биография дмитрия бортнянского кратко

Бортнянский, Дмитрий Степанович

28 сентября (10 октября) 1825 ( 1825-10-10 ) (73 года)

Хор, фортепиано, камерные

Духовная, камерная музыка

Дми́трий Степа́нович Бортня́нский (26 октября 1751, Глухов, Черниговское наместничество — 10 октября 1825, Санкт-Петербург) — русский композитор и дирижёр украинского происхождения. Один из первых основателей классической российской музыкальной традиции. Создатель партесного хорового концерта. Воспитанник, а затем управляющий Придворной певческой капеллой в Санкт-Петербурге. Выдающийся мастер хоровой духовной музыки. Автор опер «Сокол» (1786), «Сын-соперник, или Новая Стратоника» (1787), фортепианных сонат, камерных ансамблей.

Содержание

Биография

биография дмитрия бортнянского кратко. Смотреть фото биография дмитрия бортнянского кратко. Смотреть картинку биография дмитрия бортнянского кратко. Картинка про биография дмитрия бортнянского кратко. Фото биография дмитрия бортнянского кратко

биография дмитрия бортнянского кратко. Смотреть фото биография дмитрия бортнянского кратко. Смотреть картинку биография дмитрия бортнянского кратко. Картинка про биография дмитрия бортнянского кратко. Фото биография дмитрия бортнянского кратко

Благодаря рекомендации Бальтасара Галуппи семнадцатилетнему Дмитрию Бортнянскому, как особо одарённому музыканту, назначают художественную стипендию — «пансион» для учёбы в Италии. Однако он избирает местом постоянного жительства уже не Болонью, а другой важный культурный центр — Венецию, которая ещё с XVII столетия славилась своим оперным театром. Именно здесь был открыт первый публичный оперный театр в мире, в котором представления могли посещать все желающие, а не только вельможи. В Венеции жил и его бывший петербургский учитель итальянский композитор Бальтасар Галуппи, которого Дмитрий Бортнянский почитал ещё со времен учёбы в Петербурге. Галуппи помогает молодому музыканту стать профессионалом, кроме этого, для углубления своих знаний, Дмитрий Бортнянский выезжает на учёбу и в другие большие культурные центры — в Болонью (к падре Мартини), в Рим и в Неаполь.

биография дмитрия бортнянского кратко. Смотреть фото биография дмитрия бортнянского кратко. Смотреть картинку биография дмитрия бортнянского кратко. Картинка про биография дмитрия бортнянского кратко. Фото биография дмитрия бортнянского кратко

биография дмитрия бортнянского кратко. Смотреть фото биография дмитрия бортнянского кратко. Смотреть картинку биография дмитрия бортнянского кратко. Картинка про биография дмитрия бортнянского кратко. Фото биография дмитрия бортнянского кратко

Итальянский период был длительным (порядка десяти лет) и на удивление плодотворным в творчестве Дмитрия Бортнянского. Он написал здесь три оперы на мифологические сюжеты — «Креонт», «Алкид», «Квинт Фабий», а также сонаты, кантаты, церковные произведения. Эти сочинения демонстрируют блестящее мастерство автора во владении композиторской техникой итальянской школы, которая в то время была ведущей в Европе, и выражают близость к песенным истокам своего народа.

После возвращения в Россию Дмитрий Бортнянский был назначен учителем и директором Придворной певческой капеллы в Петербурге.

В последние годы жизни Бортнянский работал над подготовкой к изданию полного собрания своих сочинений, в которое он вложил почти все свои средства, но так и не увидел его. Композитору удалось лишь издать лучшие из своих хоровых концертов, написанных в молодости, как «Духовные концерты на четыре голоса, сочиненные и вновь исправленные Дмитрием Бортнянским».

Дмитрий Бортнянский умер 28 сентября 1825 года в Петербурге под звуки своего концерта «Вскую прискорбна еси душе моя», исполненного по его желанию капеллой в его квартире, а полное собрание его сочинений в 10 томах вышло лишь в 1882 под редакцией Петра Ильича Чайковского. Похоронен на Смоленском кладбище. В 1953 году прах был перенесен на Тихвинское кладбище при Александро-Невской лавре в Пантеон деятелей российской культуры. [3]

Музыкальное наследие

биография дмитрия бортнянского кратко. Смотреть фото биография дмитрия бортнянского кратко. Смотреть картинку биография дмитрия бортнянского кратко. Картинка про биография дмитрия бортнянского кратко. Фото биография дмитрия бортнянского кратко

биография дмитрия бортнянского кратко. Смотреть фото биография дмитрия бортнянского кратко. Смотреть картинку биография дмитрия бортнянского кратко. Картинка про биография дмитрия бортнянского кратко. Фото биография дмитрия бортнянского кратко

биография дмитрия бортнянского кратко. Смотреть фото биография дмитрия бортнянского кратко. Смотреть картинку биография дмитрия бортнянского кратко. Картинка про биография дмитрия бортнянского кратко. Фото биография дмитрия бортнянского кратко

биография дмитрия бортнянского кратко. Смотреть фото биография дмитрия бортнянского кратко. Смотреть картинку биография дмитрия бортнянского кратко. Картинка про биография дмитрия бортнянского кратко. Фото биография дмитрия бортнянского кратко

После смерти композитора его вдова Анна Ивановна передала на хранение в Капеллу оставшееся наследие — гравированные нотные доски духовных концертов и рукописи светских сочинений. По реестру их было немало: «опер италианских — 5, арий и дуэтов российских, французских и итальянских — 30, хоров российских и итальянских — 16, увертюр, концертов, сонат, маршей и разных сочинений для духовой музыки, фортепиан, арфы и прочих инструментов — 61». Все сочинения были приняты и «положены в приготовленное для оных место». Точные названия его произведений указаны не были.

Но если хоровые произведения Бортнянского исполнялись и многократно переиздавались после его смерти, оставаясь украшением русской духовной музыки, то светские его сочинения — оперные и инструментальные — были забыты вскоре после его кончины.

О них вспомнили только в 1901 году во время торжеств по случаю 150-летия со дня рождения Д. С. Бортнянского. Тогда в Капелле были обнаружены рукописи ранних сочинений композитора и устроена их выставка. В числе рукописей были оперы «Алкид» и «Квинт Фабий», «Сокол» и «Сын-соперник», сборник клавирных произведений, посвященный Марии Федоровне. Этим находкам была посвящена статья известного историка музыки Н. Ф. Финдейзена «Юношеские произведения Бортнянского», которая завершалась следующими строками:

Талант Бортнянского с легкостью владел и стилем церковного пения, и стилем современной ему оперы и камерной музыки. Светские произведения Бортнянского … остаются неизвестными не только публике, но даже музыкальным исследователям. Большинство произведений композитора находятся в автографных рукописях в библиотеке Придворной певческой капеллы, за исключением квинтета и симфонии (хранятся в Публичной библиотеке).

Автор призывал придворную певческую капеллу опубликовать имеющиеся в её распоряжении материалы, однако — безрезультатно.

О светских сочинениях Бортнянского вновь заговорили спустя ещё полвека. Многое к этому времени оказалось утраченным. Архив Капеллы после 1917 года был расформирован, а его материалы по частям переданы в разные хранилища. Некоторые произведения Бортнянского, к счастью, были найдены, но большая их часть бесследно исчезла, в том числе и сборник, посвященный великой княгине. Поиски их продолжаются и по сей день.

Источник

Биография дмитрия бортнянского кратко

. Ты гимны дивные писал
И, созерцая мир блаженный,
Его нам в звуках начертал.

Агафангел. Памяти Бортнянского

биография дмитрия бортнянского кратко. Смотреть фото биография дмитрия бортнянского кратко. Смотреть картинку биография дмитрия бортнянского кратко. Картинка про биография дмитрия бортнянского кратко. Фото биография дмитрия бортнянского кратко

Д. Бортнянский — один из талантливейших представителей русской музыкальной культуры доглинкинской эпохи, снискавший искреннюю любовь соотечественников и как композитор, чьи сочинения, особенно хоровые, пользовались исключительной популярностью, и как незаурядная, разносторонне одаренная, обладавшая редким человеческим обаянием личность. «Орфеем реки Невы» назвал композитора безымянный поэт-современник. Его творческое наследие обширно и разнообразно. Оно насчитывает около 200 названий — 6 опер, более 100 хоровых произведений, многочисленные камерно-инструментальные сочинения, романсы. Музыку Бортнянского отличает безупречный художественный вкус, сдержанность, благородство, классическая ясность, высокий профессионализм, выработанный изучением современной европейской музыки. Русский музыкальный критик и композитор А. Серов писал, что Бортнянский «учился на тех же образцах, как и Моцарт, и самому Моцарту очень подражал». Однако при этом музыкальный язык Бортнянского национален, в нем явственно ощущается песенно-романсовая основа, интонации украинского городского мелоса. И это неудивительно. Ведь по происхождению Бортнянский украинец.

Юность Бортнянского совпала со временем, когда мощный общественный подъем на рубеже 60-70-х гг. XVIII в. пробудил национальные творческие силы. Именно в это время в России начинает складываться профессиональная композиторская школа.

Ввиду исключительных музыкальных способностей Бортнянский был отдан в шестилетнем возрасте в Певческую школу, а через 2 года отправлен в Петербург в Придворную певческую капеллу. Удача с детских лет благоприятствовала красивому умному мальчику. Он стал любимцем императрицы, вместе с другими певчими участвовал в увеселительных концертах, придворных спектаклях, церковных службах, обучался иностранным языкам, актерскому искусству. Директор капеллы М. Полторацкий занимался с ним пением, а итальянский композитор Б. Галуппи — композицией. По его рекомендации в 1768 г. Бортнянский был отправлен в Италию, где пробыл 10 лет. Здесь он изучал музыку А. Скарлатти, Г. Ф. Генделя, Н. Иоммелли, сочинения полифонистов венецианской школы, а также успешно дебютировал как композитор. В Италии была создана «Немецкая обедня», интересная тем, что в некоторые песнопения Бортнянский ввел православные старинные распевы, разработав их на европейский манер; а также 3 оперы-seria: «Креонт» (1776), «Алкид», «Квинт Фабий» (обе — 1778).

В 1779 г. Бортнянский возвратился в Петербург. Его сочинения, преподнесенные Екатерине II, имели сенсационный успех, хотя справедливости ради следует отметить, что императрица отличалась редкой антимузыкальностью и аплодировала исключительно по подсказке. Тем не менее Бортнянский был обласкан, получил вознаграждение и должность капельмейстера Придворной певческой капеллы в 1783 г. по отъезде Дж. Паизиелло из России стал еще и капельмейстером «малого двора» в Павловске при наследнике Павле и его супруге.

Такой разнообразный род занятий стимулировал сочинение музыки во многих жанрах. Бортнянский создает большое количество хоровых концертов, пишет инструментальную музыку — клавирные сонаты, камерные произведения, сочиняет романсы на французские тексты, а с середины 80-х гг., когда павловский двор увлекся театром, создает три комические оперы: «Празднество сеньора» (1786), «Сокол» (1786), «Сын-соперник» (1787). «Прелесть этих опер Бортнянского, написанных на французский текст, в необычайно красивом слиянии благородной итальянской лирики с томностью французского романса и острой фривольностью куплета» (Б. Асафьев).

Разносторонне образованный человек, Бортнянский охотно принимал участие в литературных вечерах, устраивавшихся в Павловске; позже, в 1811-16 гг. — посещал собрания «Беседы любителей русского слова», возглавлявшейся Г. Державиным и А. Шишковым, сотрудничал с П. Вяземским и В. Жуковским. На стихи последнего он написал ставшую популярной хоровую песню «Певец во стане русских воинов» (1812). Вообще Бортнянский обладал счастливой способностью сочинять музыку яркую, мелодичную, доступную, не впадая при этом в банальность.

В 1796 г. Бортнянский был назначен управляющим, а затем директором Придворной певческой капеллы и оставался на этом посту до конца своих дней. На новой должности он энергично взялся за осуществление собственных художественных и просветительских намерений. Он значительно улучшил положение певчих, ввел в капелле субботние общедоступные концерты, подготовил хор капеллы к участию в концертах. Филармонического общества, начав эту деятельность исполнением оратории Й. Гайдна «Сотворение мира» и завершив ее в 1824 г. премьерой «Торжественной мессы» Л. Бетховена. За свои заслуги в 1815 г. Бортнянский был избран почетным членом Филармонического общества. О его высоком положении свидетельствует принятый в 1816 г. закон, согласно которому к исполнению в церкви допускались либо произведения самого Бортнянского, либо музыка, получившая его одобрение.

В своем творчестве, начиная с 90-х гг., Бортнянский сосредоточивает свое внимание на духовной музыке, среди различных жанров которой особенно значительны хоровые концерты. Они представляют собой циклические, большей частью четырехчастные композиции. Некоторые из них носят торжественный, праздничный характер, но более характерны для Бортнянского концерты, отличающиеся проникновенным лиризмом, особой душевной чистотой, возвышенностью. По словам академика Асафьева, в хоровых сочинениях Бортнянского «произошла реакция того же порядка, как в тогдашней российской архитектуре: от декоративных форм барокко к большей строгости и сдержанности — к классицизму».

В хоровых концертах Бортнянский нередко выходит за рамки, предписанные церковными правилами. В них можно услышать маршевые, танцевальные ритмы, влияние оперной музыки, а в медленных частях порой возникает сходство с жанром лирической «российской песни». Духовная музыка Бортнянского и при жизни композитора и после его кончины пользовалась огромной популярностью. Ее перекладывали для фортепиано, гуслей, переводили в систему цифровой нотной записи для слепых, постоянно издавали. Однако среди профессиональных музыкантов XIX в. не было единодушия в ее оценке. Сложилось мнение о ее слащавости, а инструментальные и оперные сочинения Бортнянского оказались и вовсе забытыми. Лишь в наше время, особенно в последние десятилетия, музыка этого композитора вновь вернулась к слушателю, зазвучала в оперных театрах, концертных залах, явив нам подлинный масштаб дарования замечательного русского композитора, истинного классика XVIII в.

Источник

БОРТНЯНСКИЙ ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ

Российский композитор и дирижер.

Происхождение и образование.

Дмитрий Бортнянский родился в Глухове (Сумская область Украины) в семье казака, служившего у гетмана К.Г. Разумовского. Его отец происходил из села Бортне и принадлежал к народности лемков. После переселения в Глухов отец композитора сменил свое подлинную фамилию Шкурат на Бортнянский, образованную от названия его родной деревни.

В 1763 г. императрица Екатерина II подписала указ о приглашении к императорскому двору из Венеции известного итальянского композитора и одного из лучших европейских капельмейстеров Галуппи Буронелли. Побывав на выступлении придворной певческой капеллы, итальянский композитор особо отметил своим вниманием нескольких солистов, в числе которых был и Дмитрий Бортнянский. Когда наступило время возвращения в Италию, Галуппи Буронелли взял будущего композитора с собой.

Обучение в Италии. Первые серьезные произведения.

С 1768 г. Бортнянский живет в Италии. Ему как особо одаренному музыканту назначили «пансион» (стипендию) для учебы. В качестве места постоянного жительства будущий композитор избрал Венецию, но выезжал также в Рим, Неаполь и Болонью. Он занимается контрапунктом, играет на органе и клавесине, посещает венецианские театры, совершенствует мастерство написания собственных, еще ученических музыкальных произведений.

В 1776 г. в венецианском театре Сан-Бенедетто была поставлена опера Бортнянского на античный сюжет «Креонт», не снискавшая большого успеха у публики. Потом в Венеции состоялась премьера оперы «Алкид», еще одного произведения Бортнянского на античный сюжет. В ней Бортнянский стал внимательнее к рисунку характеров персонажей, разнообразнее в мелодике. Еще одна опера композитора, «Квинт», была поставлена в Модене. О русском композиторе в итальянской прессе писали так: «Разнообразие, изящество и блеск вокального исполнения, изобретательность и приятность балета, искусное построение сюжета создали спектакль, доставивший наслаждение и получивший одобрение двора Его Светлости и единодушные аплодисменты зрителей».

Среди хоровых сочинений Бортнянского итальянского периода особый интерес представляет «Немецкая обедня», которая интересна тем, что некоторые из входящих в нее хоральных песнопений основаны на старинных напевах, характерных для православной духовной музыки. В Италии он написал два мотета, «Ave Maria» (1775) для двух женских голосов (сопрано и альта) в сопровождении двух валторн и струнных инструментов, и «Salve Regina» (1776) для контральто, струнного оркестра, валторн и гобоя. Помимо этих произведений, композитор написал в Италии несколько сонат, кантат, произведений церковной музыки, которые демонстрируют способности автора во владении композиторской техникой итальянской школы и одновременно близость к песенным истокам русского народа.

В 1779 г. он получил письмо от главного директора придворных театров и музыки И. П. Елагина, в котором тот призывал Бортнянского вернуться в Россию. Композитор возвращается на Родину.

Петербургский период творчества композитора

В Санкт-Петербурге Бортнянский занял должность капельмейстера придворного певческого хора. Одновременно начинается новый этап в творчестве композитора, для которого характерно написание в основном хоровой музыки. Стиль Бортнянского, проявившийся у него с самых первых произведений, открывает новый исторический этап в развитии русской хоровой музыки. Композитор, в отличие от своих предшественников, при написании музыки уверенно опирается на бытующие светские жанры. Стараниями Бортнянского хоровая музыка выходит за пределы академичного полифонического письма. Появление его опусов в печати стало первым примером публикации авторских духовных музыкальных сочинений в России.

В конце 1784 г. после отъезда в Италию композитора Джованни Паизиелло, Бортнянский занимает его место при дворе великой княжны Марии Федоровны, для которой он подготовил альбом пьес, предназначенных для исполнения на фортепиано, клавесине и клавикорде. Композитор долго трудился над оформлением альбома. Через год ему был пожалован чин коллежского асессора. В 1786-1787 гг. состоялись постановки трех опер Бортнянского: «Празднество сеньора, комедия с ариями и балетом», «Сокол» и «Сын-соперник, или Новая Стратоника».

В 1780-1790-е гг. композитор написал большую часть своих хоровых сочинений. В основном они были написаны для обычного четырехголосного состава, но присутствуют в его творческом наследии и двухорные произведения. Есть у Бортнянского и трехголосные литургические сочинения, а также многочастные хоровые композиции (концерты). Именно хоровые концерты Бортнянского, в которых строгая красота классицизма сочеталась с интонационной мягкостью национальной лирики, составляют самую известную часть его творческого наследия. Принадлежали его перу и одночастные литургические хоры, которые нередко превосходили хоровые концерты по степени яркости лирических образов, отточенности тематизма, изысканности фактуры и изяществе формы.

Начиная с последнего десятилетия XVIII в. жизнь Бортнянского значительно изменилась. В 1796 г. он одновременно получил чин коллежского советника и должность директора придворной певческой капеллы, а через полгода ему был пожалован чин статского советника. При нем в капелле произошло отделение хора a capella от оперного, упорядочение и повышение певчим жалования, а в дальнейшем началось строительство для них новых жилых корпусов. Бортнянский бережно хранил и развивал вокальные традиции капеллы. Из поколения в поколение певчие воспитывались на вокальной школе, обеспечивавшей стабильную тембровую ровность и слитность хора от дискантов до басов, что облегчало техническую работу с ансамблем и давало ему огромные выразительные возможности. Одновременно с деятельностью в капелле композитор преподавал в Смольном институте и участвовал в работе Петербургского филармонического общества.

В начале 1800-х гг. Бортнянский проявил себя и в музыкально-общественной деятельности. Он ввел дневные открытые концерты в зале Капеллы, в течение многих лет сохраняя эту традицию. Немалое место в его жизни занимала исполнительская работа с хором капеллы для концертов Петербургского филармонического общества. Большая и даже подавляющая часть концертных программ общества состояла из вокально-симфонических произведений. В 1806 г. Бортнянский получил чин действительного статского советника.

К 1811-1816 гг. относятся внецерковные духовные гимны Бортнянского («Предвечный и необходимый» на слова Ю.А. Нелединского-Мелецкого). В этих произведениях сложился музыкальный стиль русского героико-патриотического гимна. К этому же времени относится и хоровая патриотическая песня Бортнянского «Певец во стане русских воинов» (1812) на слова В.А.Жуковского для солиста (тенор), хора (альты, басы) и оркестра.

В 1814 г. Бортнянскому по заказу государства пишет двухголосную литургию «Простое пение», для которой характерно чередование свободной внеметровой речитации, номеров песенного характера и мелодики промежуточного, полураспевного-полуречитативного типа. В те же годы Бортнянский начинает редактирование и издание своих четырехголосных концертов. В 1815 г. Бортнянский был избран почетным членом Петербургского филармонического общества.

В 1816 г. высочайшим указом императора Александра I на Бортнянского были возложены обязанности цензора духовной музыки. Указ гласил: «Все, что поется в церквах по нотам, должно быть печатное и состоять или из собственных сочинений директора Придворного певческого хора действительного статского советника Бортнянского, или других известных сочинителей, но сих последних сочинения непременно должны печатаемы быть с одобрения г. Бортнянского».

Композитор умер 28 сентября 1825 г. в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище, но в 1953 г. прах композитора был перенесён на Тихвинское кладбище при Александро-Невской лавре в Пантеон деятелей российской культуры.

Источник

Бортнянский, Дмитрий Степанович

ПОДЕЛИТЬСЯ

БОРТНЯНСКИЙ, ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ – (28 октября 1751, Глухов, Черниговское наместничество — 10 октября 1825, Санкт-Петербург) великий русский композитор, дирижёр, общественный деятель. Воспитанник, а затем управляющий Придворной певческой капеллой в Санкт-Петербурге. Наряду с М.С. Березовским считается создателем классического типа русского хорового концерта. Автор опер «Сокол» (1786), «Праздник сеньора» (1786), «Сын-соперник, или Новая Стратоника» (1787), фортепианных сонат, камерных ансамблей. Совместно с Херасковым стал автором гимна “Коль славен”, который на протяжении долгих лет являлся неофициальным гимном российского масонства и исполнялся Братьями на каждом собрании во время застольной ложи хором. Член Ложи “Гармония”.

Дмитрий Бортнянский родился 28 октября 1751 года в Глухове, Черниговское наместничество. По словам польского приходского священника Mirosław Cidyło, отец Бортнянского носил имя «Штефан Шкурат», происходил из села Бортне (вар. Бартне) и был лемком, однако стремился попасть в гетманскую столицу, где и принял более «благородную» фамилию «Бортнянский» (образованную от названия родной деревни). Дмитрий Бортнянский, как и его старший коллега Максим Березовский, ребёнком учился в знаменитой глуховской школе и уже в семилетнем возрасте благодаря своему чудесному голосу был принят в Придворную певческую капеллу в Петербурге. Как и большинство хористов Придворной певческой капеллы, наряду с церковным пением, он исполнял также и сольные партии в т. н. «эрмитажах» — итальянских концертных спектаклях, причём сначала, в 11-12 летнем возрасте, — женские (такая тогда была традиция, что женские роли в операх пели мальчики), а уже позже — и мужские.

Благодаря рекомендации Бальтасара Галуппи семнадцатилетнему Дмитрию Бортнянскому, как особо одарённому музыканту, назначают художественную стипендию — «пансион» для учёбы в Италии. Однако он избирает местом постоянного жительства уже не Болонью, а другой важный культурный центр — Венецию, которая ещё с XVII столетия славилась своим оперным театром. Именно здесь был открыт первый публичный оперный театр в мире, в котором представления могли посещать все желающие, а не только вельможи. В Венеции жил и его бывший петербургский учитель итальянский композитор Бальтасар Галуппи, которого Дмитрий Бортнянский почитал ещё со времен учёбы в Петербурге. Галуппи помогает молодому музыканту стать профессионалом, кроме этого, для углубления своих знаний, Дмитрий Бортнянский выезжает на учёбу и в другие большие культурные центры — в Болонью (к падре Мартини), в Рим и в Неаполь.

Итальянский период был длительным (порядка десяти лет) и на удивление плодотворным в творчестве Дмитрия Бортнянского. Он написал здесь три оперы на мифологические сюжеты — «Креонт», «Алкид», «Квинт Фабий», а также сонаты, кантаты, церковные произведения. Эти сочинения демонстрируют блестящее мастерство автора во владении композиторской техникой итальянской школы, которая в то время была ведущей в Европе, и выражают близость к песенным истокам своего народа.

После исполнения «Алкида» во время венецианского карнавала, партитура оперы пропала и была найдена лишь спустя два века в одной из библиотек Вашингтона. Копию партитуры отыскала американка русского происхождения Кэрол Хьюз. Она отправила ее известному музыковеду Юрию Келдышу, и в 1984 году опера впервые прозвучала на родине Бортнянского в Киеве, а затем и в Москве.

В 1779 году музыкальный руководитель при императорском дворе Иван Елагин направил Бортнянскому приглашение вернуться в Россию. По возвращении Бортнянский получил должность капельмейстера Придворной капеллы и здесь начался переломный момент в творческой биографии композитора – он посвящает себя отечественной музыке. Наибольших успехов Бортнянский достиг в жанре хоровых духовных концертов, объединив в них европейские техники музыкальных сочинений с православными традициями.

В 1785 году Бортнянский получил приглашение на должность капельмейстера “малого двора” Павла I. Не оставляя своих основных обязанностей, Бортнянский согласился. Основная работа при дворе Павла I находилась для Бортнянского в летнее время. В честь Павла I Бортнянский в 1786 году создал оперу “Празднество сеньора”, увертюру к которой заимствовал из своей итальянской оперы “Квинт Фабий”. В тот период Бортнянским было написано еще два оперных произведения: в 1786 году он сочинил оперу “Сокол”, а в 1787 году “Сын-соперник”, которая считается лучшим оперным произведением за всю творческую биографию Бортнянского. Опера “Сокол” также не забыта и в настоящее время входит в репертуар театра “Санктъ-Петербургъ-опера”.

В середине 90-х годов Бортнянский прекращает музыкальную деятельность при “малом дворе”. Оперных произведений композитор больше не писал. По мнению некоторых историков, это могло быть связано с увлечением композитора движением масонов. Именно Бортнянский был автором известного гимна русских масонов на стихи М.Хераскова “Коль славен наш господь во Сионе”.

Кроме всего, после возвращения в Россию Дмитрий Бортнянский был назначен учителем и директором Придворной певческой капеллы в Петербурге. На этом посту проявил себя как энергичный администратор. Добившись (в 1816) императорской привилегии осуществлять цензуру на издание и исполнение русской духовной музыки, Бортнянский занялся редактированием лучших образцов русского церковного многоголосия. Первым делом он издал (во второй половине 1810-х гг.; точная дата публикации неизвестна) в своей редакции сочинения Б.Галуппи, Дж.Сарти, М.С.Березовского, а также собственные хоровые концерты.

В конце жизни Бортнянский продолжал писать романсы, песни, кантаты. Он написал гимн «Певец в стане русских воинов» на слова Жуковского, посвящённый событиям войны 1812 года. В последние годы жизни Бортнянский работал над подготовкой к изданию полного собрания своих сочинений, в которое он вложил почти все свои средства, но так и не увидел его.

В репертуаре духовной музыки, которая занимает одну из главных ролей в творческой биографии Бортнянского, около полутора сотен произведений: богослужебные песнопения, духовные концерты, литургия, трио. Его духовно-музыкальные произведения исполнялись в течение всего 19 века. Некоторые из них исполняются в русских храмах на рождественских и пасхальных концертах по сей день. Бортнянский являлся создателем нового типа духовного хорового концерта. Его стиль, основанный на классицизме с элементами сентиментализма и традиционных песенных русских и украинских интонациях, позже использовали в своей композиторской деятельности многие авторы. Бортнянский был признанным мастером хоровой духовной музыки.

Дмитрий Бортнянский умер 28 сентября 1825 года в Петербурге под звуки своего концерта «Вскую прискорбна еси душе моя», исполненного по его желанию капеллой в его квартире, а полное собрание его сочинений в 10 томах вышло лишь в 1882 под редакцией Петра Ильича Чайковского. Похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1953 году прах был перенесён на Тихвинское кладбище при Александро-Невской лавре в Пантеон деятелей российской культуры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *