биография а п сумарокова

Александр Сумароков

русский поэт, драматург

биография а п сумарокова. Смотреть фото биография а п сумарокова. Смотреть картинку биография а п сумарокова. Картинка про биография а п сумарокова. Фото биография а п сумароковаАлександр Сумароков

Александр Петрович Сумароков родился (14) 25 ноября 1717 года в Санкт-Петербурге, в дворянской семье. Получил домашнее образование, продолжил обучение в Сухопутном шляхетном корпусе. Здесь он начал заниматься литературной работой, перелагая стихами псалмы, сочиняя от имени кадетов «поздравительные оды» императрице Анне, песни – по образцу французских поэтов.

По окончании корпуса в 1740 году Сумароков был зачислен на службу сначала в военно-походную канцелярию графа Миниха, затем адъютантом у графа А.Г. Разумовского.

Напечатанная в 1747 году первая трагедия «Хорев» была сыграна при дворе. Эта работа принесла Сумарокову известность. Последующие его пьесы игрались при дворе выписанной из Ярославля труппой Ф.Г. Волкова. За «Хоревом» следовало восемь трагедий, 12 комедий, три оперных либретто.

А в 1756 году был учрежден постоянный театр, и Сумароков был назначен его директором. Долгое время Александр Петрович был и главным поставщиком репертуара.

Параллельно Сумароков развивал широкую деятельность и в других областях литературы. В 1755–1758 годах он был активным сотрудником академического журнала «Ежемесячные сочинения», в 1759 году издавал собственный сатирико-нравоучительного оттенка журнал «Трудолюбивая пчела» (это был первый частный журнал в России).

Умер Александр Петрович Сумароков (1) 12 октября 1777 года в Москве.

Источник

Биография Сумарокова

Всего получено оценок: 81.

Сумароков Александр Петрович (1717–1777) — русский поэт, литературный критик, баснописец, драматург, вошедший в историю как «отец русского театра». Одна из выдающихся фигур русской литературы XVIII века. Краткая биография Сумарокова Александра Петровича для 5 класса позволит школьникам узнать интересные факты из жизни и творчества поэта. Рассказ о нем поможет лучше подготовиться к уроку по литературе.

Детство и юность

Александр Петрович появился на свет 14 (25) ноября 1717 года в Вильманстранде в семье обедневших дворян. Но, несмотря на сложное финансовое положение, Сумароковы стремились обеспечить своим отпрыскам достойное образование в соответствии с традициями.

В детстве Александр занимался дома с гувернерами. В те годы в знатных семействах было престижно отдавать сыновей на военную службу. Когда Александру исполнилось 15 лет, он со своим младшим братом Василием был принят в первый набор Сухопутного шляхетского кадетского корпуса.

Это учебное заведение специализировалось на подготовке военных кадров, придворных и гражданских служащих. Здесь Александр получил прекрасное разностороннее образование. Во время обучения он не на шутку увлекся литературой, начал писать стихи и песни, подражая французским авторам.

Начало творческого пути

После окончания Сухопутного шляхетского кадетского корпуса Александр Сумароков мог начать блестящую военную карьеру, однако он решил пойти по иному пути. В возрасте 23 лет Александр Петрович поступил на работу служащим в канцелярию графа Миниха. Проявив свои выдающиеся способности, он стал быстро продвигаться по служебной лестнице и вскоре стал личным секретарем Михаила Головина, а впоследствии и Алексея Розумовского.

Несмотря на блестящие перспективы на государственной службе, Сумароков понял, что самым важным делом в его жизни является литература. Он искренне восхищался творчеством М. В. Ломоносова, которого считал выдающимся литератором. Однако Александр Петрович прекрасно понимал, что подражание даже самым талантливым людям не принесет удовлетворения и потому стал искать свой собственный стиль.

В самом начале творческого пути Сумароков избрал жанр любовных песен, которые как нельзя лучше раскрывали его душевное состояние. Он был молод, горяч, полон романтических переживаний, и его произведения поражали искренностью и страстностью.

Драматургия

Любовная лирика Сумарокова пришлась по вкусу пресыщенной столичной публике. Но настоящую славу ему принесла стихотворная драма «Хорев», которая была поставлена в 1747 году. Далее последовали новые пьесы, которые закрепили успех Сумарокова.

Театр полностью завладел Александром Петровичем, который стал одним из самых популярных и востребованных драматургов в Российской империи. В 1756 году он стал первым директором Российского театра в Санкт-Петербурге. На этом посту он самоотверженно трудился, заслужив звание «отца русского театра».

Сумароков, биография которого тесно связана с театром, также известен как автор нескольких сотен басен, в которых тонко высмеивал пороки человечества. В 1759 году он стал издавать собственный журнал «Трудолюбивая пчела», в котором публиковал свои стихи, притчи и басни.

Последние годы жизни

Несмотря на признание при жизни, покровительство влиятельных вельмож и близость ко двору, Александр Петрович чувствовал себя глубоко несчастным человеком. Он считал, что его талант не оценен в полной мере и к нему не проявляют должного внимания.

Попытки Сумарокова стать важной политической фигурой разгневали императрицу Екатерину II, и поэт впал в немилость. Финансовые проблемы вынудили его перебраться с семьей в Москву, где, всеми позабытый, он стал искать утешение в алкоголе. Скончался Александр Петрович 1 (12) октября 1777 года.

Источник

Александр Сумароков

Биография

«Язык наш сладок, чист и пышен, и богат, но скудно вносим мы в него хороший склад».

Так писал Александр Сумароков, поэт и драматург, которого величают «отцом русского театра». Благодаря его стараниям были поставлены первые спектакли в театре, а отечественная литература 18 столетия обогатилась классицистскими произведениями.

Детство и юность

Сын прапорщика Александр Сумароков родился 25 ноября 1717 года в семье обедневших дворян. Род Сумароковых был старинным, поэтому ребенку давали воспитание в соответствии с традициями. В детстве он занимался с гувернерами.

биография а п сумарокова. Смотреть фото биография а п сумарокова. Смотреть картинку биография а п сумарокова. Картинка про биография а п сумарокова. Фото биография а п сумароковаПортрет Александра Сумарокова

В 1732 году подросток стал учеником Сухопутного шляхетского корпуса. Учебное заведение ориентировалось на подготовку военных кадров, гражданских и придворных служащих. Сумароков получил превосходное образование, изучая историю, географию, юриспруденцию, иностранные языки и другие науки. В обязательную программу также входили фехтование и танцы.

За 8 лет, что юноша провел в корпусе, он всей душой полюбил литературу и искусство, которым здесь уделяли немалое внимание. Он читал произведения французских авторов и, подражая им, писал стихи и песни. Среди отечественных литераторов в качестве кумира юноша избрал Василия Тредиаковского. Сумароков писал на заказ товарищей оды в честь Анны Иоанновны, правящей в тот период.

биография а п сумарокова. Смотреть фото биография а п сумарокова. Смотреть картинку биография а п сумарокова. Картинка про биография а п сумарокова. Фото биография а п сумароковаАлександр Сумароков в молодости

Завершив обучение в 1740 году, он стал офицером. В 23 года Александра зачислили служащим в канцелярию графа Миниха. Судьба благоволила ему. Вскоре Сумароков стал личным секретарем Михаила Головина, а впоследствии Алексея Разумовского. В перспективе была блестящая карьера, но в приоритете оказалась литература. Начинающий поэт зачитывался трудами Михайло Ломоносова.

Литература

Светская публика узнала имя Сумарокова благодаря салонам, где собиралась петербургская аристократия. Его романтическая лирика оказалась чрезвычайно востребованной. Блестящий офицер снискал успех, презентовав пьесу под названием «Хорев». Так началась драматургическая деятельность автора.

биография а п сумарокова. Смотреть фото биография а п сумарокова. Смотреть картинку биография а п сумарокова. Картинка про биография а п сумарокова. Фото биография а п сумароковаТруды Александра Сумарокова

Творческая биография Александра Сумарокова связана с театром и литературой. Он оставил потомкам наследие в виде 9 трагедий, 20 комедий, 3 оперных либретто, стихов, од, басен и произведений другого жанра. Его произведения публиковались на страницах журнала «Ежемесячные сочинения». Поэт выпускал собственное издание под названием «Трудолюбивая пчела».

Среди трагедий пьесы «Гамлет», «Синав и Трувор», «Аристона», «Семира», «Димиза» и другие. «Хорев» издали в 1747 году. Он стал первым опытом, в котором просматривалась формирующаяся манера драматурга. Речь в произведении шла о Древней Руси, князе Кие и его брате Хореве. В центре сюжета трагическая любовь между главным героем и красавицей Оснельдой, а также конфликт личных взглядов с долгом.

биография а п сумарокова. Смотреть фото биография а п сумарокова. Смотреть картинку биография а п сумарокова. Картинка про биография а п сумарокова. Фото биография а п сумароковаПоэт Александр Сумароков

Трагедии «Вышеслав», «Дмитрий Самозванец», «Мстислав» раскрывали социально-политические взгляды автора. Главным героем в них становился правитель, а трагизм был связан с борьбой страстей, чувства долга и тиранией. Особенностью трагедий Сумарокова считалось не действие, а продолжительные речи персонажей, в которых скрывался авторский посыл.

В числе комедий, принадлежавших перу русского поэта, произведения «Тресотиниус», «Пустая ссора», «Опекун», «Лихоимец», «Рогоносец по воображению», «Мать совместница дочери» и другие. Пьесы памфлетного характера предполагали обличение очевидного порока героя, персонажи были узнаваемыми, а связь с действительностью непререкаемой. Яркий и выразительный язык отличает комические произведения Сумарокова.

биография а п сумарокова. Смотреть фото биография а п сумарокова. Смотреть картинку биография а п сумарокова. Картинка про биография а п сумарокова. Фото биография а п сумароковаСобрание сочинений Александра Сумарокова

Он сыграл значимую роль в литературе 18 века. Яркий представитель классицизма создавал драмы, прозу, стихи, басни и эпиграммы. Отдельного внимания его персона заслуживает в связи с историей русского театра.

Елизавета Петровна назначила Сумарокова первым директором «русского, для представления трагедий и комедий, театра». Пользуясь доверием императрицы, поэт видел в театре кафедру, позволявшую воспитывать дворянские умы. Трагедии автора составили основу репертуара.

биография а п сумарокова. Смотреть фото биография а п сумарокова. Смотреть картинку биография а п сумарокова. Картинка про биография а п сумарокова. Фото биография а п сумароковаИмператрица Елизавета Петровна

В течение 5 лет он создавал механизм, которым необходимо было управлять, подыскивая помещение, финансирование и артистов. Драматургу не хватало управленческого опыта, он был конфликтным вспыльчивым человеком, но страстно любил искусство. В 1761 году Сумарокову пришлось оставить любимое дело и перебраться из Петербурга в Москву.

В завершении царствования Елизаветы Петровны и после восшествия на престол Екатерины II поэт оказался в числе оппозиционеров. Он написал трагедии, изобличающие монархов, и настроил против себя дворянство. Настоящая травля разыгралась после его резких высказываний в адрес правительницы, а личная жизнь Сумарокова стала поводом для пересудов.

Личная жизнь

Александр Сумароков оказался первым дворянином, решившим зарабатывать литературной деятельностью. Он сталкивался с финансовыми трудностями из-за непростого выбора, который пришлось сделать в угоду творчеству. Часто, обращаясь в письмах к Екатерине II, Сумароков объяснял бедственное положение любовью к искусству.

Музу он ставил превыше чинов и рангов. На пике карьеры Сумароков имел большой доход. Его произведения печатались за счет казны, государство выплачивало внушительный годовой пенсион, в распоряжении находилось 300 крепостных. Расточительный образ жизни и непредусмотрительность привели к разорению и постоянным долгам.

Александр Домогаров в роли Александра Сумарокова в сериале «Михайло Ломоносов»

Будучи женатым на немке, Александр Сумароков завел любовницу, годившуюся в дочери. Ею оказалась дочь кучера. Увлечение привело к разрушению семьи. После кончины супруги в 1769 году поэт обвенчался с возлюбленной, с которой к тому моменту имел двоих детей. Родственники первой жены добились суда и требовали лишения Сумарокова родительских прав. Поэт выиграл дело, но громкий судебный процесс стал причиной разорения драматурга. Он искал утешение в алкоголе.

Переехав из Петербурга в Москву, потерпев неудачу в театральном деле, Сумароков обрек семью на бедственное положение. В 1777 году вторая супруга автора погибла. Вскоре поэт решил вступить в брак с племянницей почившей жены. На тот момент разница между ним и невестой составляла более 30 лет. Венчание состоялось, а спустя полгода Сумароков умер.

Смерть

Злоупотребление алкоголем, нервное расстройство на почве постоянных стрессов, начинающаяся слепота давали о себе знать. Причиной смерти поэта стала непродолжительная болезнь, осложненная сопутствующими факторами. Он скончался 11 октября 1777 года, не оставив детям наследства. У литератора остались две дочери от первого брака, а также дочь и сын от союза со второй супругой.

биография а п сумарокова. Смотреть фото биография а п сумарокова. Смотреть картинку биография а п сумарокова. Картинка про биография а п сумарокова. Фото биография а п сумароковаМогила Александра Сумарокова

Интересные факты

Жизнь Александра Сумарокова была богата на приключения, курьезные случаи и интересные факты.

Источник

Умер писатель, драматург Александр Петрович Сумароков

1.10.1777 (14.10). – Умер писатель, драматург Александр Петрович Сумароков

биография а п сумарокова. Смотреть фото биография а п сумарокова. Смотреть картинку биография а п сумарокова. Картинка про биография а п сумарокова. Фото биография а п сумароковаАлександр Петрович Сумароков (14.11.1717–1.10.1777) – поэт и драматург. Родился в Петербурге в дворянской семье. Отец Сумарокова был крупным военным и чиновником при Петре I. Сумароков получил домашнее образование, его педагогом был иностранец – учитель наследника престола, будущего Императора Петра II. В 1732 г. был отдан в специальное учебное заведение для детей высшего дворянства – Сухопутный шляхетный корпус, устроенный по прусскому образцу, который называли «Рыцарской академией». Там Сумароков вскоре выделился серьезным отношением к научным занятиям и в особенности влечением к литературе.

Первыми произведениями Сумарокова, написанными еще в корпусе, были переложения псалмов, любовные песни и оды; образцами для них служили французские поэты и вирши Тредьяковского. Ко времени окончания корпуса (1740) были напечатаны две пышные и пустые оды, в которых поэт воспевал Императрицу Анну Иоанновну. Ученики Сухопутного шляхетного корпуса получали поверхностное образование, но блестящая карьера была им обезпечена. Не стал исключением и Сумароков, который был выпущен из корпуса адъютантом вице-канцлера графа М. Головкина, а в 1741 г., после воцарения Императрицы Елизаветы Петровны, стал адъютантом ее фаворита графа А. Разумовского. Служба при нем доставила Сумарокову возможность бывать в высшем обществе столицы и привела к знакомству с известными деятелями того времени.

В этот период Сумароков называл себя поэтом «нежной страсти»: сочинял модные любовные и пасторальные песенки (всего около 150), которые имели большой успех, писал также пастушеские идиллии (всего 7) и эклоги (всего 65). В посвящении к собранию своих эклог Сумароков писал: «В эклогах моих возвещается нежность и верность, а не злопристойное сластолюбие, и нет таковых речей, кои бы слуху были противны».

Работа в этих жанрах способствала тому, что у поэта выработался легкий стих, близкий к разговорному языку того времени. Основным размером, который использовал Сумароков, был шестистопный ямб – русская разновидность александрийского стиха.

В одах, написанных в 1740-е гг., Сумароков руководствовался образцами, данными в этом жанре М.В. Ломоносовым. Это не помешало ему полемизировать с учителем по литературно-теоретическим вопросам. Ломоносов и Сумароков представляли два течения русского классицизма. В отличие от государственника Ломоносова, Сумароков считал главными задачами поэзии не постановку общенациональных проблем, а служение нравственным идеалам. Поэзия, по его мнению, должна быть в первую очередь «приятной». В 1750-е гг. Сумароков даже выступил с пародиями на оды Ломоносова в жанре, который сам называл «вздорными одами».

Во второй половине 1740-х гг. Сумароков ввел в русскую литературу жанр стихотворной трагедии, создав 9 произведений этого жанра: «Хорев» (1747), «Синав и Трувор» (1750), «Димитрий Самозванец» (1771) и др. В трагедиях, написанных в соответствии с канонами классицизма и во многом заимствованных из французских трагедий (план, идеи, характер, даже целые сцены и монологи), проявились и критические взгляды Сумарокова относительно недостатков властителей, которые становятся причиной страданий многих людей. Тем не менее в 1756 г. Сумароков был назначен первым директором Российского театра в Петербурге и оказал несомненное влияние на русское театральное искусство. Сумароков сочинял также оперы и балеты, в которые вводил драматический элемент и намеки на современные события. После ухода в отставку в 1761 г. (многие придворные чины были недовольны его критичностью) поэт полностью посвятил себя литературной деятельности.

В конце царствования Императрицы Елизаветы Сумароков выступил против установившегося стиля правления. Его возмущало то, что дворяне не соответствуют идеальному образу «сыновей отечества», что процветает взяточничество. В 1759 г. он начал издавать журнал «Трудолюбивая пчела», посвященный жене наследника престола, будущей Императрице Екатерине II, с которой он связывал надежды на устроение жизни по более нравственным принципам. В журнале содержались нападки на вельмож, из-за чего он через год после основания закрылся закрылся по недостатку средств и нежеланию Императрицы финансировать его.

Оппозиционность Сумарокова и его постоянная борьба с цензурой не в последнюю очередь была основана на его тяжелом, раздражительном характере. Житейские и литературные конфликты – в частности, конфликт с Ломоносовым – отчасти тоже объясняются этим обстоятельством. И приход Екатерины II к власти разочаровал Сумарокова тем, что кучка ее фаворитов в первую очередь взялась не за служение общему благу, а за удовлетворение личных потребностей. На собственное положение Сумароков, возможно, намекал в трагедии «Димитрий Самозванец»: «Язык мой должен я притворству покорить; / Иное чувствовать, иное говорить, / И быти мерзостным лукавцам я подобен. / Вот поступь, если царь неправеден и злобен». В годы царствования Екатерины II Сумароков уделял большое внимание созданию притч, сатир, эпиграмм и памфлетных комедий в прозе («Тресотиниус», 1750; «Опекун», 1765; «Рогоносец по воображению», 1772; и др).

Однако при всей трудности своего характера, Сумароков руководствовался нравственными принципами, которые считал обязательными для дворянства. Вот отношение Сумарокова к высшему слою общества: «Слово чернь, принадлежит низкому народу, а не слово подлый народ; ибо подлый народ суть каторжники и прочие презренные твари, а не ремесленники и земледельцы. У нас сие имя всем тем дается, которые не дворяне. Дворянин! Великая важность! Разумный священник и проповедник величества Божия, или кратко богослов, естествослов, астроном, ритор, живописец, скульптор, архитектор и проч. по сему глупому положению [то есть не причисленные к дворянскому сословию. – Ред.] – члены черни. О несносная дворянская гордость, достойная презрения! Истинная чернь суть невежды, хотя бы они и великие чины имели, богатство Крезово и влекли бы свой род от Зевса и Юноны, которых никогда не бывало».

Императрица Екатерина ценила принципиальность Сумарокова и, несмотря на необходимость подчас делать этой «горячей голове» внушения, не лишала его своего расположения. Все сочинения его печатались на счет Кабинета. Однако она охлаждала его в конфликтах с придворными вельможами: «Таким образом вы сохраните спокойствие души, необходимое для произведений вашего пера, а мне всегда приятнее будет видеть представление страстей в ваших драмах, нежели в ваших письмах».

По своим философским убеждениям Сумароков был рационалистом и сформулировал свои взгляды на устройство человеческой жизни следующим образом: «Что на природе и истине основано, то никогда премениться не может, а что другие основания имеет, то похваляется, похуляется, вводится и выводится по произволению каждого и без всякого рассудка». Его идеалом был просвещенный дворянский патриотизм, противостоящий некультурному провинциализму, столичной франкомании и чиновничьей продажности. В каком-то смысле Сумарокова можно назвать западником, и хотя в то время таков был весь правящий слой, включая Императрицу, самомнение его было чрезвычайно велико: он называл Вольтера единственным, вместе с Метастазием, достойным своим «совместником». И этот вольтеровский эталон также характеризует его как «плоть от плоти» петровской эпохи.

Одновременно с первыми трагедиями Сумароков начал писать литературно-теоретические стихотворные произведения – эпистолы. В 1774 г. издал две из них – «Эпистолу о российском языке» и «О стихотворстве в одной книге. Наставление хотящим быти писателями». Одной из важнейших тем у него была идея о величии русского языка. Язык Сумарокова гораздо ближе к разговорному языку просвещенных дворян, чем язык его современников Ломоносова и Тредиаковского. Этим творчество Сумарокова оказало большое влияние на современную ему и последующую русскую литературу. В частности, Пушкин считал его главной заслугой то, что «Сумароков требовал уважения к стихотворству» в пору пренебрежительного отношения к литературе.

Не был счастлив конфликтный Сумароков и в семейной жизни. Он был женат три раза. Из четырех сыновей один умер в молодости; трое других утонули, стараясь спасти друг друга. С 1771 г. Сумароков жил то в Москве, то в деревне, изредка наезжая в Петербург, по делам или по вызову Императрицы. Он умер 1 октября 1777 г. в Москве, 59 лет от роду, и похоронен в Донском монастыре.

При всех своих слабостях и мiровоззренческой ограниченности, Сумароков имел доброе сердце и готов был последним поделиться с бедняком. Он никогда не упускал случая заступиться за гонимого, выразить резкий протест против поругания человеческого достоинства в крестьянине. В тяжелые минуты душой Сумарокова овладевало религиозное чувство, и он искал утешения от скорбей в псалмах; он переложил Псалтирь в стихи и писал духовные сочинения, хотя в них столь же мало поэзии, как и в его «духовных одах». Его творчество, включая критические статьи и рассуждения в прозе, имеет в настоящее время лишь историческое значение как «духовная» картина наиболее нерусского в дореволюционной России, западнического XVIII века.

При жизни Сумарокова не было издано полного собрания его сочинений, хотя выходило много стихотворных сборников, составленных по жанровому признаку. После смерти поэта масон Новиков дважды издавал «Полное собрание всех сочинений Сумарокова» (1781, 1787).

Источник

Сумароков А. П

СУМАРОКОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ
14.11.1717 – 1.10.1777

14 апреля 1740 г. Сумароков был выпущен из Кадетского корпуса в должности адъютанта в ранге поручика к влиятельному генерал-фельдмаршалу Х.А. Миниху (1683 – 1767). В его аттестате в частности отмечалось:
«АЛЕКСАНДР ПЕТРОВ СЫН СУМАРОКОВ.
Вступил в корпус 1732 года Маия 30 дня, а выпущен 1740 Апреля 14, в адъютанты, с нижеследующим атестатом (sic!): в геометрии обучил тригонометрию, експликует и переводит с Немецкаго на Французский язык, в гистории универсальной окончал Россию и Польшу, в географии атлас Гибнеров обучил, сочиняет Немецкия письма и орации, мораль Вольфскую до III главы второй части слушал, имеет начало в Итальянском языке».

В марте 1741 г. фельдмаршал был удалён от двора и Сумароков был переведён адъютантом на службу к графу М.Г. Головкину (1699 – 1754).

Благодаря новой своей должности Александр Петрович часто бывает при дворе, где знакомится со своей будущей супругой дочерью мундкоха (повара) Иоганной Христиной Балиор (1730 – 1769), которую при дворе звали Балковой. В последствии в различных мемуарах она превратилась в Иоганну Христиану Балк (очевидно это было как-то связано с генерал-поручиком Федором Николаевичем Балк, которого при дворе считали фактическим отцом Иоганны).

10 ноября 1746 г. Александр Петрович и Иоганна Христиана обвенчались. Отношения супругов складывались сложно, и в 1758 году Иоганна Христиана уходит от мужа.
В браке супруги имели двух дочерей Прасковью (1747 – 1784) и Екатерину (1748 – 1797). Существует миф о том, что Екатерина продолжила творческую традицию своего отца и была первой русской поэтессой, выступившей в печати. Основой для этой легенды послужил тот факт, что в мартовском журнале «Трудолюбивая пчела» за 1759 г. была помещена «Элегия», подписанная «Катерина Сумарокова» (ей в это время всего 11 лет):
О ты, которая всегда меня любила,
А ныне навсегда со всем уже забыла!
Ты мне еще мила, мила в моих глазах,
А я уж без тебя в стенаньи и слезах.
Хожу без памяти, не знаю что спокойство.
Все плачу и грущу; моей то жизни свойство.
Как я с тобою был, приятен был тот час,
Но то скончалося, и скрылося от нас.
Однако я люблю, люблю тебя сердечно,
И буду я любить тебя всем сердцем вечно,
Хоть и разстался я любезная с тобой,
Хотя не вижу я тебя перед собой.
Увы, зачто, зачто толико я нещастен!
Зачто любезная тобою так я страстен!
Всево ты рок лишил, ты отнял все злой рок,
В век буду я стонать, когда ты так жесток,
И после моего с любезной разлученья,
Не буду провождать минуты без мученья.

Как явствует из текста элегии, супруги Сумароковы к этому времени уже расстались и можно предположить, что дочери остались с отцом, поэтому обращаясь к жене через журнал, Александр Петрович усиливает свое обращение подписью дочери, которая в их отношениях, очевидно, играла особую роль.
Разрыв в их отношениях произошел, очевидно, из-за романа жены, результатом которого и стал, в конце концов, полный разрыв семейных отношений. Роман этот начался около 1756 г. В 1757 году Сумароков публикует в немецком журнале «Новости изящных наук» глубоко лирическое стихотворение, интимные строки которого давали основание предположить, что оно посвящено Иоганне Христиане, в которых Сумароков упрекает свою возлюбленную в измене.
Среди ряда исследователей существует мнение, что Сумароков сам спровоцировал роман жены, увлекшись одной из своих крепостных девушек Верой Прохоровой (1743 – 1777), брак с которой он оформил только после смерти первой жены в 1770 г. Даже если этот роман и имел место, то вряд ли Александр Петрович питал к Вере те же тёплые чувства, что и к Иоганне, иначе бы в 1759 г. не появилась элегия «О ты, которая всегда меня любила».

Разрыв семейных отношений Сумароковых удивительным образом совпал с раскрытием заговора канцлера А.П. Бестужева-Рюмина (1693 – 1768) в 1758 г. По делу Бестужева, как муж фрейлины великой княгини Екатерины Алексеевны допрашивался и Александр Сумароков, но, как и его прадед, стольник Иван Игнатьевич Сумароков (1660 – 1715), который в свое время не выдал Петра I (в его конфликте с сестрой Софьей), так и Александр не выдал тайной канцелярии подробности этого заговора, о деталях которого он вероятней всего знал.

С 1756 по 1761 г. Александр Петрович служит директором Петербургского театра.
30 августа 1756 года императрица Елизавета Петровна повелела «учредить Русский для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать Головкинский каменный дом, что на Васильевском острову, близь Кадетского дома. А для онаго повелено набрать актеров и актрис: актеров из обучающихся певчих и Ярославцев в Кадетском корпусе, которые к тому будут надобны, а в дополнение еще к ним актеров из других неслужащих людей, также и актрис приличное число. На содержание онаго театра определить, по силе сего Нашего Указа, считая от сего времени в год денежной суммы по 5000 рублей, которую отпускать из Статс-Конторы всегда в начале года по подписании Нашего Указа. Для надзирания дома определяется из копиистов Лейб-Компании Алексей Дьяконов, которого пожаловали Мы Армейским подпоручиком, с жалованьем из положенной на театр суммы по 250 рублей в год. Определить в оный дом, где учрежден театр, пристойный караул.
Дирекция того Русскаго театра поручается от Нас Бригадиру Александру Сумарокову, которому из той же суммы определяется, сверх его Бригадирскаго оклада, рационных и деньщичьих денег в год по 1000 рублей и заслуженное им по Бригадирскому чину с пожалованья его в оный чин жалованье, в дополнение к полковничью окладу додать и впредь выдавать полное годовое бригадирское жалованье; а его Бригадира Сумарокова из армейского списка не выключать. А какое жалованье, как актерам и актрисам, так и прочим при театре производить, о том ему ; Бригадиру Сумароковуот Двора дан реэстр».
Тяготы, заботы и хлопоты по театру Сумароков делил с Фёдором Волковым, обладавшим не только актёрским талантом, но и выдержкой, которой так недоставало директору театра. Именно Волков объединял труппу в коллектив, будучи «своим» в актёрской среде.
Несдержанный, вспыльчивый, требовавший уважения к себе и как поэт и как аристократ, Александр Петрович не мог обойтись без ссоры с бюрократами, вельможами, придворными дельцами. Придворный чиновник мог его обругать, мог помыкать им. Сумароков раздражался. Он метался, впадал в отчаяние, не знал, где найти поддержку. Интеллигент среди «варваров», он глубоко страдал от своего бессилия, от невозможности реализовать свой идеал. Его неукротимость и истеричность вошли в поговорку. Он вскакивал, бранился, убегал, когда слышал, как помещики называли крепостных слуг «хамовым коленом». Он громко проклинал самоуправство, взятки, дикость общества. В ответ дворянское «общество» мстило ему, выводя его из себя, издеваясь над ним.
С января 1759 года под началом Придворной конторы и Карла Сиверса (1710 – 1774) оказались не только хозяйственные и финансовые дела русского театра, но и вопросы творческие, к примеру, репертуарный.
13 июня 1761 года вышел императорский указ об отставки Александра Петровича с должности директора театра.

В 1764 г. Александр Петрович обращается к Екатерине II с просьбой отправить его в путешествие по Европе с тем, чтобы описать нравы и географию её, непосредственным носителем русского языка, чего до этого ни кто и никогда из русских не делал, а вся информация о Европе была доступна лишь в изложениях иностранцев. В удовлетворении его просьбы было отказано.
Этот проект смог реализовать лишь спустя 25 лет Н.М. Карамзин (1766 – 1826), итогом которого стала книга «Письма русского путешественника» (1791).

К 1768 г. Александр Петрович разочаровывается в правлении Екатерины II, восхождение которой на трон активно поддерживал.
Переиздавая в 1768 году, через 21 год после первой публикации, свою трагедию «Хорев», Сумароков в начале V действия заменил прежний связанный с содержанием пьесы монолог Кия новым, совершенно не нужным для развития сюжета и обрисовки характера героя, но представлявшим явный, всем понятный выпад против Екатерины: в это время императрица особенно гордилась своей Комиссией для сочинения проекта Нового уложения, которая должна была дать стране новые законы, а личная жизнь Екатерины, ее непрекращавшиеся любовные связи с фаворитами были хорошо известны в Петербурге и за его пределами.

В марте 1769 г. Сумароков переезжает на постоянное место жительство в Москву, продав в Петербурге собственный дом, располагавшийся на девятой линии Васильевского острова и всю свою обширную библиотеку через книготорговца Школария. В этом же году умерла его первая жена Иоганна Христианновна.

В ноябре 1770 г. в Москве началась эпидемия чумы, унесшая за два года более 56 000 человек. Перед лицом возможной гибели Александр Петрович принимает решение узаконить свои отношения со своей гражданской женой Верой Прохоровой и венчается с ней в подмосковной деревне, где прятал новую семью от эпидемии чумы.

Надежды Александра Петровича на литературный успех в Петербурге не оправдался. В связи с этим редактор журнала «Живописец» Н.И. Новиков (1744 – 1818) писал:
« Ныне многие наилучшие книги переведены с разных иностран-ных языков и напечатаны на российском; но их и в десятую долю против романов не покупают. Что ж касается до подлинных наших книг, то они никогда не были в моде и совсем не расходятся; да и кому их покупать? просвещенным нашим господчикам они не нужны, а невеждам и совсем не годятся. Кто бы во Франции поверил, если бы сказали, что Волшебных сказок разошлося больше сочинений Расиновых? А у нас это сбывается: «Тысяча одной ночи» продано гораздо больше сочинений г. Сумарокова. И какой бы лондонский книготорговец не ужаснулся, услышав, что у нас двести экземпляров напечатанной книги иногда в десять лет насилу раскупятся? О времена! о нравы! Ободряйтесь, российские писатели! сочинения ваши скоро и совсем покупать перестанут».
В конце 1774 г. в долгах и отчаянии Александр Петрович возвращается в Москву. Окончательный приговор его литературной карьеры вынесло распоряжение от 4 января 1775 г. Екатерины II:
« сочинений действительного статского советника и кавалера графа Сумарокова впредь без цензуры Академии Наук не печатать».

Из писем Александра Петровича видно, что отныне он прозябал в нищете, поисках денег на выплату долгов и просто на жизнь, в болезнях и в тяжёлых переживаниях за судьбу жены, детей и своего творческого наследия.
В письме от 10 июля 1775 г. Александр Петрович писал графу Потёмкину:
« А у меня завтре дом отъемлется, не знаю по какому праву, ибо дом мне в нынешний год по пристройке более уже тысячи рублей стал; а оценен он в 900 р., хотя и стал мне, кроме мебелей, в шестнадцать слишком тысяч. Демидову я должен только 2000 р., а он, рассердясь на меня за плута своего поверенного, которого он и сам со двора сбил, требует ныне и процентов и рекамбий, хотя и обещался мне о том и не помышлять. »
Издерганный, обнищавший, осмеянный дворянством и его императрицей, Сумароков запил, опустился. Его не утешала даже слава, которой он пользовался среди литераторов:
….
Но если я Парнасс российский украшаю
И тщетно в жалобе к Фортуне возглашаю,
Не лучшель, коль себя всегда в мученьи зреть,
Скорее умереть?
Слаба отрада мне, что слава не увянет,
Которой никогда тень чувствовать не станет.
Какая нужда мне в уме,
Коль только сухари таскаю я в суме?
На что писателя отличного мне честь,
Коль нечего ни пить, ни есть?
(«Жалоба» 1775)

Прожив всего четыре месяца в третьем браке 1 октября 1777 г. Александр Петрович Сумароков умер.

Творческое наследие Александра Петровича составили девять траге-дий: «Хорев», «Аристона», «Семира», «Дмитрий Самозванец», «Синав и Трувор», «Ярополк и Демиза», «Вышеслав», «Мстислав», «Гамлет»; 12 комедий; 6 пьес, а также многочисленные переводы, стихи, проза, публицистика и критика.

Таким образом, кроме актеров московского театра на похоронах Александра Петровича присутствовали московский обер-полицмейстер генерал-майор Архаров Н.П. (1742 – 1814) и бывший (до 1773 г.) московский гражданский губернатор Юшков И.И. (1710 – 1786). Кроме Архарова Н.П. и Юшкова И.И. на этих похоронах присутствовал также и Страхов П.И., молодой тогда ещё физик и математик, а впоследствии профессор и ректор Московского университета (1805 – 1807) и член-корреспондент Петербургской академии наук (с 1803 г.).

Считается, что могила А.П. Сумарокова была заброшена и забыта, поэтому в 1836 г. в его могилу похоронили профессора Московского университета П.С. Щепкина (1793 – 1836), где вовремя захоронения и выяснилось, что это могила А.П. Сумарокова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *