биография 10 класс каменский

Биография Яна Амоса Коменского

Всего получено оценок: 137.

Ян Амос Коменский (1592–1670) — чешский педагог-гуманист, религиозный и общественный деятель, писатель. Вошел в историю как основоположник педагогики, ставшей благодаря его стараниям самостоятельной дисциплиной. Ян Амос Коменский, биография которого тесно связана с системой образования, известен инновационными методами обучения, в частности, языкам.

Детство и юность

Ян Амос Коменский появился на свет 28 марта 1592 в небольшом городке Нивнице в Южной Моравии. Он был самым младшим из пяти детей четы Коменских — набожных людей, которые были членами протестантской общины.

Когда Ян немного подрос, его отдали на обучение в братскую школу. В восьмилетнем возрасте Ян остался круглым сиротой: от чумы умерли его родители и две сестры. Мальчика взяли на воспитание родственники, который после обряда крещения в 1611 году получил второе имя — Амос.

Коменский продолжил обучение в Херборнской академии, затем — в Гейдельбергском университете. Еще в студенческие годы он приступил к написанию энциклопедии «Театр вещей», над которой работал вплоть до 1627 года. Параллельно Коменский трудился над полным словарем чешского языка — «Сокровищница чешского языка».

Работа учителем

После окончания Гейдельбергского университета Коменский отправился в небольшое путешествие по Нидерландам, после чего вернулся в родную Чехию. Он устроился в братскую школу учителем и стал преподавать детям латынь по собственной методике, описанной в «Правилах более легкой грамматики».

В 1616 году Коменский стал священником семейной Общины чешских братьев. Спустя время он стал управляющим Советом братской Общины, работал учителем-проповедником. Благодаря своим способностям уже через несколько лет Коменский стал одним из влиятельных членов братства.

В 1628 году в Чехии начались массовые гонения протестантов, и Коменский был вынужден эмигрировать с польский город Лешно. Здесь он преподавал в гимназии, занимал пост ректора национальной школы.

Коменский много времени уделял работе над теоретическим материалом по преподаванию. Им было написано много пособий и учебников, которые принесли ему известность и большой авторитет. Среди них « Дидактика», «Великая дидактика», «Материнская школа», «Открытая дверь к языкам» и многие другие.

Преобразования Коменского

В 1650 году по приглашению Сигизмунда Ракоци Коменский переехал в Венгрию, чтобы заняться реформированием школьного образования. Здесь он преподавал в одной из местных школ по новой системе, обладая полной свободой действий.

Коменский приступил к написанию иллюстрированной работы «Чувственный мир в картинках», которая стала настоящим прорывом в педагогике. Ян Коменский впервые стал использовать картинки для изучения языков, полагая, что «слова должны сопровождаться вещами, и не могут изучаться отдельно от них».

Стремясь пробудить в детях искренний интерес к знаниям, Ян Коменский использовал метод драматизации учебного материала, включал в него интересные факты. Им было написано несколько пьес, основанных на его книге «Открытая дверь к языкам». Так, Коменский стал первым педагогом, который в легкой игровой форме пытался преподносить учебный материал своим ученикам.

Последние годы жизни

В краткой биографии Яна Амроса Коменского были и трагические моменты: после возвращению в Лешно писатель пережил страшное потрясение — польский город был до основания разрушен шведами. Все, что было нажито педагогом за три десятка лет честной работы, было предано огню, а сам он был вынужден бежать после начала травли протестантов.

Так в 1657 году Ян Коменский оказался в Амстердаме, где жил до самой смерти. Заручившись поддержкой сената, он смог спокойной заниматься научной деятельностью, публиковать ранее написанные им работы. Даже в преклонном возрасте Коменский не прекращал активно работать. Итогом жизни педагога стало сочинение «Единственно необходимое».

Скончался Ян Амос Коменский 15 ноября 1670 года в возрасте 78 лет.

Источник

Ян Амос Коменский: взгляды, труды, вклад в педагогику

биография 10 класс каменский. Смотреть фото биография 10 класс каменский. Смотреть картинку биография 10 класс каменский. Картинка про биография 10 класс каменский. Фото биография 10 класс каменскийЯн Амос Коменский — выдающийся чешский педагог-гуманист, годы жизни: 1592—1670

Труден был жизненный путь Коменского, изгнанного германскими завоевателями из родной Чехии и вынужденного скитаться по разным странам (Польша, Венгрия, Голландия). Многообразной была его деятельность — учителя, проповедника, учёного, философа. И красной нитью через неё проходят глубокий демократизм, забота о судьбе обездоленных, вера в человека, стремление поднять культуру родного народа.

Факты из биографии, взгляды, мировоззрение

Не раз приходилось Коменскому покидать родную землю, видеть, как гибнут в огне военных пожаров его рукописи и книги, начинать сызнова то, что было уже сделано. Религиозные войны и иноземные нашествия сотрясали Чехию, родину Коменского. И потому, наверное, столь постоянно, столь неизменно звучит в книгах Коменского мечта о мире, о совершенном устройстве человеческого общества. Вернейший путь к этому Коменский видел в просвещении — не случайно одна из последних работ его, «Ангел мира», формулирует идею создания международной организации, охраняющей повсюду мир и распространяющей просвещение, — идею, на столетия опередившую свою эпоху.

Но и в ту пору, в разобщенной и терзаемой войнами Европе, деятельность Коменского была поистине интернациональной. Невозможно оценить, скольким обязана Коменскому чешская культура. Но память Коменского имеют основание чтить и в Англии — здесь были впервые изданы лучшие его книги; и в Швеции — им был подготовлен проект реформы шведской школы и написаны для нее многие учебники; и в Венгрии — здесь тоже работал Коменский; и в Голландии —здесь он провел последние годы, здесь было издано первое собрание его педагогических работ.

Коменский был членом секты «чешских братьев». В религиозной оболочке эта секта выступала против власти богачей, против феодальных порядков. В книге «Лабиринт мира и рай сердца» Коменский писал, что одни пресыщаются, другие голодают, одни забавляются, другие рыдают.

В XVII веке земли и политическая власть Чехии находились в руках немецких феодалов. В деятельности Коменского борьба против угнетателей народа естественно слилась с борьбой за национальную независимость Чехии, с борьбой против войн, за мир между народами. «Люди, — писал Коменский, — являются гражданами одного и того же мира, и ничто не мешает им установить широкое объединение на основе человеческой солидарности, общих знаний, прав, религии».

Коменский, естественно, не мог в ту эпоху правильно определить пути уничтожения социальных противоречий. Он думал, что их можно преодолеть средствами религии, нравственного совершенствования, воспитания. Но в противовес средневековой церкви он подчёркивал, что человек не «раб божий», а «творец вселенной».

Яе Амос Коменский как педагог

Педагогическая деятельность начинается складываться в ранние годы ученого, во время того, как Коменский был священником, был написан первый труд «Письма к небу», создана антикатолическая книга «Разоблачение антихриста». Будучи ректором национальной школы, расположенной в городе Лешно, Коменский начинает работать над главным трудом всей своей жизни, состоящим из четырех томов, под названием «Великая дидактика». В «Великой дидактике» ученый пытается донести до общественности, что главнейшей наукой человечества является педагогика. Параллельно с работой над четырехтомником Коменский создает несколько трудов, отражающих эту же идею главенства педагогики – «Открытая дверь языков», «Открытая дверь предметов», «Предвестник пансофии». В этот период Ян Амос Коменский приобретает известность, его деятельность становится признанной. В первой части своей «Дидактики» педагог развивает идею реформирования школы, которую подхватывает Швеция и внедряет в деятельность.

Коменский становится хорошим преподавателем, отказывается от политических воззрений и начинает писать новый труд «Мир чувственных вещей в картинках», чуть позже занимается разработкой пособия, в котором предусмотрено обучение детей латинскому языку.

Коменский, разрабатывая новые подходы в педагогике как науке, руководствовался несколькими принципами: желанием охватить знаниями большую массу людей, выстроить жизненные познания в определенной системе, прийти от размеренности к общей гармонии.

Коменский о воспитании детей в семье

Демократизм, глубокую веру в человека Коменский положил также в основу своих педагогических идей. Он был убеждён, что все люди — и мужчины, и женщины — должны получить образование, все они способны к образованию. Деля детей на шесть типов по остроте ума, темпу работы и степени прилежания, Коменский считал, что даже самые трудные дети (тупые, медлительные, ленивые) могут быть обучены. Он требовал, чтобы в каждом селении была организована школа родного языка. Все дети имеют право переходить из начальной школы в среднюю и высшую.

Ян Амос Коменский выдвинул идею систематического воспитания детей в семье. В «материнской школе» — так назвал он воспитание до шести лет — детям должна быть предоставлена возможность играть, бегать, резвиться. Необходимо воспитывать у них трудолюбие, правдивость, почтительность к старшим, вежливость. Детям следует дать широкий круг представлений об окружающей природе и общественной жизни. Они должны иметь представление о том, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, деревья, рыбы, реки, горы, солнце, звёзды в т. д. Знать, кто управляет городом; быть знакомыми с важнейшими событиями; научиться запоминать, что произошло вчера, неделю назад, в прошлом году. Последовательно нужно вооружать детей всё расширяющимся кругом трудовых навыков. Родители должны воспитывать у детей любовь и интерес к школе, уважение к учителю.

Всё это явилось первой продуманной системой воспитания детей в семье.

Педагогика Яна Коменского

Такую же глубоко продуманную систему Коменский внёс и в школьное обучение. В его педагогических взглядах ярко выразилось стремление развить духовные силы учащихся и обеспечить радостное обучение.

Коменский подверг резкой критике средневековую школу за то, что в ней учили «смотреть чужими глазами», «думать чужим умом», что превращало школу в «пугало для мальчиков и место пыток для дарований». Он требовал, чтобы школа была местом «радости и счастья».

Здание должно быть светлым с площадкой для игр, классы — чистыми, красивыми. Следует дружески относиться к детям; «голос учителя должен сам проникать в души учащихся, наподобие самого нежного масла».

Коменский сформулировал «золотое правило наглядности», согласно которому всё должно восприниматься соответствующим органом чувства (видимое — зрением, слышимое— слухом и т. д.) либо несколькими органами, если это возможно:

«…всё должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам».

Вместо зубрёжки непонятного материала он предложил исходить из того, что «нет ничего в памяти, чего не было раньше в понимании». Обобщив опыт передовых школ, в том числе братских школ Юго-Западной Руси, Коменский разработал классно-урочную систему организации учебной работы. Он предложил проводить обучение в классах с постоянным составом учащихся, начинать занятия в определенное время года (1 сентября), делить материал на уроки, строить каждый урок методически продуманно и целесообразно.

Это был огромный шаг вперёд по сравнению со средневековой школой.

По-новому Коменский подошёл и к вопросу школьной дисциплины, указав, что основным средством её воспитания является не палка, а правильная постановка занятий и пример учителя. Он называл школу «мастерской гуманности» и указывал, что учитель добьётся успеха лишь тогда, когда будет «сгорать нетерпением рассеять мрак умственный» и обращаться с детьми как отец.

биография 10 класс каменский. Смотреть фото биография 10 класс каменский. Смотреть картинку биография 10 класс каменский. Картинка про биография 10 класс каменский. Фото биография 10 класс каменскийНеизмеримый вклад в педагогику

Ян Амос Коменский внес огромный вклад в развитие педагогики как науки. В свое время никто не одобрил методику, разработанную Коменским, в которой были освящены совершенно новые педагогические идеи. Методика не была принята современниками, так как считалась чрезмерно «еретичной». Многие направления имели глубокий христианский уклон, учиться в его школе было очень просто и интересно. Для того времени это считалось невозможным. Однако по истечении небольшого количества времени методика Коменского была принята в обществе и признана одной из эффективных.

Учебные пособия, созданные Коменским для начального обучения, ещё при его жизни были переведены на много языков. Его педагогические идеи оказали глубокое влияние на развитие школы и педагогики во многих странах. Они были восприняты и русской передовой педагогикой.

Наглядность, активность, доступность обучения — эти принципы сегодня входят в методику любого предмета. Они были впервые изложены Коменским в «Великой дидактике». И еще один принцип, который, может быть, и не был им сформулирован, но который пронизывал всю его деятельность, — дерзновенность поиска, ненависть к готовым истинам, смелость в отвержении всего косного, догматического, античеловеческого. Принцип каждого настоящего ученого. Таким и был Ян Амос Коменский.

И сегодня любой педагог, где бы он ни жил, в какой бы сфере образования ни работал, непременно обращается к трудам Коменского — основоположника современной науки об образовании и воспитании. И разве не современно звучат такие слова: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся же больше бы учились».

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Источник

Человек, который придумал уроки: «акушер знаний» Ян Коменский

С имени Яна Амоса Коменского начинается история и самой педагогики, и ее идей. Автор учебников, реформатор школ нескольких стран, сказавший, что «Книги — это инструмент мудрости», он ещё в XVI веке создал образование в том виде, в каком оно, немного изменившись, дошло до нашего времени. Коменский, несмотря на свои гуманистические взгляды и широчайшую эрудицию, был гоним при жизни и видел, как сжигали его сочинения.

Просветитель и гуманист

Ян Амос Коменский — личность замечательная. Даже в истории Средневековья, когда гении были универсальными, а их познания — энциклопедическими, его фигура стоит особняком. Он изобрел педагогику как науку, придумал и ввел классно-урочную систему обучения — невероятную инновацию для того времени, когда каждому ученику учитель давал индивидуальные задания. Коменский реформировал систему образования сразу нескольких стран, написал с десяток учебников (и это далеко не все!).

биография 10 класс каменский. Смотреть фото биография 10 класс каменский. Смотреть картинку биография 10 класс каменский. Картинка про биография 10 класс каменский. Фото биография 10 класс каменский

Он был гуманистом, писателем, общественным деятелем, епископом протестантской церкви. Его имя помнят в Англии — здесь были осуществлены первые издания его самых известных книг; в Швеции по его идеям была подготовлена реформа шведской школы, для нее он специально написал несколько учебников; в Венгрии и Трансильвании, где он работал и преподавал; в Голландии — где он жил последние годы и где увидело свет собрание его педагогических сочинений.

Но, конечно, больше всего гордится Коменским Чехия — в Праге есть музей, посвященный ему и его идеям, а его портрет украшает купюру в 200 чешских крон. Что неудивительно, потому что Коменский был настоящим патриотом — боролся за свободу вероисповедания и возвращение чешской государственности в эпоху европейской смуты.

биография 10 класс каменский. Смотреть фото биография 10 класс каменский. Смотреть картинку биография 10 класс каменский. Картинка про биография 10 класс каменский. Фото биография 10 класс каменский

Фамилия дедушки, а слава мировая

Философ, священник и просветитель, который провёл европейскую образовательную реформу, родился 28 марта 1592 года в чешском городке Нивнице в небогатой семье Мартина Коменского и Анны Хмеловой. Отец Мартина и дед Яна перебрался в Моравию из Словакии и в честь нового места жительства, деревни Комнэ, взял новую фамилию, Коменский, вместо предыдущей, Сегеш. Кроме Яна, в семье Коменских было четверо детей. Его родители были верующими людьми и принадлежали к протестантской общине Чешских братьев, братству гуситского толка.

В семь лет Ян пошел в школу братства, так началось его религиозное образование. В 1602 году, когда Яну было 10 лет, в Нивницу пришла чума, от которой умерли его родители и две старшие сестры. Оставшийся без семьи, мальчик начинает раздумывать о семейном и родительском воспитании, которого он лишился. Он продолжает учиться, как этого хотели его родители. В 16 лет Ян поступил в латинскую школу в соседнем городе Пршерове, в которой проучился два года. В соответствии с принципами церкви Чешских братьев в 1611 году он принимает крещение и второе имя — Амос.

биография 10 класс каменский. Смотреть фото биография 10 класс каменский. Смотреть картинку биография 10 класс каменский. Картинка про биография 10 класс каменский. Фото биография 10 класс каменский

После этого Коменский продолжает учебу в Реформатской академии Херборна, а затем в Гейдельбергском университете. Именно в эту пору он начинает работу над полным словарем чешского языка — она займет больше 40 лет, а в конце его жизни книгу сожгут. Кроме неё, Коменский пишет что-то вроде всеобщей энциклопедии — «Театр всех вещей».

В 1614-м двадцатидвухлетний Коменский — учитель братской школы в Пршерове. Тут он знакомится с Магдалиной Визовской, своей будущей женой, падчерицей бургомистра. У них родится двое детей. Коменский преподает и пишет учебник «Грамматика латыни». В 1616 году Ян, уже священник общины Чешских братьев, начинает читать проповеди.

В 1622 году вновь приходит чума и опять оставляет Яна Амоса одиноким: эпидемия уносит жизни его жены и детей

Через два года Ян женится снова — на дочери епископа Марии-Доротее. В это время в Европе идет Тридцатилетняя война между католиками и протестантами, последняя из великих религиозных войн Средневековья. В войну оказались втянуты многие европейские страны, а ее события разворачивались как раз в Центральной Европе, где жил Коменский. Чехия, как и Германия, одна из арен войны. В 1627 Коменский уезжает из страны и оседает в польском Лешно, где становится ректором и преподавателем в гимназии Чешского братства. В Лешно он напишет шесть (!) учебников по разным дисциплинам, в их числе — «Физика», «Астрономия» и «Материнская школа» (книга о воспитании).

биография 10 класс каменский. Смотреть фото биография 10 класс каменский. Смотреть картинку биография 10 класс каменский. Картинка про биография 10 класс каменский. Фото биография 10 класс каменский

8 важных идей Василия Сухомлинского о любви, семье и самовоспитании

В том же 1627-м Коменский начинает писать один из самых знаменитых своих трудов — «Дидактика», который на чешском языке выйдет в 1632. В 1638-м она же выйдет на латыни, дополненная и переработанная, и будет называться уже «Великая дидактика». В этой версии ее прочитают везде, и она сделает Коменского знаменитым.

биография 10 класс каменский. Смотреть фото биография 10 класс каменский. Смотреть картинку биография 10 класс каменский. Картинка про биография 10 класс каменский. Фото биография 10 класс каменский

Школа

В его первой школе так нудно и неинтересно преподавали, что еще в выпускных классах Ян задумался о реформировании обучения. Одной из его идей был проект школы с семилетним обучением.

Новшество Коменского состояло в том, что каждому классу выделялись учебные комнаты, учебники и учителя. Это было придумано впервые в истории и стало революцией в образовании. В его методике впервые появились школьные учебники по возрастам, классы и учителя для каждой параллели.

биография 10 класс каменский. Смотреть фото биография 10 класс каменский. Смотреть картинку биография 10 класс каменский. Картинка про биография 10 класс каменский. Фото биография 10 класс каменский

По мнению Коменского, ребенка надо учить так, чтобы познание происходило наглядно, и изучать слова, сразу показывая предметы, которые они обозначают. Родители должны избегать пустых слов и сложных понятий. Ребенка надо обучать только тому, что он в силах постичь.

По Коменскому, вся жизнь становится для человека процессом познания и школой. Девочки и мальчики должны обучаться вместе. Преподаватели не должны оказывать эмоционального давления на учеников, а тем более подвергать их физическому наказанию.

Учить нужно в игровой манере. Если ребенок не может овладеть той или иной наукой, это ни в коем случае не его вина

Коменский предложил миру рецепт спасения через знания на уровне всеобщей мудрости, или пансофии, — и подходящую этому программу образования: нравственную, систематичную, наглядную и всеобщую.

Перемена мест

Его идеи станут популярными в Европе. Коменского приглашают в Англию, чтобы там он мог реализовать свои идеи на практике. Его книги начинают активно переводить на разные языки. Его зовут и во Францию, где у него много сторонников. Кардинал Ришелье предлагает ему начать реформы в Париже, обещая выполнить все условия. Но Коменский отказывается.

В 1641 году из-за гражданской войны Коменский переезжает из Англии в Швецию, где ему предложили провести образовательную реформу. Но замысел не был осуществлён, несмотря на огромную подготовительную работу. В 1648 году умирает вторая жена Коменского, но через год он женится ещё раз, чтобы было кому позаботиться о детях.

В 1650 году князь Сигизмунд Ракоци из Трансильвании пригласил Яна Амоса Коменского в Венгрию — начать школьные реформы в городе Шарошпатаке. Это были золотые времена для Коменского: он писал, преподавал и претворял в жизнь свои идеи. Там он попытался осуществить замысел пансофического устройства (пансофия — одна из идей школы Коменского, где учат сразу всему). Учебный план, распорядок дня и методика преподавания строились по книге Коменского «Пансофическая школа».

Чтобы уйти от скучного преподавания и учить в игровой форме, Коменский придумал метод драматизации обучения. К своему учебнику «Открытой двери к языкам» он написал книгу «Школа-игра». А ещё в те же годы, пока он жил в Венгрии, Коменский выпустил другую удивительную книгу — первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках», где каждое положение сопровождалось рисунком. (Звучит знакомо, да? Мы все до сих пор учимся по принципам Коменского.)

биография 10 класс каменский. Смотреть фото биография 10 класс каменский. Смотреть картинку биография 10 класс каменский. Картинка про биография 10 класс каменский. Фото биография 10 класс каменский

Франц Чижек — человек, который придумал, как учить детей рисовать (и умер в бедности)

И снова переезд. Когда Коменский возвратился из Трансильвании в Лешно, между Швецией и Польшей началась война. Были потеряны и сожжены рукописи Коменского, пропала огромная библиотека, имущество, а ему пришлось бежать.

На этот раз он отправился в протестантские Нидерланды, в Амстердам. Тут он закончил «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», план реформы человеческого общества в семи частях. Фрагменты книги были опубликованы в XVII веке, а издание целиком считалось утерянным. Но в 30-е годы ХХ века нашли пять частей книги, а весь труд целиком впервые вышел в 1966 году.

Ян Амос Коменский умер в ноябре 1670 года в возрасте 78 лет. Его похоронили в Наардене, неподалеку от Амстердама.

Главным понятием педагогической системы Коменского была идея пансофии — всеобщего обучения и воспитания детей любых сословий, национальностей и рас. Он верил, что принципы педагогики должны идти рука об руку с природой человека, задача воспитания и образования — развить все, что заложено в личности изначально. Преподавать надо на родном языке, учеба должна сопровождаться трудом. Учитель — это не профессия, а призвание.

Обучение должно быть наглядным, последовательным, непрерывным и системным. Школа должна выпускать активных, раскованных, свободных, смелых людей. Воспитывать нужно убеждением, а не принуждением. Важная роль в воспитании детей — именно пример взрослых.

биография 10 класс каменский. Смотреть фото биография 10 класс каменский. Смотреть картинку биография 10 класс каменский. Картинка про биография 10 класс каменский. Фото биография 10 класс каменский

Нравственные качества у детей нужно развивать раньше, чем они научатся говорить. Чтобы личность развивалась, нужно, чтобы разум ребёнка всё время узнавал что-то новое. Детей нужно воспитывать в духе гуманизма. Тот, кто мало знает, малому может и учить.

Одной из глобальных идей Коменского стала программа просветления человека — он назвал ее «Путь света». Полагаться следовало на благочестие, знание и добродетель, которые надо было развивать всю жизнь. Сам Коменский считал себя богословом и теологом, но в вечности он остался как педагог.

Источник

Реферат по теме «Ян Амос Коменский»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Курганский государственный университет» (КГУ)

Форма обучения: заочная

по теме «Ян Амос Коменский»

студент группы ПФЗ-10719 А.В.Агапова

Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

Направленность «Социальная педагогика»

доцент Е. А. Легенчук

2.Вклад в развитие педагогике Я.А.Коменского……………………………. 9

3.Педагогические взгляды и идеи Я.А.Коменского…………………………..19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 24

Гениальный сын чешского народа, педагог-классик, основоположник педагогической науки, великий мыслитель, патриот, демократ-гуманист и самоотверженный борец за мир между людьми, Ян Амос Коменский принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и беззаветным служением народу снискали неувядаемую славу и любовь.
Педагогическое творчество Я.А. Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку, в развитии которой заинтересован каждый цивилизованный народ. Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес к его наследию. Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и философом XVII века, они по мере возможности творчески преломляли его метод обучения.

Таким образом, актуальность данной темы сомнений не вызывает.

Цель: Рассмотрение биографии Я. А. Коменского, как великого педагога, раскрытие его основных педагогических идей и взглядов, вклад внесенный развитие в педагогику и актуальность в историю.

Рассмотреть биография Я. А. Коменского

Проанализировать и обозначить основные педагогические идеи и взгляды Я. А. Коменского.

Рассмотреть какой вклад Я. А. Коменский внес в педагогическую науку.

1. БИОГРАФИЯ Я. А. КОМЕНСКОГО

Отец Коменского, Мартин Коменский, был довольно зажиточным человеком, принадлежал к религиозной общине чешских братьев, одной из многочисленных протестантских общин того времени, пользовался уважением сограждан и слыл большим знатоком Библии. Можно предположить, что Мартин Коменский прививал сыну любовь к знаниям и занимался его обучением дома, как это было принято в протестантских общинах.

Считается, что Я.А. Коменский первоначально учился в братской школе. Однако закончить эту школу ему не удалось, так как в 1604 году умерли его отец, мать и две сестры. Из большой семьи остался только двенадцатилетний Ян Амос и его старшая сестра. Опекуны мало заботились об образовании сироты, и в течение нескольких лет Ян Амос учился урывками, живя то у тети в г. Стражнице, то у своих опекунов в Нивнице.

В 1608 году, когда ему было уже 16 лет, Коменский поступил в латинскую школу, по-видимому, в г.Пшерове. Здесь он обнаружил обширные дарования и исключительную работоспособность. Благодаря своим блестящим способностям юноша был отправлен за счет общины в Герборнский университет, в котором господствовало протестантское направление. Здесь обучались многие чехи, прошедшие через братские школы и проникнутые духом протестантизма. После окончания занятий на богословском факультете Герборна Коменскии совершил путешествие в Голландию.
То, что Коменский поздно поступил в латинскую школу, имело и положительную сторону: он был достаточно взрослым и сознательным, чтобы понять всю порочность организации и методов обучения, унаследованных еще от средневековой школы. Недаром позднее он назвал свои школьные годы потерянным временем. Этот личный отрицательный опыт в значительной степени и побудил его заняться разработкой вопросов, связанных с усовершенствованием методов школьной работы и содержания школьного образования. В латинской школе, где учился Коменский, юноши, готовились, как правило, к проповеднической деятельности, одновременно изучая различные ремесла. В школе он проучился всего два года, с 1608 по 1610 год.

В университете на Коменского сильное влияние оказал молодой (всего на четыре года старше Коменского) профессор И.Ф. Альштед, который был уже широко известным, энциклопедически образованным ученым. Под руководством Альштеда Коменский познакомился с произведениями многих мыслителей античности и эпохи Возрождения.

Свое образование он завершил в знаменитом Гейдельбергском университете. Перед отбытием на родину он купил на последние деньги рукопись Н. Коперника «Об обращениях небесных сфер» и вынужден был пешком пройти тысячекилометровый путь домой. После возвращения на родину Коменскии принял на себя руководство школой в Пршерове, несколько позднее он был назначен общиной протестантским проповедником в г. Фульнек, где руководил и братской школой.

Летом 1613 года Коменский совершил путешествие по Северной Европе и в том же году записался в число слушателей Гейдельбергского университета, где проучился около года. Болезнь заставила его прекратить занятия, и в 1614 году больной, без денег Коменский пешком возвращается на родину, исполненный желания служить своему народу. В возрасте 22 лет он стал учителем той самой школы в г. Пшерове, где несколькими годами раньше учился.

С этого времени в жизни Коменского начинается новый этап. Он с большим увлечением работает в школе, изучает педагогические труды, улучшает свою школу. Становится помощником епископа, женится, у него появляются двое детей. Мирная и счастливая жизнь. Но с 1612 г. для Коменского начинается полный трагизма период скитаний, потерь и страданий. «Скорбной и героической» назвал жизнь Коменского один из исследователей его творчества. В этот год протестанты, стоявшие во главе освободительной борьбы Чехии с австро-венгерской империей Габсбургов, были разгромлены, жизнь Коменского оказалась в опасности. В огне войны сгорел его дом с богатой библиотекой, а чума унесла жизни его жены и детей. Самому Коменскому пришлось несколько лет скрываться в горах и лесах. В эти годы он много делает для укрепления братской общины. Вскоре было объявлено о том, что официальной религией в Чехии становится католичество, а протестантам предлагалось покинуть страну. Патриоты родины «Чешские братья» становились беженцами. Более ста общин «Чешских братьев» оказались в Польше, Пруссии, Венгрии. С 1628 по 1656 г. Коменскии и его община «Чешские братья» находили приют в г. Лешно (Польша). В эти годы Коменскии становится одним из руководителей общины, его также избирают ректором гимназии. В число его обязанностей теперь входит и руководство школой в Лешно, и попечение учащейся молодежи.

Здесь он написал в 1628 г. на чешском языке известную книгу «Материнская школа» (издана впервые в 1657 г.), получившую большую популярность в XIX в., с тех пор она много раз переиздавалась.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *