библиографический список по теме история развития тренингов

История возникновения и развития тренинга как психологического метода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 06:17, реферат

Краткое описание

Термин «тренинг» (от англ. train, training) имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. Подобная многозначность присуща и научным определениям тренинга. Ю. Н. Емельянов определяет его как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности. Тренинг определяется и как способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления поведением и деятельностью.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
История возникновения и развития тренинга как психологического метода..5
Заключение……………………………………………………………………….8
Список используемой литературы……………………………………………. 9

Вложенные файлы: 1 файл

тренинг.docx

История возникновения и развития тренинга как психологического метода..5

Список используемой литературы……………………………………………. 9

На сегодняшний день не существует общепринятого определения понятия «тренинг», что приводит к расширительному толкованию метода и обозначению этим термином самых разных приемов, форм, способов и средств, используемых в психологической практике.

Термин «тренинг» (от англ. train, training) имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. Подобная многозначность присуща и научным определениям тренинга. Ю. Н. Емельянов определяет его как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности. Тренинг определяется и как способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления поведением и деятельностью.

Есть также определение тренинга как части планируемой активности организации, направленной на увеличение профессиональных знаний и умений, либо на модификацию аттитюдов и социального поведения персонала способами, сочетающимися с целями организации и требованиями деятельности.

В отечественной психологии распространены определения тренинга как одного из активных методов обучения, или социально-психологического тренинга. Л. А. Петровская рассматривает социально-психологический тренинг «как средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения», «средство развития компетентности в общении», «средство психологического воздействия».

Г. А. Ковалев относит социально-психологический тренинг к методам активного социально-психологического обучения как комплексного социально-дидактического направления. Б. Д. Парыгин говорит о методах группового консультирования, описывая их как активное групповое обучение навыкам общения в жизни и обществе вообще: от изучения профессионально полезным навыкам до адаптации к новой социальной роли с соответствующей коррекцией Я-концепции и самооценки.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРЕНИНГА КАК

В 1946 г. Курт Левин вместе с коллегами основали первые тренинговые группы (Т-группы), направленные на повышение компетентности в общении. Они заметили, что участники групп получают большую пользу от анализа собственных переживаний в группе. Успешная работа учеников К. Левина привела к основанию в США Национальной лаборатории тренинга. В этой лаборатории была создана группа тренинга базовых умений. В Т-группах обучали управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность. В 1954 г. появляются тренинговые группы ориентированные на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности, они получили название групп сензитивности[1].

В 60-е гг. возникает опирающееся на традиции гуманистической психологии К. Роджерса движение тренинга социальных и жизненных умений (social/life skills training), который применялся для профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития.

В тренинге жизненных умений использовались три основные модели, определяющие своеобразие подхода к участникам тренинга.

Первая модель опирается на семь категорий жизненных умений: решения проблем, общения, настойчивости, уверенность в себе, критичности мышления, умения самоуправления и развития Я-концепции.

Вторая модель классифицирует жизненные умения, являющиеся целью тренинга, на четыре категории: межличностное общение, поддержание здоровья, развитие идентичности, решение проблем и принятие решений.

Третья модель включает тренинг эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, самопонимания, финансовой самозащиты, самоподдержки и концептуализации опыта[4].

В 70-е гг. в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, названный социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создаюшие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью приложения разработанных М. Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.

Сегодня этот метод активно используется в работе с детьми, родителями, профессионалами социономической (работа с людьми) группы, руководителями предприятий и организаций.

Основная цель социально-психологического тренинга — повышение компетентности в общении — может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человек, все его вербальные и невербальные проявления.

Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. Воздействие может осуществляться на уровне установок либо умений и навыков, либо персептивных способностей и т. д. Смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно, так как это может, с одной стороны, снизить эффективность воздействия, а с другой, — вызвать появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласия группы.

В настоящее время для определения тренинга наиболее часто используется термин «психологическое воздействие». В работах С. И. Макшанова показано, что адекватность этого термина определению тренинга как метода можно признать лишь отчасти: как понятия, отражающего именно процесс движения информации от одного участника взаимодействия к другому. Являясь процессуальной характеристикой, понятие «воздействие» не отражает его цель и результат, который определяется с помощью категории изменения. Воздействие само по себе не может служить целью тренинга и его пользователей, которые нуждаются именно в его результате. Предложенный С. И. Макшановым термин «преднамеренное изменение» дает возможность описания всего множества явлений, относящихся к динамике психологических феноменов человека и группы, отражает процессуальные и продуктивные характеристики тренинга, подчеркивает «субъект-субъектный» характер тренинга, эффективность которого связана с принятием ответственности за происходящее в тренинге как ведущим его специалистом, так и участником, заказчиком тренинга. В связи с этим предлагается определить тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека [2].

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Источник

История возникновения и современные тенденции развития коммуникативного тренинга

библиографический список по теме история развития тренингов. Смотреть фото библиографический список по теме история развития тренингов. Смотреть картинку библиографический список по теме история развития тренингов. Картинка про библиографический список по теме история развития тренингов. Фото библиографический список по теме история развития тренингов

Дата публикации: 04.04.2014 2014-04-04

Статья просмотрена: 3890 раз

Библиографическое описание:

Громова, И. В. История возникновения и современные тенденции развития коммуникативного тренинга / И. В. Громова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 680-683. — URL: https://moluch.ru/archive/63/10094/ (дата обращения: 16.11.2021).

Прежде чем углубиться в рассмотрение эволюции коммуникативного тренинга, стоит определиться с понятием, что же такое тренинг вообще, для чего он предназначен и каков механизм его действия.

Стоит отметить, что в настоящее время существует ряд противоречий в определении тренинга, так как авторы интерпретируют его понятие исходя из разных подходов к глубине функционала данного процесса. Если говорить обобщенно и не вдаваться в конкретное контекстное содержание, то в наиболее широком смысле термин «тренинг» используют для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы.

Однако нужно понимать, что для работы с такой психологической единицей как тренинг, следует ввести максимально точное определение, дабы обозначить границы, которых мы будем придерживаться в ходе рассмотрения и анализа данной техники психологического воздействия.

Вообще термин «тренинг» (англ. — train, training) имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. Классическое определение психологического тренинга подразумевает, что тренинг — это совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимопонимания людей в группе.

Тем не менее, суть тренинга, на мой взгляд, наиболее точно обозначил Ю. Н. Емельянов: «. Термин «тренинг», по нашему мнению, в структуре русской психологической речи должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности, общением» [3, с.144].

Таким образом, рассматривая тренинг в рамках деятельности по развитию личности, предлагаю обозначить его функции следующим образом: диагностика, коррекция, развитие, профилактика и мотивация. Помимо этого стоит отметить, что тренинг, как групповой метод работы, позволяет повысить интенсивность и упрочить стойкость возникающих изменений, а также максимально использовать возможности каждого участника.

Далее предлагается перейти к рассмотрению тренинга коммуникативных навыков, раскрыть его природу, особенности становления и современные тенденции в развитии.

Обратимся к истории. До начала ХХ века такого понятия как тренинг или групповая терапия не существовало, а поведение людей в группах и способность групп оказывать психологическое и лечебное воздействие практически не изучались. Позднее, во второй четверти ХХ века были случаи использования групп для лечения больных неврозами, под руководством Фрейда и его учеников в 30-х годах. Также в 1932 году Я. Морено ввел термин групповая психотерапия, работая над методами социометрии и психодрамы.

Что же касается родоначальника тренингов, то принято считать, что первым их начал проводить Курт Левин, известный психолог из США. Важной заслугой этого первооткрывателя тренингового движения становится основание в 1946 году Т-группы. Тренинги Курта Левина способствовали тому, что люди учились общаться и взаимодействовать в группе. Также во время этих тренингов было замечено, что участники группы получают пользу от анализа собственных групповых переживаний.

В 50–60-е годы наблюдается растущий интерес психологов и психотерапевтов к работе с группами, здесь можно выделить такие известные в кругах психологов фамилии как К. Роджерс, Ф. Перлз, А. Эллис. Возникший интерес был обусловлен успехами психокоррекционной работы в группах и явными преимуществами групповой терапии в сравнении с индивидуальной.

Особо стоит отметить важность разработок Карла Роджерса, так как в шестидесятые годы появились, основанные на его работах тренинги, развивающие социальные и жизненные навыки. На этих занятиях человек решал свои проблемы, учился критичности мышления, способам управления эмоциями и т. д. Стали актуальными тренинги на развитие эмоционального интеллекта.

Чуть позже, в 70-е годы в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, который он определил как социально-психологический тренинг. В качестве средств данного тренинга использовались ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Использовали эти тренинги для подготовки руководителей промышленного производства. Эти тренинги и являются прародителями коммуникативного тренинга того образца, который мы знаем сейчас.

Также важно обозначить фамилию Александра Эверетта, работавшего с тренингами в семидесятых годах ХХ века. Первоначально, он проводил занятия по самопознанию и аутотренингу. Но вскоре Эверетт переключился с психотерапевтической работы с людьми на развитие их деловых качеств, что послужило процессу коммерциализации психологических тренингов, так как коммерческие структуры увидели пользу от применения знаний психологов. К примеру, тренинг «Динамика Лидерства» был создан А. Эвереттом для улучшения работы косметических супермаркетов.

Таким образом, было положено начало развитию «тренинговой культуры». Коммерческие компании стали все чаще обращаться к психологическому тренингу, как к формуле улучшения работы своих сотрудников и, безусловно, лидирующие позиции по вниманию коммерческих структур занимают коммуникативные тренинги, обеспечивающие развитие навыков общения и взаимодействия с другими людьми.

Безусловно, социально-психологический тренинг получил широкое распространение и в отечественной практике. Этот метод активно используется в работе с детьми, родителями, профессионалами социономической группы, руководителями предприятий и организаций. Информацию о нем можно найти в работах Ю. Н. Емельянова, В. П. Захарова, Г. А. Ковалева, Л. А. Петровской, Т. С. Яценко и др. Сегодня же методы, модели тренинга совершенствуются, хотя цель их осталась неизменной — работа с социальным поведением и эмоциями людей.

Итак, современный тренинг коммуникативных навыков — это социально-психологический тренинг, объектом которого являются коммуникативные навыки личности. Под коммуникативными навыками мы будем понимать способность выражать свои мысли, вербальное и невербальное общение, а также умение устанавливать контакт с другими людьми, для достижения поставленных целей.

Если рассмотреть современные методы повышения коммуникативных навыков, то станет очевидным, что на данный момент существует нескольких моделей, по которым выстраивается и структура тренинга, и закладывается его смысловая нагрузка. Предлагается рассмотреть особенности моделей коммуникативных тренингов в различных странах.

Например, Сидоренко Е. В. выделяет три национальных модели: немецкую, английскую и российскую [6,с.82].

Концепция М.Форверга, основателя социально-психологического тренинга, рассматривается автором как «немецкая модель» тренинга. Отличительной особенностью этой модели является ее некая агрессивность, так как прежде чем чему-то научиться, участники тренинга должны осознать свою некомпетентность и несовершенство в сфере коммуникаций. Эта модель заставляет столкнуться лицом к лицу со своими недостатками, сломать старые стереотипы и получить новые знания на фоне разрушения старых, подобно птице феникс, возрождающейся из пепла. Таким образом, в данной модели мы имеем дело с процессом лабилизации личности (податливости, гибкости), поняв свое несовершенство, человек готов к восприятию нового опыта. Помимо этого, тренинг «немецкой модели» должен был развивать определенный набор социально-психологических умений, таких как: вступления в контакт; активного слушания; ведения дискуссии, выравнивания эмоционального напряжения партнера; аргументации.

«Английская модель» тренинга, по мнению Сидоренко Е. В., выстроена на основе работ Майкла Аргайла и его коллег в Оксфорде. Но описание тренинга, его структуризация произведены Джеффом Шеффердом. Основными методами в тренинге социальных навыков являются моделирование, словесные инструкции, практика (ролевые игры) и домашние задания. Подобный тренинг может проводиться индивидуально и в группах.

Стоит отметить, что такой тренинг начинается с диагностики в форме короткой тестовой ролевой игры. Сначала терапевт обсуждает с клиентом, в каких социальных ситуациях у него возникают трудности, после этого формирует цели тренинга для каждого участника, а затем уже работает над коррекцией его коммуникативных навыков. Т. е. мы видим, что в отличие от «немецкой модели», данная модель более щадящая и не подвергает участников тренинга полному разрушению устоявшихся стратегий общения, а лишь корректирует пробелы. В «английской модели» тренинга к базовым социальным навыкам относятся [6,c.87]: контроль позы; контроль социальной дистанции; контроль выражения лица (например, «несчастное» выражение лица — это дефицит социального навыка); поддержание контакта глаз; контроль тона голоса; контроль громкости голоса; объем речи (если человек слишком мало говорит — это дефицит навыка, так же как если он слишком много говорит); подбор темы для беседы; понимание социальных сигналов других людей, таких как тон голоса, выражение лица и др.

Сравнивая «немецкую» и «английскую модель тренинга, мы увидим, что вторая более углубленно подходит к психологии контакта, акцентируя внимание не только на вербальном компоненте общения, но и на невербальных сигналах: поза, голос, мимика и т. д.

Что же касается «российской» модели, то Сидоренко Е. В. предлагает тренинговую модель, являющуюся симбиозом «немецкой» и «английской» моделей, с некими дополнениями. От немецкой модели она предлагает заимствовать техники вербализации и снижения эмоционального напряжения, стремление к четкости, а из английской модели заимствуется стремление к положительной обратной связи, моделирование и критерий «переучивания» в отработке реакций. Помимо этого, российская модель дополняется такими элементами, как: призывающая задача, весомость, эффективность методов и упражнений, веселость тренингового процесса, «безболезненность» процедур, регуляция эмоционального напряжения и положительная обратная связь.

Кроме классификации моделей коммуникативного тренинга предложенной Сидоренко Е. А. хочется рассмотреть также классификацию Ю. Н. Емельянова, который предлагает условно объединить методы, модели тренинга в три основных блока:

а) дискуссионные методы (групповая дискуссия, обсуждение случаев из практики, анализ ситуаций и др.);

б) игровые методы: дидактические и творческие игры (игры с определенной задачей, могут быть деловые, управленческие); ролевые игры(поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения);

в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).

На данном этапе развития технологии тренинга классификация Ю. Н. Емельянова, возможна, но все же, большинство тренингов сейчас сочетает в себе всю указанную методологию, объединяет модели, дабы повысить эффективность программы тренинга.

Помимо этого, можно встретить классификации моделей тренингов по таким показателям, как: по составу группы, по типу результата, по типу организации процесса тренинга, по статусу ведущего, по содержанию и т. д. Зачастую, все эти классификации призваны обеспечить две основные цели: обеспечить востребованность тренинга и повысить его эффективность.

Что касается эффективности современных тренингов коммуникативных навыков проводимых в России, то она не всегда настолько высока, как бы этого хотелось. Среди причин, противостоящих эффективному освоению навыков коммуникации, стоит выделить следующие:

— Недостаточное внимание мотивационной составляющей тренинга (участники тренинга не всегда видят смысл в том, что предлагает им тренер и, как следствие, не проявляют энтузиазма, открытости новому опыту, не концентрируют внимание на процессе и результате тренинга).

— Отсутствие персонализации (Обобщенность техник, структуры тренинга и т. д. Зачастую, тренер выступает с одной и той же тренинговой программой в организациях с различной спецификой деятельности или же применяет одну методику в группах различного уровня коммуникативной компетентности)

— Недостаточный профессионализм тренера (На данном этапе технология проведения тренингов не имеет ограничений, поэтому их проводят люди с различным уровнем квалификации, зачастую не очень высокой)

— Посттренинговое сопровождение (Любой результат нуждается в закреплении и, возможно, корректировке. А реальный эффект тренинга можно ощутить лишь спустя некоторое время после его осуществления).

— Повышение уровня рефлексии (осознание полученных знаний, опыта)

Говоря о предстоящих перспективах коммуникативного тренинга, хочется сослаться на предположение Сидоренко Е. В., которая в своей книге «Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии» высказывает очень интересную позицию относительно будущего коммуникативных тренингов. Автор транслирует мысль о том, что тренинг того образца, в каком он широко распространен сейчас, скорее всего, будет постепенно отмирать. Это связано, в первую очередь, с тенденциями рынка. Предпринимателям становится невыгодно вкладывать деньги в развитие своих сотрудников, повышая тем самым их цену на рынке труда и обеспечивая их привлекательными для других компаний конкурентными преимуществами. К тому же, не стоит забывать, что компания — это единый механизм и он должен работать слажено, поэтому стратегия деловой активности должна быть единой для всех членов команды. Обучая одного сотрудника, компания может даже навредить слаженности механизма. Поэтому возрастает потребность именно в корпоративном тренинге, участниками которого будет вся команда. Но и это не дает гарантий успешности производимых на тренинге манипуляций. Современная реальность и тенденция рыночных отношений диктуют новые условия в развитии технологии тренинговой работы в коммерческой компании. Выход — это создавать коммуникативные тренинги под конкретную компанию, под конкретные задачи и ситуации, проводя исследования конкурентной среды и покупательского запроса. Т. е. новая концепция тренинга состоит в том, что тренер включается в работу реальных работающих команд — менеджерских, проектных, рабочих и сопровождает решение задачи, которая является новой для данной команды.

Предпосылки к формированию подобной модели тренингов коммуникативной компетентности уже имеются, они подготовлены многими факторами, такими как: возросшее количество компаний, предлагающих различные, но «однобокие» тренинговые программы развития коммуникативной сферы, а также стремительно возрастающая конкуренция на рынке.

1. Бодалев A. A. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.

2. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 166 С.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.

4. Мясищев В. Н. Психология отношений: Под ред. А. А. Бодалева /Вступительная статья А. А. Бодалева. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.

5. Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 216 с.

6. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2008. — 208 с.

Источник

Рекомендательный список литературы по тренингам

библиографический список по теме история развития тренингов. Смотреть фото библиографический список по теме история развития тренингов. Смотреть картинку библиографический список по теме история развития тренингов. Картинка про библиографический список по теме история развития тренингов. Фото библиографический список по теме история развития тренингов

библиографический список по теме история развития тренингов. Смотреть фото библиографический список по теме история развития тренингов. Смотреть картинку библиографический список по теме история развития тренингов. Картинка про библиографический список по теме история развития тренингов. Фото библиографический список по теме история развития тренингов

Информационно-библиотечный отдел ВСЭИ

В рекомендательный список включены книги с тренингами. Данное пособие поможет в подготовке студентам и преподавателям.

Список книг

Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Людмила Анн. – СПб.: Питер, 2006. – 271 с. – (Эффективный тренинг).

Бишоп, Сью. Тренинг ассертивности / Сью Бишоп ; пер. с англ. А. Маслова. – СПб.: Питер, 2001. – 203 с.: илл. – (Эффективный тренинг)

Браткин, А. Чемоданчик тренера : 10 продаваемых тренингов / А. Браткин, И. Скоробогатова. – М.: Генезис, 2006. – 206 с. – (Бизнес-психология)

Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебн. пособие / И. Вачков. – М.: Ось-89, 2000. – 224 с. – (Практическая психология.)

Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебн. пособие / – М.: ОСЬ-89, 2000. – 223с.: илл. – (Практическая психология)

Курбатов, В. И. Стратегия делового успеха : учебн. пособие /
. – Ростов н / Д.: Феникс, 1995. – 415с.: илл

Мейган, М. Работа с персоналом : введение в должность / Майкл Мейган ; пер. с англ. – СПб.: Питер,2002. – 160 с. – (Эффективный тренинг).

Смит, М. Д. Тренинг уверенности в себе / Мануэль Дж. Смит ; пер с англ. – СПб.: Речь, 2002. – 244 с.

Стюарт, Д. Оперативный тренинг / Джим Стюарт. – СПб.: Питер, 2001. – 128 с. – (Эффективный тренинг)

Уоллес, В. А. Психологическая консультация / Уоллес, Холл. – СПб.: Питер, 2003. –544 с. – (Практическая психология)

Факты и проблемы практики менеджмента. Региональные аспекты: Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. – Киров : ВГПУ, 1999. – 116с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *