биография абдуллаха ибн аббаса

Четыре Абдуллаха в истории Ислама, которых должен знать каждый мусульманин

биография абдуллаха ибн аббаса. Смотреть фото биография абдуллаха ибн аббаса. Смотреть картинку биография абдуллаха ибн аббаса. Картинка про биография абдуллаха ибн аббаса. Фото биография абдуллаха ибн аббаса

‘Абдуллах ибн ‘Аббас

Сподвижники Пророка Мух’аммада ﷺ сыграли не последнюю роль в его жизни и в жизни всей уммы. Сахабом (сподвижником Пророка ﷺ ) считается человек, который встретился с Пророком ﷺ после начала его пророческой миссии, уверовал в него и до конца своей жизни оставался верующим.

От ‘Абдуллаха ибн Мас’уда رضي الله عنه передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

خَيْرُ النَّاسِ قَرْنِى ، ثُمَّ الَّذِينَ يَلُونَهُمْ ، ثُمَّ الَّذِينَ يَلُونَهُمْ

«Лучшими людьми являются мои современники, после них – те, кто придёт вслед за ними, после них – те, кто придёт вслед за ними…» (Имам Ахмад, 7123; Бухари 2651; Муслим 2534; Абу Давуд, 4657; Тирмизи, 2222)

В истории Ислама получили известность четыре сахаба по имени ‘Абдуллах, которых в исламской традиции называют «Ал-‘Абадила ал-арба‘а» («четверо Абдуллахов»). Эти четыре ‘Абдуллаха были величайшими сподвижниками: ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, ‘Абдуллах ибн ‘Умар, ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн ‘Аль-Ас и ‘Абдуллах ибн Аз-Зубайр.

Все они являются сыновьями известных сахабов, которые внесли огромный вклад в распространение Ислама и в становление мусульманского государства. Поэтому все четверо ‘Абдуллахов были очень близки к Пророку ﷺ с самого раннего возраста, выросли на его примере и хорошо его знали.

В этой статье мы расскажем об одном из четырёх ‘Абдуллахов – Абдуллахе Ибн ‘Аббасе.

‘Абдуллах ибн ‘Аббас – учёный уммы и толкователь Священного Корана

Ибн ‘Аббас родился в то время, когда мекканцы выгнали племя Бану Хашим из Мекки и объявили им экономическую блокаду. А когда Пророк ﷺ покинул этот мир, ему было всего лишь тринадцать лет.

Посланник Аллаха ﷺ сделал дуа за ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса:

اللَّهُمَّ فَقِّهْهُ فِي الدِّينِ

«О Аллах, сделай его разбирающимся в религии». (Бухари, 143; Муслим 2477; Тирмизи, 3824)

Из-за остроты ума и обширных знаний, которыми владел Ибн ‘Аббас, его звали учёным мужем и морем знаний.

От Аш-Ша‘би (да смилуется над ним Аллах) передаётся, что у ‘Абдуллы Ибн ‘Аббаса رضي الله عنه спросили, как он достиг таких знаний, на что он ответил:

بِلِسَانٍ سَؤُولٍ، وَقَلْبٍ عَقُولٍ

«Посредством спрашивающего языка и разумного сердца».

Также передаётся, что ‘Умар ибн Аль-Хаттаб رضي الله عنه усаживал Ибн ‘Аббаса рядом с видными сахабами и говорил: «Какой хороший переводчик Корана ‘Аблуллах Ибн ‘Аббас رضي الله عنه ». Когда он заходил, ‘Умар ибн Аль-Хаттаб говорил: «Пришёл возмужалый юноша, обладатель спрашивающего языка и разумного сердца». (Ибн Касир, «Аль-Бидая ва ан-нихая»)

От ‘Атаъа ибн Ясара передаётся, что ‘Умар и ‘Усман (да будет доволен ими обоими Аллах) часто звали Ибн ‘Аббаса رضي الله عنه к себе, и он шёл вместе с сахабами, которые участвовали в сражении при Бадре. Ибн ‘Аббас выносил фетвы (шариатские решения по какому-либо религиозно-правовому вопросу) во времена правления ‘Умара и ‘Усмана (да будет доволен ими обоими Аллах) и далее до дня его смерти. (Ибн Касир, «Аль-Бидая ва ан-нихая»)

يَا غُلاَمُ إِنِّي أُعَلِّمُكَ كَلِمَاتٍ، احْفَظِ اللَّهَ يَحْفَظْكَ، احْفَظِ اللَّهَ تَجِدْهُ تُجَاهَكَ، إِذَا سَأَلْتَ فَاسْأَلِ اللَّهَ، وَإِذَا اسْتَعَنْتَ فَاسْتَعِنْ بِاللَّهِ، وَاعْلَمْ أَنَّ الأُمَّةَ لَوْ اجْتَمَعَتْ عَلَى أَنْ يَنْفَعُوكَ بِشَيْءٍ لَمْ يَنْفَعُوكَ إِلاَّ بِشَيْءٍ قَدْ كَتَبَهُ اللَّهُ لَكَ، وَلَوْ اجْتَمَعُوا عَلَى أَنْ يَضُرُّوكَ بِشَيْءٍ لَمْ يَضُرُّوكَ إِلاَّ بِشَيْءٍ قَدْ كَتَبَهُ اللَّهُ عَلَيْكَ، رُفِعَتِ الأَقْلاَمُ وَجَفَّتْ الصُّحُفُ

«О юноша, я научу тебя нескольким словам: помни об Аллахе, и Он будет хранить тебя, помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой (почувствуешь Его поддержку и помощь в трудные моменты). Если пожелаешь попросить о чём-либо, проси Аллаха, если пожелаешь обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху, и знай, что если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, ибо перья уже подняты от бумаги, а страницы высохли». (Имам Ахмад, 2669; Тирмизи, 2516)

Муджахид передаёт от Ибн ‘Аббаса رضي الله عنه :

«Ибн ‘Аббас رضي الله عنه вместе с Му‘авией رضي الله عنه совершал таваф вокруг Каабы, и Му‘авия начал прикасаться ко всем четырём углам Каабы. Тогда Ибн ‘Аббас сказал ему: «Зачем ты прикасаешься к этим двум углам (углы Шама и Ирака), ведь Посланник Аллаха ﷺ не делал этого? » Му‘авия ответил ему: «Ничто из Дома Аллаха не должно быть оставлено без внимания». Тогда Ибн ‘Аббас رضي الله عنه прочитал ему следующий аят: «Был для вас, о верующие, в Посланнике Аллаха (в его словах и поступках) прекрасный пример». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Ахзаб: 21) На это Му‘авия ответил: «Да, ты прав»». (Имам Ахамад, 1877)

В 68 году по хиджре Ибн ‘Аббас رضي الله عنه умер в Таифе на 72 году жизни. Джаназа-намаз по нему совершил сын Али Мухаммад ибн аль-Ханифия. Завершив намаз, он сказал: «Сегодня умер раббаний (верный слуга Господа, знающий Его Слово) нашей уммы», – и установил шатёр на его могиле.

Будем благодарны за репост!

Нурмухаммад Изудинов

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Источник

Islam.md

Призыв и Наставление в Республике Молдова

Font Size

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Биография Ибн Аббаса

• Авторитет

Когда самого Ибн Аббаса спросили о том, как он достиг этих знаний, он сказал: «У меня был спрашивающий язык, я много спрашивал». Известно, что когда человек много задаёт нужных и грамотных вопросов, то это приводит к тому, что он больше узнаёт и тем самым прибавляет свои знания. К примеру, если человек сидит на уроке и стесняется задавать вопросы, то его вопросы остаются у него так и не отвеченными и мучают его. Поэтому достигает эти знания тот, кто задаёт правильные вопросы и получает на них правильные ответы. Пусть этот прекрасный ответ Ибн Аббаса будет у нас в памяти.

Один из первых и больших толкователей Корана Ибн Мас’уд говорил: «Какой же прекрасный толкователь Корана Ибн Аббас! Не найдёшь ты никого подобного ему в науках и знаниях!» [2]
Относительно этого шейх Салих Ибн Усаймин сказал: «При этом нужно учесть, что Ибн Аббас был намного моложе Ибн Мас’уда и прожил после его смерти ещё 36 лет. Как ты думаешь, сколько ещё Ибн Аббас приобрёл знаний после этого?»

Также достоверно известно, что когда к великому сподвижнику и толкователю Корана Ибн Умару пришли с вопросом, чтобы узнать смысл одного из Коранических аятов, он в отличие от нас не стал спешить с ответом, а сказал ему: «Отправляйся к Ибн Аббасу и спрашивай его. Он самый знающий из тех, кто знает толкование Корана и разбирается в тафсире». [3]

Сказал Ата Ибн Аби Рабах: «Я никогда не видел лучшего маджлиса, более благородного собрания, чем маджлис Ибн Аббаса по вопросам юриспруденции и по величию смирения людей. Все присутствующие сидели пред Ибн Аббасом очень смиренно. Учёные по фикху у него, учёные по Корану у него, поэты у него. Ибн Аббас раздавал всем им свои знания из широкого сердца (не смотря на то, что у него сидели большие учёные, все обучались у Ибн Аббаса. Он обладал знанием более широким, чем они)». [4]

Сказал Таус: «Я встречался с 50 взрослыми сподвижниками посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и никто из них не противоречил Ибн Аббасу. Когда они видели Ибн Аббаса, то говорили: “Это так как сказал ты!”» [6]

В личности Ибн Аббаса видели целый совет. На его уроках присутствовали великие учёные и авторитетные мужи, и каждый из них узнавал от Ибн Аббаса что-то новое, а когда спрашивал о чём-то, получал исчерпывающий ответ. Люди, среди которых сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) целыми толпами шли по дорогам, ведущим к его дому, чтобы получить эти знания. Их было настолько много, что создавались настоящие пробки. Когда они заходили в его дом, то полностью заполняли его.

На своём пути к знаниям он использовал любую возможность и приложил ради этого дела огромные усилия, пока не приобрёл потрясающие по своей обширности и глубине знания. Дом Абдуллаха Ибн Аббаса превратился в прямом смысле этого слова в Университет. Вот только разница между университетом Ибн Аббаса и нашими университетами состоит в том, что в современных университетах десятки, а порой и сотни профессоров. Университет же Ибн Аббаса был создан благодаря усилиям одного профессора.

Таким был учёный Абдуллах Ибн Аббас, и это лишь малая часть того, что приведено относительно него. Передаётся от Джабира Ибн Абдуллаха, что когда ему сообщили о кончине Ибн Аббаса, он с горечью и большой печалью сказал: «Умер самый знающий из людей. Поистине, эта община понесла невосполнимую потерю».

• Ученики

Ибн Аббас оставил после себя целое сокровище знаний, а также своих прекрасных учеников, среди которых ярко выделились:

– Муджахид Ибн Джабр
– Ата Ибн Аби Рабах
– Икрима Ибн Абдиллях
– Таус Ибн Кяйсан
– Саид Ибн Джубайр

Обладатели знания говорят, что это не означает, что у Ибн Аббаса больше не было других учеников. Просто перечисленные учёные-муфассиры особо отличились своими знаниями и они больше остальных передали тафсир тех или иных аятов от Ибн Аббаса, и были усерднее в этом деле. Среди перечисленных табиинов ярче всех выделился Муджахид Ибн Джабр, которого величайшие учёные этой общины называют чудом в толковании Корана. Как же может быть иначе, ведь его учителем был сам Ибн Аббас. В отличие от остальных учеников Муджахид перенял от Ибн Аббаса весь тафсир полностью от а до я.

Приводит в своём «Тафсире» имам Ибн Кясир с достоверным иснадом: рассказал Мухаммад Ибн Исхак со слов Ибн Салиха, со слов Муджахида, что он сказал: «Я трижды читал Коран от начала до конца Ибн Аббасу, начиная с суры «аль-Фатиха» и до конца Корана, останавливаясь на каждом аяте и спрашивая Ибн Аббаса о его толковании». Вы только представьте себе это! В Книге Аллаха более 6000 аятов, он останавливался у каждого аята и спрашивал Ибн Аббаса, что он означает, узнавал про его толкование, и Ибн Аббас разъяснял ему. И так три раза! Поэтому имам своего времени Суфьян ас-Саури говорил: «Если до тебя дойдёт тафсир Муджахида, то тебе этого достаточно, можешь больше ничего не искать». Но при чтении того или иного комментария Муджахида нужно проследить, чтобы это было передано от него достоверно.
Сказал шейхуль-Ислям Ибн Теймийя: «Муджахид учил Коран вместе с Ибн Аббасом, останавливался перед каждым аятом, спрашивал о нём и записывал все его комментарии. Вот почему Суфьян ас-Саури сказал: “Если до тебя дойдёт тафсир Муджахида, то тебе этого достаточно, можешь больше ничего не искать”. Это также причина того, что имам аш-Шафии и имам аль-Бухари ссылались на тафсир Муджахида. Таким же образом имам Ахмад и другие обладатели знания, которые комментировали Коран, цитировали слова Муджахида больше, чем слова других муфассиров. И сказал Ибн Джарир ат-Табари: рассказал нам Абу Курейб, который сказал: рассказал нам Ибн Гъаннан от Усмана аль-Макки, от Ибн Аби Муляйки, который сказал: «Я видел как Муджахид задаёт вопросы Ибн Аббасу относительно тафсира Корана, и в это время с Муджахидом были его дощечки (на которых он записывал знания). Ибн Аббас говорил ему: “Записывай, я буду разъяснять тебе”». Таким образом Муджахид спрашивал Ибн Аббаса до тех пор, пока не узнал от него полностью весь тафсир Корана». [7]
Такова известная Мекканская школа Ибн Аббаса, да будет Аллах доволен ими всеми. Имена этих учеников Ибн Аббаса перечислил шейхуль-Ислям Ибн Теймийя в своей книге «Мукаддима фи усуль ат-тафсир».

И одному Аллаху принадлежит хвала и благодарность.

______________________________
[1] Этот достоверный хадис привёл имам Ахмад, 1/359; аль-Бухари, 75; Муслим, 2477; ат-Тирмизи, 3824; ан-Насаи в «Сунан аль-кубра», 8179; Ибн Маджа, 166; ат-Табарани в «Муджам аль-кябир», 10588. В версии, переданной имамом Ахмадом (1/266) со слов Ибн Аббаса сказано, что однажды посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует),положил свою руку ему на плечо и сказал: «О Аллах, даруй ему понимание в религии и научи его толкованию Корана!» В версии Ибн Маджи (166) сказано: «О Аллах, научи его мудрости и толкованию Книги!» См. «Джами аль-усуль» Ибн аль-Асира, 9/63.
[2] См. «Усуль фи ат-тафсир» шейха алляма Ибн Усаймина.
[3] См. там же.
[4] См. там же.
[5] См. «Усуль фи ат-тафсир» шейха алляма Ибн Усеймина.
[6] Ибн Хаджар в «Маталиб аль-алия», 5/56/№4105; «Маджмау зауаид», №15522.
[7] См. «Мукаддима фи усуль ат-тафсир» шейхуль-Исляма Ибн Теймийи.

Источник

Краткая биография Ибн Аббаса

биография абдуллаха ибн аббаса. Смотреть фото биография абдуллаха ибн аббаса. Смотреть картинку биография абдуллаха ибн аббаса. Картинка про биография абдуллаха ибн аббаса. Фото биография абдуллаха ибн аббасаХвала Аллаху, Всезнающему и Мудрому! Мир и благословения Аллаха Его Посланнику, его семье и всем его сподвижникам!

Дорогие читатели! В этой статье мы, с позволения Аллаха, немного поговорим об одном из достойнейших и самых знающих сподвижников – Ибн Аббасе, да будет доволен им Аллах.

Имя и родословная

Его полное имя: Абдуллах ибн Аббас ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд Манаф ибн Кусайи; также имел прозвище Абу аль-Аббас, по имени своего старшего сына, но нам он больше известен как «Ибн Аббас», (т.е. сын Аббаса) по имени дяди Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Родился он в «квартале Абу Талиба» за три года до хиджры, куда род Хашима был вынужден переехать по причине известного бойкота мусульман со стороны курайшитов Мекки.

Достоинство и высокое положение

Достоинство Ибн Аббаса началось с момента его рождения, ибо он единственный младенец, которому сам Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разжевал финик и провел им по небу (тахник), прежде чем мать накормила его своим молоком. Тем самым первым, что попало во внутрь Ибн Аббаса была благословенная слюна Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Когда умер Пророк, мир ему и благословение Аллаха, Ибн Аббасу было тринадцать лет, но, не смотря на этот возраст он уже достаточно много знал его изречений, наставлений и поступков, ибо он был почти неразлучен с ним, будучи еще и сыном свояченицы (сестры жены) Пророка, мир ему и благословение Аллаха, он часто бывал у него дома, и мог наблюдать и видеть то, что другие старшие сподвижники не могли наблюдать.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, дважды помолился за него; один раз прося Всевышнего наделить его мудростью и умением толковать Коран, в другой — наделить его глубоким пониманием религии. И несомненно Аллах ответил на эти мольбы, и Ибн Аббас будучи еще подростком показывал удивительную смышлёность и глубокое понимание, что даже повелитель правоверных Умар, да будет доволен им Аллах, когда созывал на совет (шура) старших сподвижников приглашал и его, и его мнение и видение имели огромный вес и принимались ими с одобрением. А в будущем он стал одним из великих ученых Ислама и самым выдающимся толкователем Корана.

Поиск знаний и обучение им других

Как было упомянуто выше, Всевышний Аллах ответил мольбам Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и Ибн Аббас стал великим ученым. Но, в соответствии с мудрым вселенским законом Аллаха, ничего не достигается лежа под прохладной тенью пальм, и Ибн Аббас понимал это, и использовал все доступные ему пути поиска знаний и прилагал для этого все усилия.

Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, был жив, он учился у него, черпая знания из бездонного океана его знаний и мудрости. Когда же его не стало, Ибн Аббас начал искать и получать знания у его сподвижников. Он приходил к их дверям, расстилал у порога свой плащ и ложился, дожидаясь, когда сподвижник выйдет по своим делам. Вот как об этом рассказывает сам Ибн Аббас: «После смерти Пророка, мир ему и благословения Аллаха, я сказал одному из ансаров: «Давай пойдем к сподвижникам Посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, и спросим у них, ибо их сегодня много», на что тот ответил: «Удивительный ты человек о, Ибн Аббас! Неужели ты думаешь, что люди будут нуждаться в тебе (и в твоих знаниях), в то время как среди них такое количество сподвижников Посланника Аллаха?». И он оставил это занятие, а я продолжал расспрашивать, и когда узнавал что кто-то рассказывал хадис, то я приходил к нему в обеденное время, когда он отдыхал, расстилал у порога его двери свой плащ и ложился, а ветер осыпал меня горячим песком. Он выходил, видел меня и говорил: «О, сын дяди Посланника Аллаха! Почему ты не послал за мной, ведь я сам бы пришел к тебе?», а я отвечал: «Справедливее будет, если я приду к тебе», затем я начинал расспрашивать его о хадисе. И в один из дней тот ансар увидел меня в окружении учеников и спрашивающих людей и сказал: «Этот юноша оказался умнее меня!»»

Дом Ибн Аббаса всегда был полон учеников. На его уроки собиралось так много людей, что даже во дворе его дома не оставалось места и людям приходилось садиться на улице. Он распределял уроки в течении дня: сначала урок по чтению Корана, затем Тафсир, затем Фикх, затем вопросы наследования, затем арабский язык, арабская поэзия и толкование редких слов.

Ибн Аббас был одним из самых знающих толкователей Корана. Однажды, будучи руководителем в Хадже, в проповеди на горе Арафат он полностью прочитал суру аль-Бакара вместе с его полным комментарием и толкованием, и как говорили те, кто слышал это толкование: «Если бы это толкование услышали бы римляне, турки и персы, то все они приняли бы Ислам».

Аш-Ша’би рассказывал: «Однажды Ибн Аббаса спросили: «Как ты достиг этих знаний?», на что тот ответил: «Спрашивающим языком и разумным сердцем».

Некоторые высказывания сподвижников о достоинстве Ибн Аббаса

Имам Ахмад рассказал со слов Ма’мара: «Всё знание Ибн Аббаса от трех людей: Умара, Али и Убайя ибн Ка’ба».

Са’ид ибн Джубейр рассказывал, что однажды Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах сказал Ибн Аббасу: «Поистине ты обладаешь тем знанием, которого нет у нас».

Амир рассказывал со слов своего отца Са’да ибн Аби Ваккаса: «Я не видел более смышлёного, более умного, более знающего, и более благоразумного человека, чем Ибн Аббас. Поистине, я видел, как Умар даже будучи в окружении участников битвы при Бадре приглашал его для решения сложных вопросов, и говорил: «У нас возник сложный вопрос», и не переступал через его слова».

Ибн Умар сказал: «Ибн Аббас – самый знающий о том, что Аллах ниспослал Мухаммаду, мир ему и благословения Аллаха».

Ибн Аббас, получивший из-за своих обширных и глубоких знаний прозвище «Хабрул-Умма» (ученый всей Уммы), умер в возрасте шестидесяти семи или восьми лет. Также есть мнение, что он умер в семьдесят один год.

Джабир ибн Абдуллах, когда ему сообщили о кончине Ибн Аббаса сказал: «Сегодня умер самый знающий из людей, и поистине эта Умма понесла невосполнимую потерю».

Рафи’ ибн Хадидж сказал: «Сегодня умер тот, в знаниях которого нуждались те, кто между востоком и западом».

Да будет доволен Аллах Ибн Аббасом!

Аслан Нохчов [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Источник

биография абдуллаха ибн аббаса. Смотреть фото биография абдуллаха ибн аббаса. Смотреть картинку биография абдуллаха ибн аббаса. Картинка про биография абдуллаха ибн аббаса. Фото биография абдуллаха ибн аббаса

Абу ль-’Аббас ‘Абдулла бин аль ‘Аббас бин ‘Абдильмутталиб аль-Курайши (год смерти 68 по Хиджре/687-88 г по григорианскому)

Сын дяди Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), признанный авторитет в вопросах Тафсира и Фикха, передатчик Хадисов.

‘Абдуллах бин ‘Аббас, более известный как Ибн ‘Аббас, родился в Мекке за три года до переселения Пророка (ﷺ) в Медину (Хиджра), в то время, когда многобожники бойкотировали мусульман. Его мать, Умму Фазль Любаба приняла Ислам сразу после матери правоверных Хадиджи (رضى الله عنها). Сразу после рождения Ибн ‘Аббас был показан Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) и был удостоен его молитвы. Его мать была признана неспособной перенести дорогу и потому не переселилась в Медину с другими мусульмнами, а Ибн ‘Аббас остался с ней в Мекке.

Помимо версии, что Ибн ‘Аббас с матерью переселились в Медину по прошествии скорого времени, существует мнение, что они переселись вместе с его отцом, ‘Аббасом, только в год покорения Мекки (630). Ибн ‘Аббас старался как можно больше времени проводить возле Пророка (ﷺ), с целью изучить манеры, нрав и дела Пророка Мухаммада (ﷺ). Ввиду того, что одна из жен Пророка, Маймуна, являлась тетей Ибн ‘Аббаса, его часто оставляли ночевать в ее доме. Своей любовью, привязанностью и служением Пророку Ибн ‘Аббас удостоился его похвалы и молитвы: «О Аллах, обучи его Книге и сделай ученым в религии» (Бухари; «Знания» 12, «Омовение» 10).

Начиная с эпохи правления халифа ‘Усмана (да будет доволен им Аллах) он под разными предлогами старался находиться за пределами Аравийского полуострова, он уезжал в Северную Африку, Джурджан, Табаристан, Стамбул. В 656 году халиф ‘Усман назначил его «амир-уль хадж» (Руководитель, шейх всех паломников). Участвовал в битвах Джамаль (Верблюжья битва) и Сыффин на стороне Халифа ‘Али (да будет доволен им Аллах). Хотя Ибн ‘Аббас и советовал ему отстранить Муавию с должности наместника Сирии, но убедить не смог. Также Ибн ‘Аббас воспротивился назначению Абу Мусы аль Аш’ари представителем ‘Али для третейского суда.

Позднее, халиф Али (да будет доволен им Аллах) послал его на переговоры с хариджитами. Ибн ‘Аббас старался оправдать решение ‘Али о разрешении спора с Муавией на уровне третейского суда, он призывал хариджитов не обвинять хазрата ‘Али в неверии и подчиниться ему, при этом подкрепляя свои слова аятами из Корана. Историки, как суннитского течения, так и хариджитской направленности, разнятся в подробностях этого разговора, но сходятся в том, что разговор этот был сложным и подтверждают, что некоторые, из числа хариджитов, все же поменяли свое мнение. В 39 (659 ) году Халиф ‘Али назначил Ибн ‘Аббаса наместником в Басре.

В некоторых исторических источниках (Якуби, «Тарих» II, 205; Табари, «Тарих», V, 141-143; Ибн Касир, «Аль Бидая», VII, 323) помещены противоречивые данные о том, что Ибн ‘Аббас, находясь на этой должности, не по назначению расходовал средства из казны и уволился после вмешательства халифа, а также, что он покинул город вместе с семьей, прихватив при этом сумму, превышающую его зарплату. Эти истории подхватили западные исследователи-востоковеды и уделили этим моментам большое внимание. Показав эти домыслы как непреложную истину, они не вняли предупреждениям ученых о том, что истории из басрийского периода жизни Ибн ‘Аббаса, т.е. после того, как он стал наместником в Басре, нужно проверять с особой тщательностью. Ибо даже невооруженным взглядом можно разглядеть политические мотивы в таких наговорах, результат противостояния и противоборства суннитов и шиитов. К слову, Абу Михнеф Лут бин Яхъя, являющийся одним из передатчиков в цепочке передатчиков этого предания, назван такими эпитетами как «ненадежный», «слабый», «не имещий никакой ценности».

биография абдуллаха ибн аббаса. Смотреть фото биография абдуллаха ибн аббаса. Смотреть картинку биография абдуллаха ибн аббаса. Картинка про биография абдуллаха ибн аббаса. Фото биография абдуллаха ибн аббаса

Видимо, это предвзятое мнение Ф. Бухля встретило непонимание даже со стороны соавторов, и во втором издании той же энциклопедии, биографию Ибн ‘Аббаса описала уже Лаура Вецция Ваглиэри, которая пишет так: «Ибн ‘Аббас имел возможность опустошить казну Басры, когда покидал пост наместника, однако, судя по тому, что мусульманское сообщество не выказало никакой реакции и не перестало сомневаться в крайней степени порядочности этого человека, видимо есть веские причины его правоты, и такого рода обвинения в его адрес не обоснованы». (Лаура Вецция Ваглиэри, Исламская Энциклопедия, I, 40) В книге «Мурудж-у-захаб» (III, 60-62) описан разговор Ибн ‘Аббаса с халифом Муавией, где Ибн ‘Аббас очень положительно и хвалебно рассказывает о четырех праведных халифах и, в особенности, о халифе ‘Али, что напрочь опровергает домыслы о переходе Ибн ‘Аббаса на сторону Муавии. Исторические документы подтверждают, что Абдулла бин ‘Аббас при любых социально-политических потрясениях сохранял авторитет знаний и уравновешенность в вопросах политики.

После смерти халифа Муавии, сторонники ‘Али позвали Хусейна, сына ‘Али, в Куфу. Ибн ‘Аббас, уговаривал Хусейна не ехать в Куфу, говорил ему, что нельзя доверяться жителям Куфы и напоминал ему, что единственное место, куда он может уехать, это Йемен, в противном случае можно получить нежелательные результаты, однако, как мы знаем, уговорить Хусейна он не смог. Услышав о произошедшем в Кербеле, Ибн ‘Аббас сильно горевал, по некоторым рассказам, он плакал до потери зрения. Когда Абдуллах бин Зубейр объявил себя халифом и свой штаб устроил в Запретной мечети, Ибн ‘Аббас воспротивился такому решению и несмотря на то, что считал Ибн Зубейра более достойным на пост халифа, чем Омейяды, не присягнул ему и переехал в Таиф.

На протяжении всей жизни Ибн ‘Аббас ратовал за единение уммы, ради этого иногда увещевал правителей, если бывало нужно, то и спорил с ними. Ему не нравилось, когда ему предлагали самому стать халифом. Абдулла бин ‘Аббас умер в возрасте 70 лет в Таифе, заупокойную молитву (джаназа) совершил Мухаммад бин Ханафия, сын хазрата ‘Али.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *