бгажноков барасби хачимович биография
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЭТНОГРАФЫ И АНТРОПОЛОГИ. XX ВЕК
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЭТНОГРАФЫ И АНТРОПОЛОГИ. XX ВЕК
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЭТНОГРАФЫ И АНТРОПОЛОГИ. XX ВЕК
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЭТНОГРАФЫ И АНТРОПОЛОГИ. XX ВЕК
Бгажноков Барасби Хачимович
Биография, образование, карьера:
Из крестьянской семьи. В 1966-1970 гг. студент КБГУ; в 1970-1973 гг. аспирант Института языкознания АН СССР. Учителя в науке: А.А. Леонтьев, С.А. Арутюнов, А.Х. Шарданов, З.М. Налоев. В 1974-1987 гг. ассистент, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии КБГУ, в 1985-1988 гг. старший научный сотрудник отдела этнографии, в 1988-2003 гг. заведующий отделом этнологии, в 2003-2007 гг. ведущий научный сотрудник, с 2007 г. директор КБИГИ. В 1974 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психолингвистические проблемы общения» (научный руководитель А.А. Леонтьев), в 1984 г. в ИЭ АН СССР защитил докторскую диссертацию на тему «Культура общения и этнос».
Сфера научных интересов:
История и этнография народов Северного и Южного Кавказа; культура общения адыгов, народов Северного Кавказа.
• Адыгейский этикет. Нальчик, 1978;
• Образ жизни адыгейской феодальной знати // Из истории феодалов Кабарды и Балкарии. Нальчик, 1981. С. 78-104;
• Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик, 1983;
• Черкесское игрище. Нальчик, 1991;
• Адыгейская этика. Нальчик, 1999;
• Основания гуманистической этнологии. М., 2003;
• Нравственная экология и культурная политика. М., 2008.
Сверхнорма Барасби Бгажнокова
Памяти адыгского ученого Барасби Хачимовича Бгажнокова (1947-2020)
9 декабря 2020 г. скончался учёный-этнолог, мой преподаватель, куратор и друг – доктор исторических наук, неординарный человек, посвятивший жизнь научному определению морально-этического облика своего этноса, которое для многих стало открытием, – мало кто знал до этого, какие высокие принципы заложены в привычный для всех национальный этикет. Норма всегда незаметна и вопросов не вызывает, но он за привычным сумел опознать сверхнорму высокого и благородного происхождения, диктующую соответствующие ей модели поведения, о которых поведал всему миру и в первую очередь своему народу.
Он родился 2 ноября 1947 г. в г. Баксане. Окончил филологический факультет КБГУ и аспирантуру Института языкознания Академии наук СССР, преподавал общую психологию в КБГУ. С 1977 г. исследовал проблемы национальнокультурной специфики общения.
В 1985-м защитил докторскую диссертацию «Культура общения и этнос», с того же года начал работать в Кабардино-Балкарском институте гуманитарных исследований старшим научным сотрудником сектора этнографии, затем стал заведующим сектором общих проблем, культурологии, отделом этнологии.
С 2007-го по 2014 г. являлся директором КБИГИ. Он автор более 120 статей, часть из которых опубликована в Соединённых Штатах Америки, Германии, Чехословакии, Швеции, Болгарии.
В числе основных его работ – «Адыгский этикет», «Очерки этнографии общения адыгов», «Черкесское игрище», «Антропология морали», «Отрицание зла в адыгских тостах», «Черкесы (адыги)».
Мы поступили на первый курс отделения русского языка и литературы историко-филологического факультета КБГУ, и недели через две, на перемене к нам зашёл статный мужчина в чёрной рубашке. Узнав, кто староста, протянул мне руку и сообщил, что он наш куратор. С этой минуты мы дружили. Молодой, харизматичный, искренний, до крайности увлечённый своей работой, ни на кого не похожий, во всём он был уникальным. Нравился всем и сразу, и не только студентам, но и преподавателям. Он отвечал за нашу группу перед деканом факультета. Приходил к нам в студенческое общежитие. Тогда преподаватели навещали своих студентов – это входило в обязанности кураторов, пил с нами чай, всегда просил нас вспомнить, о чём нам рассказывали наши бабушки. Ещё он прекрасно рисовал. Доставал карандаш, лист бумаги и делал наброски. Как психолингвист он самовыражался не только в слове, но и в рисунке. Схватывал самую суть, чётко выделяя характер. Рисунки – мини-истории про его студентов. Мы все этому поражались. Сожалею, что ничего из этого наследия молодого Бгажнокова не сохранилось. Он был очень интересным собеседником: много знал, ещё больше спрашивал. Всегда записывал пословицы, поговорки. Спрашивал, есть ли в нашем селе старики, которые могут рассказать о прошлой жизни адыгов. Не упускал ни одного из приглашений, ездил по сёлам и записывал воспоминания старожилов. Он очень любил это дело: слушать и записывать рассказы стариков. Только потом, после окончания университета, когда сами стали педагогами, мы осознали значимость нашей встречи с таким человеком именно в начале пути, на первом курсе университета, что предопределило наш главный интерес в науке.
Друзья, окружавшие Барасби Бгажнокова, были такими же, как и он – интересными и многогранными личностями, каждый из которых в очень большой степени определял самого Бгажнокова. Благодаря Бгажнокову его студенты стали настоящими любителями культурной жизни столицы республики. Мы не пропускали ни одного нового спектакля, постановок в Кабардинском театре. Он всегда приносил целую пачку билетов и бесплатно нам раздавал. Наши педагоги и друзья Хамид Кажаров, Барасби Бгажноков, Борис Утижев были заядлыми театралами. В зале они всегда сидели рядом с нами, а не особняком на престижных местах. После окончания спектакля устраивали нам встречу с артистами и режиссёром. Эти встречи и сами походы в театр были для нас настоящим праздником, и только спустя годы пришло осознание, что из нас делали культурную среду, формируя и соответствующие запросы. Они растили нас и никогда не смотрели на молодёжь свысока, показывали, что мы им интересны, в нас они видят своё собственное будущее. Сейчас я понимаю всю важность того, что они в нас вложили, для становления нашего мировоззрения и мировосприятия и бесконечно благодарна им за это. Уже в качестве преподавателя университета водить своих студентов в театр и на другие культурные мероприятия, что проходили в Нальчике, стало нормой и неотъемлемой частью моей педагогической деятельности. Мы были первыми читателями самых важных его произведений по этикету, по хабзэ. В то время не только не было таких книг, я даже не помню, чтобы мы до него об этом просто говорили. Мы находились в системе хабзэ, и это было нормой нашей жизни, на которую со стороны мы не имели возможности посмотреть, чтобы её оценить. Это стало возможным благодаря Бгажнокову, который стал первым учёным, давшим исчерпывающее определение хабзэ с научной точки зрения. Мы вместе обсуждали конкретные вопросы, поднятые в его работах, и делали свои замечания. Он не только был доволен этим, но и сам просил нас высказываться прямо, невзирая на лица.
Бгажноков был первым человеком, который объяснил своему народу, каков он, показав присущие ему черты и высокие морально-нравственные принципы, заложенные во всём разнообразии межличностных отношений. Он ввёл в научный оборот понятия «этнография общения», «этнический образ», «трансляция культуры», «традиции общения», стандарты и атрибуты коммуникаций, по которым мы сейчас живём.
Его имя стало хорошо известно в Российской академии наук, с его мнением соотносят истинность. Многие вызывающие споры проблемные вопросы, связанные с историческими событиями, он преподносит в своих трудах только с серьёзными обоснованиями и неоспоримыми доказательствами.
Он был настоящим учёным, не знающим страха, не имеющим большего желания, чем получить абсолютно точные и верные ответы на все возникавшие на его научной орбите вопросы.
В то же время это была многогранная личность, живущая насыщенной жизнью с самыми разнообразными культурными, политическими и социологическими интересами. С ним и его друзьями, которые стали и нашими друзьями, мы посещали музейные выставки, он рассказывал о картинах, портретах, выставленных там предметах искусства, приобщая всех нас к культуре во множестве её проявлений. Он и сам был её неотъемлемой частью, и его окружали такие же высокообразованные и многогранные личности. Он познакомил нас с замечательным учёным Мухамедом Кабардовым, сейчас он доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией Психологического института РАО, а также с Валерием Сокуровым – кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Психологического института Российской академии образования в Москве. Мы видели настоящую мужскую дружбу, где все равны, где друг над другом посмеивались, подшучивали и даже что-то высмеивали, но все они были настолько далеки от «земли», так высоко обитали их души, что всё это просто их забавляло. Это крупные адыгские учёные. Уже будучи преподавателем КБГУ, я не раз приглашала их на встречи со своими студентами, и они всегда получали от этих учёных нечто новое, открывающее глаза на казалось бы давно известное.
Барасби Бгажноков умел защитить ту идею, которую провозглашал, невзирая на статус своих оппонентов. Единственным и непререкаемым авторитетом для него была только правда, перед которой он никогда не грешил.
Он был одним из первых, кто восстанавливал историческую память своего народа, по сути он совершил революционный переворот в ментальной сфере своего этноса, откорректировав базовые представления о себе как этнической единице. Его произведения – это удивительный мир по широте и глубине исследований адыгской истории.
Молодёжь он не просил, а требовал от неё знать родной язык и соблюдать обычаи. Каждая его книга достойна самого пристального внимания и бережного отношения. Они, как наши старшие, ревностно следят за тем, чтобы мы соответствовали зафиксированным в хабзэ высоким стандартам поведения и межличностного общения, что по достоинству оценено и чему придан научный статус.
Именно Бгажноковым, всем его трудом и творческим потенциалом сформировано научное определение национального самосознания, без чего ни один народ не обретает самоуважения. Каждое из его произведений содержит в себе то наиважнейшее зерно, которое всегда даёт только добрые всходы, так как формирует высоконравственную личность, востребованную в цивилизованном обществе.
Собрать все работы Бгажнокова в одном сборнике или двухтомнике – это то, что мы обязаны сделать как в добрую и светлую память о большом учёном – цвете нации, так и ради будущих поколений, для которых он собрал, сберёг, оценил и раскрыл высокие образцы культуры адыгов.
Зера БАКОВА
доктор филологических наук
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РАН
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР
«КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК»
Скончался Барасби Бгажноков
Кабардино-Балкария, российская наука понесли невосполнимую утрату. 8 декабря 2020 г. ушел из жизни крупный ученый-историк, этнолог, доктор исторических наук, заведующий сектором археологии и древней истории Института гуманитарных исследований КБНЦ РАН –Бгажноков Барасби Хачимович.
Коллектив Кабардино-Балкарского научного центра РАН
Телефон горячей линии: 8 (928) 723-62-86
Анонс мероприятий
Научно-исследовательский семинар ИПМА КБНЦ РАН по
современному анализу, информатике и физике
14 июля 2021 года, 10:00 часов, конференц-зал ИПМА КБНЦ РАН.
Научный руководитель семинара – Псху А. В., директор ИПМА КБНЦ
РАН, д. ф.-м. н.
Тема доклада:
«Внутреннекраевые задачи со смещением для одного
смешанно-гиперболического уравнения второго порядка».
Докладчик: Балкизов Жираслан Анатольевич, ведущий научный сотрудник
отдела уравнений смешанного типа ИПМА КБНЦ РАН, к. ф.-м. н.
Секретарь семинара – Эфендиев Б. И., старший научный сотрудник отдела
дробного исчисления ИПМА КБНЦ РАН, к. ф.-м. н.
Научно-исследовательский семинар ИПМА КБНЦ РАН по современному анализу, информатике и физике
7 июля 2021 года, 11:00 часов, конференц-зал ИПМА КБНЦ РАН.
Научный руководитель семинара – Псху А. В., директор ИПМА КБНЦ РАН, д. ф.-м. н.
Тема доклада: «Компьютерное проектирование потоковых сетей высокого ранга оптимальности».
Докладчик: Кудаев Валерий Черимович, заведующий отделом вычислительных методов ИПМА КБНЦ РАН, к. ф.-м. н.
Секретарь семинара – Эфендиев Б.И., старший научный сотрудник отдела дробного исчисления ИПМА КБНЦ РАН, к. ф.-м. н.
25 декабря в 12:00 в режиме он-лайн состоится заседание Совета по высшему образованию и науке при Главе КБР
ВНИМАНИЕ!
Семинар ИПМА КБНЦ РАН, посвященный 60-летию полета Ю. Гагарина в космос
Дата, время и место проведения семинара: 14 апреля 2021 г., среда,
15:00 часов, конференц-зал ИПМА КБНЦ РАН
Повестка дня
1. Доклад на тему: «Современные проблемы астрономии и астрофизики».
Докладчик – заведующий отделом теоретической и математической физики
ИПМА КБНЦ РАН, д. ф.-м. н. Рехвиашвили С. Ш.
2. Доклад на тему: «История развития отечественной космонавтики».
Докладчик – научный сотрудник отдела теоретической и математической
физики ИПМА КБНЦ РАН, к. ф.-м. н. Мамчуев М.О.
Научно-исследовательский семинар ИПМА КБНЦ РАН
по современному анализу, информатике и физике.
Научный руководитель семинара – и. о. директора ИПМА КБНЦ РАН, д. ф.-м. н. Псху А. В.
Секретарь семинара – старший научный сотрудник отдела дробного исчисления ИПМА КБНЦ РАН, к. ф.-м. н. Эфендиев Б. И.
Дата, время и место проведения семинара: 31 марта 2021 г., среда, 11:00 часов, конференц-зал ИПМА КБНЦ РАН
Северный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева
Не стало Барасби Бгажнокова
Не стало Барасби Хачимовича Бгажнокова, выдающегося ученого –кавказоведа, члена Адыгской(черкесской) международной академии наук, заслуженного деятеля науки Кабардино-Балкарской Республики.
Приехав в Ленинград учиться в университет в середине 1980-х гг. на истфак, я чуть ли не в первую неделю услышала от ученых из Ленинградского отделения Института этнографии и антропологии РАН, что недавно здесь на конференции был Бгажноков, произвел фурор, и что такого уровня докладов и обобщений давно не слышали.
В своей первой книге «Адыгский этикет» Б. Бгажноков показал, что адыгский этикет, Хабзэ – это не механический набор поведенческих ритуалов и практик, это цельная, законченная, рациональная, живая система. Система, подобная бесконечному Космосу, отвечающая на ключевые вопросы бытия, идеально встраивающая человека в социум, помогая тонко преодолевать свое эго. Именно Б. Бгажноков деконструировал для нас, читателей, эту систему во всей ее красоте, мудрости, силе и символической мощи. Тщательно регламентированные правила черкесского повседневного поведения и строгие ритуалы – все это несло не только прагматические, но и символические смыслы. Тайный язык черкесских всадников, рыцарский кодекс Уорк Хабзэ, непростая лаконичная простота черкесского быта, особый статус детей, женщин, гостей и стариков в черкесском обществе – обо всем этом и многом другом Б.Бгажноков впервые в кавказоведении заговорил языком академической науки.
Потом были и другие книги и статьи. Но «Адыгский этикет » был настоящим прорывом, академической революцией и по своим методологическим подходам, и по уровню источниковой базы, и по структурной подаче.
Я люблю все книги Б.Бгажнокова и периодически их перечитываю. Среди моих любимых – «Черкесское игрище». Блестящий анализ черкесского джэгу как симфонии, где у каждого действующего лица есть своя партия, и ни один не перекрывает другого. Черкесское игрище у Бгажнокова – это место встречи мудрой старости и дерзкой юности; величайшая концентрация человеческой энергетики; конкурентное пространство, где социальная группа ведет свой диалог с судьбой, в рисунке танца выражая гармонию и страсть в движении в будущее. В черкесском игрище все сочно, достойно, неслучайно. Это место, где все имеет значение и смысл.
В своей монографии «Адыгская этика» ученый с горечью писал о кризисе черкесской культуры, о размывании базовых основополагающих ценностей в начале 1990-х гг. и предостерегал, что в условиях кризиса духовный вакуум может заполниться чуждыми, деструктивными идеями.
В одну из последних встреч в Москве мы договорились встретиться у входа в Историческую библиотеку, куда Б. Бгажноков приехал поработать в читальный зал. Читать и перечитывать исторические источники, искать неизвестное в известном, засиживаться допоздна под зелеными лампами Исторички – таков ритуал настоящего ученого, его личное таинство и его лаборатория.
Теперь зияет дыра и пустота. Я не люблю фразу о том, что незаменимых людей нет. Не люблю, потому что это неправда.
Тхьам джэнэт къырет.
Вас, Барасби Хачимович, во всем Вашем блеске и великолепии уже встречает Ваш Род, и конница черкесских всадников уже спешилась в почтительной тишине.
* Барасби Хачимович Бгажноков родился 2 ноября 1947 г. в Баксане. Окончил филологический факультет КБГУ и аспирантуру института языкознания АН СССР; в 1974-1987 годах преподавал общую психологию в КБГУ, с 1977 г. исследовал проблемы национально-культурной специфики общения. ⠀
Автор десятков статей, часть из которых опубликована в США, Германии, Чехословакии, Швеции, Болгарии. В числе его работ – «Адыгский этикет» (1978), «Очерки этнографии общения адыгов» (1983), «Черкесское игрище» (1991), «Адыгская этика» (1999), «Основания гуманистической этнологии» (2003), «Канжальская битва» (2008), «Антропология морали» (2010), «Отрицание зла в адыгских тостах» (2010), «Черкесы (адыги)» (2010), Социальная организация семьи: по материалам исторической этнографии адыгов (2010). ⠀
Кавалер высшего ордена Абхазии “Ахьӡ-Аҧша” («Честь и слава») II степени.
О Барасби Бгажнокове
Все еще не верится, что Барасби Хачимович Бгажноков ушел их жизни. Невосполнимая национальная утрата и личная потеря для многих. Барасби был одним из самых дорогих мне людей. Он оказал глубокое влияние на мои жизненные принципы, научные подходы и общественную деятельность.
Сила идей Бгажнокова заключалась в том, что они зарождались как ответ на его личный кризис идентичности. Барасби исполнилось 12 лет, когда его отец Хачим Гумарович Бгажноков (1915-2002) стал Героем Социалистического Труда, а до и после этого руководил райкомами, раисполкомами, колхозами и заводами. Платой за бурную партийную и хозяйственную деятельность отца, с постоянными переездами из одного города в другой, стало то, что его дети одними из первых попали в жернова русификации и советской идеологии, как и дети многих выдающихся деятелей той эпохи. Барасби рассказывал, что при поступлении в университет он не мог писать и читать на родном языке. Барасби выучил родной язык на филологическом факультете Кабардино-Балкарского госуниверситета и затем защитил кандидатскую диссертацию «Психолингвистические проблемы общения» (1974) в Институте языкознания АН СССР.
Вместе с языком он изучал культуру. «Я не этикетный человек»,— любил шутить Бгажноков, написавший знаменитый «Адыгский этикет» (1978), по которому родители учили детей здороваться, сидеть за столом и общаться со старшими и противоположным полом. Он ввел в оборот неологизм щэнхабзэ (этикет). Позже он написал «Очерки этнографии общения адыгов» (1983) и защитил докторскую диссертацию по теме «Культура общения и этнос» (1985). В те годы молодой Бгажноков уже собирал огромные аудитории, выступая с публичными лекциями. Я был одним из студентов, слушавших его выступления по сравнительному этикету.
Мы познакомились с Бгажноковым, когда он заканчивал свою книгу «Черкесское игрище» (1991). «Танец это одна из основ идентичности, и он исчезает у нас на глазах», объяснял Бгажноков. Так и не научившись танцевать в свою комсомольскую молодость, я оценил бгажноковский призыв после развала Советского Союза, когда адыгский танец объединил новое поколение молодых людей на родине и в диаспоре, включая тех, кто знал только русский (турецкий, арабский, английский или иврит).
Но «большое видится на расстоянии» — и лишь спустя годы я понял истинное значение книги Бгажнокова, благодаря американскому ученому Чарльзу Кингу (на чью книгу A History of the Caucasus Бгажноков, кстати, написал рецензию). Посетив Нальчик в 2008 году, Кинг был поражен черкесскими игрищами (адыгэ джэгу), проводившимися на площади Абхазии каждую неделю. Американский профессор подружился с известным хореографом Казбеком Балкаровым и вместе с ним организовал танцы под шотландскую волынку. Тогда же Кинг познакомил меня с теорию о том, что большинство «старинных» артефактов на самом деле являются недавним изобретением, как, например, знаменитая клетчатая материя для шотландской мужской юбки. Кинг предложил мне совместно исследовать феномен адыгэ джэгу. Наше исследование привело к совершенно неожиданному открытию. Оказалось, что термин «адыгэ джэгу» — это буквальный перевод названия книги Бгажнокова «Черкесское игрище». До этого в адыгском языке слова «адыгэ» и «джэгу» никогда не употреблялись вместе. Одна из основателей танцевального движения Залина Шериева рассказала, как она и ее сподвижники «возрождали» (а на самом деле создавали) адыгэ джэгу в 2005 году по книге Бгажнокова.
Вехой в современной науки и общественной жизни стали издание сборника «Канжальская битва» (2008) под редакцией Бгажнокова и организация им одноименной конференции: они заложили научную основу другого современного движения – конных походов 2008 и 2018 гг. в честь юбилеев Канжальской битвы 1708 г.
Бгажноков был удивительно разносторонним человеком. В начале 1990х годов он выступал с политической трибуны, как один из лидеров кабардинского национального движения и организаторов борьбы за независимость Абхазии. В последующие десятилетия он посвятил себя науке, возглавил институт гуманитарных исследований (2007-2014) и исследовал нравственные категории эмпатии и самоуважения в книгах «Адыгская этика» (1999) и «Антропология морали» (2010); главы из последней переведены на английский язык и опубликованы в Америке.
Насыщенная жизнь и плодотворная деятельность Барасби Бгажнокова стали ответом на кризис адыгской идентичности. Пройдя через горнила коммунистического тоталитаризма и пост-советского идеологического вакуума, его идеи сформировали поколения молодых людей в эпохи застоя, перестройки и национального возрождения. Его именем будут названы улицы и площади. Об этом выдающемся человеке будут написаны диссертации и книги. Нам еще предстоит осознать, как труды Бгажнокова стали концептуальной основой современной адыгской национальной идентичности, построенной во многом на бгажноковском этикете и этике.