бесы пушкин история создания
Стихотворение и анализ «Бесы»
Мчатся тучи, вьются тучи;
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
«Эй, пошел, ямщик. » – «Нет мочи;
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон – теперь в овраг толкает
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».
Мчатся тучи, вьются тучи;
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали… «Что там в поле?»
«Кто их знает? Пень иль волк?»
Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…
Краткое содержание
Зимняя снежная ночь. По дороге, почти не освещаемой невидимой луной, несется одинокая повозка. Мутное небо, удручающий пейзаж, нарастающая стихия пугают героя, и он просит ямщика сильнее подгонять и без того уставших лошадей, но тот отвечает, что их водят по кругу бесы, которые хотят их погубить. Путники сбиваются с дороги и становятся свидетелями бесовского хоровода.
Описание бесов автор начинает со слов ямщика, у которого от страха настолько разыгралось воображение, что он «видит», как один бес толкает лошадь, второй дует ему в глаза, а третий, сверкнув искрой, исчезает во мраке ночи. Кони стоят, колокольчик замолк, но, внезапно какая-то неведомая сила заставляет животных сорваться с места.
Бесы. Иллюстрация. Художник Н. Родионов
Лошади мчатся, не разбирая дороги, а путник с ужасом наблюдает за кружащимися в танце, безобразными в своем обличье, злыми духами. Этот страшный бесовский танец сопровождается непонятными звуками, которые возвещают то ли о похоронах нечистой силы, то ли о ведьминой свадьбе. Лунный свет почти не пробивается сквозь мутное небо, повозка несется, а рядом с ней кружится в своем безумном хороводе беснующаяся нечистая сила, воем и визгом наводящая на героя мрачные мысли и предчувствия.
Анализ
История создания
Помолвка Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Гончаровой, о которой было объявлено весной 1830 года, стала предысторией написания «Бесов». Той же осенью Пушкин едет в Большое Болдино с целью вступить во владение одной из деревень. Поэт еще не знает, что карантин, введенный из-за эпидемии холеры, не даст ему вовремя вернуться в Москву. Так, на протяжении трех месяцев, Пушкин, снедаемый хандрой и меланхолией, вынужден был оставаться в Болдино.
Таким образом, осень 1830 года, которую впоследствии назовут Болдинской, явилась периодом создания одного из лучших пушкинских творений – произведения «Бесы». Первое название этого стихотворения – «Шалость», но когда оно было написано, то явило собой повествование вовсе не шаловливого содержания, и было переименовано в соответствии с сюжетом.
Центральные образы
Главными персонажами стихотворения являются путник, совершающий поездку, ямщик, который первым почувствовал присутствие бесов, и сами бесы. Ямщик в данном произведении олицетворяет простой русский народ, бесов же можно охарактеризовать, как представителей угнетающего этот народ, класса.
Путник и ямщик – реальные человеческие образы, которым свойственны страх и растерянность. Бесы – представители сверхъестественного, они, как и полагается, связаны с потусторонним миром, поэтому все силы зла стоят на их стороне.
Природа также оказывается вовлеченной в эту игру бесов с путниками: луна почти скрыта туманным небом, по которому ходят тяжелые тучи, звезды совсем не видны, ничего невозможно рассмотреть из-за нескончаемой снежной пелены. Перед глазами читателя предстает поистине страшная и мистическая картина.
Композиция
В композиционном плане стихотворение можно разделить на три части, каждая их которых начинается словами «Мчатся тучи, вьются тучи…».
В первой части читатель наблюдает за разбушевавшейся стихией, в которой суеверный темный ямщик узрел кружащихся в хороводе бесов. Эта часть служит завязкой и несет в себе черты народного фольклора.
Кульминационную нагрузку берет на себя вторая часть. Страх ямщика передается путнику, и теперь уже оба персонажа становятся свидетелями бесовской пляски. Напряжение в этой части достигает пика.
Третья часть является развязкой. Герой отстраняется от созерцания бесов и погружается в свой внутренний мир. Нечистая сила напоминает о себе воем, терзающим его душу. В последней части Пушкин проводит четкую параллель между потусторонними существами и миром господ, а также показывает, что отстраненность путника, не что иное, как нежелание ассоциировать себя с представителями высшего света, равнодушными к тяжелому положению простого народа.
Стихотворение принадлежит к романтическому направлению в литературе. По роду его можно назвать лирическим. Жанр больше похож на балладу, отягощенную философским смыслом. Такое смешение жанров в одном произведении позволяет назвать его лирической балладой, наделенной признаками философской лирики.
Размер и средства художественной выразительности
«Бесы» написаны четырехстопным хореем. Этот размер используется для написания народных песен и другого стихотворного фольклора, что приближает данное стихотворение к народному.
С помощью выразительных приемов, таких, как повторения: «вьюга злится, вьюга плачет», «колокольчик дин-дин-дин» автору удается добиться нагнетающей обстановки. Мистический оттенок стихотворение приобретает, благодаря эпитетам: «снег летучий», «неведомые равнины», «ночь мутна» и т.д. Олицетворения «вьюга злится, вьюга плачет», «мчатся тучи» превращают природу в сообщницу потусторонней силы.
Проблематика и основная идея произведения
В стихотворении в иносказательном виде звучит тема, которая волновала не только Пушкина, но и всех прогрессивных людей того времени – подневольное положение народа, отсутствие его свобод.
Бесы в произведении – это бездушные богачи и подобные им представители дворянства. Наподобие зловещих сил они уводят темный народ от действительности, испугом и обманом не давая ему подумать о своем человеческом достоинстве, о вольной и спокойной жизни. Таким образом, данное произведение – это наглядная картина, описывающая положение дел в современном автору обществе.
Анализ стихотворения «Бесы» Пушкина
Всего получено оценок: 148.
Всего получено оценок: 148.
Стихотворение “Бесы” – едва ли не самое известное из всего пушкинского наследия. В стихотворении автор описывает путешествие в метель, а заблудившиеся путники символизируют русский народ. Краткий анализ “Бесы” по плану рассматривает всё, что нужно знать об этом произведении. Разбор можно использовать на уроке русской литературы в 9 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бесы.
История создания – написано стихотворение в один день, 7 сентября 1830 года, в Болдино, том самом пушкинском имении, где было создано так много его знаменитых произведений. Оно стало первым, написанным в знаменитую Болдинскую осень.
Тема – вера в возможности человека, в его умение противостоять жизненным трудностям.
Композиция – симметрично кольцевая, создаваемая повторяющимся четверостишием, которое делит произведение на три части.
Жанр – лирическая баллада.
Стихотворный размер – четырёхстопный хорей с перекрёстной рифмовкой.
Эпитеты – “снег летучий”, “мутная игра”, “чистое поле”, “неведомые равнины”, “одичалый конь”, “небывалая верста”.
Метафоры – “мчатся бесы рой за роем”, “Визгом жалобным и воем надрывая сердце мне”, “в мутной месяца игре”.
История создания
История создания этого произведения начинается ещё в мае 1830 года, когда поэт сделал предложение своей будущей жене Наталье Гончаровой. Несмотря на согласие невесты и её родителей, свадьба все откладывалась: сначала готовилось приданое, без которого девушку не хотели отпускать замуж, потом неожиданно умер дядя Пушкина. А в начале сентября поэту пришлось отправиться в Большое Болдино, решать имущественные вопросы.
Пушкин прибыл в своё имение 3 сентября и не планировал пробыть там долго, однако его отъезду помешала холера. Стихотворение “Бесы” написано 7 сентября, когда Пушкин ещё не знал, что ему придётся задержаться. Он был раздражён и встревожён, поскольку упускал своё любимое творческое время – осень. Известие же о холере, которое пришло позже, не испугало, а обрадовало его. Сама атмосфера опасности очень волновала поэта, и он имел предлог для того, чтобы спокойно творить. Впоследствии именно этот период будет назван знаменитой Болдинской осенью.
Сообщив невесте, что ему придётся остаться в Болдино на неопределённый промежуток времени, Пушкин полностью отдается творческому порыву, сделав этот период самым продуктивным в своём творчестве. Но начиналась “Болдинская осень” именно с “Бесов”.
С одной стороны, Пушкин использует в стихотворении мистические образы, которые делают его похожим на лирическую балладу: это классическое путешествие в буран, когда путник заплутал потому, что его водят бесы. Выразителем мысли о бесах выступает представитель народа, ямщик, что дополняет историю фольклорным элементом. На самом деле тема стихотворения несколько иная: поэт иносказательно раскрывает проблему поиска верного пути в жизни, стремления найти выход из трудных ситуаций, не подчиниться обстоятельствам.
Композиция
Композиция стихотворения трехчастная, причём сюжет закольцовывается в конце каждой части с помощью повторяющегося фрагмента.
Первая часть – это описание ненастья, которое. по мнению ямщика, вызвано бесом – он кружит путников, желая свести их с дороги в поле. Мистическая составляющая усиливается и во второй части, где и сам путник как будто видит бесов, кружащих вокруг. Третья часть разъясняет символический смысл произведения: путник не желает иметь ничего общего с бесами, отстраняется от них, точно так же, как и сам лирический герой отстранялся от них, выбирая свой путь в жизни. Это главная мысль произведения, которая выражается через переживания лирического героя.
С одной стороны, это классическая лирическая баллада, наполненная фольклорными мотивами. Интрига, тайна также указывают на принадлежность к жанру баллады. С другой,можно назвать лирическим стихотворением, поскольку в нём отражены сокровенные мысли и чувства лирического героя, его видение проблемы.
Такой стихотворный размер, как четырёхстопный хорей, использован Пушкиным неслучайно – он достаточно характерен для балладного звучания. Перекрёстная рифма в сочетании с восьмистишием делает композиционное деление более явным.
Средства выразительности
Для того чтобы придать стихотворению черты баллады и передать эмоциональный настрой лирического героя, Пушкин использует следующие средства выразительности:
Бесовской разгул, надрывающий душу, передаётся также с помощью звукоподражания (дин-дон) и постоянно нагнетающейся тревожной атмосферы.
Краткая история создания стихотворения «Бесы» А.С. Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин написал свое стихотворение «Бесы» 7 сентября 1830 года. В это время автор находился в Большом Болдино. Произведение поэта содержит глубокий философский смысл, который понятен не каждому читателю. Стихотворение «Бесы» по праву считается одним из ключевых в творчестве великого писателя.
6 мая 1830 года Александр Пушкин и Наталья Гончарова объявили о своей помолвке. 3 сентября автор был вынужден отправиться в Большое Болдино. Александру Сергеевичу необходимо было решить важные вопросы по деревне Кистенево. Но поэту не удалось быстро завершить дела. Был объявлен холерный карантин, поэтому все выезды из Болдино были закрыты. А.С. Пушкин провел в своем своеобразном заточении 3 месяца. Осень 1830 года — особый период в жизни поэта. Это время получило название «Болдинская осень». Автор глубоко переживал разлуку с близкими. Апатия, меланхолия, хандра в этот период стали его верными спутниками. Поэт писал близким и друзьям письма, которые были наполнены грустными мыслями.
Автор даже пожалел, что отправился в Большое Болдино, но ничего уже нельзя было изменить. Въехать в Москву было невозможно. Александр Сергеевич уже почти пал духом. Он никак не мог найти выход из этой ситуации. Ему оставалось только ждать. Единственным утешением служило творчество.
Стихотворение «Бесы» пропитано тревогой, сомнениями. Произведение отражает внутреннее состояние автора, его переживания. В работе «Бесы» царит мрачная напряженная атмосфера. Именно это стихотворение положило начало произведениям времени «Болдинской осени».
В центре повествования — образ бесов. Именно бесы создали ритм всего произведения. В момент написания стихотворения в стране бушевала холера. В своей творческой работе Александр Сергеевич словно провел аналогию этого страшного заболевания с нечистыми силами.
А.С. Пушкин словно ждал приближения грозных неприятных событий. Он хотел подготовиться к ним морально, но не мог. Но было и очевидное преимущество его заточения в Большом Болдино. У автора появилось гораздо больше времени на творчество. Александр Сергеевич старался выплеснуть все свои страхи и сомнения на бумагу. Тишина, время для досуга способствовали новому подъему в творчестве А.С. Пушкина.
Изначально поэт подобрал для своего произведения другое заглавие. Автор хотел назвать стихотворение «Шалость». Однако его работа о страхах неизвестности, несправедливости, о внутренних демонах, бесах просто не могла иметь такое заглавие. Поэтому Александр Сергеевич изменил его на «Бесы». Именно бесы олицетворяют тех, кто предвещает горе и беду.
Если анализировать литературное направление, то произведение «Бесы» можно отнести к романтизму. Это стихотворение — лирическая баллада, одна из самых известных лирических работ А.С. Пушкина. «Бесы» — сложное эмоциональное произведение, заставляющие читателей задуматься о многом. Во время написания стихотворения автора посещали тревожные мысли, которые читаются между строк.
Александр Сергеевич словно поведал окружающим о своем месте в жизни. Автор как и главный персонаж запутался, сбился с намеченного пути. Но несмотря ни на что, он готов идти дальше. Он не обращает внимание ни на холод, ни на людскую отрешенности, ни на страх. А.С. Пушкин открыл свою душу читателям. Он рассказал, что жизненный путь не всегда легкий и радостный. На пути каждого человека встречаются различные испытания и преграды. Автор поделился своим отношением к жизненным неурядицам. Поэт передал внутренний настрой путника, который оказался в сложной ситуации.
Стихотворение А.С. Пушкина «Бесы». Анализ стихотворения «Бесы»
Стихотворение “Бесы” – едва ли не самое известное из всего пушкинского наследия. И ничего удивительного в этом нет, если учесть историю его создания и другие факторы. Краткий анализ “Бесы” по плану рассматривает все, что нужно знать об этом произведении. Разбор можно использовать на уроке русской литературы в 9 классе как основной или дополнительный материал для лучшего понимания темы.
История создания
«Бесы» были написаны в самый продуктивный период творчества великого русского поэта – Болдинскую осень. Более того, это оказалось первое произведение, вышедшее из-под пера Пушкина в знаменитом имении.
Текст датируется 7 сентября 1830 года.
Тогда еще поэт не знал, что будет вынужден остаться в Болдино на неопределенное время, пока бушует эпидемия холеры.
Однако он ощущал внутреннее раздражение из-за необходимости решать имущественные вопросы (поэт готовился к свадьбе) в самый любимый свой период – осень. Ведь именно в золотую пору года Пушкина посещало особенное вдохновение.
Известие о страшной болезни, окутавшей округу, успокоило и взбодрило писателя. С одной стороны, его захватывало ощущение опасности, находящейся так близко. А с другой – радовала неожиданная возможность отрешиться от всего мира и целиком отдаться творчеству.
Именно в такой обстановке и появились «Бесы»: удивительно многогранное, загадочное и по-настоящему мистическое произведение.
С одной стороны, это классическая лирическая баллада, наполненная фольклорными мотивами. С другой, символическое содержание приближает стихотворение к такому жанру, как философская лирика. Таким образом, его можно назвать балладой с философскими элементами.
Такой стихотворный размер, как четырехстопный хорей, использован Пушкиным неслучайно – он достаточно характерен для балладного звучания. Перекрестная рифма в сочетании с восьмистишием делает композиционное деление более явным.
Система образов
В произведении представлена четкая система противопоставления художественных образов.
С одной стороны, это ямщик и его спутник, то есть, образ реального мира, привычный всем. Оба напуганные, растерянные, слегка сбитые с толку мелькающими перед ними странными, ужасающими существами.
С другой стороны, это сами бесы — образ потустороннего мира. Они, как и положено настоящим представителям темной стороны, обманывают, путают и запугивают. То предстают чем-то высоким и страшным, то мелькают едва заметной искрой.
Вся природа как будто помогает силам зла: свет луны мутен, вокруг ходят тяжелые тучи, не видно звезд, и бесконечной пеленой идет снег. Угнетающая, страшная и по-настоящему мистическая картина предстает перед глазами завороженного читателя.
Тут Пушкин проявляет себя как гениальный мастер психологического параллелизма. Страшный пейзаж – одна большая, развернутая метафора несправедливости, происходящей в современном писателю обществе. Пушкин был лично знаком со многими декабристами, отлично понимал остроту поднятой ими проблемы, ощущал, что так дальше продолжаться не может и не должно. Он в ярких художественных образах передал безысходность, сложность и неправильность устоявшегося социального неравенства.
Краткий анализ стиха «Бесы» А. С. Пушкин
Вариант 1
Стихотворение Бесы – это уникальное произведение, которое было написано Пушкиным в 1830 году. Здесь мысли поэта сплетаются с философскими идеями. Литературоведы относят этот стих к лучшим произведениям философской лирики. Смысл названия и проблематика кроются в событиях, которые стали поводом для появления стихотворения. Дело было в 1830 году, когда Пушкин был помолвлен с Натальей Гончаровой. Их свадьбе постоянно что-то мешало. Она переносилась снова и снова.
Однажды Пушкину пришлось уехать в деревню по делам. Там он смог немного отдохнуть, так как устал от обыденных дел. Они не давали ему писать и творить. Стих Бесы был одним из первых стихов, как только он приехал в деревню. Сначала в нем прослеживается меланхолия, но потом виден подъем. Так поэт постепенно приходит в себя.
Даже эпидемия холеры, которая отсрочила его отъезд, стала для Пушкина подарком с небес. Он с удовольствием продолжил писать. Размер стиха – 4‑стопный хорей с перекрестной рифмовкой. Произведение относится к романтизму. Жанр – лирическая баллада. Композиция кольцевая с четкой симметрией из-за одного четверостишья, которое начинает все части стиха. Если описывать сюжет стихотворения Бесы, то стоит все делать по плану.
В первой части мы видим ямщика, который говорит о жутком ненастье. Это бес, который является гибелью для каждого путника. Бесом здесь выступает сила природы. Наличие такой нечестии напоминает нам фольклорные мотивы. Чтобы усилить эффект, автор использует зловещие эпитеты и звукоподражания.
Сам лирический герой боится. Он не знает, что его подстерегает. Вторая часть стихотворения – это встреча с дьяволом. Она очень эмоциональна, так как Пушкин постарался описать дьявольскую бурю, которая бушует по сторонам. Третья часть – это воодушевление героя. Он не хочет быть частью бесовского мира. Он не хочет идти с бесами. Все внутри него разрывается на части. Страх теперь отходит назад.
Смысл этого стихотворения в том, чтобы показать истинное положение русского народа. Он так хочет получить счастливую жизнь. Но ничего не получается из-за бесов. Бесы – это элита, правящие лица, которые ставят свои интересы выше других. Сердце лирического героя, как и сердце Пушкина, разрывается из-за того, что он хочет спасти всех, но не знает как.
Вариант 2
А.С. Пушкину в 1830 году пришлось отправиться в Болдино. Там ему предстояло решить имущественные вопросы, связанные с наследством и подготовиться к свадьбе. Поэт хотел быстро уладить свои дела и вернуться в Москву, но ему пришлось задержаться из-за вспышки холеры. Находясь в Болдино, он написал несколько философских произведений, в том числе и стихотворение «Бесы».
Читая это произведение, становится страшно и даже жутко. Пушкину удалось с помощью художественный приемов создать такую мрачную картину, что дух захватывает. Вначале ямщик и лирический герой заблудились, ни о каких бесах и речи не было.
Однако Пушкин использовал повторы и звукоподражания («страшно, страшно», «еду, еду», «дин-дин-дин»), чтобы создать напряженную атмосферу. Сразу становится как-то страшно, тем более, что ямщик начинает говорить о бесах, якобы заманивших в ловушку. Невольно начинаешь ждать чего-то нехорошего.
Стихия разгулялась не на шутку и лирическому герою действительно страшно. Но вот появляются бесы, которые кружатся в своем сумасшедшем танце. Что делать человеку, находящемуся далеко от деревни? Откуда ждать помощи и что будут делать те самые бесы, заманившие в ловушку? Метафоры еще больше нагнетают обстановку: «вьюга злится», «колокольчик умолк», «вьюга визгом надрывает сердце» и др. Эта страшная картина прямо предстает перед глазами, становится жутко.
Стихотворение «Бесы» написано октавой. При написании использовалась традиционная перекрестная рифмовка. Это стихотворение является образом мечущейся души, человека, сбившегося с пути. Скорее всего, Пушкин имел в виду крестьян, которые до сих пор были крепостными. Их души рвались на свободу, но они были терзаемы переживаниями и трагическими страстями.
Вариант 3
В 1830 году Пушкин прибывает в Болдин, дабы уладить возникнувшие вопросы с его владениями и совместно с этим, он производит подготовку к свадьбе. Но возникнувшая в Москве эпидемия, заставила поэта на пару месяцев остаться в Болдин. За время ожидания автор производит несколько произведений, в них и входило обсуждаемое нами стихотворение род названием ” Бесы “.
В своём стихотворении Пушкин затрагивает народный фольклор, путём описания путешествие, которое может вызвать у любого путника возмущения, так как в то время была метель.
Данное стихотворение, по мнению самого автора, являются основополагающими в развитии культуры русского населения. Также следует отметить, что описанные бесы в стихотворении, выдуманные. Они пытаются сбить с намеренного пути путника. И этому выдуманному явлению, найдётся определённый ответ. Он скрывается в самом конце стихотворения, где автор разделяет гранью бесов и людей. Пушкин указывает и то, что власть находится только у людей.
В тексте писатель приравнивает русский народ к путникам, которые заблудились в снежной равнине и не могут найти свою счастливую и спокойную жизнь. А причина всего этого, заключается в том, что крестьяне являются народом крепостным. Их жизнь принадлежит тем самым бесам, которые подобны кучке людей, готовых и желающих нажиться за счёт других. Они не хотят просто так потерять бесплатную рабочую силу.
Под этой кучкой людей, Пушкин подразумевает людей из управления России. Которые заставляют простой народ прочувствовать на себе страх и неутолимый гнев. Поэтому автор полностью правильно выбрал образ бесов для таких людей, так как именно они, чувствуя власть над всеми, мешали жить тихо и мирно всему народу России. Автор также подчёркивает строками стихотворения то, что даже во время страшной холеры в Москве продолжались яркие балы.
Центральные персонажи
Центральные персонажи стихотворения «Бесы» – мужчина, от чьего имени идет повествование, и ямщик, сообщающий ему о разгулявшихся в полях бесах.
Последний является олицетворением всего народа. Именно он первым догадывается, что их «водит бес», а затем описывает своему пассажиру, какую именно видит нечисть.
Бесы тоже являются персонажами стихотворения. Нечистые пугают путников, пытаются сбить их с дороги.
С одной стороны, Пушкин использует в стихотворении мистические образы, которые делают его похожим на лирическую балладу: это классическое путешествие в буран, когда путник заплутал потому, что его водят бесы. Выразителем мысли о бесах выступает представитель народа, ямщик, что дополняет историю фольклорным элементом. На самом деле тема стиха несколько иная – поэт иносказательно показывает тяжелое положение русского народа, которого дворяне (“бесы”) водят по кругу, не давая выбраться на свободу.
Лирический герой
Произведение написано от лица некого мужчины, оказавшегося вместе с ямщиком в ночном поле.
Зачем и куда они едут – непонятно, но это и неважно. Читатель получает эмоции именно от персонажа-рассказчика. Значит, он и есть лирический герой, своеобразная проекция автора. Ему страшно, его пугает непредсказуемое поведение разгулявшейся нечисти.
Стихотворение заканчивается словами «… визгом жалобным и воем надрывая сердце мне». Тут явно проступает образ самого поэта, которого беспокоит сложившаяся социальная ситуация и не отпускают тяжелые мысли, предчувствия.
Тропы и фигуры речи
Эпитеты: «снег летучий», «кони чуткие», «визгом жалобным». Метафора: «вьюга… плачет», «глаза… горят».
Сравнение: «Закружились бесы разны, / Будто листья в ноябре». Повтор: «мутно небо, ночь мутна», «страшно, страшно». «Мчатся тучи, вьются тучи; / Невидимкою луна / Освещает снег летучий; / Мутно небо, ночь мутна» в качестве рефрена.
Инверсия: «верстою небывалой», «искрой малой», «во тьме пустой», «кони чуткие», «в мутной месяца игре».
Олицетворение: вьюга злится, вьюга плачет.
Звукоподражание: «колокольчик дин-дин-дин».
Композиция
Композиция – кольцевая, трехчастная. Она хорошо просматривается.
Первая часть описывает ненастье, бушующие силы природы, в которых суеверный ямщик, простой мужик, видит мистических бесов. Лирическому герою передается его страх. Можно назвать эту часть завязкой, в которой особенно ярко проявляются фольклорные черты произведения.
Вторая часть кульминационная. Лирический герой уже сам видит творящуюся вокруг чертовщину, напряжение нарастает и достигает предела.
В третьей наступает развязка. Лирический герой уходит в созерцание собственного внутреннего мира, отстраняясь от нечистой силы. Он перестает наблюдать за бесами и только ощущает, как их вой надрывает ему душу.
Эта часть считается самой символически наполненной. Во-первых, в ней явно проступает параллель между мистическими бесами и реальными господами. Во-вторых, Пушкин показывает, что он отрекается, не хочет быть таким, как большинство представителей высшего света: эгоистичным, жестоким, равнодушным к тяжелому положению крестьян.
Средства выразительности
Для того, чтобы придать стихотворению черты баллады и передать эмоциональный настрой лирического героя, Пушкин использует следующие средства выразительности:
Бесовской разгул, надрывающий душу, передается также с помощью звукоподражания (дин-дон) и постоянно нагнетающейся тревожной атмосферы.
Содержание произведения
Молодому поэту приходилось много ездить по стране, поэтому ему не понаслышке были знакомы тяготы пути. С художественным мастерством он описал состояние лирического героя во время ночного путешествия в метель. В живописную картину природы автор вплел мистику и фольклор. Во время разгула снежной бури ямщику и путнику почувствовался бесовский разгул. Более глубокий анализ «Бесы» Пушкина раскрывает творческий замысел поэта, который отразил в тревожных строках жизнь простого русского народа.
С первых слов читателю передается волнение автора, который описывает свои ощущения во время ночной поездки в поле. Неизвестно, по какой причине ямщик и лирический герой оказались в дороге ночью. Возможно, не успели добраться в нужное место до заката, или их гнали вперед какие-то важные дела. Зимней ночью не на шутку разыгралась метель. Ничего не видно впереди — небо мутное, луна не освещает небосвод, лишь снег и ветер со всех сторон. Дорогу замело, и путники оказались в незавидном положении.
Среди неведомых равнин ямщику и автору стихотворения становится страшно. Герой просит извозчика поторопить лошадей, стараясь скорее проехать место, которое вызывает чувство тревоги. Но лошади устали, а дорога заметна лишь временами. Путникам кажется, что они ходят по кругу, ведомые бесами, которые кружатся в хороводе и торжествуют в непогоду.
Усиливает картину воображение ямщика. Один бес у него играет, другой — плюет, третий — толкает коня. Четвертый путает мысли — то он стоит рядом с путниками, то, сверкая очами, исчезает в темноте. Сил ехать дальше нет. Кони устали, снежная буря не стихает, дороги не найти. Даже колокольчик перестал звенеть, что усиливает безысходность.
Вдруг кони снова встрепенулись, почувствовав рядом нечистых духов. Они понеслись вперед, а лирическому герою открылась картина того, как танцевали среди безбрежных равнин невесомые и безобразные демоны. Попутно они издавали странные звуки то ли торжества, то ли боли («домового ли хоронят, ведьму ль замуж выдают»).
Сквозь ночное мутное небо едва пробивается свет луны. Кони мчатся вперед, подгоняемые неутомимым ямщиком. А бесы так и кружат возле лирического героя, надрывая ему сердце.