биография аарона брата моисея
Аарон
Аарон
Аарон [еврейское — Ахарон], значение имени точно не установлено, возможно, соответствует египетскому — «великое имя». Аарон был потомком Левия, сыном Амрама и Иохаведы ( Исх 6:20 ; Чис 26:59 ). Он был моложе своей сестры Мариами и на три года старше брата Моисея ( Исх 7:7 ). Аарон был женат на Елисавете, дочери Аминадава и сестре Наассона из колена Иуды ( Чис 1:7 ). Она родила ему четырех сыновей — Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара ( Исх 6:23 ).
Призвав Моисея быть вождем и освободителем Израиля, Бог назначил Аарона говорить к народу вместо его косноязычного брата. Аарон должен был стать «устами» Моисея ( Исх 4:16 ) и его пророком ( Исх 7:1 ). Братья встречаются в пустыне ( Исх 4:27 ), выступают перед старейшинами Израиля ( Исх 4:28–31 ) и перед фараоном. При разговоре с фараоном и при первых трех казнях египетских Аарон владеет жезлом ( Исх 7:9.19 ; Исх 8:5.17 ), который позднее действует только в руках Моисея. Аарон и Моисей получают Божье позволение на исход из Египта ( Исх 12:31 ) и руководят народом в период странствования по пустыне (гл. 16). Когда Моисей молится во время битвы израильтян с амаликитянами, Аарон вместе с Ором поддерживает его руки ( Исх 17:12 ). Аарон вместе с Моисеем восходит на гору Синай ( Исх 19:24 ), сопровождает вождя с двумя своими сыновьями, Надавом и Авиудом, и 70 старейшинами при торжественном заключении завета с Господом ( Исх 24:1.9 ).
Когда Моисей вновь восходит на гору Синай, то назначает вместо себя Аарона и Ора, которым на время своего отсутствия поручает вершить суд (ст. 14). В последующие 40 дней Моисей получает от Бога среди прочих и повеление посвятить Аарона и его сыновей в священники (гл. 28; 29). Потомки Аарона получили право наследовать первосвященство ( Исх 29:29 ). Предназначение священников и их обязанности, права на жертвоприношения и их обеспечение — все это устанавливается Самим Богом ( Чис 4:18 ).
В то время как Моисей находится на горе, Аарон уступает давлению народа и воздвигает изваяние быка (→ золотой Телец). Здесь Аарон проявляет себя человеком слабовольным, не имеющим авторитета вождя. Но вину за свою беспомощность и отпадение от Бога он перекладывает на народ ( Исх 32 ). Моисей своим заступничеством спасает брата от гнева Божьего ( Втор 9:20 ) и по сооружении скинии собрания посвящает Аарона и его сыновей в священство в соответствии с волей Господа ( Лев 8 ). Особое положение Аарона подчеркивает прежде всего → наперсник с 12 драгоценными камнями, а также урим и туммим (→ Свет). В день посвящения старшие сыновья Аарона → Надав и → Авиуд «принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им»; за такое своеволие они были наказаны смертью ( Лев 10 и след.).
Восстание Корея, Дафана и Авирона направлено не только против власти Моисея, но и против закрепления права на священство за Аароном и его сыновьями. Когда народ обвиняет Моисея и Аарона в смерти бунтовщиков, Господь посылает на израильтян поражение, которое Аарон предотвращает посредством жертв. воскурения. Затем Господь вновь подтверждает священство Аарона: жезл Левия, на котором было написано имя Аарона, зазеленел и расцвел ( Чис 16:18 ). В дальнейшем этот жезл был помещен в ковчег завета ( Евр 9:4 ). В Кадесе Аарон оказывается причастным к вине Моисея, дважды ударившего жезлом по скале, тогда как ему следовало ограничиться словом. За это они оба теряют право войти в землю обетованную ( Чис 20 ).
Вскоре Господь отзывает Аарона. Моисей, по указанию Господа, восходит на гору Ор вместе с Аароном и Елеазаром. Там он снимает с Аарона первосвященнические одежды и облекает в них его сына Елеазара, который занимает место своего отца. Аарон умирает в возрасте 123 лет ( Чис 33:39 ), и его оплакивают в течение 30 дней ( Чис 20:23–29 ). Аарону недостает самостоятельности, в своих поступках он сильно зависим от других — Моисея, Мариами, народа.
Значение Аарона как личности в том, что именно его Бог призвал в первосвященники Израиля. Но служение Аарона ограничено, что особо символизируется фактом сложения им перед смертью первосвященнич. одеяния. В Евр 7 — Евр 9 подчеркивается ограниченность во времени и несовершенство Ааронова священства по сравнению с мессиан. священством «по чину Мелхиседека» ( Евр 5:6 ; Евр 7:11 ). Священников Израиля впоследствии обозначали как «сыновей Аарона». «Сыны Садока», служившие священниками в Иерусалимском храме с момента его освящения при Соломоне и до 171 г. до Р.Х. (за исключением периода вавилонкого плена), тоже принадлежат к потомкам Аарона.
ААРОН
[евр. ,
] (пам. в Неделю св. праотец, в Неделю св. отец, в Соборе Синайских преподобных; пам. зап. 1 июля), первый ветхозаветный первосвященник. Этимология имени неясна, хотя окончание
—
указывает на принадлежность к западносемитским именам. А. происходил из колена Левина (Левий-Кааф-Амрам-Мариам, Аарон, Моисей; Исх 6. 16-23) и был на 3 года старше своего брата Моисея (Исх 7.7; Числ 26. 59). Библейские сведения об А. до его призвания Господом очень скудны: от своей жены Елисаветы, дочери Аминадава, А. имел 4 сыновей: Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара (Исх 6. 23).
В период странствия по пустыне А. всегда рядом с Моисеем: они вели учет годных для войны израильтян (Числ 1. 3); сносили ропот и угрозы народа (Числ 14. 2-10); молились о прощении «всего общества» (Числ 16. 22) и, наконец, разделили общую судьбу: за неверие у вод Меривы А. и Моисей были признаны Господом недостойными войти в Землю обетованную (Числ 20. 8-13). Лишь однажды А. вместе с Мариам упрекал Моисея за то, что тот взял себе в жены эфиоплянку. Однако в отличие от Мариам А. не был наказан проказой (Числ 12).
Когда Корей и др. знатные мужи домогались равного с А. священства (Числ 16. 1-3), Господь подтвердил избрание А. и его сыновей: Корей, Дафан и Авирон были поглощены землей, а в народе начался мор. По приказу Моисея А. «стал. между мертвыми и живыми» и совершил умилостивительное каждение, чем прекратил поражение, совершенное Господом в народе (Числ 16. 24-40). Подтверждением избрания А. было также чудо с жезлом А., к-рый был положен в скинию собрания вместе с жезлами 12 старейшин и найден чудесно расцветшим (Числ 17) (см. Ааронов жезл). Заступничество А., отведшего гнев Божий, воспевается более поздними библейскими авторами (Прем 18. 20-25; Пс 76. 21; 105. 16). А. умер в возрасте 123 лет на вершине г. Ор (согласно Втор 10. 6, это произошло в местности Мозер; см. Аарона могила). Моисей снял с А. священнические одежды и облек в них его сына и преемника Елеазара (Числ 20. 27-28; 33. 39). Народ Израиля оплакивал А. 30 дней.
В НЗ говорится, что к А. восходит род прав. Елисаветы, матери Иоанна Крестителя (Лк 1. 5). В послании ап. Павла к Евреям подчеркивается преходящее значение священства А., «ибо с ним сопряжен закон» (Евр 7. 11). Его сменяет «Христос, Первосвященник будущих благ» (Евр 9. 11), Который восстанет по чину Мелхиседека (Евр 7. 11-17).
Гимнография
Аарон
Аарон принадлежал к колену Леви (Исх. 4:14). Он был на три года старше Моисея. Библия отводит Аарону второстепенную роль по сравнению с Моисеем. Аарон выступал «устами» («пророком») Моисея перед Израилем и фараоном, творил чудеса перед фараоном и вместе с Моисеем участвовал в ниспослании некоторых из десяти египетских казней. Когда Моисей поднялся на гору Синай, чтобы принять скрижали, Аарон судил народ вместо него и, уступая настоянию народа, изготовил золотого тельца. Библейское повествование, с одной стороны, подчеркивает ответственность Аарона за это событие, а с другой — явно проявляется тенденция затушевать его роль (Исх. 32).
С сооружением скинии Моисей посвятил Аарона и его сыновей в священнослужители. Аарон стал первосвященником и основателем единственного законного рода священнослужителей-ко хенов (Аарониды). После неудачного восстания Корея и его сподвижников против руководства Моисея и Аарона, а также против исключительных священнических привилегий Аарона и его семьи, левиты были твердо подчинены последним, с четким разграничением прав и обязанностей тех и других. Став первосвященником, Аарон больше не являлся помощником Моисея; его деятельность ограничивалась областью культа. Аарон умер в пустыне (как и Моисей); ему наследовал его сын Эл‘азар.
Трудно воссоздать подробную биографию Аарона и оценить его личность по имеющимся скудным и отрывочным данным, извлеченным из ряда источников, каждый из которых представляет смесь различных преданий. Традиционная точка зрения, согласно которой на протяжении всей своей истории священничество включало только тех членов колена Леви, которые являлись прямыми потомками Аарона, рассматривается как упрощение весьма сложной фактической ситуации. Аггада прославляет Аарона, как миролюбца и миротворца, в отличие от непреклонного Моисея.
Святой Аарон – брат Моисея
Точное значение имени Аарон не известно, есть лишь предположения, по которым оно относиться к египетскому происхождению, и возможно, переводится, как «Великое имя».
По приданию Святой был сыном Амрама, а также считается потомком Левия. У него был брат и сестра. Сестру звали Мариами, и она была старше Аарона, брата звали Моисей, который был младше Аарона на 3 года. Жена Спасителя, Мариами (дочь Аминадава), родила ему 4-х сыновей. Назвали их: Авиуд, Ифамар, Навад и Елеазар.
В свое время после призвания Моисеем, Аарон стал вождем и боролся за освобождение Израиля. Таким образом, Бог сделал его в 83 года устами Моисея. Он должен был разговаривать с людьми вместо своего брата, который не любил вести разговоры с людьми.
Первое упоминание об Святом встречается в «Исходе». В этом писании он выступает под именем Аарон Левитянин. Из «Исхода» можно понять, что Священник отправился навстречу своему брату Моисею, который ушел в Египет после разговора с Богом.
Аарон в свое время был очень достойным человеком, однако он страдал из-за своего слабого характера. Довольно часто ему приходилось действовать по указанию других и весьма редко по изъявлению собственного желания. О слабости характера Святого свидетельствует, например, и такой факт, что в то время когда не было Моисея, он легко поддался требованиям людей при Синае, и изготовил специально ему тельца из золота.
Также был момент, когда Священник присоединился к своей сестре и начал нехорошо говорить о Моисее, но после перешел на сторону брата, когда тот ослушался указания Божьего и несколько раз посмел ударить по скале. Совершив это деяние, они были навсегда лишены счастья, ступить в земли обетованные.
Священство Аарона – установление
Считается, что установление в священство является самым важным посвящением, которое когда-либо давал Господь людям. Говориться, что дается оно для сохранения религии во всем мире и является самым величайшим и вернейшим условием присутствия ее на земле, и впоследствии она даст духовное спасение человечеству.
Естественно, священничество было распространено и ранее. Роль служителя выполнял самый старейший в роду. Однако после было введено так, что необходимо перевести из этого неопределённого состояния и устройства священничества в новое учреждение, в котором существовал ряд правил и канонов, и отделялось оно от общей массы людей.
В обязанности служения теперь входило даже ношение определенного вида одеяния. Естественно, многие в патриархальном обществе были очень недовольны такими новыми решениями и нарушением старых устоев. Это негодование возросло в массах настолько, что Богу пришлось совершить чудо, чтобы в головах людей запечалилась истинная сущность нового учреждения.
Прообраз Иисуса Христа в образе Аарона
Положив начало священничеству, Святой Аарон, по праву может считаться прообразом Божественного начала, созданного для спасения, а именно можно проследить образ Иисуса Христа в прообразе и деятельности Святого. Такое заключение может напрашиваться после проведения параллелей между Иисусом Христом и Священником на основе двух заветов.
О том соотношении учит уже сам Павел, а после него остальные отцы и учителя церкви. Сам апостол в своих учениях указывает на очень близкое сходство между Христом и сыном Амрама, как в их образах, так и самом учении и священничестве. Никто самовольно не может присваивать звание священника ни Иисус, ни Аарон. Оба они были назначены на службу самим Богом. Но, несмотря на то, что оба получили свое благословение служить людям от Всевышнего, прослеживалось явное превосходство Христа. Так, Аарон мог только подготавливать и совершать спасение, которое окончательно завершал Иисус.
После Павла еще многие отцы превозносят напоминания о божественном признании Аарона. Кирилл Александрийский отмечал, что прослеживается в Святом прообраз Иисуса в духовном плане. Так, разделив Христа и Аарона при повелении следовать за Моисеем, было показано тем самым несовершенство и слабость Ветхого завета. Таким образом, можно судить о бесполезности и несовершенстве Моисеевых постановлений, в которые веруют некоторые иудеи отказавшихся от Первосвященника Иисуса Христа.
Аарон являлся человеком весьма красноречивым и, являясь прообразом Первосвященника, был дарован Богом Моисею в помощь для освобождения Израиля. Без помощи Священника, Моисею не удалось бы освободить город, ведь он был косноязычен в словах. Закон, существовавший в то время, был слишком маловажным и слабым, чтобы помочь в освобождении. В связи с этим, Бог даровал человечеству Иисуса, который и проводит спасение мира через священничество.
И вот, наконец, Аарон, посвящённый в священники, получает отличительное одеяние и священнические отличительные знаки от самого Создателя. Епископ Кирилл более подробно рассказывает в своих писаниях об одеянии Первосвященника. Из рассуждений следует, что спаситель носил первое имя означающее, что именно он является Первым Спасителем, а второе имя Христос указывает на принадлежность Спасителя к священникам, которые проводили служение. В итоге, оно так и есть, что Иисус и есть Аарон в своем начальном священническом обличии, являются продолжением одного.
Само писание не дает полного совершенного изображения Святого, а наоборот, она дает некоторую критику и подчеркивание несовершенства первого священника Израиля.
В свое время Моисею пришлось заниматься выманиванием прощения у Бога. Он просил его для своего народа и своего сподвижника. Таким образом, Моисеем и Аароном впервые был проделан круг откровения. Бог проявил милость к Святому и даровал ему прощение, которое после в полной мере проявилось в деяниях Иисуса Христа.
Пророк и первосвященник Аарон
Память: предпоследняя неделя перед Рождеством (Неделя Святых праотец); 20 июля / 2 августа
Пророк и первосвященник Аарон. Икона
Господь призвал Аарона на служение в возрасте 83 лет (Исх. 7:7). Первоначально деятельность Аарона была связана с миссией Моисея, к-рый, ссылаясь на свое косноязычие, хотел отказаться от поручения вывести из Египта народ израильский (Исх. 4:10; 6:30). Тогда Господь указал на Аарона как на помощника, способного говорить: «Ты (Моисей) будешь ему говорить и влагать слова в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать. И будет он говорить вместо тебя к народу» (Исх. 4:15-16; 6:30-7. 2). С горы Божией Моисей и Аарон сошли в Египет, где Аарон убеждал сынов Израилевых, пересказывая им слова, сказанные Господом Моисею (Исх 4. 29-30). Вместе с Моисеем Аарон участвовал в споре с фараоном, устрашая его знамениями. Он превратил свой жезл в змея, а после того как то же самое сделали егип. маги, жезл Аарона поглотил жезлы егип. магов (Исх 7:10-12).
В период странствия по пустыне Аарон всегда рядом с Моисеем: они вели учет годных для войны израильтян (Числ 1:3); сносили ропот и угрозы народа (Числ. 14:2-10); молились о прощении «всего общества» (Числ. 16:22) и, наконец, разделили общую судьбу: за неверие у вод Меривы Аарон и Моисей были признаны Господом недостойными войти в Землю обетованную (Числ 20:8-13). Лишь однажды Аарон вместе с Мариам упрекал Моисея за то, что тот взял себе в жены эфиоплянку. Однако в отличие от Мариам Аарон не был наказан проказой (Числ. 12).
Когда Корей и др. знатные мужи домогались равного с Аароном священства (Числ 16:1-3), Господь подтвердил избрание Аарона и его сыновей: Корей, Дафан и Авирон были поглощены землей, а в народе начался мор. По приказу Моисея Аарон «стал. между мертвыми и живыми» и совершил умилостивительное каждение, чем прекратил поражение, совершенное Господом в народе (Числ 16:24-40). Подтверждением избрания Аарона было также чудо с жезлом Аарона, к-рый был положен в скинию собрания вместе с жезлами 12 старейшин и найден чудесно расцветшим (Числ 17) (см. Ааронов жезл). Заступничество Аарона, отведшего гнев Божий, воспевается более поздними библейскими авторами (Прем. 18: 20-25; Пс 76:21; 105:16). Аарон умер в возрасте 123 лет на вершине г. Ор (согласно Втор 10. 6, это произошло в местности Мозер; см. Аарона могила). Моисей снял с Аарона священнические одежды и облек в них его сына и преемника Елеазара (Числ. 20:27-28; 33:39). Народ Израиля оплакивал Аарона 30 дней.
В НЗ говорится, что к Аарону восходит род прав. Елисаветы, матери Иоанна Крестителя (Лк. 1:5). В послании ап. Павла к Евреям подчеркивается преходящее значение священства Аарона, «ибо с ним сопряжен закон» (Евр. 7:11). Его сменяет «Христос, Первосвященник будущих благ» (Евр. 9:11), Который восстанет по чину Мелхиседека (Евр. 7:11-17).
Владимир Кильчевский, иерей
Гимнография
Иконография
Изображения Аарона известны по памятникам христ. искусства в основном в сценах Исхода. Одно из древнейших сохранилось в росписях синагоги в Дура-Европос (Сирия), 245-250 гг.: Аарон представлен старцем в одеждах первосвященника (облачен в ефод, наперсник, подир, на голове кидар) внутри храма, где был поставлен Ковчег завета.
Пророк и первосвященник Аарон. Книжная миниатюра
Аарон. Мозаика собора Святой Софии в Киеве, середина XI века
Аарон в иудейской традиции
Аарон в мусульманской традиции
Аарон известен как Харун ибн Имран, старший брат Мусы (Моисея). В Коране отражена библейская традиция, согласно к-рой Аарон был назначен помощником косноязычного Моисея. Однако, по Корану (20:90/87-88), инициатива сооружения золотого тельца принадлежала не Аарону, а некоему самаритянину. Аарон не смог воспрепятствовать израильтянам, когда те стали поклоняться тельцу (7:148/146-151/150; 20:29/30-33/34. 90/92-94/95; 28:34-35). Гора у Петры в Юж. Иордании, где, по преданию, погребен Аарон, до сих пор почитается у мусульман (см. Аарона могила).