биография актрисы любови орловой

Любовь Орлова

Биография

Будущая икона советского кино Любовь Петровна Орлова появилась на свет в 1902 году в семье дворян. Её отец, служивший в военном ведомстве, имел несколько наград от государя. Евгения Сухотина, мать Орловой, происходила из старинного рода дворянина, члена Государственного совета и кавалерийского генерала Николая Сухотина, служившего начальником Николаевской военной академии и состоявшего в родственной связи с писателем и графом Львом Толстым. У Любови Орловой хранилось произведение Толстого «Кавказский пленник». Книга была подписана и подарена маленькой Орловой самим писателем.

Частым гостем в доме Орловых в подмосковном Звенигороде был и Фёдор Шаляпин. Как-то он, увидев домашний спектакль с участием младшей Орловой, напророчил девочке настоящую актёрскую славу, посоветовав родным развивать талант юной актрисы в театральной студии. Но родители больше хотели видеть дочь не артисткой, а музыкантом. Поэтому, когда девочке исполнилось 7 лет, отвели её в музыкальную школу, где она обучалась игре на фортепиано.

С 1919-го года Любовь Орлова совершенствовала свою игру в Московской консерватории. Но через 3 года ей пришлось покинуть это учебное заведение, чтобы заработать на жизнь. С 1922 года Орлова преподавала музыку и работала тапером в столичных кинотеатрах. Тем не менее, в этот период она успевала учиться в ГИТИСе (тогда театральный техникум имени А. В. Луначарского). С 1926-го Орлова работала хористкой, а затем актрисой музыкальной студии МХАТа.

Фильмы

В студии Любовь Орлова поначалу пела в хоре и появлялась в небольших ролях некоторых спектаклей. Но уже тогда её талант и неповторимая внешность были заметны и выделяли артистку из множества коллег. Поэтому в 1932 году режиссёр вывел артистку из хора, сделав солисткой оперы Оффенбаха «Перикола». Любовь Петровна получила главную роль. На оперу с первых же дней её представления толпами ходили театралы.

В 1933 году Орлову в роли Периколы впервые увидел начинающий кинорежиссёр Григорий Александров, которому посмотреть на талантливую 31-летнюю артистку посоветовал друг-художник. Александров был сражён талантливой игрой и красотой Орловой. После этой судьбоносной встречи Любовь Петровна была приглашена режиссёром играть в его фильмах. На момент встречи Григорий Александров как раз подыскивал кандидатуру на роль Анюты в своей картине «Весёлые ребята».

биография актрисы любови орловой. Смотреть фото биография актрисы любови орловой. Смотреть картинку биография актрисы любови орловой. Картинка про биография актрисы любови орловой. Фото биография актрисы любови орловойЛюбовь Орлова в фильме «Цирк»

Кинематографическая биография Любови Орловой начинается именно из этой ленты. Отлично справившись с образом Анюты, артистка стремительно поднимается по карьерной лестнице советского кинематографа. Во многом благодаря ей отечественный кинематограф становится популярным видом искусства, который ощутимо потеснил театр как по кассовым сборам, так и по количеству зрителей.

В 1936-ом на экраны страны вышла вторая лента Александрова, где в главной роли снова появилась Любовь Орлова. Это был мюзикл «Цирк», ставший одним из самых кассовых советских фильмов. Он получил Гран-при международной выставки в Париже, а в 1941-ом был награждён Сталинской премией.

Через два года поклонники таланта Орловой с удовольствием смотрели очередной мюзикл-комедию «Волга-Волга», также снятый Григорием Александровым. В 1939-ом году Любовь Петровна сыграла главную героиню приключенческого детектива «Ошибка инженера Кочина». Режиссёром картины был Александр Мачерета. В 1940-ом вышел последний довоенный фильм – мюзикл Александрова под названием «Светлый путь».

Любовь Орлова становится советской Марлен Дитрих, которую из-за железного занавеса и запрета на западное искусство пока не знают зрители СССР. Но небольшой круг посвящённых, в который входил режиссёр Александров, регулярно просматривает зарубежные фильмы на закрытых показах. У Орловой появляется много схожих черт с голливудской звездой. В первой же картине «Весёлые ребята» у Анюты был точно такой же цилиндр, как у Дитрих в ленте «Голубой ангел». В следующем фильме «Цирк» у героини Орловой цвет волос чёрный пополам с платиновым, как у Марлен.

У Любови Петровны Орловой было великолепное сопрано. Она отлично танцевала и играла на рояле и фортепиано. Эти её таланты многократно использовались во всех следующих картинах. Ленты «Волга-Волга», «Светлый путь» и многие другие были переполнены музыкой и песнями. Фильмы с Орловой чрезвычайно любимы советскими зрителями. Вначале 1940-ых актриса была настолько популярной, что нередко напутствовала и провожала солдат на фронт. Она выступила с концертами на всех фронтах – от Минска до Курска и Орла.

биография актрисы любови орловой. Смотреть фото биография актрисы любови орловой. Смотреть картинку биография актрисы любови орловой. Картинка про биография актрисы любови орловой. Фото биография актрисы любови орловойЛюбовь Орлова в фильме «Весна»

После войны Орлова опять много снимается. В 1947-ом вышел мюзикл «Весна», а через 2 года картина о войне «Встреча на Эльбе». В начале 1950-ых Любовь Орлова появилась в двух биографических картинах – драме «Мусоргский» и ленте «Композитор Глинка», где она сыграла Людмилу Ивановну Глинку.

Карьерный спад наметился у Любови Орловой в начале 1960-ых. Она всё реже появляется на экране и на театральной сцене. В 1970-ом зрители увидели комедию «Русский сувенир». А последняя лента с участием Орловой «Скворец и Лира» вышла в 1972 году.

Личная жизнь

Любовь Орлова, при жизни признанная примадонной советского кинематографа, чрезвычайно тщательно заботилась о своей внешности. Она была первой из отечественных актрис, регулярно пользовавшихся передовыми новинками косметологии для ухода за телом и лицом. Поговаривают, что она первой испытала на себе пластическую хирургию. Во всяком случае, аристократическая внешность и чрезвычайная ухоженность долгое время позволяли примадонне скрывать свой возраст.

Личная жизнь Любови Орловой – это три брака. Первый раз она вышла замуж за видного чиновника Наркомата земледелия Андрея Гаспаровича Берзина. Вместе они прожили 4 года. В 1930 году Берзина арестовали и сослали в Казахстан.

Любовь Орлова и Григорий Александров

В 1932 году Орлова познакомилась с австрийским импресарио Францем (фамилия его утерялась), с которым год прожила в гражданском браке. А в 1933-м актриса познакомилась и в том же году вышла замуж за Григория Александрова. Вместе супруги прожили до самых последних дней артистки. Детей у пары не было.

В марте 2015 года зрители увидели 16-серийный фильм, снятый на реальных событиях жизни актрисы и режиссёра, под названием «Орлова и Александров». Лента охватывает большой период жизни артистки, начиная от её знакомства с Григорием Александровым до самой смерти. Орлову сыграла Олеся Судзиловская, её мужа – Анатолий Белый.

Смерть

Не стало Любови Петровны Орловой 26 января 1975 года. Она скончалась от рака поджелудочной железы. Похоронили знаменитую артистку на Новодевичьем кладбище. Григорий Александров пережил супругу всего на 8 лет.

В 2014 году дачу Орловой и Александрова в подмосковном Внуково приобрёл известный адвокат Александр Добровинский. Он же стал собственником личного архива великой артистки.

Источник

Биография Любови Орловой

биография актрисы любови орловой. Смотреть фото биография актрисы любови орловой. Смотреть картинку биография актрисы любови орловой. Картинка про биография актрисы любови орловой. Фото биография актрисы любови орловой

Любовь Петровна Орлова (1902-1975) — советская актриса театра и кино, танцовщица, певица, она родилась 29 января 1902 в Звенигороде. Эту привлекательную женщину уже давно признали символом кинематографа СССР, её лицо даже печатали на почтовых марках. Её жизнь была окружена тайнами, ходили слухи о том, что сам Сталин был безответно влюблен в артистку. Наиболее заметными работами Орловой стали комедии «Цирк», «Волга-Волга» и «Весёлые ребята». В 1941 году её творчество было отмечено государственной премией СССР. С 1950 года Любовь носила гордое звание Народной артистки.

Талантливый ребёнок

Люба появилась на свет в семье интеллигентов. Её отец Пётр Федорович служил в военном ведомстве. Он был потомком рода Рюриковичей. Мать, Евгения Николаевна Сухотина, имела дворянское происхождение, она была в родстве с Львом Толстым. Почти всю жизнь она потратила на домашнее хозяйство и воспитание детей.

Свою дочь родители горячо любили, с детства прививали ей любовь к искусству. Они мечтали, что девочка станет пианисткой. Ей было семь лет, когда папа с мамой отвели её в музыкальную школу. Параллельно с этим они помогали дочери развивать актёрское мастерство. Она занималась со специально приглашёнными преподавателями, регулярно выступала в домашних спектаклях.

Однажды в гости к семье Орловых пришёл певец Фёдор Шаляпин. Он был восхищён игрой Любы. После спектакля артист поднял её на руки и весело заявил, что эта девочка должна стать актрисой. Эти слова стали пророческими, а вот музыкальное образование звезда так и не смогла получить. С 1919 по 1922 год она обучалась в Московской консерватории по классу рояля. Но из-за Октябрьской революции финансовое положение семьи пошатнулось, девушке пришлось покинуть школу.

биография актрисы любови орловой. Смотреть фото биография актрисы любови орловой. Смотреть картинку биография актрисы любови орловой. Картинка про биография актрисы любови орловой. Фото биография актрисы любови орловой

Образование и трудовая деятельность

В 1917 году Любу приютила сестра матери, они стали вместе жить в Воскресенске. Из-за финансовых проблем девушке пришлось уже тогда начать работать. Ежедневно она отвозила в Москву на продажу тяжёлые бидоны с молоком. Руки Орловой леденели от холода, она дрожала от страха, когда везла домой деньги.

После этого у Орловой было ещё несколько работ. Она иллюстрировала киноленты, обеспечивала музыкальное сопровождение для первых немых фильмов. В 1920 году девушка была тапером в картинах «Великий немой», «Арс», «Унион» и «Орфеум». Денег катастрофически не хватало, но она не отчаивалась, продолжая работать. Этот трудный жизненный период научил будущую актрису терпению, развил в ней стойкость характера и упорство.

Несмотря на загруженность на работе, девушка не оставляла надежды получить образование. Она поступила в театральный техникум на хореографическое отделение. Параллельно с этим Любовь брала уроки актёрского мастерства у Елизаветы Телешовой, работавшей в Художественном театре. В 1926 году она окончила техникум. После этого Орлову пригласили работать хористкой в Музыкальной студии при МХАТе.

Карьера актрисы

Люба проявила свой талант в качестве хористки, запомнилась зрителям благодаря своему артистизму и эффектной внешности. Также она была артисткой кордебалета. Вскоре девушку начали приглашать в более масштабные постановки. Её серьёзным дебютом стала главная роль в оперетте Оффенбаха «Периколь». Этот спектакль был высоко оценён театралами, а Орлова получила заслуженную славу. Премьера состоялась в 1932 году.

В 1934 году актриса впервые снялась в кино. Ей достались роли в фильмах «Петербургская ночь» и «Любовь Алёны». Но только через несколько месяцев на неё обрушилась всесоюзная слава. Успех девушке принесла съёмка в картине «Весёлые ребята» Григория Александрова. За границей этот фильм также полюбили, он выпускался под названием «Москва смеётся».

В 1936 году женщина продолжает сотрудничество с режиссёром Александровым. Мюзикл «Цирк» с её участием удостаивается Гран-при на Парижской выставке. В 1941 году картина награждается Сталинской премией. Она стала одной из самых кассовых в советском кинематографе. Таким же успехом пользовалась лента «Волга-Волга», выпущенная в 1938 году. В следующем году Орлову можно было увидеть в приключенческом детективе «Ошибка инженера Кочина».

Жизнь после войны

В военные годы артистка почти не снималась. За всё время проведения боевых действий был выпущен только один фильм с её участием. Он назывался «Боевой киносборник №4», Любовь сыграла в одной из новелл. В 1947 г. на экранах появился мюзикл «Весна», а в 1949 — военная картина «Встреча на Эльбе». Обе киноленты высоко оценили как на территории СССР, так и за рубежом. Их отметили несколькими международными премиями.

биография актрисы любови орловой. Смотреть фото биография актрисы любови орловой. Смотреть картинку биография актрисы любови орловой. Картинка про биография актрисы любови орловой. Фото биография актрисы любови орловой

После 1950 г. Орлова стала реже появляться в кино из-за возрастных изменений во внешности. Она всю жизнь потратила на сохранение молодости и красоты, стала одной из первых российских актрис, использовавших косметические средства. Но на этом Любовь не остановилась, вскоре она пристрастилась к пластическим операциям. Женщина скрывала от всех свой возраст, часто отказывалась сниматься из-за боязни показаться некрасивой.

В 1952 г. актриса исполнила главную роль в биографическом фильме «Композитор Глинка». Это был не первый её опыт в картине о музыкантах. За два года до этого Орлова снялась в драме «Мусоргский». Последними фильмами, в которых можно было увидеть Любовь, стали ленты «Русский сувенир» и «Скворец и Лира», вышедшие в 1972 году.

В феврале 1972 года артистке исполнилось 70 лет. После этого она перестала сниматься, просила всех умалчивать её истинный возраст. В этот период обострилась светобоязнь Орловой, которая началась ещё в конце 20-х годов. До конца своих дней она плотно закрывала портьеры, но всё равно мучилась от бессонницы.

В 1974 г. женщина попала в Кунцевскую больницу из-за жутких болей в почках. Врачи диагностировали рак поджелудочной железы. Григорий Александров беспокоился о психологическом комфорте своей возлюбленной, поэтому попросил доктора соврать ей. До самой смерти Любовь считала, что у неё в почках камни.

Последние несколько месяцев актриса провела в поисках пьесы, которая могла бы стать последней в её жизни. Но найти её так и не удалось. Двадцать третьего января 1975 года Орлова потеряла сознание прямо во время празднования дня рождения мужа. Через три дня она скончалась в больнице. Женщину похоронили на Новодевичьем кладбище, а на её доме установили мемориальную доску.

биография актрисы любови орловой. Смотреть фото биография актрисы любови орловой. Смотреть картинку биография актрисы любови орловой. Картинка про биография актрисы любови орловой. Фото биография актрисы любови орловой

Мужчины в жизни актрисы

В 1926 г. Любовь вышла замуж за заместителя Наркома Андрея Березина. Вскоре его арестовали по делу крестьянской партии. Эта ситуация надломила душевное спокойствие женщины. Она возненавидела Сталина, в это же время у актрисы развилась светобоязнь. С 1932 по 1933 год она жила в гражданском браке с австрийским предпринимателем, но об этих отношениях почти ничего не известно.

В 1933 г. Орлова познакомилась с режиссёром Григорием Александровым. Они сразу понравились друг другу, творческий союз перерос в романтические отношения. Именно этот мужчина предложил Любе первую главную роль в кино. После совместного дебюта они вместе работали ещё над несколькими фильмами, в их числе «Цирк», «Светлый путь» и «Волга-Волга».

С Александровым женщина прожила до самой смерти. У пары никогда не было детей. Любовь боялась беременности, родов и ответственности, связанной с воспитанием ребёнка. Женщина ощущала себя комфортно с любимым человеком, она не стремилась стать матерью.

Источник

Ушла от любимого к богачу ради славы, испытывала презрение к Сталину, патологически боялась старости, первая в СССР решилась на пластику лица: биография, личная жизнь, тайны Любови Орловой

Орлова Любовь, биография которой волнует многих, советская актриса театра и кино, танцовщица, певица. Родилась 29 января 1902 года в Звенигороде в дворянской семье. Её отец, служивший в военном ведомстве, имел несколько наград от государя. Евгения Сухотина. Мать Орловой происходила из старинного рода дворянина, члена Государственного совета и кавалерийского генерала Николая Сухотина, служившего начальником Николаевской военной академии и состоявшего в родственной связи с писателем и графом Львом Толстым.

Краткая биография Любови Орловой

Родители Любови мечтали видеть ее известной пианисткой и поэтому в семь лет отдали ее в музыкальную школу.

Однажды к Орловым наведался легендарный Фёдор Шаляпин. Игры Любы приятно поразила его. После того, как спектакль закончился, он взял девочку на руки и добродушно заявил, что ей непременно нужно стать актрисой. Слова великого певца стали судьбоносными, но музыкальное образование бедующая звезда до конца так и не получила.

С 1919 года Любовь Орлова (Википедия) обучалась в Московской консерватории. Но денег на жизнь не хватало и через 3 года ей пришлось покинуть это учебное заведение. Она устроилась подрабатывать пианисткой в столичных кинотеатрах и преподавала музыку.

Но несмотря на свою занятость, она успевала учиться в ГИТИСе. С 1926-го Орлова работала хористкой, а затем актрисой музыкальной студии МХАТа.

Личная жизнь Любови Орловой

В 1926 году начинающая актриса Любовь Орлова была принята в Музыкальную студию МХАТа. В этот период жизни и состоялась её встреча с будущим мужем Андреем Берзиным, партийцем, заместителем наркома земледелия. Буквально через неделю после знакомства Березин напросился в гости к родителям Любы. Те в свою очередь посоветовали не тянуть со свадьбой.

Она прислушалась, и молодожены благополучно стали жить в его просторной квартире, конфискованной у какого-то богача. Но семейная идиллия длилась недолго – Андрей Гаспарович был арестован как участник партийной оппозиции по «делу Чаянова». Не прошло и месяца после ареста супруга, как Любовь Орлова развелась с ним. Это сразу вызвало разговоры о том, что никакой любви там нет и не было. Но вовсе не секрет, что быть «просто женой» не входило в её далеко идущие планы.

Что удивительно на то время, связь с «врагом народа» на карьере Любови Орловой никак не отразилось. Напротив, ей вскоре дали первую большую роль – в той же «Периколе». Вскоре роли буквально посыпались на нее, чему помог ее роман с руководителем театра Михаилом Немировичем-Данченко, сыном основателя МХАТа. Но роман оказался скоротечным.

Добившись статуса главной актрисы, она бросила возлюбленного ради обеспеченного австрийского инженера, работавшего в СССР по контракту. Коллеги даже не пытались скрыть зависти – они покидали театр на трамвае, а Орлова на «мерседесе» австрийца ехала в очередной модный ресторан. Он обещал вывезти ее на Запад и сделать звездой кинематографа.

Орловой нравился этот новый вид искусства, она даже пыталась сняться в кино, но у ворот киностудии попала в длинную очередь кандидаток. Когда пришел ее черед, режиссер ткнул пальцем в едва заметную родинку у нее на щеке: «Не годится! Может, в театре эта родинка вам не помеха, а в кино мешает все».

После этого случая актриса заметно охладела к кино. Все изменила встреча с Александровым. Он был на год моложе, хорош собой и атлетически сложен. Григорий Александров родился в Екатеринбурге, в семье кабатчика по фамилии Мормоненко и крещеной татарки. Перебравшись в столицу, он стал другом и ассистентом режиссера Сергея Эйзенштейна. Их постоянное общение и тесная связь даже породили слухи об их нетрадиционной сексуальной ориентации.

«Действительно, в архиве Александрова сохранились эротические рисунки, которые позволяют предполагать, что между ним и Эйзенштейном имел место роман. В архиве сохранились и письма Эйзенштейна, которые недвусмысленно подтверждают это»,

— рассказал адвокат Александр Добровинский, который в 2014 году приобрёл дачу великих звезд в подмосковном Внуково. Он же стал собственником личного архива великой артистки.

Однако вскоре Александров женился на юной балерине Ольге Ивановой, которая родила ему сына, названного Дугласом. В честь американского актера Дугласа Фэрбенкса. Григорий Васильевич был без ума от голливудского кино и мечтал делать нечто подобное в Союзе.

А тем временем фильм «Веселые ребята» снимался летом 1934 года в Гаграх. Любовь Петровна и Григорий Васильевич не скрывали флирт на съемочной площадке, хотя в городе Александрова поджидала жена Ольга, а Любовь Орлову – ее австрийский поклонник. В итоге ситуация разрешилась. Австриец ни с чем уехал из Гагр, а потом и из России. Затем отчалила и Иванова, чтобы в Москве подать на развод. Орлова осталась полноправной хозяйкой сердца режиссера и съемочной площадки – по ее настоянию Александров вдвое увеличил в фильме число сцен с ее участием.

Одна чуть не стала роковой: по сценарию Орловой пришлось вскочить на спину громадного быка, чтобы «укротить» его (Утесов категорически отказался это сделать). Бык сбросил актрису, и она целый месяц пролежала в больнице. По возвращении в Москву Орлова с Александровым поженились.

При сдаче фильма Александров ожидал самого худшего – ведь в главной роли снималась дворянка, бывшая жена репрессированного и подруга иностранца. Его опасения не были выдуманы – сначала картина была названа «хулиганской и контрреволюционной». Сталин встал горой за фильм, его ошеломила игра Орловой. По его приказу начинающей актрисе присвоили почетное звание заслуженного деятеля искусств. И вот уже вскоре она была приглашена на кремлёвский приём.

«Какая вы маленькая, худенькая! – поразился Сталин. – Так не пойдёт. Донесите мои слова до мужа: если он не станет вас лучше кормить, мы его повесим». «За что?» – в ужасе спросила актриса. «За шею», – уточнил вождь. Но тут же улыбнулся: «Шутка. Возможно, у вас есть какая-нибудь просьба? Постараюсь выполнить любую».

Поговаривают, что Александров поэтому и держался за Орлову, поскольку к ней благоговел Сталин, а ее имя было залогом успеха любого проекта»,

— рассказал Александр Добровинский.

По его словам, после ареста первого супруга у кинозвезды «развилась патологическая ненависть к Сталину», которому она не могла этого простить.

«Но сам Сталин, мне кажется, был довольно долго влюблен в нее. Я прочитал в дневниках, как однажды он пригласил ее на ужин. Орлова интуитивно понимала, чем должно закончиться это приглашение»,

Во время этой встречи Орлова спросила о судьбе своего бывшего супруга, что вызвало крайнее раздражение Сталина. Больше он не предпринимал попыток ухаживания за ней, но все же обещал помочь организовать встречу.

Довольно скоро актрису вызвали на Лубянку: «Ваш бывший муж жив, и вы можете поехать к нему, если хотите». Любовь Орлова не захотела. Много лет спустя Берзин вышел на свободу, но вскоре, так и не повидавшись с бывшей женой, умер от рака.

И вот что по этому поводу вспоминала племянница Орловой Нонна Голикова:

«Сталин и Орлова даже знакомы были не очень близко. Изредка встречались на каких-то приемах — не более того. Хотя молва уже в 40-е года приписывала им любовную связь… Эта тема в нашей семье никогда не обсуждалась».

Говоря о том, как актриса относилась к главе СССР, она рассказала о случае, который произошел сразу после его смерти в 1953 году.

«Мне тогда было 13 лет, нас вывели на школьную линейку и сообщили об этом известии. Мы все рыдали! А потом я пошла ужинать к Орловой и Александрову, и за столом вдруг заговорили на эту тему. И тут Любовь Петровна тихо, но отчетливо произнесла: «Слава Богу, эта сволочь наконец-то сдохла!»

Фильмы с Любовью Орловой

В конце 30-х вышли подряд три фильма, вознесших Орлову на пьедестал почёта и всеобъемлющей любви поклонников. Режиссером всех картин был Александров. В «Цирке» его жена сыграла американскую циркачку, нашедшую в СССР вторую родину. В «Волге-Волге» – задорную письмоносицу Стрелку, грозу бюрократов.

Когда Любовь Орлова не снималась, она отправлялась на гастроли по стране с концертами. Помимо прочего, она с супругом начали строить шикарную дачу во Внукове, и актриса повысила гонорар за концерт вместо положенных семисот аж три тысячи рублей. Об этом узнали, и в газете «Советское искусство» появилась разгромная статья. Многие стали считать, что артистке снесло голову от популярности и она просто наживается на любви поклонников ее таланта. Шел 1938 год, люди лишались чинов и жизней за гораздо меньшие прегрешения. Но Орлову вновь спасла симпатия вождя. «Волгу-Волгу» Сталин смотрел раз двадцать и знал буквально наизусть.

К тому же он справедливо считал фильмы Александрова идеальным развлечением для народа и одновременно мощным средством пропаганды. Ведь там были музыка, песни, шутки, а главное – Любовь Орлова, которой – Сталин знал это точно – слава не вскружила голову: актриса по-прежнему серьезно готовилась к любой роли. Входя в образ Стрелки, она, например, несколько дней разносила почту, для «Светлого пути» научилась работать на ткацком станке. Никого не удивило, что в 1941 году Любовь Орлова получила Сталинскую премию.

Война застала Любовь Орлову и Александрова в Риге. Им стояло большого труда оказаться в Москве. Вместе она стали подготавливать «Боевые киносборники». Когда снимать кино в прифронтовом городе было уже невозможно, супруги уехали в Баку. Там режиссеру удалось снять картину «Одна семья». Но Приемная комиссия кино свернуло с резолюцией «слабо отражающий борьбу советского народа с оккупантами». Сталин в этот раз не вступился за любимую актрису, так как был занят важными делами. Стоит отметить, что фильм действительно получился слабый.

После Победы Александров попытался восстановить утраченные позиции и снял в Чехословакии комедию «Весна». Любовь Орлова сыграла в ней сразу две роли – ученой Никитиной и актрисы Шатровой. Как и все фильмы режиссера, «Весна» рисовала историю Золушки, которой помогает не фея-крестная, а партия и народ. В 1947 году картина стала первым советским фильмом, получившим приз на Венецианском фестивале.

И все же критику снова ополчились на «Весну». Орлова забеспокоилась: пришло новое время, и бесконечное повторение старых ролей стало людей раздражать. После роли в фильме «Встреча на Эльбе», она ушла в Театр имени Моссовета. Александров тоже надолго перестал снимать кино.

Супруги Орлова и Александров жили то в громадной, заставленной антиквариатом квартире на Большой Бронной, то на даче во Внуково. Дуглас с женой и сыном Григорием поселился отдельно на Ленинском проспекте. У Орловой детей не было. Она всегда боялась, что ребенок лишит её возможности сниматься. Она боялась брать столь огромную ответственность. Она давно поставила себя в цент – мироздания и так ей было комфортно.

Григорий Александров и Любовь Орлова всегда вежливо общались на людях и обращались друг к другу исключительно по имени-отчеству. Всем, кто их знал, они напоминали не супругов, а давних деловых партнеров. И характеры у них были очень разные: он – любитель рассказывать интересные истории душа компании, она – молчаливая и замкнутая, надежно прячущая подлинные чувства за своей знаменитой улыбкой. Позднее она признавалась: «Мне хорошо только наедине с самой собой».

Несмотря ни на что супруги всегда поддерживали и заботились друг о друге. Любовь Петровна всегда поручала готовить мужу только его любимые блюда (в доме всегда была кухарка – сама Орлова готовить не любила и не умела). На съемочной площадке Григорий Васильевич всегда старался найти положение, при котором у супруги в кадре будет меньше морщин. Орлова ненавидела каждую морщину на своём некогда прекрасном лице.

Её желание быть вечно молодой и красивой стало превращаться в навязчивую идею. Эта мания переросла в то, что она первая из советских женщин сделала пластику на лицо. Раньше из-за бугра она привозила шикарные платья, теперь в ее чемодане можно было наблюдать всевозможные крема и тоники с омолаживающим эффектом.

Однажды пришла в театр взволнованная: когда она переходила улицу в неположенном месте, милиционер крикнул ей: «Девушка, вы куда?» Любовь Орлова сохранила стройность фигуры, но лицо безжалостно напоминало о прожитых годах. Она шутила: «Сзади пионерка, а спереди – пенсионерка».

Со времен ареста первого мужа она страдала бессонницей и боялась яркого света – окна ее квартиры всегда закрывали плотные шторы. В разгар славы ей грозила другая болезнь – алкоголизм. Увидев, что супруга выпивает за день бутылку вина, Александров впервые в жизни устроил ей скандал: «Ты хочешь разрушить свою и мою карьеру!» Это подействовало: Любовь Орлова, в отличие от многих советских звезд, смогла справиться с пагубной привычкой. С тех пор главным способом релаксации для нее стал шопинг.

В зарубежных поездках она скупала сувениры, хрустальную посуду, даже дверные ручки. Дома Орлова сама шила чехлы для кресел, вышивала салфеточки, вешала занавески, любовно украшая каждый уголок. Она могла неделями не выходить на улицу и ни с кем не разговаривать. Квартира на Бронной была для Орловой крепостью, где она скрывалась от всех ударов судьбы.

А ударов хватало. В 1959 году Любовь Орлова сыграла в фильме мужа «Русский сувенир», который критика вновь разругала. Возможно, потому, что на фоне «оттепели» Супруги казались многим реликтами сталинской эпохи. Только двенадцать лет спустя режиссер набрался смелости снять новый фильм – «Скворец и Лира».

И решил сам сыграть в фильме вместе с Орловой. Но пожилые супруги в роли Джеймсов Бондов – лента рассказывала о любви двух советских разведчиков – смотрелись откровенно комично. В киношных кругах над картиной начали издеваться заранее, называя ее «Склероз и климакс». В результате фильм так и не вышел на экраны.

В старости Любовь Орлова совершенно замкнулась в себе и перестала даже разговаривать с мужем. Когда их пригласили на 50-летие «Мосфильма» и у Александрова внезапно поднялась температура, она со спокойной совестью бросила его одного. «Я ухожу», – только и сказала она, надевая свой парадный костюм с «иконостасом» из множества орденов и медалей. Однако он по-прежнему любил ее: это стало ясно, когда у Орловой начались проблемы со здоровьем.

Болезнь и смерть

Любовь Орлова (фото) уже давно страдала бессонницей и остеохондрозом, к которым позже прибавились страшные боли в почках. Врачи диагностировали рак поджелудочной железы, но Александров попросил не говорить жене об этом: «Пусть думает, что это просто камни в почках». Он окружил ее трогательной заботой, в Кунцевской больнице не отходил от ее постели.

Орлова выписалась и вроде бы пошла на поправку, но 23 января 1975 года на дне рождения мужа потеряла сознание. Через три дня ее не стало. Скончалась актриса 26 января 1975 года. причина смерти Любови Орловой – рак поджелудочной железы. Тысячи москвичей пришли проститься с любимой актрисой в Театр Моссовета, а потом на Новодевичье кладбище. Александрова вели под руки – казалось, он совершенно потерял волю к жизни.

Тем не менее у Александрова хватило сил, чтобы снять документальный фильм «Любовь Орлова». После этого он решил, что его миссия выполнена, и в декабре 1983 года отошел в лучший мир, где, как не раз говорил близким, надеялся встретиться с женой.

Незадолго до этого вдова Дугласа Галина оформила с ним фиктивный брак, чтобы не потерять громадное наследство – квартиры, машины, антиквариат и архив с документами видных деятелей культуры. Все это внук режиссера Григорий распродал коллекционерам и затерялся с вырученными деньгами где-то на просторах Европы.

От великой актрисы остались лишь ее фильмы и малая планета, названная в ее честь к 70-летию. Эту дату никто не отмечал – Любовь Орлова попросила не присылать ей поздравлений, где упоминался бы ее возраст. Именно страх перед возрастом («Умереть я совершенно не боюсь», – говорила она) заставлял ее все последние годы отказываться от общения с людьми, даже самыми близкими. Только перед смертью, ненадолго придя в сознание, она позвонила из больницы Александрову: «Гриша, что же вы не приезжаете ко мне? Приезжайте, я жду».

Григорий Александров пережил супругу всего на 8 лет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *