бернар гене история и историческая культура средневекового запада

Бернар гене история и историческая культура средневекового запада

бернар гене история и историческая культура средневекового запада. Смотреть фото бернар гене история и историческая культура средневекового запада. Смотреть картинку бернар гене история и историческая культура средневекового запада. Картинка про бернар гене история и историческая культура средневекового запада. Фото бернар гене история и историческая культура средневекового запада

бернар гене история и историческая культура средневекового запада. Смотреть фото бернар гене история и историческая культура средневекового запада. Смотреть картинку бернар гене история и историческая культура средневекового запада. Картинка про бернар гене история и историческая культура средневекового запада. Фото бернар гене история и историческая культура средневекового запада

Bibliotheca medii aevi запись закреплена

Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада. М.: Языки славянской культуры, 2002 (фр. 1980). 496 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ
К читателю 9

Введение 11
Примечания 19

Глава 1. Что такое история? 21
I. Определение истории 21
1. Простой и правдивый рассказ 21
2. Пространство и время 23
3. Предмет рассказа 25
II. Место истории 29
1. История—вспомогательная наука 29
2. Мораль и история 31
3. Теология и история 33
4. Право и история 37
5. Завоевание автономии 40
Примечания 43

Глава 2. Контурные портреты историков: История как второстепенное занятие 51
I. Под сенью монастырских стен 52
1. Епископы и каноники 52
2. Монахи 53
3. Братья 63
II. История при дворе и на площади 66
III. В лихорадочной суете канцелярий 74
IV. Дилетанты, эрудиты, любители старины 79
Примечания 83

Глава 3. Труд историка: документирование 91
I. Природа источников 91
1. Свидетельства и предания 92
2. Памятники и надписи 99
3. Грамоты и архивы 107
4. Книги и библиотеки 116
II. Поиски источников 126
1. Разыскание документов 126
2. Составление подборок документов 129
3. Забота о ссылках 138
Примечания 138

Глава 4. Труд историка: обработка 153
I. Критика свидетельств 153
1. Сила авторитета 153
2. Истинное и апокриф 157
3. Подлинное и поддельное 166
II. Господство времени 174
1. «Distinctio temporum»: эпохи мира 174
2. «Supputatio annorum»: исчисление дат 181
3. Ratio temporum: время и критика 191
III. Чувство пространства 193
1. Косность книг 193
2. Плоды опыта 199
IV. Забота о числе 206
V. Страсть к этимологии 212
Примечания 220

Глава 5. Труд историка: сочинение 233
I Важность заглавия 233
II. Выбор жанра 236
1. Анналы, хроника, история 236
2. Факты и их причины 240
III. Обработка 244
1. Эрудиция компилятора 241
2. Язык автора 248
IV. Помощь читателю 261
1. Книги, главы и оглавления 261
2. Маргиналии и алфавитные указатели 265
3. Иллюстрации 272
Примечания 276

Глава 6. Успех сочинения 287
I. Мера успеха 287
1. Количественный подход 287
2. Пространственный подход 298
3. Карты 301
4. Временной подход 311
II. Причины успеха 314
1. Фон 314
2. Форма 320
III. Пути успеха 323
1. Соборы и монастыри 323
2. Покровители 326
3. Города 331
Примечания 336

Глава 7. Историческая культура 343
I. История историков 344
1. Общий фонд 344
2. Различия 351
II. Другая история 358
1. Клирики и миряне 358
2. От ясности к темноте 368
Примечания 372

Глава 8. Весомость истории 377
I. Власти и история 377
1. Историческая пропаганда 377
2. Официальная история 382
II. Примеры и прецеденты 392
III. История и правда 397
Примечания 401

Заключение 405
Примечания 416

Библиография 417
I. Сокращения 417
II. Основная библиография 418
1. Вводные работы 418
2. Общие работы 419
3. Региональные работы 421
4. Границы истории 424
5. Профили историков 425
6. Профили покровителей 426
7. Книги и библиотеки 427
8. Священная история, древняя история 430
9. Описи и генеалогии 431
10. Историческая критика 431
11. Время 432
12. Пространство 433
13. Число 434
14. Этимология 434
15. Форма 435
16. Иллюстрирование 436
17. История и политика 436
18. Авторы 439
19. Анонимные произведения 456
20. Другие документы 459
III. Дополнительная библиография, труды по истории историографии 1980—1990 460
1. Новые работы 460
2. Общие работы 460
3. Региональные работы 462
4. Границы истории 464
5. Профили историков 465
6. Профили покровителей 465
7. Книги и библиотеки 466
8. Священная история, древняя история 467
10. Историческая критика 468
11. Время 469
12. Пространство 470
13. Число 472
14. Форма 472
15. Иллюстрирование 473
16. История и политика 473
17. Авторы 474
18. Анонимные произведения 492

Источник

История и историческая культура Средневекового Запада

Описание книги

Книга известного французского культуролога и историка Бернара Гене посвящена становлению истории как науки в средневековой Западной Европе. Автор прослеживает из века в век, кем были люди, писавшие историю, и кто читал (или слушал) их труды, цели и потребности, которыми они руководствовались; анализирует темы, в разное время вызывавшие преимущественный интерес публики и историков, характерную для них систему ценностей и авторитетов, проблемы социального заказа и ангажированности сочинителя; расс.

Книга известного французского культуролога и историка Бернара Гене посвящена становлению истории как науки в средневековой Западной Европе. Автор прослеживает из века в век, кем были люди, писавшие историю, и кто читал (или слушал) их труды, цели и потребности, которыми они руководствовались; анализирует темы, в разное время вызывавшие преимущественный интерес публики и историков, характерную для них систему ценностей и авторитетов, проблемы социального заказа и ангажированности сочинителя; рассматривает источники, которыми они пользовались, и методы их критики, жанры исторических сочинений, «технические» приемы написания исторических трудов, критерии их успеха, пути распространения рукописей и т.д., – все те вопросы, с которыми сталкивается и современный ученый-историк.

Книга «История и историческая культура Средневекового Запада» автора Бернар Гене оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 8.40 из 10.
Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы для скачивания.

Источник

Гене (фр. Guenee), Бернар (06.02.1927, Ренн ‒ 25.10.2010. Париж)

Гене́ (фр. Guenée), Бернар (06.02.1927, Ренн — 25.10.2010. Париж) — французский историк-медиевист. Родился в Бретани; окончив лицей и получив высшее образование, становится преподавателем в Сорбонне — в должности ассистента, затем профессора (с 1965). Признанием обретенного им высокого научного статуса становятся его членство в Академии надписей и изящной словесности, позже ее президент (с 1989); многочисленные научные премии и правительственные награды, а также статус приглашенного профессора и руководителя научных исследований в Йеле, Оксфорде, Принстоне. Исключительное значение творческого вклада Б. Г. связано с затянувшимся в западной медиевистике вплоть до 1960—1970-х признанием в области политической истории новой философии истории, разрабатываемой, в частности, направлением «Анналов». Ее характеризовали системное видение исторического процесса и связанный с ним «социальный подход» к политической и духовной истории, обретенный еще в достижениях позитивизма XIX в. и потом надолго забытый западной медиевистикой, а также новое понимание соотношения материи и духа, преодолевшее традиционный бинарный принцип в решении вопроса об их значимости. Радикальный поворот в изучении политической истории отразила уже первая монография Г.: написанная по материалам докторской диссертации, она была посвящена судебной системе в бальяже Санлис, представленной автором, по словам Ж. Дюби, «арматурой социальной жизни». Принципы новой философии истории выглядят более полнокровно в работе, посвященной средневековой государственности, в которой новацией для западноевропейского знания в домене политической истории стали все ее особенности: обобщенный характер исследования с оценкой социальной природы явления; комплексный характер, отразивший его институциональную и социальную историю; внимание к проблемам сознания и его роли в деятельности акторов исторического процесса. Системный принцип восприятия истории позволил Г. реабилитировать традиционную и не соответствующую требованиям современной науки форму «событийной истории», поставив casus в контекст социального развития и уловив, таким образом, возможность «обратного влияния» или значимости события в контексте исторического процесса. Убедительной демонстрацией этой новации стала его работа, посвященная убийству герцога Орлеанского (см. Людовик Орлеанский) в 1407 во Франции. Восприятие ученым духовной истории в качестве исключительного по важности фактора исторического процесса получило подтверждение в его многочисленных исследованиях, посвященных средневековому историческому сознанию. Подкрепленные его организационными усилиями в качестве многолетнего руководителя специальной научной группы по изучению средневековой историографии в Высшей школе практических исследований, они способствовали радикальному переосмыслению ученым задач этой дисциплины в принципе и отношения к средневековому историописанию. В предлагаемом им новом видении последнего присутствовало признание ученым исключительного значения представлений человека о прошлом в качестве непременного условия существования социума, включая политическую форму его организации; попытка системного рассмотрения особенностей исторического сознания, определявшего природу историописания; и, наконец, стремление увидеть и аргументировать способность средневековых историков к рефлексии в параметрах присущего им сознания, предупреждая, таким образом, возможность недооценки или уничижения их творчества. Расширяя рассмотрение форм средневекового сознания, Г. выбирает в качестве объекта изучения неожиданную для общества XIV—XV вв., политические формы которого делали только робкие шаги на путях превращения в публично-правовые образования, — проблему «общественного мнения». Его носителем он продуманно делает фигуру не политического или государственного деятеля и, тем более, не политического мыслителя, но хрониста, сумевшего воспроизвести социальную структуру французского общества и политическую атмосферу в нем, окрашенные субъективным началом. Возможность такого решения проблемы обеспечили строгий академический анализ, соединенный автором с методикой «вживания», точнее «чувствования» текста, потребовавшей использования герменевтики.

Соч.: Tribunaux et gens de justice dans le bailliage de Senlis à la fin du Moyen Âge (vers 1380 — vers 1550). Strasbourg, 1963; L’Occident aux XIVe et XVe siècles. Les États. Paris, 1971 (6e éd. 1998); Histoire et culture historique dans l’Occident médiéval. Paris, 1980 (рус. пер. История и историческая культура средневекового Запада. М., 2002); Politique et histoire au Moyen Âge. Recueil d’articles sur l’histoire politique et l’historiographie médiévales (1956—1981). Paris, 1981; Entre l’Église et l’État. Quatre vies de prélats français à la fin du Moyen Âge (XIIIe — XVe siècles). Paris, 1987; Un meurtre, une société. L’assassinat du duc d’Orléans, 23 novembre 1407. Paris, 1992; Un roi et son historien. Vingt études sur le règne de Charles VI et la Chronique du Religieux de Saint-Denis. Paris, 1999; L’Opinion publique à la fin du Moyen Âge. Paris, 2002; La Folie de Charles VI, roi Bien-Aimé. Paris, 2004; Du Guesclin et Froissart. La Fabrication de la renommée. Paris, 2008.

Лит.: Маттеони О. Памяти Бернара Гене (1927—2010) // Средние века. М., 2011. Вып. 72 (1—2). С. 382—389; Хачатурян Н. А. Честь и достоинство историка. Неоконченное интервью с Бернаром Гене // Там же. С. 390—398; Saint-Denis et la royauté: Études offertes à Bernard Guenée, member de l’Institut / Éd. F. Autrand, C. Gauvard, J.-M. Moeglin. Paris, 1999. Н. А. Хачатурян.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *