билеты по истории философии с ответами

Билеты (экзамен): История философии

по теме «История философии»

Наименование дидактической единицы№ заданияТема задания
История философии5Философия древности
6Философия Средних веков
7Философия Ренессанса
8Философия Нового времени
9Современная философия Запада
10Русская философия
Тестовый вопросВарианты ответа

1. Накапливает и транслирует новое знание о мире

2. Разрабатывает категориальный аппарат частных наук

3. Разрабатывает общетеоретическую модель социума

4. Способствует формированию у человека представлений об основных ценностях

«Специфика философского знания»

Тестовый вопросВарианты ответа
В высказывании Платона «Под воздействием философии душа человека очищается и человек становится подлинно совершенным» речь идет о функции философии…
Формируя целостную картину мира и бытия человека в нем. философия выполняет функцию…

1. Является формой мировоззрения

2. Познавательная функция для неё является

3. Она вырабатывает определённую систему ценностей

4. Обладает большим гуманистическим потенциалом

1. Возможны ли небелковые формы жизни?

2. Является ли Плутон планетой?

3. Обусловлена ли нравственность человека генетикой?

4. Как отличить истину от заблуждения?

2. Строгость логических построений

3. Детальная разработка гносеологии

1. Рациональный характер познания

2. Связь с философским размышлением

3. Перенос основных черт человеческого рода на мироздание

4. Стремление познать причинно-следственные связи между явлениями

Источник

Билеты по истории философии с ответами

1. Что является предметом философии в широком смысле?

а. Отношения с Богом или иным высшим существом

+ б. Общие сущностные характеристики мира, отношение человека к природе и обществу

в. Физическая реальность, ее характеристики

Тест № 2. Что означает термин «философия»?

а. Любовь к рассуждению

б. Любовь к мышлению

+ в. Любовь к мудрости

+ а. Система взглядов человека на мир в целом, свое место в мире, смысл жизни

б. Система взглядов групп людей, выражающая их интересы и отношение к социальной действительности

в. Система предпочтений зрелой личности

а. Происхождение и сущность ценностей

+ б. Фундаментальные принципы бытия

в. Принципы развития Вселенной

5. Какие философы являются основными представителями экзистенциализма?

а. Камю, Фрейд, Флоренский

б. Сартр, Шпенглер, Шеллинг

+ в. Камю, Сартр, Кьеркегор

Тест № 6. Каковы хронологические рамки развития античной философии?

+ а. конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.

б. конец I в. до н. э. — VI в. н. э.

в. начало II в. до н. э. — V в. н. э.

7. Какой подраздел философии изучает нравственные ценности и моральные нормы?

8. Тест. Что является особенностью древневосточной философии?

а. Доступ к пониманию мира возможен только через познание

б. Воспевание достоинства человека как личности

+ в. В основе лежат мифологические представления о мире и человеке

+ в. Нравственно-религиозный характер

+ а. Что первично: дух или материя?

б. Что такое добро и зло?

в. Каковы критерии определения истинного знания?

Тест. 11. Как переводится слово «философия» с греческого языка?

+ б. Любовь к мудрости

12. Что является центральной проблемой философии Нового времени?

+ а. Познание человеком мира

б. Внутренний мир личности

в. Логический анализ языка науки

13. Какие представления важны для философии Возрождения?

а. Возврат к христианским принципам

+ б. Возврат к идеям античности

в. Возврат к средневековой схоластике

14. Что наиболее характерно для философии эпохи Возрождения?

15. Какая религиозная система являлась исходной для формирования философского мышления в Индии?

16. Какого закона диалектики Гегеля не существует?

+ а. Закон сохранения энергии

б. Закон отрицания отрицания

в. Закон единства противоположностей

17. Какой древнегреческий мыслитель считал, что главная задача состоит в самопознании?

18. Кто из русских писателей-классиков больше всего повлиял на развитие идеалистической философии в России?

19. Какова основная идея философии В. С. Соловьева?

+ а. Идея Софии – Божественной мудрости

б. Идея непротивления злу насилием

в. Идея революционного обновления общества

20. Какой древнегреческий философ считал огонь основой всего?

21. Как последователи буддизма формулируют первую «благородную» истину?

а. Есть путь, который помогает освободиться от страданий

б. У страдания есть причина

+ в. Бытие человек связано со страданием

22. Какие философы являются видными представителями структурализма?

+ а. Ф. Де Соссюр, К. Леви-Стросс

б. М. Хайдеггер, С. де Бовуар

в. Ю. Хабермас, К. Поппер

23. Кто является автором «Философических писем», после публикации которых возникли непримиримые разногласия по поводу исторической роли и судьбы России?

а. Н. Муравьев-Апостол

24. Для чего существует философия, согласно Аристотелю?

а. Чтобы правильно воспитать настоящего гражданина

+ б. Чтобы добиться истинного знания

в. Чтобы помочь человеку изменить мир

25. Что было основной целью схоластики Средних Веков?

а. Опровергнуть наличие Бога

б. Проанализировать с точки зрения науки Библию

+ в. Защитить религию и ее истины

26. Какая форма бытия находится в центре проблематики экзистенциальной философии?

+ в. Индивидуальное бытие человека

27. Что понимается под термином «движение» в философии?

а. Перемещение тела или объекта в пространстве

+ б. Любое изменение в целом

в. Преобразование материи в энергию и обратно

28. Какое направление философии полностью отрицает наличие идеальной реальности?

+ а. Вульгарный материализм

б. Объективный материализм

в. Субъективный материализм

29. Как называется вымышленная ситуация, не лишенная логики, которая не может существовать в реальности?

30. Как именно философы-экзистенциалисты понимают свободу?

а. Как четко осознанную необходимость

+ б. Как возможность выбирать

в. Как способность раскрыть природные задатки личности

31. Первые представления о философии на Руси сложились после

а. прихода на княжение Рюриковичей

б. наступления монголо-татарского ига

32. Самосознание, свобода выбора, ответственность характеризуют

а. назидательная беседа

+ б. разговор с другим, чтобы тот обрел истинное знание

в. беседа в форме подшучивания

34. Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должен стать

35. Основная проблема, решавшаяся философами-представителями Милетской школы

б. принципиальной невозможности познать окружающую действительность

в. природы материального и духовного

36. Основные функции философии

+ а. мировоззренческая, гносеологическая

б. мировоззренческая, социальная

в. гносеологическая, познавательная

37. Для идеализма характерно такое утверждение, как

а. нельзя определить, что первично: материя или сознание

+ б. первично сознание, материя независимо от него не существует

в. первична материя, сознание не связано с ней

38. Вера в высшие абсолютные ценности лежит в основе

+ а. философии религии

б. философии культуры

в. философии христианства

39. Аристотель к сфере хрематистики относил

40. В познавательном процессе активной творческой стороной выступает

41. Впервые понятие бытия в философии употребил

42. Основным принципом античной философии был

43. Тест. Предметом философии является:

+ а. все­общее в системе «мир—человек»

в. природа и общество

44. Характерной чертой средневековой философии является

а. баланс между теоцентризмом и сциентизмом

Источник

Билеты по истории философии с ответами

Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости.

Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Цель философии — увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Философия как система делится: на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию.

Философия включает в себя:

— учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика);

— о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);

— учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);

— проблемы теории познания и творчества;

— свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.

Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.

мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);

методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

аксиологическая функция (от греч. axios — ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).

2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Всякая философия — это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:

философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение;

философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение;

философия — это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения. Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение может быть:

Материализм — философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир — движущаяся материя, а духовное начало — это свойство мозга (высокоорганизованной материи).

Идеализм — философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.

Ценностные ориентации — система духовных и материальных благ, которые общество признает как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей.

Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической.

Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий.

Вера — один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры — это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку.

Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу.

— о совершенном обществе, в котором все честно;

Источник

ФИЛОСОФИЯ ответы к экзамену

Вуз Финансовый университет при Правительстве РФ

Дисциплина Философия

Комментарий

Students also viewed

Other related documents

Preview text

Перечень вопросов для подготовки к экзамену /зачету с оценкой по дисциплине «Философия»

1. Философия Древней Индии.

2. Философия Древнего Китая.

3. Понимание мира в натурфилософских учениях.

4. Софисты и Сократ о человеке и его мире.

5. Идеализм Платона.

6. Философское учение Аристотеля.

7. Проблема человека и общества в философии эллинизма.

8. Общая характеристика европейской средневековой философии.

9. Учение Августина о свободе, воле, благодати.

10. Ф. Аквинский о соотношении веры и разума, праве естественном и позитивном.

11. Антропоцентризм. Пантеизм и натурфилософия Возрождения (Н. Кузанский, Дж, Бруно, Н. Макиавелли, Джова́нни Пи́ко де́лла Мира́ндола) (один мыслитель по выбору студента).

12. Общая характеристика философии Нового времени.

13. Новоевропейские концепции государства (Дж, Локка и Т. Гоббса).

14. Эмпиризм и индуктивный метод Фр. Бэкона.

15. Рационализм Р. Декарта.

16. Философия Просвещения.

17. Философия И. Канта.

18. Философская система и метод Гегеля.

19. Философия К. Маркса (материалистическое понимание истории).

20. Иррационализм 19 в. (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор).

21. Философия жизни Ф. Ницше.

22. Герменевтика Г. Гадамера.

23. Основные идеи постмодернизма.

24. Основные темы и идеи экзистенциализма.

25. Основные идеи русской религиозной философской мысли: В.С. Соловьев, Н.А. Бердясв, И.А. Ильин (один мыслитель по выбору студента).

26. Русский космизм как феномен мировой философии. Религиозный и естественнонаучный космизм.

27. Категория бытия в философии. Бытие и небытие. Материя как философская категория.

28 Понятие движения. Пространство и время.

29. Историко-философские взгляды на сознание.

30. Сознание и самосознание.

31. Знание и познание.

32. Классическая концепция истины и ее альтернативы.

33. Понятие метода научного познания.

34. Развитие (рост) научного знания. Научные революции и смена типов рациональности.

35. Специфика философской антропологии. Происхождение и сущность человека.

36. Основополагающие феномены человеческого бытия: любовь, счастье, труд, вера, игра, смысл жизни.

37. Предмет социальной философии

38. Понятие и сущность общества.

39. Личность и общество.

40. Проблема общественного прогресса.

41. Культура как предмет философского анализа. Функции культуры

42. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация».

43. Информационное общество как этап развития современной цивилизации

44. Глобальные проблемы современности.

45. Предмет философии техники.

Восьмеричный путь включает:

праведное понимание, т.е. умение преодолевать иллюзии;

праведные мысли и побуждения, т.е. необходимо избавиться от эгоизма;

праведные слова, т.е. необходимо остерегаться пустых разговоров, сплетен, брани;

праведное действие, т.е. нравственное поведение;

праведный образ жизни, т.е. ремесло человека не должно нарушать общественную гармонию;

праведное усилие, т.е. стремление уничтожить «вредные» состояния в прошлом, настоящем и будущем;

праведная мысль, т.е. совершенствование мышления;

праведное размышление, т.е. умение успокоить мысль..

2. Философия Древнего Китая.

Китай — страна древней цивилизации и богатого философского наследия. История философской мысли Древнего Китая восходит к началу I тысячелетия до н. э. Формирование философских представлений в Китае проходило в сложных социальных условиях. История Китая на протяжении более чем двух тысяч лет богата самыми различными потрясениями. Могущественные империи Китая распадались из-за междоусобных войн, поглощались чужеземными завоевателями, сметались крестьянскими восстаниями. И тем не менее в стране достаточно быстро восстанавливалась специфическая государственная структура, сложившаяся в Китае окончательно при династии Хань, пришедшей к власти в конце III в. до н. э.

Особенности китайской мифологии:

Зооморфный характер богов и духов, многие древнекитайские божества были похожи на животных, птиц, рыб, часто мыслились как полулюди, полуживотные. Верховным божеством являлся Шан-ди — первопредок и покровитель китайского государства. Ему подчинялись и боги, и духи. Часто в образе Шан-ди выступала персонифицированная сила Неба. По представлениям древних китайцев, безличное, но всевидящее Небо управляло всем ходом событий во Вселенной, а его первосвященником и единственным представителем на земле являлся император, носивший титул Сына Неба.

Культ предков, который строился на признании влияния духов умерших на жизнь и судьбу потомков. В обязанность предков, ставших духами, входила постоянная забота о потомках, живущих на земле.

Представление о мире как взаимодействии противоположных начал: женского инь и мужского — ян. В глубокой древности не было ни неба, ни земли, а вся Вселенная представляла собой бесформенный хаос. В этом бесформенном мраке родились два духа

— инь и ян, деятельность которых привела к упорядочиванию мира: дух ян стал управлять небом, а дух инь — землей.

Древнекитайская культура дает мифологическое объяснение происхождения жизни на земле, живой и неживой природы, которое включало в себя ряд последовательных этапов:

Великий Хаос, напоминающий по форме огромное Яйцо;

Выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели;

Образование из Хаоса Неба и Земли путем концентрации всего легкого и сухого вверху (Небо) и тяжелого, влажного внизу (Земля);

18000-летнее стояние гиганта Пань-Гу между Небом и Землей, в результате которого Небо и Земля закрепились на своих местах;

В развитии софистики различаются старшая и младшая группы софистов.

Платон (427–347 гг. до н.э.). Все сущее Платон делит на две сферы: с одной стороны, вечные и самосущие идеи (общие понятия) и, с другой, проходящие, текущие и несамостоятельные вещи чувственного мира. Идеи существуют безотносительно к миру вещей, они – более ранние мысли, чем мысли о вещах. Идеи – модели вещей, с которыми мы имеем дело. Они вечны, неизменны, беспредельны. Они их сущность. И доступны они лишь понимающему уму. Идеи рождаются из принципов Единого и Диады. «Единое» – есть Благо в себе. Человеческая душа подобна идее. Она едина и неделима. Душа состоит из двух частей:

1) высшей, разумной, с помощью которой человек созерцает мир идей; 2) чувственной. Платон сторонник теории переселения душ. Только самые совершенные, исправившиеся души остаются навсегда в царстве идей. Тело – темница для души ( лет). Освободиться из нее можно путем познания идей, которые созерцает разумная душа. С этим связано и учение о припоминании, которое оказало большое влияние на развитие идеалистической теории познания не только в античности, но и в Средние века, и в Новое время. Платон полностью разделяет рационалистический подход Сократа к проблемам этики: условием нравственных поступков также считает истинное знание. Платон пытается преодолеть субъективизм теории познания софистов и достигнуть верно го, объективного знания. Работа с понятиями по установлению родовидовых отношений получила название диалектики. Основная задача и предмет философии – познание мира идей путем диалектического процесса мышления как процесса образования и разделения понятий, и выявление их совместимости (или несовместимости) с предметным миром. Существует 2 метода познания: чувственный (неподлинный) и понятийно-мысленный (подлинный). Объект познания распадается на два: мир изменчивых и конечных во времени предметов и мир вечных неизменных идеальных сущностей – идей. Предметный мир есть мир теней, отражение подлинного, идеального; Идеи претендуют на роль «действительной» реальности. Философия Платона – объективный идеализм, т.к. материя рассматривается как производное от нематериально предшествующих материи идей, существующих вне и независимо от сознания людей. Идея мыслится им как нечто неизменное и тождественное себе, а материя – как «начало иного» – изменчивого, текучего, непостоянного. Она – принцип чувственного мира. Материя лишена определенности и потому непознаваема. По Платону, вещи и явления мира «становления» не могут стать предметом научного знания в силу их материальности. Платон признает существование вполне реального, независимого от сознания человека, т.е. объективного идеального бытия. Платон создал теорию общего как закона для единичного, теорию необходимых и вечных закономерностей природы и общества, противостоящую их фактическому смешению и слепой нерасчлененности.

6. Философское учение Аристотеля.

Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384-322 до н.э.), воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания. Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель подразумевал активный творческий фактор, благодаря которому вещь

8. Общая характеристика европейской средневековой философии.

В основе средневекового человекознания лежали религиозные (теоцентристские) о своей сути установки о том, что Бог — начало всего сущего. Он создал мир, человека, определил нормы человеческого поведения. Бог является также фокусом всех философских представлений о мире: Бог есть бытие, Бог есть жизнь, Бог есть Истина, Добро и Красота. Таким образом, теоцентризм проявляет себя во всех разделах философии. На вершине средневекового интеллектуального мышления стоит Фома Аквинский. Согласно Фоме Аквинскому, «есть некоторые истины, которые превосходят сколь угодно мощный разум: например, Бог един в трех лицах. Другие истины вполне доступны разуму: например, что Бог существует, что Бог един и подобные этому». Фома Аквинский впервые ввел различие истин факта и веры, которое широко распространилось в религиозной философии. Бог — действующая и конечная причина мира, мир создан Богом «из ничего»; душа человека бессмертна, его конечная цель — блаженство, обретаемое в созерцании Бога в загробном мире; сам человек тоже творенье Божье, а по своему положению — промежуточное существо между тварями (животными) и ангелами. В целом влияние Фомы Аквинского на европейскую культуру трудно переоценить, поскольку именно он синтезировал христианство и идеи Аристотеля, гармонизировав соотношение веры и знания. В его концепции они не противостоят друг другу, а сливаются в целое, что достигается допущением возможности рационального постижения сущности универсума, созданного Творцом. Наиболее емко философско-антропологические взгляды Средневековья представлены в трудах Августина Блаженного. Он утверждал, что человек — это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело, плоть — презренны и греховны. Душа есть только у людей, животные ее не имеют. Человек полностью и всецело зависим от Бога, он несвободен и не волен ни в чем. Человек создавался Богом как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошел против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. С момента грехопадения люди предопределены ко злу, творят его даже тогда, когда стремятся делать добро. Главная цель человека, считал Августин, — спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви как «граду Божьему».

Теоцентризм в учении о человеке. В теоцентрической философии самопостижение человека осуществляется в виде постижения Бога. Средневековый мыслитель ищет истину не для себя, наоборот, он хочет жить ради истины, пребывать в истине, служить истине. Человек постигает себя не как часть природного космоса, а как часть абсолютной личности, пока ещё не мысля личностью самого себя. Самого себя человек мыслит как образ и подобие бога, как высшее творение бога, но несовершенное по сравнению с Творцом существо. Таким образом, в средневековой философии господствует теоцентристское понимание человека, суть которого заключается в том, что происхождение, природа, целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом. Тело (природное) и душа (духовное) противопоставлены друг другу.

9. Учение Августина о свободе, воле, благодати.

О благодати. Силой, которая во многом определяет спасение человека и его устремление к Богу, является божественная благодать. Благодать — особая божественная энергия, которая действует по отношению к человеку и производит изменения в его природе. Без благодати невозможно спасение человека. Свободное решение воли — лишь способность стремиться к чему-либо, но реализовать свои стремления в лучшую сторону человек способен только с помощью благодати. Благодать в представлении Августина напрямую связана с основополагающим догматом христианства — с верой в то, что Христос искупил все человечество. Значит, по природе своей благодать имеет всеобщий характер и она должна даваться всем людям. Но очевидно, что не все люди спасутся. Августин это объясняет тем, что некоторые люди не способны принять благодать. Это зависит, прежде всего, от способности их воли. Но как пришлось убедиться Августину, не все люди, которые приняли благодать, смогли сохранить «постоянство в добре». Значит, необходим ещё один особый божественный дар, который поможет сохранить это постоянство. Этот дар Августин называет «даром постоянства». Только благодаря принятию этого дара «званные» смогут стать «избранными». О свободе и божественном предопределении. Первые люди до грехопадения обладали свободной волей — свободой от внешней (в том числе сверхъестественной) причинности и способностью выбирать между добром и злом. Ограничивающим фактором в их свободе выступал нравственный закон — чувство долга перед Богом. После грехопадения люди лишились свободной воли, стали рабами своих желаний и уже не могли не грешить. Искупительная жертва Иисуса Христа помогла людям вновь обратить свой взор к Богу. Он показал своей смертью пример послушания Отцу, повиновения Его воле: «Не моя воля, но твоя да будет». Иисус искупил грех Адама, приняв волю Отца, как Свою собственную. Каждый человек, следующий заветам Иисуса и принимающий волю Бога как свою собственную, спасает свою душу и допускается в Небесное царство. Предопределение — один из труднейших пунктов религиозной философии, связанный с вопросом о божественных свойствах, о природе и происхождении зла и об отношении благодати к свободе. Люди способны творить благо лишь с помощью благодати, которая несоизмерима с заслугами и дается тому, кто избран и предопределен к спасению. Однако люди — существа нравственно-свободные и могут сознательно предпочитать зло добру. Можно подумать, будто бы есть предопределение ко злу со стороны Бога, — так как все существующее окончательным образом зависит от всемогущей воли всеведущего Божества. Это значит, что упорство во зле и происходящая отсюда гибель этих существ, есть произведение той же божественной воли, предопределяющей одних к добру и спасению, других — ко злу и гибели. Эту идею абсолютного предопределения и развивал

было предано забвению. Это представление дало название целой эпохе, эпохе Возрождения или, что то же, если использовать французское выражение, эпохе Ренессанса (приблизительно XIII–XVI вв.). В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение, прежде всего благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов, таких, как Николай Кузанский (1401–1464), Леонардо да Винчи (1452–1519), Микеланджело (1475–1564), Джордано Бруно (1548–1600) и др. Своеобразным венцом античной философии был неоплатонизм с его квартой: Единое- Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос. Еще нет четкого деления на субъект и природу. В средневековой философии античный неоплатонизм подвергся существенной трансформации: на место Единого-Блага был поставлен Бог, в соответствии в этим стали понимать содержание Мирового Ума (читай: Христа), Мировой Души (читай: Святого Духа), Космоса (вообще всего природного). В античном мировоззрении господствует универсализм, космоцентризм и политеизм, в средневековом мировоззрении доминируют теоцентризм и монотеизм. При переходе от античности к средневековью произошел довольно существенный сдвиг в сторону субъекта; субъективное, правда, оценивалось исключительно по принципу абсолютной личности. Если сделать еще один шаг навстречу субъективному, то нельзя получить ничего другого, кроме антропоцентризма: в центр мироздания будет поставлен человек (антропос). Этот шаг и был сделан в эпоху Возрождения с максимальной решительностью, которая вообще часто характерна для новаторов. Возрожденческие философы по-прежнему использовали неоплатоническую схематику, методологию. Формально они по-прежнему в центр мироздания ставили Бога, но преимущественное внимание обращали уже не на него, а на человека. Таким образом, философской основой возрожденческой философии был антропоцентрический неоплатонизм. Системный характер философских построений в результате перехода от сакрального (святого) неоплатонизма к антропоцентрическому фактически нарушается: формально остается в силе центральное положение Бога, но вместе с тем действительным адресатом философского интереса становится человек. Совместить два центра не удается, поэтому не удивительно, что в системном плане возрожденческие философские построения уступают как античной, так и средневековой философии. Философские построения античности свел в систему Плотин, философские воззрения средневековья объединил Фома Аквинский. Но нет мыслителя, который бы сумел провести аналогичную работу в эпоху Возрождения. Теперь мыслителей интересует уже не столько системность философских построений, сколько человек, его природа, его самостоятельность, его творчество и красота, его самоутверждение. Вместе с тем философы Возрождения стремились максимально использовать преимущества как античного, так и средневекового неоплатонизма. От первого перенимается эстетическое внимание ко всему телесному, природному, восхищение человеческим телом особенно. От средневекового неоплатонизма наследуется понимание человека как одухотворенной личности, что предохраняет от вульгарного материализма. Итак, основной принцип возрожденческой философии — это антропоцентризм, который реализуется в совокупности антропоцентрических неоплатонических построений. Воззрения Джордано Бруно (1548–1600), являющегося философом и поэтом, характеризуются как пантеизм (pan — все и theos — Бог) — философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. В этом мировом целом мировая душа и мировой божественный разум совпадают. Оформлению пантеистической натурфилософии во многом способствовало знакомство Дж. Бруно с воззрениями Николая Кузанского: Бруно усматривал цели философии в познании не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «Богом в вещах». Разделяя космологическую теорию Н. Коперника, оказавшую на него огромное влияние, Бруно развивал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной. Он рассматривал диалектические идеи о внутреннем родстве и совпадении противоположностей. В бесконечности, согласно Бруно,

отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя. Основной единицей сущего является монада, в деятельности которой оказываются слиянными телесное и духовное, объект и субъект. Высшую субстанцию составляет «монада монад», или Бог. Как целое она проявляется во всем единичном по принципу «все во всем».

12. Общая характеристика философии Нового времени.

В XVI-ХVIII веках начался период развития философии, который принято называть философией Нового времени. Новое Время характеризуется тем, что в этот период в европейской истории: — наступает эпоха великих географических открытий, стимулирующая приток золота из Нового Света и оживившая этим экономику Европы; появление новых видов товаров развивает торговлю, транспортную систему, мореплавание, перекраивает социальные связи, формирует новые привычки и потребности, встряхивает весь социальный уклад Европы, формирует новую жизненную позицию, широкую по взглядам, любопытствующую во всём, проникнутую живым интересом к новшествам, к изменениям, к усовершенствованиям, к путешествиям, к науке, к изобретательству и вообще к активной, свободной жизни; — оздоровившаяся экономика стимулировала быстрое развитие промышленности; промышленные процессы стали усложняться, появилось много производственных технологий, что само по себе резко расширило базовую сумму научных знаний и одновременно стимулировало активный поиск новых знаний; — астрономическая революция Коперника полностью изменила взгляд на физическую картину мира, а введение Галилеем в науку метода физического эксперимента сформировало основы нового естествознания; в результате этого поиск новых знаний стал приобретать научный характер, а развитие математики позволило на основе теоретически спланированных наблюдений и экспериментов создавать научные теории, описанные языком алгебры и геометрии; оформляются фундаментальные науки, такие как механика, физика, химия, экспериментальная биология. В итоге всего этого возникает большое количество не только новых знаний о мире, но и много сложных научных проблем, требующих философского осмысления. Активный процесс философского осмысления новых проблем и новых знаний пробудил интерес к разработкам в методологии познания. В результате философия перестает быть логическим обоснованием интуитивно выведенного знания, а начинает превращаться в истолкование научно определенных фактов. Возникает ситуация, когда наука экспериментально добывает знания, а философия формирует из них научную картину мира. В итоге познание становится центральной проблемой философии, а сам этот период в развитии философии приобрел гносецентристский характер (от греческого «gnosis» — знание, познание). Основными направлениями философии Нового времени были:

Рационализм (от латинского «ratio» — разум), где главным источником знания считается разум, то есть умозаключения, идеи, мысли и понятия. (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Эмпиризм (от греческого «empiria» — опыт), который утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. (Бэкон, Гоббс, Локк).

Сторонником эмпиризма в познании природы был английский философ

устройства. Его идеалом является английская конституционная монархия, в которой воплощается равновесие интересов человека и государства. 14. Эмпиризм и индуктивный метод Фр. Бэкона.

Бэкон говорил, что только опыт приводит к точному знанию природы. Умственные рассуждения строят только гипотетические заключения, которые ничего не доказывают без подтверждения опытом. Умозаключение — это только мнение, оно еще не есть точное знание о природе, потому что точное знание — это то знание, которому точно соответствует какой-либо факт материального бытия. А факт материального бытия никогда не бывает продуктом умозаключения, потому что ум не порождает материю и не создает природу. Факт материального бытия есть продукт самого материального бытия и всегда обнаруживается чувственно. Таким образом, точное знание, это не что иное, как факт, добытый чувственный опытом, то есть, точное знание о природе — это опыт как таковой, а умозаключение это лишь догадка. Исходя из этого, опыт имеет три преимущества перед рациональными способами познания:

На основе этих трех преимуществ экспериментального знания Фрэнсис Бэкон выводит принципы положительного знания (правильного знания) о природе:

Человек воспринимает природу чувственно, и на основе этого составляет рассудочные заключения. Но этот, на первый вид, простой и правильный процесс получения знания, совершенно недостаточен для того, чтобы это знание стало положительным, правильным. Потому что сами чувства, которыми человек воспринимает природу, это не чистый инструмент познания, собирающий в себя сведения таковыми, каковы они есть в природном виде. Чувства человека таковы, что при познании природных явлений они примешивают к природным свойствам свои собственные внутренние свойства, искажая истинную картину вещей. Точно также и умозаключения, основанные на этих чувственных восприятиях, тоже не есть инструмент чистого осмысления природы, потому что умозаключения обладают собственной природой, собственными внутренними законами и формами жизни, которые также накладывают характер своих свойств на свойства познаваемых природных явлений, и также искажают истинную картину вещей.

Следовательно, если человек, хочет правильно понимать природу, то он должен

понимать её лишь в той мере, в какой он может ознакомиться с её внутренним порядком, не привнося туда ничего от себя. Знать больше того порядка, который есть в природе, человек вообще не в состоянии в принципе и не должен вообще, если он хочет влиять на природу правильно, в соответствии с её внутренним порядком. Следовательно, положительное знание человека о природе предопределено её реальным внутренним порядком, а не рассудочной силой его ума, который привносит что-то своё.

Таким образом, корень всех зол неправильного знания в науке заключается в преувеличении теоретической силы ума, потому что ум может лишь практически разыскать что-то в природе, но ничего не может теоретически произвести из себя. А если это так, то и назначение ума состоит только в том, чтобы исходить в своих рассуждениях просто из наглядных пособий опытно установленных фактов. Потому что, только в том случае, когда в основу умозаключений положены опытно установленные факты, мы можем говорить о том, что эти умозаключения раскрывают внутренний порядок природы, а не какие-нибудь внутренние свойства чувств или самого ума, имеющие лишь вид элементов внутреннего порядка природы, но не относящиеся к ним на самом деле.

Однако опытно установленные и теоретически осмысленные факты природы есть лишь частности, получаемые из ощущений, и не дают общего цельного знания о природе. Поэтому для получения общего цельного знания о природе необходимо непрерывно и постепенно переходить от отдельных опытно установленных фактов, ко всё более общим научным положениям, описывающим природу во всё более обобщенной и во всё более цельной картине. Но ведь невозможно расширять и обобщать саму фактичность в содержании правильного знания, где единожды установленный факт всегда остается тем же самым фактом, поэтому следует расширять и обобщать теоретическое осмысление этих фактов. Таким образом, положительное, обобщённое и цельное знание о природе — это процесс непрерывного и постепенного теоретического восхождения в осмыслении опытных фактов (индукция от фактов). А главным признаком положительного знания будет соответствие теоретических научных положений опытным фактам природы, что может подтверждаться только экспериментальной проверкой.

Таким образом, опыт создает правильное познание, и опыт же его проверяет. А логический анализ, рациональное осмысление или диспуты для правильного познания недостаточны. Потому что теоретическое восхождение ума от частных фактов есть лишь теоретическое предупреждение природы (предупреждение знания о ней), всегда несколько поспешное, поскольку это лишь модель ума, но не сама реальная природа. А вот экспериментальная проверка — это есть уже реальная природа, это есть встреча с природой, где её истолкование проверяется и принимается окончательно. В итоге этого достигается положительное знание о природе, высшая цель которого есть господство человека над нею.

15. Рационализм Р. Декарта.

У истоков рационалистической (классической) философии Нового времени стоит французский философ Рене Декарт (1596–1650).В центре его философии, как и у Бэкона, вопрос о выборе такого метода, с помощью которого может быть получено достоверное

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Тестовый вопросВарианты ответа
Философия отличается от религии тем, что.
Философ русского зарубежья, автор исследования «О сопротивлении злу силой», …
Представителем естественнонаучного направления в «русском космизме» является …