бернар клервоский краткая биография
Бернар клервоский краткая биография
Бернард Клервоский (1091 – 1153) происходил из знатной бургонской фамилии, имевшей своею родовой резиденциею замок Фонтен, близ Дижона. Его биография смолоду была связана с церковью. Мать Бернарда была женщина аскетического направления, хотела быть монахиней, вышла замуж против воли. Дети наследовали аскетизм матери; их было много; все они приняли монашество. Бернард учился в шатильонской школе. Он рано стал врагом философии; он обратил против неё диалектику, которой сам хорошо научился. Красивый юноша, умевший привлекать к себе людей, он на 23 году жизни поступил (1113) монахом в Цистерцианское (Ситоское) аббатство, бывшее митрополией цистерцианского ордена. С ним вместе приняли пострижение тридцать человек его друзей, пошедших в монахи по его убеждению.
Бернард два года прожил в Ситоском аббатстве, славившемся суровостью своего аскетизма, потом был назначен (1115) приором монастыря, основанного цистерцианцами в пустынной, суровой долине реки Обы (Aube), в герцогстве бургонском. Эта долина служила притоном разбойников; теперь она получила имя«Светлой (знаменитой) Долины», Clara Vallis, Clairvaux, и скоро это имя стало действительно знаменитым на всем западе. Молодой приор Бернард Клервоский был слабее всех своих монахов здоровьем, но превосходил всех их подвигами аскетизма, постом, продолжительностью молитв, строгостью к себе, милосердием к другим; все свободные часы он проводил в чтении Библии, в благочестивых размышлениях среди лесов.
Бернард Клервоский. Картина Г. А. Вассхубера, 1700
Под его управлением Клервоский монастырь стал храмом целомудрия и всех аскетических добродетелей, затмил своей славой Ситоское аббатство; число поступавших в общину Бернарда Клервоского увеличилось до такой степени, что понадобилось построить в Клервоской долине другой монастырь. Из Клерво выходили епископы, архиепископы, кардиналы; один из клервоских монахов сделался даже папой; эти духовные сановники всю жизнь продолжали чтить Бернарда, как наставника. Возникло 170 монастырей, признававших Клерво своей митрополией. Бернард стал советником государей. Папа Евгений III, бывший Клервоский монах, считал величайшей своей добродетелью безусловное благоговение к Бернарду, своему наставнику; Бернард посвятил ему «Размышление о папском сане», в котором говорит, что папа должен быть судьею народов и миротворцем, смиренным и благородным, чуждающимся мирской суеты.
Энергия и ученость, с какими Бернард Клервоский защищал церковную догматику против мыслителей, уклонявшихся от неё, доставляли ему сильное влияние на духовенство; он привлекал к себе государей изяществом своей светской образованности, народ святостью жизни и приветливостью. Знатные люди и простолюдины с одинаковой готовностью принимали его поучения. Изнуряя себя аскетическими самоистязаниями, Бернард однако же выказывал неутомимую деятельность. Один из его биографов говорит: «Он приносил утешение опечаленным, помощь угнетенным, совет затрудняющимся, исцеление больным, пособие бедным». Он заботился только о спасении души, он гнушался наслаждениями, не любовался даже красотами природы. Однажды Бернард ехал целый день по прелестному берегу Женевского озера и, погруженный в свои размышления, не замечал живописной местности. Почтение, которое выказывали ему люди всех сословий, не делало его надменным; он оставался скромен и застенчив; становился красноречив и горяч только когда выступал на защиту церкви.
Бернард Клервоский был стойким бойцом за права папы и за чистоту церковного учения, но не молчал о пороках духовенства, о злоупотреблениях папской власти. Он был твердой опорой Иннокентия II в борьбе с антипапой Анаклетом II, подчинил ему итальянские города, привел из Германии императора Лотаря на защиту ему, но говорил ему об алчности и властолюбии папского правительства. Бернард хотел дать церкви победу над мусульманами, внешними её противниками и над философами, которых считал внутренними её врагами. Он возбудил христианских государей идти во Второй крестовый поход; а за несколько лет перед тем, на сансском соборе (1140), в присутствии короля французского и многих вельмож требовал осуждения рационалиста Абеляра и его ученика Арнольда Брешианского; он преследовал бежавшего республиканца и еретика Арнольда, возбуждая своими посланиями гонение на него. Во всех церковных делах того времени голос Бернарда Клервоского имел сильное значение и часто решительное влияние. Ему предлагали пять кафедр из числа самых высоких; но он предпочитал Клервоский монастырь блеску их. Множество епископских мест было занято его учениками. Бернард Клервоский был примирителем государей, высшей властью западной церкви своего времени. Все народы Запада прислушивались к его голосу; послания его, написанные с большой заботливостью об изяществе и картинности слога, читались во всех западных землях.
Бернард Клервоский
Bernardus Claraevallensis
Французский средневековый богослов. Мистик. Святой Католической церкви.
Общественный деятель. Вдохновитель Второго Крестового похода (1147-1149).
Цистерцианский монах. Аббат монастыря Клерво. Учитель Католической церкви.
После трагической смерти матери Бернард удалился от мира и в 1113 году принял монашество в недавно основанном цистерцианском аббатстве Сито. В 1115 году избран настоятелем обители. Ревностный аббат отстаивал дисциплину монашеской жизни, реагируя на все случаи нарушения предписаний христианского благочестия. Обладал огромным авторитетом, к его мнению прислушивались не только римский папа, но и все европейское духовенство.
Тысячи рыцарей, отправлявшихся в Палестину, в недавно образованное тогда, после Первого крестового похода, Иерусалимское королевство, считали своим долгом прежде заехать в аббатство в Клерво, чтобы испросить у его святого настоятеля благословение, а тот напутствовал их так: «Вы обязаны создать на Святой палестинской земле духовно-рыцарский орден Храма Господня». Таким образом положено начало Ордену храмовников или тамплиеров.
Под непосредственным руководством Бернарда составлен его Устав, а затем и принят на соборе в Труа в 1128 году. Первоначальной целью Ордена являлась защита и расширение завоеваний крестоносцев в Палестине. Однако вскоре тамплиеры распространились и во Франции, быстро набрав политическую силу. Среди членов Ордена или сочувствующих ему находились герцоги и графы, епископы и аббаты, а своим духовным вождем тамплиеры считали Клервосского.
Аббат выступал в качестве реформатора и блюстителя норм христианской жизни. Клервоский ревностно укреплял монашеские устои и обличал любые отступления от аскетических правил. С успехом осуществлял посредническую деятельность, примиряя оппонентов из числа духовных и светских лиц.
В начавшейся полемике со считавшимся в то время крупнейшим богословским умом Европы Пьером Абеляром Бернард бросил на чашу весов весь свой авторитет. Абеляр исповедовал богословский рационализм, его девизом было «понимаю, чтобы верить», и многие из церковных иерархов были его сторонниками и покровительствовали ему. Для аббата, напротив, вера являлась прежде всего делом сердца, а не разума: абстрактными умствованиями Бога постичь невозможно, путь к Богопознанию открывают искренняя любовь и просвещение свыше.
В начале апреля 1147 года римский папа находился у своего учителя в Клерво. Там Бернард убедил Евгения III развернуть вектор крестовых походов с юга на восток, обратив их против язычников Европы, начав, в частности, с вендов. Эту идею римский папа претворил в булле «Divini dispensatione», которую подписал в Труа.
Бернард Клервоский скончался 20 августа 1153 года в аббатстве Клерво.
Канонизирован Клервоский 18 января 1174 года папой Александром III.
Папа римский Пий VIII, 23 июля 1830 года провозгласил Бернарда Клервоского Учителем Католической церкви.
Библиография Бернарда Клервоского
«О нравах и обязанностях епископов», 1127
«О благодати и свободной воле», 1127
«Книга о жизни и деяниях св. Малахии», 1150-1151)
«Слова» и «Проповеди»
«О размышлении», 1149-1153
Память о Бернарде Клервоском
Память совершается 20 августа
Церковь Святого Бернарда в Бранденбурге
Семья Бернарда Клервоского
Бернард Клервосский
Бернард Клервосский, – один из величайших средневековых церковно-религ. деятелей; род. в 1091 г., близ Дижона в Бургундии; ум. в Клервосе, 20 августа 1153 г.; канонизован Александром III, в 1173 г.; был третьим сыном в благородном и богатом семействе, и прошел полную школу всех рыцарских искусств, но чувствовал столь сильное влечение к благочестию, что, не смотря на протесты своего семейства, в 1113 г. удалился в монастырь Цито (Цистериум), и принял монашество. Хотя монастырь Цито (основанный в 1098 г. Стефаном Гардингом) славился суровостью и строгостью своих правил, тем не менее Б. и там произвел на всех сильное впечатление суровостью своих аскетических упражнений и ревностью, с которою он сосредоточивал свою жизнь «на едином на потребу». Когда, в 1115 г., монастырь оказался слишком малым для числа лиц, желавших поступить в него, – Б. напр. прибыл в сообществе с 30-ю другими лицами, которых он обратил от мира, – то найдено было необходимым выслать колонию и основать новый монастырь, причем Б. поставлен был во главе этих выселенцев. Они поселились в дикой и бесплодной долине Клервосской (Клара Валлис), и им стоило неимоверных усилий, тяжкого труда и самоотвержения, чтобы построить себе жилище в этой негостеприимной местности. Но монастырь чудесно расцвел, и аббат его вскоре сделался знаменитым. Он был строг, почти суров, но не жесток: ко всем он относился с сердечной добротой и кротостью, которые очаровывали и утешали. Он был кроток и смирен и являлся пристанищем для всякого, кто чувствовал себя немощным, подвергался сомнениям или искушениям. Хотя он был еще молод и крайне неопытен, но обладал чудесным проникновением в характеры и обстоятельства и пользовался таким доверием, что в 1128 г. был приглашен для составления правил для ордена храмовников. Во время раскола, возникшего после смерти Гонория II, Б. немедленно и решительно стал на сторону Иннокентия II; и огромная деятельность, которую он развил в этом деле, имела решительное значение на течение и исход этого спора. На соборе эстамиском он склонил французское духовенство признать Иннокентия. Вскоре затем последовало признание его со стороны Людовика VІ французского, Генриха I английского и Лотаря германского, и все это, по крайней мере отчасти, было результатом его стараний. Лотаря он даже убедил отказаться от некоторых притязаний, которые он основывал на вормском конкордате, и предпринять поход в Италию, чтобы изгнать Анаклета II. Когда Иннокентий находился во Франции, Б. сопровождал его повсюду и проповедовал народу в его пользу, с красноречием, действие которого часто приближалось к чудесному. Во Франции он уничтожил все следы противодействия; равно и в Италии, куда он отправлялся дважды (в 1133 и 1136 г.), его присутствие имело больше значения, чем присутствие войск Лотаря. Вскоре после окончания схизмы, начался спор с Абеляром. Абеляр был рационалист, Бернард – мистик; Абеляр думал, что учение христианское должно пройти чрез разум, чтобы сделаться пригодным предметом веры, а Б. требовал, чтобы оно сразу воспринималось верой чрез акт воли; у Абеляра вера означала разумное убеждение, у Б. разум означал восторженное созерцание. Между этими двумя личностями столкновение было неизбежно. Но на соборе сенском (1140), где Абеляр ожидал встретить Б. своим противником в споре, последний выступил его обвинителем. Абеляр отказался от защиты себя, и обратился с апелляцией к папе; но Б. расстроил эту апелляцию, и Абеляр в действительности был обвинен невыслушанным. Однако Петр Достопочтенный, великий аббат клунийский, с которым Абеляр провел последние годы своей жизни, впоследствии достиг личного примирения между двумя противниками. Быть может, величайшим или во всяком случае самым поразительным подвигом, который совершил Б., была проповедь о втором крестовом походе (1146). Он довел народы Франции и Германии до необычайного энтузиазма, почти равного тому, каким охвачен был народ во время первого крестового похода; но результат весьма плохо соответствовал приготовлениям, и Б. чувствовал себя несколько смущенным в виду полной неудачи предприятия. Весьма замечательной также была его деятельность в юго-западной Франции (1147–49), среди альбигойцев в Тулузе, хотя деятельность его не вполне увенчалась успехом и здесь. Он встретился тут с настроением, которое отчасти соответствовало его собственному и сила его личного влияния несколько ослаблена была этим обстоятельством.
Творения Б. состоят из множества проповедей, особенно на «Песнь Песней»; многих мистико-теософических трактатов, каковы – «О любви к Богу», «О степенях смирения и гордости», и проч.; «De Соnsiderarione аd Еugenium III» (изд. Гутера, Инсбрукк, 1885), – в высшей степени своеобразное сочинение; поэмы гекзаметром и ряд гимнов, еще и теперь употребляющихся в римско-католической и реформатской церквах; кроме того 490 писем, имеющих весьма большой исторический и психологический интерес. Слог его вообще натянутый, искусственный и тяжеловатый, но мысли его часто имеют неотразимую силу, поглощают всего человека, овладевают им и увлекают его с непреодолимой решительностью в одном направлении.
Бернард Клервоский. Биография. Характеристика
Святой Бернард
Поспособствовал победе папы Иннокентия II над антипапой Анаклетом II и созданию духовно-рыцарского Ордена тамплиеров. 1146 год — проповедь Клервоского в Везлэ стала решающим импульсом ко Второму крестовому походу. Был ярым сторонником суровых мер против рационалистического инакомыслия в теологии. 1174 год — Католической Церковью был причислен к лику святых, с 1830 года — «учитель Церкви».
Происхождение. Ранние годы
Родился в аристократической, хотя и не слишком родовитой семье в Бургундии, в местечке Ле-Фонтэн, где был широко распространен культ Черной Мадонны. Его отец был рыцарем и вассалом герцога Бургундского. Бернардом было получено хорошее образование, он с ранних лет проявил склонность к размышлениям и наукам.
Биография
1113 год — в возрасте 22-х лет Бернард удалился в цистерцианский монастырь (аббатство Сито), где с радостью принял тяготы сурового монашеского существования.
Он до такой степени страстно и красноречиво живописал благочестие такой жизни, что его примеру в скором времени последовали его 4 брата, овдовевший отец и еще 30 родственников.
До наших дней дошли свидетельства того, что проповеднический дар Бернарда был так велик, что «матери прятали от него своих детей, жены мужей, друзья своих товарищей», чтобы те не поддавались на его уговоры и не отправились за ним в монастырь.
Монастырь в Клерво
Монастырь Сито был очень бедным, а жизнь в нем до крайности сурова и аскетична, что в особо привлекало Бернарда, который стремился вести простую жизнь, преисполненную благочестивых размышлений. Он вел очень скромный образ жизни, ел и спал так мало, что практически постоянно пребывал на грани обморока. Но слава о его самоотречении и благочестии быстро распространялась по всей стране. 1115 год — Бернард был удостоен чести во главе группы других монахов основать новый монастырь близ местечка Клерво, в Шампани. Через несколько месяцев этот монастырь обрел небывалое могущество. В скором времени по инициативе его настоятеля было учреждено 163 новых монастыря.
Именно в Клерво святой Бернард начал писать свои духовные творения и, еще будучи довольно молодым аббатом, написал ряд проповедей о Благовещении. В них он прославлял доблести пречистой Девы Марии, в особенности ее миротворчество. Многие из проповедей Бернарда посвящены его искренней любви к ней; он уверял, что возлюбил Деву Марию с детских лет, когда на него снизошло божественное откровение. Это произошло после того, как он принял три капли молока из сосцов статуи Черной Мадонны в Шатильонском соборе. Именно этим и объяснялась его приверженность культу Черной Мадонны. Святым Бернардом было написано около 90 проповедей, посвященных входящей в Ветхий Завет Песни Песней. В них он связывает невесту, которая говорила о себе «черна я, но красива», с Марией из Вифании, то есть Марией Магдалиной.
Орден составлял отряд рыцарей на службе храма Гроба Господня….
Бернард и тамплиеры
Бернар Клервоский был также связан с Орденом тамплиеров и был их главным защитником, официально признавая их как членов военно-религиозного ордена. Но его связь с храмовниками имела более глубокий характер, потому как Бернард был одним из главных составителей текста клятвы, которую должны были приносить рыцари Ордена. Она называлась Уставом тамплиеров, и в ней святой Бернард побуждал их к «служению Вифании, дома Марии и Марты».
Благодаря его репутации истинного страстотерпца и автора многочисленных писаний влияние и авторитет святого Бернарда распространились далеко за границы Клерво, к нему часто обращались с просьбой о посредничестве в борьбе с папской схизмой, которая тогда угрожала стабильности и единству святой церкви.
Два папы-соперника
После того как умер папа Гонорий II на престол стали претендовать папы-соперники — Анаклетий II и Иннокентий II, и Бернарду предстояло дать оценку обоим и выбрать из них более достойного. После раздумий его выбор пал на Иннокентия II, скрывавшегося во Франции. С присущим ему рвением Бернард Клервоский смог убедить правителей Франции, Англии, Испании и Германии избрать Иннокентия папой. В результате удалось убедить и самого императора, и Анаклетия II изгнали из Рима.
Вдохновитель Второго крестового похода
Борьба с еретиками. Репутация. Характеристика
Бернард также печально прославился гонениями на Пьера Абеляра (французский богослов, философ и поэт), чьи сочинения в те времена были признанны еретическими и осуждались церковью. Упорные и безжалостные обвинения Бернарда Клервоского в адрес Абеляра не прекратились и после того, как аббат монастыря Клюни Петр Достопочтенный пытался примирить этих двух незаурядных людей. Обвинения в итоге духовно сломали Абеляра.
Бернард ненавидел всякие формы ереси и вел непримиримую борьбу против вероотступников и еретиков, в особенности против катаров.
Любому делу за которое брался Бернар он отдавался самоотверженно и искренне. Он заработал репутацию человека непримиримого, коварного, воинственного, агрессивного и — что весьма странно, если принимать во внимание его любовь к Деве Марии, — женоненавистника.
Цистерцианский монашеский орден, в общем, отличается жесточайшим аскетизмом, но об аскезе Бернарда слагались легенды еще при жизни:
Не желая что бы его отвлекали от раздумий, он отказался от встречи с отцом, который навестил его в монастыре после смерти матери; Бернард заливал себе в уши воск, чтобы среди людей оставаться глухим к их суетности; Будучи погружен в раздумья о Боге во время многодневного пути по берегам Женевского озера, с удивлением спрашивал потом у спутников, о каком озере они говорят, и т.п.
Его духовный авторитет был до такой степени высок, что, будучи клервоским аббатом, он по сути руководил политикой современных ему пап (Иннокентий II был обязан ему престолом, Евгений II был его ученик), выступал советником светских правителей, все время его приглашали для разрешения политических конфликтов и большую часть жизни аббат проводил в разъездах, улаживая дела большой политики, выступая в качестве посредника между папским престолом и светской властью при европейских дворах.
Пламенный оратор и выдающийся проповедник с колоссальным суггестивным потенциалом (до наших дней дошла легенда о том, как он силой своего красноречия смог внушить германскому императору Конраду III — вопреки всякой логике и его собственному желанию — возложить на себя крест).
Сущность взглядов
Аббат отрицал способность разума познавать мир, считая, что только милость Божья может открыть человеку тайны мироздания.
Смерть. Наследие
Бернард Клервоский умер 20 августа 1153 г. в Клерво. 1174 год, 18 января — был причислен папой Александром III к лику святых.
За свою жизнь им было основано по всей Европе 163 монастыря, написано 10 богословских трактатов, больше 300 проповедей и 500 дошедших до наших дней писем. Он является святым — покровителем пчел, пчеловодов, изготовителей воска, свечей и подсвечников, а также всего Гибралтара.
В необыкновенной для религиозного деятеля манере святой Бернард описывал Бога типично мирскими словами, упоминая о Его «высоте, ширине и толщине». В этом он, похоже, близок к идее о том, что и на Бога распространяется божественная гармония чисел, к примеру, загадочные свойства золотого сечения.
Цистерцианский монашеский орден уже в XII веке носит имя бернардинского, 2 перевала в швейцарских Альпах, которые ему доводилось многократно пересекать во время дипломатический путешествий, названы его именем: Большой и Малый Сен-Бернар. Культура ставит порой и довольно неожиданные памятники. Так и по отношению к Бернарду, от названий альпийских перевалов имя «сен-бернар» перешло к породе собак, спасавших людей из-под снежных лавин на этих перевалах.
Из истории западного богословия: Бернард Клервоский
I. Жизнь
Бернард, аббат Клервоский, знаменитый западный средневековый богослов-мистик, родился в знатной семье в деревне Фонтен-ле-Дижон в Бургундии (Франция). У родителей Бернарда, которых звали Тесцелин и Алетта, было семеро детей. Бернард был третьим сыном. Светское образование он получил в Сен-Ворле, где, возможно, изучал дисциплины тривиума. Однако в 1107 г. после смерти горячо любимой матери в жизни Бернарда наступил кризис, в результате которого он решил принять монашество. В 1111 г. Бернард удалился в местность Шатийон, где к нему вскоре присоединились все его братья и некоторые родственники. В 1113 г. Бернард принял монашество в цистерцианском монастыре. Он стал вести столь ревностную подвижническую жизнь, что уже в 1115 г. был избран аббатом нового монастыря, для которого он вместе со своими спутниками выбрал уединенную долину недалеко от р. Об, которую они назвали Clara vallis (“Ясная долина”), или Clairvaux (Клерво). Первые годы своего аббатства Бернард провел в решении насущных вопросов организации монастырской жизни и основания новых монастырей. В 1119 г. он вступил в полемику с Клюнийским аббатством, где в то время наблюдалось резкое падение монастырской дисциплины. Он написал по этому поводу несколько писем своему кузену Роберту и знаменитую Апологию к Гиллельму. Впрочем, между Бернардом и Клюнийским аббатом Петром Досточтимым неожиданно установилась тесная дружба. В 1128 г. Бернард был приглашен к составлению устава для ордена тамплиеров. Во время схизмы 1130 г., когда после смерти папы Гонория II в качестве его преемников оказались избранными сразу два папы, Бернард решительно встал на сторону законно избранного Иннокентия II. Деятельность и поддержка Бернарда сыграла решающую роль в споре двух пап. На Эстампском соборе Бернард склонил французское духовенство к признанию Иннокентия II. Вскоре последовало признание того и со стороны французского, английского и германского королей, что отчасти было плодом стараний Бернарда. Когда Иннокентий II находился во Франции, Бернард везде сопровождал его и произносил проповеди в его поддержку. Вскоре Бернарду удалось добиться полного признания нового папы во Франции. С этой же целью Бернард ездил в Италию (в 1136 и 1138 гг.). В это время мистически настроенный Бернард вступил в конфликт с рационалистом Петром Абеляром. На Санском соборе (1140 г.) Бернард выдвинул против него обвинения во всевозможных ересях. Абеляр отказался защищаться и обратился с апелляцией к папе, но Бернард расстроил эту апелляцию, в результате чего Абеляр был осужден заочно. Однако клюнийский аббат Петр Досточтимый взял Абеляра под свое покровительство и впоследствии даже достиг личного примирения между противниками. В 1144–1145 гг. Бернард выступил против учения Арнольда Брешианского, который критиковал чрезмерное богатство и роскошь Церкви, чем вызвал целое движение сопротивления среди римских граждан, которых Бернард пытался убедить остаться в повиновении папе Луцию II и позже Евгению III. Последний был учеником Бернарда, и его избрание в 1145 г. весьма усилило влияние Бернарда на церковную жизнь. В 1146–1147 гг. Бернард вел агитацию за второй крестовый поход и привел народы Франции и Германии в необычайное воодушевление. Однако результаты похода не оправдали ожиданий Бернарда, из-за чего он чувствовал себя весьма неловко. В 1148 г. Бернард добился осуждения известного богослова Гильберта Порретанского на соборе в Реймсе. В 1148–1149 гг. он успешно выступал против альбигойцев в Тулузе на юго-западе Франции. Умер Бернард в Клерво 20.08.1153 г. от тяжелой болезни. В 1174 г. он был канонизован папой Александром III, а в 1830 г. папа Пий VIII провозгласил Бернарда учителем Западной Церкви с почетным титулом doctor mellifluus (‘сладкоречивый учитель’), который закрепился за ним еще в XV в.
Сведения о жизни Бернарда можно почерпнуть из его ранних житий:
1. Житие и деяния святого Бернарда (St. Bernardi vita et res gestae, или Первый вариант Жития (Vita prima), PL 185, 225–454), в семи книгах, написанных несколькими очевидцами и современниками Бернарда: Гиллельмом Сен-Тьерийским (кн. I), Эрнальдом Боневальским (кн. II) и Гауфридом Клервоским, секретарем Бернарда (кн. III–V). Шестая книга в Первом варианте Жития также написана очевидцами (в частности, Филиппом и Гауфридом Клервоскими). В ней повествуется о чудесах Бернарда. В отличие от предыдущих, седьмая книга в Первом варианте Жития представляет собой собрание фрагментов из Великого цистерцианского трактата (Exordium magnum Cisterciense), содержащего позднейшие легендарные рассказы о чудесах Бернарда. То же можно сказать и о собрании фрагментов из книг Герберта О чудесах монахов-цистерцианцев (PL 185, 454–466).
2. Второй вариант Жития (Vita secunda, PL 185, 469–524), написанный епископом Аланом Аутиссиодорским ок. 1167–1170 гг., представляет собой переработанный вариант Первого варианта Жития.
3. Третий вариант Жития (Vita tertia, PL 185, 523–530) есть не что иное, как черновой вариант Гауфрида, использованный авторами Первого варианта Жития.
4. Четвертый вариант Жития (Vita quarta, PL 185, 531–550), в двух книгах, написанных позднейшим автором Иоанном Эремитом.
II. Сочинения
Бернард написал множество богословских сочинений различной тематики, среди которых можно выделить следующие три группы: трактаты, слова и письма.
I. 14 Трактатов различного содержания: догматико-полемические, нравственно-аскетические, мистико-созерцательные, церковно-канонические и другие.
1. О ступенях смирения и гордыни (De gradibus humilitatis et superbiae, PL 182, 941–972, ок. 1121–1125 г.; далее О ступ. смир.), в двух частях; представляет собой резюме бесед Бернарда с монахами и своего рода комментарий к правилам святого Бенедикта. В первой части Бернард говорит о смирении как основе евангельского совершенства и дает ему определение; а во второй рассматривает как противоположности 12 ступеней смирения и гордыни.
2. О любви к Богу (De diligendo Deo, PL 182, 973–1000), написан в 1126 г. к другу Бернарда кардиналу и канцлеру Римской церкви Франсе Эмерикскому. Бернард говорит о необходимости для всякого человека любви к Богу, о ее причинах, происхождении, разновидностях и степенях (эгоистическая любовь, любовь наемника, сыновняя любовь, блаженная любовь и др.).
3. Апология к Гиллельму, аббату Сен-Тьерийскому (Apologia ad Guillelmum, PL 182, 869–918), написана в 1127 г., отражает полемику между цистерцианцами, имевшими строгие монашеские правила, и клюнийскими бенедиктинцами во главе с аббатом Петром Досточимым.
4. О нравах и обязанностях епископов (De moribus et officio episcoporum), или Письмо XLII (PL 182, 809–834), написано в 1127 г. к Генри, архиепископу Сеноненскому. Бернард указывает здесь, какими качествами должен обладать хороший епископ, в частности он говорит о целомудрии, милосердии и смирении, которое “включает в себя все остальные добродетели, сохраняет их и приводит к совершенству” (V.17).
5. О благодати и свободе выбора (De gratia et libero arbitrio, PL 182, 1001–1030; далее О благодати и св. выбора), написан также к Гиллельму Сен-Тьерийскому в 1127 г. Поводом для написания трактата послужил вопрос одного из слушателей Бернарда, который спросил его: “Если все делает Бог, то что же ты делаешь или на какое вознаграждение рассчитываешь?” (I.1). В трактате Бернард отвечает на этот вопрос и пытается согласовать Божественную благодать и человеческую свободу, а также рассуждает о Божественном предопределении.
6. О похвале новому воинству, к воинам Храма (De laude novae militiae ad milites Templi, PL 182, 921–940), написан ок. 1132–1136 гг. к Гуго Пейнскому, основателю и первому магистру ордена тамплиеров. Бернард говорит здесь об отличии “старого”, мирского рыцарства, от “нового”, христианского; оправдывает применение военных действий (крестовых походов) против неверных.
7. Об антифонарии Цистерцианского ордена (Super antiphonarium Cisterciensis ordinis, PL 182, 1121–1132), написан в 1132 г. по просьбе генерального капитула цистерцианского ордена, поручившего Бернарду реформировать сборник антифонных песнопений; состоит из Письма или пролога и трактата О пении или об исправлении антифонария (De cantu seu correctione antiphonarii).
8. Служба святому Виктору Исповеднику (Officium de st. Victore Confessore, PL 183, 775–780), включает молитвы, гимны, антифоны, чтения и 2 проповеди на рождество святого Виктора (PL 183, 371–376).
9. О крещении и других вопросах (De baptismo aliisque quaestionibus; далее Крещен.), или Письмо CLXXXII (PL 182, 1031–1046), написано ок. 1136–1140 гг. в ответ на запрос Гуго Сен-Викторского по поводу следующих 5 вопросов, поставленных неизвестным богословом: 1) обязательно ли для всех крещение на основании слов Ин 3:5; 2) обязательно ли крещение или мученичество для спасения; 3) имели ли ветхозаветные праведники столь же ясное представление о Воплощении, что и христиане; 4) есть ли грех по неведению; 5) было ли сокрыто таинство Воплощения от Ангелов до дня Благовещения. В целом, за исключением последнего, Бернард дает отрицательные ответы на эти вопросы.
10. Слово, или Книга об обращении к клирикам (De conversione, PL 182, 834–856), произнесено 1140 г. во время визита Бернарда в Париж, когда епископ Стефан Сенлийский попросил его обратиться с проповедью к школьной молодежи. Основные темы — обращение к Богу, предваряемое призывом со стороны Самого Бога; осознание и отвращение от греха; превосходство небесных благ над мирскими; наконец, в гл. 19–22 Бернард резко критикует злоупотребления современных ему священнослужителей и говорит об обязанностях настоящих священнослужителей (в частности, об учительстве и стойкости в гонениях).
11. Против некоторых Глав из заблуждений Абеляра (Contra quaedam capitula errorum Abaelardi; далее Против Абеляра), или Письмо CXC (PL 182, 1053–1072), написано в 1140 г. к папе Иннокентию II; содержит критику учения Абеляра о вере и знании, о Святой Троице, о грехе. К этому трактату присоединяется также 14 Глав из ересей Петра Абеляра (Capitula haeresum Petri Abaelardi, PL 182, 1049–1054; далее Ереси Абеляра), содержащие основные пункты его заблуждений.
12. О акривии и икономии (или О предписании и устроении; De praecepto et dispensatione, PL 182, 860–894, до 1143 г.), написан по запросу монахов монастыря Сен-Пьера Шартрского; посвящен вопросам необходимости строго соблюдения монастырских правил и их различных нарушений.
13. О жизни и деяниях святого Малахии (De vita et rebus gestis st. Malachiae, PL 182, 1073–1118). Малахия, архиепископ Армаский (Ирландия), был другом Бернарда и умер в Клерво в 1148 г. Трактат написан Бернардом по просьбе Конгана, аббата Инислунского, и цистерцианских монастырей Ирландии. Особенно ярко личность архиепископа изображена в 19-й главе трактата. К трактату присоединяется также Гимн о святом Малахии (PL 182, 1117–1118).
14. О размышлении (De consideratione, в 5-и книгах, PL 182, 727–808; далее О размышл.). Этот оригинальный трактат написан после неудавшегося второго крестового похода (кн. 1 — в 1149 г., кн. 2 — в 1150 г., кн. 3 — в 1152 г., кн. 4–5 немного позже) и представляет собой своего рода экзамен совести, предложенный Бернардом папе Евгению III как главе Западной Церкви. В трактате затрагиваются экклезиологические, историко-политические, нравственные и догматические вопросы (особенно в кн. 5, где Бернард касается вопросов богопознания, триадологии, ангелологии, христологии и других).
II. Вторая группа сочинений Бернарда Клервоского — Слова, или Проповеди (1115–1153 гг.). В ней можно выделить 4 подгруппы:
1. О времени (De tempore, PL 183, 35–360), включают 84 Слова. Тематика этой группы Слов разнообразна, например, на Господские и Богородичные праздники, воскресные дни, на Пс 90, о святых Иннокентиях и другие.
2. О святых (De sanctis, PL 183, 360–536), включают 43 Слова в память разных святых: святых Виктора, Малахии, Гумберта и других; в них затрагиваются темы заступничества святых; сюда же относится Слово на Рождество Пресвятой Богородицы (букв. О водопроводе, De aquaeductu) и похвалы брату Бернарда Герарду.
3. На различные темы (De diversis, PL 183, 537–748; далее Слова на разл. темы), включают 125 Слов, из которых Бернарду принадлежат 116 (остальные принадлежат другим лицам или их авторство спорно).
4. На Песнь песней (In Cantica canticorum, PL 183, 785–1193; далее На Песн.), серия из 86 Слов, представляет собой мистико-созерцательный комментарий, затрагивающий многие догматические вопросы. В частности, в Слове 5 Бернард различает четыре вида духов (Божий, ангельский, человеческий и животный); Слово 8 посвящено Святому Духу; в Слове 19 разбирается вопрос об ангелах и ангельской иерархии; в Слове 27 — вопрос о происхождении души; в Словах 41 и 52 излагается учение о созерцании; Слова 64–66 посвящены полемике с манихеями; в Слове 71 рассматривается вопрос единства Отца и Сына; в Слове 74 Бернард рассуждает о том, как Слово Божие посещает душу, которая есть Его невеста; в 80 Слове Бернард опровергает тринитарное учение Гильберта Порретанского; Слово 83 представляет собой гимн Божественной любви, охватывающей душу.
III. К третьей группе сочинений относятся Письма к разным лицам, всего 495 (PL 182, 67–716), в том числе 37 писем, адресованных Бернарду или касающихся его; авторство 8 писем (456, 460, 461–466, 470) спорно. К письмам присоединяются 5 Хартий-прошений Бернарда за разные монастыри (PL 182, 715–722).
Спорно авторство Бернарда также для следующих приписываемых ему небольших сочинений: краткое Толкование на гимн “Иисусе, наш Искупитель” (PL 182, 1134), О страдании Христа и скорби и рыдании Его Матери (PL 182, 1133–1142), В похвалу славной Девы Марии (PL 182, 1141–1148), О Теле Господнем (PL 182, 1149–1150), О песнопении (Tractatus cantandi graduale, PL 182, 1151–1154).
Из-за высокого авторитета Бернарда ему приписывался также целый ряд подложных сочинений (см. PL 184), таких как О видах молитвы, О благодати, Таинственная виноградная лоза, Размышление о страдании и воскресении Господа и других (авторство части из них уже установлено).
III. Богословие
Бернард с опасением относился к философии и логико-философским методам исследования в области богословия; он презрительно называл их “игрой в диалектическое искусство” (Против Абеляра, I.1), как это видно из его полемики с Петром Абеляром. Мирской философии Бернард предпочитает “Павлову философию”: “Знать Иисуса, и притом распятого (ср. 1 Кор 2:2), — вот моя тонкая, внутренняя философия” (На Песн., XLIII.4; Слова на разл. темы, VII.1). В отличие от Абеляра, Бернард, как и блаженный Августин, полагает, что вера должна предшествовать знанию (Против Абеляра, I.1). Если Абеляр полагал, что даже самые возвышенные и священнейшие истины христианства могут быть постигнуты и доказаны разумом, то Бернард говорит, что они “содержатся в глубинном лоне святой веры” (Там же, I.2). Бернард подвергает критике определение Абеляра, что вера есть всего лишь смутная “оценка” (aestimatio, Там же, IV.9). По Бернарду, “все, что есть в нашей вере, основано на достоверной и прочной истине (certa ac solida veritate), подтверждено пророчествами и чудесами от Бога, упрочено и освящено Рождением от Девы, Кровью Искупителя, славой Воскресшего” (Там же, IV.9). Определение, которое Бернард дает вере, основывается на словах апостола Павла (см. Евр 11:1): “Вера есть твердое основание (substantia) того, на что мы надеемся, и доказательство (argumentum) того, что невидимо” (Там же, IV.9). Поэтому вера “не есть смутная оценка, но сама достоверность” (certitudo, Там же, IV.9). В своем позднем сочинении О размышлении Бернард также рассматривает эту проблему. Он полагает, что вера (fides) занимает среднее положение между мнением (opinio) и разумением (intellectus, О размышл., V.III.5). Из этих трех способов исследования мнение основывается на правдоподобии, вера — на авторитете, а разумение — на разуме (ratio); мнение — это принятие как истинного того, о ложности чего мы не знаем; вера — это волевое и верное предвкушение еще не открытой истины; наконец, разумение — это верное и ясное понятие (notitia) о каком-либо невидимом предмете (Там же, V.III.6). Бернард предостерегает от смешения этих трех способов, ибо если мнение претендует на точное утверждение, то оно безрассудно; если вера пребывает в сомнении, она непрочна; а если разумение пытается вторгнуться в то, что запечатано верой, оно становится “грабителем, посягающим на величество” (scrutator majestatis, Там же, V.III.6; ср. На Песн., XXXI.3; Притч 25:27 4 (Vulgata)). В отличие от мнения, и вера и разумение обладают точной истиной (certam veritatem), но вера обладает ею как сокрытой и прикровенной, а разумение — как открытой и явной (О размышл., V.III.5). Поэтому Бернард вслед за Августином полагает, что вера есть именно промежуточное состояние человеческого духа. “Мы желаем познать только то, — говорит он, — что мы уже знаем благодаря вере. И для блаженства намнедостает только того, чтобы то, что уже известно нам благодаря вере, было бы ясно также и непосредственно” (Там же, V.III.6). Поэтому термин intellectus у Бернарда следует понимать скорее как ‘духовное постижение’, даже ‘умное созерцание’, чем просто ‘знание’ или ‘разумение’. По-видимому, именно ему соответствует понятие speculativa consideratio (‘созерцательное размышление’, см. ниже).
3. Учение о Боге.
6. Благодать и свобода воли. Учение о предопределении. В вопросе личного, субъективного усвоения плодов совершенного Христом спасения, Бернард, с одной стороны, разделяет точку зрения Августина, состоящую в переносе всей тяжести на Божественную благодать, не зависящую от человеческих заслуг, а с другой стороны, пытается согласовать эту точку зрения с человеческой свободной волей. Подобно Августину, Бернард говорит, что “человеческая праведность — это не что иное, как милость Божия” (На Песн., XXIII.15). Однако на вопрос: “Если Бог делает все, то что же делает свободный выбор (liberum arbitrium)?”. Бернард дает такой ответ: “Он (свободный выбор) спасается. Отними свободный выбор, и не останется того, что спасается; но устрани Благодать, и не останется того, благодаря чему он спасается. Это дело не может совершиться без наличия двух факторов: одного — от которого оно происходит, и другого — для кого или в ком оно происходит. Бог — творец спасения, а свободный выбор — только приёмник (capax) спасения. Никто не дает его (спасения), кроме Бога, но ничто не может принять его, кроме свободного выбора. Следовательно, это происходит только от Бога, но дается только свободному выбору; и оно так же не может быть без согласия воспринимающего, как и без благодати Дающего. Поэтому говорится, что свободный выбор соработает благодати, производящей спасение, когда он соглашается (consentit), то есть когда он спасается. Ведь согласие есть спасение (consentire salvari est)” (О благодати и св. выбора, I.2). Таким образом, Бернард говорит о синергии между благодатью и человеческой свободой, что сближает его сотериологию с православной. Впрочем, Бернард настаивает на том, что “человек оправдывается одной верой” (solam justificatus per fidem, На Песн., XXII.8). Кроме того, Бернард заимствует у блаженного Августина учение о Божественном предопределении ко спасению. Он соотносит понятие “вечное предопределение” (aeterna praedestinatio) с новозаветным понятием “небесного рождения” (ср. 1 Ин 3:9), поскольку “еще прежде создания мира Бог возлюбил и облагодатствовал (gratificavit) Своих избранных (electos) в Своем возлюбленном Сыне” (На Песн., XXIII.15). Можно сказать, что эти “избранные” люди, “предопределенные к жизни” (О благодати и св. выбора, IX.29), “как бы никогда и не грешили” (quasi nunquam peccasse, На Песн., XXIII.15), не потому, что они совершенно не согрешили, но потому, что “грех им не вменяется, ведь он или наказывается достойным покаянием, или покрывается любовью” (О благодати и св. выбора, IX.29), ведь любовь Отца покрывает множество грехов, покрывает зло и воздает добром” (Там же, XXIII.15; ср. Слова на разл. темы, IV.5). Из-за учения об оправдании верой и о предопределении некоторые западные ученые даже считали Бернарда “предтечей протестантизма”.
IV. Влияние
Бернард Клервоский оказал значительное влияние на современную ему церковную жизнь. Силу и чистоту его учения высоко ценили папа Александр III и Иннокентий III. Начиная с XIII века к сочинениям Бернарда обращались многие школьные проповедники, профессора, богословы, такие как Фома Аквинский и др. Богословы францисканской школы многое позаимствовали у Бернарда. Особенное влияние Бернард оказал на христианскую мистику, в частности, на Гуго и Ришара Сен-Викторских, Бонавентуру 16 и особенно на автора трактата О подражании Христу (De imitatione Christi), несущего явный след стиля и идей Слов на Песнь песней и трактата О ступенях смирения. Во французской богословской школе XVII в. заметно значительное сходство с некоторыми аспектами богословия Бернарда. Он также был хорошо известен и в протестантской среде; его ценили М. Лютер и Ж. Кальвин. Многие пассажи из сочинений Бернарда были включены в богослужебные книги Западной Церкви (особенно в праздничные службы Богоматери и святым).
1См. о нем статью из настоящего цикла в № 3(29) за 2001 г. — Ред.
2См. о нем статью из настоящего цикла в № 2(24) за 2000 г. — Ред.