без бога в душе без царя в голове
Без Бога в душе, без царя в голове
Меня всегда привлекали люди, которые всю жизнь прожили на одном месте, в горах, в лесу, в деревне. Их жизнь была наполнена смыслом сильным, глубоким, дающим ощущение правильности их жизни. Они никогда не стремились к излишнему комфорту, не стремились разнообразить свою жизнь, путешествиями, развлечениями. С ними было интересно говорить на бытовые и хозяйственные темы, поскольку они хорошо знали, о чем они говорят. В этих искренних беседа было всего понемногу, житейская мудрость, народная философия, свой разговорный язык. Они читали окружающий мир, как мы читаем интересную книгу, за суетой мы разучились не то что бы понимать этот мир, а ощущать его на уровне слияния с ним. На таких людях держалась Россия. А какие пословицы и поговорки были.
Любовь к Родине сильнее смерти
Красота приглядится, а ум вперед пригодится.
Хозяйка, что лебедь-птица, вывела детей вереницу.
Но вот нашлись умники, желающие низвести этих людей до уровня маргиналов, и они, как змей искуситель, стали им сообщать, что они неправильно живут, что их угнетают.
Много детей это плохо, нищету не плодите – итог мы вымираем.
Физический труд свелся к фразе – от работы кони дохнут, поэтому не найти специалистов ни среди сантехников, не среди министров.
Патриотизм – последнее прибежище подонков, и люди перестали гордиться своей страной, обычаями, традициями, своим народным искусством.
И т.д. и т.п., и нет числа этим «умным фразам». Юмористы всех мастей обсмеяли все, что можно. Святынь не осталось. Люди потеряли настоящие ориентиры в этой жизни. И кто это им вернет, если они сами не желают этого. Ни война, ни голод, ни холод не сломили русского человека, а вот на «слабо» взяли его голыми руками и превратили в маргинала.
* Маргина;л, маргина;льный челове;к, маргинальный элемент (от лат. margo — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д.
Без Бога в душе, без царя в голове
Хорошо, дали оценку прожитому, куда же будем двигаться?
Опять идти своим, особым путём, или – по проторённому, западному?
«Изобретать велосипед» не хочется, но и сегодняшний «загнивающий империализм» не слишком симпатичен, хотя, в сравнении с другими системами, «западное общество» выглядит вроде бы привлекательнее.
Вначале исходные данные. США – флагман западной демократии – имея население 5% от населения земного шара, потребляет 50% ресурсов и всех продуктов на Земле. А государству-то всего чуть больше 200 лет. Многие другие государства, зародившись до новой эры, почему-то не могут похвастать подобными достижениями.
Стремительное развитие Соединённых Штатов Америки было возможным благодаря максимальной открытости их социума. Вспомним ранее исследованный принцип развития: только открытая система способна к прогрессу, к жизни; закрытая система обречена на гибель. Не отягощённая сословными предрассудками, религиозными догмами, заселявшаяся свободолюбивыми авантюристами страна показала такое развитие «производительных сил», которое не снилось «старому свету». Невольно вспомнишь ещё одного классика марксизма: кадры решают всё. Пересекали Атлантический океан самые смелые, волевые, целеустремлённые.
И если во Франции буржуазная революция с главными лозунгами «свобода, равенство, братство» произошла в 1789 году, то в Америке официальная отмена рабства состоялась в 1865 году, на 76 лет позже. А в России отмена крепостного права – 1861 год. Вот вам «диалектический материализм» в действии с его соответствием производственных отношений производительным силам. И где сегодня это соотношение? Где сегодня Франция, США и Россия? Откуда такие скачки в эволюции этих стран? Неравномерность в развитии производительных сил объяснить свойством самих производительных сил, как это делали коммунисты, уже не получится. Потому что причины другие. И искать их нужно в свойствах социума, который развивает производительные силы.
Догнать и перегнать Америку мы уже давно не стремимся. Но, может, взять за основу их опыт? Может, опыт других индустриальных держав?
Немецкий социолог Эрих Фромм ввел такой термин – общество потребления. Это метафора, обозначающая совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Такое общество характеризуется массовым потреблением благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Развитые западные индустриальные державы, видимо, строят общества потребления. Китайцы – коммунизм, об этом уже упоминалось. У нас же политические партии не упоминает в своих программах, к построению какого общества мы должны стремиться. Видимо, предшествующие «исторические» решения съездов правящей парии КПСС отбили охоту не только к глобальному, но и любому другому «научно обоснованному» социологическому подходу. Срабатывает принцип маятника (шараханье от одной крайности к другой), характерный для всякой группировки, обуянной гордыней. В результате получили самый худший вариант – не имеем никакой объединяющей идеологии.
Для создания идеологической платформы любой партии сегодня могут быть полезными какие угодно разработки, размещённые в Интернете (открытая система). К сожалению, наши политические партии разрабатывают свои программы как рекламные проспекты, больше используя пиаровские технологии, – электорат «схавает». Видимо, сегодняшние идеологи партийного строительства «забыли» азы марксизма: главное отличие политического течения нужно искать в их отношении к собственности. Если в этом плане нечего сказать нового, то получим кризис идей, который выльется в кризис социума.
Общество потребления. Оно исповедует «демократические ценности» и активно, в том числе военным путём, внедряет их остальному миронаселению.
Используя Интернет, сделаем попытку изнутри разглядеть преимущества демократического выбора. На сайте писателя Лимарёва В.Н. в статье «Существуют ли демократические ценности» подробно анализируются достижения их пользователей:
• Демократические выборы. Демократия за годы своего существования выработала массу приемов, как уничтожить неугодных людей, неугодные организации. Прежде всего, производится одурманивание населения через средства массовой информации. Подкуп, шантаж, дезинформация, манипуляция цифрами и фактами – это огромный арсенал средств, который выворачивает мозги избирателей и фиксирует в определенном направлении. Весь этот арсенал базируется на трудах ученых специалистов по психологии. Будьте, уверены, обманывать избирателя Западные олигархи умеют. Какая при этом у избирателя свобода выбора. Они не выбирают – он нажимает на кнопку или зачеркивают клеточки. Вот этим правом они обладают. Всеобщее голосование – это изобретение Западных олигархов, цель которого гарантировать, что избиратели будут в общей массе голосовать как нужно. Быдло – это опора демократов. Человек, не разбирающийся в тонкостях управления государством, неграмотный и заботящийся только о своих меркантильных интересах дает возможность манипулировать, играть с ними, умело, заставляя действовать вопреки его же интересам. Однозначно всеобщие и демократические выборы не могут являться демократическими ценностями, так как, по сути, не являются механизмом, благодаря которому избранные граждане действовали бы в интересах избирателей.
• Свобода слова. Демократия предполагает то, что человек может свободно излагать свои мысли, не употребляя только оскорбляющие достоинство людей выражения, не призывая к насилию. Здесь так же подменяются одно понятие на другое – человек не хочет просто излагать свои мысли. Он желает быть услышанным. Вот здесь как раз и зарыта собака. Безусловно, ты можешь говорить что угодно в многоголосом хоре, желающим так же как ты, высказаться. И этот многоголосый хор заглушает друг друга и слышны голоса только тех, у кого в руках средства массовой информации, кто способен говорить с каждым и не выслушивать ответ оппонентов. А оппоненты, лишенные возможности высказать свою точку зрения, через средства массовой информации плутают среди непонимающей их, закодированной толпы. Если даже и кто прорвется и сможет высказать свою точку в средствах массовой информации, то, обладая огромными материальными ресурсами, правящая элита заглушит эти голоса, выпустит массу компромата на зарвавшегося оппонента, умело создаст дезинформации. Для того чтобы быть услышанным нужно обладать огромными средствами, а если огромные средства есть, то это у олигархов. А их интересы никак не могут совпадать с интересами народа. Как вы поняли, что свобода слова – это не демократическая ценность.
• Честная конкурентная борьба. Здесь тоже поле чудес, о какой честности можно говорить при разных возможностях у людей имущих и нищих. Правы в конкурентной борьбе только те, кто обладает большими материальными возможностями. Богатый сможет выиграть в суде любое дело. Суды решают дела в зависимости от материальных возможностей спорщиков. Богатый имеет возможность получить хорошее образование. Честной конкуренции при демократии не бывает.
• Равноправие перед судом. О каком равноправии может быть речь, если в самой демократический стране США, под денежный залог, богатых выпускают на свободу. В Западных странах засудить богатого человека практически невозможно. Иногда устраиваемые показательные суды над богатыми, по сути, способ пустить пыль в глаза. Способ дать возможность поверить толпе, что в стране демократические свободы. Ради показухи иногда судят президентов или сенаторов. Нужно понимать, что президенты и сенаторы не являются руководителями государства в США. Истинные управляющие государством находятся за кулисами. Они назначают президентов и наказывают провинившихся, а потом подбирают новых. Президент в США – это менеджер, которого наняли истинные правители государств олигархи. Они назначают, они и устраивают показательную порку. Как видите, равноправие перед судом не является демократической ценностью. Нет, и не может быть равенства между олигархами и бедным человеком.
• Равноправие перед законом. Что касается равноправия перед законом, то законы в демократических государства создавались для того, чтобы максимально отражать интересы богатых. Олигархи руководили созданием законов – их эти законы устраивают. Толпа, под воздействием средств массовой информации, уверенна в том, что они создали самые справедливые законы. Вы спросите, почему необразованные люди так думает – потому что, так сказали по телевизору. Большинство людей не имеет достаточного развития, которое позволяло бы им критически оценивать то, что им сказали по телевизору. Людей, которые не разбираются в хитросплетениях политиков много – и они избиратели. Равноправие перед законом это не демократические ценности.
А что же всё-таки, по мнению писателя Лимарёва В.Н., является демократической ценностью? Иллюзия того, что от тебя что-то зависит в этом мире – это и есть демократическая ценность. Заметим в скобках: если эти иллюзии ты развеял, следует вывод: побеждает сила? И сегодняшние демократические государства – это аппараты насилия сильных над слабыми.
Надеюсь, такие рассуждения у нас не вызывают реакции: «какой кошмар!». Вряд ли эти современные мысли для кого-то окажутся революционными, марксизм-ленинизм капиталистические идеалы низверг давным-давно. Но мы (россияне) почему-то опять в них упёрлись. Если демократические ценности в конечном итоге позволяют человеку жить в мире иллюзий, то что в этом плохого? Конечный смысл всех религий и вероучений не в том ли самом? Давайте ещё раз вспомним: христианство – не срывать плодов с дерева познания добра и зла, ислам – Бог (Аллах) един и единственен и принципиально не познаваемый в своей сущности, конфуцианство – постичь жень могут только избранные, индуизм – человек «не пробуждён» и целью его существования является нирвана через медитации и реинкарнации.
Человечество на всём протяжении своей истории почему-то упорно вырабатывает одни и те же ценности: живи в мире иллюзий! Сегодня вся современная мощь средств массовой информации служит этой же задаче. Телевидение, интернет, киноиндустрия, поп-культура обрушивают на неприкаянные души такой поток информации, что человек уже не принадлежит сам себе. Поневоле вспомнишь Маркса с его непонятным «отчуждением труда». Отчуждение души – вот это понятно! Оно было, есть, и будет!
Итак, получается, мы пришли к выводу, что общество потребления в духовном развитии особо-то и не продвинулось. И я думаю, что вы сразу догадались, к кому обращена фраза заголовка главы. Да, к обществу потребления.
Почему без бога в душе? Потому что вера должна поглощать душу человека всецело, должна быть истовой, то есть фанатичной. А иначе это путь в никуда. Общество потребления с его плюрализмом и толерантностью больше напоминает игру в веру, чем истинную веру. Почему без царя в голове? Потому что быть с «царём в голове» означает, в том числе, знать своё место в обществе. Демократические ценности, кроме выше разобранных, посеяли в обществе ещё одну иллюзию – иллюзию «свободы, равенства и братства», о которой следующая глава. Но последняя иллюзия, кроме очевидных преимуществ (открытость системы) имеет большой вред: создаёт внутреннюю нестабильность вашей «стаи» по сравнению с тоталитарными режимами.
Теперь пришла пора дать общую оценку демократическим режимам в построении их обществ потребления и движения людей в историческом развитии. Не кажется ли Вам, что правильной оценкой будет: 70% побед и 30% ошибок?
Без бога в душе без царя в голове
« без Бога в душе» страшнее, чем « без царя в голове».
3 комментария
Похожие цитаты
Помоги мне себя не терять
И Тебя не терять в себе.
Помоги на ногах устоять
В каждой буре или борьбе.
Помоги мне смиренно принять,
Что самой не дано изменить.
Помоги на других не пенять,
В чем себя лишь и надо винить.
Отведи от гордыни и лжи,
И от зла, что снаружи/извне.
… показать весь текст …
Боже, дай больным — здоровья, одиноким — близких людей рядом, бездетным — родительского счастья, бедным — богатства, богатым — альтруизма, злым — доброты. Ну, а мне — на Твоё усмотрение. Потому что всё, что дашь — всё во благо.
Из жизни Псково-Печерского монастрыя
Однажды в монастырь прибыла экскурсия, состав которой нам назвали шепотом: дети членов ЦК. Не знаю, так ли это было, но молодые люди оказались весьма невоспитанными. Такая золотая московская молодежь середины восьмидесятых годов, которую я очень хорошо знал. Молодые люди то и дело прыскали от хохота, показывали пальцами на монахов и задавали те самые идиотские вопросы. Но делать было нечего, и отец Нафанаил повел их по монастырю.
Экскурсия началась с пещер, в самом начале которых есть крохотная…
… показать весь текст …
Без царя в голове
Из Священного Писания известно, что человечество ожидает конец света. Когда это будет? У евангелиста Марка читаем слова Христа: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец». Неопределённость с датой конца света, страх перед его приходом всегда трезвили христиан, понуждали их к спасительному бодрствованию. Хочу ли я увидеть неминуемый конец света? Конечно, нет. Я желаю умереть тихо, мирно, непостыдно, отпетым Церковью, зная, что приход антихриста будет ужасным зрелищем, дети будут без счёта гибнуть на глазах у родителей, родители на глазах у детей. Святые отцы просили Бога отдалить наступление этого времени. А могу ли я повлиять на сроки? Наверное, да. Бесчинной, греховной, нераскаянной жизнью приближу бедствия; покаянной, избегая грехов – пусть ненадолго, на несколько минут, но отсрочу. Только ведь я не один, нас, христиан, много. Но удержать этот мир, который порывается к гибели, всё труднее.
Посмотрите, как исполняются заповеди. Например: «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим». Я как-то возмутился, что рекламные ролики по всем центральным каналам крутят одновременно: не сговор ли это, чтобы лишить зрителя возможности выбора? И услышал в ответ от одного парламентария: «Деньги – это святое». Вспоминаю, что ещё недавно люди не поклонялись мамоне как божеству, но то время ушло.
Или вот заповедь: «Не произноси имени Господа всуе». На селекторном совещании один руководитель стыдит другого: «Побойся Бога, креста на тебе нет». Спустя какое-то время начинаю с ним разговор, а он шарахается от меня как чёрт от ладана, оказывается некрещёным и вообще неверующим.
Далее: «Помни день субботний». Расстрелянный митрополит св. Серафим (Чичагов) после первой русской революции писал, что Россию губят ярмарки, которые начинаются в канун праздников, отвлекая людей от богослужений. Сейчас их заменили для многих поездки на дачи. Помню, спросил отца Михаила Козака, за что же пророков побивали камнями. А он в ответ: «Подойди в воскресный день к автопавильону, к дачному автобусу, вытащи ключ из замка зажигания, а пассажиров направь в Свято-Вознесенский храм рядом. И что тогда от тебя останется?»
«Не убий». В стране совершаются миллионы узаконенных убийств – аборты. Действует огромная армия убийц: несостоявшиеся родители, бабушки, дедушки, подруги, медработники и так далее. На какое счастье может рассчитывать народ, для которого убийство – это обыденность.
«Не прелюбодействуй». Почти невозможно отыскать людей, которые всерьёз воспринимают эту заповедь, наоборот, жертвуют семьями, счастьем ради удовлетворения похоти.
И так с каждой из десяти заповедей, отринув которые, народ мучается, страдает. Мне один молодой монах рассказывал после очередного отпевания сверстника, что из его друзей и знакомых умерло уже два десятка. И только один – своей смертью, от болезни сердца. Остальные – кто убит в криминальных разборках, кто погиб от пьянства, кто руки на себя наложил. Это же массовая гибель, страшнее войны!
Почему всё это происходит? Я много лет полагал, что в силах помочь хотя бы тем, кто рядом. И лишь недавно вдруг со всей ясностью осознал, что бессилен что-то сделать, если сам человек не захочет спастись. Прошлой осенью к нам в скит пришёл один мужчина. Три дня он пролежал, отвернувшись к спинке дивана, потом начал приходить в себя. Я сразу объяснил, что мы здесь собрались ради спасения, если у тебя другая цель – вряд ли уживёшься. Работал он неплохо, и отношение к нему было хорошим. Правда, в храм этот человек ходил нечасто, курил и, что самое плохое, своевольничал. Не припомню, чтобы хоть одну мою просьбу новый трудник выполнил как следует. Это не было случайностью. Нам как-то собаку подарили, здоровую такую, и я видел, как этот человек её выгуливает. На коротком поводке, лишая всякой свободы, командуя без нужды. Вот так же он и меня пытался приручить, навязать свою волю во всём. Однажды начали строить теплицу. Смотрю: материалов не хватает, и заранее догадываюсь, где наш строптивец попытается их найти. Поэтому при всех говорю ему за утренней трапезой: «Деревья не трогай». Дело в том, что у нас скит расположен в сосновом бору, и мы им дорожим, каждое дерево как родное. Через два часа возвращаюсь, гляжу: тащит свежее бревно. Тут терпение моё закончилось. Впрочем, расстались неплохо. Помолились вместе, дал денег на дорогу, обменялись подарками.
Через две недели возвращается с женой, оба немножко нетрезвые, но это ладно. Говорит: «Дайте нам дом, жить негде». Начинаю думать, чем помочь. Семейная пара в скиту – не дело это, но что-то придумать можно. Обзваниваю знакомых, уже и план начал рождаться – построить небольшое селеньице для православных семей. Выхожу с деньгами к этой паре, чтобы первое время продержались. И что вижу? Бывший трудник успел отвязать нашего здоровенного пса и выпустил его на улицу. Попадись этой собаке кто навстречу, не знаю, чем могло закончиться. Даже человек неробкого десятка, но со слабым сердцем может получить инфаркт, увидев, как на него несётся такая зверюга.
И вот тогда-то начал я сознавать, а утром на литургии понял окончательно и содрогнулся от мысли, что ВСЁ, что я сделал для этого трудника, пошло ему во вред и дальше будет то же. Дверь храма была во время службы открыта, и видно было, как сидят они на крыльце – две беды, этот мужчина с женой, такой же строптивой, ждут помощи. Больно за них, но не будет толку, пока нет хотя бы у главы этой семьи царя в голове. Он ведь давно мается: то при одном, то при другом приходе устроится, а молитвы «Отче наш» так и не выучил. Бог ему не нужен. И это образ нашего народа, которому Господь так хочет помочь, но без воли, желания людей сделать это невозможно.
Разговорились тут недавно, что это такое – иметь царя в голове. Один говорит дочке: «Царь – это цель в жизни». «Нет, – поправляю я, – Царь – это Бог». Ведь цель может оказаться и суетной, и ложной.
Назавтра иду к близкому человеку на день рождения. Спросил его, что подарить. «Ничего не надо, – говорит, – лучше просто приди, посиди со мной». Вот если бы наш народ к Богу так относился, не требуя того, что навредит, а искал общения с Ним – какая бы хорошая жизнь настала!
Уроки 80-летней истории. «Без Бога в душе и Царя в голове…»
Оригинал взят у anna_saharova в Уроки 80-летней истории. «Без Бога в душе и Царя в голове…»
Интересный материал по истории. Такое важно не забывать.
«Дата 15 мая 1932-го стала отправной точкой для начала того, что стало «безбожной пятилеткой», когда декретом Совета Народных Комиссаров СССР была поставлена цель: «к 1 мая 1937 года имя Бога должно быть забыто на территории страны».
Причем, если сравнить программные государственные документы по борьбе с религией и программу Союза, то последняя, выглядит в виде конкретных решений на каждый год, и так, на всю пятилетку:
— 1932-1933 годы — закрытие всех церквей и молитвенных домов;
— 1933-1934-й — упразднение всех религиозных традиций;
— 1934-1935-й — период тотальной антирелигиозной пропаганды;
— 1935-1936-й — упразднение всех священнослужителей;
— 1937-й — должно исчезнуть из жизни само имя Бога.»
Сейчас можно еще больше удивиться словам Царя Давида (2 псалом. где еще несколько тысяч лет назад было написано:
Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?
2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.
3 «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их». 4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.
Оригинал взят у ansm2000 в Уроки 80-летней истории. «Без Бога в душе и Царя в голове…»
История нашего бывшего Отечества претерпевала столько и таких «революционных преобразований», что их с лихвой хватило бы на полмира. Не было ни одного полстолетия, о котором можно было бы сказать, как о времени стабильности и развития. Войны, всевозможные революции (политические, культурные, генетические, перестроечные и т.д.) каждый раз заставляли историю тормозить свое поступательное развитие.
И каждый раз, как Феникс, наше общество находило в себе силы воспрянуть и вновь идти своим путем.
И была, точнее, есть, в нашем славянском обществе одна черта, преодолеть которую, не смог ни один правитель. Как только начинается давление на созданный веками уклад, так и восстает народ, а с ним и его сознание, против давления. Одной из таких возвращенных страниц — есть восстановление бережного и святого отношения к религии.