в Каннах лента удостоилась приза «Лучшая лирическая комедия», а также престижных номинаций: на «Золотую пальмовую ветвь» там же и трех на премии BAFTA. Любопытно, что при этом у шведов фильм интереса не вызвал.
Интересно, что в этот же период мэтр работает над лентой «Земляничная поляна». Картина выходит в 1957 году и позже оказывается включена в программу сразу нескольких престижных кинофестивалей! Оскар и премия BAFTA остаются в номинациях, но и без призов не обошлось: один «Золотой глобус», Премия итальянских критиков — параллельные секции и сразу две награды в Берлине, а именно «Золотой Медведь» и Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ).
Земляничная поляна»
В Канны шведский режиссер вернулся уже в 1958 году с лентой «У истоков жизни», за нее Бергман удостоился звания лучшего режиссера. В следующем сезоне триумф ждал Ингмара в Венеции — лента «Лицо» получила специальный приз жюри. А затем режиссеру впервые покорился Оскар. Статуэтка была вручена шведскому мэтру за картину «Девичий источник». Кстати, она же имеет такие награды как «Золотой глобус» и «Особое упоминание» Каннского кинофестиваля. В
В семидесятых годах прошлого века шведский режиссер не снизил производительность и продолжил практически каждый год радовать своего зрителя. Особенное внимание стоит уделить нескольким проектам мэтра. Драма «Шепоты и крики» имеет в своей копилке два десятка наград, среди которых очередной Оскар и Гран-при в Каннах.
Не меньшим успехом пользовалась музыкальная лента «Волшебная флейта», номинированная на «Сезар». Интересно, что другие проекты режиссера были сняты уже за пределами родины. Ее он покинул в 1976 году. Причиной стало притеснение местными бюррократами.
В эмиграции Ингмар снял в общей почти двадцать фильмов, но все же самые яркие из них «Осенняя соната», «Фанни и Александр», «Из жизни марионеток» и «Лицо Карин». Они вновь вошли в конкурсную программу различных фестивалей и получили целый сонм наград.
Кстати, не стоит забывать, что театральное искусство с уходом в кино Бергман не забросил! В 1944 году ему предложили возглавить пришедший в упадок городской театр Хельсингборга, который мэтр буквально за сезон вывел из кризиса.
В период с 1949 по 1949 годы Бегрман работал в театре Гетеборга, а с 1952 по 1958 в театре города Мальме. К тому же, с начала 1960 года режиссер ставил спектакли на сцене Стокгольмского Королевского театра «Драматен», в 1963-1966 годах занимал пост его директора.
Личная жизнь
Если посмотреть на личную жизнь шведского режиссера, то быстро станет понятным, что она была не менее насыщенной нежели карьера. Ингмар был невероятно влюбчив и всего за его плечами… пять зарегистрированных браков и несчетное количество романов. Впервые он связал себя узами официальных отношений в 1943 году. Избранницей будущего мэтра стала Эльса Фишер, приятельница из труппы бродячих актёров.
Ингмар Бергман с первой женой
Уже в 1959 году Ингмар Бергман беззаветно влюбляется в очаровательную пианистку Кэйби Ларетеи. Семь лет пролетели как один день и казалось, что мужчина был счастлив, но в это время он… закрутил роман с актрисой Лив Ульман, которая в 1966 году родила ему дочь Лин. При этом, уже через год официальная супруга Бергмана тоже рожает ему, правда на этот раз сына, которого нарекли Даниэлем. Но появление мальчика не останавливает разрушение брака и вскоре пара разводится.
Пятой и последней официальной женой Ингмара Бергмана стала Ингрид ван Розен. Они расписались в 1971 и прожили до смерти женщины в 1995 году. Примечательно, что во время брака Ингмар признался, что отношения с Ингрид у него были и раньше и самое главное — ее дочь Мария фон Розен, которая появилась на свет за 12 лет до их официального брака, является его ребенком! Таким образом официально у мэтра девять детей.
Ингмар Бергман ушел из жизни во сне летом 2007 года. За две недели до этого ему исполнилось восемьдесят девять лет. 89-го дня рождения. Похоронили на острове Форе, где он провел свои последние годы, а через год к нему перевезли и прах его обожаемой Ингрид.
Ингмар Бергман скончался 30 июля 2007 года в возрасте 87 лет. Похоронен на острове Форё. Бергман был культовым режиссером театра и кино, а также сценаристом. Многим известны его фильмы «Земляничная поляна» (психологическая драма), «Седьмая печать» (артхаус), «Фанни и Александр» (драма), которые получали разнообразные международные награды, в том числе «Оскар». Режиссер был пять раз женат, и у него родилось девять детей.
Дата и причины смерти
Режиссер прожил 89 лет и скончался через 2 недели после своего 89-го дня рождения. Умер он летом 2007 года в своем доме на шведском острове Форё. Это небольшой остров севернее острова Готланда всего с 500-ми жителей.
Классик мирового кинематографа тихо скончался во сне. О причине смерти Бергмана нигде не говорится. Учитывая преклонный возраст мэтра, он и был главной причиной ухода из жизни.
Где похоронен
Бергман был похоронен на острове Форё. По просьбе родных прах 5-й жены режиссера перенесли с кладбища Нортелье и перезахоронили рядом с мужем. Их могилы венчает валун с выбитыми именами и датами жизни и смерти.
В честь великого режиссера каждый июнь на Форё проводят кинофестиваль. Он продолжается в течении недели. Обычно прибывающие летом на остров туристы обязательно заглядывают на могилу, которая стала достопримечательность острова.
Рисунок 1. Могила Ингрид и Ингмара Бергманов на острове Форё
Краткая биография Бергмана
Бергман знаком многим по таким фильмам, как «Фанни и Александр», «Седьмая печать», «Земляничная поляна» и многим другим. Всего же он снял более 60 лент, художественных и документальных, став культовым режиссером. К большинству из своих фильмов он сам писал сценарии. Кроме того, Бергманом было поставлено более 170 спектаклей в 30 театрах по всей Европе.
Его фильмы получили престижных 50 наград мира кино, в том числе 3 «Оскара».
Детство и юность, учеба
Родился будущий режиссер и сценарист в шведском провинциальном городе Упсала 14 июля 1918 года. В семье было три ребенка, кроме Ингмара был его брат Даг и сестра Маргарета.
Фильм «Фанни и Александр» во многом навеян воспоминаниями детства – оно было непростым. Дети воспитывались в семье лютеранского священника, сторонника строгости и телесных наказаний. Мать детей работала медицинской сестрой.
В 9 лет у мальчика проснулась тяга к кино – он выменял у брата «волшебный фонарь» на коллекцию солдатиков, не пожалев любимой игрушки.
«Волшебный фонарь» – популярный в 17 – начале 20 века проекционный аппарат. В качестве источника света использовалась свеча или керосиновая лампа. Изображение проецировалось на экран, стену или клубы дыма. По этому же принципу работают более современные диаскопы.
Мальчик начал экспериментировать с аппаратом, в чем ему помогал дядя. На пленке рисовались первые мультфильмы – очень короткие, всего на несколько секунд.
Когда Ингмару было 12, ему удалось побывать за кулисами театра на постановке пьесы Августа Стриндберга «Игра снов». Тема снов стала позднее одной из главных в творчестве режиссера.
Подросток заболел театром.
Рисунок 2. Кадр из фильма «Фанни и Александр»
Начало работы сценаристом и кинорежиссером
В 1937 году, когда ему исполнилось 19 лет, Бергман поступил в колледж в Стокгольме, играя одновременно в молодежном театре. Из-за того, что он совсем забросил учебу, ему пришлось со скандалом покинуть семью.
Бросив учебу, он нашел работу театральным реквизитором в гастролирующем театре. Театр прогорел, Ингмар оказался без денег, но устроился ассистентом режиссера в оперном театре.
В начале 1940-х по пьесе Бергмана поставили успешный спектакль. Молодого сценариста заметили на шведском телевидении, пригласив сценаристом.
По школьным воспоминаниям Ингмар написал сценарий «Травля», по которому был снят фильм Виктором Шестремом.
Первый фильм, снятый Бергманом, назывался «Кризис». В прокате он провалился с треском.
Первый успех пришел со вторым фильмом – мелодрамой «Дождь над нашей любовью», который тепло встретили зрители.
Известность
Известность пришла с 4-ой лентой. Драма про ослепшего пианиста «Музыка в темноте» принесла хорошие сборы и была удостоена номинации на главный приз венецианского кинофестиваля. В 1950-х гг. была снята мелодрама «Летняя интерлюдия», которая пришлась по душе и критикам и зрителям.
В середине 50-х режиссер пробует себя в комедии. Он снимает «Улыбки летней ночи». В Швеции фильм прошел без успеха, зато в Каннах ему дали приз.
Рисунок 3. Бергман на съемочной площадке
Но настоящий успех к Бергману пришел в 1957 году с драмой «Седьмая печать». Несмотря на то, что картину сняли второпях – всего за 35 дней во дворе киностудии, она вошла в «золотой фонд» мировой кинематографии и стала культовой лентой. На кинофестивале в Каннах она принесла создателю специальный приз.
Друзья, знакомые
Бергман был человеком злопамятным. Еще молодым он завел записную книжку, куда заносил имена тех, кого он не любил. На последней странице были перечислены те, с кем он окончательно порвал общение. Друзей у него практически не было, что не удивительно.
Со старшим братом у него тоже были плохие отношения. После выхода в свет фильма «Фанни и Александр» Даг рассказал телевидению, что в семье мальчиком для биться был он. Любимец отца Ингмар разве что наблюдал за экзекуциями старшего брата. Под давлением Бергмана передачу на шведском телевидении не показали.
Обидчивость Бергмана доходила до курьезов. Однажды он сбил с ног театрального критика Янссона, увидев, что тот на репетиции спектакля «Войцек» что-то пишет в тетради, усмехаясь.
Шведский кинематографист поддерживал Гитлера и Германию, но когда после окончания войны узнал о концлагерях, изменил свое мнение. После этого он зарекся говорить о политике.
С режиссером был дружен Вуди Аллен, они часто звонили друг другу, но встретились только однажды в Нью-Йорке. Бергман, как многие маститые режиссеры, предпочитал снимать определенных актеров в своих фильмах. С ним часто работали шведские актера Биби Андерссон, Лив Ульман, Гуннар Бьёрнстранд, Эрланд Юзефсон.
Поклонником творчества Бергмана был Андрей Тарковский. А шведский режиссер, в свою очередь, внес «Андрея Рублева» в свой список лучших фильмов. При жизни два режиссера ни разу так и не встретились.
Личная жизнь
У Ингмара Бергмана была бурная личная жизнь. Он пять раз официально женился, имел многочисленных любовниц. После него родилось 9 детей, двое из них – вне брака.
Первый раз он женился в 20 лет на Эльсе Фишер, артистке из бродячего театра. В 1934 году у четы появилась дочь Лена. В 1945 году брак распался, а Ингмар женился на подруге бывшей жены – Эллен Лундстрем, родившей от будущего мэтра близнецов.
Пара распалась из-за безденежья и неурядиц. Но Бергман вскоре женился на журналистке Гун Грут. У нее вскоре появился сын. И опять развод – режиссер изменил жене, чего она не простила.
В 1959 году звезда кинематографа ведет под венец Кэйби Ларетеи – известную пианистку. С ней он прожил 7 лет, но расстался, влюбившись в Лив Ульман – норвежскую звезду сцены. На острове Фарё он построил для жены дом. Но и этот брак распался.
Рисунок 4. Ингмар Бергман с последней супругой Ингрид ван Розен
Настоящая любовь пришла с Ингрид ванн Розен, ставшей пятой и последней женой режиссера.
Творчество
После «Седьмой печати» в том же году была снята «Земляничная поляна», ставшая еще одним хитом и принесшая «Оскар».
Плодотворными оказались 1960-е годы. Были сняты «Девичий источник», «Сквозь тусклое стекло», «Причастие» и «Молчание». Тогда же была создана антивоенная драма «Стыд» и триллер «Час волка».
В 1970-е вышли в покат «Шепоты и крики», минисериал «Сцены из супружеской жизни», мюзикл «Волшебная флейта». Все они стали классикой кинематографа.
В конце 70-х режиссер эмигрировал из Швеции в знак протеста против бюрократии и высоких налогов. За рубежом он снял мелодраму «Осеняя соната», «Фанни и Александр», «Из жизни марионеток», «Лицо Карин». Всего вне Швеции было создано 8 кинокартин. Последней работой выдающегося режиссера стала лента «Сарабанда», снятая в 2003 году.
Лекция Дмитрия Скворцова «Ингмар Бергман: волшебный фонарь гения»