биография богородицы девы марии

Дева Мария

Биография

Женское начало, образ женщины-матери, дарительницы жизни почитается во всех мировых религиях. Так, в Древней Греции таким образом стала Деметра, в Азии молились богине Кибеле, в Египте верховное женское начало олицетворяла Исида. Христианская религия не стала исключением. В образе Пресвятой Девы Марии заключены и божественное чудо зарождения жизни, и земной путь обыкновенной женщины, судьба которой оказалась далеко не безоблачной.

Детство и юность

Отцом богородицы был Иоаким, человек верующий и праведный. Мать по имени Анна, как и муж, всегда следовала букве Закона Божьего. Семья эта жила в полном согласии, только одно омрачало существование супругов: отсутствие детей. Долгие годы Анна и Иоаким молились, чтобы господь послал им ребенка, но мольбы были тщетны. Страдание бездетной пары усиливали и насмешки окружающих, которые не упускали повода позлословить над горем этой праведной четы.

биография богородицы девы марии. Смотреть фото биография богородицы девы марии. Смотреть картинку биография богородицы девы марии. Картинка про биография богородицы девы марии. Фото биография богородицы девы марииДева Мария

Почти 50 лет прожили Анна и Иоаким в браке и уже отчаялись завести ребенка. Но однажды Анна, прогуливаясь по саду, увидела ангела. Тот пообещал удивленной женщине, что она скоро станет матерью, а ребенок ее будет известен всему миру. Анна поспешила домой, чтобы рассказать о видении мужу. Каково же было удивление Анны, когда выяснилось, что Иоаким также видел ангела, возвестившего, что молитвы о ребенке услышаны.

Спустя некоторое время Анна действительно забеременела. Тогда супруги дали обет, что отдадут новорожденного на служение господу. Дочь родилась в срок и получила имя Мария (на иврите это имя произносится как Мирьям и переводится как «прекрасная», «сильная»). Соседи Иоакима и Анны вновь начали сплетничать, на этот раз дивясь чуду.

биография богородицы девы марии. Смотреть фото биография богородицы девы марии. Смотреть картинку биография богородицы девы марии. Картинка про биография богородицы девы марии. Фото биография богородицы девы марииРождение Девы Марии

Супруги же растили дочку и готовились исполнить обещанное. Спустя три года они отдали маленькую Марию на воспитание в иерусалимский храм. Удивительно, но девочка без труда преодолела пятнадцать ступеней к вратам храма, которые и взрослым людям подчас давались с трудом.

Несколькими годами позднее праведные Анна и Иоаким умерли. Мария продолжала жить при храме, обучаясь вместе с другими девушками в специальной школе. Здесь юным воспитанницам преподавали основы наук, учили Слову Божьему, а также готовили к мирской жизни, ведению хозяйства и воспитанию детей. До 12 лет Мария жила в стенах этой школы. Лучше всего девочке давалось шитье. Есть легенда, что именно ей доверили сшить занавес и покрывальце для храмового святилища.

Учитывая подобное воспитание, из Марии должна была вырасти завидная невеста — трудолюбивая, набожная и образованная. Но такая судьба не привлекала девочку, и та дала обет безбрачия. Это создало определенные трудности: зрелым девушкам не разрешалось жить при храме, и подросшей Марии предстояло покинуть божий дом.

биография богородицы девы марии. Смотреть фото биография богородицы девы марии. Смотреть картинку биография богородицы девы марии. Картинка про биография богородицы девы марии. Фото биография богородицы девы марииВведение Девы Марии во храм

Но и жить одной по законам того времени ей было нельзя. Выход нашли священнослужители, привязавшиеся к воспитаннице: Марию выдали за пожилого вдовца Иосифа, который в силу возраста должен был сохранить чистоту девушки, позволив ей не нарушить слово, данное Богу.

Поначалу старец не обрадовался юной невесте, свалившейся на его голову. Кроме того, мужчина опасался пересудов за спиной и насмешек родственников и соседей — столь велика была разница в возрасте. Однако Иосиф не посмел перечить воле священников и взял Марию в дом, назвав своей женой.

Рождение Иисуса Христа

Спустя некоторое время Иосиф, работавший плотником, на несколько месяцев покинул дом, отправившись на очередную стройку. Мария, оставшись на хозяйстве, присматривала за порядком, ткала и много молилась. По легенде, во время молитвы девушке явился ангел, который поведал о скором рождении сына.

биография богородицы девы марии. Смотреть фото биография богородицы девы марии. Смотреть картинку биография богородицы девы марии. Картинка про биография богородицы девы марии. Фото биография богородицы девы марииАнгел приносит весть Деве Марии

Мальчику, по словам ангела, предстояло стать спасителем людей, тем, чьего прихода давно ожидали иудеи. Марию смутило это откровение, ведь она оставалась девственницей. На что ей был ответ, что понесет она от высшей силы, а не от мужского семени. Этот день в христианской традиции стал праздником Благовещения — в память о благой вести, которую получила Дева Мария.

И действительно, вскоре Мария поняла, что беременна. Женщина еще не осознавала роль, которую предстояло сыграть ее сыну, однако понимала, что стала участницей настоящего чуда непорочного зачатия.

Иосиф, вернувшийся домой через некоторое время, сразу заметил перемены, произошедшие с женой. Этот добрый человек не сразу поверил рассказу Марии, решив, что наивная девушка просто стала жертвой обмана какого-нибудь соседского молодца, соблазнившего ее.

биография богородицы девы марии. Смотреть фото биография богородицы девы марии. Смотреть картинку биография богородицы девы марии. Картинка про биография богородицы девы марии. Фото биография богородицы девы марииДева Мария и Иосиф

Незадолго до срока родов кесарь Август объявил о всеобщей переписи населения. Для этого людям надлежало самостоятельно явиться в Вифлеем. Иосиф и Мария отправились в путь. Прибыв на место, они обнаружили, что город просто переполнен толпами людей. Место для ночлега найти не удалось, и супруги решили заночевать в пещере, в которой пастухи прятали скот от дождей.

биография богородицы девы марии. Смотреть фото биография богородицы девы марии. Смотреть картинку биография богородицы девы марии. Картинка про биография богородицы девы марии. Фото биография богородицы девы марииДева Мария с младенцем Иисусом

Там-то Мария и родила сына. Первой колыбелью мальчику послужили ясли для кормления животных. Той же ночью над пещерой воссияла вифлеемская звезда, свет которой рассказал людям о явлении чуда на землю. Кроме того, свет вифлеемской звезды увидели волхвы, которые сразу же отправились в путь, чтобы лично поклониться новорожденному Сыну Божьему и поднести ему дары.

Семь дней спустя, как и требовал закон того времени, младенцу сделали обрезание и дали имя. Сын Девы Марии был наречен Иисусом. Тогда же мальчика принесли в церковь, чтобы представить Богу и принести традиционную жертву. Некий старец Симеон, также пришедший в тот день в храм, благословил младенца, поняв, кто перед ним. Марии же он иносказательно намекнул на то, что и ей, и сыну уготована нелегкая участь.

Евангельские события

Пока Святая Дева Мария с мужем и новорожденным младенцем была в Вифлееме, о рождении Сына Божьего узнал жестокий и честолюбивый царь Ирод. Однако предсказатели, поведавшие Ироду о свершившемся чуде, не смогли дать ответ на вопрос, в чьей семье родился Иисус.

биография богородицы девы марии. Смотреть фото биография богородицы девы марии. Смотреть картинку биография богородицы девы марии. Картинка про биография богородицы девы марии. Фото биография богородицы девы марииИисус Христос и Дева Мария

Тогда, не долго думая, царь приказал уничтожить всех новорожденных, которые только есть в Вифлееме. О надвигающейся беде Иосифа предупредил ангел, вновь явившийся старцу во сне. Тогда плотник с Марией и младенцем укрылся в Египте, и только когда опасность миновала, вернулся с семейством в родной Назарет.

О дальнейшей биографии Богородицы в Евангелии написано скупо. Известно, что Мария повсюду сопровождала Иисуса Христа, поддерживая его и помогая нести Слово Божье людям. Также женщина присутствовала при чуде, которое совершил Иисус, превративший воду в вино.

биография богородицы девы марии. Смотреть фото биография богородицы девы марии. Смотреть картинку биография богородицы девы марии. Картинка про биография богородицы девы марии. Фото биография богородицы девы марииИисус Христос на кресте

Очевидно, что Марии пришлось нелегко: постоянные проповеди, которые произносил ее сын, не всегда вызывали в людях добрый отклик. Нередко Иисусу и сопровождавшим его приходилось сносить насмешки и агрессию тех, кто не хотел принимать постулаты религии.

В тот день, когда Иисус Христос был предан распятию палачами Понтия Пилата, Мария чувствовала боль сына и даже лишилась чувств, когда гвозди пронзили его ладони. И хотя Богородица с самого начала знала, что Иисусу суждено принять муку за грехи людей, материнское сердце едва выдерживало такое страдание.

Смерть и вознесение

Остаток жизни Мария провела на Афоне, проповедуя среди язычников и неся Слово Божье. Сейчас на том месте построен большой комплекс монастырей и соборов, в каждом из которых хранятся свидетельства чудес, явленных Богородицей: многочисленные чудотворные иконы (некоторые из них, по легенде, являются нерукотворными), пояс Богородицы (хранится в монастыре Ватопед), а также мощи людей, причисленных церковью к лику святых.

биография богородицы девы марии. Смотреть фото биография богородицы девы марии. Смотреть картинку биография богородицы девы марии. Картинка про биография богородицы девы марии. Фото биография богородицы девы марииПояс Богородицы

В конце жизни Мария все дни проводила в молитвах, прося сына забрать ее к себе. Однажды женщине вновь явился ангел, возвестивший, что мольбы были услышаны, и спустя три дня ее желание будет исполнено. Мария, радостно воспринявшая весть о скорой кончине, три дня посвятила прощаниям с теми, кто был ей дорог.

В назначенный день Мария, лежавшая на смертном одре, покорно ожидала своей участи. Вокруг нее собрались близкие ей люди. Все они стали свидетелями нового чуда: сам Иисус Христос спустился с небес, чтобы забрать мать с собой. Душа Марии покинула тело и вознеслась в Царство Божье. Тело же, оставшееся на одре, казалось, светится благодатью.

биография богородицы девы марии. Смотреть фото биография богородицы девы марии. Смотреть картинку биография богородицы девы марии. Картинка про биография богородицы девы марии. Фото биография богородицы девы марииВознесение Девы Марии

Согласно записям историка Евсевия Кесарийского, Мария умерла в 48 году после Рождества Христова, однако есть и другие письменные свидетельства, называющие и более ранние даты, и более поздние. По библейским преданиям, Богородица прожила 72 года.

Спустя некоторое время апостолы обнаружили, что тело девы Марии пропало из погребальной пещеры. В тот же день Богородица явилась им и возвестила о том, что тело ее было вознесено на небо вслед за душой, чтобы она смогла стать Святой Ходатаицей перед Богом за людей, нуждающихся в помощи. С тех пор день успения Богородицы считается одним из главных христианских праздников.

Интересные факты

Согласно преданиям мусульман (которые почитают Христа не как Сына Божьего, а как одного из пророков), Иисус (или Иса) сотворил первое чудо, еще находясь в утробе Девы Марии. Это произошло в день родов, когда Богородица уже совсем обессилела от боли. Тогда Иса указал женщине на родник, сотворенный Богом, и на финиковую пальму, усыпанную плодами. Вода и финики подкрепили силы Марии и облегчили страдания в родах.

биография богородицы девы марии. Смотреть фото биография богородицы девы марии. Смотреть картинку биография богородицы девы марии. Картинка про биография богородицы девы марии. Фото биография богородицы девы марииИконы Девы Марии

На некоторых иконах Богородицу изображают с цветками лилии в руках. Этот цветок выбран не случайно: лилия считается символом целомудрия, чистоты и непорочности.

Описание внешности Девы Марии сохранилось в работах церковного историка Никифора Каллиста. Судя по записям этого человека, Богородица была среднего роста. Волосы Девы отливали золотом, глаза же, живые и быстрые, были цвета маслин. Также Никифор отметил «сочные губы, дугообразные брови и длинные руки и пальцы» Марии.

биография богородицы девы марии. Смотреть фото биография богородицы девы марии. Смотреть картинку биография богородицы девы марии. Картинка про биография богородицы девы марии. Фото биография богородицы девы марииКиево-Печерская лавра

После земной смерти Богородицы остались несколько мест, которые, по преданию, считаются уделами Девы Марии. Это гора Афон, Киево-Печерская лавра, Иберия (сейчас это территория Грузии) и Серафимо-Дивеевский монастырь. Считается, что молитвы, прочитанные в одном из этих уделов, непременно будут услышаны Богородицей.

8 декабря — день непорочного зачатия Девы Марии — в некоторых странах даже объявлен нерабочим днем. Из европейских стран такое решение приняли Италия, Австрия, Швейцария, Испания. В этот день в католических костелах и православных храмах ведутся богослужения и читаются молитвы. Также этот день считается выходным в Аргентине и Восточном Тиморе.

биография богородицы девы марии. Смотреть фото биография богородицы девы марии. Смотреть картинку биография богородицы девы марии. Картинка про биография богородицы девы марии. Фото биография богородицы девы марииГора Афон

Несмотря на то, что гора Афон считается одним из земных уделов Девы Марии, женщинам не разрешается проходить на территорию монастырских комплексов. Это правило даже закреплено законодательно, а нарушительниц ждет суровое наказание (вплоть до тюремного заключения). Однако этот запрет дважды нарушался: во время гражданской войны в Греции (тогда женщины и дети укрылись в лесах на склонах горы) и в период турецкого владычества над этими территориями.

Источник

Богородица

Работы дог­ма­ти­че­ского харак­тера

О почи­та­нии Божией Матери

Об исто­рии жизни Бого­ро­дицы

Раз­но­об­раз­ные работы о Бого­ро­дице

Богоро́дица (Дева Мария, Божья Матерь, Бого­ма­терь) – дочь пра­вед­ных Иоакима и Анны; Матерь Гос­пода Иисуса Христа; Прис­но­дева; лучшая из когда-либо живших людей (не считая Её Боже­ствен­ного Сына, кото­рый, соб­ственно, явля­ется не про­стым чело­ве­ком, но Бого­че­ло­ве­ком).

биография богородицы девы марии. Смотреть фото биография богородицы девы марии. Смотреть картинку биография богородицы девы марии. Картинка про биография богородицы девы марии. Фото биография богородицы девы марии

1) Несмотря на то, что Бого­ро­дица име­ну­ется Мате­рью Божьей, догмат о Бого­ма­те­рин­стве нельзя интер­пре­ти­ро­вать так, будто Дева про­из­вела из Себя Боже­ство, сде­лав­шись При­чи­ной Боже­ствен­ного Бытия. Боже­ство вечно, а Бого­ро­дица — Божье Тво­ре­ние, но никак не наобо­рот. Догмат о Бого­ма­те­рин­стве необ­хо­димо осмыс­ли­вать в свете учения о вопло­ще­нии Бога. Бого­во­пло­ще­ние было не чем иным как вос­при­я­тием в Вечную Ипо­стась Сына Божия чело­ве­че­ского есте­ства — соеди­не­нием в Его Вечном Лице двух естеств: Боже­ского и чело­ве­че­ского. В резуль­тате этого акта Боже­ствен­ного Домо­стро­и­тель­ства Сын Божий, не пере­ста­вая быть Богом, стал Совер­шен­ным Чело­ве­ком: был зачат сверхъ­есте­ствен­ным обра­зом ( Лк.1:35 ), выно­шен и рождён Пре­бла­го­сло­вен­ной Марией в соот­вет­ствии с вос­при­ня­той Им чело­ве­че­ской при­ро­дой. Поскольку Дева Мария носила под серд­цем, а потом и родила не обык­но­вен­ного чело­века, но воче­ло­ве­чив­ше­гося Бога, постольку и честву­ется Цер­ко­вью именно как Бого­ма­терь и Бого­ро­дица (см.: Вве­де­ние в поня­тия: «сущ­ность», «ипо­стась», «акци­ден­ция».).

О том, что Дева Мария явля­ется Мате­рью Бога, Свя­щен­ное Писа­ние удо­сто­ве­ряет нас:

а) прямо именуя рож­ден­ного Ею Иисуса Сыном Божьим ( Лк.1:35 ),
б) сооб­щая об истин­но­сти Его рож­де­ния от Жены ( Гал.4:4 ) и дей­стви­тель­но­сти вопло­ще­ния ( Ин.1:14 ).
в) при­водя испо­ве­да­ние Ели­са­веты: «И откуда это мне, что пришла Матерь Гос­пода моего ко мне?» ( Лк.1:43 ).
г) отоб­ра­жая обра­ще­ние ко Христу свя­того апо­стола Фомы: «Гос­подь мой и Бог мой» ( Ин.20:28 ).
д) мно­го­кратно сви­де­тель­ствуя о Христе как о Боге на осно­ва­нии Его соб­ствен­ных Откро­ве­ний: «Я в Отце и Отец во Мне» ( Ин.14:11 ); «Все, что имеет Отец, есть Мое» ( Ин.16:15 ) и т. д.

Догмат о Бого­ма­те­рин­стве полу­чил окон­ча­тель­ное закреп­ле­ние на III Все­лен­ском Соборе, состо­яв­шимся в 431 году. Опро­вер­гав­ший эту истину Несто­рий, наста­и­вав­ший, что Мария родила не Бога, но всего лишь чело­века Христа, осуж­ден Цер­ко­вью и назван новым Иудой.

2) Содер­жа­ние учения о Прис­но­дев­стве Божьей Матери (утвер­жден­ное на V Все­лен­ском соборе в 553 г.) состоит в том, что до Рож­де­ства, в Рож­де­стве и после Рож­де­ства Бого­ро­дица была, есть и навсе­гда оста­ётся Непо­роч­ной Девой.

Этот догмат имеет осно­ва­ние в Свя­щен­ном Писа­нии и Свя­щен­ном Пре­да­нии Церкви.

Ещё задолго до Рож­де­ства Гос­пода Иисуса Христа о Его чудес­ном рож­де­нии от Девы воз­ве­стил пророк Исаия: «се, Дева во чреве при­и­мет и родит Сына, и наре­кут имя Ему: Емма­нуил» ( Ис.7:14 ). Еван­ге­лист Матфей под­твер­дил, что это про­ро­че­ство отно­сится именно к Пре­бла­го­сло­вен­ной Марии ( Мф.1:23 ).

В другой своей про­по­веди Исаия указал через образ запе­ча­тан­ной книги, что Бого­ро­дица сохра­нит Своё дев­ство на все вре­мена ( Ис.29:11 ). С книгой или скри­жа­лью Она сопо­став­ля­ется потому, что как через книгу обна­ру­жи­ва­ется муд­рость её автора, так через Деву обна­ру­жено Пре­муд­рое попе­че­ние Божие о Спа­се­нии чело­века; кроме того, Сам Её Сын име­ну­ется Божьей Пре­муд­ро­стью ( 1Кор.1:24 ).

Пророк Иезе­ки­иль, по вдох­но­ве­нию Духа, под­твер­дил эту истину, указав на Прис­но­дев­ство Марии через образ Таин­ствен­ного Храма, сквозь ворота кото­рого не прой­дёт ни один чело­век, «ибо Гос­подь, Бог Изра­и­лев, вошел ими, и они будут затво­рены» ( Иез.44:2 ). Храмом Спа­со­вым, Мно­го­цен­ным Чер­то­гом и даже Раем Небес­ным Бого­ро­дица име­ну­ется потому, что была оби­те­лью Сына Божия и явила в Себе место осо­бого про­яв­ле­ния Боже­ствен­ной бла­го­дати. Дев­ство Бого­ро­дицы отоб­ра­жает, помимо Её физи­че­ского состо­я­ния, пре­дан­ность Богу, высо­чай­шее нрав­ствен­ное совер­шен­ство и чистоту. А Своей доб­ро­де­тель­но­стью Бого­ро­дица пре­взо­шла любого дру­гого чело­века. Так, если Пред­теча Гос­по­день, о кото­ром сооб­ща­ется, что «из рож­ден­ных женами не вос­ста­вал боль­ший Иоанна Кре­сти­теля» ( Мф.11:11 )), кон­ста­ти­ро­вал, что «недо­стоин раз­вя­зать ремень у обуви» Христа ( Ин.1:27 ), то Пре­свя­тая Вла­ды­чица не только оде­вала и обу­вала Христа, но и питала, и охра­няла, и пра­вильно вос­пи­ты­вала (см. подроб­нее: Можно ли назы­вать Бого­ро­дицу греш­ной или без­греш­ной?).

При всём поло­жи­тель­ном отно­ше­нии Изра­иля к соблю­де­нию дев­ства до вступ­ле­ния в брак, во вре­мена юности Бого­ро­дицы не суще­ство­вало тра­ди­ции брать обет дев­ства навсе­гда. Более того, неза­муж­нее поло­же­ние жен­щины могло под­вер­гаться упрё­кам и гру­бому уни­чи­же­нию (ср.: «И ухва­тятся семь женщин за одного муж­чину в тот день, и скажут: “свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем назы­ваться твоим именем — сними с нас позор”» ( Ис.4:1 )). Несо­мненно, что именно Бого­ро­дица дала осно­ва­ние бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской тра­ди­ции пожиз­нен­ного дев­ства ради слу­же­ния Богу. Можно ска­зать, что в этом отно­ше­нии Она явля­ется образ­цом для мона­ше­ства: «неза­муж­няя забо­тится о Гос­под­нем, как уго­дить Гос­поду, чтобы быть святою и телом и духом; а замуж­няя забо­тится о мир­ском, как уго­дить мужу» ( 1Кор.7:34 ). Ввиду особой, исклю­чи­тель­ной бли­зо­сти к Богу Пре­свя­тая Бого­ро­дица постав­лена, Про­мыс­лом Божьим, Главою не только над всеми людьми, но и над ангель­ским воин­ством, отчего Цер­ковь и вели­чает Её Небес­ной Вла­ды­чи­цей или Цари­цей. В этом тоже сле­дует видеть реа­ли­за­цию древ­него про­ро­че­ства: «стала царица одес­ную Тебя» ( Пс.44:10 ).

3) Свя­щен­ное Писа­ние пред­ста­вило Божью Матерь не только в исто­ри­че­ском повест­во­ва­нии и про­ро­че­ствах, но и через про­об­разы, явлен­ные в мно­го­чис­лен­ных вет­хо­за­вет­ных пред­ме­тах и свя­ты­нях, таких, напри­мер, как Неопа­ли­мая Купина ( Исх.3:2 ), Лест­ница Иакова ( Быт.28:12 ), скиния ( Исх.26:1 ), ковчег ( Исх.25:10 ). Даже и пер­во­здан­ная Ева, пока была невин­ной и не изуро­до­ван­ной сквер­ной без­за­ко­ния, слу­жила про­об­ра­зом Прис­но­девы, нередко назы­ва­е­мой в этой связи Новой Евой (по ана­ло­гии с обо­зна­че­нием Её Сына, Христа, Новым Адамом ( 1Кор.15:45,47 )).

О Бого­ро­дице в Библии

Новый Завет о жизни Бого­ро­дицы повест­вует сле­ду­щее:

Почи­та­ние Бого­ро­дицы на Руси и в хри­сти­ан­ских кон­фес­сиях

На рус­ской почве почи­та­ние Бого­ро­дицы при­об­рело осо­бен­ное зна­че­ние, что выра­зи­лось, в част­но­сти, в утвер­жде­нии празд­ника Покрова Пре­свя­той Бого­ро­дицы (14 октября), неиз­вест­ного осталь­ному хри­сти­ан­скому миру, и во все­на­род­ном про­слав­ле­нии Бого­ро­дич­ных икон.

Для срав­не­ния сле­дует заме­тить, что в про­те­стан­тизме прак­ти­че­ски отсут­ствует бого­слов­ско-мисти­че­ское пони­ма­ние зна­че­ния лич­но­сти Бого­ро­дицы и молит­вен­ное Ее про­слав­ле­ние. Формы же като­ли­че­ского бла­го­че­стия в отно­ше­нии Девы Марии с Пра­во­слав­ной точки зрения кажутся чрез­мерно чув­ствен­ными и нату­ра­ли­стич­ными.

Напри­мер, като­ли­че­ское име­но­ва­ние Бого­ро­дицы Славой Божией, святой Розой в смысле неко­его рай­ского цветка, сим­вола чистоты и непо­роч­но­сти орга­ни­че­ски чуждо Пра­во­сла­вию. Кроме того, в като­ли­че­ской тра­ди­ции досто­ин­ство Бого­ро­дицы пре­умень­шено дог­ма­том о Ее непо­роч­ном зача­тии. Согласно этому дог­мату, при­ня­тому в 1854 г., Бого­ро­дица была зачата сверхъ­есте­ствен­ным обра­зом, т.е. про­мыс­ли­тельно изъята из состава чело­ве­че­ства и еще до своего рож­де­ния осво­бож­дена от власти пер­во­род­ного греха. Пра­во­слав­ная Цер­ковь рас­смат­ри­вает этот догмат как ума­ле­ние нрав­ствен­ного совер­шен­ства и лич­ного подвига Божией Матери.

Почему так много чудо­твор­ных икон Бого­ро­дице

Велики помощь и заступ­ни­че­ство Пре­свя­той Девы в жизни Церкви. Чудо­твор­ные иконы отра­жают эту реаль­ность, фик­си­руя эти факты. Иконы отра­жают реаль­ность заботы Бого­ро­дицы о хри­сти­а­нах, кото­рые молит­венно обра­ща­ются к Ней.

Празд­нуя память той или иной иконы мы вос­по­ми­наем соот­вет­ству­ю­щее её напи­са­нию собы­тие и про­слав­ляем Пре­чи­стую Матерь нашего Спа­си­теля. Как известно, про­слав­ле­ние святых явля­ется формой про­слав­ле­ния Бога, ведь Он явля­ется источ­ни­ком свя­то­сти, “Будьте святы, ибо Я свят” ( Лев.11:44-45 ).

О молит­вен­ном обра­ще­нии к Бого­ро­дице “спаси нас!”

Молит­вен­ное обра­ще­ние к Пре­свя­той Бого­ро­дице «спаси нас» может озна­чать про­ше­ние об избав­ле­нии или ограж­де­нии от опас­но­сти. Под опас­но­стью же могут под­ра­зу­ме­ваться раз­лич­ные угрозы. Во-первых, опас­но­сти могут носить рели­ги­оз­ный харак­тер: опас­ность не испол­нить какую-то норму Божьего закона, опас­ность в борьбе с силами зла, нако­нец, опас­ность укло­не­ния от жизни во Христе.

Во-вторых, под опас­но­стями могут под­ра­зу­ме­ваться угрозы, не свя­зан­ные напря­мую с хри­сти­ан­скою дея­тель­но­стью. Откли­ка­ясь на наши молитвы, Бого­ро­дица, как Пре­не­по­роч­ная Матерь Христа, может помочь нам хода­тай­ством, а может про­явить Свою силу и власть как Небес­ная Царица, напри­мер, послать в помощь моля­ще­муся анге­лов.

В‑третьих, в силу Её сугу­бого обо­же­ния и оче­вид­ной опре­де­лён­но­сти как Пред­ста­тель­ницы за чело­ве­че­ский род перед Своим сыном Иису­сом Хри­стом, мы можем обра­щаться к Бого­ро­дице о спа­се­нии своей души, но имея пра­виль­ное пред­став­ле­ние о том, что Она достигла этого не по есте­ству, а по бла­го­дати, при­част­но­сти к Богу.

В‑четвртых, это не един­ствен­ная форма молит­вен­ного обра­ще­ния к Бого­ро­дице о заступ­ни­че­стве, напри­мер, упо­треб­ля­ется и такие: “Моли Сына Твоего и Бога нашего”, [Христа] моли о душах наших, “…Бога рождши Истин­наго. Того моли спа­стися душам нашим”.

Как сов­ме­стить прис­но­дев­ство Бого­ро­дицы и то, что у Иисуса Христа были братья и сёстры, о них гово­рится у всех еван­ге­ли­стов, напри­мер ( Мк.6:3-4 ).

В еврей­ском языке зна­че­ния слов братья и сестры зна­чи­тельно шире, чем в рус­ском и вклю­чают в себя всех род­ствен­ни­ков чело­века, более или менее равных по воз­расту, тех, кого мы назы­ваем даль­ними род­ствен­ни­ками, напри­мер, дво­ю­род­ных бра­тьев и сестер. Это дети Иосифа Обруч­ника от пер­вого брака и Иаков, сын Марии, кото­рая при­хо­ди­лась род­ствен­ни­цей Бого­ро­дицы.

Как понять фразу про то, что Дева Мария «родила Сына Своего пер­венца» ( Мф.1:25 ) и ( Лк.2:7 ).

Словом пер­ве­нец пере­ве­дено гре­че­ское слово про­то­то­кос, бук­вально зна­ча­щее пер­во­рож­ден­ный. Это поня­тие не гене­а­ло­ги­че­ское, а юри­ди­че­ское (пер­ве­нец имел пре­иму­ще­ствен­ные права среди детей). Всё это под­твер­ждает и то, что мла­денца Иисуса роди­тели при­несли в Иеру­са­лим­ский храм (мы отме­чаем это собы­тие в празд­ник Сре­те­ния), т.к. в храм при­но­сили лишь пер­во­род­ного мла­денца муж­ского пола.

Что такое “непо­роч­ное зача­тие Бого­ро­дицы”?

Учение като­ли­цизма о непо­роч­ном зача­тии Девы Марии или, что то же, о том, будто Она была сверхъ­есте­ствен­ным обра­зом изъята от уз пер­во­род­ного греха “с самого пер­вого момента Своего Зача­тия”, рас­про­стра­ни­лось (в Запад­ной Церкви) во вре­мена позд­него сред­не­ве­ко­вья, но было дог­ма­ти­зи­ро­вано лишь в сере­дине XIX века (папой Пием IX, в 1854 г.).

Пра­во­слав­ная Цер­ковь, высоко оце­ни­вая досто­ин­ства Божьей Матери, тем не менее нико­гда не учила, что Она была изна­чально сво­бодна от пер­во­род­ного греха. В свя­то­оте­че­ском бого­сло­вии про­во­дится чёткое утвер­жде­ние, что Дева Мария была пре­до­чи­щена Святым Духом во время Бла­го­ве­ще­ния, перед самым зача­тием Гос­пода Иисуса Христа (но не в момент Своего зача­тия от Иоакима и Анны). При­ме­ни­тельно к Спа­си­телю не при­нято исполь­зо­вать выра­же­ние “непо­роч­ное зача­тие”, но при­нято: «бес­се­мен­ное зача­тие от Свя­того Духа».

Сле­дует заме­тить, что отно­си­тельно вопроса о вре­мени очи­ще­ния Бого­ро­дицы соб­ственно от пер­во­род­ного греха в пра­во­славно-бого­слов­ской лите­ра­туре встре­ча­ются разные мнения. Согласно одним, пре­до­чи­ще­ние Её Духом Святым (перед зача­тием Мессии) было свя­зано и с Её очи­ще­нием от пер­во­род­ного повре­жде­ния; согласно другим, Бого­ро­дица была очи­щена от пер­во­род­ного греха в момент Соше­ствия Свя­того Духа на апо­сто­лов в День Пяти­де­сят­ницы; нако­нец, третьи счи­тают, что Её омытие от скверны пер­во­род­ного греха про­изо­шло через при­ня­тие Ею Кре­ще­ния (совер­шён­ного Еван­ге­ли­стом Иоан­ном Бого­сло­вом). Эти раз­но­гла­сия сле­дует отно­сить к част­ным бого­слов­ским мне­ниям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *