библейские истории в шедеврах мирового искусства
Как рассказывали библейские истории на своих картинах известные художники
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Почему на картинах классиков так часто встречаются библейские сюжеты?
Соперничать в популярности с Библией и сейчас не удается ни одной книге. На протяжении многих веков священные для христиан и иудеев тексты дарили художникам вдохновение. Вторая из заповедей, данных Моисею, предписывала не делать себе кумира и «никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли». И, тем не менее, уже со второго века нашей эры стали появляться первые рисунки на библейские сюжеты, сначала – на стенах римских катакомб, а с IV века, когда христианство было признано государственной религией Римской империи, изображения святых и сцен из жизни Христа и Богородицы уже украшали стены храмов.
На протяжении тысячи лет церковь была единственным заказчиком для художников, причем при создании произведений по библейским сюжетам вступали в действие строгие каноны: фигуры изображали плоскими, фон делали неопределенным, пейзаж, если был, наполнялся особыми символами. В Византии, где складывались отличные от римских традиции иконописи, считалось, что подлинные изображения Христа и Богородицы возникли чудесным образом, а те, что создавали художники, признавалось копиями, списками.
Позже, во времена Просвещения, живописцы уже углублялись в изучение быта тех времен, в которые разворачивались события на картине, стремясь к исторической достоверности. Для достижения такой цели даже предпринимали путешествие в Палестину – это помогало правильно изобразить пейзаж, на фоне которого развивались события выбранного библейского сюжета. А позднее мастера допускали все большие вольности, решая за счет священных текстов и собственные художественные задачи.
Сюжеты Ветхого Завета
Живопись никогда не была занятием, доступным всем желающим, а требовала довольно серьезных финансовых затрат. Это приводило к тому, что художники стремились работать не столько для случайных любителей живописи, сколько для постоянного, а главное, платежеспособного и щедрого заказчика, каким была церковь.
К тому же, события, описанные в Ветхом и Новом Завете, давали возможность художнику проявить себя – создать именно то, чего требовал его талант. И сложное произведение, где показано несколько персонажей, их внутренние терзания, и масштабные сцены бедствий и катастроф, и мирные пейзажи, и обнаженную натуру – не требовалось изобретать новые сюжеты, когда существовали те, что проверены веками. По библейским сюжетам написаны тысячи картин, многие из них входят в сокровищницу мирового искусства.
Если тексты Ветхого Завета дали живописцам сотни тем для произведений, то новозаветные – во много раз больше. Отчасти это объясняется и религиозными нормами: в католических Испании и Италии не поощрялось создание картин и фресок по ветхозаветным сюжетам.
Значительная часть произведений посвящена изгнанию из Рая Адама и Евы, события, предваряющие это, в истории изобразительного искусства редки. И все же они встречаются, как, например, сюжет сотворения Евы из ребра Адама.
Популярными у живописцев всех времен были истории об изгнании Агари, о жертвоприношении Исаака, о гибели Содома, сюжет об Ионе и ките, подвиг Юдифи.
Сюжеты Нового Завета
Сюжеты Нового Завета, нашедшие выражение в произведениях художников, в основном касаются жизни Иисуса Христа и Богородицы. Особенно любимых живописцами тем несколько, среди них – Благовещение, явление Деве Марии архангела Гавриила. Этот сюжет использовали большинство творцов Возрождения – Фра Анжелико, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Тициан и многие другие. Несмотря на то, что художники не были связаны строгими требованиями при создании картин, «Благовещение» традиционно подчиняется некоторым живописным канонам.
В момент появления перед ней Гавриила, Богородица читала или пряла, а потому она часто изображается с книгой или веретеном в руках. Обычно на картине можно увидеть белые лилию – символ чистоты, непорочности. В руках у ангела – райская ветвь, а холст пересекает луч света – символ Святого Духа.
Менее распространенный у художников сюжет – встреча Марии и Елизаветы, которая в тот момент готовилась к рождению Иоанна Крестителя. Другая встреча Богородицы и архангела Гавриила, вдохновившая живописцев на создание картин – Успение, когда Мария получает весть о своей скорой кончине.
Легенда о Саломее гласит, что эта иудейская царевна произвела такое впечатление на царя Ирода своим танцем, что тот согласился выполнить любое ее желание. Саломея пожелала казни Иоанна Крестителя, обличавшего блуд ее матери, и его голова была преподнесена девице на блюде. Разумеется, такой сюжет открывал перед живописцами бесконечные перспективы, а потому пользовался огромной популярностью.
Изображали сцены из детства Христа, причем эксперименты художников порой приводили к настоящим скандалам. Так, картина прерафаэлита Милле «Христос в родительском доме», показавшая чрезмерно реалистичный быт и далекую от канонической внешность Христа и его семьи, вызвала негодование в протестантской Англии. А потому название было заменено на не связанное со священными текстами – «Мастерская плотника».
Притчи Христа тоже стали богатым источником вдохновения для живописцев, среди них и та, что сподвигла Рембрандта на создание гениального произведения – «Возвращение блудного сына». Одна из лучших в творчестве гениального художника, эта картина демонстрирует множество приемов, которыми пользовался мастер. Главное выделено светом – фигура отца, коленопреклоненного сына, обритого, как если бы он был каторжником, и старшего сына, стоящего справа. Композиция включает и других персонажей – они находятся в тени и не мешают восприятию главной идеи, дополняя картину и заодно подкидывая внимательному зрителю загадку: ведь кто эти люди – в Библии не упомянуто, и зрителю остается строить догадки.
А вот еще один сюжет из жизни Христа, наполненный разными символами и заслуживший внимание многих живописцев: «Не прикасайся ко мне!».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Бесплатный дистанционный курс «Библейские истории в шедеврах мирового искусства»
на курсе зарегистроровалось более 1400 участников со всего мира.
Примеры недавних отзвов о курсе:
Марина•23 часа назад
Воистину Воскресе Христос!
Юлия•3 дня назад 16:03
Христос Воскресе! Благодарю Вас за создание курса. Такой способ обучения на много интересней и проще, чем стандартная школьная программа. Желаю Вам процветания и творческих успехов!
Екатерина Могилева•4 дня назад 20:40
Над скольким можно задуматься и сколько увидеть!
Наташа Зуева•4 дня назад 11:29
Спасибо огромное всем,кто работал над этим курсом!Колоссальная работа!Интересно,познавательно,дает возможность развиваться духовно и интеллектуально!
Svetlana Gorban•5 дней назад 08:24
Галина Смирнова•5 дней назад 16:00
Екатерина•6 дней назад 19:15
Это очень нужный и интересный проект! Побольше бы подобного делали, поддержите курс! Можно узнать и живопись, замечательные картины известных художников и библейскую историю. Очень интересно узнать, как повлияли библейские сюжеты на творчество художников!
Рыжая осень
«Данте и Вергилий в аду» Бугро, или не ходите дети по Аду гулять
Частенько в своих постах я ругаю академизм, и есть за что. Но и не восхищаться многими картинами направления я не могу. Не стала исключением и эта – вы поглядите, сколько эмоций, силы и эстетства.
Адольф Вильям Бугро – «Данте и Вергилий в аду», 1850
Ах Данте, твое путешествие лично для меня закончилось на одном из кругов в чистилище – для молодого меня стало совсем неинтересно на каждую страницу читать страницу заметок, каюсь и обещаю исправиться.
Немного про сюжет. Данте в сопровождении Вергилия обходит знаменитые круги Ада, картина застает их на восьмом, а конкретно на 10 рве восьмого круга. Там, как известно, не очень позитивно проводят время фальсификаторы.
Карта Ада от Сандро Боттичелли:
Джанни Сикки (прозвище рыжий) кусает и ломает полностью Капоккьо. Оба начудили в свое время: Сикки выдал себя за местного богача на смертном одре (тот как раз недавно умер) и от его имени составил завещание, весьма и весьма выгодное для себя. А Капоккьо был обычным алхимиком и еретиком, ничего особенного.
Драка Сикки и Капоккьо:
А вот что интересно – детали! Во-первых, вам не кажется удивительным, насколько Данте и Вергилий спокойны? У вас тут под ногами происходит ММА, а Данте лишь немного недоволен.
Для антуража Бугро добавил черта с грустным взглядом, а на заднем плане гору плоти – люди борются между собой и безуспешно пытаются спастись. Добавляет настроения зарево на фоне – ничего хорошего в этом месте не встретить.
Черт и борьба погибших душ на заднем плане:
В центре картины самое главное событие – безумная драка, этот клубок из мышц, сухожилий и чистой ярости. Бугро попытался изучить мрак человеческой души, но при этом не уходит в безумие Гойи, а старается уловить баланс эстетического – согласитесь, сюжет откровенно мерзкий, но картина не вызывает отвращение, она притягивает, хочется разглядывать ее.
Бугро явно вдохновлялся картиной Делакруа с тем же сюжетом и той же вычурностью.
И вы мне скажете – окей, а сможешь добавить актуальную повестку и связать картину с Оксимироном? Ха, легко. Группа блэк-металлистов Gorgoroth (прямо как его Горгород, а?) взяли картину на обложку.
Но вообще их название из вселенной Толкина, но приплести получилось, не правда ли?
Больше интересных историй из мира живописи можно посмотреть в моем телеграме: https://t.me/picturebymaslo
Портрет
Зимние зарисовки
Художника обидеть может каждый
Пост касается прежде всего тех, кто сам рисует и/или постит фото своих работ в сообществе «Лига художников».
Недавно (собственно, я сама здесь зарегистрирована недавно, хотя года три как до этого просто читала Пикабу) с удивлением узнала, что, оказывается, творческие люди (в частности художники) настолько ранимые личности, что на дух не переносят никакой критики в адрес своих работ.
Даже той, что по существу и высказана в корректной форме, не затрагивая личность самого автора картин.
Причем больше всего обижаются даже не сами авторы, а некие «сочувствующие» из «группы поддержки». И начинают всячески тут доказывать, что молодых авторов ВООБЩЕ нельзя критиковать, а то у них стоять не будет. На работу, естессно)
Или критиковать можно, но только если они так под своим постом с картиной и написали: хочу, мол, чтобы меня покритиковали.
Во всех остальных случаях ни-ни! Допускаются лишь восторженные отзывы независимо от того нравится тебе увиденное или нет. На крайний случай про автора и его работы, как про покойника: либо хорошо, либо никак. Хочешь написать что именно не так или не понравилось- молчи и даже не думай писать свое мнение. Ведь картина выставлена ради «лайков» и плюсиков, а не вот это вот все!
А, да! Еще хотела уточнить возрастной или временной промежуток, в течение которого по мнению этих людей молодого художника следует считать молодым и не подвергать его эго негативу. Потому как в комментах данные форумчане как-то подозрительно промолчали по этому поводу.
Ну и как вишенка на торте: как на счет того, чтобы работы «молодых и ранимых» выставить не в инете, а на реальной выставке/витрине/холле? Т.е. в общественном месте, где каждый может видеть, оценивать и озвучивать свое мнение, не считаясь с тем хочет его слышать автор или нет.
Около болот
Волшебные миры Дианы Зименс
Картины на бумаге и на холстах, акрилом и акварелью, гуашью, гелевыми ручками и объёмными акриловыми контурами. 😊
Картина «Звёздный водоём»
35*35 х.темп.сусальное золото. Автор Андрей Бóрис.
Пожар
«Семейный уют»
Акриловые краски, холст, 2019
Тёплая интерьерная картина на заказ 😊
Худ. Даниэль Креспи, 1620-е
Иногда на заднем плане на картинах, посвященных этому сюжету, рисуют алтарь, на котором пылает огонь (жертвы тогда приносились путем сожжения).
Здесь все сугубо наглядно: овечка загорелась огнем от рук Бога, а сноп хлеба остался несгоревшим:
Фреска Бернардо ди Стефано Россели, 1474.
Поэтому художники, казалось бы, совершенно свободны в выборе атрибута при построении композиции своих картин. Первое, что отметим: нигде Каин не убивает брата голыми руками — обязательно художник рисует какое-нибудь орудие.
Очевидно, художники барокко подсознательно чувствовали, что первочеловеки Авель и Каин все-таки принадлежали к тому пласту первобытных гоминид, которые уже начали пользоваться орудиями, то есть как минимум были австралопитеками (хотя лично я думаю, что стоит говорить уже о кроманьонцах). ШУТКА
Худ. Гуго Вогель, 1922
Так что на этой картине художник проявил безграмотность, изобразив топорик.
Абрахам Блумарт, 1590-е
Изредка у Каина в руках некое земледельческое орудие типа тяпки или кирки, обагренное кровью: это атрибут его неправильно выбранной профессии. (Почему-то в тот период Господь предпочитал покровительствовать именно пастухам). Они тоже металлические: художник грешит против библеистики, хотя и следует толкованию некоторых средневековых комментаторов (которые тоже ошибались).
Но чаще всего, что совершенно логично, Каин убивает Авеля обычной дубинкой, фрагментом сучковатого дерева.
Эта картина интересна тем, что оба брата изображены тут совсем молоденькими (редкий случай).
Худ. Андреа Мелдолла, 1555
Худ. Лоренцо Сабатини, 16 век
Но весьма нередко в руках Каина можно увидеть другой предмет, который при первом взгляде тоже кажется дубинкой.
Но при внимательном рассмотрении оказывается, что это совсем другая вещь, весьма редкая в изобразительном искусстве. Да и как орудие убийства — тоже крайне нераспространенная.
Ян ван Эйк. Панель Гентского алтаря. 1432
Что же это за предмет? Оказывается, это крупная кость, если конкретно — ослиная челюсть (на ней обычно и зубы рисуют). Встречается и более экзотический вариант, что это верблюжья челюсть.
Иконография эта встречается так часто (на 2-м месте после дубинки, опережая камень), что это не может быть случайностью — явно в основе некий текст. Ибо религиозные художники не имели права фантазировать.
Неизвестный художник, 17 век, Италия
Cамый ранний литературный источник, где челюстная кость осла является орудием этого убийства — комментарий VII века н.э. к книге Бытия, Canterbury School of Theodore and Hadrian. Затем эта история про челюсть встречается во множестве христианских комментариев и сборников легенд.
Как и почему возникла такая версия об орудии убийства у средневековых комментаторов — не узнать никогда. Возможно, поскольку за отсутствием металла выбор орудий был очень мал, а в Библии как раз упоминается конкретная челюсть осла: ею Самсон убивал врагов, т.е. версия, с точки читателя того времени правдоподобна. Можно опереться и на иудейские каббалистические легенды: там Каин никакой челюстью осла брата не бьет, зато впивается в его горло собственными зубами. Ужасы какие! Так что тема зубов, быть может, проникла от евреев и эволюционировала в нечто поприличнее.
Ну а напоследок я покажу вам реальный инструмент из челюсти осла (лошади, мула). Только не криминальный, а музыкальный. Играют на нем в Латинской Америке и называется он quijada и charrasca.
Архангел Михаил отправляет восставших в Ад
«Падение мятежных ангелов» Лука Джордано 1660/1665
Виртуозность композиции, стилистическое разнообразие и импровизация — вот отличительные черты этого художника, который работал в основном в Неаполе, но позже (1692–1702) при королевском дворе Испания.
Его картины — это использование светотени, драматический и отчасти натуралистичный стиль.
В этой картине Джордано использовал великое богатство изобретений, чтобы показать мучительное падение тех, кто посмел восстать и впал в немилость.
Красное полыхание адских огней отражается на их телах, а они беспокойной кистью написаны пастозными красками.
Неизвестно, кто изначально заказал алтарь, но это шедевр.
Он с мощностью откликается в душах людей и сегодня, многие почему-то поводят неожиданный итог: «Ты не прав, Миша»!
Сусанна и старцы
«…Рядом с рулонами, загораживая половину окна, висит картина на античный сюжет: Сусанна и сладострастные старцы. Старцы там как старцы, и Сусанна, в общем-то, как Сусанна, но почему-то с большим пенисом, изображенным во всех анатомических подробностях. Рядом с этими подробностями морщинистые физиономии и масленые глазки старцев, и даже их рдеющие плеши приобретают совершенно особенное, не поддающееся описанию выражение…»
Попалась тут мне на глаза картина Франца фон Штука «Сусанна и старцы». И мне пришло в голову, что на самом деле картин, в которых используется этот сюжет – сотни! В эпоху Возрождения вообще каждый уважающий себя художник должен был написать картину на эту тему.
Для тех, кто не в теме – однажды в Вавилоне одна прекрасная лицом и телом еврейка по имени Сусанна купалась у себя в саду. За ней подглядывали два престарелых греховодника, молодое тело Сусанны их так раззадорило, что они не смогли больше терпеть, вылезли из-за дерева и направились с непристойным предложением к нашей героине.
«…– А то скажем, что ты здесь с любовником встречалась.» А были они к тому же уважаемыми людьми и старейшинами. Но Сусанну никакие угрозы не испугали, «…- На суд, так на суд.» Там у них, кстати, прелюбодеяние каралось смертью, так что все серьезно. А уже на суде юноше по имени Даниил пришло в голову допросить их раздельно. И один старец сказал, что все это происходило под мастиковым деревом, а другой – что под дубом. Сусанну оправдали, старейшин забили камнями, а юный Даниил пошел в пророки и прославился, как пророк Даниил.
Кроме шуток – раньше же освещали современные события? Те же «Арест пропагандиста» или «Смерть Марата», к примеру. Или вы теперь вдохновляетесь только цветочками, сиськами, пейзажами и какими-то непонятными пятнами и черточками?)
Так вот ниже небольшая подборка Сусанн)
Так как их оказалось много (тысячи их!), то я подумал, что многие, наверное, видели картины известных мастеров: Рубенса, Тинторетто, Джотто, и т.д. И рискнул сделать подборку не из таких известных, но не менее интересных картин.