биография 10 класс каменский
Биография Яна Амоса Коменского
Всего получено оценок: 137.
Ян Амос Коменский (1592–1670) — чешский педагог-гуманист, религиозный и общественный деятель, писатель. Вошел в историю как основоположник педагогики, ставшей благодаря его стараниям самостоятельной дисциплиной. Ян Амос Коменский, биография которого тесно связана с системой образования, известен инновационными методами обучения, в частности, языкам.
Детство и юность
Ян Амос Коменский появился на свет 28 марта 1592 в небольшом городке Нивнице в Южной Моравии. Он был самым младшим из пяти детей четы Коменских — набожных людей, которые были членами протестантской общины.
Когда Ян немного подрос, его отдали на обучение в братскую школу. В восьмилетнем возрасте Ян остался круглым сиротой: от чумы умерли его родители и две сестры. Мальчика взяли на воспитание родственники, который после обряда крещения в 1611 году получил второе имя — Амос.
Коменский продолжил обучение в Херборнской академии, затем — в Гейдельбергском университете. Еще в студенческие годы он приступил к написанию энциклопедии «Театр вещей», над которой работал вплоть до 1627 года. Параллельно Коменский трудился над полным словарем чешского языка — «Сокровищница чешского языка».
Работа учителем
После окончания Гейдельбергского университета Коменский отправился в небольшое путешествие по Нидерландам, после чего вернулся в родную Чехию. Он устроился в братскую школу учителем и стал преподавать детям латынь по собственной методике, описанной в «Правилах более легкой грамматики».
В 1616 году Коменский стал священником семейной Общины чешских братьев. Спустя время он стал управляющим Советом братской Общины, работал учителем-проповедником. Благодаря своим способностям уже через несколько лет Коменский стал одним из влиятельных членов братства.
В 1628 году в Чехии начались массовые гонения протестантов, и Коменский был вынужден эмигрировать с польский город Лешно. Здесь он преподавал в гимназии, занимал пост ректора национальной школы.
Коменский много времени уделял работе над теоретическим материалом по преподаванию. Им было написано много пособий и учебников, которые принесли ему известность и большой авторитет. Среди них « Дидактика», «Великая дидактика», «Материнская школа», «Открытая дверь к языкам» и многие другие.
Преобразования Коменского
В 1650 году по приглашению Сигизмунда Ракоци Коменский переехал в Венгрию, чтобы заняться реформированием школьного образования. Здесь он преподавал в одной из местных школ по новой системе, обладая полной свободой действий.
Коменский приступил к написанию иллюстрированной работы «Чувственный мир в картинках», которая стала настоящим прорывом в педагогике. Ян Коменский впервые стал использовать картинки для изучения языков, полагая, что «слова должны сопровождаться вещами, и не могут изучаться отдельно от них».
Стремясь пробудить в детях искренний интерес к знаниям, Ян Коменский использовал метод драматизации учебного материала, включал в него интересные факты. Им было написано несколько пьес, основанных на его книге «Открытая дверь к языкам». Так, Коменский стал первым педагогом, который в легкой игровой форме пытался преподносить учебный материал своим ученикам.
Последние годы жизни
В краткой биографии Яна Амроса Коменского были и трагические моменты: после возвращению в Лешно писатель пережил страшное потрясение — польский город был до основания разрушен шведами. Все, что было нажито педагогом за три десятка лет честной работы, было предано огню, а сам он был вынужден бежать после начала травли протестантов.
Так в 1657 году Ян Коменский оказался в Амстердаме, где жил до самой смерти. Заручившись поддержкой сената, он смог спокойной заниматься научной деятельностью, публиковать ранее написанные им работы. Даже в преклонном возрасте Коменский не прекращал активно работать. Итогом жизни педагога стало сочинение «Единственно необходимое».
Скончался Ян Амос Коменский 15 ноября 1670 года в возрасте 78 лет.
Ян Амос Коменский: взгляды, труды, вклад в педагогику
Ян Амос Коменский — выдающийся чешский педагог-гуманист, годы жизни: 1592—1670
Труден был жизненный путь Коменского, изгнанного германскими завоевателями из родной Чехии и вынужденного скитаться по разным странам (Польша, Венгрия, Голландия). Многообразной была его деятельность — учителя, проповедника, учёного, философа. И красной нитью через неё проходят глубокий демократизм, забота о судьбе обездоленных, вера в человека, стремление поднять культуру родного народа.
Факты из биографии, взгляды, мировоззрение
Не раз приходилось Коменскому покидать родную землю, видеть, как гибнут в огне военных пожаров его рукописи и книги, начинать сызнова то, что было уже сделано. Религиозные войны и иноземные нашествия сотрясали Чехию, родину Коменского. И потому, наверное, столь постоянно, столь неизменно звучит в книгах Коменского мечта о мире, о совершенном устройстве человеческого общества. Вернейший путь к этому Коменский видел в просвещении — не случайно одна из последних работ его, «Ангел мира», формулирует идею создания международной организации, охраняющей повсюду мир и распространяющей просвещение, — идею, на столетия опередившую свою эпоху.
Но и в ту пору, в разобщенной и терзаемой войнами Европе, деятельность Коменского была поистине интернациональной. Невозможно оценить, скольким обязана Коменскому чешская культура. Но память Коменского имеют основание чтить и в Англии — здесь были впервые изданы лучшие его книги; и в Швеции — им был подготовлен проект реформы шведской школы и написаны для нее многие учебники; и в Венгрии — здесь тоже работал Коменский; и в Голландии —здесь он провел последние годы, здесь было издано первое собрание его педагогических работ.
Коменский был членом секты «чешских братьев». В религиозной оболочке эта секта выступала против власти богачей, против феодальных порядков. В книге «Лабиринт мира и рай сердца» Коменский писал, что одни пресыщаются, другие голодают, одни забавляются, другие рыдают.
В XVII веке земли и политическая власть Чехии находились в руках немецких феодалов. В деятельности Коменского борьба против угнетателей народа естественно слилась с борьбой за национальную независимость Чехии, с борьбой против войн, за мир между народами. «Люди, — писал Коменский, — являются гражданами одного и того же мира, и ничто не мешает им установить широкое объединение на основе человеческой солидарности, общих знаний, прав, религии».
Коменский, естественно, не мог в ту эпоху правильно определить пути уничтожения социальных противоречий. Он думал, что их можно преодолеть средствами религии, нравственного совершенствования, воспитания. Но в противовес средневековой церкви он подчёркивал, что человек не «раб божий», а «творец вселенной».
Яе Амос Коменский как педагог
Педагогическая деятельность начинается складываться в ранние годы ученого, во время того, как Коменский был священником, был написан первый труд «Письма к небу», создана антикатолическая книга «Разоблачение антихриста». Будучи ректором национальной школы, расположенной в городе Лешно, Коменский начинает работать над главным трудом всей своей жизни, состоящим из четырех томов, под названием «Великая дидактика». В «Великой дидактике» ученый пытается донести до общественности, что главнейшей наукой человечества является педагогика. Параллельно с работой над четырехтомником Коменский создает несколько трудов, отражающих эту же идею главенства педагогики – «Открытая дверь языков», «Открытая дверь предметов», «Предвестник пансофии». В этот период Ян Амос Коменский приобретает известность, его деятельность становится признанной. В первой части своей «Дидактики» педагог развивает идею реформирования школы, которую подхватывает Швеция и внедряет в деятельность.
Коменский становится хорошим преподавателем, отказывается от политических воззрений и начинает писать новый труд «Мир чувственных вещей в картинках», чуть позже занимается разработкой пособия, в котором предусмотрено обучение детей латинскому языку.
Коменский, разрабатывая новые подходы в педагогике как науке, руководствовался несколькими принципами: желанием охватить знаниями большую массу людей, выстроить жизненные познания в определенной системе, прийти от размеренности к общей гармонии.
Коменский о воспитании детей в семье
Демократизм, глубокую веру в человека Коменский положил также в основу своих педагогических идей. Он был убеждён, что все люди — и мужчины, и женщины — должны получить образование, все они способны к образованию. Деля детей на шесть типов по остроте ума, темпу работы и степени прилежания, Коменский считал, что даже самые трудные дети (тупые, медлительные, ленивые) могут быть обучены. Он требовал, чтобы в каждом селении была организована школа родного языка. Все дети имеют право переходить из начальной школы в среднюю и высшую.
Ян Амос Коменский выдвинул идею систематического воспитания детей в семье. В «материнской школе» — так назвал он воспитание до шести лет — детям должна быть предоставлена возможность играть, бегать, резвиться. Необходимо воспитывать у них трудолюбие, правдивость, почтительность к старшим, вежливость. Детям следует дать широкий круг представлений об окружающей природе и общественной жизни. Они должны иметь представление о том, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, деревья, рыбы, реки, горы, солнце, звёзды в т. д. Знать, кто управляет городом; быть знакомыми с важнейшими событиями; научиться запоминать, что произошло вчера, неделю назад, в прошлом году. Последовательно нужно вооружать детей всё расширяющимся кругом трудовых навыков. Родители должны воспитывать у детей любовь и интерес к школе, уважение к учителю.
Всё это явилось первой продуманной системой воспитания детей в семье.
Педагогика Яна Коменского
Такую же глубоко продуманную систему Коменский внёс и в школьное обучение. В его педагогических взглядах ярко выразилось стремление развить духовные силы учащихся и обеспечить радостное обучение.
Коменский подверг резкой критике средневековую школу за то, что в ней учили «смотреть чужими глазами», «думать чужим умом», что превращало школу в «пугало для мальчиков и место пыток для дарований». Он требовал, чтобы школа была местом «радости и счастья».
Здание должно быть светлым с площадкой для игр, классы — чистыми, красивыми. Следует дружески относиться к детям; «голос учителя должен сам проникать в души учащихся, наподобие самого нежного масла».
Коменский сформулировал «золотое правило наглядности», согласно которому всё должно восприниматься соответствующим органом чувства (видимое — зрением, слышимое— слухом и т. д.) либо несколькими органами, если это возможно:
«…всё должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам».
Вместо зубрёжки непонятного материала он предложил исходить из того, что «нет ничего в памяти, чего не было раньше в понимании». Обобщив опыт передовых школ, в том числе братских школ Юго-Западной Руси, Коменский разработал классно-урочную систему организации учебной работы. Он предложил проводить обучение в классах с постоянным составом учащихся, начинать занятия в определенное время года (1 сентября), делить материал на уроки, строить каждый урок методически продуманно и целесообразно.
Это был огромный шаг вперёд по сравнению со средневековой школой.
По-новому Коменский подошёл и к вопросу школьной дисциплины, указав, что основным средством её воспитания является не палка, а правильная постановка занятий и пример учителя. Он называл школу «мастерской гуманности» и указывал, что учитель добьётся успеха лишь тогда, когда будет «сгорать нетерпением рассеять мрак умственный» и обращаться с детьми как отец.
Неизмеримый вклад в педагогику
Ян Амос Коменский внес огромный вклад в развитие педагогики как науки. В свое время никто не одобрил методику, разработанную Коменским, в которой были освящены совершенно новые педагогические идеи. Методика не была принята современниками, так как считалась чрезмерно «еретичной». Многие направления имели глубокий христианский уклон, учиться в его школе было очень просто и интересно. Для того времени это считалось невозможным. Однако по истечении небольшого количества времени методика Коменского была принята в обществе и признана одной из эффективных.
Учебные пособия, созданные Коменским для начального обучения, ещё при его жизни были переведены на много языков. Его педагогические идеи оказали глубокое влияние на развитие школы и педагогики во многих странах. Они были восприняты и русской передовой педагогикой.
Наглядность, активность, доступность обучения — эти принципы сегодня входят в методику любого предмета. Они были впервые изложены Коменским в «Великой дидактике». И еще один принцип, который, может быть, и не был им сформулирован, но который пронизывал всю его деятельность, — дерзновенность поиска, ненависть к готовым истинам, смелость в отвержении всего косного, догматического, античеловеческого. Принцип каждого настоящего ученого. Таким и был Ян Амос Коменский.
И сегодня любой педагог, где бы он ни жил, в какой бы сфере образования ни работал, непременно обращается к трудам Коменского — основоположника современной науки об образовании и воспитании. И разве не современно звучат такие слова: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся же больше бы учились».
Вам понравилось? Нажмите кнопочку:
Человек, который придумал уроки: «акушер знаний» Ян Коменский
С имени Яна Амоса Коменского начинается история и самой педагогики, и ее идей. Автор учебников, реформатор школ нескольких стран, сказавший, что «Книги — это инструмент мудрости», он ещё в XVI веке создал образование в том виде, в каком оно, немного изменившись, дошло до нашего времени. Коменский, несмотря на свои гуманистические взгляды и широчайшую эрудицию, был гоним при жизни и видел, как сжигали его сочинения.
Просветитель и гуманист
Ян Амос Коменский — личность замечательная. Даже в истории Средневековья, когда гении были универсальными, а их познания — энциклопедическими, его фигура стоит особняком. Он изобрел педагогику как науку, придумал и ввел классно-урочную систему обучения — невероятную инновацию для того времени, когда каждому ученику учитель давал индивидуальные задания. Коменский реформировал систему образования сразу нескольких стран, написал с десяток учебников (и это далеко не все!).
Он был гуманистом, писателем, общественным деятелем, епископом протестантской церкви. Его имя помнят в Англии — здесь были осуществлены первые издания его самых известных книг; в Швеции по его идеям была подготовлена реформа шведской школы, для нее он специально написал несколько учебников; в Венгрии и Трансильвании, где он работал и преподавал; в Голландии — где он жил последние годы и где увидело свет собрание его педагогических сочинений.
Но, конечно, больше всего гордится Коменским Чехия — в Праге есть музей, посвященный ему и его идеям, а его портрет украшает купюру в 200 чешских крон. Что неудивительно, потому что Коменский был настоящим патриотом — боролся за свободу вероисповедания и возвращение чешской государственности в эпоху европейской смуты.
Фамилия дедушки, а слава мировая
Философ, священник и просветитель, который провёл европейскую образовательную реформу, родился 28 марта 1592 года в чешском городке Нивнице в небогатой семье Мартина Коменского и Анны Хмеловой. Отец Мартина и дед Яна перебрался в Моравию из Словакии и в честь нового места жительства, деревни Комнэ, взял новую фамилию, Коменский, вместо предыдущей, Сегеш. Кроме Яна, в семье Коменских было четверо детей. Его родители были верующими людьми и принадлежали к протестантской общине Чешских братьев, братству гуситского толка.
В семь лет Ян пошел в школу братства, так началось его религиозное образование. В 1602 году, когда Яну было 10 лет, в Нивницу пришла чума, от которой умерли его родители и две старшие сестры. Оставшийся без семьи, мальчик начинает раздумывать о семейном и родительском воспитании, которого он лишился. Он продолжает учиться, как этого хотели его родители. В 16 лет Ян поступил в латинскую школу в соседнем городе Пршерове, в которой проучился два года. В соответствии с принципами церкви Чешских братьев в 1611 году он принимает крещение и второе имя — Амос.
После этого Коменский продолжает учебу в Реформатской академии Херборна, а затем в Гейдельбергском университете. Именно в эту пору он начинает работу над полным словарем чешского языка — она займет больше 40 лет, а в конце его жизни книгу сожгут. Кроме неё, Коменский пишет что-то вроде всеобщей энциклопедии — «Театр всех вещей».
В 1614-м двадцатидвухлетний Коменский — учитель братской школы в Пршерове. Тут он знакомится с Магдалиной Визовской, своей будущей женой, падчерицей бургомистра. У них родится двое детей. Коменский преподает и пишет учебник «Грамматика латыни». В 1616 году Ян, уже священник общины Чешских братьев, начинает читать проповеди.
В 1622 году вновь приходит чума и опять оставляет Яна Амоса одиноким: эпидемия уносит жизни его жены и детей
Через два года Ян женится снова — на дочери епископа Марии-Доротее. В это время в Европе идет Тридцатилетняя война между католиками и протестантами, последняя из великих религиозных войн Средневековья. В войну оказались втянуты многие европейские страны, а ее события разворачивались как раз в Центральной Европе, где жил Коменский. Чехия, как и Германия, одна из арен войны. В 1627 Коменский уезжает из страны и оседает в польском Лешно, где становится ректором и преподавателем в гимназии Чешского братства. В Лешно он напишет шесть (!) учебников по разным дисциплинам, в их числе — «Физика», «Астрономия» и «Материнская школа» (книга о воспитании).
8 важных идей Василия Сухомлинского о любви, семье и самовоспитании
В том же 1627-м Коменский начинает писать один из самых знаменитых своих трудов — «Дидактика», который на чешском языке выйдет в 1632. В 1638-м она же выйдет на латыни, дополненная и переработанная, и будет называться уже «Великая дидактика». В этой версии ее прочитают везде, и она сделает Коменского знаменитым.
Школа
В его первой школе так нудно и неинтересно преподавали, что еще в выпускных классах Ян задумался о реформировании обучения. Одной из его идей был проект школы с семилетним обучением.
Новшество Коменского состояло в том, что каждому классу выделялись учебные комнаты, учебники и учителя. Это было придумано впервые в истории и стало революцией в образовании. В его методике впервые появились школьные учебники по возрастам, классы и учителя для каждой параллели.
По мнению Коменского, ребенка надо учить так, чтобы познание происходило наглядно, и изучать слова, сразу показывая предметы, которые они обозначают. Родители должны избегать пустых слов и сложных понятий. Ребенка надо обучать только тому, что он в силах постичь.
По Коменскому, вся жизнь становится для человека процессом познания и школой. Девочки и мальчики должны обучаться вместе. Преподаватели не должны оказывать эмоционального давления на учеников, а тем более подвергать их физическому наказанию.
Учить нужно в игровой манере. Если ребенок не может овладеть той или иной наукой, это ни в коем случае не его вина
Коменский предложил миру рецепт спасения через знания на уровне всеобщей мудрости, или пансофии, — и подходящую этому программу образования: нравственную, систематичную, наглядную и всеобщую.
Перемена мест
Его идеи станут популярными в Европе. Коменского приглашают в Англию, чтобы там он мог реализовать свои идеи на практике. Его книги начинают активно переводить на разные языки. Его зовут и во Францию, где у него много сторонников. Кардинал Ришелье предлагает ему начать реформы в Париже, обещая выполнить все условия. Но Коменский отказывается.
В 1641 году из-за гражданской войны Коменский переезжает из Англии в Швецию, где ему предложили провести образовательную реформу. Но замысел не был осуществлён, несмотря на огромную подготовительную работу. В 1648 году умирает вторая жена Коменского, но через год он женится ещё раз, чтобы было кому позаботиться о детях.
В 1650 году князь Сигизмунд Ракоци из Трансильвании пригласил Яна Амоса Коменского в Венгрию — начать школьные реформы в городе Шарошпатаке. Это были золотые времена для Коменского: он писал, преподавал и претворял в жизнь свои идеи. Там он попытался осуществить замысел пансофического устройства (пансофия — одна из идей школы Коменского, где учат сразу всему). Учебный план, распорядок дня и методика преподавания строились по книге Коменского «Пансофическая школа».
Чтобы уйти от скучного преподавания и учить в игровой форме, Коменский придумал метод драматизации обучения. К своему учебнику «Открытой двери к языкам» он написал книгу «Школа-игра». А ещё в те же годы, пока он жил в Венгрии, Коменский выпустил другую удивительную книгу — первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках», где каждое положение сопровождалось рисунком. (Звучит знакомо, да? Мы все до сих пор учимся по принципам Коменского.)
Франц Чижек — человек, который придумал, как учить детей рисовать (и умер в бедности)
И снова переезд. Когда Коменский возвратился из Трансильвании в Лешно, между Швецией и Польшей началась война. Были потеряны и сожжены рукописи Коменского, пропала огромная библиотека, имущество, а ему пришлось бежать.
На этот раз он отправился в протестантские Нидерланды, в Амстердам. Тут он закончил «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», план реформы человеческого общества в семи частях. Фрагменты книги были опубликованы в XVII веке, а издание целиком считалось утерянным. Но в 30-е годы ХХ века нашли пять частей книги, а весь труд целиком впервые вышел в 1966 году.
Ян Амос Коменский умер в ноябре 1670 года в возрасте 78 лет. Его похоронили в Наардене, неподалеку от Амстердама.
Главным понятием педагогической системы Коменского была идея пансофии — всеобщего обучения и воспитания детей любых сословий, национальностей и рас. Он верил, что принципы педагогики должны идти рука об руку с природой человека, задача воспитания и образования — развить все, что заложено в личности изначально. Преподавать надо на родном языке, учеба должна сопровождаться трудом. Учитель — это не профессия, а призвание.
Обучение должно быть наглядным, последовательным, непрерывным и системным. Школа должна выпускать активных, раскованных, свободных, смелых людей. Воспитывать нужно убеждением, а не принуждением. Важная роль в воспитании детей — именно пример взрослых.
Нравственные качества у детей нужно развивать раньше, чем они научатся говорить. Чтобы личность развивалась, нужно, чтобы разум ребёнка всё время узнавал что-то новое. Детей нужно воспитывать в духе гуманизма. Тот, кто мало знает, малому может и учить.
Одной из глобальных идей Коменского стала программа просветления человека — он назвал ее «Путь света». Полагаться следовало на благочестие, знание и добродетель, которые надо было развивать всю жизнь. Сам Коменский считал себя богословом и теологом, но в вечности он остался как педагог.
Реферат по теме «Ян Амос Коменский»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Курганский государственный университет» (КГУ)
Форма обучения: заочная
по теме «Ян Амос Коменский»
студент группы ПФЗ-10719 А.В.Агапова
Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»
Направленность «Социальная педагогика»
доцент Е. А. Легенчук
2.Вклад в развитие педагогике Я.А.Коменского……………………………. 9
3.Педагогические взгляды и идеи Я.А.Коменского…………………………..19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 24
Гениальный сын чешского народа, педагог-классик, основоположник педагогической науки, великий мыслитель, патриот, демократ-гуманист и самоотверженный борец за мир между людьми, Ян Амос Коменский принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и беззаветным служением народу снискали неувядаемую славу и любовь.
Педагогическое творчество Я.А. Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку, в развитии которой заинтересован каждый цивилизованный народ. Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес к его наследию. Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и философом XVII века, они по мере возможности творчески преломляли его метод обучения.
Таким образом, актуальность данной темы сомнений не вызывает.
Цель: Рассмотрение биографии Я. А. Коменского, как великого педагога, раскрытие его основных педагогических идей и взглядов, вклад внесенный развитие в педагогику и актуальность в историю.
Рассмотреть биография Я. А. Коменского
Проанализировать и обозначить основные педагогические идеи и взгляды Я. А. Коменского.
Рассмотреть какой вклад Я. А. Коменский внес в педагогическую науку.
1. БИОГРАФИЯ Я. А. КОМЕНСКОГО
Отец Коменского, Мартин Коменский, был довольно зажиточным человеком, принадлежал к религиозной общине чешских братьев, одной из многочисленных протестантских общин того времени, пользовался уважением сограждан и слыл большим знатоком Библии. Можно предположить, что Мартин Коменский прививал сыну любовь к знаниям и занимался его обучением дома, как это было принято в протестантских общинах.
Считается, что Я.А. Коменский первоначально учился в братской школе. Однако закончить эту школу ему не удалось, так как в 1604 году умерли его отец, мать и две сестры. Из большой семьи остался только двенадцатилетний Ян Амос и его старшая сестра. Опекуны мало заботились об образовании сироты, и в течение нескольких лет Ян Амос учился урывками, живя то у тети в г. Стражнице, то у своих опекунов в Нивнице.
В 1608 году, когда ему было уже 16 лет, Коменский поступил в латинскую школу, по-видимому, в г.Пшерове. Здесь он обнаружил обширные дарования и исключительную работоспособность. Благодаря своим блестящим способностям юноша был отправлен за счет общины в Герборнский университет, в котором господствовало протестантское направление. Здесь обучались многие чехи, прошедшие через братские школы и проникнутые духом протестантизма. После окончания занятий на богословском факультете Герборна Коменскии совершил путешествие в Голландию.
То, что Коменский поздно поступил в латинскую школу, имело и положительную сторону: он был достаточно взрослым и сознательным, чтобы понять всю порочность организации и методов обучения, унаследованных еще от средневековой школы. Недаром позднее он назвал свои школьные годы потерянным временем. Этот личный отрицательный опыт в значительной степени и побудил его заняться разработкой вопросов, связанных с усовершенствованием методов школьной работы и содержания школьного образования. В латинской школе, где учился Коменский, юноши, готовились, как правило, к проповеднической деятельности, одновременно изучая различные ремесла. В школе он проучился всего два года, с 1608 по 1610 год.
В университете на Коменского сильное влияние оказал молодой (всего на четыре года старше Коменского) профессор И.Ф. Альштед, который был уже широко известным, энциклопедически образованным ученым. Под руководством Альштеда Коменский познакомился с произведениями многих мыслителей античности и эпохи Возрождения.
Свое образование он завершил в знаменитом Гейдельбергском университете. Перед отбытием на родину он купил на последние деньги рукопись Н. Коперника «Об обращениях небесных сфер» и вынужден был пешком пройти тысячекилометровый путь домой. После возвращения на родину Коменскии принял на себя руководство школой в Пршерове, несколько позднее он был назначен общиной протестантским проповедником в г. Фульнек, где руководил и братской школой.
Летом 1613 года Коменский совершил путешествие по Северной Европе и в том же году записался в число слушателей Гейдельбергского университета, где проучился около года. Болезнь заставила его прекратить занятия, и в 1614 году больной, без денег Коменский пешком возвращается на родину, исполненный желания служить своему народу. В возрасте 22 лет он стал учителем той самой школы в г. Пшерове, где несколькими годами раньше учился.
С этого времени в жизни Коменского начинается новый этап. Он с большим увлечением работает в школе, изучает педагогические труды, улучшает свою школу. Становится помощником епископа, женится, у него появляются двое детей. Мирная и счастливая жизнь. Но с 1612 г. для Коменского начинается полный трагизма период скитаний, потерь и страданий. «Скорбной и героической» назвал жизнь Коменского один из исследователей его творчества. В этот год протестанты, стоявшие во главе освободительной борьбы Чехии с австро-венгерской империей Габсбургов, были разгромлены, жизнь Коменского оказалась в опасности. В огне войны сгорел его дом с богатой библиотекой, а чума унесла жизни его жены и детей. Самому Коменскому пришлось несколько лет скрываться в горах и лесах. В эти годы он много делает для укрепления братской общины. Вскоре было объявлено о том, что официальной религией в Чехии становится католичество, а протестантам предлагалось покинуть страну. Патриоты родины «Чешские братья» становились беженцами. Более ста общин «Чешских братьев» оказались в Польше, Пруссии, Венгрии. С 1628 по 1656 г. Коменскии и его община «Чешские братья» находили приют в г. Лешно (Польша). В эти годы Коменскии становится одним из руководителей общины, его также избирают ректором гимназии. В число его обязанностей теперь входит и руководство школой в Лешно, и попечение учащейся молодежи.
Здесь он написал в 1628 г. на чешском языке известную книгу «Материнская школа» (издана впервые в 1657 г.), получившую большую популярность в XIX в., с тех пор она много раз переиздавалась.